Самая низкая струна скрипки какая нота

Всё о струнах для скрипки: материал, названия, особенности звучания

Чтобы научиться играть на музыкальном инструменте, необходимо начать с изучения азов. Это поможет не только в выборе и покупке подходящего варианта, но и его дальнейшем освоении. Сколько струн у скрипки, какое у них название, а главное, из какого материала выполнен этот важнейший аксессуар – это необходимо знать, начиная знакомство с инструментом.

Выбор материала

Изначально струны создавались из овечьих жил, на смену которым пришли шелковые нити – они требовали бережного отношения, но зато обеспечивали мягкое и нежное звучание. Современные музыканты используют более практичные решения. И прежде чем разобраться в том, как называются струны скрипки, необходимо изучить, из каких материалов они создаются:

  • Стальные – прочные, долговечные, обеспечивающие яркое, насыщенное звучание.
  • Синтетические – оптимальная альтернатива жильным вариантам, которую отличают улучшенные эксплуатационные характеристики.

Металл – самый распространенный вариант. Его смогут по достоинству оценить и новички, и профессионалы, тем более что даже всемирно известный Леонид Коган выбрал для себя именно металлические струны для скрипки. Но в любом случае, каждый музыкант подбирает аксессуары под себя и собственный стиль игры, а многие и вовсе сочетают струны из различных материалов, наслаждаясь уникальным и неповторимым звучанием.

Как называются струны?

Оценив преимущества каждого из материалов, можно приступать к обучению. Но для этого важно изучить, сколько струн у скрипки и какими особенностями они обладают. Всего у инструмента 4 струны, каждая из них имеет название и определенную толщину:

  • Первая – тончайшая, Ми второй октавы (E);
  • Вторая – средней толщины, Ля первой октавы (A);
  • Третья – по толщине практически идентична второй, Ре первой октавы (D);
  • Четвертая – самая толстая, Соль малой октавы (G).
Читайте также:  You are beautiful под гитару

У каждой струны особенный тембр, они параллельно натянуты на грифе. Как и с выбором материалов, в этом вопросе возможны определенные нюансы, например, известно даже перекрестное натяжение. Но на подобные эксперименты решаются только истинные виртуозы, а новичкам стоит отдать предпочтение классическому варианту. Зная, как называются струны скрипки, и какое звучание дарит каждое из них, можно приступать к обучению, чтобы освоить все тонкости игры на этом волшебном инструменте.

Источник

Скордатура

Как все знают, обычно на скрипке всего четыре струны — Соль (G), Ре (D), Ля (A) и Ми (E). А это значит, что любая мелодия, даже самая прекрасная, должна вписываться в возможности скрипки. Мы не можем играть ниже, чем позволяет наша открытая струна Соль, или выше, чем самые высокие ноты на струне Ми.

Скрипачи-изобретатели, решившие подарить скрипке совсем уж невероятные возможности, еще давным-давно придумали хитрый прием — так называемую скордатуру. Это когда скрипач перестраивает одну или несколько струн. Так вместо, например, Соль получается еще более низкая струна — Фа. И возможностей играть на баске становится еще больше. И т.д.

В те старинные эпохи, когда все человечество играло еще на барочных скрипках, скордатура помогала изменить на время звучание инструмента — перестроенная скрипка звучала по-другому, более ярко.

«Звук таких скрипок был более слабым, чем теперь, при измененных шейке, пружине и подставке [речь о барочных скрипках — «с более короткой шейкой и утолщенной подставкой, что обуславливало гораздо меньший нажим струн на деку, чем на современных скрипках» — А.Б.], но более своеобразным из-за сильного резонирования верхних обертонов. Скордатура на таких скрипках приобретала совершенно иной характер, обеспечивая яркость звучности на открытых струнах определенного звукоряда и более сильного резонирования необходимых обертонов. На современных скрипках этот эффект совершенно теряется». (История скрипичного искусства. Л.Гинзбург, В.Григорьев. Вып.1)

(См. также: норвежская народная скрипка хардингфеле)

Подробнее — в статье про скордатуру из Муз. энциклопедии:

/ статья из Музыкальной энциклопедии /

СКОРДАТУРА (итал. scordatura, от scordare — расстраивать муз. инструмент, в противоположность accordare — настраивать; нем. Verstimmung, Umstimmung) — временная перестройка струнных муз. инструментов (настройка их струн, отличающаяся от обычной). С. позволяет исполнять нек-рые двойные ноты, аккорды и натуральные флажолеты, неисполнимые при обычном строе, и облегчает исполнение других. С. применяется и для расширения диапазона инструмента, а также для изменения его тембра и силы звучания. Перестройке может подвергаться одна или несколько струн. С. может выдерживаться на протяжении всего произв. (в этом случае строй инструмента обозначается в начале пьесы в виде аккорда или буквенным способом) или использоваться в отд. его эпизодах. Различают С, при к-рой автор ограничивается указанием на строй инструмента (в этом случае требуется особое иск-во исполнителя), и С. транспонированную, когда автор записывает пьесу в транспонированном, в соответствии со строем инструмента виде.

Впервые С. была использована в нач. 16 в. на лютне (обычно понижение ниж. струн на тон; отсюда итал. «bordone descordato», «а corde avalee», «а corde revalee», нем. «Abzug»), затем — на гитаре и на виолах. Ранний образец С. содержится в пьесе Pavana alla ferrarese in scordatura из лютневой табулатуры Дж. С. Дальца (Венеция, 1508). Вид С. обычно определяется тональностью пьесы. Напр., строй гитары е, a, d1, g1, h1, е2 при исполнении пьесы в E-dur видоизменялся на е, h, е1, gis1, h1, е2. С. на виолах встречается в соч. С. Ганасси (1543). Нередко изменялся строй надгрифных и резонирующих струн виоль д’амур, к-рые обычно настраивались по ступеням D-dur и d-moll. Примеры С. встречаются в сочинениях для виоль д’амур А. Вивальди, А. Ариости, К. Стамица. В музыке для гитары С. применяли композиторы последующих столетий, напр. Ф. Таррега, М. де Фалья, X. Турина.

Особенное распространение С. получила в скрипичной музыке. Впервые в ней к этому приёму обратился Б. Марини в сонате ор. 8 № 2 (Sonata seconda per il Violino d’Inventione, 1626, строй g, d1, a1, c2), Г. И. Ф. Бибер использовал разл. виды С. (напр., строи а, е1, а1, e2 и g, g1, d1, d2) почти во всех скрипичных сонатах из сб. «15 Mysterien aus dem Leben Mariae (1675), в двух из восьми сонат др. сборника (1681) и в шести из семи ансамблевых сюит «Harmonia artificiosa-ariosa diversi mode accordatа» (1712). В 17 в.

к С. обращались также И. П. Вестхоф, И. Я. Вальтер, Т. Бальцар и др. Примеры С. 18 в.— у Вивальди (концерты ор. 9 № 6 — а, е1, а1, е2 и № 12 — h, d1, a1, d2), Дж. Тартини (а, е1, а1, е2), П. Нардини (Sonata enigmatica — с1, f1, а1, е2), А. Лолли (d, d1, а1, е2), а также у П. Каструччи, И. Г. Пизенделя и др. скрипачей. Интересна С. в Sonate notturne для скрипки с сопровождением альта Б. Кампаньоли, предписывающая настройку скрипки a, d1, fis1, cis 2 для имитации тембра виоль д’амур. В менуэте (F-dur) из симфонии Й. Гайдна № 67 ниж. струна вто¬рых скрипок опускается на тон.

В 19 в. скрипичные С. встречаются в произв. Н. Паганини, Й. Славика, Г. В. Эрнста, П. М. Ф. Байо, Ж. Ф. Мазаса, Ш. Берио, Ф. Ю. Прюма и др. Л. Шпор использует С. в пьесах для скрипки и арфы. Особого эффекта достигает с помощью скордатуры Байо в одном из своих этюдов из «L’art du violon» (1834), когда во время игры поворотом колка настройка струны g понижается по полутонам до d. Перестройка струны е2 на es2 предписывается К. Сен-Сансом в партии солирующей скрипки в его симфонической поэме «Пляска смерти».

В 20 в. перестройку скрипичной струны g на f применил Э. Изаи в «Элегической поэме». В финале «Контрастов» Бартока скрипка настраивается на gis, dl, a1, es2 (два тритона). В «Болгарской рапсодии» Владигерова скрипач во время игры постепенно понижает настройку ниж. струны с g на f, затем на е и снова повышает её (через fis) до g. В скрипичной транскрип-

ции Й. Сигети виолончельной пьесы «Песнь странствующего рыцаря» Гнесина настройка ниж. струны понижается на полтона. Тот же вид С.— в симф. поэме «Жизнь героя» Р. Штрауса. К редкому виду скрипичной С. (перестройка верх. струны на тон вниз) прибегает в сюите «Жар-птица» И. Ф. Стравинский, что даёт возможность первой скрипке исполнить глиссандо красочный пассаж, состоящий из натуральных флажолетов в D-dur.

Скрипичная С. применяется и в произв. сов. композиторов, напр. в пьесе для двух скрипок «Moz-Art» Шнитке (во время игры настройка струны g 2-й скрипки поступенно понижается до des; при этом на звуке es поворотами колка исполняется трель), в финале скрипичной сонаты С. М. Слонимского (струна g пере¬страивается на fis) и в финале («Пляска с бубном») его же «Экзотической сюиты» для двух скрипок, двух электрогитар, саксофона и ударных (настройка струны g 2-й скрипки понижается до е).

Лишь условно можно назвать С. повышение настройки всех струн скрипки на полтона или на тон для достижения большей яркости и силы звучания в то время, когда камертон был значительно ниже современного, а струны жильными. Такую перестройку мы встречаем в 1-м концерте Н. Паганини. То же относится и к перестройке струны g на b в вариациях на одной струне Паганини на тему из оперы «Моисей» Россини и к повышению струны g на h в вариациях (также на одной струне) Славика на тему из оперы «Пират» Беллини. На тон повышает настройку всех струн солирующей скрипки Г. Малер в скерцо 4-й симфонии.

Перестройку альта на полтона вверх ради увеличения интенсивности звучания применяет В. А. Моцарт в Концертной симфонии для скрипки и альта с оркестром (K.-V. 364). В партии солирующего альта из симф. поэмы «Дон Кихот» Р. Штрауса (в 3-й вариации) настройка ниж. струны альта понижается на полтона. Тот же приём использует Ф. С. Дружинин в альтовой транскрипции фп. пьесы «Вечер в горах» Грига.

Классич. образец виолончельной С. содержится в 5-й сюите для виолончели соло И. С. Баха, где настройка струны а понижается на тон; при исполнении

соч. на виолончели с обычным строем приходится изменять нек-рые аккорды. Чаще всего встречается перестройка струны С. на полтона вниз, напр. в ноктюрне ор. 41 № 3 Давыдова, в Элегическом концерте Юрьяна, в последней из 6 пьес для струн. квартета и арфы Леденёва. В Andante cantabile из фп. квартета ор. 47 Шумана струна С перестраивается на тон вниз. Ниж. струна опускается на тон также в финале струн. квартета ор. 10 Хиндемита. Две ниж. струны перестраиваются на полтона вниз в сонате для виолончели соло Кодая. В пьесе для виолончели соло «Nomos

alpha» Ксенакиса настройка струны С. в трёх местах понижается на октаву, а в одном — на уменьшенную терцию.

С. на контрабасе применяется ради расширения диапазона инструмента путём понижения настройки ниж. струны, напр. в симфониях Бетховена (при игре на четырёхструнном контрабасе), в операх «Тристан и Изольда» и «Золото Рейна» Вагнера, в III части «Немецкого реквиема» Брамса, в 5-й симфонии и «Раймонде» Глазунова, 1-й симфонии Щедрина. Редкий случай понижения (на .полтона) настройки верхней струны солирующего контрабаса встречается в опере-балете «Млада» Римского-Корсакова. Не менее редкой является перестройка средних струн контрабаса во время исполнения IV (А на As) и XV (D на Е) прелюдий из 2-й симфонии Щедрина.

Лит.: Moser A., Die Violin-Scordatur, «AfMw», 1918/19, Jahrg. 1, S. 573 ff; Laurencie L. de la, L’ecole francaise de violon, de Lully a Viotti, t. 1—3, P., 1922—24; Lesser E., Zur Scordatura der Streichinstrumente, «Acta musicologica», 1932, v. 4, Ns 3—4; Russell Th., The violin scordatura, «MQ», 1938, v. 24, № 1. Л. С. Гинзбург.

/ Музыкальная энциклопедия, с. 54-57, т. 5, М., изд-во «Советская энциклопедия», 1981 /

Источник

Струны

Сначала самое азбучное: струн на скрипке 4, называются они (от самой толстой струны к самой тонкой, слева направо, если вы положили скрипку на плечо) вот так: Соль (на упаковках струн и в специальной литературе часто используется латинское обозначение — G), Ре (=D), Ля (=A), Ми (E).
То же самое римскими цифрами: (Соль) — IV, затем III, II, I (Ми).
Натягиваются они на грифе параллельно и настроены каждая, соответственно, на Соль малой октавы, Ре первой октавы, Ля первой октавы и Ми второй октавы. (Если не оговорено иное. Исключения позволяли себе в старые эпохи виртуозы, мастера особого звукового колорита, — Паганини и др., — которые для достижения специального эффекта звучания могли настроить струны выше или ниже нормы и даже натянуть их не параллельно, а крест-накрест, см. Скордатура).
Струны для скрипки должны быть специальные скрипичные. (Опять-таки если не оговорено иное. Паганини, судя по дошедшим до нас сведениям, экспериментировал с виолончельными струнами, получая с их помощью особые звуковые краски).

Один конец струны наворачивается на колок, другой — зацепляется за подгрифник или машинку на нем. С этого конца струны оканчиваются либо петлей (loop end), либо шариком (ball end).
Чаще всего ставят на скрипку так называемый «аккорд», то есть комплект струн (от Соль до Ми) одной и той же марки. «Продвинутые пользователи», желающие получить в звуке особые «краски», иногда комбинируют струны: ставят, к примеру, две нижние струны одной марки, две верхние – другой, или меняют «штатную» струну Ми на другую, более яркую по звучанию (см. далее — Золотая Ми).

На маленьких детских скрипках струны должны быть специальные (на упаковке в этом случае написан размер, который должен совпасть с размером скрипки).

От шёлка до металла и синтетики — вот путь, который прошли скрипичные струны за несколько столетий (и, вероятно, сам скрипичный звук, поскольку он самым тесным образом связан со струнами).

Когда-то скрипачи играли нежно, бережно, ласково, на крайне недолговечных, зато деликатнейших шелковых струнах. Это было очень деликатное дело — игра на скрипке.

Еще играли на струнах «жильных» (кишечных), которые давали теплый, густой тембр и тоже требовали бережного обращения.

Потом появились большие залы, игра на скрипке стала более агрессивной, а профессиональное исполнительство стало напоминать спорт больших достижений, поэтому скрипачам понадобились яркие, неубиваемые стальные струны.

В конце концов человечество решило «синтезировать» те качества, которые были у «жильных» и металлических струн (маслянистое звучание + некапризность). Появились струны синтетические, из нейлона, перлона и др.

Сегодня струны продаются самые разные (разве что шелковые вы вряд ли легко найдете), потому что в музыке больше нет одного-единственного пути. Современные фирмы выпускают комплекты скрипичных струн из разных материалов — «жильные», металлические (причем металлы могут быть разные: хром, серебро, вольфрам, золото…), синтетические. Они подходят к разным скрипкам, разным скрипачам (разных темпераментов, уровней мастерства, физических данных..), разным ситуациям и разным видам музыки.

Все настолько индивидуально, что наилучший способ — пробовать.

Голубые, красные, золотые…
Скрипичные струны на любой вкус и цвет

От струн очень сильно зависит и окраска звучания, и «почерк» исполнителя: то сочетание жесткости и мягкости линий при озвучивании музыкальной фразы, как при написании какой-нибудь обычной фразы от руки.

Представьте себе, что вы пишете одно и то же предложение сначала простым карандашом, потом шариковой ручкой, потом перьевой, а потом каким-нибудь роллером или фломастером. У вас будут совершенно разные ощущения при письме, и результат будет выглядеть по-разному, хотя написано, вроде бы, одно и то же.

Примерно так же отличается звучание одной и той же музыкальной фразы, сыгранной на одной и той же скрипке, руками одного и того же исполнителя, но на разных струнах.

Важно понимать: то, какого типа струны предпочитает скрипач, не говорит об уровне его игры. Если вдруг какой-нибудь яростный фанат жильных струн начнет яростно нападать на всех обладателей стальных струн, называя их плохими скрипачами (к примеру), а их скрипки – дровами, не нужно его слушать. Это всего лишь снобизм или… смешное недоразумение. (Как у Свифта — война между лилипутами, которые никак не могли решить принципиальный вопрос: с какого же конца разбивать вареное яйцо?) Красноречивый пример: выдающийся скрипач Леонид Коган играл как раз на стальных струнах. Про войну фанатов жильных, синтетических и стальных струн будет сказано далее.

Но это ещё далеко не все отличия в звучании струн. Это только начало.

Алюминий, хром, золото, серебро звучат по-разному, хотя всё это – металлы. То же с синтетикой — нейлоном, перлоном и т.д. Отсюда – от разнообразия материалов внутри «семейств» струн – разнообразие звучаний.

Но и это еще не всё. Существует большое количество марок струн, выпускаемых разными фирмами. Каждая фирма стремится запатентовать свою собственную «волшебную формулу» струны. Что они там точно делают, большинству скрипачей неведомо, но факт заключается в том, что два комплекта струн разных марок (пусть даже в них использованы одни и те же или схожие материалы) будут звучать по-разному.

Кроме того, струны одной марки часто выпускаются в разных вариантах, разной степени натяжения (как правило, скрипачи покупают струны среднего натяжения – medium — но иногда нужно более слабое или сильное натяжение, это тоже влияет на звук).

Словом, вот такая получается богатая палитра.

Заметим, что всё это касается только классики. Струн, предназначенных для исполнения барочной музыки или фолка, мы даже касаться не будем – это отдельная история.

Итак, главное: во всех упомянутых случаях разными будут и ощущения при игре (струны под пальцами могут быть более мягкими или более жесткими, более тонкими или более толстыми, более или менее отзывчивыми…), и характер звука (матовый или блестящий, яркий или приглушенный, контрастный или весь выстроенный на полутонах и оттенках, светлый или темный, маслянистый или ясный/серебристый…. И даже с эффектом большей или меньшей глубины). Мы видим, что при описаниях часто в ход идут живописные аналогии – и правильно, речь же о краске звука! — но, конечно, слов здесь недостаточно, единственный способ узнать, что за зверь та или иная струна – поставить ее на собственную скрипку и поиграть на ней пару дней, недель, месяцев…

Взаимодействие той или иной марки струн с конкретно взятой скрипкой (и скрипачом), а также смычком, волосом, канифолью и прочими факторами, влияющими на звук, никогда полностью не спрогнозируешь, всегда получается некая уникальная комбинация.

Кстати. Раньше не было такого количества видов струн, а разнообразие красок у скрипачей все равно было хоть куда, и даже больше, чем сейчас. Возможно, отсутствие такого количества видов струн подстегивало музыкантов к самостоятельному поиску новых красок, вместо того чтобы пользоваться готовой «палитрой» («предустановками», заданными производителями).

Из чего делают струны

Струна состоит из основы (именно она в струне – металлическая или синтетическая) и обмотки (это тончайшая металлическая нить, обвивающая основу струны). Есть еще навивка (делается поверх металлической обмотки, шёлковыми разноцветными нитями, у колков и у подгрифника. У каждого вида струн свой цвет навивки, по которому можно их узнать, см. «цветовой индекс струн» здесь и здесь).

Струна Ми, как правило, металлическая, даже если весь аккорд синтетический (металл звучит ярче, а для Ми это очень актуально). Эта струна может быть и с обмоткой, и без нее.

Материалы, из которых делают струны

Металлы: сталь, хром, хромсталь, алюминий, серебро, стерлинговое серебро, золото (позолота), углеродистая сталь, вольфрам…

Синтетика: нейлон, перлон…

«Жила»: скрученная баранья кишка

Хорошие скрипичные струны делают вручную. Стоят они немало, особенно если сделаны из дорогих материалов (денег, потраченных на какой-нибудь хороший аккорд с золочеными струнами, «хватит на то, чтобы купить колечко», как однажды заметила одна моя знакомая).

Производители струн

Самые известные – Pirastro (старинная семейная немецкая фирма, которую основали итальянцы по фамилии Пирацци, некогда осевшие в Германии) и Thomastik-Infeld (австрийская компания, основанная в Вене в 1919 г. скрипичным мастером Францем Томастиком и строителем Отто Инфелдом, чей потомок Петер Инфелд и владеет сегодня компанией). Обе фирмы выпускают высококлассные струны, самые разные по материалам, тембрам и т.п. Есть и другие признанные производители струн: D’Addario (Kaplan), Larsen, Savarez, и др.

Известные марки струн

(Внимание! Ниже будут даны названия только нескольких марок струн, далеко не всех, что можно найти в магазинах. Упоминание именно этих струн – не рекомендация пользоваться именно ими. Всё нужно пробовать.

Я старалась поменьше использовать прилагательных, оценивающих окраску звука тех или иных струн. В том случае, если я все-таки упоминаю «маслянистое звучание» или что-то в этом роде, имейте в виду, что сказанное верно прежде всего для моей скрипки (я проводила тест-драйв большинства упомянутых струн пару месяцев назад), для моих собственных ушей и художественных пристрастий. (А пристрастия мои таковы, что я — по крайней мере сейчас — предпочитаю благородные металлы кишкам невинно убиенных баранов). На другой скрипке результат может быть иным. Также я старалась не допускать неточностей в наименовании металлов, но по причине отсутствия у меня геологического образования =) возможны мелкие погрешности. Раздел про струны продолжает уточняться и совершенствоваться).

«Голубой Томастик», или SuperFlexible /Thomastik /

Удобные для виртуозной игры, неубиваемые и долговечные струны, на которых при желании можно делать чудеса. Когда-то они были безумно популярны в нашей стране. В наше время распространяются слухи, что якобы эти струны слишком грубы для хороших скрипок и что якобы на них должны играть только оркестранты, у которых к тому же плохие скрипки. Не исключено, что источник слухов – конкурирующие производители, а еще точней – один конкретный конкурирующий производитель, на которого, впрочем, мы не будем показывать пальцем.

(Впрочем, суть вопроса уходит глубже: это война между металлическими и синтетическими или «жильными» струнами. Считается, что у металла относительно простой — по сравнению с синтетикой и тем более с «жилой» — звук. Но надо иметь в виду, что всё зависит от манеры игры. Мягкость, богатство, роскошную окраску, высокий класс звучания исполнитель «добирает» на металлических струнах пальцами, причем в этом случае получается даже еще более богатый, более индивидуальный звук, чем в случае с синтетическими или «жильными» струнами, которые задают собственную, «предустановленную» палитру, практически диктуют звучание и агогику исполнителю, с одной стороны, облегчая ему жизнь, с другой — иногда не давая как следует развернуться.

При этом, во-первых, металл ярче, и во-вторых, есть еще один важный момент: «жила» и синтетика тянутся, могут преподнести сюрприз даже во время исполнения, их приходится подстраивать. А металлические струны стабильны. Такие элементы виртуозной техники, как двойные флажолеты, например, — где нужна исключительная, стабильная чистота «базовых» квинт, — хороши именно на стальных струнах).

Разумеется, некоторым скрипкам эти струны действительно не подходят. Как бывает и с любыми другими.

Выпускаются в нескольких вариантах. Основа – стальной тросик (steel rope, дословно – «стальной канат»). Струна Соль – с обмоткой из вольфрама, серебра либо хрома, Ре – с обмоткой из хрома, Ля и Ми – из алюминия либо хрома.

Глубокие и яркие, звучат более маслянисто, чем Голубой Томастик (вполне естественно, потому что это синтетика).

Основа всех струн, кроме Ми, синтетическая. Соль – серебряная обмотка, Ре – алюминий (либо серебро), Ля — алюминий, Ми – стальная основа, алюминиевая обмотка (либо хромсталь).

У всех струн, кроме Ми, синтетическая основа (нейлон). Обмотка у струны Соль –стерлинговое серебро, Ре – серебро либо алюминий, Ля – алюминий, Ми – сталь с покрытием серебром, либо сталь и алюминий.

Не такие глубокие и яркие, как Голубой Томастик или Доминант, звучат помельче, но понежней и поделикатней и на звук, и под пальцами, что важно для некоторых скрипачей и некоторых скрипок. У струн Соль, Ре, Ля – стальная основа, обмотка – хромсталь. Ми – хромсталь без обмотки.

Evah Pirazzi /Pirastro /

Яркие концертные струны, появившиеся не так давно и сразу ставшие очень знаменитыми. Их хвалят очень многие, уверяя, что они подходят всем и всегда, но есть (и я своими глазами видела таких людей) и те, кому эти струны не подошли и не понравились. (На моем «тест-драйве» Эвы Пирацци даже не держала струна Соль). Что подтверждает старое правило: одного и то же для всех и всегда – не бывает, каждому человеку и каждой скрипке – своё.

Основа всех струн, кроме Ми, сделана из нового синтетического волокна (какого – фирма не уточняет). Соль и Ре – с обвивкой из стерлингового серебра, Ля – из алюминия, Ми – либо сталь с покрытием из серебра, либо позолоченная сталь.

Есть еще любопытные струны Wondertone Solo /Pirastro /

Тут две металлические струны и две синтетические, переход от синтетики к металлу более получается плавный.

Соль и Ре – синтетическая основа, обмотка из стерлингового серебра. Ля – стальная основа, алюминий; Ми – сталь, покрытая серебром

Очень знаменитые «жильные» струны, богатые по тембру, подходят для украшения страдивариусов и ублажения ушей эстетов, но капризны и недолговечны, как и положено «жиле». Опять-таки есть скрипачи, которым они не нравятся и не подходят.

Струна Ми позолочена.

Для того чтобы дополнительно «высветить» самую высокую струну Ми, заставить ее звучать еще ярче, иногда ставят струну не из комплекта, покупаемую отдельно. Часто это золотая струна Pirastro Gold.

Ссылки на разнообразные материалы, касающиеся струн:

1. Информация о разных струнах

3. Несколько простейших правил:

Звук старых струн становится тусклым, поэтому периодически их надо менять (срок службы зависит от вида струн и их использования). Новые струны надо ставить заблаговременно, не в день концерта, их надо еще «обыграть». Меняют струны на инструменте по одной, оставляя остальные под натяжением. Первые несколько часов после того, как вы натянули на скрипку новую струну, струна может «тянуться», ее, возможно, придется дополнительно подстраивать. После установки новых струн (дешевых, непроверенной марки) проверьте, «строят» ли они, не фальшивый ли аккорд. Возьмите квинты первым пальцем: ля-ми (струны Соль и Ре), ми-си (струны Ре и Ля), си-фа диез (струны Ля и Ми).

На «поведение» струн влияет погода, окружающая среда. Это касается не только жильных струн, но и металлических, поскольку металлы тоже вступают с окружающей средой в разнообразные тонкие химические реакции, см. об этом здесь

Как натянуть струны

На колке (примерно на середине его «ножки») должно находиться небольшое отверстие. В него вставляется тот конец струны, где нет ни петли, ни шарика. Оставив небольшой «хвостик», начать наматывать струну на колок: аккуратно, ровно, виток за витком, по направлению от центра наружу, к «шляпке» колка. Зацепить другой конец струны — там, где петля либо шарик — за подгрифник или машинку на нем. Удостовериться, что струна легла в «штатную» прорезь на подставке, затем натягивать до конца, до того момента, пока не зазвучит нужное Ре, Ля и пр. Колок нельзя сильно вдавливать в скрипку.

32 комментария для “Струны”

Спасибо за ёмкий обзор. Еще хотелось узнать какова роль струн в срыве на т.н. волчью ноту.

Посоветуйте…
У меня мастеровая скрипка, хочет звучать, уже звучит, но находится в процессе разыгрывания после очень длительного лежания на шкафу. Поставили струны Доминант, все бы неплохо, но звучит немного жестковато, управлять звуком тяжело. Попробовала поставить др. соль ( прям как продвинутый пользователь) сделала это чисто интуитивно, причем просто что было под рукой, какие-то ученические. И скрипка запела неземным тембром, вся озвучилась, переходов со струны на струны из тембра в тембр вообще не ощущается, играю 4 ч. Лало испанской симфонии. Теперь думаю, что же ставить на этот инструмент. Есть мысль поменять ми на более яркую ( Доминант в плане Ми говорят не очень, хотя уже лучше звучит, но чувствую можно еще взять по звуку). А соль поменять на что-то помягче, может жильную… Полностью перейти на жильные думаю все же не стоит, все же не италянцы мы и на метал не очень хочется.
При игре в большом звучном зале,звук был просто сногсшибающий, но был слышен сип, очень он меня расстроил, теперь думаю может это от синтетики все-таки, или налет неочищенной канифоли, или плохой волос… или все вместе? Стало обидно за скрипку, хочется ей помочь.
Хотя в классе и дома никакого сипа нет. Скрипка после ремонта, может ли сип в зале дать скол?

Я как не профессионал спрошу, а что-такое волчья нота?

Елена, я бы все-таки к мастеру с этим сходила (насчет сипа; заодно можно узнать и про струны. Конечно, если плохой волос и налет канифоли, то с этими вещами тоже надо разбираться). Что касается волчков — что-то есть на форуме: http://www.forumklassika.ru/archive/index.php/t-85824.html

Кстати, Елена, вы мне напомнили о теме, о которой я здесь пока так и не написала. Сейчас набросала (пока на бумаге) проект странички «Скрипка и волки». Думаю, скоро помещу ее здесь на сайте вместе со ссылками на более подробные (с формулами и пр.) тексты.
А вот пока демонстрация в youtube на примере виолончели: http://www.youtube.com/watch?v=yFiJXIA70U0

См.: Скрипка и волки https://blagaya.ru/skripka/violin_azbuka/skripka-i-volki/

За это время я уже нашла своего мастера. Перепробовали всевозможные струны, остановились на приемлимых по качеству и цене, все таки это оказалась Доминанта, хотя Ева звучала волшебно. Но…

Добрый день! Скажите, а какие лучше струны,сильного или среднего натяжения ставить на инструмент (виолончель).

Не берусь давать советы. Пробуйте (либо спрашивайте вашего мастера, в которому приносите на ремонт и т.п. виолончель)

Хорошие металлические струны делает фирма Prim. Недорогие, мягкие, в 100 раз лучше упомянутого Томастика. Раньше квартет имени Бородина использовал их. Им их фирма делела бесплатно. Но я всё-таки не сторонник металла. Использую синтетику.

Весь интернет перерыла в поисках описаний струн, единственная адекватная статья оказалась у Вас! спасибо! но к сожалению, все же нигде нет такой важной информации, как толщина струн каждой марки, а также степень скольжения по ним пальцами (если можно так выразиться). Я столько раз нарывалась на слишком толстые для меня струны, и слишком шероховатые (когда кажется, что играешь не на скрипке, а на гитаре, с характерным звуком скольжения по струнам. Лично мне это очень неприятно, когда даже трудно точно в нужную позицию попасть). Даже несмотря на то, что струны неплохо звучат и все мне их советуют, но эта шероховатость и толщина струн (когда ля не отличишь от соль) все восторги просто убивают и не хочется с ними больше связываться. Для меня лучшая степень комфортности игры пока — это Хромкор. Но всегда хочется чего-то новенького, яркого, вот и ищу информацию..

Ольга, здесь я давала ссылки на pdf-файлы на сайтах производителей струн с полным описанием. Насколько помню, там было и указание толщины струн. К сожалению, сейчас я вижу, что pirastro закрыла почему-то доступ к этим файлам (сейчас, увы, нет времени перепроверять все ссылки). Что касается тактильных ощущений — они у всех разные, остается только покупать струны и пробовать…

Здравствуйте!
Спасибо за очень содержательную статью! Очень сожалею, что не почитал её до похода в магазин за струнами. Не особо разбираясь, по совету продавца и исходя из стоимости, купил D’Addario Prelude 4/4H, т.е. сильного натяжения. На скрипку ещё не ставил. Сейчас сижу и думаю: то, что сильного натяжения это плохо или хорошо, не вредно ли это для скрипки и удобно ли будет играть? Пожалуйста, поделитесь Вашим опытом и мнением. Может все-таки лучше купить другие? И как эти струны по сравнению с «Голубой Томастик», или SuperFlexible /Thomastik.
С уважением и заранее спасибо!

Аня, а имеет ли значение обмотка? скажем, если струна ми одной и той же марки (Thomastik Spirocore), поменять струну с обмоткой из хрома на алюминиевою, может ли немного изменится характер звучания?

Виктор, простите, что только сейчас увидела Ваш комментарий и не ответила вовремя. Впрочем, я бы все равно не взялась дать такой совет — думаю, это лучше сказал бы скр. мастер.

Алексей, да, звучание немного меняется в зависимости от материалов.

Здравствуйте Аня, а раз в два года струны ведь надо менять, если занимаешься регулярно, даже если они металлические?
А сколько времени требуется для их «обыгрывания»? (примерно)
Спасибо.

В общем поменял струны. И, я хочу Вам сказать… Я потрясён! Оказывается два года — это оооооочень много… Я уже говорил что у меня и ми что-то пищать на аккордах начала (хотя, возможно, дело и в технике тоже), не говорил, но и соль местами немного дребезжать начала… Ну так вот когда я поменял звук изменился просто кардинально! Скрипка вновь запела! Даже получается местами извлекать из неё что-то такое красиво звучащее, что я как-то не думал что у меня такое может получиться (в ближайшее время)… И это при том, что струны, видимо, надо ещё разыграть + когда я уже убирал скрипку я обнаружил, что подставка во время замены немного наклонилась в сторону грифа (а должно быть чуть-чуть наоборот). С подставкой я проводил манипуляции пару месяцев назад, поставил её более-менее по-уму, и тоже скрипка стало звучать попевучее, но не настолько… После обновления струн она прям воспрянула и показала что может звучать намноооого лучше, чем со старыми струнами… Вообщем я очень рад, и буду теперь её обыгрывать чтоб она вдоволь попела в удовольствие 🙂

Алексей, давно сюда не заходила, поздно отвечаю. Поздравляю с новыми струнами и новым пением!

Источник

Оцените статью