Самая низкая нота у альта

Самая низкая нота у альта

Музыкальный инструмент: Альт

На первый взгляд, этот струнно-смычковый инструмент непосвященный слушатель легко может спутать со скрипкой . Действительно, не считая размеров, внешне они схожи. Но стоит только прислушаться к его тембру – разница заметна сразу, грудное и в то же время удивительно мягкое и немного приглушенное звучание напоминает контральто — мягкое и выразительное.

Когда думают о струнных инструментах, альт обычно забывают, отдавая предпочтение его меньшим или крупным собратьям, но богатый тембр и интересная история заставляют более пристально присмотреться к нему. Альт – это инструмент философ, не привлекая к себе внимание, он скромно устроился в оркестре между скрипкой и виолончелью.

Историю альта и множество интересных фактов об этом музыкальном инструменте читайте на нашей странице.

Звук

Томный, красноречивый, благородный, бархатный, чувствительный, мощный, а иногда завуалированный — так можно описать разнообразный тембр альта. Звучание его может быть не такое выразительное и яркое, как у скрипки , но гораздо теплее и мягче.

Колоритная тембральная окраска является результатом разнообразного звучания каждой струны инструмента. Самая нижняя по высоте струна «до» имеет мощный, резонансный, насыщенный тембр, способный передавать ощущение предчувствия и вызвать мрачные и хмурые настроения. А верхняя «ля» резко контрастируя с другими струнами, имеет свой индивидуальный характер: проникновенный и аскетичный.

Многие выдающиеся композиторы весьма изобразительно использовали характерное звучание альта: в увертюре «1812 год» П.И Чайковского — церковное песнопение; в опере «Пиковая дама» — пение монахинь в 5-ой картине, когда Герману представляется похоронное шествие; в симфонии Д.Д Шостаковича «1905 год» — мелодия песни «Вы жертвою пали».

Фото:

Интересные факты

  • Такие великие композиторы, как И.С. Бах, В.А. Моцарт, Л.В. Бетховен, А. Дворжак, Б. Бриттен, П. Хиндемит играли на альте.
  • Андреа Амати был очень известным скрипичным мастером своего времени, и в 1565 году король Франции Карл IX заказал ему изготовить 38 инструментов (скрипки, альты и виолончели) для музыкантов королевского двора. Большинство тех шедевров было уничтожено во время Французской революции, но один альт сохранился, и его можно увидеть в Музее Эшмола в Оксфорде. Он более крупный, с длиной корпуса 47 см.
  • Еще один примечательный альт, на корпусе которого было изображено распятие, был сделан сыновьями Амати. Инструмент принадлежал известному альтисту Л.А. Бьянки.
  • Альты и смычки работы знаменитых мастеров крайне редки, таким образом альт, сделанный А. Страдивари или А. Гварнери, стоит дороже, чем скрипки этих же мастеров.
  • Многие выдающиеся скрипачи, такие как: Никколо Паганини, Давид Ойстрах, Найджел Кеннеди, Максим Венгеров, Иегуди Менухин прекрасно совмещали и совмещают игру на альте с игрой на скрипке.
  • В 60-е годы американская рок-группа «The Velvet Underground», английская рок-группа The Who, а в наши дни Ван Моррисон, рок-группы «Goo Goo Dolls», и «Vampire Weekend» отдают видное место альту в аранжировках своих песен и альбомов.
  • Интересны названия инструмента на разных языках: французский — alto; итальянский и английский — viola; финский – alttoviulu; немецкий – bratsche.
  • Лучшим альтистом нашего времени признан Ю. Башмет. За 230 лет он первый, кому разрешили играть на инструменте В.А. Моцарта в Зальцбурге. Этот талантливый музыкант фактически переиграл весь репертуар, написанный для альта, – это около 200 музыкальных произведений, из которых 40 сочинили и посвятили ему современные композиторы.

  • Юрий Башмет до сих пор играет на альте, который купил за 1500 рублей в 1972 году. Молодой человек заработал деньги на дискотеках, исполняя на гитаре песни из репертуара «Битлз». Инструменту 200 с лишним лет и он изготовлен итальянским мастером Паоло Тасторе в 1758 году.
  • Самый многочисленный ансамбль альтистов состоял из 321 исполнителей и был собран португальской Ассоциацией альтистов в концертном зале «Suggia» в Порту, Португалия, 19 марта 2011г.
  • Альтисты — самые популярные персонажи оркестровых анекдотов и шуток.

Популярные произведения для альта:

Конструкция альта

Внешне альт очень похож скрипку , отличие лишь в том, что он по размеру немного больше скрипки.

Альт состоит из таких же деталей, что и скрипка: две деки — верхняя и нижняя, обечайки, гриф, ус, подставка, подгрифник, душка и другие – всего в общей сложности 70 элементов. В верхней деке такие же звуковые отверстия как у скрипки, их обычно называют «эфы». Для изготовления альта используются только лучшие образцы хорошо выдержанного дерева, которые покрываются лаком, изготовленным мастерами по своим уникальным рецептам.

Длина корпуса альта варьируется от 350 до 430 мм. Длина смычка — 74 см и он немного тяжелее скрипичного.

Альт имеет четыре струны, которые настраиваются на квинту ниже, чем струны скрипки.

Размеры альта не соответствуют его строю, для этого оптимальная длина корпуса инструмента должна быть не менее 540 мм, а на самом деле только 430 мм и то самого большого. Другими словами альт слишком мал по отношению к его настройке — это и является причиной его величественного тембра и отличительного звука.

У альта нет такого понятия, как «полный», размер его может варьироваться от «просто больше, чем скрипка» до массивных альтов. Стоит заметить, чем больше альт, тем звук его более насыщенный. Однако музыкант выбирает тот инструмент, на котором ему удобно играть, все зависит от комплекции исполнителя, длины его рук и размера кисти.

Сегодня альт становится все более признанным инструментом. Производители продолжают экспериментировать с различными формами, чтобы максимизировать его уникальные звуковые качества и создавать новые. Например электрический альт не имеет акустического корпуса, так как нет необходимости, ведь звук появляется с помощью усилителей и микрофонов.

Применение и репертуар

Альт в основном используется в симфоническом оркестре и, как правило, в его состав входит от 6 до 10 инструментов. Ранее альт очень несправедливо называли «Золушкой» оркестра, ведь несмотря на то, что этот инструмент имеет богатый тембр и изысканный звук, он не получил большого признания.

Тембр альта прекрасно сочетается со звуком других инструментов, таких как скрипка, виолончель , арфа, гобой , валторна – все они входят в состав камерного оркестра. Также необходимо заметить, что альт занимает важное место в струнном квартете, вместе с двумя скрипками и виолончелью.

Несмотря на то, что альт в основном используется в ансамблевой и оркестровой музыке, он завоевывает популярность и как солирующий инструмент. Первыми, кто вывел инструмент на большую сцену, были английские альтисты Л. Тертис и У. Примроуз.

Также нельзя не отметить имена таких выдающихся исполнителей как Ю. Башмет, В. Бакалейников, С. Качарян, Т. Циммерман, М. Иванов, Ю. Крамаров, М. Рысанов, Ф. Дружинин, К. Кашкашьян, Д. Шебалин, У. Примроуз, Р. Баршай и другие.

Нотная библиотека для альта, по сравнению с другими инструментами, не очень велика, но в последнее время из под пера композиторов выходят для него все больше и больше сочинений. Вот небольшой перечень сольных произведений, которые были написаны специально для альта: концерты Б. Бартока , П. Хиндемита, У. Уолтона, Э. Денисова, А. Шнитке , Д. Мийо, Э. Кройца, К. Пендерецкого; сонаты М. Глинки , Д. Шостаковича, И. Брамса, Н. Рославца, Р. Шумана, А. Хованесса, И. Дэвида, Б. Циммермана, Х. Хенца.

Приемы игры на альте

А вы знаете каких усилий требует игра на альте? Его большой корпус плюс длина грифа требуют от музыканта немалую силу и ловкость, ведь исполнение на этом инструменте сложно даже физически. Из-за больших размеров альта техника игры, по сравнению со скрипкой, несколько ограничена. Позиции на грифе располагаются дальше, что требует большой растяжки пальцев левой руки у исполнителя.

Основным приемом звукоизвлечения на альте является «арко»- перемещение смычка по струнам. Пиццикато, коль леньо, мартле, деташе, легато, стаккато, спиккато, тремоло, портаменто, рикошет, флажолеты, использование сурдины и другие приемы, которые используют скрипачи, подвластны и альтистам, но требуют от музыканта определенного мастерства. Следует обратить внимание еще на один факт: у альтистов, для удобства написания и чтения нот есть свой ключ – альтовый, тем не менее они должны уметь читать ноты и в скрипичном ключе. Это вызывает некоторые сложности и неудобства при игре с листа.

Обучение на альте в детском возрасте невозможно, так как инструмент имеет большие размеры. На нем начинают заниматься в последних классах музыкальной школы или на первом курсе музыкального училища.

История альта

История альта и так называемой скрипичной семьи тесно связаны. В прошлом классической музыки альт, хоть им и пренебрегали во многих аспектах, играл довольно важную роль.

Из старинных рукописей эпохи средневековья мы узнаем, что родиной струнно-смычковых инструментов была Индия. Инструменты путешествовали с торговыми людьми по многим странам мира, сначала попали к персам, арабам, народам Северной Африки и затем в восьмом веке в Европу.

Скрипичная семья альта появилась и начала развиваться приблизительно в 1500 годах в Италии от предыдущих смычковых инструментов. Форма альта, как это сегодня говорят, не была изобретена, она стала результатом эволюции предшествующих инструментов и экспериментов разных мастеров по достижению идеальной модели.

Некоторые утверждают, что альт предшествовал скрипке. Веский довод, поддерживающих эту теорию, содержится в названии инструмента. Сначала violа, затем viol+ino — маленький альт, альт сопрано, viol+onе — большой альт, басовый альт, viol+on +cello (меньший, чем violone)- меньший басовый альт. Это логично, Так или иначе, но первыми кто сделал скрипичные инструменты были итальянские мастера из Кремоны — Андреа Амати и Гаспаро да Соло, а довели их до совершенства, именно с существующей ныне формой, Антонио Страдивари и Андреа Гварнери. Инструменты этих мастеров сохранились до наших дней и продолжают восхищать слушателей своим звуком. Конструкция альта существенно не изменилась со времен появления, поэтому привычный нам внешний вид инструмента такой же как несколько веков назад.

Итальянские мастера изготавливали крупные альты, которые звучали восхитительно. Но случился парадокс: музыканты отказывались от больших альтов и выбирали себе инструменты меньших размеров — на них удобнее было играть. Мастера, исполняя заказы исполнителей, стали делать альты, которые были по размеру чуть больше скрипки и уступали по красоте звука прежним инструментам.

Альт — удивительный инструмент. За годы своего существования он все же смог превратиться из никому не заметной «оркестровой Золушки» в принцессу и подняться на один уровень с «королевой сцены» — скрипкой. Именитые альтисты, сломав все стереотипы, доказали всему миру насколько прекрасен и популярен этот инструмент, а начало этому положил композитор К. Глюк , поручив именно альту главную мелодию в опере «Альцеста».

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

Альт

Источник

Самая низкая нота у альта

Об этом музыкальном инструменте французский композитор Альбер Лавиньяк сказал, что он всегда готов прийти на помощь оркестру, но никогда не привлекает внимание к себе. Визуально альт легко спутать со скрипкой, но разница становится ощутима, как только он начинает звучать. Этот струнный смычковый музыкальный инструмент имеет благородный бархатный тембр, а предпочтение ему отдавали самые знаменитые музыканты мира.

Что такое альт

Смычковый струнный, относящийся к скрипичной группе инструментов, альт значительно крупнее скрипки. Но техника игры сходная. Поэтому детей не учат игре на этом инструменте. К нему приходят уже в юношеском или взрослом возрасте с навыками игры на меньшем представителе струнных, способностью к хорошей вибрации.

Чаще всего на альте играют люди с крупным телосложением и с крупными кистями рук. Наиболее востребованная сфера применения – струнные, камерные и симфонические оркестры.

Устройство инструмента

Альт и скрипка, действительно, похожи. Конструкция имеет верхнюю и нижнюю деку, гриф, струны и «эфы», как у младшего «собрата». Смычок альта тяжелее, его длина 74 сантиметра. Корпус по форме похож на скрипичный, но его размер варьируется от 35 до 43 сантиметров. У массивных альтов звучание интенсивное, насыщенное. Четыре струны изготавливаются из стали или из жил, как несколько веков назад, покрывают металлической оплеткой.

Инструмент выполнен из ценных пород дерева, чаще всего из клена. От повреждений поверхность защищает маслянистый лак. Лицевая часть или верхняя дека изготавливается из еловых пород, на ней делается вырез в виде буквы «f». Из них выходит звук, который извлекается при помощи смычка. Музыкант им водит по струнам, зажимая их пальцами.

Отличие от скрипки, виолончели, контрабаса

Все четыре инструмента относятся к одной группе струнных скрипичных. Главное их отличие друг от друга – звучание. От скрипки альт отличается только размерами. Конструкция один в один, но звук у нее более мощный, яркий, пронзительный.

Виолончель тоже отличается от альта размером, он крупнее. На нижней части деки есть шпиль, который музыкант упирает в пол во время игры. Без этого инструмента не обходится ни один струнный оркестр.

Контрабас самый большой представитель «семейства» струнных смычковых. Его высота около двух метров. Его звучание еще более низкое, а в современных моделях может быть добавлена пятая струна, которая позволяет извлекать пониженные до контроктавы звуки.

История альта

В XVI веке большой популярностью пользовались виолы – инструменты, чем-то напоминающие современный альт. Над совершенством формы последнего трудился знаменитый Страдивари, его гению принадлежат лучшие образцы. Музыканты несправедливо пренебрегали использованием новинки, предпочитая виолы. Они тогда переживали период расцвета.

В течение двух веков альт завоевывал мир, конкурируя с предшественником. Итальянские мастера, популяризируя свой инструмент, смогли доказать музыкальному сообществу, что резонансный насыщенный звук и диапазон придает общей оркестровой картине ноты, которые нельзя извлечь из других инструментов. При помощи них в мелодиях можно ярче передать грусть, мольбу, скорбь.

Старинные образцы инструмента не только хранятся в музеях, они активно используются ведущими музыкантами мира.

Звучание альта

Особенность звучания альта заключается в строе, который не соответствует размеру. В соответствие со стандартами, корпус инструмента должен быть больше на 10 см. Из-за такого несоответствия он звучит в более низком регистре. Диапазон альта менее подвижен, чем у других струнных смычковых представителей. В оркестре его используют для воспроизведения нейтральных и средних частот.

Строй инструмента на квинту ниже скрипичного, от виолончельного он выше на целую октаву. Звучание струн соответствует четырем нотам: «до», «соль», «ре», «ля». Из-за ограниченности диапазона (от «до» малой октавы до «ре» третьей октавы) альт редко используют соло. Он всегда стоял обособленно в оркестре, считался второстепенным, уступая место виолончели и скрипке.

В последнее время современные композиторы больше уделяют ему внимания, расширяя нотную библиотеку не только эпизодными вступлениями альта, но и сольными произведениями.

Интересные факты

В 70-е годы прошлого столетия знаменитый музыкант Юрий Башмет купил альт, изготовленный в середине XVIII века Паоло Тасторе в Италии. Чтобы приобрести уникальный шедевр, ему пришлось играть на дискотеках.

Есть и другие интересные факты, связанные с этим инструментом:

  • Так же, как когда-то в мире классической музыки не относились серьезно к новому инвентарю музыкантов, также сегодня альтисты являются частыми героями анекдотов.
  • Начиная с середины прошлого века, некоторые европейские и американские рок-группы проявляют интерес к альтовым аранжировкам.
  • Интересно, что стоимость скрипок итальянских мастеров дешевле, чем цена на более крупного «собрата» тех же производителей.
  • В 2011 году в Португалии собрался самый масштабный ансамбль альтистов из 321 человека.
  • Во Франции чудесным образом сохранился один из первых экземпляров, который был выполнен в числе других инструментов по приказу короля Карла IX. Остальные шедевры были уничтожены в ходе Французской революции.
  • Секреты изготовления шедевров до сих пор бережно хранятся лучшими европейскими мастерскими. Несмотря на существующие стандарты, каждый производитель бережет свой профессиональный подход к делу.

Самые великие композиторы в разные времена виртуозно владели альтом. П.И. Чайковский и Д.Д. Шостакович выделяли в своих знаменитых произведениях для него важные партии. Сегодня родоначальник скрипичного семейства продолжает свое шествие по истории музыки. Россияне могут гордиться тем, что лучшим альтистом современности признан Юрий Башмет, который переиграл более 200 произведений, а на своих концертах выступает с шедевром, который когда-то держал в своих руках В.А. Моцарт.

Источник

Читайте также:  Astronomia coffin dance song ноты
Оцените статью