Самоанализ преподавателя по классу гитары

Самоанализ педагога дополнительного образования Бабяк Анны Евгеньевны

Самоанализ моей работы для аттестации на первую квалификационную категорию по предмету «Общее фортепиано» за 2015 год

Скачать:

Вложение Размер
samoanaliz_pedagoga_dopolnitelnogo_obrazovaniya_babyak_anny_evgenevny.docx 23.56 КБ

Предварительный просмотр:

Самоанализ педагога дополнительного образования Бабяк Анны Евгеньевны

Воспитание всесторонне и гармонично развитой личности и формирование положительной мотивации включения в образовательную деятельность в рамках изучения предмета «Общее фортепиано»

В современной России заметно возросли требования к социально-значимым качествам личности, таким как коммуникативная мобильность, самостоятельность, ответственность, готовность к творческой деятельности, способность решать задачи в нестандартных ситуациях. В связи с этими потребностями общества становится актуальным развитие познавательной активности личности. В образовании становится приоритетным воспитание духовно-нравственной личности гражданина России. Музыка и искусство является одним из важнейших средств, в достижении данной цели. Музыкальное, и в целом эстетическое обучение и воспитание играет особую роль в становлении всесторонне и гармонично развитой личности. Музыка оказывает непосредственное влияние на человека. Она эмоциональна по своей сущности, по художественно-образному содержанию и дает возможности развития духовной сферы и творческого потенциала личности.

Основной целью моей педагогической деятельности является воспитание всесторонне и гармонично развитой личности учащегося и формирование положительной мотивации включения в образовательную деятельность в рамках изучения предмета «Общее фортепиано».

Основные задачи достижения данной цели:

— сформировать художественно — эстетический вкус

— привить духовно-нравственные ценности

— привить музыкальную культуру

— сформировать навыки толерантного общения

— сформировать положительную мотивацию к образовательной деятельности

— воспитать бережное отношение к себе и к окружающему миру

— освоить музыкальную грамоту

— научить умению быстро ориентироваться на клавиатуре

— изучить основные приемы игры на инструменте

— обучить чтению с листа

— сформировать аппликатурные навыки

-организовать пианистический аппарат

— сформировать навыки исполнительства

— сформировать навыки самостоятельной работы

— раскрыть и развить творческие способности учащегося

— развить образное мышление

— развить такие психические процессы как память, восприятие и внимание

— развить пальцевую моторику

— сформировать познавательный интерес

— развить коммуникативные способности

В связи с изменениями в системе общего образования от современного педагога дополнительного образования требуется знание тенденций инновационных изменений в общеобразовательной сфере и вероятность их использования в собственной практике. Не смотря на то, что музыкальное образование является достаточно консервативной и практически не использует технологические инновации, внедрение некоторых из них становится просто необходимым для результативного педагогического процесса. В своей работе я применяю следующие педагогические технологии:

— Личностно-ориентированная технология. Предусматривает приоритет субъект -субъектного обучения, диагностику личностного роста, игровое моделирование, включение задач в контекст жизненных проблем, предусматривает развитие личности в реальном социокультурном и образовательном пространстве, учет индивидуальных психологических особенностей развития личности учащегося.

— Когнетивная технология. Развивает такие интеллектуальные способности как воображение и ассоциативное мышление. Позволяет раскрыть свой внутренний мир через интерпретацию того или иного музыкального произведения.

— Здоровьесберегающая технология. Реализуется через бережное отношение к себе и к окружающим людям, стремление быть здоровым (применение на уроках упражнений для глаз, общеукрепляющей гимнастики, контроль и самоконтроль за осанкой и т.д.)

— Информационная технология. Подразумевает использование ИКТ (пользование интернетом, поиск новых музыкальных произведений, просмотр и прослушивание концертов, знакомство с исполнителями, пользование онлайн музыкальными словарями и т.д.)

Начальный период обучения младшего школьного возраста является частью общего педагогического процесса. В своей практике я использую следующие принципы :

  1. Доступность
  2. Системность
  3. Осознанность
  4. Комплексность
  5. Культуросообразность

Именно эти принципы помогают в осуществлении мною педагогического процесса. Доступность учебного материала, умение объяснить понятно важно на всех этапах. Системность и комплексность неотъемлемая часть непрерывности и упорядоченности формировании учебной деятельности. А осознанность в понимании учебного материла просто необходима в реализации такой деятельности, как игра на фортепиано. Нельзя не отметить и принцип культуросообразности – единства обучения и воспитания. Именно он позволяет осуществлять поставленные обучающие и воспитательные задачи в комплексе.

Существует огромное количество методик обучения игре на фортепиано, фундаментальных и академических, адаптированных под те или иные образовательные программы. Но есть методы обучения, которые характерны для всех методик без исключения. Мною используются следующие методы :

  1. Информационно — рецептивный – объяснительно иллюстративный способ организации совместной деятельности учителя и учащегося, при котором учитель сообщает информацию, а учащийся осознает, фиксирует в памяти.
  2. Репродуктивный – способ организации деятельности учащегося по неоднократному повторению сообщенных им знаний и показанных способов действий. С помощью этого метода формируются знания, умения, навыки.
  3. Частично – поисковый — метод, при котором учителем выдвигается проблема учителем, ставится задача и организуется участие учащихся в выполнении отдельных шагов, требует от него проявления элементов творческой деятельности.
  4. Практикум – этот метод практического воспроизведения того или иного действия. Занимает приоритетное место в обучении игре на фортепиано.
  5. Контроль .

Одним из важнейших методов обучения является контроль. Мной используются такие виды контроля:

— текущий контроль (позволяет увидеть обратную связь с учащимся на уроке, осознанность выполнения действий)

— контрольный урок (разновидность зачета с оценкой, частота проведения один раз в четверть)

— итоговый контроль ( академический концерт в конце полугодия, итоговый экзамен)

Основной проблемой в реализации моей педагогической деятельности является формирование положительной мотивации включения в учебную деятельность. Для успешного решения данной проблемы мне видится необходимым выявить наличие или отсутствие мотивации (хочу научиться играть, родители заставили, наличие других причин). Важным является сотрудничество с родителями, объяснение актуальности данного вида учебной деятельности, потребности в ее реализации. Если мотивация изначально была положительной, то моя задача как педагога поддержать положительный настрой учащегося. Но, если же наоборот, отрицательная или отсутствие мотивации (не хочу ходить, не нравится, мама заставляет и т.д.), то в первую очередь нельзя давить, заставлять. Необходимо всячески заинтересовать учащегося, использовать разные виды музыкальной деятельности (слушание музыки, игра на инструменте в классе, просмотр концертов, игра в «Угадай мелодию», использование обработок современной музыки в педагогическом репертуаре, беседы и позитивное общение на любые темы, интересные для учащегося и т.д.).

Педагогом дополнительного образования работаю с 2000 года и по настоящее время в МКОУ ДОД ДТДУМ «Юниор», подразделение- Школа Русской Традиционной Культуры «Ясница». Общий и педагогический стаж работы 14 лет. В 2000 году окончила Новосибирский Музыкальный Колледж им. Муромова по специальности преподаватель ДШИ, ДМШ, концертмейстер. В 2002 году экстерном окончила НГПУ по специальности Музыкальное образование. От меня, как от современного педагога, постоянно требуется совершенствование педагогических способностей, своей компетентности, поэтому я стараюсь проходить курсы повышения профессиональной квалификации, посещать различные мастер – классы педагогов НГК им. Глинки и НМК им. Муромова, а также уроки своих коллег Теймуровой Н.И., Бирюковой Т.А., Приваловой Н.М. Все это расширяет мой профессиональный кругозор, дает возможность ознакомиться с новыми педагогическими методиками и технологиями.

Форма организации учебной деятельности индивидуальная, урочная, проходит в рамках реализации авторской программы, созданной педагогами нашей школы Приваловой Н.М., Бирюковой Т.А., Теймуровой Н.И.. В нашей школе организованы все необходимые условия для реализации педагогического процесса. Все классы оборудованы инструментом, есть все необходимые методические и нотные печатные издания, есть фоно и видеотека, компьютеры с выходом в интернет, что позволяет использовать современные технологии в педагогическом процессе. Практикуется в нашей школе и съемка уроков и концертов, которая при дальнейшем просмотре дает учащимся сделать анализ и оценку собственному исполнению. В моем классе обучаются учащиеся младшего школьного возраста, с таких музыкальных отделений как Музыкальный фольклор и Русские народные инструменты. Особенность этих отделений обязывает меня подбирать специальный музыкальный материал (обработки русских народных песен, инструментальных произведений). Но на своих занятиях стараюсь расширять музыкальный кругозор: с помощью известных и малоизвестных классических произведений, джазовой музыки, произведений современных композиторов и обработки современной популярной музыки. В своей практике при подборе программы учитываю особенности развития индивидуальных психических процессов личности учащихся, их общие и специальные способности, творческие задатки. Правильно подобранный музыкальный материал дает возможность раскрыть творческий потенциал, привести к успешной реализации учебной деятельности, удовлетворить творческие и эстетические потребности личности учащихся. Одним из важнейших своих достижений считаю сохранность контингента.

Источник

Самоанализ учителя музыки

Уроки музыки по программе Г. П. Сергеевой, Е. Д. Критской, Т. С. Шмагиной открыли много возможностей для творчества учителя. Работа учителя музыки характеризуется многоплановостью деятельности: интересно и увлеченно рассказывать детям о музыке, ее формах и жанрах; на высоком профессиональном уровне вести занятия по разучиванию и исполнению песен; давать теоретические знания в доступной форме, вести различные виды внеклассной работы. Следует подчеркнуть, что многоплановость и многопрофильность работы учителя музыки объясняется тем, что музыкальные занятия включают и активное слушание музыки, хоровое и индивидуальное пение, ознакомление с основными музыкальными понятиями и музыкальное творчество в различных проявлениях (беседы, рассказы, сочинение по прослушанному произведению, музыкально — ритмические движения, метод «свободного дирижирования и т.п.) Чтобы все это осуществить на практике, учитель должен овладеть множеством знаний и умений, любить и понимать детей, хорошо знать класс, состоящий из школьников с разными склонностями, интересами и способностями.
Творческая деятельность учителя музыки зависит от ряда обстоятельств, от условий, в которых он работает, от уровня общего развития класса и музыкальной подготовки школьников, от собственных личностных качеств.
Когда речь идет о творческом отношении к программе, то имеется в виду, прежде всего возможность учителя расширять музыкальный материал, используемый на уроке. В то же время основной стержень программы должен оставаться незыблемым. Творчество учителя музыки проявляется в решении задач, возникающих в работе с учащимися. Он должен обобщать, анализировать ситуацию и находить средства достижения цели, критически оценивать полученные данные и формулировать новую задачу. В ходе решения этих задач учитель использует различные методы. Но особое значение приобретают методы стимулирования мотивации учебно- познавательной деятельности школьников. Эти методы, сохраняя за собой обучающую функцию, способствуют проявлению активного познавательного интереса.
Чтобы творческие проявления учащихся носили активный характер, учителю необходимо:
• подбирать дополнительный музыкальный материал для развития конкретных творческих навыков;
• с целью формирования мышления привлекать материал из других видов искусств;
• умело импровизировать в неожиданных ситуациях;
• использовать разнообразные формы работы, которые пробуждают активность, заинтересованность (словесно-иллюстративная, поисковая).
Дети очень любят слушать музыку. И поэтому на уроках не обойтись без DVD или магнитофона. Любимым занятием детей на уроках стало исполнение песен под «Караоке» (пение под записанную музыку) и в результате растет исполнительское мастерство учащихся. Исполняя песни под фонограмму, они проявляют самостоятельность, чувствуют себя артистами.
Еще очень полезно записать или снять на видео исполнение песен ребятами в классе, а затем всем вместе прослушать, проанализировать. Такое мы часто делаем. В процессе слушания они находят свои ошибки, недостатки в исполнении. Таким образом, делают самоанализ исполненной песни.
Игра на музыкальных инструментах на школьных уроках музыки пока занимает очень скромное место. Причина — в отсутствии в школах качественных, дешевых и эстетически привлекательных детских музыкальных инструментов. В частности, в нашем кабинете музыки имеется ямаха, но нет элементарных деревянных ложек, маленького барабана, маракаса и бубна. Именно эти инструменты должны часто использоваться на уроках в начальных классах для развития чувства ритма, слуха.
Очень важно, чтобы ребят окружала на уроке яркая, эмоционально-привлекательная и понятная музыка, чтобы любое произведение, которое прозвучит на уроке, было бы значимым для ребят, оставляло след в детской душе. Учитель должен создавать атмосферу доверия, доброжелательности, чтобы у ребят возникло желание высказаться о своих чувствах. С некоторыми учениками бывает трудно наладить контакт, привлечь их к общему разговору на уроке. Самолюбие, проявляющееся в подростковом возрасте, сковывает таких ребят. Им требуется особое внимание учителя. Я стараюсь в таких случаях проявить терпение и такт, поощрять любую попытку высказаться о музыке. Или задаю на дом письменное задание, где ученик выражает свои мысли.
Одной из важнейших сторон творческой деятельности учителя является искусство управления познавательной активностью учащихся на уроке музыки. Умение естественно и ненавязчиво подвести к теме урока, способствовать ее усвоению, пробудить активность ребят — все это требует от учителя определенного педагогического искусства. Учитель должен владеть словом, искусством общения с детьми, и искусством направленного музыкального воздействия. Во время беседы учитель должен задавать наводящие вопросы в целях достижения цели урока.
В 5- ом классе, когда мы говорим о взаимосвязи музыки и литературы, я даю задания ребятам сочинить дома сказку, где бы «звучала» музыка. Предлагаю оформить ее в виде книжки и по возможности проиллюстрировать. Дети с удовольствием выполняют это задание, и сказки у них получаются интересные. На уроках использую игровые моменты, устраиваю театрализацию музыкальных произведений, применять различные жесты при исполнении музыки. Занимаясь с детьми, я пришла к выводу, что все методы и утонченности педагогики остаются без результата, пока в детях не вызван интерес к знанию и не пробуждена самостоятельность. С этой целью главное внимание должно быть обращено на изучение внутреннего мира ребенка: не ломая детской души, разбудит в ней дремлющую любознательность, развить любовь к наблюдению, представив им полный простор к самодеятельности и условия к проявлению творческой работы. Другая задача — открыть перед детской душой путь к дальнейшему самосовершенствованию, заронить в ребенке зерно прекрасного — любовь к правде и красоте. Самая главная суть уроков музыки – дать понять детям, что жизнь — единая почва, из которой «вырастают» произведения литературы, музыки, изобразительного искусства, кино, театра. Они не иллюстрируют друг друга, а, каждая по-своему, отображают сходные явления жизни: исторические события, картины природы, характер и внутреннее состояние человека. И что музыка затрагивает вечные темы жизни:
• добро и зло;
• справедливость и беззаконие;
• война и мир;
• любовь и ненависть;
• борьба и страдания;
• долг и совесть;
— жизнь и смерть.
Мы знаем, что мера любой вещи, любого явления — не только количество, но и качество. Поэтому нас не может не тревожить, что в этом необъятном мире звуков слишком много плохой музыки, пошлой и безнравственной. Ведь хочет человек или не хочет — она оказывает на него свое влияние. Это поднимает моральную и профессиональную ответственность школьных учителей музыки в достижении высшей цели музыкального воспитания, которую трудно определить лучше, чем это сделал замечательный педагог В.А. Сухомлинский. Ему принадлежат мудрые слова: «Музыкальное воспитание- это не воспитание музыканта, а, прежде всего воспитание человека».
Продуктивностью работы является: призеры в районном конкурсе «Красная гвоздика», Шмигирилов В., Бондарев С., 2007 год . Мои ученики (Шмигирилова В., Бондарева С.) поступили в Воронежское областное училище культуры.
Как учитель глубоко убежден, что музыкальное воспитание – одно из звеньев общей системы воспитания детей. Верю в большие воспитательные возможности музыкального искусства, так как оно обращено к духовному миру ученика. Искусство своим мастерством признано и воздействует на душу ребенка, его гуманные чувства.
Ведётся огромная и кропотливая работа не только с детьми, но и их родителями (проведение собраний, посещение на дому, доверительные беседы). Учитываю просьбы и пожелания родителей в отношении учебного процесса.
Я принимаю активное участие в школьном методобъединении. Выступала по темам: «Значение интеграционных процессов в обновлении содержания и форм музыкального образования», «Музыка – урок познания через творчество», «Электронное музыкальное творчество как новый вид учебно-художественной деятельности», «Музыкально-компьютерные технологии в сельской школе». Преподавателям, классным руководителям оказываю помощь в подготовке и проведении различных внеклассных мероприятий: «Певцы земли калачеевской», «Композиторы – детям», «Музыкальная викторина» и др.

Я забочусь о повышении своего профессионального уровня.
2010 год КПК «ВИИС» по теме «Региональная система оценки качества образования Воронежской области в рамках КПМО».
В 2012 году прошла курсы повышения квалификации по ИКТ «Эффективное использование интерактивных и мультимедийных образовательных технологий в процессе реализации ФГОС и модернизации региональной системы образования».
Мои достижения за 5 лет:
— Грамота отдела по образованию Калачеевского муниципального района, 2009 год;
— Грамота департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области, 2010 год;
— Грамота администрации Хрещатовского сельского поселения, 2011 год;
— Благодарственное письмо Председатель Территориальной избирательной комиссии Калачеевского района , 2011год.
Для себя я ставлю следующие цели дальнейшего профессионального развития:
— совершенствовать своё педагогическое мастерство через изучение опыта других учителей;
— приобретать новые знания через курсы повышения квалификации;
— проводить работу по теме самообразования «Музыка и межпредметная интеграция».

Источник

Оцените статью