Самоучитель для гитары носова

Учебные материалы по классической гитаре — guitar.technique.acoustic — Форумы для гитаристов

В этой теме не флудим, пишем только по делу, тщательно оформляем посты. Для свободных обсуждений — Секта классической гитары.

На канале Юрия Кузнецова много видеоуроков, в свободном доступе.

Важнейшие печатные школы на русском языке, которые довольно легко найти в интернете или в магазинах:

  • М. Каркасси, «Школа игры на шестиструнной гитаре»
  • П. Агафошин, «Школа игры на шестиструнной гитаре»
  • Н. Кирьянов, «Искусство игры на классической шестиструнной гитаре»

Главное в этих школах — учебный репертуар (его там много и он весьма доброкачественный), который позволяет идти «от простого к сложному», шаг за шагом, повышая уровень мастерства.

П.Агафошин-Школа игры на шестиструнной гитаре
Описание: Настоящая Школа может служить пособием для обучения в музыкальных училищах и школах, на курсах для взрослых, в самодеятельности. Кроме того, Школа, рассчитанная на использование отдельными любителями, желающими научиться играть на этом инструменте или повысить свой профессиональный уровень, может служить и самоучителем. Занимаясь по данному пособию, учащийся достигнет высокого уровня владения инструментом.

Н.Г.Кирьянов-Искусство игры на классической шестиструнной гитаре
Описание: Материал учебника предполагает как самостоятельные занятия начинающих, так и работу педагога с учеником музыкального учебного заведения любого уровня. В каждом разделе в порядке возрастающей сложности, рассматриваются вопросы техники игры на гитаре, которые иллюстрируются небольшими нотными примерами и музыкальными произведениями. Разучивание их поможет учащимся закрепить прочитанное. Помимо учебно-методической задачи автор хотел показать искусство игры на гитаре и ее репертуарный диапазон в тесной взаимосвязи с общей музыкальной культурой.

Читайте также:  F как зажать этот аккорд

И. Варфоломеев-Курс игры на классической гитаре
Описание: Данное издание — это практический курс игры на шестиструнной гитаре. Рассчитан на любителей гитары, имеющих начальный опыт игры, а так же знакомых с музыкальной грамотой и аппликатурой гитары. Практика, подкрепленная ненавязчивой теорией, является лучшим обучением, что и является основным принципом настоящей книги. Для простоты поиска содержание построено по принципу: исполнитель — название композиции — номер страницы. Все названия и имена на языке оригинала. В дополнении к курсу прилагается аудиозапись содержимого репертуара, что в значительной степени облегчит работу над нотами.

Д.Теслов-Идеальная школа техники гитариста
Описание: Уникальность этого сборника состоит в том, что он является первым и единственным в истории классической гитары учебным пособием, имеет общемировое значение, вобрав в себя все лучшие упражнения, выработанные в течение нескольких веков развития гитары талантливейшими представителями концертного исполнительства, гитарной педагогики.

Джон Тэйлор-Звукоизвлечение на классической гитаре
Описание: В данной книге дано самое разносторонне описание звукоизвлечения на акустической гитаре, а так же описана физика звучания струны и различные процессы происходящие при применении различных приемов звукоизвлечения. Овладение данным материалом откроет для вас больше возможностей игры на гитаре.

А.Г.Николаев-Самоучитель игры на 6-струнной гитаре
Описание: Предлагаемый курс рассчитан примерно на год занятий. За этот срок предстоит научиться исполнять нетрудные произведения из классического гитарного репертуара, подбирать несложный аккомпанемент. Данный самоучитель призван помочь в овладении основами музыкальной грамоты и игры на гитаре. Исполнение самоучителя предлагает сочетание творческого подхода с тщательностью проработки каждого упражнения. Разучивая пьесы, следует точно выполнять все указания, добиваясь выразительности исполнения. Целеустремленным, настойчивым и увлеченным начинающим гитаристам самоучитель поможет приобрести необходимые знания, уверенность в своих силах, почувствовать радость живого музицирования.

Владимир Колосов-Самоучитель игры на шестиструнной гитаре
Описание: Самоучитель адресован детям среднего и старшего школьного возраста, молодёжи и взрослым, желающим овладеть искусством игры на шестиструнной гитаре или усовершенствовать уже приобретённые навыки.

Алексей Кофанов-Книга о гитаре. Самоучитель
Описание:Для всех, кто любит гитатру, всех, кто хочет выражать себя с помощью шести струн-без разделения стилей: в авторской песне ли, в классике, в роке или во фламенко. Цель книги-впустить Вас в Мир Шестиструнной Гитары, приобщить к её поэзии, научить основам владения инструментом.

А.Носов-Самоучитель Игры На Шестиструнной Гитаре
Описание: Являясь, по существу, ШКОЛОЙ игры на гитаре, работа написана в форме самоучителя. Побудительным мотивом к её созданию явилось стремление обучить всех желающих профессиональной игре на гитаре, дав им познания и навыки, необходимые для дальнейшего технического совершенствования и творческого роста.

С.Руднев-Русский стиль игры на классической гитаре
Описание: Данное пособие рассматривает специфические особенности игры, лежащие в основе русской гитарной школы XIX-XXвв. В сборнике представлены технические приёмы, использовавшиеся при игре на русской семиструнной гитаре, и даны рекомендации по их адаптации для классической шестиструнной гитары Авторский анализ исторических материалов и репертуарного наследия позволяет выделить русский стиль игры на гитаре в самостоятельную ветвь исполнительства. Адресуется широкому кругу музыкантов-исполнителей.

Л.Альмейда-Классическая гитара в джазе
Описание: В предлагаемый сборник вошли 22 аранжировки джазовых стандартов и одна авторская пьеса для исполнения на классической гитаре. Перед каждой пьесой присутствуют комментарии самого Лауриндо.

Классическая гитара. И.С.Бах. 20 лёгких пьес с табулатурами
Описание: Данный нотный сборник адресован учащимся, педагогам, а также всем любителям музыки желающим самостоятельно изучить несложные композиции для классической гитары. Предлагаемые произведения рассчитаны на начальный и средний уровень гитариста.

Классическая гитара. И.С.Бах. Избранные произведения в переложениях для шестиструнной гитары
Описание: Сборник, посвященный наследию великого немецкого композитора, содержит наиболее известные и узнаваемые произведения в переложении для шестиструнной гитары.

Классическая гитара. Никколо Паганини. Сочинения и переложения для шестиструнной гитары
Описание: Эта книга посвящена творческому наследию великого Никколо Паганини. В нее включены как произведения, написанные автором непосредственно для гитары, так и переложения его скрипичных пьес. Книга адресована гитаристам, в достаточной степени владеющим инструментом.

Е.Д.Ларичев-Классическая шестиструнная гитара
Описание: Гитара имеет несколько разновидностей: классическая шестиструнная, семиструнная, гитара-фламенко, гавайская и электрогитара. В предлагаемом читателям очерке мы будем говорить только о классической шестиструнной гитаре и музыкантах, оставивших след в истории игры на классической гитаре.

А.Гитман-Начальное обучение на шестиструнной гитаре
Описание: Подробно рассматриваются простейшие элементы процесса игры, которые имеют основное значение для успешного овладения шестиструнной гитарой. Методика начального обучения имеет репертуарное приложение, которое необходимо для выработки профессиональных навыков.

В.Кузнецов-Как научить играть на гитаре
Описание: В сборнике, посвященном проблемам преподавания классической гитары, представлены статьи современных отечественных и зарубежных авторов, в которых поднимаются вопросы гитарного исполнительства, предлагаются способы совершенствования техники игры с учетом нынешних достижений музыкальной педагогики. Издание адресовано как преподавателям и учащимся музыкальных учебных заведений, так и любителям гитарного исполнительства.

Н.Михайленко-Методика преподавания игры на шестиструнной гитаре
Описание: Наряду с рассмотрением кардинальных вопросов гитарной педагогики и исполнительства книга освещает широкий круг специфических проблем; предлагаются пути их оптимального решения. Предназначен для преподавателей всех уровней музыкального воспитания по классу гитары и смежным специальностям, студентов музыкальных учебных заведений, а также гитаристов, самостоятельно совершенствующих свое мастерство.

The Christopher Parkeing Guitar Method — Гитарный метод Кристофера Паркенинга

Метод авторства Паркенинга. Одного из авторитетных гитаристов и педагогов.
Из достоинств книги: прекрасное оформление, большой репертуар и масса полезных нетривиальных заметок по технике игры.
Издание включает два больших тома.

The Complete Mel Bay Method For Classic Guitar — Полный метод игры для классической гитары Мела Бея.

Замечательный, понятный и хорошо иллюстрированный самоучитель. Достаточно краткий, но содержательный.

Fernando Sor — Complete Method for the Guitar — метод для классической гитары Фернандо Сора

(ссылку добавлю позднее)

Самоучитель игры на гитаре по нотам

«Самоучитель игры на классической гитаре» создан для обучения игре на гитаре по нотам. Самоучитель содержит текстовые и нотные материалы, аудио- и видеозаписи упражнений. Материал разбит на теоретический и практический разделы. Издание мультимедийное — содержит видео, аудио.

39 Progressive Solos For Classical Guitar I and II (Guitar Tab Books and mp3) — Хрестоматия с табами и нотами. Отличная. Бен Болт

The Library of Guitar Classics — серия хрестоматий, содержащих ноты известных классиков гитары: Джулиани, Каркасси, Сор и.т.д. Отличное качество нот. Существует 3 сборника. В том числе, легкие переложения для начинающих.

10 лучших англоязычных книг о классической гитаре:

PS: в целом, стоит отметить, что большинство таких изданий похожи и содержат один и тот же материал. Достаточно найти один хороший самоучитель и пользоваться им.

Классики шестиструнной гитары

Большую учебную ценность, на мой взгляд, также представляют данные издания: (в них не только ноты, но и записи этой же музыки в исполнении таких мастеров, как Сеговия, Брим и.т.п.)

http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=1883089 Классики шестиструнной гитары — Джулиан Брим часть 1 (музыка и ноты)
http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=1887841 Классики шестиструнной гитары — Джулиан Брим часть 2 (музыка и ноты)
http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=1882705 Виртуозы шестиструнной гитары Шерон Айсбин (музыка и ноты)
http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=1882659 Классики шестиструнной гитары — Андрес Сеговия (музыка и ноты)
http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?p=26711753#26711753 Произведения для шестиструнной гитары — Mануэль Понсе (музыка и ноты)
http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=2087214 Произведения для шестиструнной гитары — Фернандо Сор (музыка и ноты)

Carcassi — Method for Guitar, Part 1 & 2 — метод Матте́о Карка́сси. Ссылку добавлю позднее. Отличная книга. Вышла в серии CD Sheet Music. Очень примечательны простые и лаконичные определения, которые автор даёт музыкальным понятиям. Доходчиво и кратко.

Большой интерес представляет книга

Как научить играть на гитаре (еще есть аналогичная «Как научить играть на рояле»)

Составитель: Вадим Кузнецов
Языки: Русский
Издательство: Классика-XXI
Серия: Мастер-класс
ISBN 978-5-89817-331-9; 2010 г.

Большое собрание хороших нот классики.

Кроме того, удалось найти на просторах интернета

Frederick Noad — The Classical Guitar — один из старых зарубежных учебников. Есть обе части

Wade Graham — The guitarist’s guide to bach

Замечательная книга о Бахе для гитаристов. Обозреваются конкретные произведения с историческими справками, заметками о жизни Баха.

Есть мысль, что можно было тут прямой file share сделать. Документами pdf и djvu, но не совсем ясно, как это все получится с точки зрения политики форума и авторского права)

Источник

Гитарная Школа
Андрея Носова

Всё для начинающих гитаристов и профессионалов

Самообразование по классу классической гитары,
ноты для гитары всех стилей, жанров и составов.

Если вы попали на эту страницу по запросу, связанному с самоучителем игры на гитаре, то советовал бы, для начала, ознакомиться с текстом на главной странице веб-сайта, чтобы знать, что представляет собой Гитарная Школа А.Носова в принципе, и чего ждать от обучения в частности.

#Струны. #Установка струн. #Уход за гитарой. #Настройка гитары. #Посадка гитариста. #Постановка правой руки. #Начальные действия указательного и среднего пальцев правой руки. #Проверка правильности постановки руки. #Чего никогда не нужно делать при игре.

1-й урок состоит из 61 страницы формата А4, PDF. Ссылка на видео во 2-м уроке.

#Порядок работы над упражнениями, направленными на повышение подвижности пальцев. #Темп музыки (ознакомление). #2-е упражнение: чередование среднего-безымянного пальцев правой руки. #Нотный стан, добавочные линии, ноты, октавы.

2-й урок состоит из 16 страниц формата А4, PDF. Ссылка на видео прилагается.

#Чего никогда не нужно делать при игре. #2-е упражнение: чередование среднего-безымянного пальца правой руки (продолжение – начало во 2-м уроке). #3-е упражнение: чередование указательного-среднего пальцев (окончание – начало в 1-м и 2-м уроках). #Длительность звучания нот. #Группы длительностей. #Паузы и их длительность.

3-й урок состоит из 38 страниц формата А4, PDF. Ссылка на видео прилагается.

#Аппликатура правой руки. #Как исполнять ноты различной длительности.

4-й урок состоит из 37 страниц формата А4, PDF. Ссылка на видео прилагается.

#Ключ, такт, тактовая черта. #Размер (метр) музыкального произведения. #Сумма длительностей. #Как играть по нотам. #Чего никогда не нужно делать при считывании нотного текста. #Смешанный метр. #Переменный размер. #Исполнение упражнения 5-го урока по нотам.

5-й урок состоит из 52 страниц формата А4, PDF. Ссылка на видео прилагается.

#1-е упражнение: упражнение для левой руки. #2-е упражнение: чередование большого, среднего, указательного пальцев правой руки. #Настройка гитары (продолжение).

6-й урок состоит из 30 страниц формата А4, PDF. Ссылка на видео прилагается.

#До мажорный аккорд. #2-е упражнение: чередование указательного-среднего пальцев правой руки, при удержании до мажорного аккорда. #Тон, полутон.

7-й урок состоит из 21 страницы формата А4. Ссылка на видео прилагается.

#Соль мажорный септаккорд (соль7). #2-е упражнение: чередование большого, указательного, среднего пальцев правой руки, при удержании соль мажорного септаккорда. #Знаки альтерации.

8-й урок состоит из 15 страниц формата А4. Ссылка на видео прилагается.

#Техника смена до мажорного и соль мажорного септаккорда. #2-е упражнение: смена до мажорного и соль мажорного септаккорда. #Общие правила смены аккордов. #Расположение пальцев правой руки при игре на соседних струнах. #3-е упражнение: чередование указательного-среднего пальцев правой руки на соседних струнах. #Ноты на 1-й струне по V-й лад включительно.

9-й урок состоит из 20 страниц формата А4. Ссылка на видео прилагается.

#2-е упражнение: смена до мажорного и соль мажорного септаккорда, при чередовании указательного-среднего пальцев правой руки, на соседних струнах. #Созвучия. #Техника исполнения созвучий большим и указательным пальцем правой руки. #3-е упражнение: исполнение созвучий большим и указательным пальцем правой руки. #Ноты на 2-й струне по V-й лад включительно.

10-й урок состоит из 18 страниц формата А4, PDF. Ссылка на видео прилагается.

#Ля минорный аккорд. #Ми мажорный аккорд. #Техника смены ля минорного и ми мажорного аккорда. #2-е упражнение: смена ля минорного и ми мажорного аккорда. #3-е упражнение: исполнение аккордов большим, указательным и средним пальцем правой руки. #Ноты на 3-й струне по V-й лад включительно.

11-й урок состоит из 17 страниц формата А4, PDF. Ссылка на видео прилагается.

#2-е упражнение: смена ля минорного и мажорного аккорда, при чередовании среднего-указательного пальцев на соседних струнах. #3-е упражнение: исполнение аккордов большим, указательным, средним и безымянным пальцем правой руки. #Ноты на 4-й струне по V-й лад включительно.

12-й урок состоит из 16 страниц формата А4, PDF. Ссылка на видео прилагается.

#2-е упражнение: чередование большого, указательного, среднего и безымянного пальцев правой руки. #3-е упражнение: последовательность аккордов (ля минор, до мажор, ля минор, соль мажорный септаккорд, до мажор, ми мажор, до мажор). #Соль мажорный аккорд. #»ВО САДУ ЛИ, В ОГОРОДЕ» (1-й – 4-й такты).

13-й урок состоит из 38 страниц формата А4, PDF. Ссылка на видео и звуковой файл прилагается.

#2-е упражнение: чередование большого, безымянного, среднего и указательного пальцев правой руки. #3-е упражнение: последовательность аккордов (ля минор, до мажор, соль7, соль мажор, до мажор, соль мажор, до мажор). #Ми минорный аккорд. «ВО САДУ ЛИ, В ОГОРОДЕ» (5-й – 8-й такты).

14-й урок состоит из 24 страниц формата А4, PDF. Ссылка на видео и звуковой файл прилагается.

#2-е упражнение: чередование пальцев правой руки по схеме: указательный, средний, безымянный, средний. #3-е упражнение: последовательность аккордов (ми минор, ми мажор, ля минор, ми минор, ля минор, соль мажор, до мажор). #Ля мажорный аккорд. «ЕХАЛ КАЗАК ЗА ДУНАЙ» (1-й – 8-й такты). #Ноты на 5-й струне по V-й лад включительно.

15-й урок состоит из 25 страниц формата А4, PDF.

#2-е упражнение: чередование пальцев правой руки по схеме: указательный, средний, безымянный, средний, с подключением большого пальца. #3-е упражнение: последовательность аккордов (ля мажор, ля минор, ми минор, ля минор, ми минор, ля мажор, ми минор). #Си мажорный септаккорд. #»ЕХАЛ КАЗАК ЗА ДУНАЙ» (9-й – 17-й такты). #Ноты на 6-й струне по V-й лад включительно. #Обработка, переложение, аранжировка, транскрипция (описание). #Табулатура. #Дополнительное произведение «Перепёлочка» (автор неизвестен).

16-й урок состоит из 42 страниц формата А4, PDF. К уроку прилагаются два звуковых файла.

#2-е упражнение: арпеджио – 1-й и 2-й вид. #3-е упражнение: последовательность аккордов (ми минор, си7, ми минор, ля мажор, ми минор, си7, соль мажор). #Ре минорный аккорд. #ЭТЮД Х.Сагрераса (1-й – 4-й такты). #Правила использования пальцев правой руки в двухголосии.

17-й урок состоит из 35 страниц формата А4, PDF. К уроку прилагаются два звуковых файла.

#2-е упражнение: арпеджио – 3-й и 4-й вид. #3-е упражнение: последовательность аккордов (ля минор, ля мажор, ре минор, ля минор, ре минор, соль7, до мажор). #Ре мажорный аккорд. #ЭТЮД Х.Сагрераса (5-й – 9-й такты). #Дополнительное произведение «Ты пойди, моя коровушка, домой» (Русская народная песня).

18-й урок состоит из 29 страниц формата А4, PDF. К уроку прилагаются четыре звуковых файла.

#2-е упражнение: арпеджио – 5-й и 6-й вид. #3-е упражнение: последовательность аккордов (ля мажор, ре мажор, ля мажор, ми мажор, ля мажор, ре мажор, ми мажор). #ЭТЮД Ф.Сора (1-й – 4-й такты).

19-й урок состоит из 16 страниц формата А4, PDF. К уроку прилагаются два звуковых файла.

#3-е упражнение: исполнение «малого баррэ» на трёх первых струнах. #ЭТЮД Ф.Сора (5-й – 8-й такты).

20-й урок состоит из 30 страниц формата А4, PDF. К уроку прилагается ссылка на видео.

#3-е упражнение: исполнение «полубаррэ» на четырёх первых струнах. #ЭТЮД Ф.Сора (9-й – 12-й такты).

21-й урок состоит из 22 страниц формата А4, PDF.

#3-е упражнение: исполнение «большого баррэ» на пяти струнах. #ЭТЮД Ф.Сора (13-й – 16-й такты). #Дополнительное произведение «Ходила младёшенька» (Русская народная песня).

22-й урок состоит из 62 страниц формата А4, PDF. К уроку прилагаются 2 звуковых файла.

#3-е упражнение: исполнение «большого баррэ» на шести струнах. #»В ЛЕСУ РОДИЛАСЬ ЁЛОЧКА» Л.Бекмана (1-й – 4-й такты).

23-й урок состоит из 29 страниц формата А4, PDF.

#Аккорды с использованием приёма «баррэ». #3-е упражнение: А) смена ми минорного и ля минорного аккорда; Б) имитация ми мажорного аккорда. #»В ЛЕСУ РОДИЛАСЬ ЁЛОЧКА» Л.Бекмана (5-й – 9-й такты). #Дополнительное произведение «Прелюдия» (А.Иванов-Крамской).

24-й урок состоит из 53 страниц формата А4, PDF. К уроку прилагаются 2 звуковых файла.

#3-е упражнение: А) смена ми мажорного и ля мажорного аккорда; Б) имитация соль мажорного септаккорда. #»С ДНЁМ РОЖДЕНЬЯ» П.Хилл и М.Хилл (1-й – 4-й такты).

25-й урок состоит из 9 страниц формата А4, PDF.

#3-е упражнение: А) смена соль мажорного и до мажорного септаккорда; Б) имитация ля минорного аккорда. #»С ДНЁМ РОЖДЕНЬЯ» П.Хилл и М.Хилл (5-й – 8-й такты).

26-й урок состоит из 8 страниц формата А4, PDF. К уроку прилагается звуковой файл.

#3-е упражнение: А) смена ля минорного и ре минорного аккорда; Б) имитация ля мажорного аккорда. #»ANDANTE» Ф.Сора. (1-й – 8-й такты).

27-й урок состоит из 10 страниц формата А4, PDF.

#3-е упражнение: А) смена ля мажорного и ре мажорного аккорда; Б) имитация до мажорного аккорда. #»ANDANTE» Ф.Сора. (9-й – 16-й такты).

28-й урок состоит из 9 страниц формата А4, PDF.

#3-е упражнение: А) смена до мажорного и фа мажорного аккорда; Б) имитация ре минорного аккорда. #»ANDANTE» Ф.Сора. (17-й – 32-й такты).

29-й урок состоит из 9 страниц формата А4, PDF. К уроку прилагается звуковой файл.

#3-е упражнение: А) смена ре минорного и соль минорного аккорда; Б) имитация ре мажорного аккорда. #»ПОЛЬКА» М.Иванова. (1-й – 8-й такты).

30-й урок состоит из 11 страниц формата А4, PDF.

#3-е упражнение: последовательность аккордов (ля минор, ре минор, ля минор, ми7, ля минор, ми7, ля минор). #»ALLEGRO» М.Джулиани (1-й, 2-й такты).

32-й урок состоит из 8 страниц формата А4, PDF.

#3-е упражнение: А) Смена ре мажорного и соль мажорного аккорда. #»ПОЛЬКА» М.Иванова (9-й – 16-й такты).

31-й урок состоит из 10 страниц формата А4, PDF. К уроку прилагается звуковой файл.

#3-е упражнение: последовательность аккордов (ля мажор, ре мажор, ля мажор, ми7, ля мажор, м7, ля мажор). #»ALLEGRO» М.Джулиани (3-й, 4-й такты).

33-й урок состоит из 7 страниц формата А4, PDF.

#3-е упражнение: последовательность аккордов (ре минор, соль минор, ре минор, ля мажор, ре минор, соль минор, ре минор). #»ALLEGRO» М.Джулиани (5-й – 12-й такты).

34-й урок состоит из 9 страниц формата А4, PDF. К уроку прилагается миди файл.

#3-е упражнение: последовательность аккордов (ре мажор, соль мажор, ре мажор, ля мажор, ре мажор, соль мажор, ре мажор). #»СОБАЧИЙ ВАЛЬС». Переложение А.Носова. #Ноты на 1-й струне с V-го – по XII-й лад включительно.

35-й урок состоит из 11 страниц формата А4, PDF. К уроку прилагается миди файл.

#3-е упражнение: последовательность аккордов (соль мажор, соль минор, фа мажор, соль минор, фа мажор, соль мажор, фа мажор). #»ГРУСТНЫЙ НАПЕВ» А.Иванова-Крамского (1-й – 8-й такты). #Ноты на 2-й струне с V-го – по XII-й лад включительно.

36-й урок состоит из 13 страниц формата А4, PDF.

#3-е упражнение: 10 упражнений, направленных на освоение техники исполнения «восходящего легато». #»ГРУСТНЫЙ НАПЕВ» А.Иванова-Крамского (9-й – 16-й такты). #Ноты на 3-й струне с V-го – по XII-й лад включительно.

37-й урок состоит из 16 страниц формата А4, PDF. К уроку прилагается ссылка на видео.

#3-е упражнение: А) развитие техники исполнения «восходящего легато» – 8 упражнений; Б) «восходящее легато» с «баррэ» – одно упражнение. #»ГРУСТНЫЙ НАПЕВ» А.Иванова-Крамского (17-й – 28-й такты). #Ноты на 4-й струне с V-го – по XII-й лад включительно.

38-й урок состоит из 18 страниц формата А4, PDF. К уроку прилагается миди файл.

#3-е упражнение: А) развитие техники исполнения «восходящего легато» – 8 упражнений; Б) «восходящее легато» с «баррэ» – одно упражнение. #»МОЙ КОСТЁР» (1-й – 10-й такты). #Ноты на 5-й струне с V-го – по XII-й лад включительно.

39-й урок состоит из 15 страниц формата А4, PDF

#3-е упражнение: А) развитие техники исполнения «восходящего легато» – 8 упражнений; Б) «восходящее легато» с «баррэ» – одно упражнение. #»МОЙ КОСТЁР» (11-й – 26-й такты). #Ноты на 6-й струне с V-го – по XII-й лад включительно.

40-й урок состоит из 15 страниц формата А4, PDF. К уроку прилагается миди файл.

Мысли по поводу…

О школе игры на гитаре. Те уроки игры на гитаре, изучением которых вы занимаетесь (или планируете заняться), являются фрагментом моей (Андрея Носова) школы игры на гитаре. Что такое ШКОЛА,…

в принципе, хорошо представляете? Школа – это место, где вкладывают фундаментальные практические и теоретические познания, дают ответ на каждый интересующий вопрос, и в итоге выпускают готового исполнителя. У меня так, поэтому я смело могу назвать свою методику обучения школой игры на гитаре. Но почему называют себя ШКОЛАМИ видео-ресурсы, предлагающие освоить исполнение песен под гитару, по принципу: «Смотри и повторяй», если они ничего не объясняют, а лишь показывают несколько несложных аккордов и простейших рисунков «боя» (заметьте, из многотысячной массы)? Совершенно непонятно. С тем же успехом мог назвать своё умение школой игры паренёк, освоивший пару аккордов и делящийся этими познаниями с товарищами. Но ему, разумеется, это и в голову не придёт…

Дело, конечно, не в названии – пусть именуются, как хотят, – а в том, что подобные видео-ресурсы выхолащивают племя гитаристов-исполнителей. Скажете, перебор? Отнюдь. Там, где не внедряют навыков посадки с гитарой, не прививают правильную постановку рук и не доводят до сведения требования о техническом состоянии инструмента, обучение игре обречено на провал. Кто-то отсеивается сразу же, не сумев, элементарно, прижать струны к грифу: проблема, возможно, была в слишком большом зазоре между струнами и грифом или слишком сильном натяжении струн; но он-то этого не знал, и посчитал, что неспособен к гитаре. Кто-то обретает ложное чувство неспособности к игре на гитаре позже, когда вырастает из аккомпанемента аккордами и пробует играть соло: отрицательный результат, в этом случае, вызван отсутствием привычки правильного расположения гитары и рук, о чём ему никто не поведал при первом опыте общения с инструментом. Вот так и прощаются гитаристы с мечтой о большом исполнительском искусстве. Скажете, ни о чём подобном вы не мечтаете, и вам бы только несколько аккордиков разучить, чтобы спеть под гитару? Не спешите. Придёт время, и гитара позовёт вас с неодолимой силой, как зовёт большинство тех, кто к ней когда-либо прикасался. Подумайте над этим и сделайте выбор в пользу академического обучения, независимо от того, где оно предлагается, в музыкальной школе или на моём веб-сайте. Там вы найдёте и столь любимые начинающими аккорды, и произведения для гитары соло, и многое другое, подпадающее под понятие «Игра на гитаре». Только нау́читесь управлять своими руками так, чтобы обеспечить своё будущее: техническое совершенствование и творческий рост.

О выборе гитары. Выбор гитары – дело чрезвычайной важности. Знаете, как часто выбирают гитару в магазине люди несведущие? Просят продавца: «Проведите пальцем по струнам этой гитары. Теперь этой». Ага, здесь звук лучше (сочней, насыщенней), беру. Это, в общем, правильно, но… этого мало. Нужно ещё чтобы гитара была пригодна для игры, иначе намучаетесь.

Помню, пришёл в компанию и, как обычно, просят сыграть. Дают гитару, вижу огромный зазор между струнами и грифом, превышающий все разумные пределы, и отказываюсь: на этой гитаре играть нельзя. Как нельзя, говорит хозяин дома и берёт аккорд в районе трёх первых ладов. Ну, а в средней части грифа смогли бы, заинтересованно спрашиваю я? А там никто не играет, был ответ. Нет, уважаемые, играют и в середине грифе и на ладах с более высокой нумерацией. Так что, выбор гитары – дело первостепенной важности. Ну, а как довести гитару до приемлемого состояния своими руками, если она у вас, мягко говоря, не очень, читайте в 1-м уроке. Заодно, выучите части гитары, чтобы общаться с гитаристами на одном языке.

О посадке гитариста и постановке рук. Очередными важнейшими моментами являются посадка гитариста и постановка рук. Не много ли всего важного? Не много. В начале обучения иначе не бывает. В моих уроках всё прописано предельно подробно, с учётом различных величин гитар и габаритов исполнителей (включая полных), поэтому подробности опущу. Скажу лишь, как сядете, так и заиграете. Никаких натяжек: неподходящая посадка повлечёт за собой неподходящую для игры постановку рук, а та, в свою очередь, снижение исполнительских возможностей. И это, не говоря о таких «пустяках», как болевые ощущения в разных частях тела, не позволящих вам трудится так долго, как это требуется или хочется. Как вам такая логическая цепочка? Говорю же, мелочей нет!

О натяжении струн и настройке гитары. Что ещё, кроме посадки с гитарой, влияет на правильность постановки рук, и, следовательно, позволяет надеяться на дальнейший исполнительский успех? – Натяжение струн. Натяжение струн, в период становления левой руки, прижимающей струны к грифу, должно быть посильным (кстати, если вы левша, радуйтесь, и даже не помышляйте направить гитарный гриф в правую сторону, потому что именно в левой, сильной для вас руке, осуществляется силовая гитарная работы). Иначе, в стремлении справиться с натяжением струн, руке придётся, во-первых, пребывать в постоянном напряжении. Во-вторых, занимать невыгодное положение, подходящее только для выполнения текущей задачи. Но… игра на гитаре состоит из вереницы приёмов, заключающихся в разнообразии действий пальцев, в том числе, при активном перемещении левой руки вдоль грифа. И как вы всё это будете делать при том колоссальном, заметьте, необязательном напряжении, которое сами же создаёте, в придачу с неестественным положением руки по отношению к грифу? Так что, мой вам совет, настройте гитару так, чтобы было удобно прижимать струны (но не так слабо, чтобы у струн пропал голос). Величина эта индивидуальная и подбирается опытным путём. Привыкнув к этому натяжению струн, будете изредка подтягивать, пока не доведёте настройку гитары до стандартной (подробности в уроках).

Казалось бы, разумное предложение: бери, пользуйся. Так нет, обязательно найдутся любители возразить. Аргументы приводят следующие: «А мы можем слух (музыкальный) испортить», «А нам надо пальцы тренировать». Бред какой-то… Как можно испортить слух, если звуковые интервалы открытых струн, а вместе с ними и звуковые интервалы исполняемых произведений не претерпят изменений? Единственно, что произойдёт, звучание будет несколько ниже, вот и всё. Но это уже вопрос тональности, которая никак не влияет на узнаваемость произведения, и, разумеется, не портит музыкальный слух (подробности о тональности в уроках).

А бороться с непосильным натяжением струн ради тренировки пальцев вообще, мягко говоря, странная идея. Ничего, кроме сильнейших болевых ощущений и испорченной постановки левой руки, ответственной за прижатие струн к грифу, не будет (особенно, если зазор между струнами и грифом больше рекомендованного). И ведь проверено всё это не одним поколением начинающих гитаристов, так нет же… А интересно, как поведут себя эти любители «тренировок», впервые придя в спортзал: возьмут снаряд, превышающий их физические возможности, или, всё-таки, выберут что-то посильное? Вопрос риторический… Любой начнёт с лёгкого для себя веса и будет прибавлять по мере надобности (в спорте – это принцип прогрессивной нагрузки). И правильно, лучшего способа развить мышцы не существует. При игре на гитаре тоже мышцы работают, улавливаете? Поэтому и тренировать их нужно по апробированному в спорте принципу: для начала организовать посильное натяжение струн, а затем постепенно увеличивать. Прислушайтесь к моему совету и приобретёте постановку левой руки, подходящую для прогресса в обучении, убережётесь от сильных болевых ощущений в кончиках пальцев левой руки, неизбежных в начале обучения, и добьётесь успеха гораздо раньше тех, кто не желает замечать очевидного.

О выборе струн. На каких струнах остановить свой выбор, на металлических или синтетических? Для начала обучения, однозначно, пригодна только синтетика: она мягче, меньше утруждает пальцы и позволяет без проблем освоить приёмы игры, связанные с извлечением звука одной левой рукой (при незначительном участии правой или вовсе без оной). Ах, на вашей гитаре синтетика звучит хуже? А яркий звук-то вам зачем в период освоения базовых приёмов игры? Во главу угла сейчас надо ставить технику, а когда освоите, тогда и решите, что подходит больше. Подробности в уроках…

Об обучении игре на гитаре по самоучителю. Можно ли научиться играть на гитаре по самоучителю? Можно, если самоучитель информативен, а вы имеете мотивацию к обучению. А, вообще, самообразование даёт куда больший эффект, чем обучение с преподавателем. Ведь вы вынуждены вчитываться в каждую строчку, пытаясь докопаться до истины. А потому истина открывается гораздо раньше.

Есть в обучении по самоучителю и ещё один плюс. В информативном учебнике, таком, например, как мой, столько материала в каждом уроке, сколько не даст ни один учитель. Не то чтобы он этого не знал, просто, элементарно, не успеет изложить всё это в рамках урока. Поэтому читайте, учитесь и не переживайте, что не можете брать уроки у частных преподавателей или в музыкальном учебном заведении. Толковый самоучитель даст не меньший эффект. Только, пожалуйста, помните, в процессе обучения участвуют двое – учитель и ученик, поэтому старайтесь относиться критично не только к авторам обучающих пособий, но и к самим себе.

О нотной грамоте. И чего только не придумают веб-сайты, подвизающиеся на ниве массовой гитары, чтобы зазвать к себе потенциальных учащихся: «Приходите, мы ведём обучение без использования нотной грамотой!». Они что, считают, что нотация – способ записи музыки нотными знаками – не нужна? Или уверены, что вы не поймёте? Или не умеют доходчиво объяснить, как читать ноты? Или не имеют читать ноты сами?

Вопросов много, но ответить нужно на другой: «Что было бы лично с вами, если бы вы вдруг разучились читать?». А я вам скажу что. Наступила бы информационная блокада. Не полная, конечно, но значительная: ни тебе смс-ку прочесть, ни меню в гаджете, ни нужную книгу (которую грамотные люди могли бы и озвучить, но по каким-то причинам не хотят). Ощутили? Вот в такой информационной блокаде находится и исполнитель, не знакомый с нотацией. Но… не подозревает об этом и оттого счастлив. А самая большая проблема этого счастливчика заключается в сложности разучивания новых произведений и, как следствие, накоплении репертуара. Почему, догадаться нетрудно. Чтобы разучить новую вещь, он должен видеть и слышать, как она играется. Нет образца – нет новинки. Другое дело нотация. Здесь есть всё необходимое для разучивания, включая ритм, информацию об используемых приёмах игры и пальцовку (аппликатору). Так что, viva нотация! И, пожалуйста, не верьте тем, кто уверяет, что овладеть нотной грамотой сложно. Читать ноты не трудней, чем читать обычный текст. Но вы же читаете, правда? Подробности в уроках…

О способах извлечения звука. С чего лучше начинать обучение, с «Apoyando» или с «Tirando»? Этим вопросом часто задаются новички, начавшие обучение с «Tirando», но обнаружившие, что «Apoyando» даёт более громкий и красочный звук. Не сбивайтесь с верного пути, друзья! Да, звук извлечённый «Apoyando» сочней и ярче. Но… в силу необходимости опоры на соседнюю струну, в заключительной фазе движения пальца, используется в классической гитаре ОГРАНИЧЕННОЕ игровое время. А если точней, способ «Apoyando» показан только для исполнения одноголосых мелодий или пассажей (в том числе, скоростных). Ни для чего другого данный метод непригоден, поскольку опора пальца на соседнюю струну (для большого пальца – более тонкую, для остальных пальцев – более толстую): а) приглушает её, убивая многозвучие, характерное для гитары соло; б) катастрофически затрудняет извлечение звука, в том числе, при исполнении распространённейшего в гитаре приёма «Арпеджио» (перебор струн). Способ же «Tirando» – безопорный метод – лишён этих недостатков. Им вообще можно сыграть ВСЁ, включая одноголосые мелодии и виртуозные пассажи.

Если вы подумали, что я высказываюсь в пользу «Tirando» только потому, что являюсь его сторонником, то вы заблуждаетесь. Каждый гитарный приём хорош для своего случая. А обучение игре на гитаре вообще отдельная тема: здесь важен здравый смысл. Здравый же смысл говорит о том, что вряд ли стоить начинать с того, что, возможно, не потребуется никогда. Уверен, ваши педагоги, и я в том числе, обучат вас и приёму «Apoyando» (у меня в 70-м уроке), и многим другим приёмам игры на гитаре. Но дайте же нам вначале привить вам навык извлечения звука способом, используемом в львиной доле игрового времени!

Более подробную информацию о способах извлечения звука ищите в моих (Андрея Носова) уроках игры на гитаре, в частности, в 1-м уроке, доступном для бесплатного ознакомления.

Об исполнении первого произведения. 1-е произведение в моей (Андрея Носова) гитарной школе не сложное. Или, точнее, не должно показаться сложным после солидной подготовительной работы, проведённой в уроках №№1–12. Но, всё-таки, это произведение, дающее представление о том, что такое гитара. Исполнение здесь ведётся одним гитаристом в два звуковых потока (мелодия в сопровождении баса). Но очень скоро добавится третий звуковой поток – средний голос, и станет окончательно ясно, почему наш инструмент называют маленьким оркестром.

Желаю успехов в познавании таинства, под названием ГИТАРА!

Школа игры на гитаре А.Носова состоит из авторских материалов и охраняется законом об авторском праве. Воспроизведение контента сайта в любом объёме без письменного разрешения автора (Андрея Носова) запрещается. Любые попытки нарушения будут преследоваться по закону.

Источник

Оцените статью