Самая низкая нота органа

Орган (инструмент)

Орган (инструмент)

Орган

Классификация
Духовой инструмент
Диапазон
Родственные инструменты
<<<родственные инструменты>>>
Музыканты
Список органистов
Производители
<<<производители>>>
Статьи по теме
<<<статьи>>>
[[:commons:Category:<<<викисклад>>>|Орган]] на Викискладе

Орга́н (лат. organum из греч. όργανον ― «инструмент, орудие») — самый большой духовой клавишный музыкальный инструмент. Чтобы отличать данный музыкальный инструмент от электронных, имитирующих звуки органа, называется обычно духовым органом. Звук в органе рождается при помощи труб (металлических, деревянных, иногда из других материалов, без язычков и с язычками) различных тембров, в которые при открытии клапанов попадает воздух, подаваемый с помощью электрического органного вентилятора или мехов. Игра на органе осуществляется при помощи одной или нескольких клавиатур для рук (мануалов) и педальной клавиатуры при включенных регистрах. По звуковому богатству и обилию музыкальных средств орган занимает первое место среди всех инструментов и иногда называется «королём инструментов».
Органи́ст — человек, исполняющий музыкальные произведения на органе.

Содержание

История

Зародыш органа можно видеть в флейте Пана, а также в волынке. Считается, что орган (гидравлос; также hydraulikon, hydraulis — «водный орган») изобрёл грек Ктесибий, живший в Александрии Египетской в 296—228 гг. до н. э. Изображение похожего инструмента имеется на одной монете или жетоне времён Нерона. Органы больших размеров появились в IV веке, более или менее усовершенствованные органы — в VII и VIII веках. Папа Виталиан (666 год) ввёл орган в католическую церковь. В VIII веке Византия славилась своими органами.

Искусство строить органы развилось и в Италии, откуда в IX веке они выписывались во Францию. Позднее это искусство развилось в Германии. Наибольшее и повсеместное распространение орган начинает получать в XIV веке. В XIV веке в органе появилась педаль, то есть клавиатура для ног. Средневековые органы, в сравнении с более поздними, были грубой работы; ручная клавиатура, например, состояла из клавиш шириной от 5 до 7 см, расстояние между клавишами достигало полутора см. Ударяли по клавишам не пальцами, как теперь, а кулаками. В XV веке были уменьшены клавиши и увеличено число труб.

Устройство

Трубы

Усовершенствованные органы достигли огромного числа труб; например, орган в Париже в церкви Сен-Сюльпис имеет 7 тысяч труб. В органе бывают трубы следующих величин:

  • 1 фут — ноты звучат тремя октавами выше писанных,
  • 2 фута — ноты звучат двумя октавами выше писанных,
  • 4 фута — ноты звучат октавой выше писанных,
  • 8 футов — ноты звучат как пишутся,
  • 16 футов — ноты звучат октавой ниже писанных,
  • 32 фута — ноты звучат двумя октавами ниже писанных.

К тому же, имеются регистры с дробным числом футов, звучащие на квинту или терцию выше (в зависимости от длины) и дающие особые призвуки, оттенки звука, например Twelfth 2 2/3 и Quinte 1 1/3. Закрытие лабиальной трубы сверху приводит к понижению издаваемых звуков на октаву. Не все органы имеют трубы больших размеров.

Пульт

Пульт органа («шпильтиш» от нем. Spieltisch или органная кафедра) — пульт, за которым сидит органист во время игры. В нем расположены все необходимые для исполнителя средства — игровые (мануалы и педаль), тембровые, динамические, различные переключатели и устройство для включения органа.

  • Копула — механизм, с помощью которого включенные регистры одного мануала могут звучать при игре на другом мануале или педали. В органах всегда есть копулы мануалов к педали и копулы к главному мануалу, так же почти всегда есть копулы более слабых по звучанию мануалов к более сильным. Копула включается/выключается специальным ножным переключателем с фиксатором или кнопкой.
  • Швеллер — ножная педаль, с помощью которой можно регулировать громкость данного мануала, открывая или закрывая створки жалюзи в ящике, в котором расположены трубы этого мануала.
  • Банк памяти регистровых комбинаций — устройство в виде кнопок, доступное только в органах с элетрической регистровой трактурой, позволяющая запоминать регистровые комбинации, упрощая тем самым переключение регистров (смену общего тембра) во время исполнения.
  • Готовые регистровые комбинации — устройство в органах с пневматической регистровой трактурой позволяющее включать готовый набор регистров (обычно p, mp, mf, f)
  • Тутти (от итал. Tutti — все) — кнопка включения всех регистров органа.

Мануалы

Мануал (от лат. manus — рука) — это клавиатура для игры руками.

В настоящее время органы изготавливаются в основном с мануалами диапазоном от С (до большой октавы) до g 3 (соль третьей октавы), иногда до f 3 , a 3 или c 4 . Мануалов в органе от 1 до 7 (обычно 2—4), расположены они в пульте органа террасой, один над другим. Каждый мануал имеет латинскую нумерацию в зависимости от расположения (от нижнего к верхнему — I мануал, II мануал и т. д.), а так же собственный набор регистров, от расположения труб в органе которого зависит название самого мануала:

  • Главный мануал (имеющий самые громкие регистры) — в немецкой традиции называется Hauptwerk (фр.Grand orgue, Grand clavier ) и располагается ближе всего к исполнителю, либо на втором ряду, то есть I или II мануал.
  • Oberwerk (менее громкий вариант) либо Positiv (облегченный вариант) (фр.Рositif ) — второй по значимости и громкости мануал, трубы этого мануала расположены над трубами Hauptwerk.
  • Rückpositiv — трубы этого мануала расположены отдельно от остальных труб органа. Если органист сидит лицом к органу, то Rückpositiv будет за спиной органиста.
  • Hinterwerk — трубы расположены в задней части органа,
  • Brustwerk — трубы расположены прямо над игровым пультом или по бокам от него,
  • Solowerk — с большим количеством сольных регистров.

Мануалы Oberwerk и Positiv на игровом пульте располагаются над мануалом Hauptwerk, а мануал Ruckpositiv — под мануалом Hauptwerk, тем самым воспроизводя архитектурное строение инструмента.

В период романтизма в органостроении появилось новшество — мануал, трубы которого расположены внутри своеобразного ящика, имеющего во фронтальной части вертикальные створки жалюзи, управляемых органистом с помощью особой педали Schweller. Створки жалюзи позволяют регулировать громкость. В немецкой традиции этот мануал называется Schwellwerk (фр. Recit expressif , он может быть расположен в самой верхней части органа (более распространенный вариант), по бокам от Hauptwerk под ним или за ним и зачастую за фасадными трубами, так чтобы створки жалюзи были не видны. Мануал Schwellwerk обычно располагается на игровом пульте на более высоком уровне, чем Hauptwerk, Oberwerk, Positiv, Ruckpositiv.

Педаль

Педаль или педальная клавиатура — клавиатура, на которой играют ногами, нажимая клавиши попеременно каблуком и носком (до XIX века — только носком) [1] диапазоном от 5 до 32 клавиш (обычно 32, от C до g 1 или до f 1 ), с собственным набором регистров преимущественно низких звуков. Педальная клавиатура бывает прямой или радиальной, вогнутой или нет.

Орган без педали или с подвесной (не имеющей собственных регистров) педалью называется позитив, маленький переносный орган — портатив.

Благодаря трубам, звучащим на две октавы ниже или на три октавы выше писанных нот, большой орган имеет звуковой объём в 9,5 октав.

Партия для рук пишется на двух нотоносцах — в ключах и как для фортепиано. Партию для ног почти всегда пишут на отдельном нотном стане под партией для рук.

Регистры

Каждый набор труб одинакового тембра составляет как бы отдельный инструмент и называется регистром. Каждая из выдвигаемых или вдвигаемых рукояток (или при переключении электронных выключателей), или регистров (находящихся над клавиатурами или по бокам инструмента), приводит в действие соответствующий ряд трубок. Если регистры выключены, при нажатии клавиши орган звучать не будет. Каждая рукоятка или регистр имеет своё название и соответствующую надпись, с обозначением длины самой большой трубы этого регистра.

Все регистры по устройству распадаются на две категории:

  • Регистры с трубами без язычков (лабиальные регистры). К этой категории принадлежат регистры открытых флейт, регистры закрытых флейт, принципалы, штрайхеры (струнные), регистры призвуков (микстуры и аликвоты), в которых каждая нота имеет несколько (более слабых) гармонических призвуков.
  • Регистры, у которых трубы с язычками (язычковые регистры). Язычковые регистры могут располагаться так же горизонтально — такие регистры составляют группу, которая называется «шамада» (от фр.Chamade ). Соединение лабиальных и язычковых регистров вместе с микстурой называется фр.Plеіn jeu .

Название регистра и величину труб композитор может обозначить в нотах над тем местом, где данный регистр должен быть применён. Выбор регистров для исполнения музыкального произведения называется регистровкой.

Так как регистры в разных органах разных стран и эпох не одинаковы, то в органной партии они обычно не обозначаются подробно: выписывают над тем или другим местом органной партии только мануал, обозначение труб с язычками или без них и величину труб. Остальные подробности предоставляются на усмотрение исполнителя.

Применение

В западных странах орган прежде всего используется на богослужениях в западных конфессиях христианской церкви как инструмент аккомпанирующий церковному хору, для исполнения сольных органных произведений и импровизации. В некоторых церквях и соборах устраивают концерты или органные богослужения (концерт с проповедью). Помимо этого, есть органы, установленные в концертных залах. Орган нередко соединяется с другими сольными инструментами, оркестром и пением в ораториях, кантатах, псалмах, а также в опере.

Композиторы

Некоторые композиторы, сочинявшие органную музыку

Источник

Путешествие внутрь органа

Сохранить и прочитать потом —

Орган — самый большой и сложный музыкальный инструмент. Фактически, орган это целый духовой оркестр, а каждый из его регистров — отдельный музыкальный инструмент со своим звучанием.

В Светлановском зале Московского Международного Дома Музыки установлен самый большой орган в России. Мне посчастливилось увидеть его с той стороны, с которой его очень мало, кто видел.

Этот орган изготовлен в 2004 году в Германии консорциумом фирм Glatter Gotz и Klais, считающимися флагманами органостроения. Орган разрабатывался специально для Московского Международного Дома Музыки. У органа 84 регистра (в обычном органе количество регистров редко превышает 60) и более шести тысяч труб. Каждый регистр — отдельный музыкальный инструмент со своим звучанием.

Высота органа — 15 метров, вес 30 тонн. Стоимость — два с половиной миллиона евро.

О том, как устроен орган, мне рассказал доцент кафедры акустики МГУ Павел Николаевич Кравчун, являющийся главным смотрителем органов Московского международного Дома музыки и принимавший участие в разработке этого инструмента.

У органа пять клавиатур — четыре ручные и одна ножная. Удивительно, но ножная клавиатура вполне полноценна и некоторые простые произведения можно исполнять одними ногами. На каждом мануале (ручной клавиатуре) по 61 клавише. Справа и слева — ручки включения регистров.

Хоть орган и выглядит совершенно традиционным и аналоговым, на самом деле он частично управляется компьютером, который прежде всего запоминает пресеты — наборы регистров. Переключаются они кнопками на торцах мануалов.

Пресеты сохраняются на обычной дискете. Конечно, в компьютерной технике дисководы уже почти не используются, но тут он исправно работает.

Для меня было открытием узнать, что каждый органист является импровизатором, ведь в нотах или совсем не указывается набор регистров или указываются общие пожелания. Во всех органах общий только базовый набор регистров, а их количество и тональность могут сильно отличаться. Только лучшие исполнители могут быстро адаптироваться к огромному набору регистров органа Светлановского зала и использовать его возможности в полной мере.

Помимо ручек, у органа есть рычаги, переключаемые ногами и педали. Рычаги включают и отключают различные функции, управляемые компьютером. Например, объединение клавиатур и эффект нарастания, управляемый вращающейся педалью-роликом, по мере вращения которого подключаются дополнительные регистры и звук становится насыщенней и мощнее.

Для улучшения звучания органа (а заодно и других инструментов) в зале смонтирована электронная система Constellation, включающая множество микрофонов и миниколонок-мониторов на сцене, опускающихся с потолка на тросах с помощью моторов и множества микрофонов и колонок в зале. Это не система звукоусиления, при её включении звук в зале не становится громче, он становится равномернее (зрители на боковых и дальних местах начинают слышать музыку так же хорошо, как зрители в партере), кроме того может добавляться реверберация, улучшающая восприятие музыки.

Воздух, с помощью которого звучит орган, подаётся тремя мощными, но очень тихими вентиляторами.

Для равномерной его подачи используются . обычные кирпичи. Они прижимают меха. Когда вентиляторы включены, меха раздуваются, а вес кирпичей обеспечивает необходимое давление воздуха.

Воздух подаётся в орган по деревянным трубам.

Удивительно, но большинство заслонок, заставляющих трубы звучать, управляются чисто механически — тягами, длина некоторых из которых превышает десять метров. Когда к клавиатуре подключено много регистров, органисту бывает очень нелегко продавить клавиши. Конечно же, в органе есть система электрического усиления, при включении которой клавиши нажимаются легко, но высококлассные органисты старой школы всегда играют без усиления — ведь только так можно менять интонации, изменяя скорость и силу нажатия клавиш. Без усиления орган — чисто аналоговый инструмент, с усилением — цифровой: каждая труба может только звучать или молчать.

Так выглядят тяги, идущие от клавиатур к трубам. Они деревянные, так как дерево наименее подвержено температурному расширению.

Внутрь органа можно зайти и даже пролезть по маленькой «пожарной» лестнице по его этажам. Внутри очень мало места, поэтому по фотографиям сложно ощутить масштабы конструкции, но всё же я попробую показать вам, то что увидел.

Трубы отличаются по высоте, толщине и форме.

Некоторые трубы деревянные, некоторые металлические из оловянно-свинцового сплава.

Перед каждым большим концертом орган настраивается заново. Процесс настройки занимает несколько часов. Для настройки концы самых маленьких труб немного развальцовываются или завальцовываются специальным инструментом, у труб побольше есть регулировочный стержень.

У больших труб есть вырезанный лепесток, который может немного откручиваться и закручиваться для настройки тона.

Самые большие трубы издают инфразвук от 8 Гц, самые маленькие — ультразвук.

Уникальной особенностью органа ММДМ является наличие горизонтальных труб, обращённых в зал.

Предыдущий кадр я сделал с маленького балкончика, на который можно выйти изнутри органа. Он служит для настройки горизонтальных труб. Вид зрительного зала с этого балкончика.

Небольшое количество труб имеет только электропривод.

А ещё у органа есть два звукоизобразительных регистра или «спецэффекта». Это «колокольчики» — звон семи колокольчиков подряд и «птички» — чириканье птичек, происходящее благодаря воздуху и дистиллированной воде. Павел Николаевич демонстрирует, как работают «колокольчики».

Удивительный и очень сложный инструмент!

Система Constellation отправляется в режим парковки, а я на этом заканчиваю рассказ о самом большом музыкальном инструменте нашей страны.

Спасибо пресс-службе Московского Международного Дома Музыки и Ирине Черкасовой за возможность увидеть «короля инструментов» изнутри.

Источник

Читайте также:  Eugen doga grammofon waltz ноты
Оцените статью