- Минорные септаккорды на гитаре
- Виды минорных септаккордов
- Как строятся мажорные септаккорды
- Аппликатуры минорных септаккордов
- Азы септаккордов
- Малый мажорный или «доминантовый» септаккорд
- Большой мажорный септаккорд
- Малый минорный септаккорд
- Преобразуйте знакомые аппликатуры трезвучий в септаккорды
- Септаккорды на гитаре для начинающих: строение, аппликатуры
- Как пользоваться схемами?
- Малый мажорный (доминантсептаккорд) – «7»
- Большой мажорный – «maj7»
- Малый минорный – «m7»
- Большой минорный – «m(maj7)»
- Полууменьшенный – «m7b5»
- Уменьшённый – «dim7»
- Таблица септаккордов
- Септаккорды в открытой и 1-ой позиции
- Доминантсептаккорды
- Большие мажорные септаккорды
- Малые минорные септаккорды
- Примеры аккордовых последовательностей
Минорные септаккорды на гитаре
Автор: Mr.Falstaff · Опубликовано 10.04.2015 · Обновлено 06.07.2019
Минорные септаккорды — это септаккорды, которые строятся из минорного трезвучия (1, 3♭, 5) с добавлением к нему диссонанса — большой или малой септимы (7). Звучат минорные септаккорды грустно, но более по «джазовому», нежели стандартные минорные трезвучия.
Виды минорных септаккордов
Существуют два вида минорного септаккорда:
- Малый минорный септаккорд
- Большой минорный септаккорд
Как строятся мажорные септаккорды
Оба минорных септаккорда строятся по формулам, в которые входит минорное трезвучие + интервалы — большая или малая септима.
- Малый минорный септаккорд = минорное трезвучие + малая септима
- Большой минорный септаккорд = минорное трезвучие + большая септима
Аппликатуры минорных септаккордов
В повседневной жизни, большие минорные септаккорды используются крайне редко и поэтому, я приведу аппликатуры только малых минорных септаккордов или просто минорных септаккордов.
На картинке вы можете видеть аппликатуры минорных септаккордов от ноты Соль (G) в пяти аккордовых формах. Представленные аппликатуры можно брать от любой ноты на грифе гитары и они будут работать.
Источник
Азы септаккордов
Эта статья посвящена прикладной теории музыки для гитаристов. Итак, вы знакомы с основными мажорными и минорными трезвучиями (типа Am или D), а любые цифры после обозначения аккорда (7, 9, 11 и так далее) вам пока непонятны.
Основная концепция септаккордов достаточно проста: число после обозначения аккорда указывает звук, который должен быть включён (добавлен) в базовое трезвучие для формирования более красочной гармонии.
Если вы видите цифру 7, это означает, что в дополнение к нотам (звукам) трезвучия вы должны добавить звук септимы, взятой от основного тона аккорда. Или, если вам проще считать в обратном направлении, просто сделайте шаг вниз (на целый тон или на полтона, в зависимости от обстоятельств) от основного тона аккорда.
Наиболее распространенными типами септаккордов являются малый мажорный («доминантовый»), большой мажорный, малый минорный, полууменьшённый и уменьшённый. Здесь мы поговорим о первых трёх типах, и как они устроены.
Малый мажорный или «доминантовый» септаккорд
Если вы видите семёрку после имени аккорда без любых других дополнительных обозначений, это малый мажорный септаккорд — мажорное трезвучие с добавленной малой септимой. Его часто называют даже просто «септаккорд» или «септ», и обозначают цифрой 7 после имени основного тона, например — F7.
Чтобы построить такой аккорд, возьмите любое мажорное трезвучие и добавьте малую септиму от его основного тона. Самый простой способ найти малую септиму — сделать шаг на целый тон вниз от основного тона. Таким образом, если основной тон F, целый тон вниз — это Eb, а аккорд F7 будет состоять из звуков F (основной тон), A (большая терция), C (квинта) и Eb (малая септима).
Большой мажорный септаккорд
Большой мажорный септаккорд — это мажорное трезвучие, которое включает в себя большую септиму. Самый простой способ найти большую септиму — опуститься вниз на полтона от основного тона аккорда. Если основной тон F, то полтона вниз — это E. Аккорд Fmaj7 (также иногда обозначается FM7 или F∆7) состоит из звуков F (основной тон), A (большая терция), C (квинта) и E (большая септима).
Малый минорный септаккорд
Чтобы получить малый минорный септаккорд, добавьте малую септиму в минорное трезвучие. Аккорд Fm7 (также иногда обозначается F-7) содержит звуки F (основной тон), Ab (малая терция), C (квинта) и Eb (малая септима).
Преобразуйте знакомые аппликатуры трезвучий в септаккорды
Здесь мы не ставим цели полностью систематизировать все возможные аппликатуры трезвучий и септаккордов (их довольно много), поэтому приведём лишь несколько примеров, которые помогут прояснить основные принципы.
- Для начала полезно осознать, что минорное трезвучие может быть легко построено из его мажорного аналога просто опусканием терции вниз на полтона.
- Вторым полезным приёмом будет замена удвоенного основного тона в аппликатуре трезвучия на септиму. Если основной тон в аппликатуре взят дважды, один из этих звуков (тот, который находится не в басу), может быть опущен на полтона или тон, превратившись в септиму аккорда.
Все аккордовые схемы ниже приводятся без указания номеров ладов, так как они могут быть взяты на любом ладу. Основной тон аккорда здесь всегда расположен на шестой струне и определяет название аккорда. Таким образом, например, если у вас на шестой струне взята нота фа, вы взяли аккорд F, Fm, F7, Fm7 или Fmaj7, и тому подобное.
Итак, первый приём: превращение мажорного трезвучия в минорное. На рисунке ниже терция аккорда расположена на третьей струне. Понижаем этот звук на полтона (один лад гитары), и получаем минор из мажора.
Превращаем мажорное трезвучие в малый мажорный септаккорд. На рисунке ниже удвоенный основной тон аккорда расположен изначально на четвёртой струне. Понижаем этот звук на тон (два лада гитары), и получаем нужный септаккорд из мажорного трезвучия.
Превращаем мажорное трезвучие в большой мажорный септаккорд. На рисунке ниже удвоенный основной тон аккорда расположен изначально на четвёртой струне. Понижаем этот звук на полтона (один лад гитары), и получаем нужный септаккорд из мажорного трезвучия.
Превращаем минорное трезвучие в малый минорный септаккорд. На рисунке ниже удвоенный основной тон аккорда расположен изначально на четвёртой струне. Понижаем этот звук на тон (два лада гитары), и получаем нужный септаккорд из минорного трезвучия.
Источник
Септаккорды на гитаре для начинающих: строение, аппликатуры
Септакккорды – что это?
Это аккорды из четырёх звуков: трезвучие + септима.
Есть разные типы септаккордов: в зависимости от того, к какому трезвучию (минорному, мажорному, уменьшённому и т.д.) какая добавляется септима (большая, малая или уменьшённая).
На этом занятии разберём наиболее часто используемые септаккорды на гитаре: их строение и аппликатуры, примеры построения от определённого звука и последовательности для начинающих.
- Малый мажорный (доминантсептаккорд)
- Большой мажорный
- Малый минорный
- Большой минорный
- Уменьшенный
- Полууменьшенный
Дополнительно: таблица – по пять аппликатур для каждого типа септакккорда.
Как пользоваться схемами?
В сетках – универсальные схемы: на струнах указаны звуки аккорда, согласно его строению (см. формулы в блоках для каждого типа отдельно).
- 1 – прима (основной звук или тоника)
- 3 – большая терция
- b3 – малая терция
- b5 – уменьшённая квинта
- 5 – чистая квинта
- bb7 – уменьшённая септима
- b7 – малая септима
- 7 – большая септима
Таким образом, аппликатуры септаккордов можно использовать для любого определённого звука.
Самый простой вариант найти необходимую сетку на грифе – по основному звуку (тонике), в схемах это цифра «1».
Смотрим в схеме, на какой струне тоника. Находим её на грифе, и берём аккорд, согласно указанной аппликатуре.
Например: допустим, нам нужен Bm7 (си минор септаккорд) с тоникой на 6-ой струне:
1. В схеме – квадратик с цифрой «1» на 6 струне (1-ая вертикальная линия слева направо).
2. В аккорде Bm7 основной звук – это си. Находим на 6-ой струне звук си. Это седьмой лад.
3. И теперь от 7-го лада по аппликатуре берём аккорд: Bm7 с баррэ.
Но чтобы получить большее представление об аккорде (рекомендуется!), конечно же, необходимо предварительно выполнять построение септаккордов по формуле (для каждого типа она приводится).
То есть, какие именно звуки входят в состав необходимого аккорда.
Например: малый минорный септаккорд – 1 (прима, тоника) – b3 (малая терция) – 5 (квинта) – b7 (малая септима).
Определяем звуки по формуле для нашего аккорда Bm7:
- 1 (тоника) – си (B)
- b3 (малая терция от тоники) – ре (D)
- 5 (квинта от тоники) – фа-диез (F#)
- b7 (малая септима от тоники) – ля (A)
Теперь вы будете видеть на каких струнах, ладах находятся звуки аккорда Bm7 в аппликатурной схеме. Если по вышерассмотренной сетке Bm7 c баррэ: квинта (F#) на 5-ой струне, малая септима на 4-ой струне, малая терция на 3-ей струне и т.д.
Малый мажорный (доминантсептаккорд) – «7»
Малый мажорный септаккорд, или доминантсептаккорд: к мажорному трезвучию (1-3-5) добавляется малая септима (b7).
Как строить по формуле интервального состава: 1 (тоника) – 3 (большая терция) – 5 (квинта) – b7 (малая септима)
Или по терциям (от тоники): б.3 (большая) + м.3 (малая) + м.3 (малая)
Обозначается цифрой «7» (С7, D7, E7 и т.д.)
Сыграем аккорд G7 [ соль (1) – си (3) – ре (5) – фа (b7) ] во всех этих аппликатурах.
Цифры в сетках под линиями струн – это пальцы левой руки (каким пальцем прижимать струну): 1 – указательный; 2 – средний; 3 – безымянный; 4 – мизинец. Жирная линия – баррэ указательным (1).
В последующих примерах также приводятся все аккорды от звука G, последовательно во всех аппликатурах. Но а вам для закрепления изученного необходимо найти на грифе аппликатуры и от других звуков. К примеру, мажорные септаккорды С7, A7, D7, F7 и т.д. в 5-ти рассмотренных схемах.
Для некоторых аппликатур малого мажорного септаккорда в позиции есть альтернативные варианты.
Вместо аппликатуры с тоникой на 5-ой и 2-ой струне – схема на четыре струны (без 6-ой и 5-ой) с тоникой только на 2-ой струне:
На основе формы с тоникой на 6-ой струне есть и другие аппликатуры:
Во втором аккорде (по диагонали от основного) на четыре пальца: указательным прижимается 6-ая струна и подушечкой этого же пальца нужно приглушить 5-ую струну.
Обратите внимание, в аппликатуре без 6-ой и 1-ой струны в басу не тоника (1), а квинта (5). Если применить эту схему от звука соль, полное название аккорда тогда G7/D (ре в басу). Он изображён на фото (на 4-ом, 5-ом и 6-ом ладу).
Большой мажорный – «maj7»
Большой мажорный септаккорд: мажорное трезвучие (1-3-5) + большая септима (7)
Формула: 1 (тоника) – 3 (большая терция) – 5 (чистая квинта) – 7 (большая септима)
Порядок терций: б.3 + м.3 + б.3
Обозначается: maj7 (Cmaj7, Dmaj7, Emaj7…)
Основные аппликатуры для гитары:
В качестве примера сетки аккорда Gmaj7 [ соль (1) – си (3) – ре (5) – фа-диез (7) ] в пяти аппликатурах:
Относительно позиции аппликатуры с тоникой на 6-ой струне (первая сетка) также используются и другие аппликатуры: с тоникой на 4-ой струне и с септимой в басу (основной звук на 1-ой струне).
Аккорд с тоникой на 5-ой струне можно брать в аппликатуре с приглушенной 4-ой струной:
Малый минорный – «m7»
Малый минорный септаккорд: минорное трезвучие (1-b3-5) + малая септима (b7)
Формула: 1 (тоника) – b3 (малая терция) – 5 (чистая квинта) – b7 (малая септима)
Порядок терций: м.3 + б.3 + м.3
Обозначение: m7 (Cm7, Dm7, Em7… ).
Аппликатуры на гитаре малого минорного септаккорда:
Эти формы от звука соль – аккорд Gm7 [ соль (1) – си-бемоль (b3) – ре (5) – фа (b7) ] в пяти аппликатурах:
Дополнительные варианты аппликатур на основе рассмотренных:
- 1 – баррэ с тоникой на 6-ой струне заменяется четырёхструнной формой (бас – средним пальцем + приглушает 5-ую струну, безымянный прижимает 4-ую, 3-ю и 2-ю струну).
- 2 – вместо баррэ с тоникой на 5-ой струне – аппликатура на 4-е пальца (указательный прижимает 5-ую струну и приглушает 4-ую).
- 3 – на замену аппликатуре на 4-е лада в этой же позиции малое баррэ.
Большой минорный – «m(maj7)»
Большой минорный септаккорд: минорное трезвучие (1-b3-5) + большая септима (7)
Формула: 1 (тоника) – b3 (малая терция) – 5 (квинта) – 7 (большая септима)
Порядок терций: м.3 + б.3 + б.3
Обозначение – m (maj7): Cm(maj7), Dm(maj7), Em(maj7)…
Большой минорный септаккорд не столь часто можно встретить в аккордовых последовательностях. В песенном аккомпанементе иногда его используют как дополнительный оттенок минора в связке с минорным аккордом, малым минорным септаккордом (см. примеры последовательностей).
Аппликатуры большого минорного септаккорда:
Аккорд Gm(maj7) [ соль (1) – си-бемоль (b3) – ре (5) – фа-диез (7) ] – пять основных аппликатур от звука соль:
Полууменьшенный – «m7b5»
Полууменьшенный септаккорд: уменьшённое трезвучие (1-b3-b5) + малая септима (b7)
Формула:1(тоника) – b3 (малая терция) – b5 (уменьшённая квинта) – b7 (малая септима)
Порядок терций: м.3 + м.3 + б.3
Обозначение – m7b5 (Cm7b5, Dm7b5, Em7b5… ) или символом Ø (CmØ, DmØ, EmØ …)
Аппликатуры полууменьшенного септаккорда:
Аккорд Gm7b5 [ соль (1) – си-бемоль (b3) – ре-бемоль (b5) – фа (b7) ] – 5 аппликатур от звука соль:
Уменьшённый – «dim7»
Уменьшенный септаккорд: уменьшённое трезвучие (1-b3-b5) + уменьшённая септима (bb7).
Формула: 1(тоника) – b3(малая терция) – b5(уменьшённая квинта) – bb7(уменьшённая септима)
Уменьшённая септима энгармонически равна большой сексте. То есть фактически это один и тот же звук, но в составе уменьшённого аккорда он записывается как bb7.
Порядок терций: м.3 + м.3 + м.3
Обозначение – dim7 (Cdim7, Ddim7, Edim7… ) или символом ° (С°, D°, E°… ).
Аппликатуры уменьшённого септаккорда:
Сыграем все пять аппликатур от соль – аккорд Gdim7:
Также уменьшённые септаккорды для гитары можно перемещать по грифу вверх или вниз на малую терцию. И при этом состав звуков аккорда не будет меняться, а только их расположение на струнах. Иначе говоря, через малые терции без изменения аппликатуры вы получите тот же самый аккорд, но только в изменённом расположении звуков.
Например, Fdim7 [ фа (1) – соль-диез (b3) – си (b5) – ре (bb7) ]
Как видите в сетках, и на 6-ом, 9-ом, 12-ом ладу в повторяющейся аппликатуре всё те же звуки, только на других струнах (фа, соль-диез, си и ре).
Уменьшённый септаккорд с тоникой на 5-ой струне можно брать в аппликатуре без 6-ой и 1-ой струны, без 6-ой и 4-ой струны (как указано в предыдущих схемах), а также и используя приём малого баррэ, на пяти струнах (верхняя сетка справа от основной). При этом удваивается уменьшённая квинта.
Таблица септаккордов
В таблице септаккорды на гитаре и их виды. Для каждого типа септаккорда пять закрытых аппликатур. Универсальные схемы для построения аккордов от любого звука.
Скачайте и распечатайте таблицу. Используйте её как шпаргалку на начальном этапе изучения аккордов. Можно подсмотреть аппликатуру, если не помните, а также проверить, правильно ли вы взяли аккорд по определённой схеме.
Септаккорды в открытой и 1-ой позиции
Доминантсептаккорды
Доминантсептаккорды, построенные на основных ступенях звукоряда – а именно от звуков до (С), ре (В), ми (D), соль (G), ля (A), си (B)), за исключением звука фа (F) – очень часто используются в аккомпанементе как открытые аккорды (в «нулевой» позиции с открытыми струнами).
Они имеют определённые отличия от закрытых аппликатур. Некоторые из них легче в плане постановки пальцев: в аккордах звучат одна-три струны открытые, т.е. прижимать их не нужно, как в закрытых аппликатурах (D7, A7, G7). И только F7 (фа мажор доминантсептаккорд) не в открытой, а в I позиции.
Большие мажорные септаккорды
По аналогии и большие мажорные септаккорды: имеют свою аппликатурную специфику.
Cmaj7, Dmaj7, Fmaj7, Amaj7 – это всё те же рассмотренные раннее схемы, но в «нулевой» позиции эти аппликатуры легче, благодаря тому, что звучат открытые струны.
Малые минорные септаккорды
И также в целях расширения аппликатурной базы септаккордов рассмотрим малые минорные септаккорды в открытой и первой позиции от звуков до, ре, ми, фа, соль, ля и си (основные ступени звукоряда).
В практике аккомпанемента более употребительны открытые Dm7, Em7, Am7. Аккорд Bm7 – как вариант замены одноимённого аккорда или Bm с баррэ на 2-ом ладу (подробней об этом в этой статье).
Примеры аккордовых последовательностей
И в завершение занятия – небольшие упражнения: распространённые аккордовые последовательности с различными септаккордами.
Проигрывайте их в любом темпе, ритме – перебором или боем. Как вам больше нравится. Произвольно.
№1: три основных малых минорных септаккорда на баррэ в ля миноре
№2: доминантсептаккорды в до мажоре, на этих аккордах можно сыграть 12-ти тактовый блюзовый квадрат.
№3: часто используемая в песнях простая связка с переходом с Gm7 на Cm7 через G7.
№4: очень популярный ход аккордов в разных музыкальных стилях, последовательность в ре миноре.
№5: вместо минорного аккорда Em, последовательность Em/Em(maj7)/Em7 как обыгровка. И также на ля минор: Am/Am(maj7)/Am7.
На этом всё! Успешного вам изучения септаккордов!
Источник