С нестерова для фортепиано

Композитор Светлана Нестерова

Музыковед, главный редактор

Многочисленные дискуссии о женщинах-композиторах, часто с шовинистическим мужским подтекстом, всё ещё пользуются популярностью на просторах интернета, не смотря на то, что за окном третье тысячелетие. Музыкант Светлана Нестерова — миниатюрная стройная женщина с ясным открытым взглядом, яркая эмоциональная личность, композитор со своим сложившимся почерком, совершенно справедливо считает, что музыка не делится по половому признаку, поскольку критерий оценки только один: музыка может быть плохой или хорошей, талантливой или бездарной. И всей своей деятельностью убедительно доказывает это.

Светлана Владимировна родом из Екатеринбурга, здесь получила начальное и среднее музыкальное образование, здесь под руководством композитора В. Д. Барыкина появились её первые сочинения и пришло осознанное решение стать композитором. По собственному признанию, профессиональная судьба её складывалась удивительно удачно, поскольку в Петебургской консерватории она попала в класс профессора Бориса Ивановича Тищенко — выдающегося композитора, чуткого и мудрого педагога, сумевшего по достоинству оценить дарование своей ученицы. Воспитать композитора чрезвычайно непросто: ему нужно дать профессиональные навыки, привить требовательность к себе, при этом осторожно, бережно и уважительно относясь к индивидуальности начинающего творца. Д. Шостакович называл Б. Тищенко «человеком, убеждённым в правоте своего творчества», отмечая среди главных художественных качеств мастера «антидогматичность», свободу выбора в средствах высказывания и воплощении замысла. Наверное, отсюда происходит умение найти и раскрыть в каждом из своих подопечных сильные стороны таланта, отсюда и огромный заслуженный авторитет среди студентов. Для Светланы Нестеровой Б. Тищенко — любимый учитель, наставник и друг. Ему посвящены Концерт для скрипки с оркестром (2998/2010) и «Соната памяти любимого учителя» для струнного оркестра (2011) .

Читайте также:  Мастер оф папетс ноты для фортепиано

Совмещение учёбы с практической работой, как правило, бывает очень полезным в становлении музыканта-профессионала. Так, будучи концертмейстером на кафедре сценического движения в Академии театрального искусства, Светлана Нестерова не только совершенствовала свои пианистические навыки, но и познавала законы сценического искусства, что помогло ей в дальнейшем в работе над произведениями для театра. Сильная техничная пианистка, она знакомила слушателей с музыкой современных петербургских композиторов, выступая в Петербурге, Москве, Екатеринбурге, Калининграде, Витебске. В составе студенческой делегации принимала участие в концертах в Москве и Бостоне (США). Участвовала в фестивалях «Звезды белых ночей», «Музыкальная весна», «Звуковые пути», «От авангарда до наших дней», «Молодежные академии России». В 1999 г. была удостоена гранта «Музы Петербурга» в номинации «Музыка». И сегодня несколько раз в году она исполняет свои фортепианные произведения и фортепианную музыку коллег. С 2002 года Светлана Нестерова, закончив аспирантуру, преподаёт в Петербургской консерватории.

Композитором создано значительное количество произведений в самых разных жанрах. Одноактные оперы «Дедушка» по пьесе В. Набокова и «Тяжба» по пьесе Н. Гоголя, музыкальная сказка «Синюшкин колодец» по сказу П. Бажова, хореографические сцены «Лаура» по трагедии Федерико Гарсиа Лорки «Кровавая свадьба» и хореографический квест «Волшебное кольцо» по мотивам русских сказок, написанный совместно с мужем, композитором Вячеславом Кругликом — вот неполный список произведений для театра.

В 2005 году Мариинский театр объявил Всероссийский конкурс молодых композиторов, посвящённый предстоящему 200-летию Н. В. Гоголя. С. Нестерова представила на конкурс одноактную оперу по пьесе Н. Гоголя «Тяжба» и была удостоена звания лауреата. Органично продолжив и творчески преломив традиции сатирических произведений русских классиков от Мусоргского до Шостаковича, композитору удалось создать яркое колоритное произведение, основой драматургии которого является детально проработанный и интонационно характерный речитатив. Опера вошла в качестве одной из частей в спектакль «Гоголиада», премьера которого состоялась в Мариинском театре в день 200-летия Н. Гоголя — 1 апреля 2009 года. Премии Большого театра в 2008 году был удостоен и балет «Волшебное кольцо».

Читайте также:  Классные ноты для трубы

Камерные произведения демонстрируют широту интересов автора, желание выразить себя в вокальной и в инструментальной музыке, претворяя замыслы в самых разных формах. Вокальные циклы для сопрано и фортепиано на слова Д. Хармса «Полет в небеса» (1998) и «Мирок» на стихи Марины Цветаевой (2013), Первая (1999) и Вторая (2001) фортепианные сонаты, Фантазия для тромбона и фортепиано, сюита из музыки к пьесам А. П. Чехова «Предложение»(2010), «Квартет на отъезд из Петербурга в Бостон» (2012), цикл пьес для хора a capella «Любимый дом» на стихи Веры Куприяновой (2012) — все эти сочинения ярко высвечивают грани творческой индивидуальности сложившегося мастера.

Вокальный цикл «Полёт в небеса» был написан С. Нестеровой ещё в период учебы на третьем курсе консерваториии. Надо сказать, что обращение в столь юном возрасте к текстам Д. Хармса — очень смелый шаг автора, давший свои результаты. Традиции русской классики, в частности зарисовки М. Мусоргского и их многообразием речевых итонаций, знаменитые вокальные сатиры Д. Шостаковича — всё это школа для молодого композитора, стимулирующая к собственным интересным экспериментам и выразительным находкам. Символичным и показательным представляется обращение к текстам Д. Хармса именно в конце века, тысячелетия, стремление отразить сложный причудливый, зачастую алогичный, абсурдный, но такой загадочный мир творчества литератора, который писал о себе следующее: «Меня интересует только „ч у ш ь“; только то, что не имеет никакого практического смысла. Меня интересует жизнь только в своем нелепом проявлении. Геройство, пафос, удаль, мораль, гигиеничность, нравственность, умиление и азарт — ненавистные для меня слова и чувства.Но я вполне понимаю и уважаю: восторг и восхищение, вдохновение и отчаяние, страсть и сдержанность, распутство и целомудрие, печаль и горе, радость и смех».

В музыке сочинения заметно стремление автора заострить, акцентировать столь характерные для писателя противоположности, когда нелепо смешное соседствует с философски трагичным. Цикл состоит из шести номеров, где первый и последний посвящены стремительно уходящему времени, как философской категории. Первый «Вот и Вут час» — почти сюрреалистическая зарисовка (вспоминается знаменитое «Утекающее время» Сальвадора Дали), последний «Хо-ля-ля» — сиволизирует невозможность изменить ход событий, заданный вопрос повис в воздухе, вопрос, зафиксировавший остановку времени, вопрос, на который нет ответа… «Страшная смерть», «Рыжий человек», «Вываливающиеся старухи», «Встреча» — четыре номера, образующих середину, по словам автора «жутковато-абсурдный юмор с элементами хармсовского „хулиганства“». Композитор детально работает над интонационными характеристиками «персонажей», за которыми постоянно ощущается загадочная личность писателя. Сложная, насыщенная звукоизобразительными находками фортепианная партия дорисовывает образ, договаривает несказанное. Композитор «обнажает» резко контрастные образы и душевные состояния, что показательно, поскольку будет многообразно реализовано в последующих сочинениях.

Светлана Нестерова. «Полёт в небеса». Вокальный цикл на стихи Д. Хармса

Исполняют: Мария Людько (сопрано), Светлана Нестерова (ф-но).

Редакция продолжит знакомить читателей с произведениями композитора.

Вы можете помочь «Музыке в заметках»

Комментарии

Ирина Викторовна, г. Москва 20.08.2013 13:45

Какая сложная для вокалиста музыка! Но необычно, очень характеристично. Спасибо композитору за обращение к Хармсу. Хармс с музыкой — это какая-то другая грань прочтения его литературы, другая ступень. А ещё кто-нибудь писал на тексты Хармса?

Светлана Нестерова, г. Санкт-Петербург 25.11.2013 14:35

Уважаемая Ирина Викторовна, спасибо Вам за внимание. Поэзия Хармса очень популярна среди современных композиторов. Самая известная музыка на Хармса — «Веселые песни» Сергея Слонимского и романсы Леонида Десятникова. Совсем недавно, 6 ноября 2013 в Петербурге, в Малом зале Филармонии впервые прозвучало коллективное сочинение «Сказка Хармса», в котором участвовали 4 композитора. Я была одним из них. По-моему, получилось очень удачно. В ближайшее время я выложу видеозапись в интернет.

Светлана Николаевна, г. Оренбург 26.02.2015 21:06

Люблю Хармса! Но как сложно, наверное, писать музыку на его тексты? У Вас получается, Светлана, спасибо! И «Сказку» тоже нашла и послушала, Ну, это вообще восторг.

Источник

Любимые мелодии для скрипки и фортепиано. Нестерова С. Выпуск 1, издательство «Композитор»

Производитель: Издательство Композитор
ISBN: 979-0-706407-41-8
Страна происхождения: Russia
ШтрихКод: 9790706407418
Артикул: 979-0-706407-41-8
Ставки налогов: 10
ТОП20: false

Описание:

979-0-706407-41-8 Любимые мелодии для скрипки и фортепиано. Нестерова С. Выпуск 1, издательство «Композитор» Санкт-Петербург

Идательство «Композитор • Санкт-Петербург» представляет популярные эстрадные мелодии в обработке для скрипки и фортепиано.
Автор аранжировок Светлана Нестерова (род. в 1976 г.) — выпускница Санкт-Петербургской консерватории и аспирантуры по классу композиции профессора Бориса Тищенко. Автор оперы «Дедушка» по пьесе В. Набокова, балета «Тень» по пьесе Е. Шварца, скрипичного и кларнетового концертов, двух фортепианных сонат, вокальных циклов, а также аранжировок для оркестров и камерных составов.

Содержание:
Р. Кочанте. Красавица. Из мюзикла «Собор Парижской Богоматери»
Ж. М. Жарр. Вальс. Из кинофильма «Доктор Живаго»
Б. Рам. Только ты
Г. Манчини. Лунная река. Из кинофильма «Завтрак у Тиффани»
Дж. Герман. Хелло, Долли! Из одноименного кинофильма
Дж. Мэндел. Тень твоей улыбки

Количество страниц: 40+16.
Переплет: Мягкая обложка
Издательство: Композитор – Санкт-Петербург; 2004г.

Источник

Нестерова Светлана Владимировна

Нестерова Светлана Владимировна

Родилась в 1976 году в г. Екатеринбурге, там же получила начальное и среднее музыкальное образование. Заниматься сочинением музыки начала в пятнадцать лет под руководством уральского композитора В. Д. Барыкина. С 1995 по 2000 обучалась в Санкт-Петербургской консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова на композиторском факультете в классе профессора Б. И. Тищенко. Параллельно работала концертмейстером на кафедре сценического движения в Академии театрального искусства, нотным корректором в музыкальном издательстве «Композитор.Санкт-Петербург». В 2002 г. окончила аспирантуру Санкт-Петербургской консерватории.

Участвовала в фестивалях «Звезды белых ночей», «Музыкальная весна», «Звуковые пути», «От авангарда до наших дней», «Молодежные академии России». В 1999 г. была удостоена гранта «Музы Петербурга» в номинации «Музыка». Исполняла музыку современных петербургских композиторов в Петербурге, Москве, Екатеринбурге, Калининграде, Витебске. В составе студенческой делегации принимала участие в концертах в Москве и Бостоне (США). Неоднократный участник конференций «Лаборатория музыкального театра XXI века» (Сочи).

В 2005 году стала лауреатом Всероссийского конкурса Мариинского театра с одноактной оперой «Тяжба» на сюжет Н. В. Гоголя. В 2007 году получила первую премию на Всероссийском конкурсе им. А. П. Петрова за скрипичную фантазию «В мире высоких технологий». В 2008 г. Совместный с В. Кругликом балет «Волшебное кольцо» был удостоен премии Большого театра.

В 2009 г. в Мариинском театре состоялась премьера оперы «Тяжба» под управлением В. Гергиева (дирижер М. Татарников).

С 2002 г. работает в Санкт-Петербургской консерватории. Член правления союза композиторов Санкт-Петербурга. Музыка С. Нестеровой постоянно исполняется в России и за рубежом.

В 2016 году в большом зале филармонии состоялась премьера оперы Нестеровой «Поди туда — не знаю куда» (дирижер Владимир Беглецов), за которую автору была присуждена премия правительства Санкт-Петербурга за достижения в области композиторского искусства.

Оперы:

• «Тяжба» на сюжет Н. Гоголя. 2005 Премьера 1.04.2009 Мариинский театр. Дир. М. Татарников

• «Синюшкин колодец» на сюжет П. Бажова 2006 Премьера 25.03.2007 Екатеринбург.Дир. Л. Шкарупа

• «Сказка о крыльях» на сюжет русской народной сказки «Поди туда — не знаю куда» 2016 Премьера 20.10.2016 БЗФ концертное исполнение. Дир. В. Беглецов

• «Горшочек счастья» на сюжет русских народных сказок 2018

Балет:

• «Лаура» на сюжет «Кровавой свадьбы» г. Лорки 2011. Премьера 25.10.2011. Дир. А. Шахмаметьев

• «Волшебное кольцо» на сюжет Русской народной сказки (совместно с В. Кругликом) 2008

Симфоническая музыка:

• Концерт для скрипки с оркестром (1998)

• «В мире высоких технологий» для скрипки с оркестром (2007)

• «Балканский концерт» для духовых и ударных (2008)

• «Соната памяти любимого учителя» для струнного оркестра (2011)

• «Древняя Русь», симфоническая картина (2011)

• «24 часа музыки» концерт для трубы с симфоническим оркестром (2012)

• «Июнь 1941» для струнного оркестра и ударных (2013)

• «Сказка Хармса» для чтеца, маленького мальчика (фортепиано соло), маленькой девочки (тарелки соло) и симф. Оркестра (2013)

• «Антоний и Клеопатра», фреска для флейты и камерного оркестра (2014)

• «Метель», фантазия для струнного оркестра по повести А.С. Пушкина (2015)

• «Елочка», попурри на темы новогодних песен (2016)

• «Огоньки филармонии», симфония для детей (2017)

• Концерт для фортепиано с оркестром (2019)

Камерная музыка:

• «Малахитовая шкатулка», цикл пьес для ф-но в 4 руки (1994)

• Вариации для фортепиано (1996)

• Соната №1 для ф-п (1999)

• Соната №2 для ф-п (2001)

• «Смешные этюды для маленьких пианистов» (2002)

• Фантазия для тромбона и ф-п (2002)

• Фантазия на тему В. Круглика для фортепиано (2011)

• «Квартет на отъезд из Петербурга в Бостон» для 2-х скрипок, альта и виолончели (2012)

• «Эволюция», вариации для ф-п (2012)

• Квартет для скрипки, альта, виолончели и фортепиано (2015)

• Трио для скрипки, виолончели и фортепиано (2016)

• «Загадки» цикл пьес для флейты, кларнета, скрипки, виолончели и фортепиано (2018)

Вокальная музыка:

• «Полет в небеса», вокальный цикл для сопрано и фортепиано на слова Д. Хармса (1998)

• «Любимый дом», цикл пьес для хора a’capella на стихи Веры Куприяновой (2012)

• «Мирок», вокальный цикл для сопрано и фортепиано на стихи Марины Цветаевой (2013),

• «Неведому Богу», цикл пьес для хора a’capella на стихи русских поэтов ХХ века (2013)

Театральная музыка:

• «Про то, как буквы запели, а малыши научились читать» детский мюзикл (1999)

• «Предложение», сюита из музыки к пьесам А. П. Чехова (2010)

Источник

Оцените статью