Салманов 15 ран ноты

Вадим Салманов — ноты для вокала — романсы и песни

Сборники с нотами романсов и песен композитора Вадима Салманова для голоса, вокала в pdf


В. Салманов
Романсы

для голоса и фортепиано
составитель Г. Краснов
“Советский композитор”, 1984г.
номер с6302к
(pdf, 5.48 Мб)

Вадим Николаевич САЛМАНОВ (1912—1978)— замечательный советский композитор, один из наиболее ярких представителей ленинградской композиторской школы. Воспитанник М. Ф. Гнесина и М. О. Штейнберга, он отличался высочайшим профессионализмом, верностью лучшим традициям отечественной музыки и постоянной пытливостью в поисках нового.
Слова В. Гёте: «Дело не.6 том, чтобы разрушить, но в том, чтобы построить нечто такое, что дает человечеству чистую радость»,— в полной мере могут служить девизом творчества композитора.
Как у всякого художника, мир музыки Салманова очень богат. Здесь картины революции — оратория «Двенадцать» и возвышенный образ вождя— «Ода Ленину», и чарующая поэзия детства — «Поэтические картинки», Детская симфония, и русская старина—хоровые концерты «Лебедушка», «Добрый молодец», и народные празднества — «Русское каприччио», «Славянский хоровод», и разнообразные, неожиданные, порой причудливые, картины природы—«Лес», Вторая симфония. И во всем этом — биение нашего времени, чуткое ухо, любовный и меткий глаз нашего современника. Таков Салманов в произведениях крупной формы, таков он в камерно-инструментальном творчестве, таков он и в вокальной лирике.
Музыку для пения композитор создавал на протяжении всей своей творческой жизни, и она занимает в его наследии значительное место.

Вокальное творчество В. Салманова можно условно разделить на три периода.
Первый (1939—1960) — сочинения на стихи преимущественно русских классиков (А. Блок, С. Есенин, А. Фет), второй (1960—1970)—испано-американский (Г.Лорка, П. Неруда), третий (1970— 1977) — русский (народная поэзия, Н. Рубцов, Ф. Тютчев).
В разное время композитор обращается также к поэзии Н. Хикмета, Я. Купалы, П. Шелли, Э. Верхарна, П. Верлена и других.
При всей множественности авторских забот композитор всегда остается самим собой — и в поисках, и в находках. Гармоническая и линеарная терпкость, порой резковатость, драматизированное видение вокальной линии, часто опертой на неожиданную гармонию и ею продиктованную, требует от слушателя внимательного, активного восприятия, а от исполнителя—не менее внимательного изучения и серьёзной настройки. Эти условия значительно облегчаются правдивостью чувств, выражаемых композитором, и очень-легкой формой.

Вокальные сочинения В. Н. Салманова много исполнялись и исполняются сейчас с большим и неизменным успехом. Но при жизни композитора была напечатана лишь незначительная их часть. Предлагаемое вниманию знатоков и любителей издание включает сочинения ранее не опубликованные, охватывающие период творчества композитора с 1939 по 1961 год. Сочинения расположены в хронологическом порядке.
Думается, что это издание будет встречено с большим интересом.
В. Гаврилин

  • ТРИ РОМАНСА на слова А. Блока
    • Мы встречались с тобой
    • Перстень-страданье
    • Улица
  • ДВА РОМАНСА
    • Сбор винограда. Слова П. Верлена, перевод Ф. Сологуба
    • Нищие. Слова Э. Верхарна, перевод Б. Томашевского.
  • ЧЕТЫРЕ РОМАНСА на слова А. Блока
    • Медленно в двери церковные
    • Медлительной чредой
    • Песня Офелии
    • Ночью вьюга снежная
  • СВЕТЛЫЕ МИНУТЫ. Лирический цикл на слова А. Фета
    • Только что спрячется солнце
    • Я не знаю
    • Следить твои шаги
    • Призыв
    • Горел напрасно я душой
    • Все, как бывало
    • Спи, мое дитя
  • ВИТЯЗЬ. Цикл на слова П. Катенина
    • Нашествие
    • Поражение
    • После боя
    • Схватка
    • Витязь
  • ДВА РОМАНСА на слова С. Давыдова
    • Спозаранок
    • Осень
  • БАЛКОН Слова, Гарсиа Лорки, перевод И. Тыняновой.

Скачать ноты

Источник

Хоровое творчество Вадима Николаевича Салманова

— профессор Ленинградской консерватории, народный артист РСФСР

1. Оратория-поэма «Двенадцать» (по Блоку)

2. Кантаты: «Ода Ленину» (1970, для баритона, см. хора, орестра);

3. Хоровые циклы а капелла:

«Но бьется сердце…» 1959 (6 поэм на слова Назыми Хикмета):

«Восьмистишия» 1962 (на слова Расула Гамзатова)

· Ты хочешь знать

· Старый друг мой

4. Хоровые концерты:

· на русские народные тексты «Лебедушка» (1967, Госпремия, 1-ый образец неофольклорного хорового концерта);

· Хоровой концерт «Добрый молодец» для мужского хора и инструментов;

· Хоровой концерт «К молодым» для хора с органом;

5. Хоры на слова Я. Купалы, С. Есенина, В. Луговского, Ф. Тютчева

· «Русь» — 7 лирических хоров на слова русских поэтов для женского (детского) хора.

Особенности хорового письма:

· Свежесть музыкальных средств выразительности (интеллектуальный стиль);

· Оригинальность поэтических текстов;

· Индивидуализация голосов (в инструментальном характере);

· Использование мелодических речитативов;

· Введение внемузыкальных и музыкальных декламаций;

· Введение приема соло (голос, партия) на фоне других голосов;

· В кульминациях использует удвоения;

· Гармония возникает в результате мелодического движения голосов, кроме обычных трезвучий в качестве устоев втречаются незаполненные «пустые» квинты и аккорды, где терция заменена квартой;

· Использует различные ладовые обороты (пентатоника, фригийский, дорийский);

· Взаимопроникновение мажора и минора;

· Удобное расположение голосов, а также тесситура и диапазон;

· Введение элементов сонористики (например, аккомпанемент в виде декламации и шепота).

Хоровые циклы Вадима Салманова.

Цикл из шести поэм «. Но бьется сердце» на стихи Назыма Хикмета (1959). Композитора привлекла высокая гражданственность и мужество поэта. Пламенная по­эзия Хикмета определила характер музыки поэм, изобилующих разнообра­зием настроений и красок, резкими контрастами и яркими образами. До­минантой их богатой эмоционально-образной гаммы является пафос борь­бы, романтический протес злу и насилию, вера в будущее. К сильным сти­хам Хикмета Салманову удалось подобрать волевые, мужественные инто­нации, энергичные ритмы. 1-я поэма «Тишина» — самая развернутая и са­мая сложная по содержанию, написана в свободной форме. Ее музыка соткана из контрастных ритмов и интонаций. Лейтмотив хора: «Мы за решеткой. Мы молчим» (ритм марша) особенно выразительно и грозно звучит в коде поэмы. Здесь проявляется характерная для хоров Салманова, (идущая от ладов народной музыки) ладотональная переменность — зыб­кость, неустойчивость, «двойственность» тоники (колебание ми и си мино­ра, где звучит то дорийский ми-минор, то фригийский си-минор). Именно благодаря неустойчивости, переменности тоник заключительное си вос­принимается не окончательным устоем, что связано со смыслом последних слов стиха Хикмета: «Мы за решеткой. Мы молчим».

2-я поэма «Лев в железной клетке» — одна из лучших поэм цикла. В аллегорической форме повествуется о стойкости борцов за свободу. Худо­жественная идея и форма рондо решена средствами ритмического и ладоин-тонационного ра?вития. На фоне резко аюдентированного остинатного ритма Салманов создал богатую, оригинальную мелодическую структуру с разно­образными ладовыми отклонениями вокруг устойчивой тоники основной тональности. Быстрый темп, резкие, угловатые мелодические попевки, хро­матические ходы, диссонирующие аккорды, чередующиеся с унисонами, частая смена размера — все это создает сильный образ борца в неволе.

3-я поэма «21.1.1924» (день смерти Ленина) — самая медленная и ми­норная часть — «Adagio» цикла. На фоне сумрачной двухголосной педали возникает печальная мелодия, которая «растворяется» затем в гармонии. Очень выразительная звуковая картина: жизнь остановилась, только идет снег и одинокий голос повествует о тяжком воспоминании.

4-я поэма «Пятнадцать ран» с лейтмотивом «Но бьется, бьется мое сердце мое, и биться не перестанет» — драматичная часть цикла, исповедь борца. Речитативный характер мелодики, ритмическое богатство, разно­образные приемы хорового письма способствуют созданию выразитель­ного образа. По мнению О. Коловского, обилие аккордовых педалей несколько утяжелило фактуру хора.

5-я поэма «Издалека» — романтическая песня о героизме прошлого, о прекрасном будущем. Мажорная, оптимистическая музыка проникнута красотой и внутренней гармонией. 1-часть — марш, 2-я — элегия. В основе лежит одна тема. Одновременное сочетание вводного тона в мелодии и тоники в гармонии создает эффект пространственной перспективы. Эта поэма — идейная и музыкальная кульминация цикла.

6-я поэма «В бою мой стих» — боевой плакат, музыка героического характера финала завершает цикл.

«Восьмистишия» Вадима Салманова на стихи Расула Гамзато­ва (1965). Салманова привлекла умная, искренняя и сердечная поэзия. Стихи о любви и природе, о человеке, о его долге и призвании. Общий настрой цикла — возвышенное созерцание и восхищение прекрасным.

«Книга жизни» и «Ты хочешь знать» — это идея гармонии между природой и человеком. На фоне мягких аккордов звучат мелодические фразы, то энергичные, то мечтательные. «Книга жизни» — гимн любви (соло сопрано и аккомпанирующего хора) полон простоты и благородст­ва. Романсовый характер музыки и фактуры соответствует камерному содержанию поэтического текста.

«Старый друг мой» — соло баса на фоне хоровой педали и жалобных причитаний у женской группы хора. «Как живете-можете»- жанровая сценка остроумного диалога женщин и мужчин. Музыкальная драматургия заключена в интонационном контрасте этих двух групп. На задорные быто­вые интонации женщин (подголосочная диатоника с кварто-квинтовыми параллелизмами), мужской хор отвечает в лирическом тоне (гармоническом трех-четырехголосие с изысканными ладотональными поворотами).

«Куда?» — жанр романса о любви, соло сопрано с аккомпанирующи­ми хоровыми партиями. Партитура прозрачна и объемна.

«Вершина» — идея гармонии человека и природы выражена суровы­ми и строгими гармониями. Заключение очень поэтично.

«Восьмистишия» — это лирическая сюита, поэма в 6-ти картинах. Это очень цельное по духу и композиции сочинение богато музыкальными мыслями и красками. Афористичность музыкального языка «Восьми­стиший» требует, несмотря на кажущуюся простоту их фактуры большо­го художественного мастерства исполнителей.

Хоры В. Салманова на стихи Янки Купалы («Песня», «Лесное озе­ро», «Весна») и Сергея Есенина («Топи да болота», «Нивы сжаты», «Прячет месяц») — глубоко лирические произведения, наполненные любовью к родной земле, к человеку.

Интерпретация хоров Салманова сложна тем, что дирижеру прихо­дится заботиться о цельности и непрерывности формообразования, о мягкости и непрерывности переходов от одной мысли к другой. Гармо­ния в хорах Салманова отличается ясной ладовой настройкой, чаще встречается трехголосная гармония. Салманов меняет пропорцию между голосоведением и педалью, предпочитая одну мелодическую линию на двухголосном фоне. Такая тенденция гармонической педали сохраняется и в многоголосии и имеет принципиальное значение в стиле композито­ра. В четырехголосии композитор усиливает мелодический элемент гар­монической ткани. Плавности и певучести гармонии не мешают много­численные кварты. Полифункциональные наслоения редки в хорах Сал­манова. По мнению исследователей, В. Салманов сказал новое слово в полифонии, основанной на принципах линеарной полифонической гармо­нии, например, в хоре «Топи да болота». Подголосочность определяет собой характер всей фактуры: и в хоровой педали, мелодизированной гармонии. В целом фактура хоровых партитур Салманова весьма разно­образна. Главная мелодия переходит из одной партии в другую. Прием включения и выключения меняет состав хорового ансамбля. Очень сво­бодно композитор распоряжается педалями, создавая «фоны» различной плотности. Педаль связывает музыкальную ткань, аккомпанирует, кон­трапунктирует. С большим искусством композитор применяет однород­ные ансамблевые тембры, а также смешанные. В основном композитор придерживается идеальной для хора четырехголосной фактуры и экономно использует прием divisi, а также прием пения закрытым ртом .

Хоровая форма Салманова представляет сплетение нескольких принципов: трехчастности, куплетной вариационности и свободной строфичности, нередко усложненных влиянием полифонических законо­мерностей (например, хор «Туманы мои»). Наиболее существенной осо­бенностью форм-схем Салманова является максимальное использование всех деталей музыкальной формы для выразительной передачи художе­ственного образа. Все элементы несут определенную смысловую нагруз­ку, что делает его музыку концентрированно выразительной. Это каче­ство приводит Салманова к камерной трактовке хора, что является одной из ведущих исполнительских тенденций нашего времени. Харак­терная для Салманова камерная гибкость в следовании за смысловой нагрузкой текста в связи с тонкой музыкальной конкретизацией поэтиче­ских образов ставит перед исполнителями особые задачи музыкально-декламационной области и требует от них высокой культуры. Наиболее существенными чертами хоровой музыки Салманова, по мнению, К. Дмитревской являются: «тщательно отобранные тексты, интерес­ные по своим поэтическим качествам и отвечающие наиболее острым идейно-эстетическим запросам современности; конкретность музы­кальных образов и привлечение жанровых связей для их характеристики; активно творческое преобразование материала; современный музы­кальный язык, обогащенный через использование ладоинтонационн возможностей фольклора».

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источник

Аннотация на произведение В.Н. Салманова, ст. Н. Хикмета, перевод Д. Самойлова «Издалека» (из цикла для смешанного хора без сопровождения «Но бьётся сердце…»)

специалист в области арт-терапии

Санкт-Петербургский государственный институт культуры

Кафедра академического хора

Аннотация на произведение В.Н. Салманова, ст. Н. Хикмета, перевод Д. Самойлова «Издалека»

(из цикла для смешанного хора без сопровождения «Но бьётся сердце…»)

Выполнила студентка 3 курса ФИС/БЗ 161-3/1 Рогоза С.В.

Вадим Николаевич Салманов (1912-1978)

Выдающийся советский композитор, автор многих симфонических, хоровых, камерных инструментальных и вокальных произведений. Его оратория-поэма «Двеналцать» (по А. Блоку) и хоровой цикл «Лебедушка», симфонии и квартеты стали подлинными завоеваниями советской музыки. Салманов рос в интеллигентной семье, где постоянно звучала музыка. Его отец, инженер-металлург по профессии, был хорошим пианистом и в свободные часы играл дома сочинения широкого круга композиторов: от И. С. Баха до Ф. Листа и Ф. Шопена, от М. Глинки до С. Рахманинова. Заметив способности сына, отец начал приобщать его с 6 лет к систематическим занятиям музыкой, и мальчик не без сопротивления подчинился воле отца. Незадолго до поступления молодого, подававшего большие надежды музыканта в консерваторию скончался отец, и семнадцатилетний Вадим пошел работать на завод, а позднее занялся гидрогеологией. Но однажды, побывав на концерте Э. Гилельса, взволнованный услышанным, он принял решение посвятить себя музыке. Встреча с композитором А. Гладковским укрепила в нем это решение: в 1936 г. Салманов поступил в Ленинградскую консерваторию в класс сочинения М. Гнесина и инструментовки — М.

Салманов воспитывался в традициях славной петербургской школы (что наложило отпечаток на его ранние сочинения), но вместе с тем жадно интересовался современной ему музыкой. Из студенческих работ выделяются 3 романса на ст. А, Блока — любимого поэта Салманова, Сюита для струнного оркестра и Маленькая симфония, в которых уже проявляются индивидуальные черты стиля композитора.

С началом Великой Отечественной войны Салманов уходит на фронт. Его творческая деятельность возобновляется по окончании войны. С 1951 г. начинается и длится вплоть до последних лет жизни педагогическая работа в

Ленинградской консерватории. За полтора десятилетия сочинены 3 струнных квартета и 2 трио, симфоническая картина «Лес», вокально-симфоническая поэма «Зоя», 2 симфонии (1952, 1959), симфоническая сюита «Поэтические картинки» (по новеллам Г. X. Андерсена), оратория-поэма «Двенадцать» (1957), хоровой цикл «. Но бьется сердце» (на ст. Н. Хикмета), несколько тетрадей романсов и др. В творчестве этих лет уточняется концепция художника — высокоэтическая и оптимистическая в своей основе. Ее суть в утверждении глубоких духовных ценностей, помогающих человеку преодолевать мучительные искания и переживания. Параллельно определяются и оттачиваются индивидуальные черты стиля: происходит отказ от традиционной трактовки сонатного аллегро в сонатно-симфоническом цикле и переосмысление самого цикла; усиливается роль полифонического, линеарно самостоятельного движения голосов в развитии тем (что приводит автора в будущем к органичному претворению серийной техники) и т. д. Ярко звучит русская тема в бородинской, эпической по замыслу Первой симфонии и др. сочинениях. Гражданственная позиция отчетливо проявляется в оратории-поэме «Двенадцать».

Начиная с 1961 г. Салманов сочиняет целый ряд произведений с использованием серийной техники. Это квартеты с Третьего по Шестой (19611971), Третья симфония (1963), Соната для струнного оркестра и фортепиано и др. Однако эти сочинения не провели резкой грани в творческой эволюции Салманова: он сумел использовать новые приемы композиторской техники не как самоцель, а органично включив их в систему средств собственного музыкального языка, подчинив их идейно-образному и композиционному замыслу своих произведений. Такова, к примеру, Третья, драматическая симфония — наиболее сложное симфоническое произведение композитора. С середины 60-х гг. начинается новая полоса, вершинный период в творчестве композитора. Как никогда ранее он работает интенсивно и плодотворно, сочиняя хоры, романсы, камерно-инструментальную музыку, Четвертую симфонию (1976). Его индивидуальный стиль достигает наибольшей цельности, обобщающей искания многих предшествующих лет. Вновь появляется «русская тема», но уже в ином качестве. Композитор обращается к народным поэтическим текстам и, отталкиваясь от них, создает собственные мелодии, проникнутые народной песенностью. Таковы хоровые концерты «Лебедушка» (1967) и «Добрый молодец» (1972). Четвертая симфония стала итогом в развитии симфонической музыки Салманова; вместе с тем это его новый творческий взлет. В трехчастном цикле преобладают светлые лирикофилософские образы.

В середине 70-х гг. Салманов пишет романсы на слова талантливого вологодского поэта Н. Рубцова. Это одни из последних сочинений композитора, передающие и стремление человека к общению с природой, и философские раздумья о жизни.

Произведения Салманова являют нам большого, серьезного и искреннего художника, который принимает близко к сердцу и выражает в своей музыке различные жизненные коллизии, неизменно оставаясь верным высокой морально-этической позиции.

Оратория-поэма «Двенадцать» (по Блоку)

Кантаты: «Ода Ленину» (1970, для баритона, см. хора, оркестра);

Хоровые циклы а капелла:

«Но бьется сердце…» 1959 (6 поэм на слова Назыми Хикмета):

Источник

Оцените статью