- Sorokin Jazz
- Ноты для саксофона
- Мелодия из кинофильма “Ва-банк”
- Генрих Кужняк “Регтайм” из к/ф “Ва-банк” для альт-саксофона
- Традиционная американская мелодия “Когда святые маршируют” для сопрано-саксофона
- “Огонёк” – для саксофона (сопрано,альта,тенора, баритона) и фортепиано
- Гаммы для саксофона
- Файлы sib -файлы Сибелиус для саксофона ДМШ
- Ноты для саксофона. Цифровая энциклопедия саксофониста, часть 1
- Описание
- Детали
- Ноты для саксофона
- Ноты для саксофона
- Об инструменте
- История инструмента и его роль в музыке
- Классическая музыка
- Строение саксофона
- Семейство саксофонов
- Техника игры на саксофоне
- Выдающиеся саксофонисты
Sorokin Jazz
Сайт саксофониста Сергея Сорокина
Ноты для саксофона
Ноты для сопрано-саксофона ДМШ, ноты для альт-саксофона, ноты для тенор-саксофона.
В процессе моей педагогической деятельности не редко приходиться придумывать аранжировки и соло джазовых мелодий для учеников своего класса в музыкальной школе. В этом посте, который я планирую обновлять новыми нотами, буду размещать такие ноты для Вас. Материал ориентирован в основном для детей и в помощь преподавателям, для использования в учебном процессе. Приятных просмотров!
Мелодия из кинофильма “Ва-банк”
Эта аранжировка собрана из разных материалов, которые мне принесла мама одно хорошего ученика. Соединив, немного подработатв получились такие ноты. Хотя в оригинале стиль – регтайм, у нас получился фокстрот, и так:
Генрих Кужняк “Регтайм” из к/ф “Ва-банк” для альт-саксофона
К сожалению, файл программы Сибелиус не сохранился, поэтому ноты только в таком, единственном варианте.
Следующая мелодия очень проста и популярна, мы играли на сопрано-саксофоне. Мой педагог Шпак Владимир Николаевич по академическому саксофону в Ростовской консерватории как-то раз прислал в подарок свою хрестоматию для начальных классов ДМШ. Перетранспонировав аккомпанемент, получился вариант для сопрано-саксофона для 1 года обучения.
Традиционная американская мелодия “Когда святые маршируют” для сопрано-саксофона
Эту композицию мы исполнили на VolgaSaxFest’19, запись прилагаю ниже:
Нотами Вы можете ознакомиться, кликнув на кнопку ниже:
Ко Дню Победы я написал такую ретро-аранжировку в стиле фокстрот. Мелодия песни “Огонёк” для всех видов саксофона и фортепиано, а также есть минусовка. Эти ноты из платного раздела. Кликнув на название, Вы сможете посмотреть полное описание и демо.
“Огонёк” – для саксофона (сопрано,альта,тенора, баритона) и фортепиано
А также ноты для флейты, кларнета и минусовка общая для всех инструментов:
Конечно, для успешной игры требуется определённая система занятий ученика. Каждый преподаватель индивидуально подбирает репертуар и другой материал каждому саксофонисту, но гаммы играют все! Сейчас, во дни онлайн-уроков, я сделал сборник гамм до-3 знаков. Используя этот сборник гамм для саксофона, в своей педагогической деятельности, преподаватель сможет легко организовать игру гамм по единой системе своём классе, а ученик с лёгкостью прибегать к игре по этим нотам.
Гаммы для саксофона
Чтобы ознакомиться со всеми сборниками гамм, перейдите, пожалуйста, по ссылке в каталог гамм для саксофона: https://sorokinjazz.ru/katalog-gamm-sax/
Файлы sib -файлы Сибелиус для саксофона ДМШ
Набранные ноты пьес для начальных и средних классов ДМШ. Скачать можно даром, кликнув на кнопку ниже:
Источник
Ноты для саксофона. Цифровая энциклопедия саксофониста, часть 1
Учебные материалы для саксофона
24 учебника, 7 сборников нот, упражнения, аппликатуры, нотная бумага
Описание
- 100 соло для саксофона. Содержание
- 250 классических джазовых и блюзовых мелодий. Содержание
- Jazz Sax. Для саксофона-тенор. Содержание
- Norman Granz Jazz. At The Philarmonic. Содержание
- Дебюсси К., Равель М. Пьесы (Pieces). В переложении для саксофона и фортепиано А. Ривчуна (Arranged for saxophone and piano by A. Rivchun). Москва, Издательский дом «Композитор», 2000 /Партии саксофона-сопрано, саксофона-альт, саксофона-тенор, клавир/. Содержание
- Джазовая галерея. 3. Лучшие мелодии XX века. Обработка для саксофона-альта и фортепиано и саксофона-тенора и фортепиано Б. Ривчуна. /Партии саксофонов, клавир/. Москва. «Музыка». 2005. Содержание
- Иванов Владимир Дмитриевич. Основы индивидуальной техники саксофониста. Москва «Музыка», 1993. Содержание
- Иванов Владимир Дмитриевич. Саксофон: Популярный очерк. Москва «Музыка», 1990. Содержание
- Joe Wolfe. Квартеты, 1998. Ноты c mp3 файлом /«плюсом»/ для прослушивания. Содержание
- Киселев В. 150 American Jazz Standarts. Москва, «Музыка» 1994. Содержание
- Легкие пьесы для саксофона-альта и фортепиано. Младшие классы детской музыкальной школы. /Партия саксофона, клавир/. Издательство «Композитор – Санкт-Петербург». Составитель Ф. Сафронов. 2002. Содержание
- Музыка в стиле ретро. Ноты для саксофона альта и фортепиано. Москва, «Музыка», 1996. Составитель – М. К. Шапошникова /Клавир/. Содержание
- Осейчук Александр Викторович. Школа джазовой импровизации для саксофона. Москва, Кифара, 1997. Содержание
- Ривчун Александр Борисович. 150 упражнений для саксофона. Москва, Музыка, 1995. Содержание
- Ривчун Александр Борисович. Школа игры на саксофоне. «Музыка», 2001. Содержание
- Ривчун Александр Борисович. Школа игры на саксофоне. «Советский композитор», 1969. Часть вторая. Содержание
- Савалов Юрий Владимирович. Осенние клены. Альбом пьес для саксофона альта в сопровождении фортепиано. Москва, «Мелограф» 2001 /Партия саксофона, клавир/. Содержание
- Саксофон в Jazze. Выпуск 1. Издательский дом В. Катанского. Учебное пособие. /Партии саксофона-альта, саксофона-тенора, клавир/. Москва. 2002. Содержание
- Саксофон в джазе. Импровизации выдающихся музыкантов Транскриптор и редактор Александр Чекалов. Содержание
- Сборник нот. 281 Композиция. Содержание
- Согэ А. Буколическая сонатина. Для саксофона альта и фортепиано. Москва, «Музыка», 1977 /Партия саксофона, клавир/. Содержание
- Соло саксофонистов. Альт, тенор, баритон. Содержание
- Упражнения для саксофона (сборник)
- Фиртич Георгий. Тропа джаза. Популярные зарубежные мелодии. Для саксофона-альта и фортепиано и для саксофона-тенора и фортепиано. «Композитор – Санкт-Петербург». Составитель Г.И. Фиртич. 2003 /Партии саксофонов, клавир/. Содержание
- Хрестоматия для саксофона альта. Пьесы и ансамбли. Педагогический репертуар. 4-5 год обучения. Москва, «Музыка», 1987 /Партия саксофона, клавир/. Содержание
- Хрестоматия для саксофона альта. Составитель и редактор Б. Прорвич. /Клавир/. Москва, «Музыка», 1978. Содержание
- Хрестоматия для саксофона баритона. Москва, «Музыка», 1980. Содержание
- Хрестоматия для саксофона тенора. Москва, «Музыка», 1979. Составитель и редактор Б. Прорвич. /Клавир/. Содержание
- Хрестоматия для саксофона. Гаммы, этюды, упражнения. Педагогический репертуар. 4-6 год обучения. Москва, «Музыка», 1991. Составитель М.К. Шапошникова. Содержание
- Хрестоматия для саксофона-альта. Педагогический репертуар. 5-6 годы обучения. Пьесы и ансамбли. М. Шапошникова /Клавир/. Москва, Музыка, 1989. Содержание
- Шмитт Ф. Легенда. Для саксофона альта (или альта) и оркестра. Москва, «Музыка», 1977 /Партия саксофона, клавир/. Содержание
Детали
для начального уровня, для педагогов, для профессионального уровня, для среднего уровня
Источник
Ноты для саксофона
Ноты для саксофона
Об инструменте
История инструмента и его роль в музыке
Классическая музыка
Изобретение саксофона относится к началу 1840-х годов. В это время Сакс, работавший в музыкальной мастерской своего отца в Динане и уже получивший несколько патентов, искал возможности устранить интонационные расхождения между деревянными и медными инструментами духовых оркестров, заполнить тембровое пространство между ними и заменить громоздкие и несовершенные басовые офиклеиды. Именно под названием «мундштучный офиклеид» новый инструмент был впервые представлен на Брюссельской промышленной выставке в августе 1841 года. Этот инструмент обладал металлическим коническим корпусом, мундштуком с одинарной тростью (почти без изменения заимствованным у кларнета), системой кольцевых клапанов Теобальда Бёма, но при этом имел «змееобразную» (скрученную) форму.
В 1842 Сакс прибыл в Париж, где также планировал продвигать своё новое изобретение. 12 июня композитор Гектор Берлиоз, друг Сакса и музыкальный новатор, публикует в парижском «Journal des Debats» статью, посвящённую новому инструменту, к которому впервые применяет название «саксофон», вскоре получившее широкое распространение. Берлиоз же стал автором первого сочинения с участием саксофона — Хорала для голоса и шести духовых инструментов, в котором помимо саксофона использовались и другие инструменты, сконструированные или усовершенствованные Саксом (например, бас-кларнет). 3 февраля 1844 композитор сам продирижировал этим произведением, а уже в декабре саксофон впервые появился в оперном оркестре на премьере оперы Жоржа Кастнера «Последний царь Иудеи». В том же году саксофон был представлен на промышленной выставке в Париже.
21 марта 1846 года Сакс получил во Франции патент на «систему духовых инструментов, называемых саксофонами», включавшую восемь разновидностей. За год до того саксофоны вместе с другими инструментами, сконструированными Саксом (саксгорнами и саксотрубами), были введены во французские военные оркестры для замены гобоев, фаготов и валторн.
Будучи знатоком оркестровки и возможностей инструментов, Берлиоз включил в свой труд «Искусство инструментовки» достаточно обширную статью о саксофонах и дал этим инструментам положительную характеристику. Композиторы периодически включали саксофон в оркестр (как правило, в операх): Галеви — «Вечный жид» (1852), Мейербер — «Африканка» (1865), Тома — «Гамлет» (1868) и «Франческа да Римини» (1882), Делиб — «Сильвия» (1876), Массне — «Король Лахорский» (1877), «Иродиада» (1881) и «Вертер» (1886), Сен-Санс — «Генрих VIII» (1883), Венсан д’Энди — «Фервааль» (1895) и др. В симфоническом оркестре саксофон использовался намного реже, один из самых известных случаев его применения — музыка Жоржа Бизе к драме Альфонса Доде «Арлезианка» (1874), где этому инструменту поручены два больших сольных эпизода.
В 1857—1870 годах Сакс преподавал игру на саксофоне в военном училище при Парижской консерватории. За эти годы он подготовил множество первоклассных музыкантов и вдохновил композиторов на создание сочинений, написанных специально для саксофона (в частности, постоянное сотрудничество связывало Сакса с его другом юности Жаном-Батистом Синжеле, регулярно писавшим Саксу конкурсные пьесы для экзаменов). Но в 1870 году разразилась война, большинство учеников училища ушли на фронт, и спустя некоторое время оно было закрыто. Класс саксофона в Парижской консерватории был открыт лишь в 1942 году. После 1870 года в Европе начался период упадка интереса к инструменту, однако «эстафету» приняли американские музыканты, в частности, Элиза Холл, успешно выступавшая в качестве сольного исполнителя.
Начало XX века отмечено новым всплеском интереса классических композиторов к саксофону. В 1920-е годы в свои сочинения его ввели Дариюс Мийо (балет «Сотворение мира»), Жермен Тайфер, Морис Равель (в его «Болеро» используется сразу три саксофона — сопранино, сопрано и тенор), Мануэль Розенталь и другие. Кроме того, проникавший в Европу джаз, где саксофон уже стал одним из доминирующих инструментов, имел большой успех. Это и предопределило триумфальное возвращение саксофона и его необычайную популярность в музыке XX века.
Среди других сочинений этого времени, в которых задействован саксофон, можно упомянуть оперу «Кардильяк» (1926) Пауля Хиндемита, балет «Золотой век» Дмитрия Шостаковича (1930), сюиту «Поручик Киже» (1934) и балет «Ромео и Джульетта» (1938) Сергея Прокофьева, ораторию «Жанна д’Арк на костре» (1935) Артюра Онеггера, Скрипичный Концерт и оперу «Лулу» Альбана Берга, балет «Гаянэ» Хачатуряна а также многие другие произведения. Саксофон исполняет главную тему в пьесе «Старый замок» из цикла «Картинки с выставки» Модеста Мусоргского в оркестровке Мориса Равеля, а также лиричное соло в среднем разделе первой части «Симфонических танцев» Сергея Рахманинова.
Был написан также ряд сольных сочинений для саксофона: Рапсодия Дебюсси (1903, оркестрованная Жаном Роже-Дюкассом в 1911); Концерт, соч. 109 Александра Глазунова; две Баллады Франка Мартена, Хорал с вариациями, соч. 55 Венсана д’Энди; Камерное концертино Ибера; «Легенда» Флорана Шмитта; Концерт Ларса-Эрика Ларссона; Концерт для двух фортепиано, хора и квартета саксофонов с оркестром (1934) Жермен Тайфер; Сюита для саксофона и гитары, соч. 291 (1976), Трио для трёх саксофонов, соч. 331 (1979), Концерт для саксофона и струнного оркестра, соч. 344 (1980) Алана Хованесса; Концерт для квартета саксофонов с оркестром Филипа Гласса (1995); Концерт для саксофона и виолончели с оркестром Майкла Наймана (1996); а также произведения менее известных авторов, таких как Жан Абсиль, Хенк Бадингс, Эжен Бозза, Гастон Брента, Андре Капле, Рэймон Шеврёй, Мариус Констан, Уилл Эйзенман, Анри Томази и многих других. Среди русских композиторов, создававших произведения для саксофона (соло и ансамбли), — Эдисон Денисов, София Губайдулина, Вячеслав Артёмов, Николай Пейко, Андрей Эшпай, Татьяна Чудова, Юрий Каспаров, Дмитрий Капырин.
С 1969 года регулярно проводятся Всемирные конгрессы саксофонистов, в рамках которых проходят конкурсы и фестивали, издаются книги и периодические издания. В 1995 году в Бордо был открыт Европейский центр саксофона, задачей которого является сбор всех существующих материалов, имеющих отношение к саксофону, и дальнейшее продвижение этого инструмента в рамках современной музыки.
В конце XIX века в США зародился новый музыкальный стиль — джаз, и саксофон почти сразу стал одним из основных его инструментов. Специфичное звучание инструмента и огромные выразительные возможности как нельзя лучше подходили для этого стиля. Примерно с 1918 года, по выражению одного из критиков, страну захлестнула «саксофономания». Налаженное массовое производство этих инструментов способствовало их быстрому распространению, и уже по самым ранним из сохранившихся записей джазовых музыкантов конца 1910-х — начала 1920-х годов можно услышать, что саксофон пользуется огромной популярностью в этом жанре.
В эпоху свинга (с середины 1930-х годов) в моду вошли джазовые оркестры (биг-бэнды), в которых группа саксофонов стала обязательной частью. Как правило, в состав такого оркестра входили не менее пяти саксофонов (два альтовых, два теноровых и один баритоновый), однако состав мог варьироваться, при этом один из саксофонистов также иногда играл на кларнете, флейте или более высокой разновидности саксофона (сопрано или сопранино). Среди выдающихся саксофонистов этого времени, игравших соло, — Лестер Янг (1909—1954), Коулмен Хоукинс (1904—1969), позднее — Чарли Паркер (1920—1955).
В современном джазе саксофон остаётся одним из ведущих инструментов. Во второй половине XX века крупными исполнителями были Джулиан «Кэннонболл» Эддерли (1928—1975), Джон Колтрейн (1926—1967), Джерри Маллигэн, Бад Шенк, Фил Вудс, Орнетт Коулман, Стэн Гетц, Пол Дезмонд и многие другие.
Строение саксофона
Саксофон представляет собой коническую трубку, изготавливаемую, как правило, из специальных сплавов: томпака (сплав меди и цинка), пакфонга (тот же состав, с добавлением никеля) или латуни. Для компактности трубка саксофона изогнута в форме чубука. Высокие разновидности саксофона (сопрано и сопранино) имеют небольшую длину и поэтому обычно не изгибаются. Современные фирмы-изготовители музыкальных инструментов иногда выпускают прямые альтовые саксофоны и, наоборот, изогнутые сопрановые, но это практикуется лишь в качестве эксперимента.
Саксофон состоит из трёх частей: раструба, собственно корпуса и «эски» (тонкой трубки, продолжающей собой корпус). На эску насаживается мундштук, строение которого очень похоже на строение мундштука кларнета: он также имеет клювообразную форму, изготавливается из чёрного эбонита или пластика, а иногда из металла. Многообразие жанров и направлений, в которых используется саксофон, определило большое количество вариантов строения самого мундштука в зависимости от требуемого звучания.
Мундштуки отличаются друг от друга по таким параметрам, как «пасть» (расстояние от кончика трости до верхнего кончика мундштука) и длина выемки (длина свободной части прижатой к мундштуку трости). Для классического исполнения используются мундштуки с меньшими пастями, для других жанров — с более широкими.
Звукообразующим элементом на саксофоне является трость (язычок), которая тоже схожа по строению с тростью кларнета. Обычно для её изготовления применяется бамбук, камыш или тростник, однако некоторые модели делаются из синтетических материалов. В зависимости от разновидности саксофона, для которой они предназначены, трости имеют разные размеры.
Трость прикрепляется к мундштуку с помощью особого приспособления — лигатуры (машинки), представляющей собой небольшой хомутик с двумя винтами. Лигатура для классического саксофона делается из металла, музыканты джаза и других жанров используют наравне с металлическими лигатурами кожаные, дающие трости более свободное колебание.
Для предохранения трости от случайного повреждения используется специальный металлический или пластмассовый колпачок, который надевается на мундштук, если инструмент долго не используется.
Саксофон снабжён сложной системой клапанов, закрывающих и открывающих отверстия на его корпусе. Их количество варьируется от 19 до 22 в зависимости от разновидности инструмента.
Семейство саксофонов
Семейство саксофонов, сконструированных Саксом, состояло из четырнадцати разновидностей. В наше время используется только семь:
Разновидность саксофона | Строй | Транспозиция |
Саксофон-сопранино | Es (ми-бемоль) | Малая терция вверх |
Саксофон-сопрано | B (си-бемоль) | Большая секунда вниз |
Альтовый саксофон | Es (ми-бемоль) | Большая секста вниз |
Теноровый саксофон | B (си-бемоль) | Большая нона вниз |
Баритоновый саксофон | Es (ми-бемоль) | Большая терцдецима вниз |
Басовый саксофон | B (си-бемоль) | Большая секунда через две октавы вниз |
Контрабасовый саксофон | Es (ми-бемоль) | Большая секста через две октавы вниз |
Современными фирмами-изготовителями музыкальных инструментов иногда выпускаются особые разновидности саксофонов, такие как саксофон-пикколо (соприлло), субконтрабасовый саксофон и др., но такие инструменты существуют в единичных экземплярах и используются крайне редко.
Из представленных в таблице семи разновидностей чаще всего применение в музыке находят сопрановый, альтовый, теноровый и баритоновый саксофоны. Они составляют квартет саксофонов. Иногда в таких ансамблях сопрановый саксофон заменяется вторым альтовым. Сопрановый, альтовый и теноровый саксофоны используются как в классической музыке, так и в джазе, баритоновый — преимущественно в джазе и родственных жанрах.
Бо́льшая часть саксофонов — транспонирующие инструменты, то есть ноты, исполняемые ими, не соответствуют по высоте звучания написанным. Современные саксофоны делятся по строю и, соответственно, по транспонированию на две группы: in Es (при исполнении ноты до прозвучит ми-бемоль) и in B (при исполнении ноты до прозвучит си-бемоль).
Сакс сконструировал две группы саксофонов: первая — инструменты in C и in F (в строях до и фа соответственно), предназначались для симфонических оркестров, вторая (те, которые известны сегодня) — инструменты in B и in Es (в строях си-бемоль и ми-бемоль соответственно) — должна была стать частью военных духовых оркестров. Однако вскоре выяснилось, что инструменты военных оркестров обладают рядом преимуществ перед саксофонами in C и in F. Постепенно инструменты «симфонических» строев вышли из употребления и после 1930 года массово уже не выпускались, хотя сопрановый саксофон in C изредка используется в практике некоторых музыкантов.
Диапазон саксофона состоит из трёх регистров: низкого, среднего и высокого, и покрывает две с половиной октавы. В некоторых современных сочинениях используется «фальцетный» регистр (выше высокого), который достигается с помощью специальной аппликатуры, позволяющей достичь «флажолетных» гармонических звучаний.
Техника игры на саксофоне
Аппликатура саксофона близка аппликатуре гобоя, но губы не так сильно подворачиваются, а принцип извлечения звука сходен со звукоизвлечением на кларнете, но немного легче сделать амбушюр. При этом регистры саксофона более однородны, чем регистры кларнета.
Возможности саксофона очень широки: по технической подвижности, особенно в легато, он конкурирует с кларнетом, возможна большая амплитуда вибрации звука, чёткое акцентированное стаккато, глиссандированные переходы с одного звука на другой. К тому же саксофон обладает значительно большей, чем у других деревянных духовых, силой звука (примерно как у валторны). Ни саксофон, ни валторна не являются деревянными инструментами. Его способность органически сливаться как с группой деревянных, так и медных духовых помогает ему успешно объединять эти группы по тембру.
В джазе и при исполнении современной музыки саксофонисты используют самые разнообразные приёмы игры — фруллато (тремоло на одной ноте с помощью языка), резонансное звучание, исполнение в сверхвысоком регистре с флажолетными звучаниями, многоголосное звучание и др.
Выдающиеся саксофонисты
Сольное исполнительство на саксофоне начало развиваться с середины XIX века усилиями бельгийских и французских музыкантов. Активно продвигал своё изобретение сам Сакс, среди других саксофонистов этого времени ― Анри Вюиль, Луи Майёр, Жан Мурман, Жан-Батист Суаль. Одним из первых музыкантов, познакомивших с саксофоном американскую публику, был Эдуард Лефебр, француз по происхождению, в 1884 году принявший гражданство США. Выдающейся саксофонисткой была Элиза Холл, которой посвящены более 40 сочинений композиторов-современников. Особое направление представляет собой творчество Руди Видофта, выступавшего в 1920―30-е годы.
XX век в истории классического саксофона связывается с именами двух крупнейших исполнителей ― Сигурда Рашера и Марселя Мюля. Успешно выступали на мировых сценах Густав Бумке, Сесил Лизон, Жюль де Врис, Жан-Мари Лондейкс, Лев Михайлов и многие другие саксофонисты.
В джазе солисты-саксофонисты заняли доминирующее положение с конца 1920-х годов. Среди наиболее выдающихся из них ― Коулмен Хокинс, Джонни Ходжес, Чарли Паркер, Лестер Янг, Сонни Роллинс, Джон Колтрейн, Бен Уэбстер.
Источник