Самая низкая нота для скрипки

На какую ноту настроена самая низкая струна скрипки, Соль или Си?

На какую ноту настроена самая низкая струна скрипки, Соль или Си?

Самая низкая струна скрипки настроена на ноту СОЛЬ малой октавы

Первая,самая верхняя и самая тонкая струна настроена на ноту МИ второй октавы

Вторая струна настроена на ЛЯ первой октавы

Третья струна настроена на РЕ первой октавы

И четвертая струна,как я уже сказала,настроена на СОЛЬ малой октавы.

Таково расположение и звучание каждой струны в этом инструменте.

Как мы видим,струны настроены через квинту

Согласно соннику скрипка снится к счастью домашнему или финансовому. Стоит учитывать, что

Скрипка — это чудесный символ, ждите счастья и удачи.

Хочу заметить, что сонники не могут на все 100% интерпретировать сон человека. Включайте фантазию и постарайтесь по общим описаниям применить сон под себя.

Скрипка из камня — это наверное желание скульптора воплотить свою фантазию в реальность.

Такая скрипка действительно имеется. Её автор швед Ларс Виденфалк, он в течении 2-х лет вырезал из камня полноразмерную скрипку используя рисунки Антонио Страдивари.

Идеей послужил случай, когда в 1990 году при обработке камня скульптор обратил внимание, что от ударов молотка и стамески от камня были слышны красивые звуки (эхо). Этим камнем был Чёрный диабаз.

В дальнейшем этот материал и был использован при конструировании Виденфалком скрипки — он использовал уже ненужный надгробный камень с могилы своего отца, а заднюю стенку вырезал из другой горной породы -порфира. Кроме того внутреннюю коробку была отделана золотом, гриф изготовлен из темного дерева, а струнный мостик из желтоватого бивня сибирского мамонта. В основном все работы выполнены вручную, что говорит об оригинальности, стенки каменного корпуса не превышают толщины 2,5 мм, а общий вес инструмента — 2 кг.

Уникальность этой скрипки не только в том, что она выполнена из камня, а в том, что это настоящий музыкальный инструмент. Уже практически сразу после изготовления, скрипка уже в 1992 году использовалась в концерте. Она побывала во многих известных филармониях и сейчас на ней играют скрипачи с мировыми именами.

Кстати стоимость скрипки оценена в 1 миллион фунтов стерлингов.

И в заключении о названии этой скрипки: Это Blackbird ( с английского чёрный дрозд) еще её называют Черная птица. Такое название скрипке дано не случайно и связано не только с одним её цветом . Опять тут истоки ведут к Страдивари. Это как бы продолжение традиции, ведь некогда и сам Страдивари давал своим струнным произведениям «птичьи» имена.

P. S. Каменная скрипка Ларса Виденфалка не единственная в мире, есть еще одна.

Её автор- художник из Чехии Ян Рержих. Но она изготовлена из мрамора, весом 6 кг, грубая внешне и «издает» гитарные звуки. Сейчас эта мраморная скрипка является экспонатом Музея рекордов и курьезов в г. Пелгржимов Чехия.

Источник

Скордатура

Как все знают, обычно на скрипке всего четыре струны — Соль (G), Ре (D), Ля (A) и Ми (E). А это значит, что любая мелодия, даже самая прекрасная, должна вписываться в возможности скрипки. Мы не можем играть ниже, чем позволяет наша открытая струна Соль, или выше, чем самые высокие ноты на струне Ми.

Скрипачи-изобретатели, решившие подарить скрипке совсем уж невероятные возможности, еще давным-давно придумали хитрый прием — так называемую скордатуру. Это когда скрипач перестраивает одну или несколько струн. Так вместо, например, Соль получается еще более низкая струна — Фа. И возможностей играть на баске становится еще больше. И т.д.

В те старинные эпохи, когда все человечество играло еще на барочных скрипках, скордатура помогала изменить на время звучание инструмента — перестроенная скрипка звучала по-другому, более ярко.

«Звук таких скрипок был более слабым, чем теперь, при измененных шейке, пружине и подставке [речь о барочных скрипках — «с более короткой шейкой и утолщенной подставкой, что обуславливало гораздо меньший нажим струн на деку, чем на современных скрипках» — А.Б.], но более своеобразным из-за сильного резонирования верхних обертонов. Скордатура на таких скрипках приобретала совершенно иной характер, обеспечивая яркость звучности на открытых струнах определенного звукоряда и более сильного резонирования необходимых обертонов. На современных скрипках этот эффект совершенно теряется». (История скрипичного искусства. Л.Гинзбург, В.Григорьев. Вып.1)

(См. также: норвежская народная скрипка хардингфеле)

Подробнее — в статье про скордатуру из Муз. энциклопедии:

/ статья из Музыкальной энциклопедии /

СКОРДАТУРА (итал. scordatura, от scordare — расстраивать муз. инструмент, в противоположность accordare — настраивать; нем. Verstimmung, Umstimmung) — временная перестройка струнных муз. инструментов (настройка их струн, отличающаяся от обычной). С. позволяет исполнять нек-рые двойные ноты, аккорды и натуральные флажолеты, неисполнимые при обычном строе, и облегчает исполнение других. С. применяется и для расширения диапазона инструмента, а также для изменения его тембра и силы звучания. Перестройке может подвергаться одна или несколько струн. С. может выдерживаться на протяжении всего произв. (в этом случае строй инструмента обозначается в начале пьесы в виде аккорда или буквенным способом) или использоваться в отд. его эпизодах. Различают С, при к-рой автор ограничивается указанием на строй инструмента (в этом случае требуется особое иск-во исполнителя), и С. транспонированную, когда автор записывает пьесу в транспонированном, в соответствии со строем инструмента виде.

Впервые С. была использована в нач. 16 в. на лютне (обычно понижение ниж. струн на тон; отсюда итал. «bordone descordato», «а corde avalee», «а corde revalee», нем. «Abzug»), затем — на гитаре и на виолах. Ранний образец С. содержится в пьесе Pavana alla ferrarese in scordatura из лютневой табулатуры Дж. С. Дальца (Венеция, 1508). Вид С. обычно определяется тональностью пьесы. Напр., строй гитары е, a, d1, g1, h1, е2 при исполнении пьесы в E-dur видоизменялся на е, h, е1, gis1, h1, е2. С. на виолах встречается в соч. С. Ганасси (1543). Нередко изменялся строй надгрифных и резонирующих струн виоль д’амур, к-рые обычно настраивались по ступеням D-dur и d-moll. Примеры С. встречаются в сочинениях для виоль д’амур А. Вивальди, А. Ариости, К. Стамица. В музыке для гитары С. применяли композиторы последующих столетий, напр. Ф. Таррега, М. де Фалья, X. Турина.

Особенное распространение С. получила в скрипичной музыке. Впервые в ней к этому приёму обратился Б. Марини в сонате ор. 8 № 2 (Sonata seconda per il Violino d’Inventione, 1626, строй g, d1, a1, c2), Г. И. Ф. Бибер использовал разл. виды С. (напр., строи а, е1, а1, e2 и g, g1, d1, d2) почти во всех скрипичных сонатах из сб. «15 Mysterien aus dem Leben Mariae (1675), в двух из восьми сонат др. сборника (1681) и в шести из семи ансамблевых сюит «Harmonia artificiosa-ariosa diversi mode accordatа» (1712). В 17 в.

к С. обращались также И. П. Вестхоф, И. Я. Вальтер, Т. Бальцар и др. Примеры С. 18 в.— у Вивальди (концерты ор. 9 № 6 — а, е1, а1, е2 и № 12 — h, d1, a1, d2), Дж. Тартини (а, е1, а1, е2), П. Нардини (Sonata enigmatica — с1, f1, а1, е2), А. Лолли (d, d1, а1, е2), а также у П. Каструччи, И. Г. Пизенделя и др. скрипачей. Интересна С. в Sonate notturne для скрипки с сопровождением альта Б. Кампаньоли, предписывающая настройку скрипки a, d1, fis1, cis 2 для имитации тембра виоль д’амур. В менуэте (F-dur) из симфонии Й. Гайдна № 67 ниж. струна вто¬рых скрипок опускается на тон.

В 19 в. скрипичные С. встречаются в произв. Н. Паганини, Й. Славика, Г. В. Эрнста, П. М. Ф. Байо, Ж. Ф. Мазаса, Ш. Берио, Ф. Ю. Прюма и др. Л. Шпор использует С. в пьесах для скрипки и арфы. Особого эффекта достигает с помощью скордатуры Байо в одном из своих этюдов из «L’art du violon» (1834), когда во время игры поворотом колка настройка струны g понижается по полутонам до d. Перестройка струны е2 на es2 предписывается К. Сен-Сансом в партии солирующей скрипки в его симфонической поэме «Пляска смерти».

В 20 в. перестройку скрипичной струны g на f применил Э. Изаи в «Элегической поэме». В финале «Контрастов» Бартока скрипка настраивается на gis, dl, a1, es2 (два тритона). В «Болгарской рапсодии» Владигерова скрипач во время игры постепенно понижает настройку ниж. струны с g на f, затем на е и снова повышает её (через fis) до g. В скрипичной транскрип-

ции Й. Сигети виолончельной пьесы «Песнь странствующего рыцаря» Гнесина настройка ниж. струны понижается на полтона. Тот же вид С.— в симф. поэме «Жизнь героя» Р. Штрауса. К редкому виду скрипичной С. (перестройка верх. струны на тон вниз) прибегает в сюите «Жар-птица» И. Ф. Стравинский, что даёт возможность первой скрипке исполнить глиссандо красочный пассаж, состоящий из натуральных флажолетов в D-dur.

Скрипичная С. применяется и в произв. сов. композиторов, напр. в пьесе для двух скрипок «Moz-Art» Шнитке (во время игры настройка струны g 2-й скрипки поступенно понижается до des; при этом на звуке es поворотами колка исполняется трель), в финале скрипичной сонаты С. М. Слонимского (струна g пере¬страивается на fis) и в финале («Пляска с бубном») его же «Экзотической сюиты» для двух скрипок, двух электрогитар, саксофона и ударных (настройка струны g 2-й скрипки понижается до е).

Лишь условно можно назвать С. повышение настройки всех струн скрипки на полтона или на тон для достижения большей яркости и силы звучания в то время, когда камертон был значительно ниже современного, а струны жильными. Такую перестройку мы встречаем в 1-м концерте Н. Паганини. То же относится и к перестройке струны g на b в вариациях на одной струне Паганини на тему из оперы «Моисей» Россини и к повышению струны g на h в вариациях (также на одной струне) Славика на тему из оперы «Пират» Беллини. На тон повышает настройку всех струн солирующей скрипки Г. Малер в скерцо 4-й симфонии.

Перестройку альта на полтона вверх ради увеличения интенсивности звучания применяет В. А. Моцарт в Концертной симфонии для скрипки и альта с оркестром (K.-V. 364). В партии солирующего альта из симф. поэмы «Дон Кихот» Р. Штрауса (в 3-й вариации) настройка ниж. струны альта понижается на полтона. Тот же приём использует Ф. С. Дружинин в альтовой транскрипции фп. пьесы «Вечер в горах» Грига.

Классич. образец виолончельной С. содержится в 5-й сюите для виолончели соло И. С. Баха, где настройка струны а понижается на тон; при исполнении

соч. на виолончели с обычным строем приходится изменять нек-рые аккорды. Чаще всего встречается перестройка струны С. на полтона вниз, напр. в ноктюрне ор. 41 № 3 Давыдова, в Элегическом концерте Юрьяна, в последней из 6 пьес для струн. квартета и арфы Леденёва. В Andante cantabile из фп. квартета ор. 47 Шумана струна С перестраивается на тон вниз. Ниж. струна опускается на тон также в финале струн. квартета ор. 10 Хиндемита. Две ниж. струны перестраиваются на полтона вниз в сонате для виолончели соло Кодая. В пьесе для виолончели соло «Nomos

alpha» Ксенакиса настройка струны С. в трёх местах понижается на октаву, а в одном — на уменьшенную терцию.

С. на контрабасе применяется ради расширения диапазона инструмента путём понижения настройки ниж. струны, напр. в симфониях Бетховена (при игре на четырёхструнном контрабасе), в операх «Тристан и Изольда» и «Золото Рейна» Вагнера, в III части «Немецкого реквиема» Брамса, в 5-й симфонии и «Раймонде» Глазунова, 1-й симфонии Щедрина. Редкий случай понижения (на .полтона) настройки верхней струны солирующего контрабаса встречается в опере-балете «Млада» Римского-Корсакова. Не менее редкой является перестройка средних струн контрабаса во время исполнения IV (А на As) и XV (D на Е) прелюдий из 2-й симфонии Щедрина.

Лит.: Moser A., Die Violin-Scordatur, «AfMw», 1918/19, Jahrg. 1, S. 573 ff; Laurencie L. de la, L’ecole francaise de violon, de Lully a Viotti, t. 1—3, P., 1922—24; Lesser E., Zur Scordatura der Streichinstrumente, «Acta musicologica», 1932, v. 4, Ns 3—4; Russell Th., The violin scordatura, «MQ», 1938, v. 24, № 1. Л. С. Гинзбург.

/ Музыкальная энциклопедия, с. 54-57, т. 5, М., изд-во «Советская энциклопедия», 1981 /

Источник

Tabik.RU

сайт музыкантов для музыкантов

Струнные смычковые инструменты: Скрипка

  • Разместил Wombat
  • Дата: 29th Апрель 2011 в 20:42

Скрипка

Оглавление

Струнные смычковые инструменты
Скрипка
Альт
Виолончель
Контрабас

Скрипка нотируется в скрипичном ключе. Ее четыре струны построены по квинтам следующим образом:

Тембр 1-й струны — светлый, серебристый, звонкий.

Тембр 2-й струны — мягкий, нежный.

Тембр 3-й струны — певучий, напряженный.

Тембр 4-й струны — густой, напряженно-альтовый.

Гаммы и позиции. Для игры на скрипке употребляются четыре пальца левой руки (исключая большой палец), имеющие следующие порядковые наименования: указательный палец называется 1-м, средний палец — 2-м, безымянный палец — 3-м, мизинец называется 4-м.

Позицией называется положение левой руки на грифе (на струнах). Позиции начинаются от порожка; 1-я позиция — это ближайшее положение к порожку.

На 1-й позиции, следуя расположению пальцев, на всех четырех струнах мы получим следующий диатонический звукоряд:

Хроматические полутоны достигаются сдвижением соответствующих пальцев с основного тона (в сторону повышения или понижения).

Для заполнения квинтового расстояния между струнами вполне достаточно четырех пальцев; при использовании открытых струн возможно обойтись и тремя пальцами. Если использование открытых струн исключено, то четыре пальца заполняют расстояние квинты между соседними струнами во всех позициях.

Открытая струна может быть использована в гаммообразных построениях только в 1-й позиции.

Звуки, расположенные полутоном ниже 1-й позиции, называются полупозицией и воспроизводятся при помощи той же аппликатуры.

При 2-й позиции левая рука сдвигается на секунду вверх и далее с каждой последующей позицией все более удаляется от порожка и приближается к подставке.

На всех четырех струнах для семи позиций мы получим следующие звукоряды:

Чем выше позиция, тем теснее расположены пальцы, так как в силу укорочения струн соответствующие интервалы все более суживаются. При 7-й позиции, начинающейся с середины струн, интервалы уже отсчитываются от струны вдвое более короткой, и поэтому расстояние между пальцами вдвое уменьшается.

Отсюда ясно, что малые секунды выше 7-й позиции весьма затруднительны и игра гамм выше 7-й позиции на всех струнах неупотребительна.

8-я, 9-я и следующие более высокие позиции существуют лишь как положение левой руки для извлечения самых высоких нот на 1-й струне Е.

Полутоны в гаммообразных отрезках и трелях этого высочайшего регистра не выходят удовлетворительно, так как нужно специально убирать предыдущий палец, чтобы освободить место для последующего, что весьма неудобно, а в быстром движении просто невозможно.

Вообще хроматическая гамма получается на скрипке менее четко, чем диатоническая, так как для исполнения ее требуется постоянное скольжение пальца с основного тона к его хроматическому видоизменению, в результате чего получается все время как бы некоторое глиссандирование.

Для того чтобы быстро определить позицию, в которой нужно взять ту или иную ноту, можно пользоваться формулой: интервал (в цифровом выражении) от открытой струны минус палец, которым данная нота берется. Например, на струне А нота g 2 берется 2-м пальцем (7—2 = 5)—это будет 5-я позиция.

Смена позиций совершается незаметно посредством продвижения руки по грифу. В гаммообразном движении наиболее употребителен переход через одну или через две позиции:

Интервалы. В данном разделе имеются в виду интервалы, которые можно получить на одной струне или на соседних струнах без смены позиций.

Интервалы на одной струне не должны превышать увеличенной кварты (или уменьшенной квинты), которой соответствует наибольшее возможное растяжение пальцев:

Самым простым интервалом на соседних струнах является квинта, которая берется одним пальцем. Квинты лучше всего интонируются у порожка, потому что по мере удаления от него струны расходятся шире и приподнимаются выше над грифом, так что палец может провалиться между струнами или неравномерно лечь на них из-за необходимости сильного прижатия.

Интервалы больше квинты берутся в прямом положении левой руки.

Прямым положением левой руки называется такое положение, при котором левая рука не вывернута, то есть на более высокую струну ложится более высокий номер пальца.

Секста берется соседними пальцами: 2/1, 3/2, 4/3. септима — через палец: 3/1, 4/2. октава — крайними пальцами: 4/1.

Интервалы меньше квинты берутся в обратном положении левой руки.

Обратное положение руки — это такое положение, при котором левая рука вывернута, то есть на более высокую струну ложится более низкий номер пальца.

Кварта берется соседними пальцами: 1/2, 2/3, 4/3. Tерция через палец: 1/3, 2/4. Cекунда — крайними пальцами: 1/4.

Гаммообразное движение интервалами. Движение октавами происходит путем смены позиций на каждую новую октаву, причем меняется только расстояние между 1-м и 4-м пальцами (оно уменьшается при движении руки вверх).

Примечание. Здесь не рассматриваются иные аппликатуры виртуозного назначения

В оркестровой игре октавы считаются приемом рискованным, так как ясно ощущается малейшая фальшь (октава — совершенный консонанс). Движение октавами в оркестре может быть только оправдано желанием получить большую силу звучания, но тогда оно не должно быть быстрым.

В оркестровой игре октавы считаются приемом рискованным, так как ясно ощущается малейшая фальшь (октава — совершенный консонанс). Движение октавами в оркестре может быть только оправдано желанием получить большую силу звучания, но тогда оно не должно быть быстрым.

Движение терциями очень удобно и осуществляется двумя парами пальцев — 1/3 и 4/2 , которые создают звено движения без смены позиции, не мешая друг другу. Смена позиции наступает после прохождения этого звена (1/3 и 4/2) для осуществления следующего.

Гаммообразное движение секстами менее удобно ввиду того, что палец, извлекавший в первой сексте верхнюю ноту на одной струне, в следующей сексте извлекает нижнюю ноту на другой струне (или наоборот) и его невозможно приготовить, а надо переставить (скользнуть): 2/1 \ 3/2 \ 4/3. Поэтому звучность при движении секстами немного ползучая.

Движение двойными нотами менее гибко, и звучание получается более тяжелым, поэтому при исполнении двойных нот в оркестровой игре чаще всего применяют прием divisi, что означает разделение на партии. Иногда разделенные партии выписываются на особых нотоносцах.

Флажолеты. Натуральные флажолеты (от открытых струн) употребляются на скрипке только октавные, квинтовые, квартовые и иногда большие терцовые (то есть звучат 2, 3, 4-й, иногда 5-й натуральные звуки, которые достигаются делением струны на 2, 3, 4, 5 равных, одинаково звучащих частей).

Натуральные флажолеты обозначаются знаком о над нотой. При этом наиболее просто записываются флажолеты, извлекаемые в местах 1/2,2/3,3/4,4/5 длины струны (то есть от ее середины в сторону подставки):

Ноты, обозначенные *, могут быть взяты также на предыдущей струне октавным флажолетом. Поэтому если они должны быть исполнены именно в месте 2/з длины струны, надо это специально указать:

Тот же ряд натуральных флажолетов может быть извлечен и в местах 1/3,1/4,1/5- длины струны (то есть от ее середины в сторону порожка). В этих случаях следует каждый раз указы¬вать струну, на которой они извлекаются:

Нота, обозначенная *, может не иметь такого указания, так как нигде, за исключением струны Е, не может быть извлечена. Ноты, заключенные в скобки, рискованны и звучат плохо, особенно на 1-й струне.

Таким образом, некоторые натуральные флажолеты могут быть извлечены на двух различных струнах, и, следовательно (если это имеет значение для композитора) необходимо давать в таких случаях точные указания:

Примечание. Натуральные флажолеты, извлекаемые прикосновениями в местах от середины струны в сторону порожка, обычно записываются полыми ромбиками с кружочками над ними. Однако запись эта несовершенна, ибо не передает ритмического различия между целыми, половинными и четвертными нотами; во всех этих случаях приходится прибегать к записи, принятой для искусственных флажолетов. Кроме того, при написании от руки, особенно при мелком партитурном письме, очень трудно начертать ромбик, безусловно отличный от обычной белой ноты,— при переписке же это приводит к всевозможным недоразумениям. Поэтому предлагаемый способ записи натуральных флажолетов без применения ромбиков (то есть с помощью обычных нот, снабженных кружочками над ними) заслуживает внимания. Нужно лишь привыкнуть читать указания, на каких струнах те или иные флажолеты извлекаются.

В отдельных случаях применяют glissando по последовательностям высоких натуральных флажолетов, начиная с октав-ного. Высокие флажолеты берутся ближе к подставке, то есть в том месте, где получаются те же звуки обычным способом (прижатием струны):

Натуральные флажолеты часто служат прекрасным окончанием различных виртуозных пассажей. В гаммообразных пассажах предпоследний тон берется обычно 4-м пальцем, который затем скользит в завершающий флажолет.

На основании этого можно вывести правило: октавный и бо¬лее высокие (в местах 2/3, 3/4 длины струны) флажолеты берутся 4-м пальцем предыдущей позиции:

4-й палец оттягивается до е 3 с 3-й позиции:

Наконец, возможно glissando, оканчивающееся флажолетом:

Все флажолеты выше 4-го (квартового) звучат на скрипке значительно хуже. Это объясняется малой длиной скрипичных струн, на которых слишком мелкие деления невозможны.

Октавный же, квинтовый и квартовый флажолеты звучат превосходно, особенно, если последние извлекаются в местах 2/з, 3/4 длины струны:

Не следует искать флажолеты 5, 6, 7, 8-й ближе к по¬рожку, то есть в местах 1/5, 1/6, 1/7, 1/8 деления струны, так как они ненадежны и практически неприменимы.

Если же эти флажолеты искать у подставки, то есть в местах 4/5, 5/6, 6/7, 7/8 деления струны, то их извлечению в какой-то мере будет мешать сам смычок, так как эти точки деления слишком близко расположены к месту ведения смычка и интенсивная вибрация струны не позволяет точно сохранить флажолет.

Для деления на большое количество надежно звучащих отрезков струны скрипки слишком коротки и ее части 1/6, 1/7, 1/8 столь малы, что их практически почти невозможно найти для того, чтобы извлечь соответствующие флажолеты.

Искусственные флажолеты на скрипке (от прижатой струны) применяются только квартовые или большие терцовые, так как нормальное положение крайних пальцев на одной струне дает именно кварту.

В виде исключения возможно получить искусственный квинтовый флажолет, но и то, главным образом, не на 1-й позиции, а на 3-й или 4-й, где растяжение между пальцами значительно меньше. Кроме того, искусственный квинтовый флажолет требует приготовления и употребляется в крайних случаях.

Флажолеты меньше квартового звучат плохо по ранее описанным причинам.

Игра искусственными флажолетами (квартовыми) на скрипке аналогична игре октавами с той лишь разницей, что 1-й палец (ведущий) плотно прижимает струну, а 4-й (ведомый) слегка к ней прикасается на расстоянии кварты от места прижатия струны.

Запись искусственных флажолетов включает в себя место укорочения струны 1-м пальцем и место прикосновения к укороченной струне 4-м пальцем. Тем самым эта запись напоминает запись интервала кварты, где верхняя нота (место прикосновения) обозначается ромбиком:

Часто над этими основными данными выписывается мелки¬ми нотами звуковой результат:

Более сокращенная запись искусственных флажолетов основана на том, что записывается лишь результат — нота, которая должна прозвучать, способ же ее извлечения предоставляется исполнителю. Например:

реально исполняется следующим образом:

Часто натуральные флажолеты также записываются сокра¬щенно, а именно:

что практически может быть исполнено лишь так:

В случаях сокращенной записи композитор пишет только желаемый результат, не указывая — натуральными или искусственными флажолетами следует его достигнуть. Например, пассаж, записанный следующим образом:

Флажолеты, звучащие выше ноты с 5 , не употребляются, так как их тембр неопределенен и лишен художественной вырази¬тельности.

Искусственные флажолеты на струне Е хуже других; они имеют свистящий призвук и при малейшей неточности пропа¬дают.

Аккорды. При оркестровой игре неупотребительны все трехзвучные аккорды, в которых один палец занят через струну:

Очень удобны аккорды, включающие квинту и более широкие интервалы, потому что в этих случаях левая рука будет находиться в прямом положении:

Примечание. Аккорд, обозначенный *, несколько ненадежен в интонационном отношении из-за квинты в двух верхних голосах.

Из них особенно удобны аккорды, включающие открытые струны

Менее удобны аккорды в комбинированном положении левой руки, включающие один интервал меньше квинты. Однако это обстоятельство имеет меньшее значение, если в аккорде можно использовать открытые струны:

Если же по характеру аккорда невозможно использовать открытую струну, то исполнение аккорда становится менее удобным:

Однако в отдельных случаях использование открытой струны в середине аккорда тоже доставляет некоторые неудобства, так как ее нужно не затронуть пальцами, лежащими на соседних струнах:

Наиболее удобны аккорды с открытой струной, являющейся верхним звуком аккорда:

Примечание. Эти два аккорда, несмотря на наличие терции и секунды, берутся в прямом положении левой руки.

Неудобны аккорды, состоящие из двух интервалов меньше квинты. Здесь рука находится в обратном положении:

Удобны все четырехзвучные аккорды в прямом положении, особенно если в них входят открытые струны:

Менее удобны аккорды с одним интервалом меньше квинты (особенно если он в середине), так как они берутся в комбинированном положении левой руки:

Еще менее удобны аккорды в комбинированном положении левой руки, когда в аккорде имеются два интервала меньше квинты:

Также неудобны аккорды, извлекаемые при обратном положении руки (даже если в середине есть пустая струна):

Открытые струны сверху или снизу аккорда облегчают его исполнение. В середине аккорда они освобождают один из пальцев, но, с другой стороны, создают трудности, связанные с опасением затронуть соседние струны.

Трудные аккорды нужно всегда подготовлять — перед ними должна быть остановка. Квинта в верхних голосах аккорда звучит плохо, особенно если она удалена от порожка, так как при этом струны широко расходятся и сильно приподняты над грифом, и палец в этих случаях (чаще всего 4-й) может провалиться между струнами или неравномерно их прижать. От этого нарушается чистота интонации. Поэтому приведенный аккорд звучит плохо:

Лучше брать такие аккорды, не выходя за пределы с 3 :

Некоторые аккорды и интервалы можно взять двумя спосо¬бами: с прямым порядком струн и с перемещенным. Так, например:

Все аккорды на ручных смычковых инструментах берутся в направлении от нижних нот к верхним.

Перевод смычка со струны на струну. Полное legato возможно соблюсти лишь при переходе на соседнюю струну. При переносе смычка через струну неизбежна небольшая остановка, необходимая для того, чтобы не задеть промежуточную струну. Эта остановка будет еще заметнее при переносе смычка через две струны.

В этих случаях композитор должен предвидеть неизбежность перерыва звучания вследствие отрыва смычка от струны:

Tremolo из двух нот на одной струне, под одним смычком, возможно в любом движении в пределах увеличенной кварты или уменьшенной квинты (предел растяжения пальцев на одной струне на низких позициях).

Остальные интервалы можно исполнить лишь на двух соседних струнах, поэтому воспроизведение подобного tremolo возможно лишь в медленном темпе, причем оно довольно тяжеловесно и неудобно:

Pizzicato. Прием игры pizzicato на скрипке возможен на всем протяжении ее диапазона. Выше ноты е 3 pizzicato звучит все более сухо, щелканье начинает преобладать над интонацией.

Pizzicato применяют и в аккордах, причем оно звучит значительно ярче в аккордах с открытыми струнами:

Возможно также исполнение pizzicato мизинцем левой руки. Такое pizzicato применяется, главным образом, на открытых струнах в случаях быстрой смены pizzicato и агсо. В подобных случаях над нотой, исполняемой pizzicato, ставится знак +:

Pizzicato можно извлекать мизинцем левой руки даже одно-временно с аrсо:

В виртуозной литературе встречаются также нисходящие гаммообразные и арпеджированные фигуры, исполняемые в стремительном темпе пальцами левой руки pizzicato вперемежку с ударами смычка. Приведем наиболее простой случай, который может быть использован также в практике групповой игры (сравнительно отчетливо может прозвучать лишь на струне Е):

Сурдина. Обычная звучность скрипки может быть значительно изменена, если надеть на подставку маленькое приспособление (обычно изготовляемое из дерева), называемое сурдиной.

Сурдина ослабляет и смягчает звук инструмента, придавая ему своеобразный носовой оттенок. Применяется сурдина как в piano, так и в forte. Если сурдина надевается среди пьесы, то необходимо дать исполнителю некоторое время ее приладить. Для того чтобы снять сурдину, времени требуется значительно меньше. Употребление сурдины указывается словами — con sordino (-ni); снятие же сурдины обозначается — senza sordino (-ni).

Техника правой руки. Все, что было сказано о технике травой руки в первой статье, в полной мере относится к скрипке.

Все штрихи как легатные, так и стаккатные достигаются нa скрипке с исключительной ясностью и легкостью. Достаточно самого легкого прикосновения смычка к струне для того чтобы извлечь звук. Поэтому legato на скрипке наиболее продолжительно, spiccato, saltando, ricochet — легки и стремительны.

Вообще же скрипка, как и всякий другой смычковый интрумент, отличается бесконечными возможностями так называемой репетиционной техники (то есть техники повторяю-дихся нот).

Уважаемые авторы! Убедительно просим Вас подтвердить свои права на обзоры.
Для этого необходимо выполнить несколько простых шагов.

Источник

Читайте также:  Кузнечик минус для гитары
Оцените статью