Самоучитель для фортепиано ноты для фортепиано

Перечень лучших самоучителей игры на фортепиано для начинающих взрослых

Вряд ли кто-то возразит: есть нечто чрезвычайно привлекательное в том, чтобы отложить все существующие будничные дела и коснуться пальцами, умом и сердцем того, что не имеет отношения к соцсетям или емейлов.

Это можно назвать «детоксикацией от современности». Только представьте, как вечером Вы зажжете свечи, разольете себе бокал вина и возьметесь за игру: другими словами, это практика hygge (датское слово, означающее «домашний уют, комфортную и приятную атмосферу»), художественное самосовершенствование и психологическая самопомощь в одном флаконе.

Доказано, что овладение или восстановление такого навыка, как игра на фортепиано, полезно для ума. По исследованию ученых из Техасского университета, «досуг, которое требует умственного напряжения» обновляет механизмы работы серого вещества и делает наш мозг «как бы младшим».

Безусловно, в любом произведении есть технически сложные места, которые можно отработать, играя произведение. Усердно работайте над любимыми фрагментами, и, в конце концов, вы овладеете всеми нужными навыками. Итак, в первую очередь, выбирайте композицию для души и учитесь, играя музыку, а не звукоряды или арпеджио.

Для всех, кто мечтает научиться играть на этом прекрасном инструменте мы подобрали лучшие самоучители игры на фортепиано, которые подойдут взрослым совсем не умеющим играть!

Читайте также:  Змей бумажный резников ноты

Вы можете начать изучать игру на фортепиано в любом возрасте. Единственным условием для начала обучения является улыбка, любовь к музыке, доступ к музыкальному инструменту и время, необходимое для занятий.

Представленные ниже пособия, которые можно скачать бесплатно, ориентированы на самостоятельное обучение игре на музыкальном инструменте.

Основная цель самоучителя в том, чтобы вы получили начальные навыки игры на фортепиано (исполнение простых мелодий), научились различать и читать ноты.

И если у вас нет времени или возможности посещать «живые» уроки игры на фортепиано, рекомендуем лучшие самоучители, с помощью которых выучилось не одно поколение пианистов.

1. Мейлих Е.И., Начальный курс игры на фортепиано для взрослых (часть 2)

Основная цель сборника помочь взрослым, которые учатся играть на пианино самостоятельно научиться читать ноты с листа и играть несложные пьесы.

В начальном курсе приводятся подробные разъяснения касательно теории музыки и нотной грамоты. Начинается материал с легких мелодий, а завершается более усложненными пьесами. Весь музыкальный материал подробно разобран, даны методические комментарии. В программу обучения включены гаммы, аккорды, арпеджио.

Так что самостоятельно научиться играть с помощью этого сборника вполне реально, если заниматься систематически и каждый день.

2. Самоучитель Игры На Фортепиано. Л. Мохель, О. Зимина (1 часть)

Это старый, проверенный временем сборник, который поможет начинающим музыкантов овладеть игрой на фортепиано

3. Школа — самоучитель игры на фортепиано. Катанский В.М.

Прочитав этот самоучитель вы сможете овладеть азами игры на фортепиано и чтению нот с листа. Пособие рассчитано на начинающих взрослых музыкантов и состоит из 2х разделов:

  • игра на фортепиано
  • подбор мелодии на слух

Так что после прочтения вы сможете даже подбирать мелодии любимых песен и сочинять небольшие музыкальные произведения.

4. Гаммы и арпеджио

К сожалению, еще ни один пианист не обошелся без исполнения гамм. Только благодаря исполнению гамм можно овладеть хорошей техникой игры на фортепиано, привыкнуть к инструменту.

5. Пошаговый самоучитель игры на фортепиано с подробными иллюстрациями

Это красочное пособие — то, что нужно тому, кто не знает с какой стороны подступиться к обучению игры на фортепиано. Вначале книги рассказано и показано что такое пианино, зачем нужны педали, откуда идет звук и даже немного исторической информации.

Вы узнаете как ухаживать за инструментом, как устроена клавиатура, как читать ноты, как правильно исполнять композиции, соблюдая паузы и длительность нот и многое другое.

Самое большое отличие этого самоучителя — большое количество красивых иллюстраций.

Источник

Ноты для начинающих ДМШ — Фортепиано

Самоучители

Самоучители, пособия для начинающих, учащихся детских музыкальных школ

Пособия

  • Работа над фортепианной техникой
  • Гаммы
    • Гаммы и арпеджио Л.Борухзон, С.Морено
    • Гаммы и арпеджио для фортепиано Н. Ширинская
    • Играем гаммы Корыхалова Н.
  • Ежедневные упражнения юного пианиста Левин Ю.
  • Современный пианист Копчевский Натансон Соколова
  • Я учусь играть О. Сотникова
  • Школа беглости Черни, Лешгорн
  • Методика обучения игре на фортепиано Алексеев А.
  • О воспитании пианистических навыков А.Шмидт-Шкловская
  • Фортепианная тетрадь юного музыканта
  • Методика обучения игре на фортепиано Макаров В.
  • Вопросы фортепианной педегогики и исполнительства Баренбойм Л.
  • Об искусстве фортепианной игры Нейгауз Г.
  • О художественной технике пианиста А.Бирмак
  • Фортепианная игра Гофман И.
  • Современная фортепианная техника Бланше Э.
  • Рациональные принципы фортепианной техники (А. Корто)
  • Школа фортепианной транскрипции (Коган Г.)
  • Интонационные этюды в классе общего фортепиано
  • В час досуга
  • Основы импровизации и подбор аккомпанемента для фортепиано (Шайхутдинова Д.)
  • Как подобрать аккомпанемент к любимой мелодии (Мамаева Э.)
  • Подбираем аккомпанемент для фортепиано (Сиротина Т.)
  • Подбираю на рояле

Литература

Ноты для обучения

Сборники пьес, мелодий, песен для начинающих обучение фортепиано. Самоучители. Для детских музыкальных школ

  • Фортепиано 1-7 класс ДМШ (Б.Милич)
  • Фортепиано (учебный репертуар)
  • Народная музыка для маленьких пианистов
  • .
  • Музыкальная хрестоматия для уроков историко-бытового танца
  • Музыкальная хрестоматия современного бального танца
  • Первые шаги маленького пианиста
  • Современная фортепианная музыка для детей
  • Маленькому любителю музыки С. Ляховицкая
  • Ребенок за роялем Н. Соколова
  • С песенкой по лесенке
  • Музыкальные картинки Л. Хереско
  • Фортепианная музыка для ДМШ
  • Современные композиторы — юношеству
  • Первая встреча с музыкой (А. Артоболевская)
  • .
  • Хрестоматия фортепианного ансамбля ДМШ

Посложнее


ПОСОБИЕ для обучения взрослых игре на фортепиано
Часть 1
пьесы для фортепиано в 2 руки
вторая тетрадь
«МУЗГИЗ», 1953г.
номер 1415

1. А. Даргомыжский. Казачок
2. П. Чайковский. Русская песня
3. Р. Глиэр. В полях
4. А. Лядов. Канон
5. П. Чайковский. Шарманщик поет
6. М. Чулаки. Далекая песня
7. Р. Глиэр. Утро
8. М. Глинка. Краковяк (отрывок) из оперы „Иван Сусанин»
9. А. Грибоедов. Вальс (Ля-бемоль мажор)
10. В. Косенко. Мелодия
11. Н. Римский-Корсаков. Ария Марфы (отрывок) из оперы „Царская невеста», переложение Н. Метлова
12. М. Глинка. Мазурка (до минор)
13. А. Лядов. Прелюдия (ре минор).
14. Д. Кабалевский. Сонатина № 2 (2-я часть).
15. Р. Глиэр. Листок из альбома.
16. М. Мусоргский. Раздумье
17. М. Глинка. Мазурка (ля минор).
18. А. Спендиаров. Колыбельная
19. А. Эшпай. Перепелочка
20. А. Лядов. Багатель
21. Р. Глиэр. Прелюдия
22. Л. Гурилев. Прелюдия (фа-диез минор)
23. Л. Гурилев. Прелюдия (соль-диез минор)
24. Л. Гурилев. Прелюдия (Фа-диез мажор)
25. А. Верстовский. Вальс
26. П. Чайковский. Грустная песенка
27. А. Лядов. Прелюдия (до минор)
28. А. Бородин. Грёзы
29. А. Бородин. Ноктюрн
30. С. Прокофьев. Сказка старой бабушки
31. А. Хачатурян, Этюд.
32. А. Лядов. Прелюдия (си-бемоль минор)
33. А. Скрябин. Прелюдия (ми-бемоль минор)
34. А. Скрябин. Прелюдия (соль минор)
35. А. Скрябин. Прелюдия (Ми мажор)
36. А. Скрябин. Прелюдия (Ля-бемоль мажор)

Скачать пособие

Спасибо Шафаяту за сборник!


Школа самостоятельного обучения игре на фортепиано для взрослых
В. Ныркова, Г. Навтиков
часть 1 и 2 (скачиваются вместе)
«Советский композитор», 1973г.
качество неважное
(djvu, 2,3 Мб)

Предлагаемая «Школа» рассчитана на любителей музыки, слушателей музыкальных факультетов университетов культуры; может быть использована в музыкальных учебных заведениях при прохождении начального курса общего фортепиано.
Основная цель школы — помочь самостоятельно обучающимся взрослым овладеть игрой на фортепиано настолько, чтобы уметь исполнять несложные произведения, а также приобрести первоначальные навыки чтения с листа.

Скачать самоучитель

ФОРТЕПИАНО

Форте—по-итальянски значит громко, пиано—тихо. Из этих двух слов и складывается название инструмента, который по-справедливости царствует в когорте своих собратьев. И действительно, возможности его клавиатуры, обнимающей семь октав и малую терцию, поистине неисчерпаемы. Это не нуждается в доказательствах. Но инструменту, который ныне получил грандиозное распространение, пришлось пройти немалый путь, прежде чем прийти к современному могуществу.

Создание нового инструмента обуславливалось стремлением к достижению большей звучности. К началу XVIII века стало ясно, что этой цели можно достигнуть с помощью комбинации клавиш, струн и молоточков. Развитие самой музыки требовало новых выразительных средств. Такой новый инструмент был сконструирован примерно в 1709 году Бартоломео Кристофори из Флоренции. Два образца его работы сохранились до наших дней — один находится в Нью-Йоркском музее искусства, другой — в музее Лейпцигского университета. Почти одновременно появились фортепиано во Франции и Германии.

Однако именно в инструментах Кристофори были заключены все основные элементы современного фортепиано. Между тем его изобретение не получило широкой общественной известности. Это случилось несколько позже благодаря активной деятельности мастера Готфрида Зильбермана (1683 — 1753), который приступил к массовому (конечно, по масштабам того времени) выпуску фортепиано, используя принципы Кристофори. Любопытно, что он демонстрировал свои изделия И.-С. Баху. Великий полифонист не только одобрил работу Зильбермана, но и играл на некоторых его инструментах при дворе Фридриха II. Значительному прогрессу производства фортепиано в большой степени способствовал. ученик Зильбермана Иоханнес Цумпе, поселившийся в Англии.
Во второй половине XVIII века кристаллизуются две системы фортепианной механики—английская и немецкая. Наконец, уже в XIX веке наиболее важное усовершенствование фортепиано состоит в изобретении французом Себастьяном Эраром в 1821 году так называемой механики с двойной репетицией. Эта механика позволяла достичь самого быстрого повторения ударов по клавишам, она способствовала точности и легкости игры. Собственно, изобретение Эрара (с последующими непринципиальными модернизациями) и завершило эволюцию современного фортепиано. Конечно, и сегодня продолжаются поиски в области достижения идеальной звучности, изыскании наиболее совершенных материалов для изготовления инструмента. К этому же времени окончательно складывается и всем знакомая крыловидная форма рояля. Кроме того, в домашнем быту получает широкое применение и более компактная форма вертикального фортепиано — пианино.
Можно назвать в заключение наиболее известные ныне фортепианные фирмы — «Стейнвей», «Болдуин» (США), «Безендорфер» (Австрия), «Бехштейн»,
«Гротриан-Стейнвег» (ФРГ), «Блютнер», «Ферстер», «Рениш» (ГДР), «Эрар», «Гаво», «Плей-ель» (Франция), «Петров» (Чехословакия), «Ямага» (Япония). Огромное развитие получило фортепианное производство в нашей стране. Во многих городах работают музыкальные фабрики, выпускающие пианино, а рояли производятся в Ленинграде («Красный Октябрь») и в Таллине («Эстония»).

Источник

Самоучитель для фортепиано ноты для фортепиано

Азбука игры на фортепьяно.

ДЛЯ УЧАЩИХСЯ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОГО И ПЕРВОГО КЛАССОВ ДМШ

Азбука игры на фортепиано является учебным пособием для детей 5-7 лет, начинающих обучение в подготовительных и первых классах детских музыкальных школ и студий.

Главная задача этого пособия — представить новый пианистический материал. Автор не ставит цель детально объяснить методику обучения, предполагая разно плановость существующих методик и предлагая творческий подход преподавателей к пособию. Материал пособия построен по принципу постепенного усложнения, в строгой последовательности от простого к сложному.

Предлагаемое количество материала дает возможность педагогу импровизировать в выборе объема программы в зависимости от возможностей ученика.

Ноты басового ключа рекомендуется изучать одновременно с нотами скрипичного, используя ноту До первой октавы как переходное звено.

Представленный нотный материал большей частью основан на музыке разных народов. Он дополнен ранее не издававшимися произведениями в джазовом стиле и обработками современной эстрадной музыки, что поможет развить разносторонние вкусы у детей.

Нотный материал II и III разделов изложен в ансамблевом варианте, т. е. партия ученика плюс партия учителя. Партия учителя доступна для исполнения учениками различных классов.

Музыкальный материал сопровождается текстами, поэтому его можно использовать как для игры на фортепиано, так и для пения со словами, сольфеджирования и подбора на слух.

В книге изложены основные разделы музыкальной грамоты, которые могут быть дополнены пояснениями педагога.

Предлагаемые игры-упражнения будут способствовать лучшему усвоению музыкальной грамоты. В них могут участвовать и дети и взрослые. «Немую клавиатуру» рекомендуется наклеить на картон. Ее можно использовать для репетиционных упражнений на занятиях как дома, так и в классе. Иллюстрации выполнены так, что их можно раскрашивать.

Дорогой дружочек! Первое, что ты должен узнать — это то, что музыкальный инструмент, на котором ты собираешься играть, появился в начале XVIII века (1710 г.). Его создатель — итальянец Кристофори. На этом инструменте можно извлекать звуки громкие и тихие. Название инструмента «фортепиано» в переводе с итальянского означает «громко-тихо».

Нажимая на клавиши этого инструмента, ты слышишь звуки. Но они исходят не от клавиш, а от струн, которые натянуты внутри инструмента. Если они натянуты вертикально, то это пианино, оно не очень большое и предназначено для игры в небольших помещениях. Если струны натянуты горизонтально, то это рояль. Звук у него более громкий, на этих инструментах играют в больших концертных залах.

Открыв крышку пианино или рояля и заглянув внутрь, ты увидишь много интересного. Твой преподаватель подробно расскажет тебе, как рождаются музыкальные звуки на твоем инструменте.

Три точки опоры:

1. Ноги — это первая точка опоры.

Ноги слегка расставлены и упираются в пол или специальную подставку.

2. Сиденье стула — это вторая точка опоры.

Не следует садиться на все сиденье стула, а только на половину. Высота сиденья должна регулироваться винтом или подставкой.

3. Пальцы — это третья точка опоры.

Спину надо держать ровно, слегка наклоняясь вперед к инструменту. Локти не должны прижиматься к туловищу, их следует немного отвести в стороны.

Сидеть нужно настолько близко, чтобы локти были несколько впереди груди. Высота стула должна быть такая, чтобы локти и предплечья не находились ниже клавиш, а как бы продолжали их линию.

Пальцы слегка закруглены и кончиками упираются в клавиши.

Рассмотри внимательно картинки и выбери ту, где ученик сидит правильно:

Дорогой дружочек! В музыке существует 7 основных звуков: до, ре, ми, фа, соль, ля, си. Нажимая на клавишу, ты слышишь один из этих звуков. Клавиша имеет такое же название, как и звук, который она издает. Клавиш на фортепиано много, сразу их запомнить непросто. Тебе в этом поможет «немая клавиатура», которую следует вырезать по пунктирным линиям и склеить (стр. 7-17).

Страницу № 17 раскрасить, разрезать по пунктирным линиям и учиться раскладывать получившиеся цветные клавиши на «немой клавиатуре».

Все правила, которые обозначены на «немой клавиатуре», тебе поможет прочитать твой учитель.

Для записи звуков используют пять линеек. Они называются нотный стан. Считать линейки начинают снизу вверх. Звуки, записанные на бумаге, называются нотами, они обозначаются кружочками. Ноты пишутся на линейках и между линейками. Если известные тебе ноты до, ре, ми, фа, соль, ля, си расположить по порядку на нотном стане, ты увидишь, что ноты на линейках и ноты между линейками чередуются друг с другом. Точно также они чередуются на клавишах.

Название каждой ноты открывает знак — ключ, который всегда ставится в начале нотного стана.

Этот знак называется басовый ключ, или ключ «Фа», он начинается от четвертой линии, нота на этой линии будет называться фа.

Дорогой дружочек ! Внимательно посмотрев на этот рисунок, ты поймешь, что басовый ключ — это перевернутый скрипичный. И очень важно, что нота До на дополнительной линейке соединяет ноты басового и скрипичного ключей.

Следующее важное правило: твои пальцы помогут тебе выучить ноты на линиях и между линиями. Заодно ты выучишь цифровые обозначения пальцев, что будет очень нужно для позиционной игры на фортепиано.

В этом такте два слога.

На этот длинный звук можно проговорить и прослушать четыре слога:

Если музыкальный звук тянется НА ПОЛОВИНУ такта, он записывается ПОЛОВИННОЙ нотой — В одном такте таких нот две:

На этот менее длинный звук можно проговорить и прослушать два слога:

А если на один слог звучит два звука, они записываются восьмыми нотами: или так , или так . В такте таких нот восемь:

(форте) — громко (меццо-форте)- не очень громко

(пиано) — тихо (меццо-пиано) — не очень тихо

diminuendo (диминуэндо) — постепенно затихая

crescendo (крещендо)- постепенно усиливая звук

ritenuto (ритенуто) — замедлить

a tempo (а темпо) — в темпе

(диез) — знак, который повышает ноту на 1/2 тона

(бемоль) — знак, который понижает ноту на 1/2 тона

(бекар) — знак, который отменяет повышение или понижение

Знаки, которые стоят после ключа, называются ключевыми, или натуральными.

Знаки, поставленные в других местах, называются случайными.

(фермата) — знак, который показывает, что ноту надо выдержать несколько дольше, чем она написана.

Если лига связывает две ноты одинаковой высоты, это значит, что вторая нота не играется, а звучит как продолжение первой.

Если справа от ноты стоит точка — это значит, что к ноте надо добавить половину ее длительности:

Если музыкальная фраза, предложение начинаются с затакта (неполный такт), то заканчиваются они тоже неполным тактом, который вместе с затактом составляет полный такт.

Синкопа – это перенос акцента с сильной доли на слабую.

▪Развитие слуха — это самое важное. Старайся с юных лет распознавать тоны и лады. Колокол, стекольная рама, кукушка, — прислушайся, какие звуки они издают.

▪Играй усердно гаммы и другие упражнения для пальцев. Но есть много людей, которые полагают, что этим все и достигается, которые до глубокой старости ежедневно проводят многие часы за техническими упражнениями. Это приблизительно то же самое, что ежедневно читать азбуку вслух и стараться делать это все быстрее и быстрее. Употребляй свое время с большей пользой.

▪Изобрели так называемую «немую клавиатуру»; попробуй немного поиграть на ней, чтобы убедиться в ее полной непригодности. Немые не могут научить говорить.

▪Играй ритмично! Игра некоторых виртуозов похожа на походку пьяного. Не бери с них примера!

▪Изучи как можно раньше основные законы гармонии.

▪Не бойся слов: теория, гармония, контрапункт и т. п.; они встретят тебя приветливо, если ты поступишь так же.

▪Никогда не колоти по клавишам! Играй со смыслом и не останавливайся на половине пьесы.

▪Тянуть и спешить — одинаково большие ошибки.

▪Старайся играть легкие пьесы хорошо и выразительно; это лучше, чем посредственно исполнять трудные.

▪Всегда проявляй заботу о чистоте настройки твоего инструмента.

▪Необходимо, чтобы пьесой овладели не только пальцы, ты должен уметь также напевать ее про себя без помощи инструмента. Обостряй свое воображение настолько, чтобы ты мог удержать в памяти не одну лишь мелодию, но также и сопровождающую ее гармонию.

▪Даже если ты не обладаешь хорошим голосом, старайся петь с листа без помощи инструмента; таким образом, ты разовьешь свой слух. Если же у тебя красивый голос, не медли ни минуты и развивай его; рассматривай это как прекраснейший дар, которым тебя наделило небо.

▪Играй всегда так, как будто тебя слушает великий художник. Когда ты играешь, не беспокойся о том, кто тебя слушает.

▪Если тебе предложат сыграть с листа незнакомое сочинение, то сначала пробеги его предварительно глазами, в полном его объеме.

▪Если ты выполнил свою повседневную музыкальную работу и чувствуешь усталость, не принуждай себя к дальнейшему труду. Лучше отдыхать, чем работать без охоты и бодрости.

▪Когда будешь постарше, не играй модных сочинений. Время дорого. Надо иметь сто человеческих жизней, чтобы познакомиться только со всем хорошим, что существует на свете.

▪На сладостях, печенье и конфетах из ребенка никогда не вырастить здорового человека. Духовная пища так же, как и телесная, должна быть простой и здоровой. Великие мастера достаточно позаботились о такой пище; ее и придерживайтесь.

▪Весь хлам пассажей имеет преходящее значение; техника обладает ценностью только там, где она служит высшим целям.

▪Не распространяй плохих сочинений; старайся всячески преграждать им путь к известности.

▪Ты не должен ни играть плохие сочинения, ни слушать их, если только тебя к этому не принуждают.

▪Не стремись к блеску исполнения. Старайся, чтобы музыка произвела то впечатление, которое имел в виду автор; большего не надо; все, что сверх этого, — искажение.

▪Считай безобразием что-либо менять в сочинениях хороших композиторов, пропускать или, чего доброго, присочинять к ним новомодные украшения. Это величайшее оскорбление, какое ты можешь нанести искусству.

▪Выбирая пьесы для работы, советуйся со старшими; ты этим сбережешь себе много времени.

▪Постепенно знакомься с сочинениями известных композиторов.

▪Не обольщайся успехом, который часто завоевывают так называемые большие виртуозы.

▪Одобрение художников пусть будет для тебя ценнее признания целой толпы.

▪Все модное выходит из моды; если ты будешь гнаться за модой, то, состарившись, будешь никому не внушающим уважения франтом.

▪Много играть в обществе скорее вредно, чем полезно.

▪Но никогда не упускай возможности участвовать в совместной игре в дуэтах, трио и т. п. Это сделает твою игру полной жизни, осмысленной. Чаще аккомпанируй певцам.

▪Если бы все хотели играть первую скрипку, нельзя было бы составить оркестра. Уважай поэтому каждого музыканта на его месте.

▪Люби свой инструмент, но в своем тщеславии не считай его высшим и единственным. Помни, что существуют другие и столь же прекрасные. Помни и о существовании певцов; не забудь, что самое высокое в музыке находит свое выражение в хоре и оркестре.

▪Когда подрастешь, общайся больше с партитурами, чем с виртуозами.

▪Играй усердно фуги больших мастеров, особенно И. С. Баха. «Хорошо темперированный клавир» должен быть твоим хлебом насущным. Тогда ты безусловно станешь основательным музыкантом.

▪Ищи среди своих товарищей таких, которые знают больше, чем ты.

▪Отдыхай от своих музыкальных занятий, усердно читая поэтов. Броди почаще в поле и в лесу.

▪У певцов и певиц можно многому научиться, но и не во всем доверяй им.

▪Много людей живет на свете. Будь скромен! Ты еще не изобрел и не придумал ничего такого, чего до тебя уже не придумали и не изобрели другие. А если бы тебе это и удалось, то считай свое открытие общим достоянием.

▪Изучение истории музыки, подкрепляемое живым слушанием образцовых произведений различных эпох, скорее всего, излечит тебя от самомнения и тщеславия.

▪Исследование Тибо «О чистоте стиля в музыке» — прекрасная книга. Когда ты станешь старше, читай ее.

▪Если ты проходишь мимо церкви и слышишь, что в ней играют на органе, войди и слушай. Если тебе посчастливится самому сесть на органную скамью, то испытай свои маленькие руки на клавишах этого инструмента и удивляйся могуществу нашего искусства.

▪Не упускай случая поупражняться на органе; нет инструмента, который так же быстро мстил бы за неряшливость и грязь в сочинении и в исполнении.

▪Пой усердно в хоре, особенно средние голоса. Это сделает из тебя хорошего музыканта.

▪Но что, значит, быть музыкальным? Ты не музыкален, если, боязливо уставившись глазами в ноты, с трудом доигрываешь свою пьесу; ты не музыкален, если в случае, когда кто-нибудь нечаянно перевернет тебе сразу две страницы, — остановишься и не сможешь продолжать. Но ты музыкант, если в новой пьесе приблизительно догадываешься, что будет дальше, а в знакомой уже знаешь это наизусть, — словом, когда музыка у тебя не только в пальцах, но и в голове, и в сердце.

▪Но как стать музыкальным? Милое дитя, главное острый слух, быстрая восприимчивость — дается, как и все, свыше. Но способности можно развивать и совершенствовать. Ты не станешь музыкальным, если, отшельнически уединяясь, целыми днями будешь заниматься техническими упражнениями; ты приблизишься к цели, если будешь поддерживать живое, многостороннее общение с музыкантами, и, в частности, если будешь постоянно иметь дело с хором и оркестром.

▪Изучай с юных лет пределы и свойства человеческого голоса в его четырех видах; особенно прислушивайся к голосам в хоре; выясни, в каких регистрах они обладают наибольшей силой, в каких им доступны выражения мягкости и нежности.

▪Прислушайся внимательно ко всем народным песням; это целая сокровищница прекраснейших мелодий, они откроют тебе глаза на характер различных народов.

▪Практикуйся с раннего возраста в чтении старых ключей. Иначе для тебя останутся недоступными многие сокровища прошлого.

▪Как можно раньше примечай звук и характер различных инструментов, старайся запечатлеть в своем слухе их своеобразную звуковую окраску.

▪Никогда не упускай случая послушать хорошую оперу.

▪Высоко чти старое, но и новое встречай с открытым, горячим сердцем. Не относись с предубеждением к незнакомым тебе именам.

▪Не суди о сочинении, прослушав его один раз: то, что тебе понравится в первый момент, не всегда самое лучшее. Мастера требуют глубокого изучения. Многое станет тебе ясным лишь в зрелом возрасте.

▪В суждениях о музыке различай, принадлежит ли произведение к области профессионального искусства или создано только для дилетантского развлечения; первые отстаивай, по поводу других не гневайся!

▪«Мелодия» — боевой клич дилетантов, и действительно, музыка без мелодии —не музыка. Пойми, однако, что они имеют в виду: они признают лишь мелодию, легко воспринимаемую, ритмически привлекательную. Но ведь есть и другие, иного склада, и где бы ты ни раскрыл Баха, Моцарта, Бетховена, на тебя глядит тысяча мелодий различных видов; убогое же однообразие, особенно типичное для новых итальянских оперных мелодий, надо надеяться, скоро наскучит.

▪Если ты подбираешь на фортепиано маленькие мелодии, это, конечно, очень мило, но если они являются сами, а не за инструментом, то радуйся еще больше — значит, в тебе пробуждается внутреннее музыкальное сознание. Пальцы должны делать то, чего хочет голова, но не наоборот.

▪Когда ты начнешь сочинять, проделай все мысленно. Только когда пьеса совершенно готова, попробуй сыграть ее. Если твоя музыка вылилась из души, если ты ее прочувствовал, — она так же подействует и на других.

▪Если небо одарило тебя живой фантазией, то в часы уединения ты будешь, как зачарованный, сидеть за инструментом, пытаясь в гармониях излить свое внутреннее я, и тем таинственнее ты будешь чувствовать себя как бы вовлеченным в магический круг, чем менее ясным будет для тебя еще в это время царство гармонии. Это будут самые счастливые часы твоей юности.

▪Берегись, однако, слишком часто отдаваться влечению таланта, который соблазняет тебя тратить силы и время на создание как бы призрачных образов. Овладение формой, сила ясного воплощения придут к тебе только вместе с нотными знаками. Итак, больше сочиняй, чем фантазируй.

▪Как можно раньше познакомься с дирижированием. Почаще наблюдай хороших дирижеров; вместе с ними можешь потихоньку дирижировать. Это принесет тебе ясность.

▪Внимательно наблюдай жизнь, а также знакомься с другими искусствами и с науками. Законы нравственные те же, что и законы искусства. Старанием и прилежанием ты всегда достигнешь более высокого.

▪Из фунта металла, стоящего несколько грошей, можно сделать тысячи часовых пружин, ценность которых увеличится в сотни тысяч раз. Фунт, полученный тобой от Бога, используй добросовестно.

▪Без энтузиазма в искусстве не создается ничего настоящего.

Искусство не предназначено для того, чтобы наживать богатство. Совершенствуй себя как артист, остальное придет само собой.

▪Лишь тогда, когда станет тебе вполне ясной форма, тебе ясным станет и содержание. Быть может, только гений понимает гения до конца.

▪Кто-то утверждал, что хороший музыкант должен уметь представить себе впервые услышанное даже сложное оркестровое произведение в виде партитуры. Это высшее совершенство, какое себе можно представить.

Музыкальное образование помогает развивать слух , обыкновенную слуховую и музыкальную память . Люди профессионально занимающиеся музыкой , звуки слышат под другим понимание мышления , они острей улавливают все тонкости мелодий и могут их записать или нарисовать на бумаге . Обыкновенная музыкальная школа , может оказаться храмом искусств . В музыкальной школе обучают не только игре на инструменте , но и быть воспитанным , дисциплинированным , грамотным , культурным человеком . В процессе обучения формируется характер человека , а музыкальное образование остаётся на всю жизнь .

При обучении в многоквартирном доме всегда возникают проблемы с правилами общежития . В каждом регионе могут оказаться свои правила общежития . Особенно раздражает соседей , вовремя тренировок игры на громком инструменте , “ корявая ” громкая музыка . Необходимо много раз играть с ошибками , чтобы , в конце концов , появилась прекрасная мелодия . В основном эти правила мало меняются , с утра , примерно с 8.00 и до вечера , примерно до 22.00 часов можно играть на музыкальном инструменте . Обязательно перерыв с 13 до 15 часов , в это время отдыхают маленькие дети . Так — как , все музыканты очень воспитанные и культурные люди , они договариваются с соседями , когда можно громко играть на инструменте не мешая отдыхать соседям . Или вкладывают средства , покрывая стены , звуконепроницаемыми материалами . Звук не должен превышать более 30 Децибе ́ л ( д БЛ ) «dB».

Источник

Оцените статью