Самоанализ урок по фортепиано

Форма «Рондо» как один из видов произведений крупной формы в репертуаре класса фортепиано

Муниципальное образовательное учреждение

«Турочакская детская школа искусств»

Форма «Рондо» как один из видов произведений крупной формы в репертуаре класса фортепиано

преподавателя по классу фортепиано

Тишковой Натальи Александровны

Цель урока: Развитие и совершенствование навыков работы над произведениями крупной формы в процессе обучения игре на фортепиано.

образовательная: дать основные сведения об основных задачах, связанных с разучиванием учащимся произведения крупной формы, закрепление ранее пройденного материала;

воспитательная: формирование интереса к данному виду работы, умения слушать и контролировать себя во время занятий;

развивающая: формирование и развитие исполнительских навыков игры произведений со сложной структурой, понимания исполнительских задач и способов их решения.

Тип урока: тематический

Методы: словесный, наглядный, практический

Оснащенность: фортепиано, нотные сборники, ноутбук

— ученица умеет анализировать и синтезировать музыкальное произведение;

— у нее сформирован музыкальный образ;

— ученица свободно и правильно владеет текстом, штрихами, динамическими оттенками, аппликатурой.

1. Организационный момент: (проверка готовности к уроку — ноты, дневник, посадка)

2. Введение в тему занятия, сообщение темы и плана урока.

1. Сведения о различных видах произведений крупной формы, которые включаются в репертуар учащихся ДМШ: вариации, рондо, сонатина, соната, фантазия, концерт. Общие черты и различия. Педагог рассказывает, что понятие крупная форма предполагает в первую очередь протяженное развитие, глубину замысла, безусловное наличие контрастных образов и связанные с ними специфические исполнительские задачи, а именно: уметь передать характер каждого образа, уметь моментально перестраиваться с одного образа на другой и собрать воедино, охватить единым взглядом все произведение целиком.

2. Просушивание в качестве примера «Рондо в Турецком стиле» В. Моцарта.

3. Работа над конкретными задачами, возникающими при разучивании «Рондо» Р. Глиэра, соч.43, №6:

— понимание ученицей структуры рондо и характера каждой партии — рефрена и эпизодов: данное рондо состоит из трех проведений рефрена (характер рефрена – жизнерадостный, приветливый, нежный, галантный) и двух эпизодов (первый эпизод – немного тревожный по характеру, требует тщательной работы над абсолютным параллельным исполнением мелодической линии обеими руками; второй – сразу начинается настойчивыми и тревожными аккордами, повторяющимися в верхнем регистре, но затем напряжение уходит, подводя последними звуками к знакомой светлой теме рефрена);

— работа над каждым фрагментом в отдельности: точным выполнением штрихов, фразировкой, короткими лигами, синхронным звучанием темы в 1 эпизоде, аккордов во втором, выдержанными басовыми нотами во 2 эпизоде и ясным образным содержанием;

— работа над цезурами: стараемся полностью выдерживать цезуры и максимально наполнять их содержанием. Кроме того, очень большую роль играют цезуры при переходах с одного образа на другой (с рефрена на эпизод и обратно). Подчеркнуть значение отдельных разделов;

— формирование «мобильности», умения переключаться при смене ярких контрастных образов; кроме умения ясно передавать характер каждого раздела в отдельности необходимо уметь моментально перестраиваться с одного характера на другой, находясь в определенном образе буквально с первой ноты до последней, без смазанных, невнятных по характеру постепенных переходов. Учим эти переходы сначала с остановкой, чтобы иметь время на внутреннюю «перенастройку», затем исполняем их точно по времени и в том же темпе;

— работа над темпо-ритмической устойчивостью, точным выполнением всех деталей текста; сосредотачиваемся на всем, что касается времени: точно выдерживаем, длинные звуки, вовремя снимаем концы лиг, выдерживаем единый темп;

— продуманное отношение к динамике в произведении: расставляем приоритеты в звучности каждого голоса, работаем над легкостью звука, делаем умеренное forte, отдельно работаем над интонациями «вздоха» в коротких лигах и снятиями в конце фраз, особое внимание уделяем дослушиванию длинных звуков и гармоническому плану произведения;

— завершающий этап работы над формой произведения: хорошо продуманные цезуры, уточнение динамического плана, темпа.

4. Исполнение ученицей «Скерцино» В. Косенко, построенного в форме рондо.

1.Подведение итогов урока (проверка усвоения знаний)

3.Подведение преподавателем итогов своей работы

Список использованной литературы:

1. Методика обучения игре на фортепиано. — М.: Музыка, 1978

3. Об искусстве фортепианной игры. — М.: Музыка, 1982

4. Пианизм как искусство. — М.: Классика-XXI, 2001

5. У врат мастерства. М., 1958

6. Фортепьянная педагогика. М., 1960

7. Современный урок. М., 1985

Самоанализ открытого урока по фортепиано преподавателя

с учащейся 2 класса Кодировой Ксенией.

Характеристика на обучающуюся:

Кодирова Ксения – обучающаяся 2 класса, 10 лет. Имеет хорошие музыкальные данные: развитое чувство ритма, развитый внутренний музыкальный слух, достаточно обширный запас слуховых представлений, отличную музыкальную память. Эмоционально отзывчива на музыку, темпераментна. Увлекающаяся натура. Серьезна, самокритична. Отлично учится по всем предметам в музыкальной и общеобразовательной школах. Очень доброжелательна и контактна. К занятиям музыкой относится достаточно серьезно, работает за инструментом увлеченно, с полной отдачей. Умеет грамотно разбирать нотный текст, хорошо читает с листа. Выступать на сцене любит, но мешает сценическое волнение. Игровые приемы усвоены ею в полном объеме, руки достаточно свободны и организованы для игры на инструменте, но не всегда контролирует куполообразную форму кисти. Ответственна и работоспособна. Может продуктивно работать самостоятельно.

Предполагаю, что результатом урока является прочное усвоение знаний. Урок носит ярко выраженный творческий характер. Эффективность урока достигнута за счет высокой заинтересованности и активной деятельности учащейся, благоприятной психологической атмосферы и создания ситуации успеха. Практические задачи, поставленные преподавателем, выполнялись творчески, осмысленно.

Активность ученицы можно оценить как высокую.

Считаю, что мне удалось выдержать стиль общения с учащейся, и организовать ее активную работу на уроке. Считаю, что урок цели достиг.

Источник

Открытый урок по фортепиано 2014 г.
учебно-методический материал на тему

План и самоанализ открытого урока по специальности «Фортепиано», проведенного 15.09.2014 г.

Скачать:

Вложение Размер
samoanaliz_otkrytogo_uroka_2014.doc 58.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей

«Нижнеодесская детская школа искусств 15.09.2014 г.

Самоанализ открытого урока по предмету

«Специальность и чтение с листа» преподавателя Кириленко Г.В.

с учащейся 1 класса Мурзаковой Ариной.

Характеристика учащегося: Мурзакова Арина – обучающаяся 1 класса фортепиано, 8 лет. Без музыкальной подготовки. Имеет отличные музыкальные данные: устойчивое, хорошо развитое чувство ритма, развитый внутренний музыкальный слух, отличную музыкальную память, развитое мышление. Эмоционально отзывчива на музыку, темпераментна. Заинтересована в обучении. Очень доброжелательна и контактна. К занятиям музыкой относится серьезно, работает за инструментом увлеченно, с полной отдачей. Игровые приемы усваивает легко, руки достаточно свободны и хорошо организованы для игры на инструменте. Ответственна и работоспособна, может объективно оценить свою работу.

Тема: Начальный период обучения игре на фортепиано

Форма проведения : индивидуальное занятие с элементами игры.

Научить ориентироваться на клавиатуре, продолжить работу по организации игровых приемов и освоению нотной грамоты.

В ходе урока я стремилась реализовать принципы воспитания, обучения и развития во всей полноте их единства. Поэтому ставились такие задачи:

  • Расширить багаж музыкальных впечатлений учащейся
  • Продолжить работу над рациональными приемам игры на фортепиано
  • Продолжить освоение нотной грамоты
  • Формировать навык игры по нотам
  • Развитие музыкально-образного мышления, расширение музыкального кругозора
  • Развитие двигательно-игровых навыков
  • Развитие навыка игры по нотам
  • Развитие мелодического, гармонического, звуковысотного слуха
  • Развитие чувства ритма
  • Развитие творческой инициативы
  • Воспитание интереса и любви к предмету и инструменту
  • Воспитание чувства любви и уважения к классической музыке
  • Воспитание чувства ответственности за результаты своей работы
  • Воспитание навыков самоконтроля
  • Воспитание культуры поведения за инструментом

При подготовке и проведении урока я руководствовалась принципами:

  • принцип единства воспитания, обучения, развития.
  • принцип связи с жизнью.
  • принцип научности.
  • принцип увлеченности.
  • принцип активности, самостоятельности и сознательности.

В соответствии с типом урока была предусмотрена следующая структура урока:

1. Организационный этап . 1 мин

  • Приветствие. Название темы урока. Вступительное слово педагога

2. Основной этап.

— «Шалтай-болтай»: стоя прямо, раскачивать свободными руками, то скрещивая, то разводя их в стороны. Постепенно при этом наклониться вниз, затем выпрямиться.

— «Лебедь»: имитировать полет лебедя, взмахивая свободными руками.

— «Вытряхивание» (с полотенцем): как можно сильнее вытряхивать полотенце (платок), добиваясь свободной работы рук «из корпуса».

— «Колечко»: поочередно соединять кончики первого пальца с остальными пальцами кисти. Следить, чтобы пальцы образовали круглое «окошко».

— «Лошадка» (на столе): положить руки с локтями на стол и стучать поочередно всеми пальцами, добиваясь отчетливого стука кончика пальца. Следить за тем, чтобы кисть была закругленной и свободной.

  • Упражнение за инструментом – «Кузнечик» — прыгаем 3-м пальцем заданные педагогом клавиши в I октаве. Следить за свободой рук и устойчивостью пальцев 2 мин
  • Повторяем название регистров (средний, высокий, низкий). Даем характеристику каждому регистру, используя образы различных животных. Определяем на слух звучание регистров. 4 мин
  • Повторяем название октав. Находим ноты в разных октавах.
  • Упражнение «Радуга»: перелеты рук по разным октавам с опорой на 3-й палец со словами: «Вышла радуга-дуга на зеленые луга» 2 мин
  • Упражнение «Цапля»: игра через клавишу, начиная от ноты «До» первой октавы и заканчивая нотой «До» третьей октавы со словами: «Ходит цапля по болоту, ищет цапля себе работу. Но работу не нашла и спокойно спать пошла» 2 мин
  • Игра песенок: «Василек», «Два кота» (с аккомпанементом педагога)
  • Упражнение на постановку 2 и 4 пальцев: «Раз-два-три, посмотри, нотка До, нотка Ми» 2 мин
  • Упражнение для 2-4 пальцев «Я иду и пою» 2 мин
  • Физкультминутка, слушание музыки. Ф.Шуберт «Экосез»: выполнение движений под музыку. Краткий рассказ о творчестве Ф.Шуберта (портрет композитора). 3мин
  • Игра «Угадайка». Сколько звуков звучит. Направление и характер движения мелодии. Высота нот в I октаве. 3 мин
  • Упражнение на постановку 1 и 5 пальцев: «Квинты» 2 мин
  • Разучивание пьесы «с рук»: «Элегия» А. Артеев. 4 мин
  • Игра по нотам, чтение с листа (сборник И.Корольковой «Крохе-музыканту, часть I) 5 мин

3.Заключительный этап. 3 мин

  • Подведение итогов
  • Оценивание работы учащейся.
  • Домашнее задание

На уроке были использованы методы:

  • словесные (изучение клавиатуры, нотной грамоты, анализ произведений)
  • наглядные ( показ репродукций, рисунков, портрет композитра)
  • практические ( исполнение упражнений и произведений)
  • был использован проблемно-поисковый метод (при характеристике звучания разных регистров, угадывании нот по слуху)
  • метод творческой работы (транспонирование пьес, подбор по слуху)
  • Метод контроля (опрос в конце урока)

Содержание учебного материала и виды работы, используемые на уроке, были направлены на поддержание познавательной активности учащейся на протяжении всего урока.

В процессе урока учащаяся была активна, внимательна, заинтересована. Практические задачи, поставленные преподавателем выполнялись творчески, осмысленно. Ее работа оценена положительно, ученица получила отличную оценку за урок.

Урок поставленных задач достиг. Все этапы взаимосвязаны между собой.

Источник

Самоанализ открытого урока по предмету «Специальность и чтение с листа» на тему: «Развитие простейших технических навыков в начальный период обучения в классе фортепиано» с ученицей 1 класса Фёдоровой Юлией
план-конспект урока на тему

Тема: «Развитие простейших технических навыков в начальный период обучения в классе фортепиано»

Цель: Развитие технических навыков через художественный образ.

Форма проведения: индивидуальное занятие

Тип урока: обобщающий

Скачать:

Вложение Размер
samoanaliz_otkrytogo_uroka_s_uchenitsey_1_klassa_fyodorovoy_yuliey.docx 23.86 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Детская школа искусств» пгт. Нижний Одес

Самоанализ открытого урока по предмету «Специальность и чтение с листа» преподавателя музыкального отделения по классу фортепиано Хилько О.В. с обучающейся 1-го класса Фёдоровой Юлией

Фёдорова Юля — ученица 1 класса, 8 лет, обучается с дошкольной группы. Имеет хорошие музыкальные данные: устойчивое, хорошо развитое чувство ритма, развитый внутренний музыкальный слух, отличную музыкальную память, развитое мышление. Эмоционально отзывчива на музыку, темпераментна и заинтересована в обучении. Юля, доброжелательна и легко идёт на контакт с преподавателем, к занятиям относится серьезно, работает за инструментом увлеченно, с полной отдачей. Игровые приемы усваивает легко, не смотря на то, что является левшой, руки достаточно свободны и хорошо организованы для игры на инструменте, работоспособна и может объективно оценить свою работу.

Тема: «Развитие простейших технических навыков в начальный период обучения в классе фортепиано»

Цель: Развитие технических навыков через художественный образ.

Форма проведения: индивидуальное занятие

Тип урока: обобщающий

• Расширение багажа музыкальных впечатлений

• Продолжить работу над рациональными приемам игры на фортепиано

• Овладение игры на различные виды техники: non legato, legato, staccato на основе гаммы C — dur;

• Работа над рациональными приемами игры на фортепиано

• Закрепить знание музыкальной терминологии

• Закрепление умения чтения с листа, с применением метода «Игры вслепую»;

• Развитие музыкально-образного мышления, расширение музыкального кругозора

• Развитие двигательно-игровых навыков

• Развитие навыка игры по нотам

• Развитие мелодического, гармонического, звуковысотного слуха

• Развитие чувства ритма

• Развитие навыка подбора по слуху и транспонирования

• Воспитание чувства любви и уважения к классической музыке

• Воспитание чувства ответственности за результаты своей работы

• Воспитание навыков самоконтроля

В соответствии с типом урока была предусмотрена следующая структура урока:

1. Организационный этап.

• Приветствие. Название темы урока. Вступительное слово педагога.

2 Основной этап.

В начале урока целесообразно было подготовить руки к игре на инструменте, для этого играли несколько упражнений на различные виды техники:

• позиционные упражнения на мелкую технику

• гаммообразные упражнения на мелкую технику

  • В упражнении «Раз, два, три – ну-ка пальчики беги» играли 2-3 и 3-4 пальцем к.р.о. – особое внимание уделялось свободной кисти, округлости пальцев, опущенным локтям и плечам, и выигрыванию каждого звука.
  • При работе над упражнением «Дорожка» 1-2; 1-3 пальцем двумя руками в восходящем и нисходящем движении, было дано задание — на ровность исполнения, не акцентировать 2 и 3 палец, играть громко не пережимать руку и был использован приём «игры в слепую».
  • При работе над расходящейся гаммой До мажор в восходящем и нисходящем движении, была проработана аппликатура в каждой руке отдельно, после чего исполнилась гамма 2 руками, свободной, не зажатой в запястье рукой и не стучащим 1 пальцем.
  • Прежде чем перейти к работе над гаммой Соль мажор, повторили знаки альтерации, назвали знак в гамме, показали его на клавиатуре. Повторили аппликатуру в к.р.о. и исполнили гамму Соль мажор на следующие штрихи: легато, стаккато, маркато, нон легато — в восходящем движении играли крещендо, в нисходящем – диминуэндо.
  • При работе над гаммой До мажор для точности звукоизвлечения использовались следующие ритмические задачи:

играли с опорой на первый звук, проговаривая слово Мама, с опорой на второй звук Весна Красна, с опорой на третий звук – Гномики.

Учащаяся успешно справилась со всеми задачами, работала вдумчиво, осознанно.

Физминутка — на расслабление мышц спины, шеи и рук.

При работе над закреплением нот были выполнены следующие задания:

• Повторение нот I; II и малой октавы. Работа по карточкам.

• Игра: «Раз, два, три – ну-ка нотки назови» — цель: развитие беглого чтения нот.

Работа над чтением нот с листа.

Перед игрой пьесы с листа был сделан краткий анализ нотного текста: определены музыкальный размер, тональность, ритмические и штриховые особенности. Затем в среднем темпе пьеса была исполнена.

Н. Баева и Т. Зебряк учебник Сольфеджио для 1-2 классов ДМШ

№ 53 РНП «Да во городе»

Работа над этюдами.

Работа над этюдами проходила с опорой на художественные образы. При исполнении перед учащейся ставились различные практические задачи:

• А. Гедики «Этюд» C – dur, показать хорошую пальцевую артикуляцию и беглость в гаммообразных пассажах, владение крещендо, диминуэндо.

• А. Гедике «Этюд» G – dur, отработать стаккато, добиваясь лёгкости и колкости исполнения, отработать окончание каждой фразы, после чего было предложено исполнить Этюд в быстром темпе.

• Л. Шитте «Этюд» G – dur, работать над верной аппликатурой в арпеджио, исполнять в умеренном темпе, добиваясь плавности и ровности звучания.

Юля с заданием справилась успешно, работала увлечённо с интересом.

Учащийся были показаны портреты композиторов и предложено прослушивание «Этюда» Л. Шитте в видеозаписи.

Работа над исполнением произведения в сопровождении симфонического оркестра пьесы Е. Алёрской «Радость»

Юле была предложена репродукция и дано задание, определить какое чувство передаёт картина, затем повторили произведение и исполнили его под фонограмму. Учащаяся постаралась передать настроение, воспринятое ею и эмоционально исполнила пьесу в сопровождении симфонического оркестра. Игра была эмоционально окрашена, убедительна, образна, но были допущены неточности в нотном тексте.

Игра в ансамбле с педагогом

Игра в ансамбле мобилизует внимание учащегося, не дает расслабляться и останавливаться, звучание при этом более яркое и насыщенное, чем при сольном исполнении. Такая форма работы очень нравится ученикам и хорошо развивает гармонический слух.

При игре в ансамбле с преподавателем был сделан краткий анализ нотного текста, проработаны штрихи, динамика, звук, характер, после чего произведение было исполнено.

• К. Лонгшамп — Друшкевичова «Полька»

Работа над закреплением средств музыкальной выразительности.

Был поставлен вопрос, для чего в музыкальной речи применяются средства музыкальной выразительности, после чего повторили динамические оттенки.

  • Игра «Цветик — семи цветик»

• Оценивание работы учащейся.

Работа оценена положительно, ученица получила отличную оценку за урок, со всеми заданиями справилась.

• Домашнее задание: продолжать работу над «Этюдами», обратить внимание и проработать отдельно трудные места. Работать над гаммами и упражнениями.

На протяжении всего урока применялись следующие методы: словесный, наглядный, практический, метод активизации логического мышления, метод сравнения и обобщения, метод развития творческих способностей, метод стимулирования, игровой, была применена технология развивающего и здоровьесберегающего обучения.

В процессе урока учащаяся была активна, внимательна, заинтересована. Практические задачи, поставленные преподавателем выполнялись творчески, осмысленно.

Тема: «Развитие простейших технических навыков в начальный период обучения в классе фортепиано» — раскрыта.

Цель: Развитие технических навыков через художественный образ, считаю достигнута.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Автор методической разработки ставит скромную задачу поделиться своими знаниями и опытом обучения маленьких детей чтению нот с листа, полученными в процессе анализа специальной литературы, передового .

Программа учебного предмета «Специальность и чтение с листа» дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Фортепиано», 8.

Программа учебного предмета «Специальность и чтение с листа» разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной про.

Формирование осознанного отношения к работе во время занятий в классе фортепиано.Осуществление более глубокого усвоения и систематизации знаний, умений и навыков.

Тема: «Развитие простейших технических навыков в начальный период обучения в классе фортепиано»Цель: Развитие технических навыков через художественный образ.Форма проведения: индивид.

Планируемые результаты:1. Предметные: Учащаяся должна знать приемы помогающие преодолеть трудности в техническом исполнении, уметь применять их в самостоятельной работе, слушать себя и оце.

в данном материале учащимся предложены ряд заданий для дистанционного обучения.

Источник

Читайте также:  Бом непрерывное движение ноты для скрипки 2 партия
Оцените статью