Самоучитель для гитары агеев

«Гитара. Уроки мастера для начинающих» Дмитрий Агеев

Книга: Гитара. Уроки мастера для начинающих
Автор: Дмитрий Агеев
Издательство: «Питер»
Год: 2008
Формат: PDF + DVD

Описание книги: Один из самых эффективных на сегодняшний день самоучителей игры на гитаре. Вы освоите не только основы гитарного мастерства, но и более сложные приемы и техники.

После того как Вы пройдите весь обучающий курс до конца — вы без труда и сомнения сможете сыграть на гитаре практически любую музыкальную композицию !

Книга и видео курс предназначены для освоения как акустической, так и электрогитары.

Скриншоты к диску:

Размер книги: 25 МБ
Размер диска: 1.37 ГБ

Скачать книгу «Гитара. Уроки мастера для начинающих» Дмитрий Агеев

Скачать прилагающийся DVD к книге «Гитара. Уроки мастера для начинающих» Дмитрий Агеев

Источник

Гитара. Уроки мастера для начинающих

Скачать книгу

О книге «Гитара. Уроки мастера для начинающих»

Книга, которую вы держите в руках, является самым эффективным на сегодняшний день самоучителем игры на гитаре. Вы освоите не только азы гитарного мастерства, но и более сложные техники. Пройдите весь обучающий курс до конца – и вы сможете сыграть на гитаре практически любую музыкальную композицию! Видеокурс прилагается только к печатному изданию книги.

На нашем сайте вы можете скачать книгу «Гитара. Уроки мастера для начинающих» Агеев Дмитрий Викторович бесплатно и без регистрации в формате pdf, читать книгу онлайн или купить книгу в интернет-магазине.

Мнение читателей

Во всей книге нет никакой «воды», все необходимое, что бы не просто научиться играть на гитаре, а научиться играть как можно лучше

Если что-то непонятно в книге, всегда найдете объяснение на DVD диске

Книга помогла не только вспомнить, но и продвинуться в дальнейшем изучении

Все уроки из книги присутствуют в видеокурсе и действительно, заниматься по ним просто и интересно

Источник

Большая книга гитариста, Агеев Д., 2012

Большая книга гитариста, Агеев Д., 2012.

Издание, которое вы держите в руках, является самым эффективным на сегодняшний день самоучителем игры на гитаре. Ведь теперь можно не только читать материал в книге, но и разучивать все приемы и техники вместе с опытным наставником «вживую» — благодаря видеокурсу. Вашим учителем станет преподаватель с 15-летним стажем Дмитрий Агеев. Вместе с ним вы освоите не только азы гитарного мастерства, но и более сложные приемы. Пройдите весь обучающий курс до конца — и вы сможете сыграть на гитаре практически любую музыкальную композицию!

ПОДГОТОВКА К ЗАНЯТИЯМ.
Начало.
Прежде чем приступать к занятиям, нужно решить, чего именно вы хотите добиться, и четко сформулировать вашу цель.
Если вы желаете просто играть аккордами, чтобы петь песни любимой группы в кругу друзей, то это первая ступень, которая не потребует от вас значительных затрат сил и энергии. Достаточно приобрести обычную гитару, выучить основные аккорды и способы игры (коих не так уж и много) и заниматься по предлагаемой ниже системе. При должном терпении и точном следовании инструкциям вы довольно быстро научитесь играть песни (многие добиваются хороших результатов в течение двух-трех месяцев регулярных занятий).

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Большая книга гитариста, Агеев Д., 2012 — fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

Скачать pdf
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России. Купить эту книгу

Источник

Агеев Д. Самоучитель игры на шестиструнной гитаре (+CD с видеокурсом). СПб.: Питер, с.: ил.

2 ББК я7 УДК 787(75) А23 Агеев Д. Самоучитель игры на шестиструнной гитаре (+CD с видеокурсом). СПб.: Питер, с.: ил. ISBN Данное издание является самым эффективным на сегодняшний день самоучителем игры на гитаре. Ведь теперь можно не только читать материал в книге, но и разучивать все приемы и техники вместе с опытным наставником «вживую» благодаря видеокурсу. Вашим учителем станет преподаватель с 15-летним стажем Дмитрий Агеев. Вместе с ним вы освоите не только азы гитарного мастерства, но и более сложные приемы. Пройдите весь обучающий курс до конца и вы сможете сыграть на гитаре практически любую музыкальную композицию! ББК я7 УДК 787(75) Все права защищены. Никакая часть данной книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме без письменного разрешения владельцев авторских прав. ISBN ООО Издательство «Питер», 2013

3 Содержание Предисловие. 7 Глава 1. Подготовка к занятиям. 8 Начало. 8 Шесть или семь. 9 Устройство гитары. 9 Классика или вестерн? Какую гитару лучше покупать Гитара должна строить Струны Новая или бывшая в употреблении? Окончательный выбор Гитара есть. Что дальше? Правильная поза

4 Содержание Учимся настраивать гитару Настройка по электронному тюнеру Настройка по пятому ладу Настройка по камертону Проверка настройки гитары Глава 2. Азы игры на гитаре Исполнение без нот Правая рука. Постановка и способы игры Упражнения для правой руки Подключаем левую руку О мозолях и ногтях Техника игры медиатором Переменный штрих Глава 3. Игра открытыми аккордами Аккорды и гармония Буквенные обозначения аккордов Отработка открытых аккордов Гитарный «бой» Пение под гитару Дробные аккорды Глава 4. Барре. Закрытые аккорды Виды барре Аккорд F Гармонические последовательности с участием аккорда F Другие мажорные аккорды с барре от шестой струны Минорные аккорды с барре от шестой струны

5 Содержание Мажорные аккорды с барре от пятой струны Минорные аккорды с барре от пятой струны Глава 5. Дополнительная информация Диезы и бемоли Все аккорды Тональность Септаккорды Глава 6. Исполнение соло Подбор мотивов на слух Игра в позиции Усложненная техника исполнения Ударные легато hammer-on Срывы легато pull-off Слайд Бэнд (подтяжка) Вибрато Тэппинг Прием пиццикато Риффы и квинты Медиаторные флажолеты Межструнные интервалы Пентатоника Боксы Клише Глава 7. Об электрогитаре В чем разница?

6 Содержание Специфика. Общие вопросы Звукоизвлечение на драйве Бас, соло или ритм Выбор электрогитары Заключение. 93

7 Предисловие. В ваших руках руководство, с помощью которого вы сможете достичь поставленной цели научиться играть на гитаре. Научно доказано: музыкальный слух есть у подавляющего большинства людей (правда, не все об этом знают), поэтому овладеть музыкальным инструментом способен практически любой человек. Все, что нужно, это желание и правильные систематические занятия. В данном самоучителе содержится более сотни упражнений. Кроме того, раскрыты различные темы, связанные с гитарой. Вы найдете ответы на вопросы, какой инструмент выбрать и как его «эксплуатировать», сколько времени отводить на занятия и как это делать с максимальной отдачей, в чем разница игры на обычной и электрогитаре и др. Первая часть курса посвящена основам: настройке инструмента, игре аккордами и «перебором», пению под гитару и игре без нот. Во второй части описаны более сложные технические приемы, в том числе игры на электрогитаре.

8 Глава 1 Подготовка к занятиям Начало Прежде чем приступать к занятиям, нужно решить, чего именно вы хотите добиться, и четко сформулировать вашу цель. Если вы желаете просто играть аккордами, чтобы петь песни любимой группы в кругу друзей, то это первая ступень, которая не потребует от вас значительных затрат сил и энергии. Достаточно приобрести обычную гитару, выучить основные аккорды и способы игры (коих не так уж и много) и заниматься по предлагаемой ниже системе. При должном терпении и точном следовании инструкциям вы довольно быстро научитесь играть песни (многие добиваются хороших результатов в течение 2 3 месяцев регулярных занятий). Если вы осваиваете инструмент, чтобы впоследствии создать музыкальную группу и исполнять не только чужие, но и свои композиции, то это уже второй уровень мастерства, для овладения которым необходимы определенные усилия. Замечу при этом, что и удовольствия в процессе обучения вы получите больше на порядок. Через какое-то время вам понадобятся единомышленники, вместе с которыми вы будете увлеченно постигать музыкальные секре-

9 Начало ты. Игра в коллективе требует определенных умений и навыков. Это основы композиции и аранжировки плюс умение слышать не только себя, но и окружающих, а также музыкальный вкус. Для того чтобы получить этот драгоценный опыт, следует тщательно анализировать творчество ваших любимых исполнителей, то есть исполнять известные произведения не только под одну гитару, но и всей группой. В этом случае каждый участник играет свою музыкальную партию (желательно так, как в оригинале). На первом этапе, безусловно, необходима поддержка более опытных в музыкальном плане знакомых (которые обязательно появятся, если вы будете играть в группе). Многие начинающие музыканты прибегают к услугам профессиональных преподавателей (как правило, по рекомендации или объявлению). Третья и самая сложная ступень мастерства когда вы твердо решили освоить гитару, чтобы стать звездой сцены и зарабатывать этим деньги. Звучит довольно амбициозно, и тут вы должны осознавать, что далеко не каждому человеку, серьезно занимающемуся музыкой, удается выйти на этот уровень. Тем не менее все возможно, и это зависит только от вас. Обычно после нескольких лет игры в самодеятельных коллективах новичок превращается в музыканта, если серьезно работает над собой (регулярные занятия дома плюс репетиции с группой 1 3 раза в неделю). Через некоторое время встает вопрос: а что же дальше? Выясняется, что накопилось достаточное количество собственного музыкального материала, который нужно записать на студии. Если в результате получается музыка, интересная не только исполнителю, то у музыканта есть шансы добиться успеха на профессиональной сцене. Для получения результата необходимо верить в себя и постоянно развиваться. Так вы получите бесценный музыкальный опыт для реализации собственных творческих идей. Ваш профессионализм только в ваших руках! Шесть или семь? Любой неэлектрический музыкальный инструмент является акустическим. Таким образом, все, что звучит без подключения к электросети (от флейты до балалайки), есть акустика (не путать с акустическими системами для компьютеров, DVD и автомобилей). Как известно, кроме шестиструнных акустических гитар, существуют семиструнные, но эти инструменты уходят в прошлое, так как проигрывают своим шестиструнным сородичам в удобстве и универсальности. Проблема акустических семиструнок заключается в том, что они настраиваются по другой системе и аккорды на них берутся иначе. Не следует выбирать в качестве первой гитары семиструнную. Подавляющее большинство гитаристов во всем мире используют именно шестиструнные инструменты, и почти вся гитарная музыка, знакомая вам, сыграна именно на них. ПРИМЕЧАНИЕ В середине 1990-х годов в гитарной индустрии произошло яркое событие. На волне успеха групп, играющих тяжелый металл, в моду стали входить семиструнные электрогитары. Дополнительная толстая струна позволяет извлекать более низкие ноты, однако широкий гриф этих гитар не слишком удобен. Сегодня эти узкоспециализированные инструменты для тяжелой музыки имеют свой круг преданных поклонников. Никакого отношения к старинным акустическим семистрункам описанные гитары не имеют. Устройство гитары Кратко рассмотрим устройство шестиструнной гитары. Любая гитара состоит из двух основных частей: корпуса и грифа (рис. 1.1). Качество звучания инструмента напрямую зависит от материалов, из которых сделаны его 9

10 Глава 1. Подготовка к занятиям Рис Устройство акустической гитары: 1 колки; 2 нижний порожек; 3 лады; 4 головка грифа; 5 шейка грифа; 6 гриф; 7 розетка; 8 струны; 9 верхняя дека; 10 подставка; 11 верхний порожек; 12 голосник; 13 обечайка составные части, а также от того, насколько добротно выполнена сборка. Корпус гитары представляет собой две широкие доски в форме восьмерки (их называют деками). Верхняя и нижняя деки соединены между собой боками (обечайками). Круглое отверстие под струнами в центре верхней деки именуется розеткой. Звук формируется всей гитарой (корпусом и грифом). Чем сильнее резонирует инструмент во время звукоизвлечения, тем ярче и громче поет гитара. За отверстием-розеткой находится cтрунодержатель-подставка (устройство для крепления струн). Пожалуй, наиболее важной частью корпуса является верхняя дека. Чем лучше и качественнее древесина, тем красивее, сильнее и благороднее будет звук гитары. В последние годы верхнюю деку нередко делают из фанеры. Внешний вид таких изделий вполне приличный. Использование данного материала существенно снижает стоимость инструмента, но плачевно сказывается на звуке. Гриф также очень влияет на качество звука. Он выполняется, как правило, из клена или других твердых пород древесины. По всей его длине на строго определенном расстоянии друг от друга расположены поперечные металлические перегородки лады. На обычной гитаре их количество равно 19. Качество их установки и сорт металла, из которого они сделаны, имеют большое значение. Со временем струны протирают в железных ладах глубокие бороздки (рис. 1.2) эффект напильника, поэтому, играя на старой или некачественной гитаре, можно слышать характерное дребезжание (струны бьются о протертые лады и звенят). 10 СОВЕТ Имейте в виду: фанера губит звук, поэтому при выборе инструмента следует отдать предпочтение нефанерным гитарам (в равной степени это относится и к электрогитарам). Рис Протертые лады

11 Начало Струны звенят и по другой причине, например, если лады вставлены неаккуратно: некоторые из них расположены немного выше, чем другие, что приводит к неприятному дребезжанию (струны цепляются за выступающие лады). Этот дефект устраняется путем замены ладов на новые (любой профессиональный гитарный мастер произведет эту операцию без проблем). зависит, сколько времени будет уходить на настройку гитары. Если колки некачественные, то для их вращения требуются лишние усилия, а гитара быстро расстраивается. Таким образом, приобретая инструмент, необходимо убедиться в качестве его механических деталей. Кстати, ладами называются не только сами «железные палочки», но и пространство между ними (рис. 1.3). Рис Лад пространство между перегородками На конце грифа расположена так называемая голова грифа (рис. 1.4). Классика или вестерн? Рис Колки Акустические гитары делятся на два основных типа: классику и вестерн (рис. 1.6). Рис Голова грифа электрическая и акустическая гитары Струны наматываются и настраиваются с помощью колков (рис. 1.5). Надежность колков напрямую влияет на удобство эксплуатации инструмента, так как от них Как понятно из названия, классика это стандартная классическая гитара. Она создавалась для исполнения классической музыки, хотя может использоваться и в других направлениях. Обычно на такие гитары ставят нейлоновые струны (об их особенностях рассказывается ниже). Вестерн-гитары являются универсальными для всех остальных стилей. В инструментах этого типа используют металлические струны. Более узкий и тонкий гриф таких гитар идеально подходит для игры аккордами и соло. 11

12 Глава 1. Подготовка к занятиям становится привычной, но на начальном этапе придется потрудиться. Неудобный инструмент осваивать утомительно, поэтому повторю: покупайте удобную гитару тогда занятия будут плодотворными, а положительные результаты не заставят себя ждать. Комфортность игры на гитаре предполагает: удобный гриф; оптимальное расстояние между грифом и струнами; удобный корпус. Понятие «удобный гриф» включает в себя несколько основных параметров. Во-первых, это толщина и ширина грифа (рис. 1.7, 1.8). Рис Два типа акустических гитар: классика и вестерн 12 Естественно, обе разновидности подходят для занятий. Однако если в перспективе вы планируете освоить электрогитару, то в начале пути предпочтителен вестерн, гриф которого практически идентичен электрогитарному грифу. Какую гитару лучше покупать Ответ «хорошую» предсказуем. Однако что такое хорошая гитара для начинающего? Где и как ее купить, на что обратить основное внимание, чтобы не жалеть впоследствии о бессмысленно потраченных деньгах? Ваша первая гитара должна быть удобной. Почему это важно? Дело в том, что гитара является силовым музыкальным инструментом, то есть при игре приходится прикладывать довольно ощутимые усилия (прежде всего это касается левой руки). Бояться этого не следует: со временем нагрузка на левую руку Рис Ширина грифа Рис Толщина грифа Если гриф толстый и широкий, то обхватывать его и прижимать струны левой рукой затруднительно. Следствием будет быстрая утомляемость и дискомфорт при игре. Слишком тонкий и узкий гриф удобен только для людей, у которых маленькие руки. Кроме того, такие грифы имеют свойство со временем дефор-

13 Начало мироваться (искривляться под воздействием натянутых струн), что ведет к ухудшению звучания, а порой и к невозможности нормальной настройки. Таким образом, следует выбирать нечто среднее. Прежде чем сделать покупку, опробуйте несколько инструментов, прислушиваясь к собственным ощущениям и советам более опытных музыкантов. Высота струн над грифом оказывает существенное влияние на комфортность игры. Когда струны расположены на большом расстоянии от ладов, прижимать их трудно: приходится прилагать большое усилие левой рукой. Естественно, из-за этого рука быстро устает, а звучание страдает из-за недостаточного прижима (звук будет глухой и дребезжащий). Многие стараются найти инструмент со струнами, расположенными как можно ближе к ладам. Действительно, прижимать аккорды на такой гитаре намного легче. Однако, если струны лежат на грифе, добиться чистого звучания будет невозможно. Объясняется это просто: во время игры струны цепляются за лады и издают характерный лязг, крайне неприятный для слуха. Следовательно, и здесь нужно искать золотую середину. Считается, что оптимальным расстоянием между струнами и грифом (если гриф не деформирован) является величина 5 6 миллиметров над двенадцатым ладом. Что касается удобства корпуса, то здесь прежде всего нужно обратить внимание на его форму и покрытие. Вы могли заметить, что многие акустические гитары имеют характерный вырез под последними ладами грифа (рис. 1.9). Сделано это для обеспечения максимального доступа левой руки к участку, где расположены самые тонкие лады. Данное полезное усовершенствование предоставляет широкие возможности для самовыражения и виртуозной игры. Конечно, на начальном этапе обучения оно не будет иметь для вас большого значения, однако со временем понадобится. Поэтому лучше выбирать гитару с вырезом. Рис Гитара с вырезом Покрытие корпуса (лак и краска) способствует лучшей сохранности гитары: предотвращает впитывание влаги деревом и его деформацию. Однако нужно учитывать, что от толстого слоя лака страдает звук, поэтому не следует приобретать чересчур яркие инструменты. Что касается внешнего аспекта, то некоторые предпочитают матовое покрытие, другим ближе вариант зеркального блеска. Кстати, матовое покрытие более приятно на ощупь, на нем не остаются жирные следы от прикосновений (что неизбежно при зеркальном покрытии). Удобный и красивый инструмент важное условие для продуктивных занятий, однако 13

14 Глава 1. Подготовка к занятиям решающими факторами остаются ваши энтузиазм и работоспособность. Гитара должна строить Словосочетание «гитара строит» означает, что после умелой настройки колками инструмент не фальшивит. Иными словами, когда вы прижимаете определенный аккорд или ноту и они звучат правильно и гармонично, то ваша гитара строит. Это очень важно, так как в случае продолжительной игры на фальшивящей гитаре можно испортить слух (человеческое ухо обладает способностью привыкать к неправильному звучанию и воспринимать его впоследствии как нормальное). Иногда происходит следующее: гитарист настраивает гитару по всем правилам, но инструмент все равно фальшивит. Причиной этого (при условии, что дело не в гитаристе!) могут являться низкое качество сборки гитары или плохие струны. Например, если производитель установил гриф не совсем правильно (не перпендикулярно относительно корпуса), то настроить такой инструмент как следует будет невозможно. Причем достаточно погрешности в несколько миллиметров (порой только опытный мастер заметит подобный дефект невооруженным глазом). Важной деталью, отвечающей за строй гитары, является струнодержатель-подставка (рис. 1.10). Рис Струнодержатель-подставка После установки на гитару струн каждая из них имеет строго определенную длину. Расстояние от начала струны на подставке до головы грифа называется мензурой (рис. 1.11). Каждая из шести струн комплекта отличается по толщине, соответственно длина у них изза особенностей конструкции гитары должна быть разная. Порожек на подставке расположен под небольшим углом (см. рис. 1.10), и именно за счет этого у каждой струны получается своя длина (у толстых больше, у тонких меньше). Если данное правило нарушено, то нормально настроить гитару будет проблематично. Прямое расположение порожка на струнодержателе делает длину всех струн одинаковой. Подобные ошибки производителей негативно сказываются на строе гитары (рис. 1.12). 14 Рис Мензура гитары

15 Начало Лучше покупать струны не по отдельности, а в стандартном комплекте из шести штук это обеспечит равномерное звучание всего набора (некоторые струны из разных комплектов могут звучать тише или громче остальных). Выбирая новые струны, следует отдавать предпочтение лидерам индустрии, которые гарантируют качество звучания и настройки. Лучшими производителями струн считаются Ernie Ball, GHS, Daddario, Gibson и др. (рис. 1.13). Рис Порожек на подставке расположен неправильно прямо ПРИМЕЧАНИЕ В отличие от электрогитар, в которых мензура легко регулируется с помощью микроподстроек на струнодержателе, изменять длину струны на акустической гитаре довольно сложно. Для устранения описанного дефекта лучше обратиться к профессиональному гитарному мастеру. Как правило, чем дешевле гитара, тем хуже обстоят дела с качеством сборки и строем. Вместе с тем это не означает, что при выборе инструмента следует исходить только из его стоимости. В продаже имеется достаточное количе.ство хороших недорогих гитар. Нужно отличать проблемы со строем от неумения настраивать. Струны Во-первых, качество струн наравне с вышеперечисленными факторами влияет на способность гитары настраиваться. Во-вторых, тембр и звучание инструмента напрямую зависят от типа, качества и возраста струн. Со временем струны теряют свои свойства (чистоту звучания и способность к настройке), а также рвутся, поэтому периодически их нужно менять. Как правило, при средней интенсивности занятий струны подлежат замене один раз в три месяца. Рис Струны различных производителей Дешевая продукция зачастую оказывается некачественной. Из-за стремления к максимальному сокращению издержек и использования плохих материалов нарушается технология производства струн. В этом случае они плохо настраиваются и имеют безликий тембр. Еще одной неприятной особенностью некачественных струн является неравномерность звучания, то есть одни струны из комплекта звучат тише, чем другие. Гитарные струны подразделяются на два основных типа: металлические и нейлоновые. Железные струны обладают ярким и звонким звуком и подходят для исполнения практически любой музыки. При их выборе прежде всего нужно обратить внимание на калибр, который определяется по толщине первой струны самой тонкой из 15

16 Глава 1. Подготовка к занятиям шести. Калибр указывается на упаковке набора (рис. 1.14). ПРИМЕЧАНИЕ Если струны на гитаре рвутся часто, то проблема может быть в некачественном струнодержателе или неотшлифованных ладах, которые как бы перепиливают струну в местах прижатия. 16 Рис Калибр струн Модельный ряд гитарных струн основных производителей начинается с 0,08 («восьмерки»). Это самые тонкие и мягкие железные струны, играть на них легче всего. Однако звук у «восьмерок» менее плотный и мощный, чем у струн с большим калибром. Поэтому «восьмерки» не так популярны среди опытных гитаристов и, как правило, используются начинающими. В лучшем случае эти струны рекомендуют устанавливать на электрические гитары. Струны калибра 0,09 отличаются более плотным звуком, но играть на них немного труднее (требуется усилие для нормального прижима). Тем не менее они также относятся к категории тонких и мягких. Самыми распространенными струнами являются «десятки». Это средний калибр, который сочетает в себе лучшие свойства тонких и толстых струн: достаточно плотный звук и среднюю жесткость. Струны калибра 0,11; 0,12 и 0,13 толстые и самые сложные для применения. Даже опытный гитарист, ранее игравший на «девятках» или «десятках», почувствует разницу, переходя на калибр 0,11 или тем более 0,13. Нейлоновые струны, которые изготавливают из синтетических материалов, внешне напоминают рыболовную леску и по звучанию принципиально отличаются от железных. Они обладают характерным мягким и слегка глуховатым тембром. Нейлоновые струны используют гитаристы, исполняющие классическую музыку, а также фламенко (испанская и латиноамериканская гитара). В музыкальных школах обучение игре на гитаре производится именно на нейлоновых струнах. Их плюсом является неповторимый звук и мягкость. Они более толстые и не режут пальцы, прижимать их ощутимо легче, чем металлические. На первом этапе это важно, так как у начинающих музыкантов в результате регулярных занятий образуются мозоли. При использовании нейлоновых струн этот период проходит легче. Однако некоторые гитарные приемы выполнить на нейлоновых струнах невозможно. Кроме того, переход на металлические струны для тех, кто начинал играть на нейлоновых, представляет определенные трудности. Новая или бывшая в употреблении? Сегодня в специализированных музыкальных магазинах есть широкий выбор как классических, так и вестерн-гитар. Как правило, в салонах работают опытные консультанты-демонстраторы, функции которых заключаются в том, чтобы максимально облегчить клиенту выбор. Консультант охотно объяснит вам плюсы и минусы того или иного инструмента. Вместе с тем лучше приходить в магазин со знакомым, разбирающимся в гитарах, так как все же главная задача работников магазина при всем уважении к ним продать вам товар, и желательно самый дорогой. Если с вами будет опытный в гитарном

17 Начало деле приятель, то вы сможете сопоставить мнения троих человек (свое, консультанта и друга) и в итоге сделать оптимальный выбор. Купить гитару можно также по объявлению, однако в этом случае отсутствуют гарантийные обязательства: вы не знаете, что делали с инструментом раньше, где и как он хранился и т. п. Если повезет, удастся найти достойную гитару. При правильной эксплуатации с возрастом хорошие гитары звучат даже лучше, чем новые. Безусловно, плюсом бывших в употреблении инструментов является их более низкая стоимость. Окончательный выбор Подведем итоги. Ваш первый инструмент должен быть удобным, хорошо настраиваться и обладать более или менее нормальным звуком. Для занятий этого вполне достаточно. Если вы собираетесь играть классическую музыку, то лучшим выбором станет классическая гитара с нейлоновыми струнами. Если желаете играть на железных струнах аккордами «боем» и «перебором» и соло, а также со временем освоить электрогитару приобретайте вестерн. Оптимальный калибр струн 0,10 («десятки»), хотя начать можно и с «девяток». Магазины предоставляют большой выбор инструментов и их гарантийное обслуживание. Если вы будете искать гитару, бывшую в употреблении, по объявлению (конечно, под руководством знающего человека), есть шанс купить хороший инструмент по невысокой цене. СОВЕТ Для того чтобы ваша гитара прослужила как можно дольше и звучала с каждым годом все лучше, необходимо соблюдать основные правила ее эксплуатации. Акустические инструменты плохо переносят перепады температур, поэтому, вынося гитару на улицу (по крайней мере зимой), используйте специальный чехол или футляр. Не ставьте гитару у батареи и не держите ее в помещениях с повышенной влажностью. Очищайте струны и гриф от образующегося налета, используя специальные средства. Гитара есть. Что дальше? Итак, вы приобрели инструмент и готовы приступить к обучению. Вам понадобится постоянное место для занятий. Желательно иметь свою комнату, чтобы заниматься в тишине и не мешать окружающим. Диван или мягкое кресло для занятий не подходят. Лучше использовать стул без спинки и подлокотников. При этом следует располагаться так, чтобы обучающее пособие (монитор компьютера) было перед глазами. Заниматься нужно регулярно хотя бы по 1,5 часа в день не менее пяти раз в неделю. Вообще, здесь действует простое правило: чем больше тем лучше (в разумных пределах, разумеется). Как вы понимаете, просто посидеть с гитарой час это пустая трата времени. Правильные музыкальные занятия во многом напоминают спортивную тренировку и состоят из многократного и сосредоточенного повторения определенных упражнений. Так нарабатывается техника. Следует завести специальную тетрадь для составления и редактирования программы занятий, внесения необходимых пометок. Правильная поза Правильная поза поможет не тратить энергию тела впустую, а максимально сосредоточиться на выполнении упражнений. Большинство гитаристов, исполняющих самую разную музыку, во время игры сидя ставят гитару на правую ногу (рис. 1.15). Лучше, когда правая нога находится на специальной скамейке, которую можно купить в музыкальном магазине (рис. 1.16). 17

18 Глава 1. Подготовка к занятиям Рис Правильная поза во время занятий Это нехитрое приспособление позволяет инструменту принять идеальное положение относительно рук музыканта. Кстати, вместо специальной подставки вы можете использовать любые подручные средства, вплоть до нескольких толстых книг. Рис Правильное положение грифа Оба способа по-своему хороши, каждый гитарист выбирает то, что ему ближе. Однако существует мнение, что при первом подходе гитарист утомляется несколько меньше, чем при втором. Положение грифа должно быть близким к горизонтальному, но слегка вверх в сторону левого плеча (рис. 1.17). Еще одна поза для занятий классическая: гитара находится на левой ноге, стоящей на подставке (рис. 1.18). 18 Рис Подставка для ноги Рис Классическая поза во время занятий

19 Учимся настраивать гитару Важный момент: не забывайте дышать. Распространенная ошибка начинающих музыкантов непроизвольно напрягать мышцы тела и затаивать дыхание во время исполнения сложных фрагментов. Это неправильно. Что бы вы ни играли, старайтесь себя контролировать: дышите равномерно и не тратьте силы на лишние телодвижения. Самодисциплина поможет сохранить энергию, в результате вы будете меньше уставать. СОВЕТ Начинайте занятия с разминки рук. Раз в полчаса делайте 5-минутные паузы. В это время полезно заняться приседаниями и наклонами вниз и в стороны. Разомните шею и спину, а заодно отожмитесь от пола. Смена деятельности и хорошее физическое состояние самым положительным образом сказываются на работе мозга. Учимся настраивать гитару Любой струнный музыкальный инструмент регулярно расстраивается. В результате он звучит фальшиво и нормально играть на нем становится невозможно. Это связано с физическим свойством струны постепенно растягиваться под воздействием собственного натяжения. Вследствие этого гриф гитары слегка прогибается (внешне это практически незаметно). Еще одним фактором является механика инструмента. Гитарные колки в результате натяжения струны медленно раскручиваются, что также приводит к потере строя. Интенсивные занятия оказывают непосредственное влияние на этот процесс. Проблему решает настройка гитары, поэтому вам в любом случае придется овладеть этим искусством. Фактически гитарист каждое занятие начинает с проверки и легкой подстройки инструмента. Научиться настраивать гитару не слишком просто, но чем раньше вы начнете развиваться в этом направлении, тем скорее настройка станет для вас совершенно элементарным процессом. Существует несколько основных способов настройки гитары. Далее вы познакомитесь с каж.дым из них. Настройка по электронному тюнеру Настройка гитары по электронному тюнеру современный и, пожалуй, самый легкий способ настройки инструмента (рис. 1.19). Рис Электронный тюнер Сегодня фирмы-производители выпускают множество моделей электронных тюнеров (от совсем недорогих до продвинутых), поэтому в любом музыкальном салоне вы найдете широкий ассортимент этой продукции. Тюнеры различаются количеством дополнительных опций, а также способом отображения информации на дисплее (стрелочный либо индикаторный). При прочих равных условиях стрелочные тюнеры предпочтительнее, так как они более удобны в использовании. Все, что от вас требуется, дернуть струну, которую вы решили подстроить, и посмотреть на дисплей прибора. В современных моделях электронных тюнеров посредством специального датчика прибор определит, какую струну вы прижали, и укажет, насколько ее звучание соответствует идеальному. 19

20 Глава 1. Подготовка к занятиям 20 В старых устройствах в зависимости от того, какую струну вы настраиваете, нужно заранее установить соответствующий переключатель. Дальше все просто: если струна настроена слишком низко, тюнер покажет это стрелкой на соответствующем поле. Вы натягиваете струну с помощью колка, и тюнер указывает, когда следует остановиться (струна настроена, если стрелка на дисплее находится в центральном положении). Процесс настройки происходит перед вашими глазами (стрелка постоянно реагирует и отклоняется в сторону при натяжении или ослаблении струны). Таким образом, вы быстро научитесь пользоваться устройством. Прибор используют как для электро-, так и для акустической гитары. Если у вас акустическая гитара, то перед настройкой включите тюнер в режим микрофона (как в диктофоне). Через него тюнер будет воспринимать звук инструмента. Соединение с устройством электрогитары осуществляется специальным кабелем (один штекер вставляется в гитару, другой в тюнер). Для питания тюнера необходимы две стандартные пальчиковые батарейки, работы которых хватает на несколько месяцев. Настройка по пятому ладу Данный классический способ настройки гитары наиболее распространен среди начинающих музыкантов из-за своей относительной простоты и наглядности. Суть его заключается в том, что каждая струна настраивается под предыдущую по пятому ладу. Например, пятая открытая струна настраивается под шестую, прижатую на пятом ладу, четвертая открытая струна под пятую на пятом ладу и т. д. Исключение составляет вторая струна, которая настраивается под третью, прижатую не на пятом, а на четвертом ладу. Естественно, под ладами в данном случае подразумевается пространство между железными перегородками на грифе. Настройка осуществляется следующим образом. Средним пальцем левой руки прижмите пятый лад на шестой струне и извлеките эту ноту. Дерните пятую открытую струну и сравните ее звучание со звучанием шестой струны, прижатой на пятом ладу. В идеале они должны звучать практически неотличимо друг от друга в унисон. Это будет означать, что пятая и шестая струны настроены относительно друг друга. Если звучание струн различается значит, вам необходимо подстроить пятую струну путем регулировки колка до высоты, при которой два звука будут звучать как одно целое. Перед этим нужно на слух (разумеется, если нет электронного тюнера) определить: ниже или выше звучит пятая открытая струна, чем шестая струна, прижатая на пятом ладу. Однако во время настройки гитары все не так очевидно. Струна может быть настроена немного выше или ниже, поэтому слух должен быть тренированным, чтобы точно определить, как звучит струна. Если пятая открытая струна звучит ниже, чем шестая, прижатая на пятом ладу, то, значит, вам нужно натягивать (накручивать) пятую струну соответствующим колком. Делать это нужно внимательно и не спеша до тех пор, пока звучание пятой открытой струны будет невозможно отличить от прижатой шестой. Если же пятая открытая струна звучит выше, чем шестая, прижатая на пятом ладу, то следует ослаблять натяжение пятой струны, то есть крутить колок в обратном направлении (раскручивать). Есть полезная хитрость. Когда оба звука звучат довольно близко, но небольшой диссонанс все-таки присутствует (а вы не можете определить, выше или ниже звучит струна), можно действовать следующим образом: ослабьте колком натяжение пятой струны, повернув

21 Учимся настраивать гитару Рис Настройка по пятому ладу его приблизительно на четверть оборота, затем плавно верните в исходное положение (на фоне звучащей шестой струны, прижатой на пятом ладу) таким образом, чтобы звучание двух струн слилось. Итак, пятую струну вы настроили под шестую, на очереди четвертая струна. Ее вы настраиваете под пятую струну, прижатую на пятом ладу. Алгоритм действий такой же, как и в предыдущем случае. Средним пальцем левой руки прижмите пятый лад на пятой струне и извлеките ноту. Дерните четвертую открытую струну и сравните ее звучание со звучанием пятой струны, прижатой на пятом ладу. Звучание двух нот должно быть неотличимо друг от друга. В случае необходимости регулируйте колок, пока оба звука не будут звучать как одно целое. Третья открытая струна настраивается под четвертую, прижатую на пятом ладу, таким же образом. Вторую открытую струну настраивают под третью, прижатую не на пятом, а на четвертом ладу. Средним пальцем левой руки прижмите четвертый лад на третьей струне и извлеките ноту. Затем извлеките ноту на второй открытой струне и сравните ее звучание со звучанием третьей струны, прижатой на четвертом ладу. Если звучание второй открытой струны отличается от звучания третьей прижатой струны, то необходимо подстроить вторую струну путем регулировки колка до соответствующей высоты. Настройка первой струны осуществляется вновь по пятому ладу по принципу, описанному выше (рис. 1.20). ПРИМЕЧАНИЕ После того как гитара настроена, необходимо убедиться в этом еще раз. Дело в том, что если на инструменте стоят новые струны (или на гитаре давно не играли), то он быстро расстраивается. Струны должны растянуться, а гриф привыкнуть к нормальной нагрузке. Повторите все вышеописанные действия (это займет гораздо меньше времени). Если гитара в исправном состоянии, то через некоторое время струны обретут стабильность и инструмент станет лучше держать строй. Настройка по камертону Если у вас нет электронного тюнера, то, пользуясь описанным выше классическим способом настройки по пятому ладу, вы можете настраивать каждую струну гитары под предыдущую, за исключением шестой струны (ведь шестиструнная гитара не имеет седьмой струны, под которую можно было бы настроить шестую). 21

22 Глава 1. Подготовка к занятиям 22 В связи с этим возникает вопрос: как настроить шестую струну? Ответ: с использованием внешнего источника. Для правильной настройки гитары необходимо настроить струну, под которую будут настраиваться остальные. Таким внешним источником для настройки является духовой камертон. По сути, это простое устройство прообраз современного тюнера, но действует оно по принципу обыкновенного свистка. Прибор сконструирован таким образом, что в момент, когда вы в него дуете, он издает определенную ноту, например такую, под которую настраивается шестая струна гитары. Таким образом, гитарный духовой камертон заменяет несуществующую седьмую струну. Далее остальные струны настраиваются обычным способом по пятому ладу. Плюсом духовых камертонов для гитары является то, что посредством их можно извлекать не один, но и три или даже все шесть звуков, соответствующих каждой струне. Для этого в конструкции устройства (в зависимости от модели) предусмотрено три или шесть специально помеченных отверстий. Это значительно упрощает процесс настройки и проверки. Настраивать гитару с помощью духового камертона сложнее, чем посредством электронного тюнера. Для того чтобы пользоваться камертоном, необходим тренированный слух, однако компактные размеры и невысокая цена делают его незаменимым во многих ситуациях. Кроме того, в отличие от электронного тюнера настройка по камертону хорошо развивает слух. В идеале музыкант должен иметь в своем арсенале и то и другое (рис. 1.21). ПРИМЕЧАНИЕ Кроме духовых, существуют также вилочные камертоны, однако, не имея соответствующего опыта, настроить гитару с его помощью достаточно сложно. Это устройство представляет собой металлическую вилку. Если легко ударить ею по какой-либо твердой поверхности, она издает звук определенной частоты, по которому и производится настройка. Рис Тюнеры и камертоны Проверка настройки гитары Особенностью гитары (как и других струнных музыкальных инструментов) является то, что настроить ее идеально практически невозможно. После правильной настройки струн по пятому ладу нет гарантии, что в целом гитара будет строить на 100 %. Некоторые аккорды все равно звучат не совсем чисто. Связано это с особенностями конструкции гитары и техникой звукоизвлечения. Даже хорошие инструменты строят неидеально, а о некачественных и говорить не приходится. Поэтому гитаристы периодически тщательно проверяют и подстраивают гитару, используя специальные приемы. Одним из таких способов является подстройка по аккордам. Со временем ваш слух становится весьма чувствительным к фальши, и достаточно взять любой аккорд, чтобы определить, какая из струн звучит выше или ниже, чем требуется. Соответственно, данная струна

23 Учимся настраивать гитару подвергается дополнительной, более точной настройке путем регулировки колка. Затем следуют проверка по еще нескольким аккордам и необходимая подстройка. В результате достигается оптимальный строй гитары. Более простым, но также довольно эффективным методом является проверка октавами. Октава это интервал между двумя нотами, равный семи. Например, расстояние от ноты «до» до следующей «до» («до», «ре», «ми», «фа», «соль», «ля», «си», «до») равно семи. Иными словами, это та же нота, но расположенная на семь ступеней выше. Оба звука октавы звучат похоже, но принципиально различаются по высоте: первая нота звучит ниже. Проверяя чистоту звучания октав на гитаре, можно выяснить, насколько хорошо она настроена. Например, звучание шестой открытой струны удобно сравнивать со звучанием пятой струны, прижатой на седьмом ладу, это и есть октава. Если две ноты звучат фальшиво (не в октаву), то вы это сразу услышите по характерному диссонансу. В этом случае необходимо подстроить гитару колками. Проверив октаву на шестой и пятой струнах, проверяют октавы на остальных. Так, пятая открытая струна дает октаву на седьмом ладу четвертой струны, а четвертая открытая струна, в свою очередь, дает октаву на седьмом ладу третьей струны. Чтобы получить октаву от третьей открытой струны, нужно прижать восьмой лад на второй струне, а октава второй открытой струны будет звучать на седьмом ладу первой струны. Помимо проверки октав вдоль грифа (на соседних струнах), чистоту звучания октав проверяют и поперек грифа (через струну). Шестая открытая струна дает октаву на втором ладу четвертой струны, пятая открытая на втором ладу третьей струны, четвертая открытая на третьем ладу второй струны, а третья открытая на третьем ладу первой струны. Помните, что, используя данный метод, подстраивают более тонкую струну (звучание которой выше), а регулировку производят на фоне одновременного звучания двух струн, то есть сначала извлекают ноты, а потом подстраивают струну, звучащую выше. В заключение следует проверить звучание шестой и первой открытых струн. Извлеките звук одновременно он должен быть ровным и сливаться (хотя будет слышно, что он состоит из двух голосов низкого и высокого).

24 Глава 2 Азы игры на гитаре Исполнение без нот Некоторых начинающих музыкантов отпугивает перспектива изучения нотной грамоты. Наверняка у вас есть знакомые, которые ранее обучались в музыкальных школах или студиях, но не окончили их по причине неуспехов на этом поприще. Все они говорят приблизительно одно и то же: ноты это трудно и скучно. При этом ставятся в пример общепризнанные герои большой сцены, которые «не знают нот, но все равно стали звездами и играют превосходно». Отчасти это правда. Например, в прессе можно найти высказывания Андрея Макаревича (группа «Машина времени»), который якобы «не знает нот, но это ему не мешает». Мировая звезда гитары Марк Нопфлер также не скрывает своей музыкальной «безграмотности». Действительно, целый ряд состоявшихся в шоу-бизнесе людей никогда не учились в музыкальных учебных заведениях. Тем не менее абсолютно все музыканты в свое время потратили немало усилий, занимаясь самостоятельно. Факт в том, что самообразование бывает не менее эффективным, чем консерваторское, однако необходимы большое стремление и самодисциплина. Многие самоучки не знают нот, но легко играют на слух. В данном случае обучение осуществляется по различным пособиям, сборникам,

25 Исполнение без нот видеоурокам, а также благодаря общению с опытными музыкантами. Подбирая музыку на слух, можно постепенно развить свои способности до высокого уровня (особенно если тщательно анализировать и систематизировать разобранный материал). Вместе с тем знание нот весьма полезный навык, который дает намного больше творческой свободы. Так, всемирно известный гитарист Стив Вай, проводя много времени в перелетах, не теряет времени зря. Находясь на борту авиалайнеров, он написал немало замечательной музыки. Для того чтобы творить, ему нужны лишь вдохновение и нотная тетрадь. Поэтому, если вы решите освоить нотную грамоту, результаты вас не разочаруют. Однако данный курс призван научить вас играть на гитаре, поэтому упражнения пособия записаны с помощью табулатуры, а не нот и продемонстрированы на CD-при.ло.жении (как пользоваться табулатурой, описано ниже). Это поможет вам научиться играть не только аккордами и «перебором», но и солировать отдельными нотами. Правая рука. Постановка и способы игры Что бы вы ни играли, существует основное правило: никакого напряжения на правую руку. Во время занятий всегда нужно держать это в голове. Если при игре вы почувствовали тяжесть или боль в правой руке, то необходимо найти причину ошибки и изменить положение руки на такое, при котором напряжение не накапливается. Иначе можно привыкнуть играть с напряжением, что приводит к быстрой утомляемости правой руки и делает невозможным дальнейшее развитие. Переучиваться трудно, поэтому проблемы лучше предотвратить. Предплечье и внутренняя часть локтя не должны давить на корпус гитары. Достаточно легкого касания без нажатия (рис. 2.1). Рис Игра пальцами Следите, чтобы вены предплечья не пережимались гранями корпуса гитары, а кисть и запястье свободно повисали около струн на расстоянии около 10 сантиметров от струнодержателя (рис. 2.2). Рис Положение относительно струнодержателя Кисть должна находиться в положении, как если бы вы держали яблоко (рис. 2.3), а пальцы лежать на струнах (рис. 2.4). 25

26 Глава 2. Азы игры на гитаре Простыми словами, при использовании пальцевой техники каждый палец отвечает за свою струну. Большой палец обычно извлекает звук на шестой, пятой и четвертой струнах, а указательный, средний и безымянный на третьей, второй и первой соответственно. Мизинец правой руки в звукоизвлечении не участвует. Большой палец извлекает звук из толстых струн движением вниз, а указательный, средний и безымянный подцепляют тонкие струны вверх. Это происходит без напряжения, но упруго. Во время звукоизвлечения правой рукой работают только пальцы, а кисть находится практически в неподвижном состоянии (избегайте ненужных взмахов и странных дерганий это недопустимо). Рис Положение кисти «держим яблоко» Существует два основных способа звукоизвлечения правой рукой на гитаре: пальцевая техника и игра медиатором. Необходимо освоить оба и лучше обучаться им одновременно. В частности, пальцевая техника подходит для исполнения так называемого «перебора». При этом извлекаемый звук отличается мягкостью и теплотой. Медиаторная техника (пикинг) предполагает использование медиатора (рис. 2.5). 26 Рис Положение кисти пальцы лежат Рис Медиатор Звук, который извлекается с помощью медиатора, более яркий и громкий, чем при игре пальцами. Медиатор незаменим при игре на электрогитаре. Освоив медиаторную технику на акустике, гитарист без труда сможет перейти на электрогитару. ПРИМЕЧАНИЕ Многие начинающие гитаристы спорят о том, какая рука более важна при игре на гитаре. Действительно, у многих музыкантов в техническом

27 Исполнение без нот плане лучше развита либо левая, либо правая рука. Однако на самом деле для каче ственного звукоизвлечения одинаково важны обе руки: каждая выполняет свою часть работы. Упражнения для правой руки Разучим первые пять упражнений для правой руки с пальцевой техникой исполнения. Во время их выполнения вы будете играть на открытых струнах (то есть не прижатых к грифу). Левая рука использоваться не будет, что позволит вам полностью сосредоточиться на правой. Упражнения 3, 4 и 5 это стандартные «переборы» (арпеджио). Разучив и добросовестно их отработав, вы сможете с успехом применять их в дальнейшем для исполнения разных песен (при этом левой руке останется всего лишь менять соответствующие аккорды). Упражнение 1. Звукоизвлечение большим пальцем (см. урок на CD) Большим пальцем правой руки извлеките звук на шестой струне (напомню, что шестой струной на гитаре является самая толстая). Исполняйте движением вниз (рис. 2.6). Большой палец должен быть прямым: не нужно сгибать его в суставе первой фаланги или прятать в кулак. Движение пальца как бы соскальзывающее. Не забывайте, что кисть остается неподвижной (работает только большой палец). Извлеките звук на шестой струне четыре раза, делая это равномерно. Повторите несколько раз: «раз-два-три-четыре», «раз-два-три-четыре» и т. д. Играйте без напряжения. Рис Движение большого пальца Повторите один раз те же действия на пятой струне, затем на четвертой. Вновь повторите на пятой и начните упражнение сначала. Помните, что играть следует пальцами, а не рукой. Таким образом, упражнение выполняется большим пальцем на шестой, пятой и четвертой струнах по очереди по четыре звукоизвлечения на каждой из них. Все должно звучать равномерно, даже во время перехода со струны на струну. Представленный на рис. 2.7 способ записи упражнения называется табулатурой. Рис Табулатура 27

28 Глава 2. Азы игры на гитаре Как видите, на схеме шесть горизонтальных полос это шесть струн. Цифры (в данном случае нули) на полосах-струнах являются звуками-нотами. Нижняя полоса самая толстая струна шестая. Далее струны идут по порядку. Поскольку упражнение 1 начинается на шестой струне, то и в табулатуре первые ноты (четыре нуля) расположены на шестой полосе. Это значит, что звук на шестой струне нужно извлечь четыре раза. Нули показывают, что шестая струна является открытой. Если бы в упражнении участвовала левая рука (которая прижимала бы какие-нибудь лады на грифе), то вместо нулей на полосах-струнах располагались бы цифры соответствующих ладов грифа. Вертикальные черточки, разделяющие упражнение на три равные части, служат для обозначения тактов логически законченных фрагментов. «Читать» (играть) табулатуру следует как книгу. Это означает, что очередность звукоизвлечения по табулатуре производится так же, как и чтение букв в книге: по порядку слева направо. Упражнение 2. Звукоизвлечение всеми пальцами (см. урок на CD) В данном упражнении для правой руки задействованы все пальцы и струны (рис. 2.8). Сначала большим пальцем правой руки извлекаете звук на шестой струне, затем последовательно указательным пальцем на третьей, средним на второй, безымянным на первой. Во втором такте большой палец вместо шестой струны извлекает звук на пятой, а в третьем на четвертой. Играйте упражнение по кругу равномерно (без пауз и остановок). В отличие от соскальзывающего вниз движения большого пальца указательный, средний и безымянный действуют иначе. Они подцепляют струны движением вверх. Следите за тем, чтобы эти движения были неглубокими (достаточно касаться струн кончиками пальцев). Звучание всех струн должно быть максимально близким по громкости, то есть однородным. Упражнение 3. Арпеджио («перебор», тип 1) (см. урок на CD) Данное упражнение представляет собой стандартное арпеджио «перебор». Оно используется во многих известных песнях (рис. 2.9). Рис К упражнению 2 Рис К упражнению 3 28

29 Исполнение без нот Начинаете, как и в предыдущем упражнении: сначала большим пальцем правой руки соскальзывающим движением вниз извлекаете звук на шестой струне, затем указательным пальцем на третьей, средним на второй, безымянным на первой. Далее вновь дергаете средним пальцем вторую струну и наконец указательным пальцем третью. Так по кругу. Как и в предыдущем упражнении, отличие второго и третьего такта от первого заключается лишь в работе большого пальца: в первом такте звучит шестая струна, во втором пятая, а в третьем четвертая. Контролируйте ритм и качество звукоизвлечения. Все должно быть максимально равномерно и чисто. Следите, чтобы кисть правой руки не выполняла лишних движений. Упражнение 4. Арпеджио («перебор», тип 2) (см. урок на CD) Следующее упражнение также является стандартным «перебором» и часто используется во многих известных песнях (рис. 2.10). Начало упражнения повторяет предыдущие. По очереди большой палец извлекает звук на шестой струне, указательный на третьей, средний на второй. Затем указательный палец вновь извлекает звук на третьей струне, безымянный на первой. Далее указательный на третьей, средний на второй и опять указательный на третьей. Отличие второго и третьего тактов от первого такое же, как в предыдущих упражнениях (большой палец по очереди извлекает звук на шестой, пятой и четвертой струнах). Стремитесь к качественному звуку без пауз и фальши. Упражнение 5. Арпеджио («перебор», тип 3) (см. урок на CD) Еще один широко используемый «перебор» представлен на схеме (рис. 2.11). Очередность действий следующая: большой палец дергает шестую струну, безымянный первую, средний вторую, указательный третью. Затем снова безымянный первую, средний вторую, указательный третью и безымянный первую. Это немного сложнее предыдущего примера, нужно последовательно отрабатывать каждый фрагмент, а потом упражнение целиком. Исполняйте по кругу, равномерно и без пауз (уделите особое внимание переходам большого пальца со струны на струну). Во втором и третьем такте изменения также касаются только толстых струн. Рис К упражнению 4 Рис К упражнению 5 29

Источник

Читайте также:  Аккордеон с клавишами с двух сторон
Оцените статью