С чем можно сравнить звук гитары

С любовью к гитаре

Гитара не терпит шумных салонов, с недоверием вслушивается в напряженную тишину больших залов. Все это не для нее: она ищет интимного общения с аудиторией.

В страстных, жгучих объятиях гитары тает лед отчуждения и рождается чуткая доверительная беседа с её поклонниками.

Гитара снимает покровы с тайн человеческой души.

Вслушайся в звуки гитары – и ты поймешь, чем живет твое сердце.

Песни гитары наполняют душу весенней свежестью.

Гитара плачет, скорбит, страдает, но никогда не впадает в безысходное отчаяние.

На призыв гитары откликаются наши самые благородные чувства.

Волшебная сила гитары, словно крыло ангела, защищает измученную душу от волнений, страстей и грехов.

Гитара всегда желанна: свидания с нею ждешь, как встречи с любимой женщиной.

Тайна и магия лежат в родстве гитары и женщины.

Гитара – это инструмент возвышенных эмоций, но с ярко выраженным стремлением к оригинальности. Гитара похожа на гордую, независимую женщину, которая полюбит только того, кто равен ей.

Гитару можно завоевать преданной любовью и рыцарской отвагой, как своенравную цыганку Кармен или гордую царицу Тамар.

Гитара покоряется дерзким.

Оставьте гитару, если в вашей душе нет беззаветной любви к этому необыкновенно капризному инструменту.

Гитара не способна солгать, ибо шепчет о самом сокровенном и дорогом.

Даже ледяное сердце гитара согревает в теплых волнах любовных грез.

Гитара уносит слушателей от земных тревог в пленительный мир мечты.

Гитара – бальзам для душевных ран.

В пылкой исповеди гитары – и горечь разлуки, и радость встречи с возлюбленной.

Слушатели, затаив дыхание, внемлют гимну вечной любви, который творит гитара.

Гитара неукротима в стремлении к счастью.

В гитаре сокрыт священный трепет перед Божественной красотой и Вселенской гармонией.

Бескрайний и увлекательный мир гитары откроется каждому, кто вникнет в ее чарующие звуки, кто приложит усилия, чтобы понять ее строгую красоту, кто соотнесет порывы своей души с тем гимном жизни, который она творит с необычайной деликатностью и благородством!

Историки утверждают, что лютня была завезена в Европу из стран Ближнего Востока в XIV веке и стала популярным музыкальным инструментом примерно в середине XVI столетия. Иноземная гостья пришлась ко двору кичливым европейцам!

Нередко лютню сравнивают с женщиной, душа которой полна возвышенных чувств.

Изящный корпус лютни имеет овальную, миндалеобразную форму. В этом дивном инструменте столько обаяния, грации, женственности, а голос ее завораживает сердечной простотой, интимной доверительностью!

Лютня в итальянской народной музыке иногда груба и бесцеремонна, как скандальная крестьянка.

Свойственное лютне мягкое женское начало не исчезает даже в строгой средневековой полифонии.

В тембре лютни сплетаются солнечная мандолина и лунная арфа.

Гитара, как законная наследница лютни, переняла от своей матери редкий по красоте голос.

Лютня – почти идеальный аккомпанирующий инструмент. Гитара более независима и всякий раз заявляет о своей исключительности.

Лютня – строгая, набожная дама, гитара – светская красавица с непредсказуемым характером.

Лютня – инструмент небесной гармонии, гитара – человеческих страстей.

Покорная лютня веками томилась печальной узницей в сумраке средневековья. Гитара недолго взирала на ее слезы. Она гордо зазвучала в руках влюбленного человека.

Уму непостижимо, почему гитара потеснила на музыкальном Олимпе божественную лютню, как в свое время фортепиано – столь же божественный орган. Видимо, причиной тому – большая мобильность усовершенствованных инструментов и небывалая широта диапазона их выразительных средств.

СТАРШАЯ СЕСТРА ВИУЭЛА

Виуэла – старшая сестра гитары. Вот почему виуэлу нередко называют «старинной гитарой».

На виуэле играли при дворах испанских королей и грандов. Этот инструмент считался аристократическим, в отличие от гитары, которая была популярна среди простых людей.

Виуэла – инструмент, рождающий тихую ренессансную музыку, чьи звуки возносят слушателей к высотам незыблемого душевного покоя.

Виуэла умеет достичь такого высокого полета духа и кроткой безмятежности, которые возможны только за пределами земной жизни.

Виуэла благородна и сдержанна. Легко представить себе, что именно под ее аккомпанемент могли петь серенады славные рыцари, предшественники Дон Кихота.

Печаль виуэлы возвышенная, небесная, а радость – спокойная: в ней нет места для неистовых восторгов.

Истинное вдохновение виуэлы покоряет торжественной, величавой отстраненностью от земной жизни, оно без тени меланхолии, без намека на сладострастие.

Виуэле совершенно чужды бурные эмоции, чем грешит иногда порывистая гитара.

В старинной музыке виуэла – смиренная монахиня, гитара – шаловливая проказница.

Гитара возникла в результате замены двойных струн виуэлы на одинарные, что сделало звук нового инструмента более упругим и четким.

ГИТАРА В АНСАМБЛЕ

Орган наполняет пространство собора Божественной духовностью, гитара – порывами человеческой души. Вот почему их дуэт отличается таким богатством содержания.

Манерной декламации клавесина гитара противопоставляет живую человеческую речь.

Скрипку можно сравнить с цветущей розой, виолончель – с красавцем гладиолусом. Гитара – это ландыш, чей аромат опьяняет апрельской свежестью.

В дуэте с фортепиано гитара блекнет, теряет свою гордую осанку, будто сельская красавица – перед городской барышней.

Гитара прекрасно звучит на фоне акварельно-прозрачных оркестровых фактур, а также в ансамбле с такими инструментами, которые не подавляют ее хрупкий, кристально чистый голос.
У гитары свой самодостаточный мир. Она без фортепиано, скрипки или флейты способна выразить всю гамму наших переживаний. Более того: гитара – это камертон человеческой души.

ГИТАРА В СТАРИННОЙ МУЗЫКЕ

Гитара тиха и покорна в старинной музыке.

Гитара бесхитростна в народных танцах.

Гитара подчеркивает каждое движение, каждый жест танцующих галантных пар – придворных кавалеров и дам.

Гитара способна выразить глубокую, сдержанную скорбь в произведениях эпохи Ренессанса.

Гитаре доступно просветленное религиозное чувство, особенно в пьесах хорального склада старых мастеров.

Чтобы старинная музыка звучала на гитаре убедительно, недостаточно быть хорошим исполнителем. Надо знать внутренний мир людей, живших сотни лет тому назад.

ГИТАРА В РОМАНТИЧЕСКОЙ МУЗЫКЕ

Как только возникает романтическое чувство, гитара мгновенно оживает, молодеет душой.

Гитара звучит вдохновенно, когда передает поэзию романтических чувств.

Романтическая музыка гитары тревожит сердце воспоминаниями об утраченном счастье.

Гитара без труда переносит наше воображение во времена песен трубадуров и рыцарских поединков.

Соборы, замки, неземная любовь – все это превосходно воссоздает романтическая гитара.

До XVI века в Испании существовали две разновидности гитары: мавританская, звуки из которой извлекались щипком, и кастильская, на которой играли аккордами. Современный инструмент – своего рода гибрид двух своих предшественниц, вобравший в себя, помимо всего прочего, и два различных мироощущения: арабское и европейское. Вот почему шестиструнная чаровница стала наиболее ярким воплощением этнически пестрого испанского народа.
У гитары две грани души: благородная сдержанность придворной музыки и зажигательные ритмы народных танцев. Гитара – это Испания, элегантный Веласкес и ликующая коррида!

Какой роскошный букет из цветов испанской народной музыки подарила нам гитара!

Гитара безумствует в стихии испанского танца.

В искрометных испанских танцах гитара доводит себя до исступления, не замечая шумного праздника вокруг.

Как бы гитара ни веселилась в вихре испанского танца, в ней есть все-таки нечто очень древнее, темное, магическое, то, что скрыто в тайниках египетских пирамид и в гипнотизирующем взгляде верховного жреца.

Фламенко – это сакральное действо людей, охваченных экстазом радости, это пляска, исполненная чувственного неистовства, будто она совершается на раскаленных углях костра.

Фламенко – это испанская народная музыка, ворвавшаяся в прокуренную таверну, словно свежий весенний ветер.

Гитарист, как тонкий гурман, не устает наслаждаться причудливыми ритмами фламенко.

Испания не дала миру ни одного гитариста, чье творчество можно было бы сравнить с бессмертными произведениями Альбениса, Гранадоса, де Фальи, Родриго – все они играли на фортепиано! Однако вряд ли кто-либо из этой славной плеяды стал бы знаменитым композитором без подражания гитаре.

К ВЕРШИНАМ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА

Гитарист – это не просто музыкант, обычный храмовый служитель музы Эвтерпы. Гитарист – представитель высшего клана жрецов, посвященный в святые тайны искусства.

Честолюбие – не самое плохое качество в гитаристе. Действительно, трудно ожидать художественных взлетов от того исполнителя, кто не мечтает о покорении музыкального Олимпа!

Порой лучи славы ослепляют музыканта, он перестает видеть дорогу, по которой идет. Нужно постоянно прикрывать ладонью глаза, чтобы благополучно одолеть путь выдающегося гитариста.

Для одних гитара – это предмет слепого поклонения, идол, для других – самый лучший инструмент для выражения своих чувств и мыслей.

Необходим талант, чтобы подняться на Парнас искусства, но сколько бездарей путается под ногами гениев! То же мы наблюдаем среди гитаристов: толпа посредственностей мешает великим музыкантам идти вперед.

Тропинка, ведущая гитариста к славе, извилиста и крута. У подножья горы много друзей и поклонников, на вершине – уже нет никого рядом. Какие чудные перспективы открываются взору с высоты птичьего полета, и как горько осознавать свое одиночество!

Мы не можем назвать ни одного гениального пианиста или скрипача, кто достиг бы вершин мастерства самостоятельно, без помощи опытных педагогов. Почему же появляются одаренные гитаристы-самоучки? Видимо, дело в том, что гитара демократична по своей природе и чрезвычайно популярна. Она дает шанс прославиться каждому начинающему исполнителю, если тот настойчив, терпелив и талантлив.

Селедонио Ромеро был гитаристом-самоучкой, что не помешало ему добиться всемирной славы – как, впрочем, и многим другим самородкам: Фернандо Соро, Йозефу Мерцу, Николаю Макарову, Марку Соколовскому, Владимиру Русланову, Андресу Сеговии, Игорю Лютикову.

Великие гитаристы уникальны и неповторимы:
Андрес Сеговия – энтузиаст, подвижник гитары, который раскрывает ее безграничные возможности.
Джулиан Брим – всеми признанный мэтр, обнажающий духовную сущность музыкального искусства.
Джон Уильямс – мастер, чье исполнение отличается необыкновенно богатой палитрой красок.
Нарсисо Йепес – блестящий виртуоз, который плотью и кровью связан с испанской народной музыкой.
Элиот Фиск – мощный компьютер, способный воплотить в звуках любую идею, для чего имеет в своем распоряжении уникальную технику игры на гитаре.
Да, поразительное многообразие интерпретаций предлагают нам эти выдающиеся гитаристы ХХ века!

Сфера гитарного творчества кажется непосвященным маленьким островком первозданной природы, недоступным для туристов. На самом же деле это целый континент, Атлантида – загадочная, но не ушедшая под волны бушующего океана.

Невольно задаешься вопросом: когда миру явится Моцарт гитары? Пожалуй, не ранее, чем будут созданы произведения совершенной красоты и безупречной формы.

Гитара – едва ли не самый универсальный музыкальный инструмент.

Уникальность гитары заставляет ее искать собственный путь развития.

Музыковеды относят рождение классической гитары примерно к 1775 году. До этого свыше пяти столетий длился период ее становления. Но, как показывает сегодняшний день, гитара продолжает совершенствоваться. Воистину неисчерпаемы ее возможности!

Главными условиями совершенствования гитары всегда были и будут в дальнейшем виртуозность и красота звука. Этому инструменту, как скоростному фрегату, предстоит великое плавание!

Французский музыковед Элен Шарнассе тысячу раз права, когда утверждает, что «гитара – инструмент непрерывного обновления».

Гитару ожидает такое же славное будущее, каким замечательным было ее многовековое прошлое.

Источник

Дерево и гитара: от чего зависит звучание?

На звук гитары влияет абсолютно всё – струны, вся электроника, качество материалов, сборки, пайки и, конечно же, музыкант.

Сегодня речь пойдет про влияние материала для гитары на её звук. Конечно, в последнее время влияние материала недооценивается (и в то же время иногда переоценивается) – одни безразлично относятся к материалу, а другие выбирают гитару из определённого материала.

Как образуется звук?

Во время игры на гитаре вы наверняка чувствовали вибрации инструмента – это механические колебания определённой частоты. Чем более выражены эти колебания и чем лучше они распространяются, тем более полным является финальное звучание инструмента. Колебания дерева непосредственно влияют на колебания струн, которые передаются на звукосниматели – отсюда возникает важность использования качественных материалов в струнных инструментах.

Но, если в электрогитарах главную роль всё же играют звукосниматели, струны, тракт звукообработки, то в акустических и классических гитарах материал всегда был и будет главным элементом для образования качественного тона.

В конце статьи вас ждёт приятный бонус из описания основных типов дерева и их характеристик.

Гитары из дерева

Самый распространённый тип материала для гитар – дерево. Как уже было сказано выше, одни музыканты обращают внимание только на качество звукоснимателей, не обращая внимания на дерево, а другие считают важнейшей характеристикой породу древесины. Правы, впрочем, и те, и другие.

Дерево для гитары задаёт общий характер звука – это факт. Существуют гитары из прессованных опилок, которые звучат ужасно, и даже самые лучшие звукосниматели не сделают такую гитару пригодной для чего-то, кроме аккомпанемента под пивко. Если же речь идёт про электрогитару среднего класса, то влияние дерева на звук здесь зачастую преувеличено.

Благодаря многолетнему опыту производители гитар выявили всего лишь два простых правила (но об этом не принято говорить, ха!):

  1. Материал деки задаёт инструменту общий характер звучания
  2. Сустейн, четкость и яркость звучания струн определяются материалом грифа и накладки.

В большинстве случаев накладку на гриф изготавливают из клёна, палисандра, черного дерева и т.д.

Материал грифа, накладки и гитары в целом влияет не только на звук, но и на внешний вид, стоимость и на вес гитары. Кроме того, существуют «капризные» материалы, к которым предъявляются особые условия хранения.

В прошлом гитары производили из палисандра, клёна, ясеня, красных и черных пород. В настоящее время гитары производят из того дерева, которое можно вырастить в месте производства (обычно это чёрные породы), из-за чего гитары значительно подешевели и приобрели массовый характер.

Лучше всего звучание инструмента можно определить, если послушать заднюю сторону деки, обычно именно в этом месте формируется основной резонанс. Кстати, «правильного тембра/звука», не существует – это индивидуальное понятие.

Основные типы дерева:

Производство дерева для гитар

Самое качественное дерево для гитар производят путем естественной сушки, что занимает немало времени, но результат того стоит – сохраняются и подчеркиваются все частотные характеристики породы. Кроме того, естественная сушка довольно дорогостоящая операция. Дешёвые гитары подвергают искусственной сушке в специальных печах, что значительно удешевляет производство, но в то же время отрицательно сказывается на звучании инструмента.

Также на звук влияет отборка материала – он должен быть без сучков, трещин, полостей и т.д.

Как выбрать гитару?

Выбирая гитару, рекомендуем воспользоваться двумя советами:

  1. Не обращайте внимания на структуру дерева. Единственное, на что следует смотреть – отсутствие сучков. Структура дерева никогда не стандартизировалась и две гитары из одного сруба могут иметь совершенно разную структуру, но при этом звучать почти одинаково.
  2. Чем твёрже материал, тем ярче атака. Чем мягче материал, тем более глухим и мягким будет звук.

Электрогитара

Твёрдые породы дерева задают мощный характер звучания для пробивных и тяжелых рифов. Гитары из лёгких пород дерева прекрасно подходят для лид-гитаристов, а среднее по плотности дерево делает инструмент универсальным.

Акустическая гитара

Акустические гитары чаще всего изготавливают из лёгких пород, от чего инструмент обладает прекрасным балансом верхних, средних и нижних частот.

Бас-гитара

Бас-гитары изготавливают из тяжелых и твердых пород дерева, что позволяет сформировать полный обертонов звук. С другой стороны, сустейн будет довольно коротким, а вес гитары максимальным – ваша спина не поблагодарит вас.

Музыкальный стиль

Махагони – для тяжелой музыки, липа или тополь – лид-партии, блюз – ясень, ольха, универсальные гитары – орех, палисандр.

Данные особенности учитываются при производстве гитар, но, опять же, стиль – вещь индивидуальная.

Покраска и обработка гитар

В данном пункте уделим внимание такой операции, как покраска и лакировка, что позволяет сохранить характеристики инструмента, защитить породу от внешнего воздействия и т.д.

Конечно, тут в игру вступает дизайн и вкусовые предпочтения фирмы-производителя. Тем не менее, некоторые закономерности все же встречаются – твёрдые породы покрывают довольно толстым слоем краски, а лёгкие породы чаще всего обладают прозрачным покрытием краски или лака.

Какая часть гитары больше всего влияет на звук электрогитары?

Самый важный элемент конструкции – гитарный гриф. Материал, из которого сделан гриф в 90% случаев задаёт характер звучания, тогда как дека лишь очерчивает его фундамент. Например, грифы гитар типа Telecaster чаще всего изготавливают из клёна, который обладает звонкостью (telecaster’ы как раз любят за их звонкость). Красное дерево делает звук мягче и удлиняет сустейн.

Основные типы материала и их описание

  • Ольха: универсальное звучание, прекрасные резонирующие свойства
  • Ясень: тяжелая порода, даёт яркий звук и длительный сустейн
  • Американская липа: глухие верхние частоты, но яркая середина
  • Коа: гавайская порода, из которой изготавливали укулеле и банджо. Присущи сильные верха
  • Махагони: ярчайшая середина, теплый и мягкий верх, долгий сустейн – всё это задаёт универсальность звучания, из-за чего махагони является самым распространённым материалом для производства гитар
  • Твёрдый клён: предназначен для создания тяжёлого звука, обладает долгим сустейном
  • Мягкий клён: тяжелый звук, долгий сустейн, но в то же время обладает выраженной звонкостью
  • Падук: темнеет со временем, по свойствам похож на палисандр
  • Тополь: дешёвый материал – обычная гитара для универсальных задач
  • Палисандр: тяжелая древесина, из которой изготавливают универсальные гитары. Часто используется для производства накладок на гриф
  • Ель: хрупкая и лёгкая порода, что позволяет инструменту звучать максимально звонко. Чаще всего применяется для производства акустических гитар
  • Кедр: применялся для создания фолк и кантри-гитар
  • Африканское черное дерево: мягкий звук
  • Венге: тяжелый и очень прочный материал

Если вы будете знать, как та или иная порода дерева влияет на звук, то вам будет в разы проще выбрать инструмент под определённые цели.

У вас остались трудности с выбором? Тогда посмотрите, на каких гитарах играют ваши любимые музыканты!

Источник

Оцените статью