С добрым утром грига ноты для

Ноты для детского хора — С добрым утром

Сборники, песенники с нотами для детского хора в pdf
для среднего и старшего возратса


Хоры а cappella
Р. Бойко, В. Рубин
Хоры без сопровождения
для школьников среднего и старшего возраста
“Музыка”, 1978г.
номер 10146

Р. БОЙКО. Ветер в зоопарке. Хоры для детей. Слова М. Садовского
Ветер в зоопарке
Слоны
Птица-секретарь
Удав.
Модница и крокодил
Как хорошо
Скворечник
Кто от кого отгорожен
Давайте откроем все клетки.
В. РУБИН. Весенние песни. Четыре хоровые поэмы. Слова народные
Веснянка
Весна, весна, на чем пришла?
Березонька
Иван да Марья

Скачать ноты


Родные просторы
Русские народные песни
Из репертуара фольклорной группы большого детского хора
всесоюзного радио и центрального телевидения
составитель Л. Куприянова
“Советский композитор”, 1979г.
номер с3942к

Еще ссылки по теме:

Народно-песенное творчество призвано сыграть значительную роль в деле эстетического воспитания подрастающего поколения. Выразительные музыкальные интонации, образный, яркий поэтический язык русских народных песен — незаменимые средства воспитания любви к Родине, к окружающей природе. Ребенок, воспитанный на народных песнях, сказках, играх, будет с любовью относиться не только к культуре своего, но и к культуре других народов.
Содействовать воспитанию у детей любви и уважения к народному искусству может организация детских фольклорных групп, которые являются действенным средством эстетического воспитания не только исполнителей, но и широкого круга слушателей.
Опыт создания детских народных хоров известен как в нашей стране, так и за рубежом.
Одним из первых работу с детьми над народной песней в СССР начал коллектив Большого детского хора Всесоюзного радио и Центрального телевидения, при котором была создана фольклорная группа. Произведения песенного фольклора исполняются здесь с элементами танцевальных движений, что характерно для народного творчества, синкретичного в своей основе.
На занятиях фольклорной группы Большого детского хора навыки пения и хореографического движения прививаются детям постепенно в следующей последовательности.

На первом этапе ведется работа с начинающими. Основные его задачи формулируются следующим образом:
1) преобладание пения в унисон с целью образования единой манеры, необходимой для хорового ансамбля;
2) максимум выученных песен и попевок различных местностей — детям это поможет почувствовать логику развития мелодической линии в народной песне;
3) максимум движения самостоятельного — в сочетании с пением-, у маленького артиста должна выработаться координация двигательного и голосового аппарата.
На втором этапе задачи усложняются: больше внимание уделяется многоголосию, вводятся импровизационные моменты, осваиваются более сложные приемы народного исполнения, например «гукание» в песнях Брянской области.
Как это принято в народе, всё песни поются без сопровождения. Это способствует воспитанию прочных вокально-хоровых навыков, развивает свободу вокального интонирования.
Материал сборника расположен по степени возрастания трудности: сначала идут одноголосные и простые двухголосные песни, затем — более сложные партитуры, разнообразные по характеру, ритму, темпу.
Дети с удовольствием исполняют песни различных жанров: календарные, хороводные, игровые, плясовые, шуточные, протяжные лирические. Любимыми являются образы родной природы сильных и мужественных героев.
Практика показала, что детям доступны песни, записанные от взрослых исполнителей. Однако содержание таких песен довольно часто накладывает большие ограничения на возможность их исполнения детской группой. В работе с текстами может быть применено сокращение количества поэтических строф, замена их другими из вариантов текста данного произведения, наконец, сочинение фрагментов текста. К последнему виду работы очень полезно привлекать самих детей, что дает им возможность испытать радость творчества, помогает познать некоторые особенности структуры поэтического языка народной песни.
«Стремление и любовь к актерству присущи всем детям без исключения и возникают с самого раннего возраста» Именно эти черты дают возможность широкого применения элементов игры при исполнении произведений народного искусства. «Игра доставляет ребенку радость. Это будет или радость творчества, или радость победы, или радость эстетическая»

Элементы игры в той или иной мере могут быть внесены почти в любую песню. При игре происходит чудо перевоплощения ребенка в героя произведения фольклора. Так, в песне «Сидит Дрема» исполнитель, изображающий главного героя, последовательно имитирует текст: «дремлет», «просыпается», выбирает нового Дрему, сажает его в круг на свое место. И нужно видеть, как ярко проявляется индивидуальность каждого малыша при выборе средств из, казалось бы, довольно скупого арсенала движений.
Но не всегда движения должны передавать содержание каждого куплета. Они могут соответствовать определенному настроению, с их помощью более полно проявляется характер произведения. В фольклорной группе Большого детского хора созданы орнаментальные хороводы «Улица мала», «Как по мостику», пляска «Как у нас было на Дону». За основу движения взяты элементы, характерные для местности, в которой записан вариант. При исполнении хороводных песен двигается вся поющая группа. Большое внимание уделяется расположению детей на сцене: во избежание звуковых потерь лица преимущественно повернуты к слушателю. В пляске основная нагрузка приходится на танцоров-солистов — иначе качество звука будет значительно снижено.
Практика дает убедительные доказательства того, что пение в народной манере не только доступно каждому ребенку, но и в значительной степени развивает его голосовой аппарат. Дети, научившиеся естественно петь в народной манере, вовсе не «обречены» всю жизнь петь лишь «народным» голосом. При желании они могут «округлить», «прикрыть» звук, тем самым переходя в иную (академическую) манеру пения. Ведь остальные принципы певческого воспитания являются общими: четкая дикция, умение пользоваться грудными и головными резонаторами, диафрагматическим (брюшным, абдоминальным) дыханием, полное отсутствие форсирования звука, «горлового» пения.

Участником детской фольклорной группы, как показывают наблюдения, может стать любой ребенок, обладающий элементарным музыкальным слухом и средними вокальными данными.
Почти все принятые в группу (московские школьники 12—14 лет) не знали музыкальной грамоты, не имели навыков пения в хоре, не умели танцевать. Поэтому на занятиях, проводимых два раза в неделю по 2—3 часа каждое, применяются самые разнообразные формы обучения: пение песен, упражнений, разучивание простейших элементов народного танца, игра, прослушивание записей русских народных песен, изучение музыкальной грамоты.
Все необходимые вокальные навыки вырабатываются в первую очередь во время распевания, в которое обычно включаются самые разнообразные упражнения.
Очень важны те из них, которые развивают певческое дыхание. Необходимо помнить, что большая часть русских народных песен поется на «едином», цепном дыхании. Навык такого дыхания вырабатывается путем долгой тренировки, постоянной фиксации внимания на нем. В качестве примера приведем следующие упражнения. После чередования нескольких коротких вдохов и продолжительных выдохов (контроль работы диафрагмы и мышц живота), взяв совсем немного дыхания, на разной высоте по возможности долго говорить: «ай-яй-яй-яй.» или «ой-ёй-ёй-ёй.». Упражнениям необходимо придать разнообразную эмоциональную окраску: можно говорить с укоризной, удивленно, тревожно, насмешливо, ласково и т. д. Главные технические задачи здесь—естественная разговорная артикуляция, хорошая «опора» звука, работа головного и грудного резонаторов, а отсюда — ровное звучание голосов в соответствующих регистрах и на их соединении. Упражнения такого рода являются хорошим подспорьем в работе над «разговорностью» в пении.
Если дети легко и непринужденно выполняют основные задачи первого этапа распевания, можно переходить к следующему—собственно пению.
Используются прибаутки, скороговорки и т. д. Большое внимание следует уделять естественному формированию гласных. Можно рекомендовать чуть более протяжное произнесение ударных гласных по сравнению с неударными и предельно короткое и четкое произнесение согласных.
На более позднем этапе обучения постепенное приобщение к творческому процессу приводит к его вершине — импровизации. Поиск нового подголоска, движения, варианта текста — практически все эти формы доступны детям.
Изложенные в предисловии формы и методы работы с детьми не являются единственными. Изучение народной песни в детском коллективе постоянно требует творческого подхода. Надеемся, что настоящий сборник пробудит интерес к поискам новых форм работы не только у руководителей детских народных вокальных групп, но и преподавателей детских хоровых студий, музыкальных школ и руководителей коллективов детской художественной самодеятельности.
Воспитывая детей на материале подлинного народного искусства, мы тем самым даем им возможность познать богатство национальной культуры, красоту родного языка, своеобразие и закономерности строения национальной мелодики.
К сборнику дается приложение — музыкально-литературная композиция Г. Науменко «С утра до вечера» для чтецов и детского хора без сопровождения. Композиция состоит из восьми музыкальных номеров —обработок народных песен Смоленской области, чередующихся с бытующими на Смоленщине загадками, поговорками, сказками.
Яркий самобытный материал, записанный автором не только от взрослых, но и от детей, отличается большим тематическим разнообразием, доступностью поэтического текста, что позволяет принять участие в исполнении этой крупной формы и младшему детскому составу. Органичное же сочетание музыки, слова, движения дает большие возможности для всестороннего развития детей.

НА УЛИЦЕ ГАГАРА ДА КУЛИК (шуточная песня Кировской области)
АВСЕНЬ (календарная песня Московской области)
СИДИТ ДРЕМА (хороводная)
МЫ ПРОСО СЕЯЛИ (игровая хороводная Ленинградской области).
ТЫ РЕКА ЛИ МОЯ, РЕЧЕНЬКА (лирическая песня Ленинградской области)
НА ГОРЕ, ГОРЕ (хороводная песня Кировской области)
КАК У БАБУШКИ КОЗЕЛ (шуточная песня Московской области).
КОМАРА ЖЕНИТЬ МЫ БУДЕМ (шуточная песня Свердловской области)
ТО НЕ ГУСЕЛЬКИ РОКОЧУТ (плясовая песня Московской области)
СКАЗ О ЛЕНИНЕ (былина, северный народный напев ) Слова В. Бокова
НЕ ЛЕТАЙ, СОЛОВЕЙ (современная песня Алтайского края)
ПОШЛА МЛАДА ЗА ВОДОЙ (плясовая песня Красноярского края).
ВЯНУЛИ ЦВЕТИКИ (свадебная песня Ульяновской области)
МИЛЫЙ МОЙ ХОРОВОД (хороводная песня Ульяновской области).
КАК ПО МОСТИКУ (хороводная песня Кировской области)
УЛИЦА МАЛА (хороводная песня Белгородской области)
ШЛА УТИЦА (плясовая песня Кировской области),
ВОТ ЛЕТЕЛ НАШ КОМАРИЩЕ (шуточная песня Владимирской области)
У НАС ПО САДУ (свадебная песня)
КОНИ У НАС ЗАПРЯЖЕНЫ (величальная песня Кировоградской области)
СТАРЕНЬКИЙ ДЕДКА (календарная песня Брянской области)
НА МОРЕ УТКА КУПАЛАСЯ (хороводная песня Брянской области).
КАК У НАС БЫЛО НА ДОНУ (плясовая песня Кировской области).
СЕВЕРНАЯ СКОМОРОШИНА
НА КАЛИНЕ БЕЛЫЙ ЦВЕТ (лирическая песня Омской области).
А-ОЙ-Я, КАК У МЕСЯЦА (величальная песня Ульяновской области)
МЫ СИДЕЛИ НА КАНАВЕ (шуточная песня Белгородской области).
ВЕЧЕРОК ДА ВЕЧЕРАЕТСЯ (лирическая песня Алтайского края).
КЛЮЧ БЕЛЫЙ КОЛОДЕЗЬ (лирическая песня Курской области).
С УТРА ДО ВЕЧЕРА (детский музыкальный утренник из песен, загадок, поговорок, сказок Смоленской области для чтецов и детского хора без сопровождения.) Собрал и обработал Г. Науменко

Скачать ноты

Источник

Нотный архив Бориса Тараканова

Хрестоматия по хоровому дирижированию, выпуск 1

Раздел 1.
Трехдольный размер

«Грушица. Русская народная песня. Обработка А. Свешникова
«Песня о Добрыне. Русская народная песня. Обработка А. К. Лядова
«Из-за лесу, лесу темного. Русская народная песня. Обработка Н. А. Римского-Корсакова
«Уж ты, поле мое. Русская народная песня. Протяжная
«Родимый край. Музыка и слова А.Свешников
«Как за речкою. Русская народная песня. Обработка Н. А. Римского-Корсакова
Р. Шуман. «Ночь». Рус. текст Р. Михайловской
Р. Шуман. «Привет весне»
Ц. Кюи. «Всюду снег». Слова И. Белоусова
X. Глюк. «Струн золотых напев». Хор из оперы «Орфей»
Б. Мокроусов. «Песня о Волге». Сл. С. Острового
«Каринтия». Австрийская народная песня. Рус. текст А. Тверского. Обработка В. Локтева

Раздел 2.
Четырехдольный размер

«Смолк давно соловушко». Современная русская народная песня. Обработка А. Свешникова
«Вниз по матушке», по Волге. Русская народная песня. Обработка Вик. Калинникова
«Как пойду я на быструю речку». Русская народная песня. Обработка А. Свешникова. Отрывок
«Вечерняя песня». Словацкая народная песня. Переложение Ю. Игнатьева
А. Даргомыжский. «Два ворона» (из цикла «Петербургские серенады»). Слова А. Пушкина
Б. Сметана. «Моя звезда». Слова И. Сладека. Перевод Э. Александровой
A. Рубинштейн. «Горные вершины». Слова М. Лермонтова
Ц. Кюи. «Заря лениво догорает». Слова С. Надсона
Л. Бетховен. «Походная песня». Перевод Т. Сикорской. Переложение Л. Шохина
М. Фрадкин. «Песня о Днепре». Слова Е. Долматовского
B. Мурадели. «Бухенвальдский набат». Слова А. Соболева

Раздел 3.
Двухдольный размер

«Родина». Русская народная песня. Обработка А. Свешникова
«Во лузях». Русская народная песня. Хороводная. Обработка А. Лядова
«В сыром бору тропика». Русская народная песня. Обработка А. Гречанинова
«Лен зеленой». Русская народная песня. Гармонизация М. Анцева
В. Ребиков. «Травка зеленеет». Слова А. Плещеева
«Сеяли девки яровой хмель». Русская народная песня. Обработка А. Гречанинова
Ц. Кюи. «Весна». Слова Ф. Тютчева
А. Гречанинов. «Урожай». Слова Н. Некрасова
М. Мусоргский. «Поздно вечером сидела». Хор из оперы «Хованщина»

Раздел 1.
Произведения для хора без сопровождения

М. Анцев. Задремали волны. Слова К.Р.
С. Танеев. Венеция ночью. Слова А. Фета
«Камышинка». Чешская народная песня. Перевод Т. Сикорской. Обработка Н. Можайского
Ф. Мендельсон. «Как иней ночкой весенней пал». Слова Г. Гейне
Р. Шуман. «Ночная тишина»
«Гусары». Словацкая народная песня. Русский текст С. Болотина и Т. Сикорской
«У ворот, ворот батюшкиных». Русская народная песня. Обработка М. Мусоргского

Раздел 2.
Произведения для хора с сопровождением

А. Даргомыжский. «Любо нам». Второй хор русалок из оперы «Русалка»
П. Чесноков. «Солнце, солнце встает». Слова А. Федорова
П. Чесноков. «Катит весна». Слова Г. Гейне
A. Гречанинов. «Пчелка». Слова народные
К. Сен-Санс. Хор из оперы «Самсон и Далила»
Дж. Верди. Хор рыцарей из II действия оперы «Оберто»

Раздел 3.
Шестидольный размер, дирижируемый по шестидольной схеме

«Морю нужен тонкий невод». Латышская народная песня. Перевод Ю. Абызова. Обработка А. Юрьяна
«Как за речкою, да за Дарьею». Русская народная песня. Обработка Н. А. Римского-Корсакова
П. Чайковский. «Хор цветов» из музыки к весенней сказке А. Н. Островского «Снегурочка»
М. Ипполитов-Иванов. «Утро». Слова А. Пушкина

Раздел 4.
Шестидольный размер, дирижируемый по двухдольной схеме

B. А. Моцарт. «Весна». Русский текст А. Овербека Переложение П. Богданова
М. Ипполитов-Иванов. «Ночь». Перевод с немецкого М. Михайлова
В. А. Моцарт. «Мы сегодня рано встали». Хор из оперы «Свадьба Фигаро»
Э. Григ. «С добрым утром». Слова Б. Бьёрнсона. Перевод с норвежского А. Ефременкова

Раздел 5
2/2 и Alla breve

Э. Григ. «Весенняя песня». Русский текст А. Машистова (по Б. Бьёрнсону)
М. Глинка. «Москва». Патриотическая песня. Переложение для детского хора Г. Беззубова
Л. Бетховен. «Весенний призыв». Переложение В. Вахромеева
Л. Бетховен. «Восхваление природы человеком». Слова Ц. Геллерта
В. А. Моцарт. «Откуда приятный и нежный тот звон». Хор из оперы «Волшебная флейта»

Источник

Оцените статью