С чего начинать акустической или классической гитары

Электрогитара, акустическая или классическая: с какой начать учиться?

Когда со мной связываются потенциальные ученики, как правило, они рассказывают некую краткую предысторию о том, что именно их привело к преподавателю. Все эти истории достаточно разные, однако, за время своей профессиональной деятельности я стал замечать в них общие черты. В данной статье я бы хотел остановиться на одной из часто описываемых потенциальными учениками ситуаций: «Я очень хочу научиться играть на электрогитаре, но у меня есть проблема. Я никогда не играл на акустической (классической) гитаре, а многие говорят, да и я сам читал разные статьи о том, что прежде чем учиться играть на электрогитаре, надо освоить азы на акустике или классике. Но меня акустическая или классическая гитары вообще не привлекают, а вот электрогитара наоборот. Насколько критично отсутствие умения играть на акустической (классической) гитаре для того, чтобы начать обучение на электрогитаре?»

Дело в том, что классическая гитара, акустическая гитара и электрогитара — три абсолютно разных музыкальных инструмента, отличающихся не только по звуку, а еще и по своему функционалу. Следовательно, они различаются и по технике звукоизвлечения. Чтобы было понятнее, приведу в пример парочку аналогий. Если человек захотел научиться водить легковой автомобиль и с этой целью пришел в автошколу, вряд ли тамошние преподаватели будут ему предлагать пройти обучение езде на мотоцикле или на самосвале. Несмотря на то, что данные виды транспорта ездят по одним дорогам, они все-таки кардинально друг от друга отличаются. Точно так же люди, желающие заниматься боксом, скорее всего, не станут обращаться к тренеру по греко-римской борьбе, так как очевидно, что это два абсолютно разных вида единоборств. И если данные утверждения практически ни у кого сомнения не вызывают, то с гитарами, дело обстоит совершенно иначе.

Читайте также:  Не стреляй ддт разбор гитара

К сожалению, достаточно большое количество людей действительно не понимают разницы между классической, акустической и электрогитарой. Конечно же, достаточно много людей отдают себе отчет в том, что вышеперечисленные инструменты мало чем пересекаются. Однако среди них есть убежденные в том, что нельзя приступать к обучению игре на электрогитаре, не научившись играть на акустике или классике. Со всей ответственностью смею заверить, что данные убеждения являются исключительно стереотипом и не представляют собой никакой информационной ценности. Следование этим необоснованным домыслам является грубой ошибкой, которая не приведет ни к чему, кроме как к потерянным впустую средствам и времени. Откуда берется данный стереотип, вопрос второй. Кто-то прочитал в интернете, кто-то догадался сам, кому-то это объяснял преподаватель, который либо некомпетентен и сам верит в эту чушь, либо просто мошенник, пытающийся продержать у себя ученика как можно дольше любой ценой.

На самом деле, ни малейшей связи между акустической, классической и электрогитарой нет, за исключением количества струн (и то не всегда). Как уже говорилось ранее, каждый из этих музыкальных инструментов имеет свои специфику и функционал, которые накладывают на него определенные особенности, выражающиеся в технике звукоизвлечения. То есть, если музыкант хорошо владеет, например, акустической гитарой, это отнюдь не означает, что он без подготовки сможет овладеть электрогитарой или классической гитарой.

Различия между гитарами по технике звукоизвлечения

Чем же электрогитара отличается от акустической и классической? Возьмем, к примеру, такой параметр как чистота звукоизвлечения. Электрогитара, в отличие от акустики или классики, по сути, представляет собой гиперчувствительный инструмент, так как в подавляющем большинстве случаев ее используют при игре на перегрузе. Она настолько чувствительна, что требует постоянного тотального контроля за глушением лишних струн. Ярковыраженная грязная игра на акустической или классической гитаре подразумевает прямую атаку лишних струн вместо/вместе с игровыми. С электрогитарой все гораздо сложнее. Даже если медиатор бьет по игровым струнам идеально точно, лишние струны в случае отсутствие глушения все равно будут резонировать, что мгновенно будет слышно из динамика комбика в виде кучи грязи и всевозможных призвуков. Именно поэтому одной из главных проблем, встречающихся на пути начинающих электрогитаристов является чистое звукоизвлечение. На акустической и классической гитарах возникновение таких ситуаций также возможно, однако оно не будет столь очевидным для людей с неразвитым слухом. Чтобы научиться слышать на акустике и классике резонирование соседних струн и наложение не созвучных (диссонирующих) нот, вызванное побочной вибрацией лишних струн, нужен определенный опыт игры на данных музыкальных инструментах, которого у новичков, конечно же, нет. Следовательно, руки при игре на разнотипных гитарах будут работать в совершенно ином режиме.

Читайте также:  Виниловый проигрыватель аккорд 201 стерео схема

Очевидно, что рассчитывать на чистую игру на электрогитаре, обучаясь при этом только на классике или акустике, не стоит. Это абсолютно не означает, что электрогитара лучше акустической или классической — они просто разные. А вот какая из них лучше (вернее будет сказать, больше нравится), должен решать каждый сам за себя, опираясь при этом исключительно на вкусовые (музыкальные) предпочтения. По-другому ответить на столь субъективный вопрос невозможно.

Об универсальности преподавателей

Пример с чистым звукоизвлечением является лишь одним из множества параметров, так или иначе, по-своему трактующимся при игре на разнотипных гитарах. И каждый параметр вносит существенные коррективы в технику игры на данных инструментах. Значимость этих различий я лично прочувствовал на себе в 2003 году, когда, отучившись три года по специальности «классическая гитара» у одного из лучших преподавателей России Леонида Резника, я не смог совладать с электрогитарой, потратив уйму времени на тщетные попытки самостоятельного освоения этого музыкального инструмента. Впоследствии в период с 2004 по 2006 год мне удалось пройти полный курс обучения игре на электрогитаре у одного из лучших и самых востребованных преподавателей Москвы Юрия Сергеева.

В жизни я всегда стараюсь с осторожностью относиться к универсальным решениям. Какие бы ни были распрекрасные современные смартфоны, они никогда не будут записывать звук так, как это сделает отдельный хороший микрофон, никогда не сфотографируют так же качественно, как это сделает достойный зеркальный фотоаппарат, не зазвучат так, как это сделает адекватная акустическая система и т.д. Как бы ни цинично это прозвучало, на мой взгляд, со специалистами ситуация аналогичная. Чем универсальнее специалист, тем хуже он выполняет каждую из своих функций. Это относится и к музыкантам, и к преподавателям. Однако и в данном правиле могут быть исключения (и я знаком с людьми, продемонстрировавшими это на личном примере), но они возможны только при выполнении ряда определенных требований.

Читайте также:  Дмитрий шостакович вальс 2 ноты для гитары

Конечно же, одним из необходимых требований является умение достойно играть на музыкальном инструменте. Но, как известно, хороший музыкант далеко не всегда является хорошим преподавателем. В моем понимании, компетентность преподавателя заключается, прежде всего, в наличии у него программы обучения игре именно на том музыкальном инструменте, уроки которого он предлагает. Напомню, что под программой обучения в моем понимании подразумевается целый комплекс учебно-методических элементов, выполнение которых направлено на достижение конкретных результатов в освоении определенного музыкального инструмента. Не трудно догадаться, что раз классическая, акустическая и электрогитара настолько сильно отличаются друг от друга, то и программы обучения игре на данных инструментах мало в чем будут совпадать.

Достаточно давно я принял решение связать свою профессиональную карьеру именно с электрогитарой. Несколько лет назад мне удалось составить и откатать свою программу обучения, которая является основой моей нынешней преподавательской деятельности. Разработка программы обучения в моем понимании представляет собой кропотливый труд, требующий определенного количества времени, преподавательского опыта, стабильного потока учеников, сбора статистических данных, систематического анализа полученных результатов, на основе которого программа будет модернизироваться и т.д. и т.п. По моему глубокому убеждению, чтобы преподавать на другом музыкальном инструменте, не превратившись при этом в очередного «универсального» в плохом смысле слова специалиста, необходимо будет пройти весь этот путь с самого начала.

Заключение

Не секрет, что труд разнорабочего оплачивается гораздо меньше, чем труд специалиста узкого профиля. Совпадение? Нет, скорей объективная закономерность. Обучать боксу должен боксер, ездить на легковом автомобиле — инструктор с правами категории «B». Совершенно точно, музыка и уж тем более преподавательская деятельность исключением здесь не является. Поэтому если есть желание освоить акустическую гитару, настоятельно рекомендую обратиться к преподавателю по игре на акустической гитаре. Если есть желание познать классическую гитару, ищите преподавателя специализирующегося на классической гитаре. А если вы мечтаете научиться играть на электрогитаре, то я к вашим услугам!

Источник

Выбор гитары. Классика или акустика?

Итак, вы решили начать играть на гитаре! Прежде всего, поздравляю, вы собираетесь отправиться в замечательное музыкальное путешествие, которое, несомненно, изменит вашу жизнь к лучшему – да, научиться играть на гитаре это очень хорошее и правильное решение! Приключение начинается с нелегкого, но важного выбора – с какой гитары вы хотите начать? Конечно, вы можете начать с любого типа гитары, будь то электрическая, акустическая или классическая, усвоив базовые знания и получив основные навыки игры , вы без труда сможете перейти с одного вида гитар на другой , занимаясь в своем привычном темпе. Но, в этой статье мы будем говорит о самых распространенных отправных точках в становлении гитариста — выбор между приобретением акустической или же классической гитары для начала занятий. Какой из вариантов наиболее подходит вам? Если вы хотите знать почему большинство гитаристов начинают именно с этих видов гитар, то это происходит из-за того, что эти гитары немного менее жесткие для пальцев, к тому же, вам не нужен усилитель, чтобы правильно слышать извлекаемый звук. Помимо этого, они более доступны так как имеют более низкую цену, чем электрические гитары. Обсудим различные качества акустической и классической гитар, чтобы упростить выбор инструмента.
Различия этих типов гитар видны невооруженным глазом даже во внешнем виде. Гриф классической гитары намного шире, чем гриф на акустической гитаре. К тому же, весьма часто на классической гитаре отсутствуют какие-либо маркеры ладов (точки, прямоугольники или другие инкрустации). Форма корпуса тоже имеет различия. Акустические гитары преимущественно имеют форму дредноута, которая значительно больше, чем классическая. Еще одна деталь – на классических гитарах зачастую отсутствует вырез, открывающий доступ к верхним ладам.
Перейдем к более функциональным отличиям. Классическая гитара использует нейлоновые струны, тогда как современная акустика использует стальные. Эти виды струн звучат и ведут себя очень по-разному. Нейлоновые струны классической гитары намного толще и мягче, чем стальные струны. За счет этого звук классической несколько тише, чем у акустической. Стальные струны акустической гитары имеют имеют более яркий, громкий и звонкий звук, который резонирует дольше, чем классическая гитара . Но, при этом они более тонкие и жесткие, сила натяжения у них выше, поэтому стальные струны несколько не комфортны для неокрепших пальцев. Но, не волнуйтесь, немного практики, пальцы станут тверже и дискомфорт пройдет!
Разница в струнах и форме корпуса играет огромную роль в том, как звучат эти гитары. Ведь звук – один из основных критериев при выборе! Подумайте, какую музыку вы предпочитаете слушать. Если вам нравится музыкальный стиль фолк, фламенко или испанская гитара, то классическая гитара это то, что вам нужно, ведь музыканты данных жанров зачастую используют именно такой тип гитар. Но, если к решению научиться играть на гитаре вас подтолкнула музыка жанров рок, кантри или блюз, то почти каждая ваша любимая группа будет использовать акустику со стальными струнами, а не классическую гитару. Да, вы можете учиться на одном, но «Wonderwall» от Oasis или «Yesterday» от The Beatles будет звучать очень странно, когда играется на классической гитаре. Весьма распространено то, что большинство гитаристов сделают естественное прогрессирование от игры на классической гитаре до использования акустической гитары. Очень немногие предпочитают оставаться верными классической гитаре.

Итак, подведем итоги. Если вам нравятся звуки фламенко или испанской гитары, или , быть может, вас интересует вариант с более мягкими струнами для начала обучения, то лучший вариант – классическая гитара с нейлоновыми струнами. Или, если вам нравятся громкие, насыщенные тона и чрезвычайно универсальное звучание, которое вы можете использовать для широкого спектра музыкальных жанров, то вероятнее всего стоит остановиться на акустической гитаре. Лучшее, что вы можете сделать, это попробовать как можно больше гитар и посмотреть, какой стиль вам ближе и какую музыку вы любите играть. Есть тысячи гитар, и среди них вы с легкостью найдете ту, что подходит для вас больше всего — не торопитесь и получайте удовольствие!

Источник

Как выбрать гитару?

Мы сделали короткую программу, которая автоматически предложит Вам подходящие варианты гитар под Ваши цели и Ваш бюджет.
Вам нужно только ответить на несколько простых вопросов. Ответить на вопросы>>>

КЛАССИЧЕСКАЯ ГИТАРА

  • Широкий гриф 52мм
  • Нейлоновые струны

Классическую гитару мы рекомендуем для детей от 11 до 14 лет, для музыкальных школ, а так же для всех, кто собирается играть классическую музыку, романсы и испанское фламенко.
Для детей младше 11 лет так же подходит классическая гитара, но уменьшенная в масштабе (размеры 1/2, 3/4)

Узкий гриф 43мм
Металлические струны
Гриф усилен анкерным стержнем
Большой объемный корпус

Подходит для самостоятельного обучения или с преподавателем, для игры популярных песен, рока блюза, джаза.
Из-за большого корпуса будет неудобна для девушек или подростков, но отлично подойдет для взрослого мужчины.

Узкий гриф 43мм
Металлические струны
Гриф усилен анкерным стержнем

Подходит для самостоятельного обучения или с преподавателем, для игры популярных песен, рока блюза, джаза.
Корпус меньше, чем у дредноута — подойдет для взрослых и детей старше 14 лет.

МЕТАЛЛИЧЕСКИЕ СТРУНЫ ИЛИ НЕЙЛОН?

Обычно мы советуем всем детям до 14 лет начинать учиться играть на нейлоновых струнах.
Если Вы старше, то нужно ориентироваться на музыку, которую Вы планируете играть.

Если Ваш выбор классическая музыка, романсы, песни с переборами, испанское фламенко — то Вам подойдет классическая гитара с нейлоновыми струнами.
Если Вы будете играть популярные песни (в том числе армейские и дворовые), а так же рок, блюз, джаз, то ваш выбор акустическая вестерн гитара с металлическими струнами.

У разных струн свои преимущества и свои недостатки.

  • Нейлоновые струны более мягкие и податливые по сравнению с металлическими (поэтому их проще зажимать), но расположены они выше над грифом (поэтому их сложнее зажимать). Т.е. с одной стороны их проще зажимать, с другой — сложнее.
  • Гриф у гитары с нейлоновыми струнами широкий — 52мм, гриф у гитары с металлическими — узкий 43мм. Играть и на узком и на широком грифе удобно, это дело привычки.
    Разница ширины грифа связана с тем, что нейлоновая струна слабее натянута по сравнению с металлической, поэтому она колеблется влево-вправо сильнее.Требуется больше свободного места между струнами, чтобы они не задевали друг друга. По этой причине гриф у гитары с нейлоновыми струнами более широкий, чем у гитары с металлическими.
  • Нейлоновые струны по диаметру больше металлических и, следовательно, не так режут пальцы. Но у Вас через пару недель появятся мозоли на пальцах и этот пункт будет не важен.
  • Если у Вас гитара изначально имеет нейлоновые струны, то ставить металлические категорически нельзя! Гриф не выдержит.
    Если на гитаре изначально стояли металлические струны, то ставить нейлоновые струны вместо них нельзя из-за слишком узкого грифа и других нюансов.

Кто произвел гитару (массовое производство на заводе или мастер).
Само собой, гитары, сделанные вручную мастером гораздо дороже, как и любой ручной труд, особенно на заказ.
Эти гитары по качеству лучше, так как при массовом производстве невозможно каждую гитару идеально подстроить, отшлифовать и расточить различные части.
Новые заводские гитары иногда приходится подстраивать самостоятельно или у мастера (подпиливать порожки, точить лады, настраивать анкерный стержень, шлифовать лады).

Материалы изготовления. Гитара может быть сделана полностью или частично из массива (цельное дерево)
или шпонированного дерева (это похоже на фанеру, только более высокого качества – специально под музыкальные инструменты).
Массив гораздо дороже и лучше звучит, но чуть более капризный в плане эксплуатации. Бюджетные гитары (до 10 т.р.) делают из шпона.
Гитары от 14 т.р. делают из шпона + верхняя дека из массива (лицевая часть корпуса гитары).
Гитары от 25т.р. делают целиком из массива. Соответственно качество звука становится выше.
Шпон и массив бывают из разных сортов древесины. Липа используется как правило в изготовлении самых дешевых гитар. Ель и красное дерево звучат лучше и стоят дороже.
Для классической гитары вместо ели используется кедр, а вместо красного дерева палисандр — но такие гитары стоят уже сущесвтенно дороже.

Бренд фирмы.
Из дешевых гитар рекомендуем Homage, Sevillia. Гитары подороже — Cort, Parkwood, Yamaha.

Гитара 1/8 (мензура 432 мм): дети 3 — 5 лет (рост от 96 до 108 см.)
Гитара 1/4 (мензура 490-520 мм): дети 4 — 6 лет (рост от 102 до 115 см.)
Гитара 1/2 (мензура 552 мм): дети 5 — 8 лет (рост от 115 до 133 см.)
Гитара 3/4 (мензура 580-590 мм): дети 7 — 11 лет (рост от 127 до 143 см.)
Гитара 4/4 (полноразмерная гитара с мензурой 643-650 мм): дети 12 лет и взрослые (рост от 149 см.)

Если гитара Б/У дешевая – брать не стоит!
За дешевыми гитарами не ухаживают, их убивают в походах, их подвешивают за гриф, кладут рядом с батареями и прочее.
Если гитара более дорогая (12 т.р. и больше) – за ней хорошо ухаживают, а дерево имеет свойство с течением времени звучать лучше.
Внимание надо обращать на трещины (если есть на грифе трещина – гитара брать не стоит). Не покупайте гитару без струны, или если некому на ней поиграть и проверить звучание.
Часто бывает, что гитара осталась от брата, свата или друга – и ни покупатель, ни продавец не умеют играть, а так же не имеют понятия о том, сколько должна стоить такая гитара.
В общем надо обязательно послушать, как звучит гитара, не дребезжат ли на ней струны, искривлен ли гриф (не поленитесь взять линейку).

Тут вопрос мотивации. Часто люди хотят учиться самостоятельно – ищут учебники и курсы в интернете (само собой хороших материалов там хватает, но все не структурировано и похоже на большую свалку).
Представьте, что Вы ученик в школе, и Вы САМИ выбираете себе учебники на весь учебный год, как думаете – сможете ли Вы сдать потом успешно ЕГЭ?
Минимум 2 урока надо взять у преподавателя, это существенно ускорит обучение и добавит мотивации (хотя можно и обойтись своими силами – просто потратите больше времени).

Еще одна причина — плохая гитара, её даже в руки брать не хочется. Подумайте хорошо, стоит ли ребенку покупать плохой инструмент с аргументом «вдруг забросит учебу?». Именно плохая дешевая гитара и станет причиной, что ребенок передумал учиться. Не нужно покупать сильно дорогую гитару, но и самую дешевую не стоит брать.

Чехлы бывают нескольких типов – обычный тонкий (нулёвка), плотный (единичка), утеплённый (двойка), мягкий кейс (чехол, который держит форму) и жесткий кейс (кофр).
Какая функция чехла? Сохранить гитару от холода, жары, влажности, пыли и механических повреждений.
Удобный чехол имеет 2 лямки для плеч, карман, ручку для переноса и петлю.
Если у Вас относительно недорогой инструмент (в пределах 7 000 рублей), то с функцией защиты справится обычный плотный чехол (единичка).
Гитара боится резких перепадов температуры.
Принося гитару с улицы в мороз, не доставайте её из чехла минут 30 (пусть остынет).
В каком случае нужен утепленный чехол? Допустим Вы ходите на уроки гитары раз в неделю к преподавателю со своей гитарой в мороз. У Вас нет 30 минут, чтобы гитара постепенно остыла с мороза, так как у Вас ограничено время занятия. В этом случае утепленный чехол придется кстати.
Не рекомендуем хранить гитару дома в чехле, так как гитара должна обмениваться влагой с комнатой, чтобы не пересушить гитару используйте увлажнители, особенно в зимний период во время действия отопления.
Если у Вас гитара дорогая, то её надо всячески оберегать и лучше всего купить жёсткий кейс (кофр).

Да! на любой гитаре — с нейлоновыми или металлическими струнами пальцы будут болеть. Нейлон мягче, мозоли меньше и дольше болят.
Металлические струны жестче, мозоли болят чуть сильнее и быстрее перестанут болеть.
Детям до 14 лет — нейлоновые струны лучше, после 14 можно металлические.

1) Ни в коем случае не ставьте свой инструмент рядом с отопительными и охлаждающими приборами!

2) Долго не играете на гитаре (больше 3х дней)?
Ослабьте струны – в натянутом состоянии они потеряют свои звуковые свойства.

3) Периодически проверяйте и смазывайте колки, чтобы они не заржавели.
При покупке дорогой гитары – закупайтесь различными полиролями и маслами,
дабы обеспечить гитару в первозданном состоянии.

4) Остерегайтесь повышенной и пониженной влажности.
Рекомендуемая температура помещения, где будет храниться гитара 20°-25°.
Влажность – 40-60%. Зимой и летом в помещениях влажность падает – рекомендуется использовать увлажнитель.

5) Резкие перепады температуры могу серьезно повредить Вашу гитару.
Принесли гитару с улицы? Не вынимайте сразу ее из чехла – дайте сравняться температуре в чехле с комнатной температурой (30 минут).
Переносите гитару в чехле (от пыли, влажности и прочего), однако долго хранить гитару в чехле плохо, так как нет нормального обмена с окружающей средой (если гитара слишком напиталась влагой, в чехле она не высохнет и наоборот)

6) Не перетягивайте струны (не настраивайте гитару выше, чем она должна быть настроена)

7) Протирайте струны сухой тряпочкой, не играйте грязными пальцами.

8) Аккуратнее с анкерным стержнем.
Если не умеете его настраивать сами — лучше не экспериментировать, а отдать гитару мастеру.

9) Меняйте струны хотя бы раз в 2-3 месяца, так как их звуковые способности ухудшаются.

10) Помните, что классическая гитара только под нейлоновые струны.

Первый вариант:
Купите леворукую гитару или заплатите денег мастеру для переделки гитары. Вариант для тех, кто собирается серьезно заниматься музыкой.

Второй вариант:
Учитесь так, как будто Вы правша. Вариант для тех, кто хочет научиться играть элементарные вещи и играть аккордами песни. Удобно, что можно играть на чужих гитарах, но больших успехов в технике исполнения не достигните. Я так же видел левшей, кто на своей гитаре играет как левша (очень хорошо играет!), а на праворукой играет как правша (но только самые простые песни). А так же я видел музыкантов-левшей (у них есть свой леворукий нормальный инструмент), но они так же играют и на праворуких гитарах как левши, но распальцовки аккордов становятся очень необычными.

Если у Вас появились вопросы — напишите или позвоните нам и мы с радостью ответим

Источник

Оцените статью