Салманов оратория 12 ноты

Вадим Салманов — ноты для вокала — романсы и песни

Сборники с нотами романсов и песен композитора Вадима Салманова для голоса, вокала в pdf


В. Салманов
Романсы

для голоса и фортепиано
составитель Г. Краснов
“Советский композитор”, 1984г.
номер с6302к
(pdf, 5.48 Мб)

Вадим Николаевич САЛМАНОВ (1912—1978)— замечательный советский композитор, один из наиболее ярких представителей ленинградской композиторской школы. Воспитанник М. Ф. Гнесина и М. О. Штейнберга, он отличался высочайшим профессионализмом, верностью лучшим традициям отечественной музыки и постоянной пытливостью в поисках нового.
Слова В. Гёте: «Дело не.6 том, чтобы разрушить, но в том, чтобы построить нечто такое, что дает человечеству чистую радость»,— в полной мере могут служить девизом творчества композитора.
Как у всякого художника, мир музыки Салманова очень богат. Здесь картины революции — оратория «Двенадцать» и возвышенный образ вождя— «Ода Ленину», и чарующая поэзия детства — «Поэтические картинки», Детская симфония, и русская старина—хоровые концерты «Лебедушка», «Добрый молодец», и народные празднества — «Русское каприччио», «Славянский хоровод», и разнообразные, неожиданные, порой причудливые, картины природы—«Лес», Вторая симфония. И во всем этом — биение нашего времени, чуткое ухо, любовный и меткий глаз нашего современника. Таков Салманов в произведениях крупной формы, таков он в камерно-инструментальном творчестве, таков он и в вокальной лирике.
Музыку для пения композитор создавал на протяжении всей своей творческой жизни, и она занимает в его наследии значительное место.

Вокальное творчество В. Салманова можно условно разделить на три периода.
Первый (1939—1960) — сочинения на стихи преимущественно русских классиков (А. Блок, С. Есенин, А. Фет), второй (1960—1970)—испано-американский (Г.Лорка, П. Неруда), третий (1970— 1977) — русский (народная поэзия, Н. Рубцов, Ф. Тютчев).
В разное время композитор обращается также к поэзии Н. Хикмета, Я. Купалы, П. Шелли, Э. Верхарна, П. Верлена и других.
При всей множественности авторских забот композитор всегда остается самим собой — и в поисках, и в находках. Гармоническая и линеарная терпкость, порой резковатость, драматизированное видение вокальной линии, часто опертой на неожиданную гармонию и ею продиктованную, требует от слушателя внимательного, активного восприятия, а от исполнителя—не менее внимательного изучения и серьёзной настройки. Эти условия значительно облегчаются правдивостью чувств, выражаемых композитором, и очень-легкой формой.

Вокальные сочинения В. Н. Салманова много исполнялись и исполняются сейчас с большим и неизменным успехом. Но при жизни композитора была напечатана лишь незначительная их часть. Предлагаемое вниманию знатоков и любителей издание включает сочинения ранее не опубликованные, охватывающие период творчества композитора с 1939 по 1961 год. Сочинения расположены в хронологическом порядке.
Думается, что это издание будет встречено с большим интересом.
В. Гаврилин

  • ТРИ РОМАНСА на слова А. Блока
    • Мы встречались с тобой
    • Перстень-страданье
    • Улица
  • ДВА РОМАНСА
    • Сбор винограда. Слова П. Верлена, перевод Ф. Сологуба
    • Нищие. Слова Э. Верхарна, перевод Б. Томашевского.
  • ЧЕТЫРЕ РОМАНСА на слова А. Блока
    • Медленно в двери церковные
    • Медлительной чредой
    • Песня Офелии
    • Ночью вьюга снежная
  • СВЕТЛЫЕ МИНУТЫ. Лирический цикл на слова А. Фета
    • Только что спрячется солнце
    • Я не знаю
    • Следить твои шаги
    • Призыв
    • Горел напрасно я душой
    • Все, как бывало
    • Спи, мое дитя
  • ВИТЯЗЬ. Цикл на слова П. Катенина
    • Нашествие
    • Поражение
    • После боя
    • Схватка
    • Витязь
  • ДВА РОМАНСА на слова С. Давыдова
    • Спозаранок
    • Осень
  • БАЛКОН Слова, Гарсиа Лорки, перевод И. Тыняновой.

Скачать ноты

Источник

Салманов оратория 12 ноты

Состав исполнителей: смешанный хор, оркестр.

История создания

В 1957 году Салманов являлся членом правления Ленинградского отделения Союза композиторов РСФСР. По рангу ему полагалось откликнуться на событие, которому был посвящен весь этот юбилейный год — год сорокалетия Октябрьской революции. Этот юбилей отмечали все: рабочие — трудовыми вахтами, колхозники — обещаниями небывалых урожаев, писатели — романами, художники — монументальными полотнами, запечатлевавшими тот или иной момент 25 октября (7 ноября) 1917 года.

Салманову пришло чрезвычайно удачное решение. Он с юности любил поэзию Блока (1880—1921). Первыми, еще довоенными его сочинениями были романсы «Мы встречались с тобой», «Перстень-страданье» и «Улица». В течение 1945—46 годов появились еще четыре романса на стихи любимого поэта — «Медленно в двери церковные», «Медлительной чредой», «Песнь Офелии» и «Ночью вьюга снежная». Блок постоянно был с ним. В мыслях, в ощущении любимого города. Воплотить поэму «Двенадцать», написанную в 1918 году и передававшую ощущение Блока от вихря революции, его надежды, его восприятие происходивших событий стало достойным замыслом — не конъюнктурным, идущим от души.

Композитор внимательно перечитал поэму, сам занялся компоновкой текста. Поэма почти вся вошла в создаваемую ораторию. Салманов сделал несколько купюр и отдельные перестановки в тексте: убрал почти всю седьмую главу, восьмую и большую часть десятой, из которой использовано только начальное четверостишие:

Разыгралась чтой-то вьюга,
Ой, вьюга, ой, вьюга!
Не видать совсем друг друга
За четыре за шага!

Образ Христа, у Блока появляющийся в самом конце поэмы, у Салманова появляется раньше, а завершением поэмы становится шествие «двенадцати» вдаль. Стилистика поэмы, ее необычная форма, интонационный строй требовали нетрадиционных решений, но Салманов блестяще справился со своим замыслом. Оратория-поэма «Двенадцать» стала крупным явлением в советской музыке середины века. Ее премьера состоялась 17 ноября 1957 года в Ленинграде, в зале академической капеллы имени М. И. Глинки и вызвала восторженные отзывы критики.

Музыка

«Двенадцать» состоит из шести частей — «Ветер», «Двенадцать», «Старый мир», «Вьюга», «Смерть Катьки», «Вдаль», — в которых противопоставлены две группы образов. В четных частях — образы старого мира, в нечетных — новые, нарождающиеся. Вслед за Блоком, поэму которого отличает разнохарактерность лексики (с суровой, лаконичной авторской речью смешаны стихи в духе подлинной народной песни, блатные интонации, прямая речь героев из разных слоев общества, строки, стилизованные под лубок), Салманов также использует самые разнообразные ритмоинтонации — революционный марш и частушку, причитания, солдатскую песню, народнопесенные и романсные интонации, переплавляя весь этот разнородный материал, создавая из него яркие картины.

1-я часть содержит несколько разноплановых портретов-характеристик, пародийно обрисованных. Патетическая декламация сочетается в ней с трубными возгласами, молитвенные интонации с сентиментальной арией. 2-я часть, посвященная образам двенадцати, заполнена фанфарными мелодиями, оборотами старинных песен вольницы, блатными мотивами («В зубах — цыгарка, примят картуз, на спину б надо бубновый туз!»). В 3-й части использованы фольклорные интонации, в частности, интонации песни «Под вечер осенью ненастной», которым придан иронический характер на грани гротеска (на текст «Не слышно шума городского, над невской башней тишина, и больше нет городового — гуляй, ребята, без вина!»). 4-я часть возвращает к образам разбушевавшейся стихии, появившимся впервые в начале оратории. 5-я часть — яркая жанровая сценка, в которой смешаны интонации уличных песен и кафешантанных куплетов. Она завершается горестным воплем Петрухи «Ох, товарищи, родные, эту девку я любил!» Финал символизирует неодолимое движение вперед. Ведущую роль приобретают в нем ритмы марша-шествия, гимнические интонации. Образ Христа воплощен в возвышенно-хоральных звучаниях.

Источник

Произведения

Единственный поющий персонаж оратории-поэмы Салманова «Двенадцать» – толпа, разноликая и пестрая. Это она рассказывает о вьюге, читает лозунги, протянутые через улицу, меткой шуткой характеризует попа и передразнивает писателя-витию; она же скороговоркой подражает ритму несущихся саней, видит Катькину гибель и, затаив дыхание, слушает горестный вопль Петрухи; она провожает идущий державным шагом отряд красногвардейцев. Наконец, все той же толпе мерещится в закрутившихся вьюжных вихрях образ Христа, шествующего впереди «двенадцати апостолов» нового мира.

Салманов несколько раз обращался к поэзии Александра Блока: в кантате «Скифы», цикле романсов, оратории-поэме «Двенадцать» (1957), которая относится к самым значительным произведениям автора. Это монументальное сочинение, в котором проявились лучшие черты дара композитора, ознаменовало наступление его полной творческой зрелости. Обилие жанрово обусловленного музыкального материала (ритм марша, фанфары, отголоски бытовых песен эпохи, частушки, мещанский городской романс, разговорные интонации) придает чрезвычайную выразительность и историческую достоверность музыке, способствует ее убедительности и доходчивости.

В отличие от литературного первоисточника, состоящего из двенадцати небольших разделов, композитор разбил свою ораторию на шесть частей, сама последовательность и заголовки которых подчеркивают направленность творческой мысли. Связь между отдельными частями сочинения, помимо логики сюжетного развития, обусловлена использованием сквозных музыкальных образов (основные из них – темы вьюги и «старого мира») и характеристик – тембровых, ритмических, интонационных. В целом оратория-поэма Салманова по форме приближается к шестичастной симфонии с двумя скерцо (вторая и пятая части).

I часть («Ветер») – обширная звуковая фреска, в которой элементы звукописи (метель) чередуются с жанрово-бытовыми зарисовками: воображение воссоздает уличные сцены революционного Петрограда на фоне вьюжного пейзажа. Эта часть изложена в форме многотемного рондо, основным его музыкальным образом становится тема вьюги, интонируемая в начале части медными духовыми инструментами в сопровождении гаммаобразных оркестровых пассажей.

II часть («Двенадцать») знакомит слушателей с героями оратории. Она открывается темой фанфарного склада (солирующая труба), основанной на интонациях уличных песен той эпохи. Это центральный музыкальный образ произведения – тема «двенадцати». Выбор интонационного материала и скерцозный характер музыки отвечают намерению автора показать своих героев в облике бесшабашной вольницы, влекомой на путь революции скорее инстинктом, нежели сознанием. Процесс их перерождения в убежденных, непоколебимых бойцов намечается в тексте среднего эпизода этого трехчастного скерцо («Как пошли наши ребята в Красной гвардии служить»), а уже в репризе звучит лозунг «Революционный держите шаг! Неугомонный не дремлет враг!»

III часть («Старый мир») после элегического оркестрового вступления в трех хоровых строфах рисует образы, характерные для минувшей эпохи – такими, какими они виделись героям «нового мира» («Стоит буржуй на перекрестке»). Музыка основана на интонациях сентиментального городского романса и завершается подчеркнуто преувеличенным лирическим «отыгрышем» оркестра.

IV часть («Вьюга») написана в сдержанном маршеобразном движении: кипение революционных страстей подчиняется организующей силе ритма. В этой части внимание сосредоточено на динамике внутреннего роста героев. Средний эпизод части – симфоническая интерлюдия, основанная на теме «двенадцати».

V часть («Смерть Катьки»), посвященная личной драме одного из «двенадцати», – стремительное скерцо, кульминацией которого является эпизод убийства неверной возлюбленной. В конце части звучит своего рода реквием по Катьке («Ох, товарищи родные, эту девку я любил»).

VI часть («Вдаль») – картина «державного шага» героев, прокладывающих путь в будущее сквозь воздвигаемые «старым миром» преграды, изображаемые «глыбами» терпких созвучий. В конце оратории композитор добавил две строчки, смонтированные из предыдущего текста поэмы («Так идут державным шагом все двенадцать – вдаль»), заключив это произведение образом «двенадцати» и темой вьюги, олицетворяющей тревожную, грозную революционную стихию.

За ораторию-поэму «Двенадцать» ее автор был выдвинут на соискание Ленинской премии, но безуспешно – вероятно, музыкально-поэтическая символика этого произведения, мягко говоря, не слишком вписывалась в тогдашнюю официозную трактовку эпохальных событий 1917 года.

Первое исполнение оратории-поэмы «Двенадцать» В.Н.Салманова состоялось 17 ноября 1957 года в Большом зале Ленинградской филармонии. Дирижер – А.Стасевич, хормейстер – А.Анисимов.

Источник

Салманов оратория 12 ноты

Автор: В. Салманов
Год: 1986
Издательство: Советский композитор
Страниц: 40
Формат: PDF
Размер: 3,9 МВ
Язык: русский

Вашему вниманию предлагается нотное издание: «Вадим Николаевич Салманов. Детский альбом для фортепиано».

СОДЕРЖАНИЕ:

1. Утро в лесу
2. Эстафета
3. Грустный рассказ
4. Молотьба
5. Вечерняя песенка
6. Прогулка на велосипеде
7. На футбольном матче
8. Злой медведь
9. Играли и поссорились
10. Песня
11. Весной
12. В горах
13. Страшная сказка
14. Юный поэт
15. На военном параде
16. Пора вставать
17. Голодная кошка и сытый кот
18. В поле
19. Шагай вперед
20. Зимой в лесу

СКАЧАТЬ \ DOWNLOAD:

Источник

Хоровое творчество Вадима Николаевича Салманова

— профессор Ленинградской консерватории, народный артист РСФСР

1. Оратория-поэма «Двенадцать» (по Блоку)

2. Кантаты: «Ода Ленину» (1970, для баритона, см. хора, орестра);

3. Хоровые циклы а капелла:

«Но бьется сердце…» 1959 (6 поэм на слова Назыми Хикмета):

«Восьмистишия» 1962 (на слова Расула Гамзатова)

· Ты хочешь знать

· Старый друг мой

4. Хоровые концерты:

· на русские народные тексты «Лебедушка» (1967, Госпремия, 1-ый образец неофольклорного хорового концерта);

· Хоровой концерт «Добрый молодец» для мужского хора и инструментов;

· Хоровой концерт «К молодым» для хора с органом;

5. Хоры на слова Я. Купалы, С. Есенина, В. Луговского, Ф. Тютчева

· «Русь» — 7 лирических хоров на слова русских поэтов для женского (детского) хора.

Особенности хорового письма:

· Свежесть музыкальных средств выразительности (интеллектуальный стиль);

· Оригинальность поэтических текстов;

· Индивидуализация голосов (в инструментальном характере);

· Использование мелодических речитативов;

· Введение внемузыкальных и музыкальных декламаций;

· Введение приема соло (голос, партия) на фоне других голосов;

· В кульминациях использует удвоения;

· Гармония возникает в результате мелодического движения голосов, кроме обычных трезвучий в качестве устоев втречаются незаполненные «пустые» квинты и аккорды, где терция заменена квартой;

· Использует различные ладовые обороты (пентатоника, фригийский, дорийский);

· Взаимопроникновение мажора и минора;

· Удобное расположение голосов, а также тесситура и диапазон;

· Введение элементов сонористики (например, аккомпанемент в виде декламации и шепота).

Хоровые циклы Вадима Салманова.

Цикл из шести поэм «. Но бьется сердце» на стихи Назыма Хикмета (1959). Композитора привлекла высокая гражданственность и мужество поэта. Пламенная по­эзия Хикмета определила характер музыки поэм, изобилующих разнообра­зием настроений и красок, резкими контрастами и яркими образами. До­минантой их богатой эмоционально-образной гаммы является пафос борь­бы, романтический протес злу и насилию, вера в будущее. К сильным сти­хам Хикмета Салманову удалось подобрать волевые, мужественные инто­нации, энергичные ритмы. 1-я поэма «Тишина» — самая развернутая и са­мая сложная по содержанию, написана в свободной форме. Ее музыка соткана из контрастных ритмов и интонаций. Лейтмотив хора: «Мы за решеткой. Мы молчим» (ритм марша) особенно выразительно и грозно звучит в коде поэмы. Здесь проявляется характерная для хоров Салманова, (идущая от ладов народной музыки) ладотональная переменность — зыб­кость, неустойчивость, «двойственность» тоники (колебание ми и си мино­ра, где звучит то дорийский ми-минор, то фригийский си-минор). Именно благодаря неустойчивости, переменности тоник заключительное си вос­принимается не окончательным устоем, что связано со смыслом последних слов стиха Хикмета: «Мы за решеткой. Мы молчим».

2-я поэма «Лев в железной клетке» — одна из лучших поэм цикла. В аллегорической форме повествуется о стойкости борцов за свободу. Худо­жественная идея и форма рондо решена средствами ритмического и ладоин-тонационного ра?вития. На фоне резко аюдентированного остинатного ритма Салманов создал богатую, оригинальную мелодическую структуру с разно­образными ладовыми отклонениями вокруг устойчивой тоники основной тональности. Быстрый темп, резкие, угловатые мелодические попевки, хро­матические ходы, диссонирующие аккорды, чередующиеся с унисонами, частая смена размера — все это создает сильный образ борца в неволе.

3-я поэма «21.1.1924» (день смерти Ленина) — самая медленная и ми­норная часть — «Adagio» цикла. На фоне сумрачной двухголосной педали возникает печальная мелодия, которая «растворяется» затем в гармонии. Очень выразительная звуковая картина: жизнь остановилась, только идет снег и одинокий голос повествует о тяжком воспоминании.

4-я поэма «Пятнадцать ран» с лейтмотивом «Но бьется, бьется мое сердце мое, и биться не перестанет» — драматичная часть цикла, исповедь борца. Речитативный характер мелодики, ритмическое богатство, разно­образные приемы хорового письма способствуют созданию выразитель­ного образа. По мнению О. Коловского, обилие аккордовых педалей несколько утяжелило фактуру хора.

5-я поэма «Издалека» — романтическая песня о героизме прошлого, о прекрасном будущем. Мажорная, оптимистическая музыка проникнута красотой и внутренней гармонией. 1-часть — марш, 2-я — элегия. В основе лежит одна тема. Одновременное сочетание вводного тона в мелодии и тоники в гармонии создает эффект пространственной перспективы. Эта поэма — идейная и музыкальная кульминация цикла.

6-я поэма «В бою мой стих» — боевой плакат, музыка героического характера финала завершает цикл.

«Восьмистишия» Вадима Салманова на стихи Расула Гамзато­ва (1965). Салманова привлекла умная, искренняя и сердечная поэзия. Стихи о любви и природе, о человеке, о его долге и призвании. Общий настрой цикла — возвышенное созерцание и восхищение прекрасным.

«Книга жизни» и «Ты хочешь знать» — это идея гармонии между природой и человеком. На фоне мягких аккордов звучат мелодические фразы, то энергичные, то мечтательные. «Книга жизни» — гимн любви (соло сопрано и аккомпанирующего хора) полон простоты и благородст­ва. Романсовый характер музыки и фактуры соответствует камерному содержанию поэтического текста.

«Старый друг мой» — соло баса на фоне хоровой педали и жалобных причитаний у женской группы хора. «Как живете-можете»- жанровая сценка остроумного диалога женщин и мужчин. Музыкальная драматургия заключена в интонационном контрасте этих двух групп. На задорные быто­вые интонации женщин (подголосочная диатоника с кварто-квинтовыми параллелизмами), мужской хор отвечает в лирическом тоне (гармоническом трех-четырехголосие с изысканными ладотональными поворотами).

«Куда?» — жанр романса о любви, соло сопрано с аккомпанирующи­ми хоровыми партиями. Партитура прозрачна и объемна.

«Вершина» — идея гармонии человека и природы выражена суровы­ми и строгими гармониями. Заключение очень поэтично.

«Восьмистишия» — это лирическая сюита, поэма в 6-ти картинах. Это очень цельное по духу и композиции сочинение богато музыкальными мыслями и красками. Афористичность музыкального языка «Восьми­стиший» требует, несмотря на кажущуюся простоту их фактуры большо­го художественного мастерства исполнителей.

Хоры В. Салманова на стихи Янки Купалы («Песня», «Лесное озе­ро», «Весна») и Сергея Есенина («Топи да болота», «Нивы сжаты», «Прячет месяц») — глубоко лирические произведения, наполненные любовью к родной земле, к человеку.

Интерпретация хоров Салманова сложна тем, что дирижеру прихо­дится заботиться о цельности и непрерывности формообразования, о мягкости и непрерывности переходов от одной мысли к другой. Гармо­ния в хорах Салманова отличается ясной ладовой настройкой, чаще встречается трехголосная гармония. Салманов меняет пропорцию между голосоведением и педалью, предпочитая одну мелодическую линию на двухголосном фоне. Такая тенденция гармонической педали сохраняется и в многоголосии и имеет принципиальное значение в стиле композито­ра. В четырехголосии композитор усиливает мелодический элемент гар­монической ткани. Плавности и певучести гармонии не мешают много­численные кварты. Полифункциональные наслоения редки в хорах Сал­манова. По мнению исследователей, В. Салманов сказал новое слово в полифонии, основанной на принципах линеарной полифонической гармо­нии, например, в хоре «Топи да болота». Подголосочность определяет собой характер всей фактуры: и в хоровой педали, мелодизированной гармонии. В целом фактура хоровых партитур Салманова весьма разно­образна. Главная мелодия переходит из одной партии в другую. Прием включения и выключения меняет состав хорового ансамбля. Очень сво­бодно композитор распоряжается педалями, создавая «фоны» различной плотности. Педаль связывает музыкальную ткань, аккомпанирует, кон­трапунктирует. С большим искусством композитор применяет однород­ные ансамблевые тембры, а также смешанные. В основном композитор придерживается идеальной для хора четырехголосной фактуры и экономно использует прием divisi, а также прием пения закрытым ртом .

Хоровая форма Салманова представляет сплетение нескольких принципов: трехчастности, куплетной вариационности и свободной строфичности, нередко усложненных влиянием полифонических законо­мерностей (например, хор «Туманы мои»). Наиболее существенной осо­бенностью форм-схем Салманова является максимальное использование всех деталей музыкальной формы для выразительной передачи художе­ственного образа. Все элементы несут определенную смысловую нагруз­ку, что делает его музыку концентрированно выразительной. Это каче­ство приводит Салманова к камерной трактовке хора, что является одной из ведущих исполнительских тенденций нашего времени. Харак­терная для Салманова камерная гибкость в следовании за смысловой нагрузкой текста в связи с тонкой музыкальной конкретизацией поэтиче­ских образов ставит перед исполнителями особые задачи музыкально-декламационной области и требует от них высокой культуры. Наиболее существенными чертами хоровой музыки Салманова, по мнению, К. Дмитревской являются: «тщательно отобранные тексты, интерес­ные по своим поэтическим качествам и отвечающие наиболее острым идейно-эстетическим запросам современности; конкретность музы­кальных образов и привлечение жанровых связей для их характеристики; активно творческое преобразование материала; современный музы­кальный язык, обогащенный через использование ладоинтонационн возможностей фольклора».

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источник

Оцените статью