С какого возраста аккордеону

Первые занятия с начинающими в классе аккордеона

Разделы: Музыка

Аккордеон — интересный, своеобразный музыкальный инструмент, достаточно сложный для адаптации. Именно на первых уроках у ребенка можно пробудить интерес к музыке, инструменту или же уничтожить его навсегда.

Большое значение в формировании исполнительских навыков учащихся дошкольного и младшего школьного возраста (6-8 лет) имеет начальный период обучения, поскольку именно на этом этапе закладываются основные навыки, технологические приемы и т. д. От грамотного начала обучения зависит последующее развитие ученика.

1. Наглядно-демонстрационные аспекты обучения

Первое занятие целесообразно начинать со знакомства ученика с инструментом, его возможностями. Для этого педагог должен сам владеть инструментом и уметь исполнить несколько известных произведений, различных по характеру и доступных восприятию ученика. Играя ребенку на инструменте, преподаватель решает сразу несколько первоначальных педагогических задач, во-первых приобщает ученика к музыке (учит слушать музыку, прививает любовь к музыке), во-вторых используя принцип наглядности, пробуждает у ученика интерес к инструменту, желанию учиться исполнительству на инструменте и в третьих, постепенно вводит ученика в учебный процесс.

2. Теоретические аспекты обучения

После прослушивания ребенком музыкального произведения попросить определить, какая звучала музыка: грустная или веселая, медленная или быстрая. Тем самым ученик в дальнейшем начинает более внимательно слушать музыку, учась при этом определять характер и темп. Анализируя с учеником тот или иной музыкальный материал, преподаватель развивает у него музыкальные и слуховые способности.

Учитывая психологию маленького ребенка, желание сразу же сесть за аккордеон и начать играть на нем, преподаватель должен предоставить такую возможность ученику сразу на первом занятии. Первые 2-3 урока не стоит начинать изучение музыкальной грамоты, лучше уделить внимание постановочным моментам: посадке, постановке инструмента, положению рук на правой и левой клавиатурах.

3. Практические аспекты обучения

Посадка, постановка инструмента:

Первое, на что должен обратить внимание преподаватель, вводя ученика в непосредственный контакт с инструментом, это положение корпуса учащегося и положение аккордеона. В 6-8 летнем возрасте, в большинстве случаев рост учащихся оказывается недостаточно высоким даже для самой маленькой модели аккордеона “Юность”. В этой ситуации преподаватель сталкивается с большими трудностями. Известно, что в возрасте 6-8 лет у учащихся слуховая память и тактильные ощущения не развиты, поэтому контролировать положение руки на правой клавиатуре вначале легче зрением. Однако, задача преподавателя вовремя отучить ребенка “подглядывать” в клавиатуру.

Приступая с учащимися к освоению игровых навыков, преподаватель должен начать с объяснения каким образом на аккордеоне извлекается звук. Важно, чтобы учащийся понял: громкость звука на аккордеоне не зависит от силы удара, нажатия или давления пальцев на клавишу. Звук меняется за счет различного по интенсивности ведения меха.

Понимая важность участия работы меха в комплексе звукоизвлечения, логично будет начать осваивать с учащимися игровые навыки с владения мехом. Поначалу упражнения на владение мехом должны быть просты. Первое из них заключается в обычном разведении меха. Упражнение должно выполняться с хорошей амплитудой, движение должно быть плавное, без рывков и толчков. Давление на мех должно быть достаточно сильным, т.к. в дальнейшем, если не уделить этому внимания, возникнут проблемы слабого звука. Результатом такой работы станет ровность звука, его продолжительность (длинные ноты), громкость.

Первые упражнения для правой руки:

Знакомство учащегося с правой клавиатурой начинается с белых клавиш. При нажатии клавиш нужно внимательно следить, чтобы мышцы руки (кисть, предплечье), не участвующие в работе, были расслаблены. Очень часто, ученик, нажимая каким-либо пальцем клавишу, напрягает остальные. Чтобы учащийся лучше ощущал силу пальцев и их работу, не стоит на первых уроках заставлять играть ударом или толчком, т.к. и в том и в другом случае в действии участвует вес пальца, увеличенный за счет ускорения перед касанием клавиш. Это облегчает задачу мышц пальца утопить клавишу, а следовательно, снижает их работоспособность. Важно добиться от ученика, чтобы исполняя то или иное упражнение, он нажимал каждым пальцем клавиши до упора. В отличие от фортепиано, где звуковая градация зависит от силы удара, сама по себе заставляя при ровном звуке работать все пальцы одинаково, аккордеон прощает неполный нажим или недостаток в силе удара того или иного пальца. Громкость звучания от этого не изменяется. Но в дальнейшем при исполнении пассажей в быстром темпе, пальцы будут не полностью нажимать на клавиши, либо вообще проскочив по верху клавиши вскользь, не осуществлять нажатие. Во втором случае будут потеряны несколько нот (не прозвучат в звукоряде), в первом – пострадает артикуляция – не будет четкости произношения, а также звучание каждой ноты по своей временной продолжительности будет различным. Проследив за тем, чтобы учащийся до конца прожимал клавиши, нужно принять во внимание силу давления пальцев. Она не должна слишком сильно превышать силу сопротивления клавиши. Важно чтобы учащийся тратил лишь только необходимое для удержания усилие. Игнорирование этого фактора может привести впоследствии к зажатости руки и вязкому исполнению темповых произведений, быстрых пассажей мелких нот. Осваивая упражнения, не следует сразу стремиться к их исполнению в подвижных темпах, т.к. при этом учащийся в погоне за скоростью не сможет контролировать правильность движений, сохранять кисть свободной.

Первые упражнения для левой руки на готовой системе:

Первое знакомство учащегося с левой клавиатурой происходит на готовой системе. Ознакомив учащегося с расположением рядов, басов, аккордов на готовой клавиатуре, практическое занятие следует начинать с навыка нахождения отмеченной ноты «до» третьим пальцем. Затем этим же пальцем следует освоить вертикаль основного ряда. При этом второй палец должен находиться на мажорном ряду, чтобы не упрощать задачу третьему пальцу, нащупывая заранее верхнюю кнопку.

Объяснив учащемуся, какие пальцы в большинстве случаев обслуживают те или иные ряды, можно дать первое простое упражнение – игру по всей вертикали баса и мажора одновременно, затем раздельно. Так как основной функцией готовой системы левой клавиатуры является аккомпанемент, целесообразно выполнять упражнения штрихом non legato, чтобы не формировать привычку тянущегося баса и аккорда.

Знакомство со штрихами:

Штрихи на начальном этапе обучения сводятся к legato (связно) и non legato (не связно). Какой же штрих нужно осваивать сначала. Существуют различные точки зрения. Как показывает практика, учащемуся легче дается исполнение non legato, т.к. при этом штрихе в технологический прием входят толчок и расслабление пальца до включения в действие другого. При штрихе legato помимо перечисленных компонентов происходит удерживание клавиши до нажатия следующей, и вместе с ним синхронное отпускание. Поэтому штрих legato учащемуся достигнуть сложнее. Гораздо проще перейти от legato к non legato, чем наоборот. Но нужно учесть, что более легкая технология исполнения non legato дает возможность обратить большее внимание учащегося на постановочные моменты.

4. Выбор репертуара для начинающего

Занимаясь подбором музыкальных произведений, преподавателю необходимо руководствоваться принципом доступности и посильности. Технологические навыки, необходимые для исполнения первых пьес, должны быть заложены начальными упражнениями. Хорошо, когда на один технический прием, вид техники подбирается несколько пьес. Это способствует закреплению технических навыков, а в психологическом плане не дает накопиться усталости и перенасыщению, вызванных многократным исполнением одной пьесы. Уровень сложности музыкальных произведений должен исходить от возможностей учащегося. Если при накопленном потенциале ученик в состоянии работать над более сложными пьесами, не стоит продолжать держать его на простых. Это приводит к халатному отношению к занятиям. Завышенный же по сложности репертуар снижает интерес, губит любовь к инструменту и музицированию.

Составлять репертуар преподаватель должен, принимая во внимание постепенное, незаметное для учащегося, повышение сложности пьес, руководствуясь принципом от простого к сложному. Обучение должно быть развивающим. Только при таком подходе к учебному процессу учащийся достигает хороших результатов, увеличивая свой профессиональный рост.

5. Психологический аспект обучения

Начальный этап обучения – это не только период, в который закладываются постановка и начальная техника, это еще и время, когда подлежат становлению отношения между педагогом и учеником. Помимо непосредственных профессиональных знаний, каждый преподаватель должен быть хорошим психологом. Это помогает более глубоко раскрыть у учащегося сильные стороны характера, войти с ним в более тесный контакт общения, завоевать доверие, что очень важно. Каждый ребенок является индивидом, обладает присущими только ему чертами характера, темпераментом. В зависимости от этого педагог должен найти индивидуальный подход к каждому из учащихся. Важно иметь в виду внимательность ребенка, в этом возрасте (6-8 лет) внимание ученика не имеет направленности. Оно рассеяно. Сосредоточить его можно лишь заинтересовав учащегося. Нельзя заниматься монотонно, т.к. в этом случае притупляется восприятие. Нужно помнить, что самый большой отрезок времени, на который у ребенка сохраняется внимание — это 9-10 минут. В возрасте 6-8 лет дети ведут и воспринимают свою жизнь в постоянных играх. Занимаясь с учащимся непосредственно на инструменте, а так же теорией, преподаватель должен привносить игровые моменты. В этом случае у ребенка восприятие материала становится непроизвольным. Его психика специально не напрягается для запоминания. Результат такого метода превосходит результат неигрового учебного подхода.

Очень важно найти взаимопонимание друг с другом. От этого будут зависеть дальнейшие результаты. Главное, чтобы окончив школу, (не обязательно продолжив обучение в высших учебных заведениях) учащийся не испытывал после этого отвращение к музыкальному инструменту, музыке, а наоборот, пронес любовь, заложенную педагогом, через всю жизнь.

Источник

Обучение на баяне детей раннего возраста и детей со слабыми музыкальными данными

Рубрика: 3. Система образования

Дата публикации: 05.02.2015

Статья просмотрена: 5588 раз

Библиографическое описание:

Волкова, А. М. Обучение на баяне детей раннего возраста и детей со слабыми музыкальными данными / А. М. Волкова. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2015 г.). — Челябинск : Два комсомольца, 2015. — С. 34-36. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/147/7267/ (дата обращения: 03.06.2021).

Перемены, происходящие в общественной жизни нашей страны, в значительной степени затрагивают и систему образования и культуры. Музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная среда, совершенствуется мышление, воспитывается чуткость к красоте в искусстве и в жизни.

В настоящее время педагоги по классу баяна и аккордеона столкнулись с проблемой обучения детей 6–7 летнего возраста. Это связано с желанием родителей, обучать маленьких детей игре на таких инструментах, как баян и аккордеон. Многолетний опыт работы показывает, что обучать детей такого возраста возможно. Ещё А. Д. Артоболевская говорила, что “приобщать детей к искусству следует с самого раннего возраста”.

Специалистами установлено, что чем раньше начато целенаправленное обучение детей, тем быстрее у них развивается интеллект, тем лучше формируются различные навыки, ребёнок быстрее созревает как личность. Обучаясь в музыкальной школе, у ребёнка формируются нравственные качества: доброта, душевная тонкость. «Человек, взявший в руки скрипку, — гласит народная мудрость,- не способен совершить ничего плохого».

Необходимой предпосылкой обучения игре на баяне (как, впрочем, и на любом другом инструменте), является музыкальность ребёнка: комплекс музыкальных способностей, который включает музыкальный слух, чувство ритма и музыкальную память. Ещё не так давно, поступающие в музыкальную школу выдерживали вступительный отбор, а то и конкурс. Но время и условия жизни общества вносят свои поправки: теперь стало почти нормой принимать учащихся, что называется «с улицы», часто со слабыми музыкальными данными, а иногда и откровенно выраженными психо — эмоциональными проблемами, что вносит в работу педагога дополнительные проблемы и нагрузки.

Особого внимания учителя требуется дошкольникам (6–7 лет), самым младшим, начинающим ученикам. Ребёнок переступает школьный порог, переполненный впечатлениями и различного рода ожиданиями. К сожалению, редко, когда музыкальное образование строится на базе полноценной музыкальной подготовки в детском саду. Наш город небольшой. И что представляют собой в начале учебного года наши новые ученики: многие из них не были ни в театре, ни в филармонии, а некоторые — даже не посещали детский сад и с музыкой первый раз встречаются в школе на уроках.

Ведь всё же не показатели музыкальности являются главным критерием при обучении ребёнка. Преобладающим фактором должны служить: интерес и желание заниматься музыкой. Преподавателю, необходимо создать такие условия, когда у ребят появляется желание заниматься на инструменте, когда дети начинают «хотеть» слушать музыку и пытаться постигнуть «тайну» творчества. Музыкальное образование и воспитание школьников находится в наших руках. Индивидуальный характер обучения в музыкальной школе определяет дифференцированный подход к каждому ребенку. Учитывая индивидуально-психологические особенности личности и физические возможности учащегося нужно выбирать методы преподавания, соответствующие возрасту, интересам, способностям и характеру каждого ученика- важные составляющие успеха в работе.

Уроки специальности должны быть источником радости, восторга и удивления от познания нового. Ведь именно в процессе занятий ученик познает музыку во всем ее многообразии, у него формируется навыки и привычки труда, воспитывается воля, чувства, развивается мышление. Если учеба дает радость, ученик стремится закрепить это состояние новыми достижениями, подчас безотчетно; если учеба приносит огорчения, он точно так же стремится лишь к одному — любым способом избежать неприятности. О средствах достижения цели младший школьник почти не задумывается. Было бы ему хорошо!

Содержание работы с учащимся в донотный период: слушание музыки (определение характера, жанра); сознание ритмического своеобразия жанров; пение песен с поддержкой аккомпанемента и без него; определение количества звуков, мотивов; осознание понятие относительной высоты звуков. Первые занятия с начинающим должны носить наглядно-демонстрационный характер. Он осуществляется в самых разнообразных формах работы: на занятиях, концертах, при посещениях выставок, в общении с природой, обязательно с последующим обменом мнениями с педагогом.

Решающая роль отводится созданию слушательского опыта, поэтому целесообразно начинать со знакомства ученика с инструментом, его возможностями. Для этого педагог должен сам владеть инструментом и уметь исполнить несколько известных произведений, различных по характеру и доступных восприятию ученика. Играя ребенку на инструменте, преподаватель решает сразу несколько первоначальных педагогических задач:

— во-первых, приобщает ученика к музыке (учит слушать музыку, прививает любовь к музыке);

— во-вторых, используя принцип наглядности, пробуждает у ученика интерес к инструменту, желанию учиться исполнительству на инструменте;

— в третьих, постепенно вводит ученика в учебный процесс.

Приступая к анализу с учеником того или иного музыкального материала, преподаватель тем самым развивает у него музыкальные и слуховые способности. Эмоциональное состояние, воображение, как главный источник будущего творчества, должны быть предметом воспитания в этом возрасте. Уроки могут варьироваться:

— урок-исследование: «Для чего нам нужны ремни?», «Сколько рядов в левой клавиатуре?» и т. д.;

— урок-творчество: подбор знакомой мелодии на инструменте, пение;

— урок — слуховой анализ: чем отличается минор от мажора, определение характера и динамического звучания мелодий, тембровой окраски различных инструментов.

С годами работы, у каждого преподавателя вырабатывается своя собственная методика, основанная на опыте работы, переосмысленная и дополненная разработками других педагогов. Основываясь на опыте, я убедилась, что приступать к изучению нотной грамоты и игре по нотам можно одновременно, но обучение нотной грамоте должно быть постепенным, не форсированным, подкрепляемым практическими упражнениями на баяне.

В переходе на нотную запись необходимо соблюдать принцип последовательности — от простого к сложному, учитывая индивидуальные особенности ученика в освоении нотного материала. «Теоретическое» не должно заслонять «музыкальное», наиболее эффективно сначала что-то выучить практически, а затем показать, как это выглядит в нотной записи.

Начинать обучение нужно с игры одним пальцем и от урока к уроку с каждой новой пьесой включать в работу все пальцы. О развитии ручного аппарата стоит сказать особо. Учителю необходимо помнить, что у детей 6–8 лет мелкие мышцы рук ещё недостаточно развиты, поэтому в начальный период очень важно включать в процесс обучения специальную гимнастику для пальцев, рук, благодаря которой ребёнок осваивает «мышечную» азбуку. Задача педагога заключается в подборе комплекса упражнений для каждого ученика с учётом его индивидуальных особенностей (физическое развитие, координация, строение рук, с учётом проблем координации),

Данные методы позволяют не только повысить результативность обучения, но и сделать учащихся более раскованными и эмоциональными, при этом преподавателю не нужно чрезмерно увлекаться большим объемом учебного материала, так как дети 6–7 лет, да и ребята более старшего возраста, отличаются неустойчивостью внимания и памяти, быстрой утомляемостью, связанной с истощением нервных клеток. Именно поэтому им необходимы смена заданий «разгрузочные» паузы. При тонком и бережном подходе учителя, применяя игровой характер методики преподавании «артистичность» учителя позволяют добиться обнадёживающих результатов.

Индивидуальное занятие с учеником обязательно включает в себя элементы самоанализа деятельности, самоконтроль. Урок начинаем с беседы: «Что удалось в домашней работе, что было трудным? В чем нужно помочь?». Заканчиваем урок — постановкой задач в самостоятельной работе. Главная «функция урока» — укрепить в сознании собственные возможности и желание совершенствования. В конце урока для оценки успеваемости самых маленьких учащихся на начальном этапе, можно воспользоваться оценками в виде символов: мажорка, минорка, солнышко, тучка. Необходимо сознавать, что оценочный критерий очень важная составляющая в учёбе ребёнка, своеобразный стимул желания труда.

Формирование полноценной учебной деятельности у детей младшего возраста может происходить лишь на основе комплексных принципов совместной деятельности педагогов и родителей. Большое внимание в своей работе необходимо уделять налаживанию взаимодействия с родителями учеников. Семья и школа- это две единые составляющие педагогического воздействия на учащихся, особенно — в процессе обучения ребёнка на баяне. Мало провести с учеником занятие в классе, необходимо, чтобы ученик достаточно времени и усердия уделял закреплению пройденного материала в процессе домашней самоподготовки. Потому что именно папы и мамы должны «заразить» ребёнка любовью к музыке, проявить интерес к его занятиям и успехам, воспитывать у него настойчивость и любовь к труду.

Рассмотренные и предложенные способы обучения особенно полезны и результативны для маленьких по возрасту учащихся, а также детей со слабыми и средними музыкальными данными, имеющие проблемы в интеллектуальном развитии. Как правило, именно такие ученики подталкивают педагога к поиску новых, продуктивных способов и приёмов обучения.

В заключении хотелось бы привести слова доктора психологических наук В. Г. Ражникова: «Все дети талантливы настолько, чтобы безостановочно развиваться в своих возможностях. Проблема только в том, в каком качестве, с чьей помощью и каким способом они приобщались к искусству».

1. Безбородова Л. А. Методика музыкального воспитания младших школьников. АКАДЕМА, М., 2002 г.

2. Белкин А. С. Ситуация успеха. Как ее создать? М.: «Просвещение», 1991. — 169 с.

3. Демидович Е. Г. Развитие внимания как один из факторов успешности обучения детей. 2008 г.

4. Кабалевский Д. Б. Основные принципы и методы программы по музыке.1980 г.

5. Негматова М. А. Нетрадиционные формы уроков как способ развития интереса к учёбе.

6. Ражников В. Г. «Диалоги о музыкальной педагогике», ЦАПИ Москва, 1994 г.

7. Степанова С. А. Преемственность в музыкальном воспитании детей. 2008 г.

8. Филимонова Наталья Александровна, Начальный этап обучения игре на баяне.

Похожие статьи

Некоторые особенности современного музыкального.

музыка, музыкальное воспитание, ребенок, воздействие музыки, музыкальная школа, музыкальное образование, школа, век, эстетическое воспитание, духовный мир. Духовно-нравственное воспитание музыкой | Статья в сборнике.

Психолого-педагогические особенности работы в группе.

Первоочередно были определены направления деятельности и предметам для групповых занятий — «Нотная грамота», «Музыкальная ритмика» и «Слушание музыки».

Изучение нотной грамоты при помощи компьютера

Нотную грамоту изучают учащихся на инструмента фортепиано.

Навыки музыкального исполнения приобретаются у детей школ музыки и искусств, а также учащихся общеобразовательном школе.

Формирование метода профессионального педагогического.

музыкальное воспитание, музыка, музыкальное искусство, ребенок, Детская музыкальная школа, педагог, ученик.

«Солнечный листик». Учебно-методическое пособие для.

Это подтверждается возросшим числом желающих получить вокальное образование в стенах ДМШ и ДШИ. Преподавание сольного пения в нашей стране традиционно предполагает три этапа: Детская музыкальная школа или Детская школа искусств — Музыкальное училище.

О «фортепианной школе» (1913) венгерских.

Кодай говорил, что эти каноны, предназначены для первоначального знакомства ребенка с нотной грамотой и фортепианной клавиатурой.

Очень важно, как и на каком музыкальном материале воспитывается ученик. Фортепианный цикл для детей второй половины ХХ века.

Метод личностно-ориентированного обучения в классе.

Метод личностно-ориентированного обучения в классе фортепиано в Детской музыкальной школе и Детской школе искусств.

Поэтому так важно не только выучивание нотного текста, но и выражение собственного отношения исполнителя к данному произведению, его понимание.

Активизация познавательной деятельности с помощью.

Музыкальный материал сопровождается видеокомментариями, фотографиями и нотными иллюстрациями.

музыкальное произведение, музыкальное восприятие, ребенок, музыкальный образ, музыка, слушание музыки, музыкальная деятельность, музыкальная.

Мультимедийные ресурсы на уроках сольфеджио в ДШИ.

— Муниципальной программе развития и содержания муниципальных бюджетных учреждений дополнительного образования детей «Детские школы искусств» города

Доступны 2 режима: как соотношение клавиш фортепиано изображением на нотном стане и наоборот.

Источник

Оцените статью