- С чего начинать изучать пианино
- Войти в аккаунт
- Как легко и быстро выучить ноты
- МЫ ПРИГОТОВИЛИ ДЛЯ ВАС ПОДАРОК!
- Все дело в пальчиках: как научиться играть на пианино
- С преподавателем или самостоятельно
- Подготовка инструмента
- Сначала теория – потом практика
- Построение простых аккордов
- Что в теории особенно важно
- Ноты для начинающих
- Как читать ноты
С чего начинать изучать пианино
для тех, кто ищет курсы:
Войти в аккаунт
Чтобы воспользоваться всеми функциями сайта, вам необходимо зарегистрироваться/войти в свой аккаунт на сайте. Выберите вашу соцсеть для входа:
Если вы организация, проводящая курсы, то регистрация происходит по этой ссылке.
Источник
Как легко и быстро выучить ноты
В предлагаемом тренинге содержится ряд полезных советов и упражнений для тех, кто хочет быстро и легко за один день запомнить все ноты в скрипичном и басовом ключе. Для этого вместо того, чтобы месяц мучиться вопросом, как выучить ноты, придется присесть на минут 40 и просто выполнить все предлагаемые упражнения…
1. Хорошенько заучите и навсегда запомните порядок следования основных ступеней музыкального звукоряда – до, ре, ми, фа, соль, ля, си . Вы должны легко и быстро называть вслух этот порядок в разных направлениях и способах движения:
- в прямом, или восходящем движении ( до, ре, ми, фа, соль, ля, си, до );
- в противоположном, или нисходящем движении ( до, си, ля, соль, фа, ми, ре, до );
- в восходящем движении через одну ступень ( до-ми, ре-фа, ми-соль, фа-ля и т.д.);
- в нисходящем движении через одну ступень ( до-ля, си-соль, ля-фа и т.д.);
- в восходящем и нисходящем движении через две ступени ( до-фа, ре-соль, ми-ля и т.д. или до-соль, си-фа, ля-ми и т.д.);
- двойным и тройным шагом через одну ступень в восходящем движении ( до-ми-соль, ре-фа-ля и так от всех ступеней; фа-ля-до-ми, соль-си-ре-фаи т.д.).
2. Такие же упражнения со ступенями звукоряда следует выполнять за фортепиано (или на другом музыкальном инструменте) – находя нужные клавиши, извлекать звук и определять его принятым слоговым наименованием. О том как разобраться с клавишами фортепиано (где какая нота на клавиатуре) можно вочитать вот в этой статье.
3. Для быстрого запоминания расположения нот на нотоносце полезно выполнение письменных работ – те же упражнения со ступенями звукоряда переводятся в формат графической записи, названия ступеней по-прежнему произносятся вслух. Следует иметь в виду, что теперь работа ведется в рамках действия ключей – например, скрипичного ключа, наиболее распространенного в музыкальной практике. Примеры записей, которые у вас должны получиться:
4. Запомните, что:
скрипичный ключ указывает на ноту соль первой октавы, которая записывается на второй линейке нотоносца (основные линейки всегда считаются снизу);
басовый ключ указывает на ноту фа малой октавы, занимающую четвертую линейку нотоносца ;
нота «до» первой октавы в скрипичном и басовом ключах располагается на первой добавочной линейке .
Знание этих простых ориентиров также поможет распознаванию нот при чтении.
5. Заучите отдельно, какие ноты записываются на линейках, а какие помещаются между линейками. Так, например, в скрипичном ключе на линейках пишутся пять нот: ми, соль, си из первой октавы, ре и фа из второй. К этой группе можно отнести и ноту «до» первой октавы – она занимает первую добавочную линейку. Ряд – до-ми-соль-си-ре-фа – сыграйте на фортепиано: каждую ноту ряда по очереди в восходящем и нисходящем направлениях, называя звуки, и все вместе одновременно, т.е. аккордом (двумя руками). Между линейками (равно как над или под линейками) в скрипичном ключе записываются следующие звуки: ре, фа, ля первой октавы, до, ми и соль второй.
6. В басовом ключе на линейках «сидят» следующие ноты: удобнее определять их в нисходящем направлении, начиная с ноты «до» первой октавы – ля, фа, ре малой октавы, си, соль большой. между линейками пишутся ноты: фа, ля большой октавы, до, ми, соль, си малой.
7. Наконец, важным этапом освоения нотной грамоты является тренировка навыка распознавания нот. Возьмите ноты любого незнакомого вам музыкального сочинения и попытайтесь быстро найти на инструменте (фортепиано или др.) все ноты по порядку из тех, что есть на странице. Для самоконтроля можно также скачать и установить на компьютер программу «нотный тренажёр».
Чтобы получить эффективный результат, рекомендуемые упражнения необходимо выполнить один или два раза. Навык свободного чтения нот возрастает с опытом регулярных самостоятельных занятий музыкой – это могут быть игра на музыкальном инструменте, пение по нотам, просмотры партитур, переписка любых нот, запись собственного сочинения. А теперь, внимание…
МЫ ПРИГОТОВИЛИ ДЛЯ ВАС ПОДАРОК!
Наш сайт дарит вам в подарок электронный учебник нотной грамоты, с помощью которого вы узнаете о нотной грамоте буквально всё или почти всё! Это отличное руководство для начинающих музыкантов-самоучек, учащихся музыкальных школ и их родителей. Для того чтобы получить эту книгу – просто заполните специальную форму в правом верхнем углу этой страницы. Книга будет вслана на указанный вами адрес электронной почты. Подробная инструкция находится здесь.
Источник
Все дело в пальчиках: как научиться играть на пианино
Наверняка, каждый из нас хоть раз слышал классическую музыку. Да, она порой кажется скучной, но ее величие и влияние на другие стили будет отрицать только далекий от искусства человек. Классическая музыка — это целые произведения для различных оркестров или же отдельных инструментов, которые написаны сложным нотным языком. и изучаются в музыкальной школе.
А что вы знаете об инструментах, которые используются в таких классических произведениях? Чаще всего это струнные, клавишные, духовые инструменты. Их очень много и все они создают симфонию звуков. Каждый из них столетиями привлекал людей. Сегодня мы расскажем об одном из таких — пианино.
Пианино — это тот инструмент, который является очень популярным и относительно несложным в обучении, хотя и не всем покоряется. Многие хотят научиться, но не знают как. Именно для них эта статья.
С преподавателем или самостоятельно
Давайте рассмотрим две ситуации. Если вы решили учиться с преподавателем, то это определенно дает вам преимущество. Преподаватели всегда знают,как нужно учить того или иного ученика, в зависимости от его умений. Если у ученика есть определенная цель, то учитель может самым легким способом привести ученика к ней.
Попутно учитель расскажет основы, приемы игры, правила и нотную грамоту. Также, занимаясь с преподавателем, не будет возможности лениться, ведь все будет проверяться и учитель может мотивировать. Весь материал будет структурирован, легко будет ориентироваться в главном. Правда, репетитору придется платить за уроки.
Если же человек решил заниматься самостоятельно, то первым препятствием будет начальная стадия. Попросту сложно будет взяться за что-то одно основательно сразу. Новички — самоучки чаще всего мечутся между тем, чтобы разучивать песни и учить ноты. Также очень важно, чтобы развитие происходило постепенно, и каждое новое задание было уровнем выше. Очень тяжело себя мотивировать, если вдруг появилась лень или же случилась неудача.
Таким образом, какой путь выбрать, каждый решает для себя самостоятельно, но важно понимать, что от этого может зависеть ваше будущее и то, как сложится ваше знакомство с миром искусства.
Подготовка инструмента
В этой части мы поговорим о том, какой же инструмент выбрать, если вы все-таки решились учиться играть и теперь в поисках пианино. Здесь стоит сказать, что есть пианино двух видов: акустика(обычное), цифровое(портативное). Какое же выбрать новичку?
Акустическое пианино представляет собой громадную конструкцию, которая имеет большой вес и довольно часто расстраивается. Особенно это касается старых моделей. Именно старые модели сегодня имеются у большинства, поскольку новые акустические пианино стоят слишком дорого, и их покупают чаще всего для каких-либо концертов.
Из преимуществ можно отметить чистый звук, если пианино исправно и настроено. Для любителей ощущений, это пианино подарит вам чувство приобщения к прекрасному.
А что же цифровое? Тут все просто. Сегодня оно популярнее в разы. Маленькие размеры позволяют размещать его даже в небольших комнатах. Звук при этом такой же, есть куча настроек. Если раньше пианино сразу становилось предметом интереса и недовольства соседей, то цифровое и тут имеет преимущество — в него можно вставить наушники. Это изолирует играющего от остальных.
Также цифровое пианино можно подключить к телефону, компьютеру, вывести звук на другое устройство, записать его и сохранить. Да, такой инструмент требует электричества, но оно, по-моему, сегодня есть почти у всех. Плюс цифровое пианино не нуждается в настройке и имеет кучу опций.
По нашему мнению, для новичков лучше подойдет именно цифровое, поскольку с задачей обучения игре оно справляется, а по простоте и легкости опережает громоздкое акустическое пианино. Поэтому, если вам не принципиально, покупайте цифровое и учитесь.
Сначала теория – потом практика
Это — пожалуй одно из самых главных правил обучения игры на пианино. Да и в принципе, какого-либо обучения. Конечно, не обязательно штудировать книги и специальную литературу часами, но очень важно понимать и знать хотя бы какие-то азы. Возможно, какие-то другие музыкальные инструменты менее требовательны к такому, но не пианино. Здесь просто нельзя выбрать правильную клавишу, если не знаешь, за что она отвечает.
Очень многие сначала смотрят видео уроки и туториалы про определенные песни, кое-как их играют и на этом останавливаются. Да, такое может прокатить, если ваша цель — именно такие песни. Но, если вы хотите действительно понять, как играть, уметь это делать самостоятельно, без подсказок, то нужно читать.
Да, пианино может казаться простым инструментом, и, возможно, так и есть. Но лишь для тех, кто изучил все его тонкости досконально и готов сыграть что угодно. Для остальных же это будет непокоренная вершина. Особенно это важно тем, кто хочет импровизировать, что-то сочинять, делать аранжировки. Без изучения теории это никак не сделать.
Конечно, любую теорию необходимо закреплять практикой и делать это следует постоянно. Даже если вы уже умеете играть какую-то мелодию или знаете определенные приемы — лучше отточить до совершенства, и тогда все будет происходить на автомате. Разве не это главная цель?
Построение простых аккордов
Одним из важнейших этапов обучения игры на пианино является построение аккордов. Это уже довольно серьезное занятие, хотя и не сложное.
Итак, что же такое аккорд? Аккорд — это когда три или больше тонов соединяются между собой и звучат одновременно. Между тонами обязательно должно сохраняться определенное постоянное расстояние. Если тонов два — то это уже не аккорд, а интервал.
Аккорды, состоящие из трех нот, зовутся трезвучиями. Такие аккорды ведут свои построения от нижней ноты, ее еще называют основным тоном. Это когда две терции последовательно соединяются. Вид аккорда зависит от терции и ее интервала. А интервалы в терции бывают полтора и два. Давайте рассмотрим, какие же бывают трезвучия:
- Мажорное трезвучие. Складывается из большой, а после из малой терций(б3+м3). На письме обозначается большой латинской буквой.
- Минорное трезвучие. Тут наоборот — сначала малая, а после большая терция(м3+б3). Минор обозначается маленькой буквой m рядом с большой латинской буквой.
- Уменьшенное трезвучие. Строится на двух малых терциях(м3+м3). Возле большой латинской буквы оно обозначается как dim.
- Увеличенное трезвучие. Тут главніе две большие терции(б3+б3). Обозначение идет все той же большой латинской буквой с припиской +5.
Аккорды тут делятся на основные и неосновные. Основные это те, которые построены на главных ступенях тональности. В свою очередь, главные ступени тональности — первая, четвертая, пятая. Остальные аккорды строятся на всех других ступенях.
Итак, давайте же на примере рассмотрим, как строятся аккорды. К примеру, в тональности До мажор. Главными ступенями тут являются как раз первая, четвертая и пятая. Главные ноты — до(аккорд C), фа(аккорд F), соль(аккорд G). До мажор, как известно, не имеет никаких знаков при ключе. Все аккорды тут будут играться на белых клавишах.
Аккорд C состоит из трех нот( до, ми, соль). Их довольно легко нажать левой рукой, тремя пальцами. Нужно сделать это одновременно. Теперь нужно попытаться сыграть левой рукой этот аккорд, начиная с любой ноты до на клавиатуре. Попытайтесь сыграть этот аккорд на разной высоте, привыкните к нему, постарайтесь запомнить. На такой же манер постройте и следующие аккорды — F, G. Должно получиться не сложно. Попробуйте сыграть их на разной высоте. Это поможет понять, что клавиатура у пианино — не так страшна, как кажется.
Также можно попробовать взять тональность, в которой есть какие-то знаки. Практикуйтесь, и когда это дойдет до автоматизма, вы сможете сами создавать что-то.
Что в теории особенно важно
Итак, как мы сказали выше, теория — основа основ для любого пианиста, который имеет желание стать профессионалом. Но что же в теории самое важное?
- Нотная грамота. Это такой способ передачи музыки на бумагу, когда используются не буквы и цифры, а ноты. Правильнее будет сказать — обозначения. Именно они показывают темп мелодии, ритм, длительность. Почему же знать ноты так важно? Все просто. Если, например, в гитарном деле все решают аккорды, то у пианистов ноты — главный язык.
Каждое произведение, каждая песня для пианино адаптирована с помощью нот. Если вы не сможете их прочитать и сыграть, то останется надеяться только на видео в интернете. А это не очень хорошо для настоящего профи.
- Ритм и темп. Это — очень важно. Ритм и темп — порядок исполнения, которому подчинены абсолютно все мелодии. Если вы не слышали эту песню ранее, то вы не можете знать, какая ритмичность должна быть в той или иной части композиции. И сыграть вы ее также не сможете правильно. Это теоретические знания, которые, в совокупности с практикой, дадут правильное понимание ритмики в целом.
- Гармония. Это слово подразумевает соединение звуков между собой таким образом, чтобы получалась слаженная и приятная для слуха композиция. В этой дисциплине очень много теоретических знаний обо всем, включая тональности, интервалы, законы построения аккордов, различные звукоряды.
Изучение гармонии поможет вам в будущем создавать собственную музыку, причем делать это грамотно и правильно. Также очень хорошо развивает музыкальный слух.
Ноты для начинающих
Итак, когда человек видит пианино и хочет научиться играть на нем, у него сразу в голове возникает вопрос: с чего же начать? И это действительно важно, потому что не так просто с ходу начать обучение. Помимо прочего, в игре на пианино важны ноты, и их понимание. Важно уметь читать их, уметь сыграть и в принципе понимать, что они значат. Без этого умения максимум, который можно получить — пару-тройку мелодий, выученных путем повторения за кем-то.
Как читать ноты
Итак, ноты — это важнейшая часть игры на пианино, с этим мы разобрались. Теперь же давайте рассмотрим основы, и как читать ноты. Итак, какие же основные понятия, которые нам пригодятся:
- Октава — это звукоряд, который разделен на равные части. Одна октава начинается с ноты до, а заканчивается нотой си.
- Скрипичный ключ, или же ключ Соль — это самый распространенный вид ключа, с которым работают пианисты. Используется для высоких нот и не каждый инструмент может с ним работать. На пианино ноты этого ключа играют правой рукой.
- Ключ Фа(басовый) — как ясно из названия — применяется для басовых партий. Используется на инструментах с низким звучанием.
- Такт — отрывок в композиции перед сильными долями. В середине черта такта тонкая, а если она заканчивает произведение — она выделена.
- Сильная доля — кульминационный момент в каком-то конкретном такте. Она подчеркивается музыкантом и звучит иначе.
- Размер такта — цифры, которые на бумаге обозначаются после ключа и обозначают частоту сильных долей в этом моменте. Верхняя цифра будет обозначать количество долей, а нижняя — их длительность. Чаще всего размерность считается как 4\4, 3\4, 2\4.
Партия не всегда полностью заполнена тактом. Существуют и паузы, они тоже имеют свои обозначения. Если рядом с нотой стоит черная жирная точка — значит длительность нужно продлить наполовину.
Ноты имеют разную длительность и это также отображается в их написании. Делится нота на такие длительности: половинную, восьмую, четвертую. В одном такте может поместиться столько нот, сколько и длительностей, не больше единицы.
Источник