Гитаростроение
      Автор: Jhav       Дата публикации: 29 марта 2012 г. |
Установка ладов – одна из важнейших операций. Именно от качества установки ладов будет зависеть строй инструмента, удобство и ощущения от игры. Сначала поговорим о том, как устанавливают лады на серийном производстве.
Т ам все просто: сначала рабочий латунным молотком забивает один край ладов в накладку, после чего гидравлический пресс вгоняет лады в пропил. Вроде бы, все хорошо. Но. На самом деле у такого «гидравлического» способа есть только одно преимущество перед традиционным ручным способом – давление пресса одинаково для всех ладов, соответственно, устанавливаются они довольно точно по высоте. На этом преимущества заканчиваются.
Гитара приезжает в страну с континентальным/резко-континентальным климатом, отопительным сезоном и прочими колебаниями влажности. Накладка от колебаний влажности начинает «гулять». Глазу это незаметно, но достаточно пары сотых долей миллиметра, чтобы лад в пропиле почувствовал себя более свободно и начал шататься. Колебания заметны только по едва изменившемуся «зуду» струн на вылезших ладах. Иногда это почти не заметно. Иногда по-настоящему мешает играть.
Вопрос: как поставить лады таким образом, чтобы они жестко сидели в пазу?
Ответ очевиден – вклеить. Тут есть пара нюансов. Во-первых, лад надо вбить таким образом, чтобы зубцы лада не просто продырявили паз, а сели жестко «в замок». Во-вторых, окончательная фиксация лада делается клеем, разрушающимся от нагрева, чтобы через какое-то время была возможность относительно безболезненно эти самые лады заменить. Очень многие (да почти все) клеи разрушаются от нагрева. Но проще всего обратить органический клей (мездровый, костный, рыбный). Поэтому я клею лады на протеиновый Titebond Hide Glue.
Итак, вооружившись теоретическими выкладками, пора переходить к практике. Первое, что необходимо сделать – фаска шириной 1-1.2 мм по краю накладки. По этой фаске мы в дальнейшем будем выравнивать торцы ладов. Благодаря такому решению лады не будут «царапать» ладонь.
Часто случается так, что после выведения профиля накладки пропилы под лады надо углубить. Обязательно проверьте глубину пропилов перед установкой ладов! Убедившись в том, что пропилы имеют необходимую глубину, переходим к следующей операции. Теперь надо сделать фаску на пропилах для ладов. Это необходимо, чтобы минимизировать сколы при последующих заменах ладов. Фаска делается треугольным надфилем.
На этом подготовка накладки к установке ладов завершена. Далее необходимо подготовить и нарезать ладовый профиль. Радиус у ладового профиля должен быть меньше, чем радиус накладки. Если профиль прямой или его радиус больше или равен радиусу накладки, то профиль необходимо согнуть. Зачем, будет понятно далее. Можно аккуратно плоскогубцами, можно с применением спецсредств типа стюмаковского Fret Bender.
Лады должны быть нарезаны с запасом в 2-3 мм с каждой стороны – так их проще будет обрезать после установки. У каждого лада необходимо подрезать ножку, чтобы она не выступала за края накладки. Опять же, можно использовать специнструмент (кстати, фирма Синтомс выпускает и бендеры для ладов и кусачки для ножек ладов), а можно использовать обычные кусачки, правда, их иногда приходится перетачивать, чтобы режущая поверхность была с краю.
В случае с кусачками ножку придется отрезать постепенно, продвигаясь вдоль профиля по 0.7-1 мм. После этого остатки ножки необходимо зашлифовать алмазным надфилем.
Итак, лады нарезаны и подготовлены. Установка ладов выполняется молотком или специальным прессом. Пресс позволяет точно и равномерно установить лады, однако требуются насадки для каждого радиуса. Молоток более универсален, но и обработки после его использования больше. Молоток должен быть с пластиковой или латунной насадкой, чтобы не повредить ладовый профиль. На рисунке изображен пресс для ладов. Обратите внимание, что лад имеет меньший радиус, чем накладка. При установке лад выпрямляется, и зубцы ладов разъезжаются, фиксируя лад в накладке. Предварительно ножку лада необходимо намазать клеем. После установки надо вытереть излишки клея мокрой тряпкой.
При использовании молотка необходимо забивать лады от краев к центру. Сначала легкими ударами лад фиксируется по краям, затем, продвигаясь к центру и усиливая удары, окончательно забиваем лад. Последними двумя ударами, если требуется, досаживаем края ладов. Выступивший клей вытираем мокрой тряпкой.
После того как лады установлены, необходимо выждать 8 часов. За это время клей застынет, и лад полностью зафиксируется в пазу. Кусачками отрезаем края ладов. Теперь нужно зашпатлевать пропилы по краям накладки. В качестве шпатлевки я использую Titebond Original Glue, смешанный с деревянной пылью. После застывания сошлифовываем шпатлевку с краев накладки. Напильником делаем фаску на торцах ладов, подгоняя их под фаску на накладке. Теперь края ладов почти не касаются руки.
Следующий шаг – выравнивание ладов. Для этого нам понадобятся: специальный напильник, несколько абразивов разной степени грубости, пара уголков первого класса точности, бумажный скотч, маркер.
Бумажным скотчем заклеиваем накладку, оставляя снаружи только лады. Это защитит накладку от повреждения, грязи и металлической крошки. Красим каждый лад маркером и напильником, для выравнивания ладов начинаем стачивать, двигая вдоль ладов. Напильник меньше накладки, поэтому эту операцию надо проделывать поочередно для нескольких «зон» ладов. После того, как маркер стерся с вершин всех ладов, необходимо проверить их ровность при помощи уголков 1-го класса точности. Уголок ставится на три лада вдоль струны. Если уголок шатается, то лад необходимо подшлифовать. Причем только в том месте, где шатается уголок. Процесс этот итеративен, то есть нужно периодически возвращаться назад, проверять лады, обработанные до этого. Для большей информативности лады нужно подкрашивать маркером. В конце концов, все лады будут выровнены.
Теперь необходимо их отшлифовать, так как напильник оставил глубокие следы обработки. При шлифовке грубым абразивом также необходимо проверять лады на ровность. После того, как лады отшлифованы, необходимо восстановить их профиль, так как вершины ладов стали плоскими. Это можно сделать специальными напильниками для закатки, а можно алмазным треугольным надфилем. Перед профилированием лада необходимо маркером покрасить вершину.
Закруглять лад надо до тех пор, пока не останется полоска маркера шириной в 0.7-1 мм. Ширина полоски должна быть одинакова на всех ладах, иначе возможны отклонения от строя. Многие мастера делают лад круглым, однако я предпочитаю оставлять площадку. Так лад меньше стирается за счет большей площади соприкосновения струны и лада. Так же поступает компания Gibson. Кстати, они также вклеивают лады.
После профилирования необходимо отшлифовать лады от царапин надфиля, при этом проверяя ровность ладов, и закруглить края ладов сначала надфилем, а потом наждачкой.
Далее лады шлифуются 500-м и 1000-м номером абразива.
Снова проверяем ровность ладов уголком и полируем их. Полировка делается пастами для лака №1 и №2. Приобрести их можно в магазине для автомаляров.
Работа над гитарой постепенно подходит к концу. В следующей части мы закончим корпус и займемся покрытием, пикгардом, распайкой и настройкой.
Источник
MasterGitar.com
Вы подошли к этапу, когда вам надо сделать пропилы под лады в накладке гитары. В условиях производства это делается с помощью станков. В условиях мастерской пропилить накладку гитары можно с помощью специального стусла. Но есть и совсем простой способ аккуратно пропилить накладку под лады на гитаре с помощью простых инструментов, доступных каждому.
Главное в этом простом способе никуда не спешить и придерживаться предложенной последовательности действий. Когда вы почувствуете, что управляете инструментом, то внесёте необходимые вам исправления.
Всё начинается с расчета мензуры гитары
Перед вами должна лежать таблица с расстояниями разметки ладов. В специальном стусле для пиления под лады гитары эту роль выполняет шаблон с насечками, который повторяет эту разметку. На уровне каждого лада проточен некий паз, в который вставляется какой-то фиксатор. В нашем случае в роли инструмента, что точно перенесёт разметку ладов, может быть небольшой штангенциркуль.
Расчет мензуры гитары в Excel. (будет предложено открыть или загрузить файл). Подставляем вместо 650мм любую мензуру и получаем расчет ладов гитары.
Каким-то образом придется определиться с губками штангенциркуля, они должны быть острыми, чтобы вы ими и сделали насечки для пропилов под лады гитары. Можно просто заточить кончики в виде острых лопаток. Повторюсь, что использовать можно небольшой штангенциркуль, а значит слишком дорогой инструмент «испорчен» не будет. Для того чтобы использовать короткий штангенциркуль вам надо будет пересчитать таблицу, так как откладывать вам придется лада до 9-го, а потом уже от него пересчитать до конца накладки.
Накладка для гитары должна быть подготовлена к пропиливанию под лады, необязательно в чистом размере,
можно оставить немного на дополнительную доработку, пропилы потом углубить перед самым их вбиванием.
По бокам накладки оставьте по 1-2мм запаса на случай отколов в торцах пропилов.
Выраниваем края накладки гитары
Края накладки должны быть ровными. Вдоль них будет скользить малка и неровности приведут к перекосу ладовых пропилов. Не имеет значение параллельность сторон. Малка может подстроиться под любой угол, главное, чтобы поверхность была ровной и не перекашивала инструмент.
Обратите внимание, что параллельные стороны накладки не требуют малки, будет достаточно угольника, который часто уже есть и делать специальную малку не придется. На фото в конце сделано все именно с помощью угольника.
Осевую линия накладки, угол малки, перенос расчета ладов
Выставьте линейку малки уже максимально близко по линии будущих пропилов под лады. Приложите малку с одной стороны и проведите линию. Приставьте малку к другому краю напротив, проведите линию. Добейтесь такого угла у малки, чтобы проведённая линия, что с одного края, что с другого принадлежали одной прямой.
Теперь, двигая малку по краю накладки, вы можете получить сколько угодно параллельных отрезков.
Если вы двигаете малку, проводите отрезки, а они какие-то непараллельные, значит, вы края сделали неровными.
Проводим два отрезка внизу и вверху накладки. По ним проводим осевую линию. На ней отмечаем мензуру. Тут надо напомнить о том, что в соответствии с поправками на компенсацию строя нулевой лад необходимо сдвинуть, укоротить накладку на 0.7мм примерно, чтобы сдвинуть верхний порожек и укоротить открытую струну. Обратите внимание на этот момент. Прочитайте статью про настройку гитары.
По таблице расчета мензуры делает на осевой линии накладки насечки с помощью штангенциркуля. Тут важна аккуратность и внимательность.
Насечки от губок штангенциркуля превращаем в параллельные бороздки. Не надо никаких карандашей, сразу используйте острое шило. Приложите малку и шилом процарапайте по насечкам мензуры на осевой бороздочки – будущие пропилы. Не давите сильно сразу и старайтесь это делать в одной и той же манере по всей накладке.
Если ваша малка сделана так, что её линейка размещена в самом верху основы, как на схемке, тогда вам придется перестраивать её на несколько последних пропилов под лады. Эту операцию делать не придется, если ваша накладка будет достаточно длинной или если ваша малка будет сделана таким образом, что её линейка будет выходить из середины основы. Именно так я и предлагаю вам её себе сделать, опустите точку вращения железки хотя бы на одну треть длины основы. Малка на фото выше именно такая какая надо.
Делаем пропилы на всю глубину
Теперь нацарапанные бороздки превращаем в настоящие пропилы, постепенно углубляя их. Если начать пилить окончательной пилой прямо сейчас, то велик шанс некоторых закосов. Теоретически, конечно, можно сначала углом зубьев расширить бороздку, но я предлагаю вам надежный вариант. Читаем далее.
Фиксируем накладку перед собой на столе и сначала тем же шилом процарапываем глубже. Сильно не давите, чтобы шило не уехало в сторону.
Теперь предлагаю использовать инструмент, напоминающий треугольный зуб. Остриё которого будет двигаться по линии, и в тот же момент будет углублять и расширять борозду, причем равномерно.
Можете рассмотреть вариант кусочка полотна по металлу, у которого зубья заточены так, что делают пропил треугольного сечения. Такая штука четко идет по нацарапанной бороздке и расширяет ее для следующего шага.
Следующий инструмент – это ваша будущая пилка, но только с одним зубом на конце. Тащите этот зуб и получаете начало пропила под лады гитары.
Ширина пропила под лады гитары должна соответствовать ножке ладовой проволоки. Другими словами вам уже надо знать параметры своих ладов перед тем как пилить накладку. Лады должны хорошо держаться и в тот же момент пропил не должен быть слишком узким, иначе лады будут страдать при установке и могут расклинивать накладку. Для подходящей ширины пропила имеет значение материал накладки: одно дело, если дерево относительно мягкое; другое дело, если это черное дерево, которое практически не проминается.
Также надо подумать как ограничить глубину пиления, на фото все видно.
Теперь остаётся только приставить пилку и сделать пропил необходимой глубины. Первые движения аккуратны и медленны. Дальше, проще. Следите за перпендикулярностью пилы к накладке, чтобы не сделать пропил под углом.
Источник