Самодельная 12 струнная гитара

Переделка 6-струнной гитары в 12-струнную

Много лет назад, еще в преддверии перестройки, досталась мне по случаю 6-струнная старая гитара Cremona в ужасном состоянии, — с наполовину отслоившейся подставкой, парой глубоких трещин на задней части корпуса, отклеенным от корпуса грифом и традиционно отломанными пластмассовыми колками. Похоже, кто-то эту старую гитару на вечеринке окончательно добил, и выбросил. Чинить ее не было никакого смысла. И я бы тоже прошел мимо и не стал подбирать возле подъезда изувеченный инструмент с целью его восстановить, если бы не….

12-струнных гитар на прилавках тогда не было. Никаких. По большому блату можно было приобрести лишь ленинградскую 12-струнную гитару за неадекватные деньги. Одним словом, в лице практически убитой 6-струнной Кремоны был шанс смастерить себе 12-струнку и стать ее счастливым обладателем…)))…

Несколько дней ушло на реставрацию трещин корпуса этой старой гитары (заклеивал эпоксидкой), сверлению отверстия для крепления грифа «под болт». Можно было, конечно, и приклеить гриф как в оригинале, но выбор в пользу болтового крепления основывался на моем предположении, что под гнетом 12 струн возможны не только прогиб грифа, но и проседание деки в области крепления ее с грифом. Резать гриф и вставлять в него анкер было практически нереально в условиях домашней мастерской. Так что болтовое крепление представлялось оптимальным решением регулировки высоты струн над грифом. Стачивание нижнего порожка (это пластмассовая пластина, через которую проходят струны) тоже подразумевалось и держалось как бы «в запасе». Но его сточить в случае необходимости более 2 мм все равно бы не получилось.

Читайте также:  Гитара apollo les paul

Создание колкового механизма. Вот тут пришлось основательно напрячься. Повторюсь, на прилавках музыкальных магазинов не было тогда того ассортимента гитарных запчастей, как сегодня. Одни лишь колковые блоки под 6-ти или 7-ми-струнные гитары, т.е. по 3 или 4 колка на общей железной планке. Раздельными колками комплектовались лишь электрогитары, но собрать 12 одинаковых, да еще и в рабочем состоянии, было практически нереально.


Головка грифа гитарыВыбирать пришлось между 3-х или 4-х секционными колковыми механизмами для ленинградской гитары. Другая сложность заключалась в том, что головка грифа старой гитары Кремоны не настолько длинна, чтоб можно было распилить секции на отдельные колки и затем их крепить. Попросту не осталось бы места под шурупы. После долгих замеров и прикидок было принято решение самостоятельно изготовить 2 площадки под 6 колок из дюралевой пластины.

Заводские отверстия в головке грифа под чешский колковый механизм совсем не подходили для данного проекта. Пришлось их заполнить смесью эпоксидки с опилками. В итоге получилась головка грифа без дырок…..как фабричная «заготовка», и теперь можно было насверлить отверстий в нужных местах под свой самопальный колковый механизм.

Верхний порожек для струн использовал заводской. Как ни странно, но прорези в нем были неправильные, с некоторым смещением в сторону толстых струн (словно производитель этого бракованного изделия специально сделал косяк под мои будущие модернизации…))).

Так что прорезать в нем углубления для дополнительных 6 струн не составило особого труда. Прорези делал модернизированным ножовочным полотном.

Стандартное полотно имеет зигзагообразную пилку и недостаточно тонкое, чтоб делать прорези для первых струн. Пара минут обработки полотна на точильном станке и инструмент готов. Толщина режущей (пилящей) части получилась порядка 0,5 мм.

Работа с подставкой, — 6 дополнительных отверстий со смещением от основных на 3 мм.Позже чуть скорректировал это расстояние для разных пар струн, сделав неглубокие насечки на поверхности нижнего порожка.

Собственно, все по переделке гитары… )

Сперва опробовал отремонтированную гитару в качестве шестиструнки. И был приятно удивлен ее звучанием. Для Кремоны она звучала очень недурно. Вряд ли качество звучания улучшилось от моего вмешательства. Скорее, мне просто повезло, — попался удачный «звучащий» инструмент, а я всего лишь не испортил это звучание на этапе ремонта. Имея немалую практику общения с Кремонами могу с уверенностью сказать, что так звучит лишь каждая 10-я гитара. Остальные 9 звучат заметно хуже. Т.е. звучание этого экземпляра мало чем отличалось от лучшей для того времени гитары, — немецкой Мюзимы.
Несколько тестовых дней в качестве шестиструнки тянулись бесконечно долго. Ставить сразу же еще 6 струн не убедившись, что место крепления грифа к корпусу прочное и верхняя дека тоже имеет запас, было опасно.

Наступил долгожданный день.
И сердце билось неровно, и руки дрожали когда устанавливал последние парные струны…))) Это я сегодня без тени волнения пущу под переделку любой дорогой и даже новый инструмент. А тогда это была моя первая 12-струнная гитара. Моя мечта, собственно… И конечный результат моего творчества и глумления над телом полуубитой еще вчерашней шестиструнки был еще не совсем неясен.

Пробно настроил гитару на 2 тона ниже. Первые аккорды конечно же заставили пульс забиться учащенно. Звук тех полуспущенных струн показался мне тогда «рояльным». Правда, хватило и одного дня, чтоб понять, что это все не дело. С таким лязгом струн музицировать нельзя. Попробовал осторожно повысить тональность. Сперва на полтона. Гриф и дека никак не отреагировали на нагрузку.
Еще на полтона… Последовал едва заметный прогиб грифа и недовольный одиночный треск издала дека. Выше настраивать не решился. (Забегая вперед скажу, что впоследствии я много экспериментировал с другими гитарами, с диаметрами струн, с тональностями. В конечном итоге пришел к выводу, что если у гитары гриф без анкерного стержня, то настраивать можно максимум на 1 тон ниже стандартной настройки. То есть 1-ая и 6-ая струны не Ми, а Ре. Выше нельзя. Гитара не выдержит. Если и не прогнется гриф сразу, то это обязательно произойдет в скором времени.)

Так появилась у меня первая 12-струнная гитара. И была она не куплена в готовом виде, а можно сказать, почти рождена мною заново, да еще и с трансформацией из старой гитары с 6 струнами в 12-струнку. Не появись я в нужном месте в нужное время, то ее скорее всего доломали бы дети во дворе.
С этой гитарой я отпел все свои студенческие годы, походы и т.д. Гитара путешествовала со мной все 6 лет гастрольных поездок по бывшему Союзу (чаще работал звукооператором, реже сам выступал на сцене). Она и сейчас со мной, но признаюсь, что я на ней практически не играю. Просто есть другой инструмент, с лучшим звучанием.

Первый мой опыт по переделке 6 в 12 был, наверное, одним из самых удачных. В будущем по просьбе друзей я много гитар переделал в 12-ти-струнки. В числе инструментов, которые мне приносили на переделку, были даже практически новые Кремоны. Моя гитара звучала лучше других Кремон. К радости моей, и к некоторому огорчению хозяев новых инструментов.12 струнная гитара Cremona У некоторых старых гитар со звуком было все хорошо, но корпус явно не выдерживал дополнительную нагрузку. Приходилось ставить самые тонкие струны. Но они не имеют того жирного акустического звука, увы…

Зачем вообще эта статья? Написал ее просто так…типа воспоминаний. Сегодня, наверное, нет никакого смысла прицельно модернизировать 6-струнную гитару в 12-ти. Проще пойти в магазин и купить готовое изделие. Единственным аргументом в пользу переделки может быть случай, похожий на мой: если к вам каким-то путем забрела старая гитара с измученной от времени и небрежного обращения внешностью, но с достойным звучанием, то, наверное, есть смысл попробовать сделать из нее 12-струнку. Многие старые гитары действительно звучат, и запас прочности у них достаточен для подобных переделок . Современные 12-струнки за 200-300 у.е. по звучанию — это все же уровень ниже среднего. А потратиться по-взрослому и купить хорошо звучащую 12-струнку за 1000-1500 у.е. может позволить себе далеко не каждый.

Источник

Преобразование 6 струнной в 12 струнную гитару:

Много лет назад, еще в преддверии перестройки, досталась мне по случаю 6-струнная Cremona в ужасном состоянии, — с наполовину отслоившейся подставкой, парой глубоких трещин на задней части корпуса, отклеенным от корпуса грифом и традиционно отломанными пластмассовыми колками. Похоже, кто-то гитару на вечеринке окончательно добил, и выбросил. Чинить ее не было никакого смысла. И я бы тоже прошел мимо и не стал подбирать возле подъезда изувеченный инструмент с целью его восстановить, если бы не….

12-струнных гитар на прилавках тогда не было. Никаких. По большому блату можно было приобрести лишь ленинградскую 12-струнную гитару за неадекватные деньги. Одним словом, в лице практически убитой 6-струнной Кремоны был шанс смастерить себе 12-струнку и стать ее счастливым обладателем…)))…

Несколько дней ушло на реставрацию трещин корпуса (заклеивал эпоксидкой), сверлению отверстия для крепления грифа «под болт». Можно было, конечно, и приклеить гриф как в оригинале, но выбор в пользу болтового крепления основывался на моем предположении, что под гнетом 12 струн возможны не только прогиб грифа, но и проседание деки в области крепления ее с грифом. Резать гриф и вставлять в него анкер было практически нереально в условиях домашней мастерской. Так что болтовое крепление представлялось оптимальным решением регулировки высоты струн над грифом. Стачивание нижнего порожка (это пластмассовая пластина, через которую проходят струны) тоже подразумевалось и держалось как бы «в запасе». Но его сточить в случае необходимости более 2 мм все равно бы не получилось.

Создание 12-колкового механизма.

Вот тут пришлось основательно напрячься. Повторюсь, на прилавках музыкальных магазинов не было тогда того ассортимента гитарных запчастей, как сегодня.

Одни лишь колковые блоки под 6-ти или 7-ми-струнные гитары, т.е. по 3 или 4 колка на общей железной планке. Раздельными колками комплектовались лишь электрогитары, но собрать 12 одинаковых, да еще и в рабочем состоянии, было практически нереально. Выбирать пришлось между 3-х или 4-х секционными для ленинградской гитары. Другая сложность заключалась в том, что головка грифа Кремоны не настолько длинна, чтоб можно было распилить секции на отдельные колки и затем их крепить. Попросту не осталось бы места под шурупы. После долгих замеров и прикидок было принято решение самостоятельно изготовить 2 площадки под 6 колок из дюралевой пластины.

Заводские отверстия в головке грифа под чешский колковый механизм совсем не подходили для данного проекта. Пришлось их заполнить смесью эпоксидки с опилками. В итоге получилась головка грифа без дырок…..как фабричная «заготовка», и теперь можно было насверлить отверстий в нужных местах под свой самопальный колковый механизм.

Верхний порожек для струн использовал заводской. Как ни странно, но прорези в нем были неправильные, с некоторым смещением в сторону толстых струн (словно производитель этого бракованного изделия специально сделал косяк под мои будущие модернизации…))).

Так что прорезать в нем углубления для дополнительных 6 струн не составило особого труда. Прорези делал модернизированным ножовочным полотном. Стандартное полотно имеет зигзагообразную пилку и недостаточно тонкое, чтоб делать прорези для первых струн. Пара минут обработки полотна на точильном станке и инструмент готов. Толщина режущей (пилящей) части получилась порядка 0,5 мм.

Работа с подставкой, — 6 дополнительных отверстий со смещением от основных на 3 мм. Позже чуть скорректировал это расстояние для разных пар струн, сделав неглубокие насечки на поверхности нижнего порожка.

Собственно, все по переделке гитары… )

Сперва опробовал отремонтированную гитару в качестве шестиструнки. И был приятно удивлен ее звучанием. Для Кремоны она звучала очень недурно. Вряд ли качество звучания улучшилось от моего вмешательства. Скорее, мне просто повезло, — попался удачный «звучащий» инструмент, а я всего лишь не испортил это звучание на этапе ремонта. Имея немалую практику общения с Кремонами могу с уверенностью сказать, что так звучит лишь каждая 10-я гитара. Остальные 9 звучат заметно хуже. Т.е. звучание этого экземпляра мало чем отличалось от лучшей для того времени гитары, — немецкой Мюзимы.
Несколько тестовых дней в качестве шестиструнки тянулись бесконечно долго. Ставить сразу же еще 6 струн не убедившись, что место крепления грифа к корпусу прочное и верхняя дека тоже имеет запас, было опасно.

Наступил долгожданный день.
И сердце билось неровно, и руки дрожали когда устанавливал последние парные струны…))) Это я сегодня без тени волнения пущу под переделку любой дорогой и даже новый инструмент. А тогда это была моя первая 12-струнная гитара. Моя мечта, собственно… И конечный результат моего творчества и глумления над телом полуубитой еще вчерашней шестиструнки был еще не совсем неясен.

Пробно настроил гитару на 2 тона ниже. Первые аккорды конечно же заставили пульс забиться учащенно. Звук тех полуспущенных струн показался мне тогда «рояльным». Правда, хватило и одного дня, чтоб понять, что это все не дело. С таким лязгом струн музицировать нельзя. Попробовал осторожно повысить тональность. Сперва на полтона. Гриф и дека никак не отреагировали на нагрузку.
Еще на полтона… Последовал едва заметный прогиб грифа и недовольный одиночный треск издала дека. Выше настраивать не решился. (Забегая вперед скажу, что впоследствии я много экспериментировал с другими гитарами, с диаметрами струн, с тональностями. В конечном итоге пришел к выводу, что если у гитары гриф без анкерного стержня, то настраивать можно максимум на 1 тон ниже стандартной настройки. То есть 1-ая и 6-ая струны не Ми, а Ре. Выше нельзя. Гитара не выдержит. Если и не прогнется гриф сразу, то это обязательно произойдет в скором времени.)

Так появилась у меня первая 12-струнная гитара. И была она не куплена в готовом виде, а можно сказать, почти рождена мною заново, да еще и с трансформацией в 12-струнку. Не появись я в нужном месте в нужное время, то скорее всего ее доломали бы дети во дворе.
С этой гитарой я отпел все свои студенческие годы, походы и т.д. Гитара путешествовала со мной все 6 лет гастрольных поездок по бывшему Союзу (чаще работал звукооператором, реже сам выступал на сцене). Она и сейчас со мной, но признаюсь, что я на ней практически не играю. Просто есть другой инструмент, с лучшим звучанием.

Первый мой опыт по переделке 6 в 12 был, наверное, одним из самых удачных. В будущем по просьбе друзей я много гитар переделал в 12-ти-струнки. В числе инструментов, которые мне приносили на переделку, были даже практически новые Кремоны. Моя гитара звучала лучше других Кремон. К радости моей, и к некоторому огорчению хозяев новых инструментов.
У некоторых гитар со звуком было все хорошо, но корпус явно не выдерживал дополнительную нагрузку. Приходилось ставить самые тонкие струны. Но они не имеют того жирного акустического звука, увы…

Зачем вообще эта статья? Написал ее просто так…типа воспоминаний. Сегодня, наверное, нет никакого смысла прицельно модернизировать 6-струнную гитару в 12-ти. Проще пойти в магазин и купить готовое изделие. Единственным аргументом в пользу переделки может быть случай, похожий на мой: если к вам каким-то путем забрела старая гитара с измученной от времени и небрежного обращения внешностью, но с достойным звучанием, то, наверное, есть смысл попробовать сделать из нее 12-струнку. Многие старые гитары действительно звучат, и запас прочности у них достаточен для подобных переделок . Современные 12-струнки за 200-300 у.е. по звучанию — это все же уровень ниже среднего. А потратиться по-взрослому и купить хорошо звучащую 12-струнку за 1000-1500 у.е. может позволить себе далеко не каждый.

Источник

Оцените статью