С чего начинать уроки фортепиано детям

Первое знакомство с фортепиано

Разделы: Музыка

Научить ребёнка свободно ориентироваться на клавиатуре, выработать стойкое запоминание знания клавиатуре.

Используя инновационныё методы, добиться инициативного отношения к изучаемому материалу.

Развивать абстрактно- образное мышление, умение анализировать и сопоставлять.

Развивать двигательно-игровые навыки ученика.

Научить ребёнка активно и продуктивно работать за инструментом.

    Способствовать быстрому и эффективному знакомству с инструментом фортепиано и его клавиатурой и регистрами.
  1. Развивать внимание и концентрацию.
  2. Способствовать накоплению игровых навыков non legato.

Методические советы и выводы. Специальный дидактический материал.

    Знакомство с инструментом – фортепиано.
  1. Знакомство с регистрами фортепиано.
  2. Знакомство с клавиатурой.
  3. Игра песенок-попевок на инструменте.
  4. Игры – загадки.
  5. Вывод, оценка занятия.
  6. Домашнее задание.

Освоение необходимого объёма знаний. Устойчивое запоминание предлагаемого материала за одно занятие.

Закреплёния навыков игры на инструменте приёмов исполнения non legato.

Самый первый урок, начинается со знакомства с инструментом. На вопрос: “Как называется инструмент, на котором ты пришёл учиться играть?”. Ребёнок отвечает: “Пианино”. Я добавляю, что он ещё называется “Фортепиано”. Изобрёл его флорентийский мастер Бартоломео Кристофори в 1709 году, а назвал он его тогда – чембало с piano и forte, потому что на нем прекрасно можно было воспроизводить различную динамику, то есть громкость звучания. Предшественниками этого инструмента были: клавикорд, спинет и клавесин, но они имели более тихое, металлическое звучание и не обладали богатой и разнообразной динамикой. На нашем же современном пианино возможно добиваться самых различных динамических красок: от громкой – форте, до тихой – пиано. Потому-то этот инструмент называют не просто пианино, а ещё и “Фортепиано”. На нем, можно воспроизводить певучую мелодию, сложную, богатую гармонию и разнообразную полифонию. Подтверждаю свои объяснения исполнением на инструменте довольно больших отрывков из произведений, ярко характеризующих возможности фортепиано.

Тихое звучание произведения — фрагменты из произведений А. Лядова “Пастораль”, А. Гречанинова “Облака плывут”…

Яркое звучание произведения – фрагменты из произведений С. Геллера “Этюд” (ре мажор), В. Витлина “Страшилище”…

В процессе исполнения этих музыкальных примеров задаю ребёнку вопросы:

— Как звучит тот или иной музыкальный фрагмент (громко или тихо; форте или пиано)?

— Какая эта музыка по настроению (грустная или весёлая, задумчивая или задорная)?

— Какая эта музыка быстрая или медленная?

-Каким приёмом исполняется произведение (плавно, гибко или отрывисто, остро, а может музыка просто шагает)?

— О чём эта музыка, что ты себе представляешь, когда слышишь такую разную музыку?

Ребёнок в форме беседы отвечает на вопросы, и мы вместе с ним приходим к выводу, что наш инструмент, фортепиано, может “рассказать” обо всём: на нем можно создать любое настроение, любой образ и характер. Уже на первом этапе знакомства с инструментом малыш понимает, насколько богат и разнообразен инструмент, на котором он пришёл учиться играть, насколько богаты его выразительные возможности.

Далее, я прошу его самого извлечь из инструмента громкие звуки – форте, прошу не бояться и смело опереться, погрузиться руками в клавиатуру, используя корпус; затем извлечь тихие звуки – пиано, ребёнок старается при этом прикоснуться мягко, нежно, даже трепетно только кончиками пальчиков.

Продолжая знакомство с инструментом, знакомимся с регистрами. Изучаем три регистра: нижний, средний, верхний. Для более быстрого запоминания исполняем в нижнем регистре песенку медвежонка, или слонёнка, или динозаврика (например, пьесу Ю. Виноградова “Танец медвежат”, второй её раздел; или фрагмент пьесы И. Парфёнова “Бармалей”)…; в верхнем – песенки птичек, мышек, комариков (например, пьесу П. Чайковского “Песня жаворонка”, или С. Майкопара “Мотылёк”)…; а в среднем регистре, я объясняю малышу, “мы живём, и песенки свои поём…”. Потом, можно попросить ребёнка пофантазировать в том, или ином регистре. Любое прикосновение к инструменту раскрепощает ребенка, развивает его свободу и инициативность. Но с первого прикосновения к клавиатуре необходимо разъяснить ребёнку, что стучать и бить по инструменту нельзя, что звук из-за этого получается не музыкальный, неприятный, злой и даже “противный”; что инструменту, когда его бьют тоже больно, он от этого не поёт, а визжит, кричит. Чтобы ребёнку стало понятно, привожу пример грубого звукоизвлечения, демонстрируя его на себе:

— резко ударяю по ноге рукой – получаю шлёпающий звук, это плохо, ведь ни кому не нравится, когда его шлёпают – это не правильный приём звукоизвлечения.

— активно опускаю руку на ногу глубоким, вминающим движением, пружиня кистью – звука шлепка нет – это правильный приём звукоизвлечения.

Переношу примеры на клавиатуру и прошу ребёнка ответить, когда у меня доброе, глубокое, поющее — правильное f (форте), а когда злое, резкое, кричащее — неправильное. Учимся вместе понимать, ощущать и слышать разницу.

На первом уроке происходит знакомство и с механикой инструмента. Я убираю верхнюю стенку инструмента, показываю малышу, как и благодаря чему, получается звук. Обращаю его внимание на устройство молоточков, они очень похожи на наши пальчики, когда наши пальчики опускаются на клавиши, шагают по ним, молоточки фортепиано “шагают” по стрункам. У фортепианных молоточков, как и у нас, есть мягкие подушечки, только сделаны они из войлока. Низкий или высокий звук зависит от толщины струн, по которым ударяют молоточки. Детям очень нравится процесс знакомства с механикой инструмента, а мне он помогает в дальнейшей работе над пианистической артикуляцией.

Продолжая знакомство с инструментом, мы знакомимся с клавиатурой. Основным принципом является лёгкость и доступность в её восприятии, понимании и запоминании.

Знакомство происходит с радостью и улыбкой, в простой игровой форме.

Я показываю на клавиши и акцентирую внимание на том, что клавиши бывают белые и чёрные и что все они называются — клавиатура. Что чёрные клавиши группируются по 2 вместе и по 3 вместе. Воспользовавшись советам Льва Ароновича Боренбойма, прошу ребёнка показать мне все группы из двух черных клавиш; затем – из трёх. После того, как ребёнок увидел и начал узнавать на клавиатуре группы черных клавиш, у него, естественно, возникает желание погладить их, дотронуться. И тут можно предоставить ему возможность с закрытыми глазами, на ощупь определить, какая из групп у него под рукой – “по две” или “по три”, ощупывать клавиши лучше подушечками пальцев. Эта простая игра очень нравится малышам. Знакомство с чёрными клавишами позволяет сразу же ориентироваться в клавиатурных просторах и не заблудиться в них. Научившись узнавать группы из двух и трёх черных клавиш, включив зрительную и осязательную, ориентацию ребёнок будет легко находить любую нужную клавишу, что в дальнейшем поможет чтению нот с листа.

Первоначальное знакомство с клавиатурой и названиями клавиш мы начинаем не по звукоряду.

Я совершенно убеждена, что изучение клавиатуры в разном порядке (по моей методике) более целесообразно, чем абстрактное “вызубривание” названия клавиш по звукоряду, приводящее к стойкой привычке пользоваться “порядковым” методом. Ведь это ужасно, когда в поисках нужной клавиши, малыш начинает каждый раз “от печки”, от клавиши “до”. Чтобы ребёнок не стал “заложником отсчёта”, гораздо эффективнее развивать у ребёнка гибкое мышление в запоминании клавиатуры, используя предложенные мной картинки -“маночки”. Конечно, ребёнок обязательно должен знать и звукоряд, но эту работу я провожу несколько позже, когда он уже прекрасно знает все клавиши и хорошо ориентируется на клавиатуре.

Итак, начинаю я изучение клавиатуры по группам нот, запоминание, которых проходит благодаря картинкам – образам, своеобразным “маночкам”. Каждый такой “маночек” дает возможность ребёнку включить в работу все виды мышления:

Схемы, дидактический материал для изучения клавиатуры

Там, где две чёрные клавиши мы строим домик. Он опирается на клавиши до и ми, поём для большего запоминания песенку “Домик”. Учимся играть её в разных октавах.

Домик, домик, До – Ми
Хорошо ты в нём живи,
Домик, домик, До – Ми,
До – Ми, До – Ми.

Дальше мы должны построить забор, ведь у нас дачный домик, а у каждого дачного домика должен быть забор. Забор строим там, где три чёрных клавиши, ведь они очень похожи на забор.

У забора четыре дощечки. У первых двух, что ближе к домику, мы посадим фасоль. Я объясняю ребёнку, что на даче у забора обычно высаживают горох или фасоль, так вот мы посадили – фасоль и споём про неё песенку.

Фасоль, фасоль, растёт фасоль,
Это — Фа, а это – Соль,
Фасоль, фасоль.

— Теперь ты “посади” фасоль, например, для мишки, или для киски, или для птички… Ребенок переносит песенку в разные регистры.

-Только, когда играешь, обязательно следи за рукой. Погружай ручку глубоко, но мягко в клавиатуру, не спеши, а снимай гибкой кистью. В нижнем регистре играй песенку левой рукой, в верхнем – правой.

— А кого мы разместим у двух других дощечек забора, посмотри, ведь там место ещё ни кем не занято?

Спрашивая, я достаю маленькую лягушку. Если нет игрушки, её с успехом можно нарисовать прямо на заборе, как и фасоль, будет тоже весьма наглядно.

— А туда мы посадим лягушку. У забора часто прыгают лягушки, ведь там довольно сыро, поэтому им там нравится. Смотри, как наш лягушонок удобно сидит на этих двух клавишах. Давай споём и сыграем про него песенку.

Ля – Си лягушка сидит,
На нас весело глядит.
Ля – Си, Ля – Си,
Улыбнись, меня спроси: “Где же Ля, а где же Си?”

— У кого в гостях сидит наш лягушонок? (играю песенку в верхнем регистре).

— Наверное, у мышки…

— А теперь ты приглашай лягушонка в гости ещё к кому-нибудь.

Ребёнок исполняет её в разных октавах и, в соответствии с октавой, придумывает, у кого же гостит лягушонок.

Ну, а теперь надо посмотреть, какая же клавиша осталась неузнанной? Ребенок быстро находит её, эта клавиша “живёт в домике”. И поэтому я предлагаю посадить на неё собачку, пусть сидит в домике и охраняет его и рычит! Назовём его Рекс, ведь это клавиша — Ре.

Ре, Ре, Рекс в доме поживает,
Ре, Ре, Рекс домик охраняет.

Песенка исполняется на одной клавише – РЕ.

Все эти схемы сразу рекомендую искать и строить в разных октавах, чтобы ребёнок абсолютно свободно находил благодаря визуальным образам, любую клавишу, быстро узнавал её по “маночкам”. В процессе занятия ребёнок приобретает необходимые знания: развивается его музыкальный слух, формируются пространственно – зрительные навыки.

Обучение превращается в увлекательную игру, сказку со своими образами и героями и поэтому является весьма эффективным:

-Ребёнку нравится работать-играть с визуально-дидактическим материалом;

— У ученика вырабатывается быстрое и глубокое запоминание названия всех клавиш.

В домашних заданиях ставится в основном задача закрепить ещё раз пройденный материал, причём весь дидактический материал я даю ребёнку домой, что, весьма радует малышей и стимулирует к домашнему повторению материала.

Ещё хочу остановиться на одном из важнейших аспектов: изучая клавиатуру, исполняя песенки, мы с ребёнком сразу пытаемся “ставить” ручку, то есть сразу формируем правильные пианистические движения. Играем все песенки 3 пальчиком, следим за горсточкой, за округлыми, но не сжатыми пальчиками, за свободным запястьем, за глубоким, свободным погружением руки в клавиатуру от плеча, “крылом”. Следим за мягким, гибким снятием руки с клавиатуры. Конечно, процесс “лепки” руки весьма длительный процесс, но начинать его надо с первых уроков, с первого прикосновения к клавишам.

-Педагог “берёт” любую клавишу, а ребёнок называет её, пользуясь приобретёнными знаниями.

-Педагог называет любую нотку и регистр, а ребёнок должен найти клавишу, соответствующую данной ноте, в заданном регистре.

Педагог и ребёнок могут меняться ролями. Форма игры могут варьироваться.

Оценка работы ребёнка на уроке:

В течение всего урока следует хвалить ребёнка за хорошую работу, стремиться поощрять любую инициативу со стороны малыша в отношении освоения материала. В конце урока даётся положительная оценка, потому что другой и быть не может. Все дети всегда прекрасно справляются со всеми задачами и заданиями данного урока.

Источник

С чего начинать уроки фортепиано детям

для тех, кто ищет курсы:

Войти в аккаунт

Чтобы воспользоваться всеми функциями сайта, вам необходимо зарегистрироваться/войти в свой аккаунт на сайте. Выберите вашу соцсеть для входа:

Если вы организация, проводящая курсы, то регистрация происходит по этой ссылке.

Источник

Особенности обучения игре на фортепиано детей дошкольного возраста

В настоящее время все большее число родителей с первых дней жизни ребенка занимаются их интеллектуальным и физическим воспитанием. Обучение детей, их общее развитие (чтение, рисование, музыка, физическое развитие, обучение языкам, счету и др.) в сфере новых, современных взглядов на развитие личности ребенка, приобретает все более ранний характер. Мы поговорим об обучении игре на фортепиано 4-х, 5-ти, 6-тилетних детей.

Дошкольный период обучения имеет свои особенности, требует отдельных направлений и дифференцированного подхода к каждому учащемуся. Дети этой возрастной группы очень любознательны, непосредственны, искренни и доверчивы, они отлично впитывают все новое и интересное.

Скачать:

Вложение Размер
osobennosti_obucheniya_igre_na_fortepiano_detey_doshkolnogo_vozrasta.docx 50.34 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного

образования «Детская школа искусств имени С.А. Кусевицкого»

города Вышний Волочек

преподавателя Сверчковой Светланы Евгеньевны

Особенности обучения игре на фортепиано

детей дошкольного возраста

В настоящее время все большее число родителей с первых дней жизни ребенка занимаются их интеллектуальным и физическим воспитанием. Обучение детей, их общее развитие (чтение, рисование, музыка, физическое развитие, обучение языкам, счету и др.) в сфере новых, современных взглядов на развитие личности ребенка, приобретает все более ранний характер. Мы поговорим об обучении игре на фортепиано 4-х, 5-ти, 6-тилетних детей.
В детские школы искусств и музыкальные школы принимают детей 4-х, 5-ти, 6-ти лет без конкурсного отбора. В основном, родители этих малышей хотят раскрыть способности ребёнка, развить их, пока дети не пошли в общеобразовательную школу. Очень часто ребенок, не сумевший на приеме в музыкальную школу прохлопать элементарный ритм или спеть знакомую простую песенку, в результате годовых занятий достигает больших успехов.

Так, замечательный педагог-музыкант Т.Юдовина-Гальперина указывала на следующие необходимые качества при приеме детей в музыкальную школу:

1.Умение ребенка свободно и глубоко дышать (способность преодоления волнения и музыкальное дыхание);

2. Психологическая совместимость педагога и ученика (обязательная симпатия друг к другу);

3. Заинтересованность родителей в музыкальном развитии своего ребенка;

4. Отсутствие зажатости.

Остальные составляющие, как-то: ритм, слух, музыкальная память – развиваемы.

Изначальная музыкальная одаренность детей 4-х, 5-ти и 6-ти лет не предполагает таких же отличных результатов в будущем. Основные результаты определяются умственным развитием, интеллектуальным потенциалом, работоспособностью, и, порой, самое главное на первом этапе обучения детей, — заинтересованностью родителей в музыкальном развитии своего ребенка. С уверенностью можно сказать, что музыкальные способности развиваются и совершенствуются при обязательном активном развитии умственных способностей.

Начав занятия с детьми четырех — шести лет мы наблюдаем, что эти учащиеся, как правило, впоследствии опережают своих сверстников в музыкально-эстетическом развитии, умении концентрировать внимание на главном; они более эмоциональны и лучше адаптированы к сцене, так как имеют большую исполнительскую практику.

На занятиях с 4-5-6-летним малышом преподаватель должен стать добрым и понимающим другом. Необходимо планирование каждого урока с учетом индивидуальности малыша, его темперамента, музыкальной одаренности, способности мыслить и реагировать, степени его утомляемости, его интересов и наклонностей.
Американский детский психолог и врач Глен Доман, исследуя детей от рождения до 6-ти лет, выявил закономерность: чем раньше начинается обучение детей (любому предмету, делу), тем стремительнее оно проходит. Кроме того, он вывел основные принципы этого процесса. Г. Доман не только провел исследования, но и применил их результаты на практике. Основав «Институт развития человеческого потенциала», Г. Доман создал программы обучения детей для педагогов и родителей, которые вот уже свыше 30 лет удивляют своими показателями.

«Основные принципы правильного обучения»,

называемые «Золотыми правилами»

Бесспорно, они применимы и в нашей системе занятий.

  1. Не бойтесь начинать обучение как можно раньше.
  2. Учите с удовольствием.
  3. Уважайте ребенка и доверяйте ему.
  4. Учите лишь тогда, когда процесс обучения нравится вам обоим.
  5. Создайте подходящую атмосферу для обучения.
  6. Останавливайтесь прежде, чем ребенок этого захочет.
  7. Чаще вводите новый материал.
  8. Будьте организованны и последовательны.
  9. Тщательно готовьте учебные материалы и делайте это заранее.

Помните об основном законе: «Если вам и ребенку не интересно – прекратите занятие. Видимо, вы делаете что-то не так».

Полюбят ли дети уроки игры на фортепиано, станут ли они для них дорогой в мир звуков, зависит от профессиональной подготовки педагога, от его умения создать благоприятную, радостную атмосферу на уроке, от его заинтересованности, знания детской психологии и физиологии.

Имея большой опыт работы с детьми дошкольного возраста в классе фортепиано, остановлюсь на некоторых аспектах работы с начинающими пианистами.

Дошкольный период обучения имеет свои особенности, требует отдельных направлений и дифференцированного подхода к каждому учащемуся. Дети этой возрастной группы очень любознательны, непосредственны, искренни и доверчивы, они отлично впитывают все новое и интересное, но, как правило, не могут долго заниматься одним и тем же делом.
Необходимо знать, что у детей 3-5 лет сначала происходит интенсивное развитие чувства ритма. И только потом развивается мелодический, музыкальный слух.
Развитие непосредственно музыкального слуха имеет свои этапы. Сначала у детей проявляется способность узнавать песенку (мелодию), затем — умение услышать ее видоизменения. Потом дети ощущают тонику и ладовую окраску, далее – дифференцируют звуковысотные звучания и, наконец, могут воспроизвести мелодию голосом, а на основе пения и подбирают мелодию по слуху, играя ее на инструменте. Таким образом, развитие музыкального слуха процесс многоэтапный, многоступенчатый.
И, наконец, музыкальная память зависит от степени развития музыкальных данных – ритма, слуха. Музыкальная память включает в себя процессы распознавания, затем воспроизведения мелодии. Дети примерно одного уровня музыкально – ритмического развития заметно отличаются друг от друга по скорости и прочности запоминания музыкального материала. Одной и основной из составляющих музыкальной памяти являются индивидуальные способности обычной памяти каждого ребенка.

Возрастные этапы в обучении ребёнка

Обучая ребенка 4-х, 5-ти лет, надо всегда помнить о его образном восприятии, фантазии. А.Артоболевская говорила: «Больше сказки, больше фантазии в музыке». Внимание 4-хлетнего ребенка можно удержать 20-25 минут при условии постоянной смены видов деятельности. Поэтому необходимо разделить урок на два полноценных занятия по 20-25 минут. При этом решаются и задача неутомительного обучения, и задача частых встреч с преподавателем, что помогает малышу сохранять в памяти новый материал.
Обязательно на уроках с маленькими учениками, особенно на первых порах, следует следить за настроением ребёнка, не торопить, не требовать излишней точности и качества. Оценка за работу данной категории учеников должна быть только положительной.
Продемонстрировать успехи маленьких пианистов преподаватель может на Классном концерте для родителей. Выступление ребенка на таком мероприятии с любым номером обогащает его опытом игры на сцене, умением организовать себя и продемонстрировать все полученные навыки.
У ребенка возраста до 6-ти лет идет период интенсивного накопления знаний, впитывания информации зрительным, слуховым, тактильным, двигательным путем. В 6 лет наступает «период мудрости» — логического осмысления, умозаключения.

Основные направления работы с «подготовишками»

Донотный период и ансамблевое музицирование на занятиях с детьми этого возраста составляют значительную часть занятий в году. Но это не исключает изучения нотной грамоты, постепенного воспитания игровых навыков, игру по нотам.
Таким образом, основные направления работы с «подготовишками»:

2.Знакомство с инструментом, изучение клавиатуры.

3.Посадка, организация игровых движений.

4.Подбор по слуху, транспонирование, сочинительство.

5.Освоение простейших ритмических формул. Аппликатурная дисциплина. 6.Изучение нотной записи, воспитание навыков игры по нотам и навыков выразительного исполнения.

7.Развитие игровых навыков.

Цель слушания музыки – воспитание музыкальной памяти и музыкального вкуса ребенка, опираясь на которые он разовьет свои музыкально-слуховые способности.

Лев Аронович Баренбойм писал: «…началу обучения игре на фортепиано и нотной грамоте, как правило, должен предшествовать период накопления определенного музыкального опыта, слуховых впечатлений и развития чувства ритма и слуха».

Расширяет музыкальный кругозор, активизирует эмоционально-слуховое восприятие учащихся прослушивание на уроках в исполнении преподавателя программных, жанровых пьес с обязательным последующим их красочным описанием, вызывающим у детей яркие ассоциации. При прослушивании этих пьес дети могут маршировать, танцевать или хлопать в ладоши в такт звучащей музыке. Такие задания способствуют также развитию ритмических навыков учеников, тренируют их внимание, память, помогают в развитии координации движений.

Движения разного рода — ходьба на пальчиках, пятках, прыжки, вращения, движения рук, «образные картинки» — скачут мячики, ходят мишки, качают куклу и др. помогают раскрыть характер музыкального произведения и развить координацию ребенка. Учитывая непоседливость маленьких учеников, сложность длительного сидения за инструментом на уроке (пусть даже 20-25 минут), необходимо разнообразить урок, ввести элемент здоровье сберегающих технологий.

Большую помощь при проведении уроков с детьми-дошколятами помогают сборники С. Альтерман « 40 уроков начального обучения музыке детей 4-6 лет».

Всем детям присуще образное мышление. Они с большим удовольствием рисуют картинки-образы на звучащую музыку. Для исполнения можно использовать не только ноты таких композиторов, как П.Чайковский, А.Гречанинов, Р.Шуман, и др., но и обращаться к произведениям современных авторов, например, к Р.Петерсону, М.Шмитцу, А.Билашу, А.Лепину, В.Коровицыну, И.Парфенову, О.Геталовой.

Подобный метод работы ведет к формированию навыков аналитического слушания, приучая детей сначала к ладовым, а затем и тональным сопоставлениям.

В своей педагогической практике я часто использую прием повторения ритмического рисунка ребёнком. На первых уроках это могут быть самые простые ритмические рисунки, их следует несколько раз прохлопать или простучать, а можно и проиграть на инструменте. Разнообразие ритмических рисунков не имеет границ, их можно все время варьировать и усложнять по-своему усмотрению и учитывая индивидуальные возможности учащихся, В ритмических сочетаниях мжно услышать и осторожные шаги, и капельки дождя, и журчанье ручейка, и пение птиц. Желательно эти “рисунки” затем записывать. Такие задания могут выполнять даже дети, еще не освоившие нотную грамоту (зарисовка длительностей палочками различной длины).

Ребенок 4-х лет не всегда может выразить в словах то, что он чувствует, слышит в музыке (мал словарный запас, невысок уровень умения связного, последовательного рассказа). В этом ему помогут картинки, среди которых он выбирает подходящую для раскрытия содержания и настроения услышанного произведения.
Следует отметить, что разнообразные ритмические задания, выполняемые на инструменте в различных октавах, стимулируют эмоциональную увлеченность учеников, развивают их фантазию, помогают лучше ориентироваться на клавиатуре.

Благодатной почвой для музыкально-ритмического воспитания учащихся на начальном этапе обучения является игра в ансамбле с преподавателем. Совместное творчество не только приводит к ритмической устойчивости ученика и развитию тембрового слуха, но и вызывает интерес, эмоциональный отклик, будит воображение, активизирует процессы запоминания. Большой выбор песенного материала – в сборнике «Музыкальная грамота» М. Вырыпаевой.

Слушать музыку с ребенком нужно постоянно. Постепенно его чувство музыкального восприятия обостряется, воспитывается эстетический вкус.

Знакомство с клавиатурой

Рассказывая 4-хлетнему ребенку об инструменте, клавиатуре, звуках, регистрах и т.д., необходимо апеллировать не к его логике, а к его фантазии, образному мышлению. Дети 4-х, иногда 5-ти лет, часто не знают цифр, не знают названия сторон – право-лево. Пытаемся объяснить на понятном детском языке: в верхнем регистре — высоко летают птицы, мухи, комарики – у них тонкие голоса; в нижнем регистре — низкие голоса — большой бегемот. слон, медведь; средний регистр – лисица, белка, заяц и т.д.
У Е.Королевой можно позаимствовать определение низких октав: субконтроктава – слон, контроктава – слоненок, большая – медведь, малая – медвежонок.
Ноты (названия клавиш) можно выучить с помощью стихотворения:

«До, ре, ми, фа, соль, ля, си – едет зайка на такси,

До, си, ля, соль, фа, ми, ре – ест морковное пюре.»

Очень полезно сделать карточки с нарисованными нотками, а с обратной стороны нарисовать картинки, которые начинаются с тех же слогов, что и ноты. Например, нота «ми» — мишка, нота «до» — домик и т.д.

Параллельно с изучением можно группировать и записывать нотки на карточках в легкие маленькие песенки без линеек, но с соблюдением звуковысотности. Ребенок с желанием осваивает этот метод чтения с листа.
После изучения очередной пары нот рекомендуется проигрывать из них песенку.
Для объяснения механизма звукоизвлечения нужно открыть инструмент, показать и рассказать его устройство, сопроводив все каким-либо подходящим стихотворением (например, «Миньон» О.Мандельштама).

Осип Мандельштам «Миньон»

Мы сегодня увидали

Городок внутри рояля.

Целый город костяной —

Молотки стоят горой.

Блещут струны жаром солнца.

Всюду мягкие суконца.

Что ни улица — струна

В этом городе видна.

У малышей возникают вопросы: «А почему струнки толстые и тонкие, длинные и короткие? Почему три струны вместе?». На каждый вопрос надо ответить, показать им, как звучат толстые струны, тонкие струны, какой получается звук.

На первых уроках можно поиграть на фортепиано с открытой механикой — это будет очень интересно и полезно малышу.

Посадка за инструментом. Организация игровых движений.

Главная задача в организации игровых движений юного пианиста – это свобода всего аппарата, опора из спины, удобство движений всей руки. Каждый ребенок имеет свои анатомо-физиологические характеристики. Поэтому положение руки на клавиатуре может быть различным. А.Шмидт-Шкловская предлагает находить опору кисти в середине ладони, упругом своде, который способен выдержать любую нагрузку. Другие видят опору в верхних фаланговых косточках. Кому-то удобно высоко сидеть, чтобы кисть и запястье продолжали прямую линию от локтя по нисходящей линии. Ещё мнение – сажать ребенка так, чтобы запястье находилось на уровне клавиатуры. А некоторые советуют располагать кисть с запястьем ниже клавиатуры. В любом случае, удобство положения кисти определяется путем наблюдения за руками ученика.
Опору в ножках ребенку поможет упражнение «Радуга»: широкая амплитуда движений рук, разброс рук по клавиатуре заставляет его наклониться вперед и перенести упор на ноги. Для объяснения механизма «погружения» в клавишу можно нарисовать на подушечках пальчиков личики человечков – подушечки «оживают», струнки – клавиши «поют» как человечки. Человечки летают по клавиатуре на парашютах (кисть – купол). Можно «позвать» бабочек или стрекоз (ладошки), порхающих и летающих по клавиатуре, либо изобразить взмахи крылом прекрасного лебедя. Или обратиться к фантазии ребенка — его варианты бывают точны и оригинальны.
Предварительная подготовка к звукоизвлечению – это многочисленные упражнения. Прекрасные упражнения из сборника С. Альтерман «40 уроков начального обучения музыке детей 4-6 лет».Упражнения на подвижность 1-го пальца: «щелчки пальчиками» 1-2, 1-3, 1-4, 1-5, сдавливать ими же резиновый шарик, «полетать» по клавиатуре двойными нотами (1-й палец – белая клавиша, другой – черная); на развитие активности пальцев: хватать и бросать мячик, платочек, мять «лизун»,«Крабик», «Паучок»; на кистевые движения: «Помашем маме», «Стирка» «Дирижер», «Колобок»; на крупные мышцы: «Петрушка», «Мельница»; на чувство опоры в ладошке, затем в пальцах: «Слон», «Кошка» (С.Альтерман, Т.Бродская). Очень полезна дыхательная гимнастика — помогает побороть любое волнение на сцене.
Одновременно на уроках с малышами вводится изучение нотной грамоты, воспитание игровых навыков, игра по нотам.

Изучение нотной грамоты

Запись нот, их длительность, паузы, размер желательно начинать с загадок и игр, стишков и псенок, что повышает интерес детей к занятиям, способствует быстрому и успешному запоминанию изучаемого материала.

Стимулируют творческую увлеченность учащихся на начальном этапе обучения задания, связанные с метризацией слов, подтекстовкой, а в дальнейшем и декламацией, что помогает проводить параллель между словесной и музыкальной речью, а исполнение становится более ярким, выразительным и эмоциональным. Благодаря умело подобранному педагогом четверостишью ускоряется процесс запоминания, решаются проблемы метроритмической устойчивости учащихся и развития их моторно-двигательного аппарата, воспитывается «чувство фразы» в играемой мелодии.

С первых же уроков следует вести целенаправленную работу по развитию музыкального слуха (звуковысотного, ладового, тембрового, динамического) и музыкальной памяти. Развитию слуха поможет чистое, выразительное интонирование учеником сначала отдельных звуков, а затем простейших детских песенок, подбирание их по слуху и транспонирование в одну-две тональности.

Хороших результатов можно добиться с помощью регулярных заданий: педагог начинает петь (играть) уже знакомую учащемуся песенку, а тот ее продолжает, далее ученик и педагог поют (играют) мелодию по очереди.

Формированию навыков аналитической работы, подготовке к сольфеджированию, способствуют задания на отгадывание на слух количества звуков в незнакомой песенке, умение проследить направление звуков (вверх, вниз), определить их движение (поступенное, скачкообразное и т.д.).

Во время исполнения преподавателем пьес, для развития слуха ребёнка, полезно подбирать материал для иллюстрации с четкой ритмической структурой. Заинтересовать учащегося, удержать его внимание, внести в задания элемент творчества можно, если при выполнении этих заданий ученик будет отсчитывает ритм звучащей музыки с помощью любого детского музыкального инструмента (детский бубен, маракасы, треугольники), даже просто хлопая в ладоши.

По мере овладения учащимися первоначальными навыками игры на фортепиано и накопления мелодических слуховых и музыкально-ритмических впечатлений, дальнейшее воспитание слуха, ритма и музыкальной памяти проводится уже на материале изучаемых пьес из сборников, например “Котенок на клавишах. Фортепиано для самых маленьких” Е.Туркиной (1998), “Нотная грамота в играх, задачах и картинках” Е.В.Мстиславской (2002), “В музыку с радостью” О.Геталовой, И.Визной (2006), “Школа игры на фортепиано” Б.Поливода, В.Сластененко (2006).

Задача педагога — тщательно подходить к выбору программы, ориентируясь на психофизические особенности каждого учащегося. Даже самая маленькая и “простая” пьеска должна служить не только определенной, четко поставленной цели, но и заинтересовать ребенка, увлечь его, пробудить фантазию и желание к творческому процессу разучивания.

Формирование пианистических навыков ребенка неразрывно связано с освобождением игрового аппарата. С этой целью педагог должен систематически использовать на уроке ряд упражнений, направленных на развитие координации движений, чуткости пальцев, на освобождение рук и плечевого пояса, помогающих активизировать и укрепить мышцы спины. Сам урок желательно начинать с гимнастики шеи, спины и рук.

Следует отметить, что все предлагаемые педагогом игровые упражнения должны быть доступны и интересны детям. Особенно благотворно влияет на независимость и свободу аппарата начинающих музыкантов игра несложных попевок и песенок поочередно каждой рукой. Такая игра способствует еще и одновременному развитию обеих рук. Правильная и грамотная организация игровых движений на начальном этапе обучения поможет в дальнейшем избежать зажатости рук, скованности игрового аппарата.

Наряду с традиционными формами и методами преподавания, в настоящее время появилось большое количество альтернативных методик и авторских программ. Однако каждый педагог идет своим путем, обогащая и совершенствуя методы свой работы для решения задач, направленных на развитие триады ведущих музыкальных способностей, раскрытие творческого потенциала учащихся.

  1. Артоболевская А. «Первая встреча с музыкой». Изд. «Советский композитор». 1986г. Москва.
  2. Альтерман С. «40 уроков начального обучения музыке детей 4-6 лет» I т. Изд. «Композитор». 2003г. С-Петербург.
  3. Барсукова С. «Пора играть, малыш!». Изд. «Феникс». 2004г. Ростов-на-Дону.
  4. Вырыпаева М. «Музыкальная грамота». Москва.
  5. Герман Т. «Первые нотки». Изд. «Феникс» 2001г. Ростов-на-Дону.
  6. Глен Доман. «Как воспитать гения». Изд. «Аквариум». Москва.1998г.1, 2т.
  7. Королева Е. «Азбука музыки в сказках, стихах и картинках». Изд. «Владос». 2001г. Москва.
  8. Королькова И. «Крохе-музыканту». Изд. «Феникс».2005г. Ростов-на-Дону.
  9. Перунова Н. «Музыкальная азбука». Изд. 1990г. Ленинград.
  10. Савинкова О., Полякова Т.. «Раннее музыкально — ритмическое развитие детей». Изд.2003г. Москва.
  11. Шмидт-Шкловская А.. «О воспитании пианистических навыков». Изд. «Музыка». Ленинград 1985г.
  12. Юдовина-Гальперина Т. « За роялем без слез или я — детский педагог». Изд.2000г. С-Петербург.

Стихи для детей начального этапа обучения игре на фортепиано

Что такое? Что случилось?
Вот так чудо приключилось.
Наша кошка, наша Мурка,
С фортепиано подружилась.
Мурка по клавишам мягко ступает,
А фортепиано ей отвечает.
Если лапки направо идут,
Клавиши ласково, нежно поют,
А повернет левее.
Песня у них грубее.
И как ей это удается?
А кошка как будто смеется.
И вдруг: «Мур — мур — мур, я секрет покажу,
Мяу — мяу все тебе расскажу.
Иду не спеша я по белой дорожке
И каждую клавишу чувствую ножкой.
Слушай! Слева медведи сидят,
Они не спят и басом гудят.
Уйдем отсюда скорее и повернем правее.
Здесь слушаем птенчиков голосок!
Звук нежный, приятный. Уж очень высок.
Остановлюсь-ка посерединке,
Лягу на клавиши, как на перинку.
И буду слушать, мяу — мяу,
Голос ласковый, как у меня — у .»

В домике нотном семья обитает:
Дом убирает и охраняет,
На речке весь день пропадает,
Миндаль в саду собирает.
Фасолью фасад украшает,
Солью с хлебом знакомых встречает,
Гуляет всегда на поляне,
Сидит целый день на диване.
В домике весело нотам живется —
Видно, не зря он октавой зовется.

Есть у каждой ноты дом.

Где живешь ты, нота ДО ?

-Здесь на маленькой скамейке,

На добавочной линейке.

Нота Ре, где живёшь, где ты песенки поёшь?

-Отгадать сумей-ка, под первою линейкой.

Смотри и запомни —

я не хочу высоко лезть, мне хорошо и здесь!
Между 1ой и 2ой

Фа глядит в окошечко,

Между 1ой и 2ой тесно ей немножечко.

На второй линейке-

Соль с нотой Фа встречается,

если скажешь Фа и Соль-

«А вы меня заметили?-

спросила нота Ля.

Между 2ой и 3ей

пою я песни детям

ля, ля, ля, ля, ля, ля!»

На линейке 3ей Си ,

на самой серединке,

споет, когда ни попроси-

Так звонко, без запинки.

Под 4й, выше 3ей,

ноту До опять мы встретим-

До вверху, До внизу-

Мы споем До и До —

Получается октава (Френкель)

Колючий диез похож на решётку,

Он повышает каждую нотку.

Вот бемоль. Он свой живот

Впереди себя несёт.

Ноту он не уважает-

На полтона понижает.

Караул! Кошмар! Кошмар!

Вот идет значок бекар!

Отнимает он все знаки-

Как-бы не случилось драки!

«Ноты, быстро по местам!»-

Раздается тут и там.

«Прекращаю все движенья-

Всех на место отправляю!»

Малышам о соотношении длительностей:

В День Рождения енот

Получил огромный торт. (целая нота)

Съесть один его хотел,

Но немного не успел.

Слышит в двери: «Тук-тук-тук!»-

Прибежал к нему барсук . (половинные)

И пришлось тогда друзьям

Торт разрезать пополам.

Только сели за тарелки-

В дверь стучат соседки-белки. (четверти)

На четыре части торт

Делит для гостей енот.

Кто ещё стучится в дверь? –

Эй, барсук, пойди, проверь! (восьмушки)

Заяц, волк, лиса и ёжик

Торт хотят отведать тоже.

Сколько здесь кусочков? –

Восемь! Всех гостей к столу мы просим!

*****
Чтобы нотки зазвучали

Нужен нотам свой начальник.

Познакомьтесь — ключ скрипичный —

Командир для нот отличный!

Днем и ночью неустанно

Он стоит в начале стана

И всем нотам говорит:»

Путь для музыки открыт!»

Вот еще один значок

Как горбатый старичок.

Это тоже предводитель,

Низких нот руководитель.

Знак серьезный и суровый,

Его имя-ключ басовый.

И ему, ребята, дан

Свой отдельный нотный стан.

******
До-это до мик во дворе,

А это ре пка, нотка РЕ.

Ми-бурый ми шка косолапый

Сосёт в берлоге сладко лапу.

Фа-будто у машины фа ра.

Соль- сол нце в синем небе встало.

А вместо ноток ФА и Соль-

Стручок по имени ФаСоль.

Ля -у реки поет ля гушка

Ей вторят в камышах подружки.

Си -си не-желтая си ница-

Красивая лесная птица.

Ноты в домике живут,

Нотным станом дом зовут.

Ноты сели дружно в ряд,

******
Осип Мандельштам «МИНЬОН» (при знакомстве с фортепиано)

Мы сегодня увидали городок внутри рояля.

Целый город костяной-

Молотки стоят горой.

блещут струны жаром солнца, всюду мягкие суконца,

Что ни улица-струна в этом городе видна.

1) Одинокая нотка искала

Где свои применить таланты.

Раз от раза она отвергала

2) Скрип дверной и гудок паровоза,

Стук дождя по оконной раме-

Удивительно серая проза

Среди всех, проживающих в гамме.

3) Не нашла удовольствия в крике

В тихом шёпоте еле слышном.

Каждый раз оставалась безликой,

А мечталось о чём-то свыше.

4) Замолчала в обиде горькой

И прибилась к таким же собратьям.

Те, стараясь её успокоить,

Добродушно раскрыли объятья.

5) Стали вместе, потом каноном,

Интервалы меняя плакать;

Неожиданно в общих стонах

Слёзы музыки стали капать.

6) Зарождалась мелодия в звуках,

Обрастала гармонией, ритмом.

Сам Всевышний проникся к мукам,

Снизошёл к одиноким молитвам.

7) Перестала бояться нотка,

Не стесняясь, звучала повсюду,

Утешением стала и счастьем,

Приобщилась к великому чуду.

Нотка До упряма очень
И с другими жить не хочет.
Не забудьте вы о том,
У неё отдельный дом!

Нотку Фа спросили дети:
«Где ты будешь жить, на третьей?»
«Нет!», — ответил наш герой,
«Между первой и второй!»

Где же нотка Соль живёт?
Где танцует? Где поёт?
Не в клетке канарейки,
А на второй линейке!

Ля красива и умна,
Целый день поёт она!
Нравится сидеть ей
Под линейкой третьей!

Нотка Си не любит ныть:
«Я хочу на третьей жить!»
Сидит там и поныне —
На самой середине!

Посмотрите как красиво
Мы под музыку идём,
Эти нотки ЧЕТВЕРТНЫМИ,
ЧЕТВЕРТНЫМИ мы зовём.

Нотки Восьмые ВЕСЁЛЫЕ тут
Нас побегать, попрыгать быстрее зовут!

Медленно идёт старушка
С деревянною клюкой.
Половинной как старушке
Нужен отдых и покой.

Черепаха еле-еле
Продвигается вперёд,
Ноту целую в портфеле
на спине своей везёт.

Снова Музыка польётся

То замрёт. То понесётся,
То пойдёт, то побежит!

Источник

Оцените статью