Звук, ноты, нотный стан, ключ.
Музыкальный звук
Все звуки в природе разделяют на музыкальные и шумовые.
Музыкальные звуки, в отличие от шумовых, имеют строго заданные характеристики. Это высота, длительность, громкость, тембр.
Одной из главных характеристик музыкального звука является его высота.
С физической точки зрения высота — это частота колебаний звуковой волны. Чем частота колебания выше, тем звук тоньше, прозрачней — высокий звук. Чем частота ниже, тем звук толще, басистей — низкий звук.
Высота звука — величина относительная. Из двух разных звуков один всегда будет выше или ниже другого.
Ноты, октавы
Нота — это графическое изображение музыкального звука. Обозначается овалом. А высота звука обозначается высотой ноты по вертикали. Внизу низкие ноты, вверху — высокие.
Музыкальных звуков много, но для их обозначения существует всего семь нот:
До Ре Ми Фа Соль Ля Си
На этих нотах основана традиционная музыкальная система.
Эти семь нот циклически повторяются на разной высоте. То есть, после Си опять идет До: До Ре Ми Фа Соль Ля Си До Ре Ми Фа Соль Ля Си До Ре Ми . и так далее.
Если выстроить все музыкальные звуки в лесенку от низких к высоким, то получится такая картина:
Такой ряд нот-звуков называется музыкальным звукорядом .
Как мы видим, нот с одинаковыми названиями много. Чтобы было понятно о какой ноте До, к примеру, идет речь, весь звукоряд разбит на зоны. Такая зона называется октавой .
Одна октава состоит из всех семи не повторяющихся нот. У каждой октавы есть свое название. Вот они, в порядке от самой нижней к самой верхней:
Когда нужно точно назвать высоту ноты, то говорят: ля первой октавы, си малой, соль третьей, итд.
Нотный стан, ключ
Ноты записываются на нотном стане, который представляет собой пять горизонтальных линеек. Ноты могут записываться на линиях и между линий, а также на добавочных линиях сверху и снизу.
Пять основных линий нотного стана считаются снизу вверх. Добавочные линии считаются по направлению от нотного стана. То есть, верхние добавочные снизу вверх, а нижние добавочные сверху вниз.
Внимание! Линии нотного стана это не гитарные струны! Не надо проводить такой аналогии.
Но все существующие ноты явно не поместятся на нотном стане, даже с учетом добавочных линеек! Верно, все ноты не поместятся, но это и не нужно.
Очень немногие музыкальные инструменты могут играть всеми звуками от самых низких до самых высоких. К таким инструментам относятся прежде всего фортепиано, орган и некоторые другие. Для этих инструментов музыка записывается сразу на двух нотных станах, у них широкий диапазон.
Диапазон музыкального инструмента — это количество нот, которое он в состоянии сыграть. Обозначается двумя крайними нотами инструмента. Самой низкой и самой высокой.
Как мы уже выяснили, фортепиано имеет широкий диапазон, который включает все музыкальные звуки. А вот большинство инструментов имеет диапазон гораздо уже, который охватывает только некоторую часть всего музыкального звукоряда.
- Если инструмент играет низкими звуками, например контрабас, то говорят что это инструмент низкого регистра. Он не может извлекать высокие звуки, как флейта или скрипка.
- К инструментам среднего регистра относится гитара. Гитаре доступна вся середина звукоряда, но самые низкие и самые высокие выходят за пределы её диапазона.
- А вот скрипка или флейта, к примеру, относится к инструментам высокого регистра. Они отлично играют высокие звуки. А низкие и нижняя часть средних им недоступны.
Но возвратимся к нотному стану. Как было сказано выше, все ноты звукоряда на нем не поместятся, а поместится только часть.
Какая часть звукоряда находится на нотном стане показывает ключ, который всегда пишется в начале нотной строки.
Ключ закрепляет за конкретной линейкой конкретную ноту. И в зависимости от этого все остальные ноты занимают свои места на нотном стане. Ключи бывают разными для инструментов разного регистра, но самые распространенные это Ключ Соль (скрипичный) и Ключ Фа (басовый).
- Ключ Соль
показывает нам на какой линейке нотоносца находится нота соль первой октавы. Показывает он нам это своим завитком, который охватывает вторую линейку. Ключ соль на второй линейке чаще всего называют скрипичным ключом .
Ключ Фа
закрепляет за линейкой ноту Фа малой октавы. Ключ фа на четвертой линейке называют басовым ключом .
На теме ключей я хочу остановиться чуть более подробно чем это обычно делается.
Теоретически, ключ может находиться на разной высоте. Например ключ соль размещенный на первой линейке, закрепит за первой линейкой ноту соль первой октавы. В результате расположение нот на нотном стане будет отличаться от расположения в скрипичном ключе (ключ соль на второй линейке). Кстати, ключ соль на первой линейке называется уже не скрипичным, а старофранцузским . Но для гитаристов это уже относится к чистой теории, пишу это для более полного понимания темы ключей.
Расположение нот на нотном стане зависит от ключа!
Музыка для гитары записывается только в скрипичном ключе. А ноты для контрабаса, к примеру, в басовом. Для разных инструментов удобны разные ключи, это наглядно изображено на картинках ниже:
Обратите внимание, так как контрабас играет в более низком регистре, на его нотном стане располагается другая (более низкая) часть звукоряда чем у гитары. Гитара же, играет в среднем регистре, и на её нотном стане удобно помещается средняя часть звукоряда. Скрипка, флейта, и другие высокие инструменты охватывают более высокую часть звукоряда, и там могут использоваться другие ключи.
А какие именно ноты, и на каких линейках нотного стана они будут находиться как раз и определяет ключ. Он определяет абсолютную высоту системы записи.
И в заключении всей темы, давайте ещё раз внимательно посмотрим на диапазон гитары. Это те ноты, с которыми мы будем работать. Не пугайтесь, что их так много, они легко запоминаются в процессе обучения.
Источник
Что такое ноты? Тон. Полутон. Октава
Конечно Вы слышали, что музыкальные звуки бывают высокими и низкими. Высокие звуки, например, издают поющие соловьи и желтые канарейки. А низкий? Зашли Вы ко льву в гости. в клетку, а он поприветствовал вкусный завтрак дружеским рычанием. Вот это и есть низкий звук. Вот Меладзе, Владимир Пресняков , Витас и Принц поют высокими голосами, а Шаляпин, Кай Метов, Круг — низкий (бас).
Всю нотную грамоту музыканты придумали для того, чтобы их произведения не канули в лету, и эту музыку могли исполнить другие музыканты. Поэтому звуки по высоте были поделены на ноты. Но Вы, конечно же, понимаете, высот так много, что и слов не хватит, а еще и запомнить это, то лучше не надо никаких нот. Но музыканты народ упорный. Где-то в серединке между самым высоким и самым низким звуком они выделили двенадцать нот, о семи из которых (До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля и Си) Вы наверняка когда-нибудь слышали, чтобы послушать как они звучат, послушайте этот файл gammaCmaj.mid. Названы ноты в порядке возрастания по высоте. До — самая низкая нота из этого наборчика.
Кроме этого есть еще диезы (#) и бемоли (b). Это — так называемые знаки альтерации. Вот если говорят, Ре-диез (Ре#), то эта нота чуть выше Ре, но ниже, чем Ми. А нота Ре-бемоль (Реb) — чуть ниже, чем Ре, но выше До. До# — это тоже самое, что и Реb.
Все ноты имеют свои диезы и бемоли. Есть два исключения:
- До-бемоль — это то же самое, что и Си, соответственно Си-диез = До;
- Фа-бемоль — равен Ми, и, естественно, Ми-диез = Фа.
Вот посмотрите, как это выглядит на фортепианной клавиатуре:
До # | Ре # | Фа # | Cо ль # | Ля # | До # |
До | Ре | Ми | Фа | Соль | Ля | Си | До2 | Ре2 |
Полутон — это расстояние между соседними клавишами (Ми — Ми-бемоль, Ми-Фа ).
А расстояние в два полутона составляют тон. На гитаре — тоже самое. Расстояние между двумя соседними ладами — это полутон.
Но вспомните, остался еще почти весь звуковой диапазон, как вниз, так и вверх. Так вот и все остальное пространство было заполнено тоже полутонами. После До внизу оказалась опять нота Си, потом Ля-диез, Ля, и так далее. В общем, названия нот периодически (через 12 полутонов) повторяются.
Итак мы узнали об основе музыкальных интервалов — полутонах. А теперь о самих интервалах:
Прима — 0 полутонов.
Секунда малая — полутон. Секунда большая — 2 полутона (или 1 тон).
Терция малая — 3 полутона или (полтора тона). Терция большая — 4 полутона (два тона).
Кварта — 5 полутонов (2 1/2 тона).
Уменьшенная квинта (тоже самое, что и увеличенная кварта) — 6 полутонов.
Квинта — 7 полутнов.
Секста малая — 8 полутонов. Секста большая — 9 полутонов.
Септима малая — 10 полутонов. Септима большая — 11 полутонов.
Октава — нотное расстояние в 12 полутонов (например между До и следующим До).
Чтобы не запутаться в бесконечной череде октав, их пронумеровали. Классически первой считается октава, находящаяся посреди фортепианной (в 7 октав) клавиатуры. Но в электронной музыке, для упрощения понимания всего этого дела машиной, эта октава является пятой. Ноты обозначаются, как До5 (До пятой октавы), Ре#3 (Ре-диез третьей октавы). Чем ниже номер октавы, тем ниже звук. Минимальный номер октавы в электронной музыке — 0, а каждая нота имеет свой порядковый номер. У До нулевой октавы он равен 0. До#0 =1, Ре0=2 и так далее. Если номер одной ноты на 1 больше другой, то значит — первая нота выше на полтона. А если на 2, то — на тон.
Напоследок стоит отметить, что у музыкантов, а следовательно и во всех музыкальных программах, ноты принято обозначать латинскими буквами До — С, До#1 — (С#1). Смотрите на рисунок.
C#1 |
До
#
Ре
#
Фа
#
Cоль
#
Ля
#
C1
D1
E1
F1
G1
A1
H1
C2
D2
Недавно появился новый метод записи нот на основе хроморяда Белецкого . Вкратце, суть его в том, что черные ноты фортепианной клавиатуры (диезы/ бемоли) приобретают каждая свое уникальное имя (Ту, Мо, Зу, Ло, Цу). Смотрите на рисунок.
Ту |
До
#
Ре
#
Фа
#
Cоль
#
Ля
#
C1
D1
E1
F1
G1
A1
H1
C2
D2
Это облегчает их мысленное произношение, когда Вы наигрываете мелодию. А то на выговаривание словечка ДО-ДИЕЗ уходит куча времени. Более подробно об этом читайте здесь.
Источник