Самодельные гитары джека уайта

Своими руками я создал инструмент своей мечты — электро-гитару «Телекастер»

Музыкант, певец и композитор — мультиинструменталист Джек Уайт, основавший культовую группу White Stripes, давно доказал своим фанатам, что для настоящего рока вовсе не обязательно покупать гитару за тысячи долларов. Сам он нередко выступает с дешевым инструментом, купленным в супермаркете, а также демонстрирует поклонникам процесс создания электрогитары вручную. Вот и герой нашей статьи, влюбленный в музыку так же, как в работу с деревом, решил сделать гитару своей мечты своими руками.

Необходимые материалы и инструменты

У автора данной поделки ушел целый год на то, чтобы завершить проект, а использованные материалы не сильно уступают в цене среднему «телекастеру». Однако потраченные деньги и силы сполна окупаются осознанием того, что у него есть самая эксклюзивная гитара, которую он сделал для себя сам. Итак, вот что он использовал для создания инструмента:

  • Красное дерево для корпуса гитары и шеи грифа.
  • Черное дерево для грифа.
  • Кленовый шпон.
  • Долото.
  • Напильник и рашпиль.
  • Лобзик.
  • Фрезер.
  • Дрель.
  • Ленточная пила.
  • Наждачная бумага.
  • Орбитальный шлифовальный аппарат.
  • Паяльник.
  • Клей для дерева.
  • Колки.
  • Специальные гайки для колков.
  • Крепления для ремня (и сам ремень, конечно).
  • Бридж.
  • Порожки для ладов.
  • Регуляторы.
  • Звукосниматели.
  • Струны.
  • Моно-джек.
  • Трехпозиционный переключатель.
  • Мини-переключатель.
  • Фанера, бумага и широкоформатный принтер для создания шаблона.
Читайте также:  Мы гуляли с тобой мы бродили с тобой под гитару

1. Подготовьте детали

В интернете можно найти шаблоны для изготовления абсолютно любой гитары, а потому все, что вам нужно — выбрать понравившийся дизайн, скачать шаблон и распечатать его в натуральную величину на специальном принтере.

Но бумаги недостаточно для того, чтобы точно перенести и вырезать рисунок на дерево. К тому же вам нужно сделать первую резку на куске, которого не жалко, а потому следует использовать фанеру.

Как только у вас будут готовы фанерные шаблоны, вы можете начать вырезать детали корпуса своей электрогитары. Для этого вам понадобится ленточная пила.

2. Сделайте корпус

Корпус или тело вашей гитары должно состоять из двух частей. Так что если у вас довольно толстый кусок древесины, его придется распилить на два листа, один из которых должен быть более тонким.

После вырезания лицевой детали обработайте их наждачной бумагой. В этом нуждаются и декоративные фигурные вырезы на корпусе, и края.

К обратной (внутренней) стороне верхней половины будущей гитары необходимо приклеить кленовый шпон — это нужно не только для красивого внешнего вида, но и для усиления ее внутренней прочности. Просто замочите полоски шпона в горячей воде, а затем приклейте к основанию. Высохнув, они примут нужную вам форму.

Для второй половины вам понадобится фрезер, потому что без него никак не сделать в корпусе необходимые углубления. Прикрепите фанерный шаблон к более толстой части дерева, а затем используйте фрезер с шарикоподшипником для вырезания фигурных полостей. Затем следует вырезать края корпуса, совпадающие с краями лицевой части.

Теперь пришло время соединить обе части. На одной стороне гитары вы можете сделать клеевой шов между лицевой и задней частями корпуса. Это не обязательно, но если дерево не будет совпадать идеально, именно так проще всего будет скрыть соединение. Все-таки гитара должна быть красивой и аккуратной, чтобы не производить впечатление ненастоящего инструмента. Просто сформирует равномерные полосы из уже использованного ранее кленового шпона, а затем соедините им верхний и нижний края гитары.

3. Вырежьте и обработайте гриф

Как и в случае с гитарой, начните с приклеивания бумажного шаблона на дерево, которое планируете использовать для грифа и его шеи. Используйте ленточную пилу, чтобы вырезать и основание, и сам гриф. Сформируйте шею, используя рашпиль и наждачную бумагу. Время от времени проверяйте форму шеи, делая небольшие изменения, пока она не станет идеальной.

Затем выпилите канал для штанги вручную с помощью зубила. Сделайте канал немного глубже, чем высота стержня, а затем приклейте кусок дерева, чтобы закрыть его. После этого легче приклеить гриф, потому что вам не нужно беспокоиться о нанесении клея на стержень.

Вырежьте бороздки для порожков на лицевой половине будущего грифе при помощи лобзика. Обязательно используйте ладовый калькулятор и будьте предельно точны. Гитара — не декоративная вещь, и вы наверняка хотите, чтобы она хорошо звучала, верно?

Теперь можете соединить обе части грифа с помощью клея. В процессе высыхания сам гриф может начать съезжать с шеи, так как он тонкий и объемный, так что заранее позаботьтесь о том, чтобы чем-то зафиксировать его в процессе склеивания.

После того, как вы закрепите ладовые порожки, займитесь настройкой ладов. Каждый миллиметр высоты имеет значение, так что лучше всего сделать это вместе с профессиональным музыкантом (или ознакомившись с видеоуроками в интернете).

4. Сделайте карман для шеи грифа

Шейный карман — еще одна важная часть корпуса и вы должны убедиться, что центральные линии грифа и тела гитары идеально совпадают.

Пометьте местоположение шейного кармана, а затем используйте дрель, чтобы удалить большую часть лишнего дерева. Завершите процесс долотом, понемножку убирая миллиметры материала, пока шея грифа идеально не впишется в корпус.

5. Просверлите отверстия для звукоснимателей

Вы можете использовать фрезер, а можете дрель и долото — в зависимости от того, с чем вам легче работать и какие инструменты есть в вашем распоряжении. Делая отверстия будьте осторожны, чтобы никакая часть не дала трещину.

Используйте фанеру и открытые крышки звукоснимателей, чтобы сделать несколько тестов, пока не убедитесь, что можете просверлить отверстия для шурупов в шпоне, не сломав его.

6. Помните о приставке «электро»

Пришло время повозиться с электропроводкой, чтобы «телекастер» получился именно таким, каким изначально задумывался своими создателями.

Используйте классический трехпозиционный переключатель, регуляторы тона и громкости, а также небольшой переключатель для разделения датчиков. Вам понадобится паяльник, предельная точность и терпение. Схему создания электрической проводки для гитары вы можете найти в Интернете.

7. Соберите свою гитару

Проведите окончательную шлифовку всех деталей инструмента. Можете покрыть их лаком, использовать минеральное масло или оставить так, как есть. Автор этого проекта использовал тиковое масло. Если вы хотите сделать так же, просто нанесите 3-4 слоя этого средства на все детали гитары, тщательно втирая каждый слой и давая изделию просохнуть. Затем покройте гитару специальным воском и можете приступать к окончательной сборке.

Установите гриф в основание. Убедившись, что он отлично закреплен, перейдите к установке всех звукоснимателей, колков, держателей для струн. Если вы не уверены, как это сделать, просто найдите фото «телекастера» в интернете (в крайнем случае — инструкцию по его сборке). Следующим шагом будет натягивание струн. Вам может понадобиться тюнер для того, чтобы сделать первую настройку и убедиться, что вы все сделали правильно. Первая успешная настройка инструмента даст вам понять, что все было сделано и отрегулировано правильно, а значит вы создали настоящую гитару!

Последним штрихом станет установка креплений для ремня. Они снабжены саморезами и могут быть установлены вручную без использования инструмента. Теперь закрепите ремень, возьмите свою гитару в руки и исполните на ней первую мелодию!

Источник

Инструментарий The White Stripes: гитары Джека Уайта

Конечно, бывший лидер дуэта The White Stripes, гитарист и певец Джек Уайт так и остался музыкантом, получившим наибольшую выгоду из весьма кратковременного возрождения гаражного рока на заре XXI века. И пусть творчество Джека стоит очень далеко от того что можно назвать рок-мэйнстримом, профессионалы уровня лидера Led Zeppelin Джимми Пейджа (Jimmy Page) и гитариста U2 Эджа (The Edge) не скупились на похвалы, называя Джека музыкантом, сумевшим сделать низкобюджетный блюз-рок интересным массовому слушателю. И дело здесь не только в умениях артиста как рок-композитора, интересного прежде всего своему поколению, но и не самому банальному инструментарию Джека как гитариста.

Можно сказать, что Джек изменил для определенной части аудитории их представление об инструментарии гаражного рока: чаще всего считалось и считается, что обязательная принадлежность состава этой стилистики – электроорган Farfisa с несколько дешёвым звучанием. А гитары? Какие добудем, на таких и будем играть, антикварные инструменты в подавляющем большинстве случаев известно каких денег стоят. Но Джек Уайт доказал, что достоверный звук «гаражных 60-х» легче всего воспроизводится дешевой гитарой – да, соответствующих времён выпуска, но, вероятно, совсем не топовых брендов. И даже более того – с фактически пластмассовыми корпусами. А когда The White Stripes стали настоящими звёздами, Джек даже решился заказать гитару с корпусом из медного сплава. Известно, что как минимум одна гитара была специально приведена Джеком путем грубой шлифовки корпуса в достаточно непрезентабельный вид ради получения нужного звучания. То есть гитарным фетишизмом в нормальном смысле слова Джек не страдает совершенно, а что его подобные усилия сами по себе породили новый тренд – это уже совершенно другая история.

Всем известно, что основной рабочей гитарой Джека во времена The White Stripes был выглядевший очень фотогенично инструмент красно-белой расцветки явно невеликого бренда – так вот, это была гитара Valco JB Hutto Montgomery Ward Airline (1964). Компания Valco прекратила своё существование в 1968 году, и была известна в основном за счёт производства гитар National и Supro. Полый корпус данного инструмента изготовлен из стеклопластика торговой марки Res-O-Glas, и на гитаре установлены два звукоснимателя-сингла собственной разработки Valco, издалека выглядящие, правда, как хамбакеры. Еще одна странная особенность этой гитары – фиксированное подкрепление грифа стальным стержнем, не являющимся (!) анкером. Название же гитара получила по имени слайд-гитариста Джей Би Хатто (J.B. Hutto), который якобы играл на её прототипе. Понятно, что этот инструмент ныне – ужасная редкость, и тем не менее у Джека имеется вторая такая же гитара, но с корпусом белой расцветки, подаренная ему неким австралийским поклонником. Ввиду невероятной в середине 2000-х популярности The White Stripes и Джека лично бренд Eastwood выпустил гитару Airline DLX с аналогичной формой корпуса, однако же корпус этот был выполнен из красного дерева и не имел, как в оригинале, резиновой окантовки. Зато в базовой комплектации на гитаре были установлены звукосниматели-хамбакеры, хотя они и допускали кастомную замену на синглы Eastwood VVSC / Vintage Voiced Single Coil. Следующая модель, Eastwood Airline ‘59 Custom (2008) уже имела резиновую окантовку корпуса и пикгард в точной геометрии старинного оригинала.

А до вышеназванной гитары основным инструментом Джека был почти идентичный ей Valco Airline Res-O-Glass (1963) с более короткой мензурой грифа. Второй же самой известной гитарой музыканта оказалась Kay Archtop выпуска 50-х годов, на которой исполнялись основные слайдовые партии в пьесах The White Stripes. Это и есть та самая гитара, корпус которой Джек подверг немилосердной шлифовке – скорее всего ради борьбы с обратной связью (фидбэком), но не исключено, что и по чисто эстетическим причинам. Хотя, вероятно, для инструмента с верхней декой из ели корпусом из красного дерева это излишне… Спецификация инструмента – просто идеал для любителей бедного искусства: единственный звукосниматель-сингл DeArmond безо всяких регулировок, но с отсечным переключателем. Третий же инструмент, сделавший Джеку публичную славу – это японская гитара Crestwood Astral II выпуска 1970-х годов, использовавшаяся на ранних концертах The White Stripes и на первых записях группы. Инструмент с полым корпусом из фанеры использовался музыкантом и для исполнения слайдовых партий.

Как известно, Джек – не просто музыкант, но и коллекционер всяческих редких гитар, и поэтому разобраться какой инструмент использовался в большей или меньшей мере на записи определённого альбома, чрезвычайно трудно. Да и вряд ли все музыканты, являющиеся поклонниками The White Stripes, так уж стремятся к поиску подобных редкостей. Собственно, у Джека хватает серийных инструментов разной степени эксклюзивности. Обратим внимание на те инструменты, которыми Джек пользуется регулярно, и которые могут помочь в воспроизведении звука артиста во всех его групповых и сольных ипостасях. Одна из таких гитар – Gretsch G6118T Players Edition Anniversary , созданная на основе легендарного инструмента Gretsch 1958 Anniversary с корпусом из ламинированного клёна и кленовым же грифом профиля Standard “U” с радиусом скругления 12″ (305 мм). На гитаре установлены два звукоснимателя-сингла TV Jones Hilo’Tron и тремоло Bigsby B6СVT. Как ни странно для поклонника откровенно гаражного звука, Джек пользуется также парой гитар Gretsch высочайшего уровня – G6134T-58 Vintage Select ’58 Penguin и G6199 Billy Bo Jupiter Thunderbird , ассоциирующихся скорее с прецизионным исполнением рокабилли и ритм-энд-блюза. Первая из них – дотошный перевыпуск гитары Gretsch Penguin (1958) с корпусом из красного дерева и верхней декой из ламинированного клёна; вторая же – серийная копия гитары с корпусом необычной формы, созданной одним из пионеров рок-н-ролла Бо Диддли (Bo Diddley) в 1959 году, и впоследствии попавшая в руки лидера трио ZZ Top Билли Гиббонса (Billy Gibbons) и доработанная им. Корпус инструмента выполнен из красного дерева, звукосниматели – TV Jones Power’Tron Plus и TV Jones Power’Tron. Среди рабочих инструментов Джека в студии и на концертах за пределами The White Stripes – масса инструментов бренда Gibson , а именно вполне традиционные модели SG, Les Paul и Flying V , плюс электроакустические гитары Gibson J-160 и акустика Hummingbird .

Подбор гитарного усиления Джека вполне соответствует его устремлениям в области гаражного звучания – это комбоусилители, и только комбоусилители. Опять же, невозможно выделить основной усилитель музыканта, но Джек широко использует компоненты серии Fender Acoustasonic . Остальные усилители бренда Fender также выдерживают линию «гаражности» – это Fender ’65 Twin Reverb и Fender Bassman AB165 , активно использовавшиеся в процессе концертной работы с проектом The Dead Weather, плюс Fender Twin выпуска 50-х годов и Fender Vibroverb (1964). Самый необычный компонент гитарного усиления Джека – кабинет Hammond Leslie 3300 Rotary Speaker , очевидным образом эмулирующий эффект звучания электрооргана Hammond B3, который стал применяться в сценической работе с 2007 года.

Под ту же идеологию гаражного звучания музыкант подбирает и гитарные обработки, основными из которых являются фузз Electro-Harmonix Big Muff Pi и гармонайзеры DigiTech Whammy , Whammy DT и XP-100 Whammy-Wah, которыми Джек обычно пользуется как октаверами. При наличии под рукой других обработок, комбинация фузза и гармонайзера использовалась в концертной работе The White Stripes все годы существования группы! Остаётся добавить, что, невзирая на широкий спектр используемых Джеком микрофонов, в студии он частенько предпочитает вечную классику – инструментальные микрофоны Shure SM57 и вокальные SM58, причем иногда в качестве вокального использовался и SM57. Логично: простой по звучанию музыке – самые очевидные микрофоны. Как вы поняли, эта логика прослеживается в оборудовании Джека Уайта абсолютно во всём.

Источник

Оцените статью