Самодельный ревербератор для гитары

Электронный ревербератор

Электронный ревербератор — это несложное и надежное устройство обработки звука или речи, с помощью которого можно придавать источнику звукового сигнала (например, фонограмме) эффект «эха» или эффект «объемного звука». Предусмотрена возможность регулировки задержки сигнала до 100 мс. В качестве входного источника сигнала можно использовать линейный выход звуковоспроизводящего устройства или микрофон. Ревербератор послужит основой для самодельного усилителя-караоке! Устройство имеет небольшие габариты, малое потребление тока, простое в сборке и настройке.

Общий вид устройства показан на рис.1, схема электрическая — на рис.2.


Рис.1. Общий вид устройства


Рис.2. Принципиальная схема ревербератора

Перечень элементов:

С1 = 0,47 мкФ (CERCAP, обозначение 474)
С2 = 0,68 мкФ (CERCAP, обозначение 684)
СЗ, С8, С12-220 мкФх16. 25В (ЕСАР, 08 mm MAX)
С4 = 1 мкФх16. 25 В (ЕСАР, 08 mm MAX)
С5 = 22 мкФх16. 25 В (ЕСАР, 08 mm MAX)
С6 = 39 пФ (CERCAP, обозначение 390)
С7, C11, C15, С16 = 0,1 мкФ (CERCAP, обозначение 104)
С9, С10, С14, С23 = 4,7 мкФх16. 25 В
(ЕСАР, 08 mm MAX)
С13 = 5600 пФ (CERCAP, обозначение 562)
С17, С18, С21 =560 пФ (CERCAP, обозначение 561)
С19, С20 = 0,047 (CERCAP, обозначение 473)
С22 = 0,033 (CERCAP, обозначение 333)
С24, С25 = 10мкФх16. 25 В (ЕСАР, 08 mm MAX)
DA1 = 4558/358 (ИМС ОУ, корпус DIP-8)
DA2 = 78L05 (ИМС стабилизатора 5 В, корпус ТО-92, аналог КР1170ЕН5)
DA3 = НТ8970 (ИМС ревербератора, корпус DIP-16)
R1, R15, R16, R20 = 10 кОм
(коричневый, черный, оранжевый)
R2, R4, R5, R8, R24 = 4,7 кОм (желтый, фиолетовый, красный)
R3, R9 = 1 кОм (коричневый, черный, красный)
R6, R10 =47 KOM (желтый, фиолетовый, оранжевый)
R7 — 560 Ом (зеленый, синий, коричневый)
R11, R23 = 22 кОм (подстроечный, RESTRIM)
R12 — 100 кОм (коричневый, черный, желтый)
R13 — 47 кОм (подстроечный, RESTRIM)
R14, R19, R21,R22= 15 кОм (коричневый, зеленый, оранжевый)
R17 = 12 кОм (коричневый, красный, оранжевый)
R18 = 13 кОм (коричневый, оранжевый, оранжевый)
Микрофон электретный
Видеоразъем К 366G (RP-4)
Штыревой разъем (2 контакта, 3 контакта) PLS-40
Съемная перемычка (джампер)
Разъем клеммный (2 контакта) ED500V-2*5
Разъем питания под корунд
  • Технические характеристики
  • Напряжение питания 9. 12 В
  • Ток потребления 20 мА
  • Частотный диапазон 100. 12000 Гц
  • Выходной сигнал 250 мВ (линейный выход)

Ревербератор состоит из двух объединенных блоков: блока предусилителя и блока самого ревербератора. Блок предусилителя выполнен на ОУ 4558 или 358 (DA1). Коэффициент усиления выбран около 40 дБ (определяется отношением R10/R7) в расчете работы предусилителя напрямую с микрофоном. Если в качестве источника сигнала используется линейный выход звуковоспроизводящего оборудования (250 мВ), рекомендуется снизить коэффициент усиления до 6 дБ (резистор R7=22 кОм). Потенциометр R11 предназначен для регулировки уровня сигнала, снимаемого с предусилителя. При использовании электретного микрофона переключатель SW1 необходимо замкнуть, а при использовании динамического микрофона — разомкнуть.

Блок ревербератора выполнен на базе специализированной ИМС НТ8970, состоящей из дельта-модулятора/демодулятора, необходимых фильтров, генератора и участка памяти емкостью 20 Кб. ИМС может работать в одном из двух режимов — «эхо» (echo) или «объемный звук» (surround).

При использовании эффекта «эхо» необходимо установить все электронные компоненты согласно перечню и принципиальной схеме. Потенциометром R13 устанавливают время задержки эффекта «эхо», а R23 определяет глубину эффекта (глубина обратной связи). Переключатель SW2 необходимо замкнуть, а SW3 — перемкнуть джампером в положении 1-2.

При использовании эффекта «объемный звук» переключатель SW2 необходимо разомкнуть, а SW3 — перемкнуть джампером в положении 2-3. Или просто не устанавливать элементы С22, С23, С24, R23 и R18. Потенциометром R13 устанавливают время задержки эффекта «объемный звук».

Напряжение питания подается на контакты Х3(+), Х4(-). Микрофон (лин. выход) подключается к контактам Х1(+), Х2(-).

Устройство имеет стандартный линейный выход (разъем ХР1 типа «тюльпан»). К нему можно подключить, например, усилитель мощности или последующий каскад обработки сигнала.

Конструктивно ревербератор выполнен на печатной плате из фольгирован-ного стеклотекстолита размерами 64×56 мм. Конструкция предусматривает установку платы в корпус, для этого на плате имеются монтажные отверстия под винты 2,5 мм.

Для удобства подключения питающего напряжения и источника сигнала на плате предусмотрены посадочные места под штыревые контакты или клемм-ные винтовые зажимы.

Печатная плата и расположение элементов на ней показаны на рис.3.


Рис.3. Печатная плата и расположение элементов ревербератора

Правильно собранное устройство настройки не требует.

Источник

Easy Reverb

Предисловие.

Вашему вниманию предлагается проект легкого ревербератора «Easy Reverb».

В самодельных ревербераторах часто применяется такой блок задержки сигнала, как Belton BTDR-1, который содержит три микросхемы PT2399 и имеет небольшие размеры. Схема, предлагаемого вам ревербератора, построена на двух таких микросхемах, широко известных в схемотехнике данных устройств.

Первоисточником для данного проекта стал англоязычный сайт Diystompboxes, а также проект в пдф формате.

Схема.

Сигнал электромузыкального инструмента подается на входной усилитель, собранный на половине микросхемы TL072 и затем поступает на транзистор Q1,который представляет из себя электронный ключ и работает совместно с переключателем SW имеющим характеристику ON — ON.

В одном положении переключателя на базу транзистора подается отрицательное напряжение питания, закрывающее его, в другом положительное, открывая и пропуская сигнал на входы линий задержки на микросхемах U2 и U3. Так же имеется переключатель S1, который отсекает низкие частоты, оставляя только высокочастотные составляющие, прежде чем сигнал поступит на линии задержки. Одна из них имеет постоянное время задержки, а вторая функцию регулировки за счет подстроечного резистора Р2, при помощи которого можно получить звук от пустой ванной комнаты до пространственного звучания. Возможен вариант замены данного подстроечного резистора на переменный, установив его на панель корпуса, что даст возможность оперативного вмешательства в регулировку эффекта. При сборке так называемого «однорукого» варианта, оптимальное звучание ревербератора можно получить при значении подстроечного резистора Р2 порядка 17,5 кОм.

Сигнал, пройдя через U2 и U3, смешивается, немного отфильтровывается и поступает опять на вход линий задержки, тем самым достигается эффект увеличения времени задержанного сигнала. Далее, чистый и обработанные сигналы смешиваются обычным способом, подмешивание обработанного сигнала к основному происходит через переменный резистор Р1. Затем оба сигнала поступают на выходной усилительный каскад, собранный на второй половине микросхемы TL072.

Данный ревербератор можно собрать в двух вариантах, с одной или двумя ручками управления.

Печатная плата.

По сравнению с оригиналом, печатная плата была немного подправлена под размер корпуса Гаинта G0124.

В готовом варианте, плата выглядит следующим образом(показаны варианты печатных плат с одной и двумя ручками управления):

Демонстрация работы.

На предоставленном видео можно послушать как работает эффект при разных настройках.

Список элементов.

  • 100 Ом — 2шт
  • 1к — 2шт
  • 4,7к — 3шт
  • 10к — 14шт
  • 15к — 1шт
  • 22к — 1шт
  • 100к — 1шт
  • 1м — 1шт
  • 10м — 1шт
  • 1нФ — 3шт
  • 2,2нФ — 1шт
  • 10нФ — 3шт
  • 22нФ — 1шт
  • 100нФ — 11шт
  • 10мФ(тантал) — 1шт
  • 10мФ(неполярный) — 2шт
  • 10мф х 16в — 7шт
  • 47мФ х 16в — 4шт
  • BC337(Любой NPN с высоким усилением) — 1шт
  • 10k — 1шт
  • 20k — 1шт(либо подстроечный, для варианта с одной ручкой управления)
  • корпус G0124 — 1шт
  • ручки потенциометров — 1\2шт
  • гнёзда Jack — 2шт
  • гнездо питания — 1шт
  • кнопка ON-ON — 1шт

Так же, Вы можете скачать список деталей в виде готовой таблицы.

Источник

Пружинный ревербератор

Кому хотелось когда либо сделать что то своими руками, для себя же — так это музыкантам. Их вечные поиски интересных схем различных перегрузов, усилителей, эквалайзеров и прочего занимают кучу времени, но результаты работы шикарны. В этой статье хочу обратить внимание на довольно известный прибор, который использовали в своей жизни, наверное, почти все гитаристы – ревербератор. Но хочу подчеркнуть то, что это не электронный вариант устройства, а самый натуральный, старинный и первый – пружинный. Его звук наполнен духом винтажных блюзовых импровизаций и полон классики электрогитарного звучания. Теперь к сути дела. Ревербератор добавляет в сигнал эффект эхо, но делает это не как похожий на него delay. Последний «копирует» сигнал и «вставляет» эти копии с задержкой после основного сигнала и после предыдущей такой «вставки». Что же делает ревербератор: он пропускает сигнал через себя и не оставляя признаков чистого сигнала (зависит от конструкции ревера), выдаёт только сигнал с определёнными гармониками. Что бы понять, что это такое и в чём разница, вспомните, когда вы стоите в большом пустом помещении (например склад) и что то говорите – имеете тот самый эффект реверберации.

Итак, что бы мне перейти к принципиальной схеме, нужно сначала объяснить принцип работы сего устройства. Из названия не трудно понять, что основным компонентом будет пружина (о характеристиках разных пружин чуть позже). Пружина – упругое тело, которое может передавать механические колебания. Если мы будем воздействовать на пружину колебаниями с одного конца, то на другом конце будут те же колебания, но только слабее и немного изменённые в своей структуре. А теперь переносим этот принцип на практику. Подавая на один конец пружины колебания, к примеру, музыкальные, на другом конце будем иметь тоже самое, но с тем самым «эффектом большого пустого помещения». Теперь о тонкостях. Чем длиннее пружина, тем сильнее эффект. Чем пружина более жесткая, тем более чёткий, сильный сигнал на выходе. Также есть разница, какой внутренний диаметр у пружины, её толщина и расстояние между витками. Почему именно пружина? Ответ вполне логичен: для того, что бы получить гармоники колебания должны пройти через множество материала, грубо говоря. Это значит, что в принципе можно сделать ревербератор и с прямым куском проволоки, но эффект будет минимальным, а пружину используют потому, что в ней этой «проволоки» больше, и следовательно эффекта добиться легче. Это пока что всё что необходимо знать о пружине для того что бы сделать ревербератор. Теперь потрясу Ваше воображение (наконец то) схемой:

Схема изначально рисовалась для моих друзей из Финляндии, Швеции и Германии, поэтому в основном на английском языке.

Как можно видеть из неё, тут использованы такие компоненты:

  1. Источник сигнала (у меня это была гитара, потому что делал для гитары, но может быть что угодно)
  2. Усилитель (AMP)
  3. Динамик с прикреплённым к нему одним концом пружины
  4. Динамик с прикреплённым к нему вторым концом пружины
  5. Клеммы входа, выхода, заземление

Итак, разбираем этот список в подробностях. Первым у нас идёт источник сигнала. Это может быть любое что то, что выдаёт звуковой сигнал. Не важно, гитара, микрофон, плеер или ещё что. Далее видим, что этот сигнал поступает на усилитель. Этот компонент для экономии времени можете купить в магазине, НО тут можно схитрить. Если пойдёте тем же путём что и я, то купите в любом магазине маленькие колонки типа этих:

Их мощность 2 – 5 Ват, и этого вам хватит, но вся соль в том, что это уже готовый усилитель который нам абсолютно подходит и 2 динамика, необходимых нам для ревербератора! Короче говоря – почти весь набор компонентов сразу и за небольшие деньги. Но если у вас есть готовый свободный усилитель и 2 динамика – можете использовать их.

Итак, как можно было понять, сигнал поступает на усилитель, проходя через него становиться довольно мощным для того, что бы передать свои колебания пружине. Выход усилителя идёт на динамик с прикреплённым к нему одним концом пружины. Таким образом, на пружину поступают механические колебания сигнала от динамика. Мы преобразуем, фактически, электронный сигнал в механический через динамик. Далее, сигнал проходит в механическом виде через плотное, колеблющееся тело – пружину. На втором конце её прикреплён второй динамик, который служит «приёмником» механических колебаний и преобразователем их обратно в электрический. И вот он момент истины – на выходе у нас уже не просто сигнал, а пропущенный через плотное тело, имитирующее прохождение звуковых волн через большое пространство. Теория ясна и теперь можно вдаваться в технические подробности. Сперва хочу показать то, как нам стоит собрать шасси для нашей конструкции. Не будем ходить далеко и придумывать нечто заумное. Для нашего проекта нам нужна прочная основа в виде перевёрнутой «П», смотрим:

Вы можете видеть, что для шасси использовано 3 основных компонента: несущая планка, уголок один и уголок второй. Всё это вместе скручивается винтами. Где взять эти вещи? В любом строительном супермаркете, магазине есть отдел с такими вещами. Они предназначены изначально для скручивания деревянных конструкций, есть очень разных размеров, форм. Сделаны из метала – и это хорошо. В этой области Вам предоставляется огромный выбор для полёта фантазии. На втором рисунке представлены такие детали.

Основа для нашего ревербератора готова. Теперь, на следующем этапе нашей работы, приступаем к монтированию пружины и динамиков. Пружину я использовал самодельную. Навивал её из медного провода толщиной 1мм на диаметр приблизительно 2 см. В длину пружина была около 25 см уже в натянутом, установленном состоянии. Крепится пружина своими концами к уголками. Она должна быть натянута очень хорошо и не провисать! Иначе, теряется упругость и эффекта может не быть вовсе. Пробуйте разные пружины, из разных металлов, что бы достичь максимальной упругости. Также хочу заметить то, что разные металлы звучат здесь по-разному. Медь имеет довольно мягкое звучание за счёт того, что она довольно мягкая. Недостатком её есть то, что в силу этой же мягкости, сила сигнала на выходе довольно маленькая, и может понадобиться еще один предварительный усилитель на выходе, что бы поднять амплитуду сигнала. Сталь, например, имеет абсолютно характерный металлический звон, призвук. Сигнал со стали довольно чёткий и мощный. Именно стальные пружины используются в заводских моделях пружинных ревербераторов.

Если Вы читали внимательно, то наверняка заметили, что в первый раз я сказал «динамики с прикреплёнными к ним концами пружины» а во второй раз «концы пружины крепим к уголкам» — замешательство, не так ли? Вовсе нет. Пролью немного света на эту дилемму. Смотрим на рисунок:

Тут видно, что на нашем шасси нужно закрепить оба динамика по разные стороны. Между уголков натянуть пружины, закрепив её концы как Вам будет удобно: либо скотчем, либо изолентой, либо же прикрутить (всё зависит от пружины). От динамиков идут провода к выходу усилителя и к выходу с нашего ревербератора (или через предварительный усилитель, если нужно). Имея такую конструкцию переходим дальше, и смотрим как же нам передать механические колебания динамика, пружине. Иными словами, как соединить динамики с пружиной:

Динамик крепиться с пружиной через кусок проволоки или чего-либо другого, достаточно твёрдого. Одним концом эта «палочка» приклеивается к динамику в его середине, а другим к перпендикулярному месту на пружине. Клей «Момент» отлично всё держит и достаточно быстро сохнет. Заметьте, что динамик должен быть надёжно и неподвижно закреплён на шасси, иначе перпендикулярность нарушается и колебания приобретают другой вектор, что влечёт потерю силы сигнала на выходе. Всё должно быть ровно и перпендикулярно. Таким образом, динамик колеблясь, передаёт эту механическую энергию пружине, на другом конце которой установлен второй динамик-приёмник. Он крепиться к пружине таким же образом.

Существует много разных способов прикрепить пружину к динамику. Я предлагаю Вам этот, как самый практичный, лёгкий и надёжный. Ниже представлено несколько фотографий на разных этапах постройки.

Это самая первая экспериментальная модель с креплением пружины прямо к излучателям. Она была не эффективной, пружина провисала и в месте крепления неплотно прилегала к диффузорам. Усилитель из настольных колонок «мыльниц», которые я советовал Вам использовать.

А вот вторая фотография – окончательный вариант моего пружинного ревербератора. Тут в шасси использованы уголки и прямые планки, которые я советовал Вам. В корпусе под шасси находиться усилитель, гнёзда входа-выхода, гнездо питания усилителя. Ручка которую вы видите на передней панели – регулятор на 100К. Он регулирует соотношение чистого звука и звука с эффектом на выходе. Иными словами % чистого звука и с эффектом. Как динамик-передатчик использован динамик из таких же колонок – мыльниц, 4 Вата и 8 Ом сопротивления. Как динамик-приёмник взят динамичек из трубки телефона. Его характеристик я к сожалению не помню. Ниже хочу представить видеозапись, сделанную мной для презентации работы готового устройства. В этом видео вы увидите окончательную модель пружинного ревербератора, изображенную на последней фотографии.

В самом конце обо мне: эту конструкцию я ни откуда не брал, придумывал сам. По началу искал готовые схемы, но таких в интернете 1 -2, поэтому и решил написать свою статью. Надеюсь она поможет тем, кто хочет себе пружинный ревербератор.

Источник

Оцените статью