- Шлифовка и полировка ладов
- Видео
- MasterGitar.com
- Классическая гитара, фламенко, семиструнная гитара — ФОРУМ: Задать вопрос гитарному мастеру (можно здесь) — Классическая гитара, фламенко, семиструнная гитара — ФОРУМ
- Задать вопрос гитарному мастеру (можно здесь) Мастер Руденко отвечает на Ваши вопросы Оценка: 3 Голосов
- #1 Mischa
- #2 michel
- #3 michel
- #4 N_Rudenko
- #5 michel
- #6 Alel
- #7 michel
- #8 N_Rudenko
- #9 KinSokol
- #10 sima
- #11 N_Rudenko
- #12 KinSokol
- #13 michel
- #14 N_Rudenko
- #15 itoprover
- #16 clink
- #17 KinSokol
- #18 N_Rudenko
- #19 KinSokol
- #20 itoprover
Шлифовка и полировка ладов
Для чего нужна шлифовка или выравнивание ладов? Лады на гитаре (как и на любом другом струнном или щипковом инструменте (кроме безладовых конечно) должны быть строго одной высоты. Иначе за выступающий, пусть даже на долю миллиметра лад, струна будет цепляться и дребезжать.
Струны звенят из-за того что:
- Лады по прошествии времени износились и образовались характерные канавки (см. фото), а так как на определенных ладах играют чаще чем на других, то канавки местами имеют разную глубину.
- Гитара новая и лады при ее изготовлении были недостаточно качественно выровнены и отполированы.
- Гитара была изготовлена из недостаточно выдержанного дерева и со временем на накладке грифа появились бугры. Часто на акустических гитарах выступает 12-ый или 14 лад (примыкающий к краю корпуса)
Видео
В 4-х минутном видеоролике ниже кратко и наглядно без пустой болтовни показано шаг за шагом как все это делается. Типа руководство: «Как ровнять, шлифовать и полировать лады электрогитары самостоятельно в домашних условиях».
Смотреть до конца .
Далее текстовая инструкция с картинками для тех кто предпочитает чтение или что-то не понял из видео (ролик с Ютуба без комментариев).
Звон и дребезжание струн на ладах можно устранить шлифовкой, или в крайнем случае, заменой ладов (при замене ладов есть возможность произвести шлифовку самой накладки и придать ей идеально ровную поверхность). Некоторые гитаристы обнаружив выступающий лад берут у своих подружек пилочку для ногтей и пытаются его подточить.
Но в идеале ровнять лады нужно одновременно все. После снятия струн накладку между ладами заклеивают бумажным малярным скотчем чтобы её не попортить (обычный прозрачный скотч оставит на дереве много клейкой массы). Далее при помощи анкера выравнивают гриф (здесь требуется особый навык и хороший глазомер, так как необходимо учесть глубину износа ладов и возможно присутствующие еще и неровности накладки).
В процессе шлифовки (особенно когда приходиться много стачивать) не лишним будет еще раз проверить изгиб грифа.
Лады шлифуются наждачной бумагой прикрепленной к бруску с обязательно идеально ровной рабочей поверхностью (проверяется слесарной линейкой). В процессе зернистость бумаги желательно менять от средней (P500-P600) до самой мелкой. Хотя есть один момент: в процессе износа зернистость наждачки уменьшается сама и скажем P800 довольно быстро превращается в условно P1000.
После того как последняя самая глубокая ямка исчезла можно приступать к закатке ладов. Для чего нужна закатка? Как видно на фото после шлифовки лады приобрели трапециевидную форму. Исправить её можно при помощи специального инструмента-закатника (см. фото ниже). В интернете его можно купить за 3$ и еще много чего полезного (кликаем на картинки):
Без него придется извращаться с наждачной бумагой или простым надфилем пытаясь шлифовать именно края лада.
После того как лады приобрели полукруглую форму приступают к их полировке. Полировка проходит как правило в несколько этапов со сменой абразива. После самой мелкой наждачной бумаги лучше всего использовать абразивный войлок (с зернистостью 2000-2500)
Каждый лад по отдельности обрабатывается вдоль, пока не исчезнут все риски оставленные при грубой шлифовке. После последней чистовой полировки тряпочкой с пастой ГОИ лады приобретают идеально гладкую и блестящую поверхность.
Источник
MasterGitar.com
Обработка ладов требуется для придания каждой вершине правильной формы, а также выранивания высоты. Сделать это надо даже на новых, только что установленных ладах. Если вы хотите только обработать старые лады, то убедитесь, что их высоты хватит.
Ещё раз важный момент, для тех кто решил пропустить все предыдущие статьи и сразу взял напильник и закатал рукава. Править надо жестко зафиксированные в ровном грифе лады. Если гриф сильно прогнут, то надо сначала его выпрямить и потом уже заниматься ладами.
Выравнивание высоты всех ладов
Надо выпрямить верхушки ладов, чтобы струны не касались следующего лада. Это надо делать и на новых ладах. Лад может иметь некоторую волну, какие-то неровности, незаметную неравномерность установки в пропил. Если ваши лады идеальные и сделали вы все идеально, значит коснувшись притиром ладов вы оставите одинаковые риски на всех ладах сразу с первого движения. В этой операции нет никакого лишнего стачивания высоты.
Возьмите короткий притир, около трети грифа, на него наденьте наждачку, номер которой подберите самостоятельно, это где-то 240.
Притиром водя по всей поверхности ладов, добейтесь чтобы он выровнял все вершины. Начинайте с высоких позиций, там ладов больше, снять их можно без опаски сильнее, и смещайтесь к началу грифа, и на первых позициях аккуратно только коснитесь ладов, убедившись, что все ровно.
Если есть какие-то неровности по высоте, то где-то снимет сравнительно много, где-то только начнёт, главное выпрямить. Но остановиться надо, как только последний лад, т. е. самый низкий, слегка потрётся притиром.
Напильником не пользуйтесь. Их нет ровных практически. И вы не удержите плоскость.
Для проверки можно использовать ровную плоскость с такой длиной, чтобы захватывало первых три лада. Ни на каком ладу уровень не должен начать качаться.
Закругление верхушки лада
Теперь у каждого лада образовалась на вершине некоторая площадка, причём ширина её может быть разной. Надо сделать так, чтобы ширина этой площадки не превышала 0.5мм. Иначе струна будет неверно отсекать, плюс ещё может появиться дребезжание.
Есть мнение, что лад должен быть идеально полукруглым и никаких площадок быть не может. Но давайте вспомним физику из школьного курса, а точнее формулу взаимодействия площади касания и оказываемого давления. Чем меньше площадь касания, тем больше оказываемое давление, именно по этому острое и режет. Площадь касания идеально круглого лада и струны будет очень малой, а значит будет сильное давление на струну. В результате излишний износ канители. На практике более жесткий лад вминается в канитель струны, и все заканчивается какой-то площадью касания. Если предусмотреть эту минимальную площадь касания на поверхности головки лада сразу, тогда истирание канители хорошо замедлится.
Продолжим закатывать лады.
Перед этой операцией многие мастера защищают накладку малярным скотчем, приклеивая его вдоль лада с обеих сторон.
Существуют разные виды инструмента для закатки ладов гитары. Самый удобный, наверно, напильник с полукруглым желобочком. Он постепенно с обоих сторон уменьшает выше указанную площадку. Такой напильник просто не купишь, надо заказывать в специальных гитарных магазинах.
Есть другой способ: закатка плоским напильником
Находите напильник плоский и ровный, шириной 2.5 см примерно. Величина несечки — без зверства. Торец, где нет насечки, на точильном камне обрабатываете, сняв фаски с обоих сторон. Смысл в том, что торец даже с некоторым наклоном не мог царапать дерево.
Этим напильником, приставив его сбоку головки, начинаете стачивать тело лада, то с одной, то с другой стороны, пока площадка не выйдет на размер. Т. е. обработанный гладкий торец напильника елозит по дереву накладки, а насечка закругляет головку лада. Слегка подворачивайте напильник, заваливайте его на лад, чтобы не делать трапецию из лада. Мне удобнее было держать напильник не за ручку, а за тело над обрабатываемым ладом.
Теперь у вас лады в одной плоскости и у каждого на вершине площадка 0.5мм.
Фаска по краю накладки: обработка торца лада
Возьмите тот же напильник и им снимите фаску с краёв накладки, захватывая торцы ладов. Лады снимайте не слишком сильно, чтобы потом при игре струна не срывалась с грифа. От струны до начала фаски на торце лада лучше иметь где-то 2.5мм.
Возможен вариант, вообще не заваливать фаски у ладов, когда гриф узкий. Т. е. только обработать торцы заподлицо к накладке. При ремонтах бывает всё что угодно. Одни хотят расширить, другие сузить. На семиструнных гитарах есть техника захватывать шестую струну большим пальцем, что предполагает ее близкое распложение к краю накладки.
Снимаем острый уголок
Теперь возьмите надфиль с самым маленьким зубчиком. И, так же как у выше указанного напильника для закатки, обработайте один торец до гладкого состояния, чтобы не царапал. У меня обработаны оба торца, но на одном не снята фаска.
Этим надфилем вы должны обработать уголок (см. схему), немножечко закруглить его. Этот уголок, образуется на торце лада. Этих уголков у каждого лада по два на каждой стороне. Со временем лад немножко выйдет за габариты накладки. Если оставить этот угол, тогда он будет неприятно царапать кожу, если провести по углу накладки. Если же его закруглить, тогда это будут только гладенькие шишочки торцов. Задел для этого мы подготовили ещё на этапе подготовки лада.
Мелкая наждачка, подготовка к полировке
Теперь осталось взять мелкую наждачку и все лады пошкурить, для закругления всех уголков — и торцовых, и на плоской площадке.
Возьмите мелкую наждачку (800-1000) и потрите каждый лад по этой плоской площадке вдоль и поперёк.
Очень правильно заполировать лады пастой ГОИ. Достаточно правильно подготовить лады для этого, т.е. 1500 наждачной бумагой зашкурить лады. Потом пасту на тряпочку и интенсивно тереть до блеска. Если у вас есть возможность полировать полировальным кругом, например, на болгарке, то это совсем удобно. Только не повредите деку — лучше сразу что-то подложить.
После зачистите накладку между ладами или уберите защитный скотч.
Покрытие накладки гитары
Классическим вариантом покрытия поверхности накладки на лицевой стороне, т.е. между ладами является высыхающее масло. Вы можете использовать любое с такими качествами. Можно относительно легко приобрести лимонное, тунговое, датское масло. Все эти составы пропитают поверхность накладки, заполнят поры и застынут, что защитит вашу накладку от перепадов влажности между летним и зимним периодами. (Летом влажно, зимой из-за отопления сухо.)
Если нет масла, то слегка покройте накладку политурой, сильно разбавленным лаком, для защиты от влажности и грязи. Чтобы древесина потемнела, но лака, как такового, видно не было.
Источник
Классическая гитара, фламенко, семиструнная гитара — ФОРУМ: Задать вопрос гитарному мастеру (можно здесь) — Классическая гитара, фламенко, семиструнная гитара — ФОРУМ
- Классическая гитара, фламенко, семиструнная гитара — ФОРУМ
- >Исполнение
- >Инструменты
- Правила форума
- Просмотр новых публикаций
- 64 Страниц
- 1
- 2
- 3
- →
- Последняя »
- Вы не можете создать новую тему
- Вы не можете ответить в тему
Задать вопрос гитарному мастеру (можно здесь) Мастер Руденко отвечает на Ваши вопросы Оценка: 3 Голосов
#1 Mischa
- СуперЮзер
- Группа: Главные администраторы
- Сообщений: 5 821
- Регистрация: 11 Март 05
#2 michel
- СуперЮзер
- Группа: Пользователи
- Сообщений: 579
- Регистрация: 04 Август 06
#3 michel
- СуперЮзер
- Группа: Пользователи
- Сообщений: 579
- Регистрация: 04 Август 06
#4 N_Rudenko
- Активист
- Группа: Пользователи
- Сообщений: 280
- Регистрация: 28 Октябрь 06
michel (1.11.2006, 15:01) писал:
В гитаре нет какой-то настройки, отвечающей за длительность звучания, особенно, чтобы это было просто и легко. Чтобы изменить звук гитары, нужно изменить толщины деки, размеры или конструкцию акустической системы. Другими словами, надо глобально что-то менять, возможно, разбирать гитару. Нет простого решения.
Правильной настройкой высот струн над грифом Вы достигнете удобства игры и отсутствия помех при звукоизвлечении, например, лязга струн по ладам. Правильная настройка высот даст Вам возможность максимально использовать звуковой ресурс гитары.
Самый быстрый способ что-то изменить – это подобрать правильное натяжение и марку струн. Чем сильнее натяжение комплекта, тем сильнее струны выжимают звук из гитары. Поэтому купите струны подороже, сильного натяжения, настройте высоты струн соответственно этому натяжению и получите максимальную отдачу при такой конструкции гитары.
#5 michel
- СуперЮзер
- Группа: Пользователи
- Сообщений: 579
- Регистрация: 04 Август 06
#6 Alel
- Любит посидеть
- Группа: Пользователи
- Сообщений: 63
- Регистрация: 11 Сентябрь 05
#7 michel
- СуперЮзер
- Группа: Пользователи
- Сообщений: 579
- Регистрация: 04 Август 06
Alel (2.11.2006, 19:02) писал:
http://www.mastergit. e/kost-make.htm
Здесь все подробно описанно
а если найдеш слоновую кость так это еще лучше
#8 N_Rudenko
- Активист
- Группа: Пользователи
- Сообщений: 280
- Регистрация: 28 Октябрь 06
michel (1.11.2006, 23:02) писал:
#9 KinSokol
- Новичок
- Группа: Пользователи
- Сообщений: 8
- Регистрация: 13 Сентябрь 06
michel (2.11.2006, 1:01) писал:
Та же проблема покоя не даёт.
Гитара:
http://www.ton-line. g/79/goods/405/
Можно ли увеличить толщину накладки на гриф? (насколько я понял, накладка из чёрного дерева.(Нужно будет наращивать гриф на высоту около 2 мм). Если да, то каков техпроцесс?
Во сколько это обойдётся?
Какие могут быть проблемы?
#10 sima
- СуперЮзер
- Группа: Пользователи
- Сообщений: 509
- Регистрация: 31 Январь 06
#11 N_Rudenko
- Активист
- Группа: Пользователи
- Сообщений: 280
- Регистрация: 28 Октябрь 06
KinSokol (2.11.2006, 11:44) писал:
michel (2.11.2006, 1:01) писал:
Та же проблема покоя не даёт.
Гитара:
http://www.ton-line. g/79/goods/405/
Можно ли увеличить толщину накладки на гриф? (насколько я понял, накладка из чёрного дерева.(Нужно будет наращивать гриф на высоту около 2 мм). Если да, то каков техпроцесс?
Во сколько это обойдётся?
Какие могут быть проблемы?
Зайдите на мою страницу, где написано, как оценивать гриф. Я честно говоря до конца не понимаю сути вопроса. Прочтите про настройку высот струн. Всё измерьте. Всё-таки, чтобы давать такие конкретные ответы, надо держать гитару в руках.
http://Mastergitar.com.ua/make.htm
#12 KinSokol
- Новичок
- Группа: Пользователи
- Сообщений: 8
- Регистрация: 13 Сентябрь 06
Прочитал. Очень интересный сайт, и наверное первый в своём роде.
По настройке высот струн везде говорится высота над 12-м ладом (кстати, не совсем понятно между чем и чем измеряете расстояние). То есть понятно, что между серединой струны, но непонятно ДО чего (то-ли до вершины металлического порожка, то-ли до накладки).
Не нашёл главного ответа на свой вопрос: какая должна быть высота струн над верхней декой (допустим, что от середины струны)? Этот параметр мне покоя и не даёт.
Когда я сточил косточку, уменьшив высоту струн (исключительно для того, чтобы игра левой рукой не превращялась в изнурительные занятия культуризмом) гитара потеряла сустейн и даже может быть часть обертонов.
Так вот у меня диллема: либо мне удобно играть левой рукой, либо моим ушам слушать красивый звук.
А хотелось всё это вместе.
Поэтому и спрашиваю (по сути): можно ли УВЕЛИЧИТЬ высоту струн НАД ВЕРХНЕЙ ДЕКОЙ так, чтобы высота 6-й струны над 12-м ладом была не 4,5 — 6 мм а 3,5 — 4,5 нужные мне для удобной игры (я пока не знаю ДО чего Вы измеряете расстояние). То есть, чтобы высота струн над 12-м ладом осталась такой-же как у меня сейчас, а высота струн над верхней декой в районе подставки увеличилась бы миллиметров на 3-5?
Мне на данный момент представляется только один способ это сделать: менять, либо наращивать накладку на гриф (а она у меня из чёрного дерева — менять накладку полностью нельзя — всё за толстым слоем лака). Причём, нарастить накладку придётся на величину около 2-х мм. Можно-ли такие операции проделывать с испанской классической шестиструнной гитарой? И стоит ли оно того? (Цена этой гитары в Москве 690$)
К большому сожалению, не могу дать Вам свою гитару в руки ибо ехать далеко и загранпаспорта нет.
#13 michel
- СуперЮзер
- Группа: Пользователи
- Сообщений: 579
- Регистрация: 04 Август 06
KinSokol (3.11.2006, 23:50) писал:
Прочитал. Очень интересный сайт, и наверное первый в своём роде.
По настройке высот струн везде говорится высота над 12-м ладом (кстати, не совсем понятно между чем и чем измеряете расстояние). То есть понятно, что между серединой струны, но непонятно ДО чего (то-ли до вершины металлического порожка, то-ли до накладки).
Не нашёл главного ответа на свой вопрос: какая должна быть высота струн над верхней декой (допустим, что от середины струны)? Этот параметр мне покоя и не даёт.
Когда я сточил косточку, уменьшив высоту струн (исключительно для того, чтобы игра левой рукой не превращялась в изнурительные занятия культуризмом) гитара потеряла сустейн и даже может быть часть обертонов.
Так вот у меня диллема: либо мне удобно играть левой рукой, либо моим ушам слушать красивый звук.
А хотелось всё это вместе.
Поэтому и спрашиваю (по сути): можно ли УВЕЛИЧИТЬ высоту струн НАД ВЕРХНЕЙ ДЕКОЙ так, чтобы высота 6-й струны над 12-м ладом была не 4,5 — 6 мм а 3,5 — 4,5 нужные мне для удобной игры (я пока не знаю ДО чего Вы измеряете расстояние). То есть, чтобы высота струн над 12-м ладом осталась такой-же как у меня сейчас, а высота струн над верхней декой в районе подставки увеличилась бы миллиметров на 3-5?
Мне на данный момент представляется только один способ это сделать: менять, либо наращивать накладку на гриф (а она у меня из чёрного дерева — менять накладку полностью нельзя — всё за толстым слоем лака). Причём, нарастить накладку придётся на величину около 2-х мм. Можно-ли такие операции проделывать с испанской классической шестиструнной гитарой? И стоит ли оно того? (Цена этой гитары в Москве 690$)
К большому сожалению, не могу дать Вам свою гитару в руки ибо ехать далеко и загранпаспорта нет.
Идея оригинальная !
но мне кажется что это негативно отразится на гитаре, ведь в классических гитарах оптимальные размеры уже давно найдены и сто раз проверенны хотя кто знает
А расстояние надо измерять между железным порожком на двенадцатом ладу (нота ми) и началом шестой струны над двенадцатым ладом и расстояние должно быть 5 -6 мм иначе это уже не классическая гитара. в классике не должно ничего дребезжать и трещать даже если играть очень громко
но подождем что мастер напишет
желаю удачи
#14 N_Rudenko
- Активист
- Группа: Пользователи
- Сообщений: 280
- Регистрация: 28 Октябрь 06
sima (2.11.2006, 19:19) писал:
Реставрировать лак нецелесообразно. Содрать его очень сложно и не имеет смысла. А трещины, которые, как правило, покрывают всю деку простым макияжем не уберёшь — и трещины широкие, и древесина под ними потемнела.
Самый большой эффект — это заменить на гитаре верхнюю деку, например, на хорошую кедровую. Деки (как, впрочем, и вся гитара) на немках, как называют Музимы среди мастеров, на самом деле фанерные. Это видно у голосника, если смотреть на торец. Но если Вы ничего не видите, то не радуйтесь — на всех немках тех лет фанера. Но фанерный корпус из красивого шпона очень хорошо подходит для такого ремонта.
Цена зависит от города и мастера, поэтому не думаю, что есть смысл называть цены Харькова; цены даже у нас в городе от мастера к мастеру очень разняться.
#15 itoprover
- Почти освоился
- Группа: Пользователи
- Сообщений: 52
- Регистрация: 18 Декабрь 05
KinSokol (3.11.2006, 23:50) писал:
Я думаю в таких случаях меняют угол вклейки грифа в корпус — это кстати упомянуто на сайте Николая Руденко в этой статье http://www.mastergit. tup-strings.htm .
При удачной общей конструкции гитары изменение высоты заднего порожка в пределах 2мм не сильно влияет на тональные характеристики и громкость. Впрочем я раньше придерживался абсолютно противопоженной точки зрения пока не стал все больше сталкиваться с разными мастеровыми дорогими гитарами концертного уровня.
#16 clink
- Почти освоился
- Группа: Пользователи
- Сообщений: 48
- Регистрация: 22 Июль 06
#17 KinSokol
- Новичок
- Группа: Пользователи
- Сообщений: 8
- Регистрация: 13 Сентябрь 06
#18 N_Rudenko
- Активист
- Группа: Пользователи
- Сообщений: 280
- Регистрация: 28 Октябрь 06
KinSokol (3.11.2006, 23:50) писал:
Продолжаем разговор. На самом деле высота струн над декой вопрос достаточно тонкий и, я считаю, является объектом поисков и экспериментов у мастеров. Влияние высоты на звук такое: чем выше – тем громче, но менее тембристо, т. е. гитара становиться более фламенковая, если можно так сказать. А чем ниже – тем тембристее, но тише. Фабричные гитары, как правило, никаких особых тембров не имеют, т. к. сделаны с запасом прочности. И поднимая кость, из таких гитар начинает хоть что-то извлекаться. Увеличивается крутящий момент на подставке, дека находится под большим напряжением. На хорошей мастеровой гитаре изменение высоты приводит к изменению звука, а не к его пропаданию. Естественно, каждый мастер ищет свои золотые середины.
Чтобы дать конкретный совет мне надо видеть гитару. Лечу хотя бы по фото . Но в общем, теоретически так: изменение высоты над декой достигается срезанием накладки максимально на первом ладу и по убывающей, соблюдая его ровность. Конечно, должен быть запас тела накладки. Честно говоря, работа, особенно на чёрном дереве, не такая простая и требует приличного опыта. А самое важное, что стоит ли принимать решение о таком ремонте?! Я не хочу, чтобы, руководствуясь моими общими рекомендациями, вы испортили себе гитару и ненавидели меня всю оставшуюся жизнь, проклиная тот день
Измерять высоту надо от верхушки лада. Высота струн зависит от натяжения струн, на которых вы играете и от манеры вашей игры. Как правило, я советую своим клиентам подбирать высоту экспериментально, т.е. опускаем кость, пока струны не дребезжат на данном натяжении, у конкретного исполнителя. Некоторые исполнители имеют две кости разных размеров, чтобы играть дома в режиме тренировки – косточка пониже; и на концерте или записи – косточка повыше, но это редко, исполнители не любят менять настройки, привыкая и приигрываясь к одной.
6мм. на шестой струне – это верхняя граница. Достаточно активная игра на сильном натяжении – это высота 5мм. и возможно пару копеек, подбирать надо, повторюсь, экспериментально.
По поводу высот струн над декой. До 12 мм. для шестой струны это нормально. Для фабрички можно делать выше до 15 мм. Но всё равно надо оценивать прочность деки, а не полностью полагаться на происхождение гитары. Большое значение имеет угол, под которым струна перегибается через косточку. При слишком больших углах перетирается канитель, при слишком маленьких, струна елозит по косточке и, без нормального прилегания, нет передачи энергии от струны к косточке.
#19 KinSokol
- Новичок
- Группа: Пользователи
- Сообщений: 8
- Регистрация: 13 Сентябрь 06
Если Вы не против, ориентировочно через пару недель пришлю на E-mail или выложу здесь, если тему не закроют.
#20 itoprover
- Почти освоился
- Группа: Пользователи
- Сообщений: 52
- Регистрация: 18 Декабрь 05
Извиняюсь, я просто невнимательно прочитал ваш пост где описано, то чего вы хотите добиться.. Просто чаще люди спрашивают как уменьшить расстояние между струнами и верхней декой когда подпиливать порожек уже некуда (это когда пытаются приспособить классическую гитару для фламенко) — я сам подобный вопрос задавал мастеру — мне предложили перевклеивать гриф.
Источник