Самоанализ деятельности преподавателя по гитаре

Самоанализ педагога дополнительного образования Бабяк Анны Евгеньевны

Самоанализ моей работы для аттестации на первую квалификационную категорию по предмету «Общее фортепиано» за 2015 год

Скачать:

Вложение Размер
samoanaliz_pedagoga_dopolnitelnogo_obrazovaniya_babyak_anny_evgenevny.docx 23.56 КБ

Предварительный просмотр:

Самоанализ педагога дополнительного образования Бабяк Анны Евгеньевны

Воспитание всесторонне и гармонично развитой личности и формирование положительной мотивации включения в образовательную деятельность в рамках изучения предмета «Общее фортепиано»

В современной России заметно возросли требования к социально-значимым качествам личности, таким как коммуникативная мобильность, самостоятельность, ответственность, готовность к творческой деятельности, способность решать задачи в нестандартных ситуациях. В связи с этими потребностями общества становится актуальным развитие познавательной активности личности. В образовании становится приоритетным воспитание духовно-нравственной личности гражданина России. Музыка и искусство является одним из важнейших средств, в достижении данной цели. Музыкальное, и в целом эстетическое обучение и воспитание играет особую роль в становлении всесторонне и гармонично развитой личности. Музыка оказывает непосредственное влияние на человека. Она эмоциональна по своей сущности, по художественно-образному содержанию и дает возможности развития духовной сферы и творческого потенциала личности.

Основной целью моей педагогической деятельности является воспитание всесторонне и гармонично развитой личности учащегося и формирование положительной мотивации включения в образовательную деятельность в рамках изучения предмета «Общее фортепиано».

Основные задачи достижения данной цели:

— сформировать художественно — эстетический вкус

— привить духовно-нравственные ценности

— привить музыкальную культуру

— сформировать навыки толерантного общения

— сформировать положительную мотивацию к образовательной деятельности

— воспитать бережное отношение к себе и к окружающему миру

— освоить музыкальную грамоту

— научить умению быстро ориентироваться на клавиатуре

— изучить основные приемы игры на инструменте

— обучить чтению с листа

— сформировать аппликатурные навыки

-организовать пианистический аппарат

— сформировать навыки исполнительства

— сформировать навыки самостоятельной работы

— раскрыть и развить творческие способности учащегося

— развить образное мышление

— развить такие психические процессы как память, восприятие и внимание

— развить пальцевую моторику

— сформировать познавательный интерес

— развить коммуникативные способности

В связи с изменениями в системе общего образования от современного педагога дополнительного образования требуется знание тенденций инновационных изменений в общеобразовательной сфере и вероятность их использования в собственной практике. Не смотря на то, что музыкальное образование является достаточно консервативной и практически не использует технологические инновации, внедрение некоторых из них становится просто необходимым для результативного педагогического процесса. В своей работе я применяю следующие педагогические технологии:

— Личностно-ориентированная технология. Предусматривает приоритет субъект -субъектного обучения, диагностику личностного роста, игровое моделирование, включение задач в контекст жизненных проблем, предусматривает развитие личности в реальном социокультурном и образовательном пространстве, учет индивидуальных психологических особенностей развития личности учащегося.

— Когнетивная технология. Развивает такие интеллектуальные способности как воображение и ассоциативное мышление. Позволяет раскрыть свой внутренний мир через интерпретацию того или иного музыкального произведения.

— Здоровьесберегающая технология. Реализуется через бережное отношение к себе и к окружающим людям, стремление быть здоровым (применение на уроках упражнений для глаз, общеукрепляющей гимнастики, контроль и самоконтроль за осанкой и т.д.)

— Информационная технология. Подразумевает использование ИКТ (пользование интернетом, поиск новых музыкальных произведений, просмотр и прослушивание концертов, знакомство с исполнителями, пользование онлайн музыкальными словарями и т.д.)

Начальный период обучения младшего школьного возраста является частью общего педагогического процесса. В своей практике я использую следующие принципы :

  1. Доступность
  2. Системность
  3. Осознанность
  4. Комплексность
  5. Культуросообразность

Именно эти принципы помогают в осуществлении мною педагогического процесса. Доступность учебного материала, умение объяснить понятно важно на всех этапах. Системность и комплексность неотъемлемая часть непрерывности и упорядоченности формировании учебной деятельности. А осознанность в понимании учебного материла просто необходима в реализации такой деятельности, как игра на фортепиано. Нельзя не отметить и принцип культуросообразности – единства обучения и воспитания. Именно он позволяет осуществлять поставленные обучающие и воспитательные задачи в комплексе.

Существует огромное количество методик обучения игре на фортепиано, фундаментальных и академических, адаптированных под те или иные образовательные программы. Но есть методы обучения, которые характерны для всех методик без исключения. Мною используются следующие методы :

  1. Информационно — рецептивный – объяснительно иллюстративный способ организации совместной деятельности учителя и учащегося, при котором учитель сообщает информацию, а учащийся осознает, фиксирует в памяти.
  2. Репродуктивный – способ организации деятельности учащегося по неоднократному повторению сообщенных им знаний и показанных способов действий. С помощью этого метода формируются знания, умения, навыки.
  3. Частично – поисковый — метод, при котором учителем выдвигается проблема учителем, ставится задача и организуется участие учащихся в выполнении отдельных шагов, требует от него проявления элементов творческой деятельности.
  4. Практикум – этот метод практического воспроизведения того или иного действия. Занимает приоритетное место в обучении игре на фортепиано.
  5. Контроль .

Одним из важнейших методов обучения является контроль. Мной используются такие виды контроля:

— текущий контроль (позволяет увидеть обратную связь с учащимся на уроке, осознанность выполнения действий)

— контрольный урок (разновидность зачета с оценкой, частота проведения один раз в четверть)

— итоговый контроль ( академический концерт в конце полугодия, итоговый экзамен)

Основной проблемой в реализации моей педагогической деятельности является формирование положительной мотивации включения в учебную деятельность. Для успешного решения данной проблемы мне видится необходимым выявить наличие или отсутствие мотивации (хочу научиться играть, родители заставили, наличие других причин). Важным является сотрудничество с родителями, объяснение актуальности данного вида учебной деятельности, потребности в ее реализации. Если мотивация изначально была положительной, то моя задача как педагога поддержать положительный настрой учащегося. Но, если же наоборот, отрицательная или отсутствие мотивации (не хочу ходить, не нравится, мама заставляет и т.д.), то в первую очередь нельзя давить, заставлять. Необходимо всячески заинтересовать учащегося, использовать разные виды музыкальной деятельности (слушание музыки, игра на инструменте в классе, просмотр концертов, игра в «Угадай мелодию», использование обработок современной музыки в педагогическом репертуаре, беседы и позитивное общение на любые темы, интересные для учащегося и т.д.).

Педагогом дополнительного образования работаю с 2000 года и по настоящее время в МКОУ ДОД ДТДУМ «Юниор», подразделение- Школа Русской Традиционной Культуры «Ясница». Общий и педагогический стаж работы 14 лет. В 2000 году окончила Новосибирский Музыкальный Колледж им. Муромова по специальности преподаватель ДШИ, ДМШ, концертмейстер. В 2002 году экстерном окончила НГПУ по специальности Музыкальное образование. От меня, как от современного педагога, постоянно требуется совершенствование педагогических способностей, своей компетентности, поэтому я стараюсь проходить курсы повышения профессиональной квалификации, посещать различные мастер – классы педагогов НГК им. Глинки и НМК им. Муромова, а также уроки своих коллег Теймуровой Н.И., Бирюковой Т.А., Приваловой Н.М. Все это расширяет мой профессиональный кругозор, дает возможность ознакомиться с новыми педагогическими методиками и технологиями.

Форма организации учебной деятельности индивидуальная, урочная, проходит в рамках реализации авторской программы, созданной педагогами нашей школы Приваловой Н.М., Бирюковой Т.А., Теймуровой Н.И.. В нашей школе организованы все необходимые условия для реализации педагогического процесса. Все классы оборудованы инструментом, есть все необходимые методические и нотные печатные издания, есть фоно и видеотека, компьютеры с выходом в интернет, что позволяет использовать современные технологии в педагогическом процессе. Практикуется в нашей школе и съемка уроков и концертов, которая при дальнейшем просмотре дает учащимся сделать анализ и оценку собственному исполнению. В моем классе обучаются учащиеся младшего школьного возраста, с таких музыкальных отделений как Музыкальный фольклор и Русские народные инструменты. Особенность этих отделений обязывает меня подбирать специальный музыкальный материал (обработки русских народных песен, инструментальных произведений). Но на своих занятиях стараюсь расширять музыкальный кругозор: с помощью известных и малоизвестных классических произведений, джазовой музыки, произведений современных композиторов и обработки современной популярной музыки. В своей практике при подборе программы учитываю особенности развития индивидуальных психических процессов личности учащихся, их общие и специальные способности, творческие задатки. Правильно подобранный музыкальный материал дает возможность раскрыть творческий потенциал, привести к успешной реализации учебной деятельности, удовлетворить творческие и эстетические потребности личности учащихся. Одним из важнейших своих достижений считаю сохранность контингента.

Источник

Самоанализ открытого урока по теме: «Формирование навыков коллективного музицирования посредствам использования музыкальных развивающих упражнений и разнохарактерных произведений у учащихся третьего класса гитары детской школы искусств»

Данная тема урока выбрана не случайно. Обучающимся старшего школьного возраста необходимо осваивать приемы коллективного музицирования, так как игра в ансамбле является одним из основных приемов мотивации к занятиям музыкой в целом.

Просмотр содержимого документа
«Самоанализ открытого урока по теме: «Формирование навыков коллективного музицирования посредствам использования музыкальных развивающих упражнений и разнохарактерных произведений у учащихся третьего класса гитары детской школы искусств»»

Муниципальное казенное учреждение дополнительного образования

«Олюторская районная детская школа искусств»

Самоанализ открытого урока Прокофьевой А.Ю.

Открытый урок по теме: «Формирование навыков коллективного музицирования посредствам использования музыкальных развивающих упражнений и разнохарактерных произведений у учащихся третьего класса гитары детской школы искусств»

Дата проведения 28 февраля 2018 года

Урок проводился по классу ансамбля гитаристов «Аччелерандо» из 4-ух учащихся 3 класса, возраст 13 лет.

Преподаватель МКУ ДО «Олюторская РДШИ» Прокофьева А.Ю.

Формы работы: индивидуальная и ансамблевая.

Тип урока: комбинированный (закрепление знаний, первичное и комплексное применение знаний).

Зрительный ряд: видеоролик, наглядные пособия с рисунками упражнений для рук, ноты

Оборудование: Телевизор, жесткий диск, пульт ДУ, классические гитары, тюнер, метроном, пюпитр, ноты, тетрадь, карандаш, дневник

Эффективность решений целей и задач на уроке.

Данная тема урока выбрана не случайно. Обучающимся старшего школьного возраста необходимо осваивать приемы коллективного музицирования, так как игра в ансамбле является одним из основных приемов мотивации к занятиям музыкой в целом. Отрабатывая разные приемы игры в технических упражнениях учащийся затем более свободно применяет их в музыкальных композициях. Применение разных приемов просматриваются на всех этапах урока.

Этап разминки включал игру технических упражнений и хроматической гаммы с метрономом. Пьесы требовали яркого уверенного звука, ансамбля и удерживания единого темпа.

На втором этапе урока, прежде чем перейти к работе над произведениями была продемонстрирована видеозапись выступления этого же ансамбля с конкурса-фестиваля военно-патриотической песни. Был проведен анализ исполнения произведений, выявлены недочеты, отмечена положительная динамика технического развития учащихся и точность передачи музыкального материала. При проигрывании произведения С. Ирадье «Голубка» были отработаны динамика, синхронность исполнения и качество исполнения приема апояндо у учащихся исполняющих главную партию и тирандо у учащихся исполняющих аккомпанемент. При проигрывании произведения Л. Иванова «Танец» основной акцент был направлен на удерживание единого темпа, также особенное внимание уделялось звукоизвлечению. Искали приемлемую атаку пальцем, чтобы регулировать динамику.

Итог урока. Рефлексия. В конце урока были подведены результаты деятельности обучающихся, даны задания на дом. Мотивация к занятиям у учащихся Шипунова Павла, Ватлашова Анатолия, Кузякина Даниила, Лещенко Владислава высокая, т.к в этом учебном году ансамбль «Аччелерандо» готовятся к участию в Краевом конкурсе «Юные дарования Камчатки — 2018» очно и прошли успешно дистанционные конкурсы: IV Международный конкурс «Мир музыки- 2018» — Диплом 1 степени, IV международный телевизионный конкурс «Созвездие» , «Талант-2018» — Лауреат 3 степени.

Искусство ансамблевого исполнения основывается на умении исполнителя соразмерять свою художественную индивидуальность, свой исполнительский стиль с индивидуальностью исполнения партнера. Исполнения в ансамбле предусматривает не только умение играть вместе, здесь важно другое – чувствовать и творить вместе. Основное правило ансамбля «Один за всех, все за одного»

Самоанализ подготовила Прокофьева А.Ю.

преподаватель МКУ ДО «Олюторская РДШИ»

Директор МКУ ДО «Олюторская РДШИ»_______________________И.Н. Парфенова

Источник

Читайте также:  Баян ноты костры горят далекие
Оцените статью