- Как играть соло на гитаре. Советы и примеры для начинающих гитаристов.
- Как играть соло на гитаре, с чего начать?
- Что такое соло? В каком месте играется и что подразумевает понятие «Играть соло»?
- С чего начать играть? Теория или сразу практика
- Уроки соло на гитаре. Можно ли научиться играть самостоятельно?
- Что требуется чтобы научиться играть соло
- Как строится и из чего состоит сольная партия
- Какие виды соло бывают? Примеры
- Можно ли играть соло на акустической гитаре?
- Чему можно научиться прямо сейчас. Практика.
- Боксы, пентатоники, гаммы
- Игра под аккорды
- Работа над техникой
- Выучите простое соло. Вообще – учите больше соло
- Как научиться играть любую гитарную партию (соло или рифф)?
- 1. Пофразовый разбор гитарной партии (анализ технических аспектов)
- 2. Базовая посадка фраз в руки (физическое ознакомление с техническими элементами)
- 3. Отработка фраз под Guitar Pro и метроном (определение актуального темпа)
- 4. Отработка фрагментов под оригинальный трек (промежуточная посадка фрагментов)
- 5. Отработка гитарной партии под минусовку
- Заключение
Как играть соло на гитаре. Советы и примеры для начинающих гитаристов.
Как играть соло на гитаре, с чего начать?
Что такое соло? В каком месте играется и что подразумевает понятие «Играть соло»?
Гитарное соло – это отдельная часть композиции, которая может располагаться в различных ее местах. Это означает, что одна из гитар отходит от привычной игры риффов, и начинает исполнять сольную партию – мелодию, основанную на основной теме песни.
Многие гитаристы считают гитарные соло одной из самых основных вещей в любой песне. И оно понятно – потому что через него выражаются эмоции, оно подчеркивает композицию, делают ее более напряженной, агрессивной, или наоборот – более минорной и печальной. Даже при наличии грустного текста и красивого перебора – все настроение создается именно гитарными соло.
Играться оно может вообще в любом месте композиции, но как правило, оно исполняется между последним куплетом и последним припевом. Однако это правило часто нарушается в современной музыке – например, в таком жанре, как прогрессивный рок, структура композиций вообще неоднородна – и там может быть несколько соло подряд. А вот в таком направлении тяжелой музыки, как сладж, пассажей может и не быть вовсе. Поэтому все зависит от ситуации и вашего полета фантазии – если вы хотите сделать несколько соло подряд – то почему бы и нет.
С чего начать играть? Теория или сразу практика
Будем честными – лучше всего, конечно, начинать учить теорию. В нее входят различные боксы гамм, пентатоник, ладов, а также обязательно знание нот. Это значительно упростит вам процесс импровизации на гитаре, а, следовательно, придумывания пассажей. Вы четко будете знать, что и как делать, будете помнить, как звучат ноты, и где они находятся на грифе.
Однако, в целом, научиться можно и просто практикуясь игре. Вы сможете научиться правильно придумывать сольные пассажи и играть на слух просто выучив очень много музыкальных фраз, но учтите – это будет намного дольше, чем обучение теории. Более того, такой подход может просто привести к тому, что в один момент вы застрянете на определенном уровне, выше которого подняться уже не сможете – и помочь в этом сможет только теория.
В идеале, вы должны уделять одинаковое количество времени как практике, так и теоретическим занятиям по музыке. Это даст больше пространства и данных для обучения – и значительно ускорит весь процесс. Именно вопросу того, как научиться играть соло и посвящена данная статья.
Уроки соло на гитаре. Можно ли научиться играть самостоятельно?
Короткий ответ – Да . В целом, вся информация, необходимая для правильного сочинения сольных пассажей, находится в интернете. Очень много гитаристов учились не у преподавателей, а
по видеоурокам и текстовым руководствам, поэтому научиться сочинять собственные соло вполне реально.
Однако тут вступает в силу другой вопрос – помимо уроков музыкального плана вам придется смотреть также уроки и техники игры. Это гораздо важнее, поскольку все ваши возможности напрямую зависят от постановки вашей левой и правой руки – а правильно их поставить может только преподаватель. А без правильного положения вы можете забыть о скоростных пассажах, свипе, и подобном – поскольку не сможете сыграть это физически. Поэтому лучший вариант – это, конечно, записаться к преподавателю. Однако если такой возможности нет – то вы вполне можете заниматься по видеоурокам, главное не торопиться и следить за техникой.
Что требуется чтобы научиться играть соло
Как строится и из чего состоит сольная партия
Гитарное соло – это самый душевный и эмоциональный момент песни. Это момент, когда гитарист вкладывает все свои мысли и эмоции в гитарную мелодию, передавая их слушателю. Он рассказывает таким образом целую историю, только общается на языке звуков, тонов и полутонов.
Именно поэтому можно сказать, что в сочинении соло нет никаких ограничений. Оно может строиться так, как угодно вам, и состоять из стольких частей, скольких вам надо. Например, известная композиция Нила Янга Cortez The Killer открывается сольной партией, которая звучит три с половиной минуты, не заканчиваясь даже тогда, когда вступает вокал. Почти все инструментальные композиции Пола Гилберта имеют в себе соло, каждое из которых по-своему уникально.
Самое главное в сочинении соло – это чувствовать музыку, понимать, что вы хотите им сказать, какие мысли и эмоции донести.
Какие виды соло бывают? Примеры
На самом деле, видов соло просто огромное количество – почти столько же, сколько гитаристов, однако мы все же постарались немного структурировать этот вопрос, и попробовать ответить на него.
- Мелодическое. То есть, построенное на мелодике основной темы песни. Чаще всего за основу берется вокальный рисунок, который обыгрывается с различными изменениями. Из примеров можно вспомнить соло-партию гитары в песне группы Solstafir – Kold, или же некоторые соло группы Кино.
- Атональное. Такое тоже встречается довольно часто, особенно в очень тяжелых жанрах музыки. Такие соло хоть и играются в тональность, но сделаны таким образом, чтобы резать уши – для того, чтобы подчеркнуть агрессию и ярость, которая исходит из песен. Такие соло можно часто услышать в таком музыкальном направлении как Grindcore, например, песня группы Pig Destroyer – Towering Flesh, или же, например, в блэк-метале – как например, в песне Juno Bloodlust – The Lord of Obsession.
- Пассажи. Это тип соло часто встречается в различных акустических песнях, а также в огромном количестве рок-композиций. Такие соло не основаны ни на каком мелодическом рисунке – они рассказывают историю и передают эмоции не ограничиваясь вообще ни в чем. Из примеров можно назвать Blackmore’s Night – Fires at Midnight, если говорить про акустику, а также Pink Floyd – Dogs, Mastodon – Sparrow, разные композиции Metallica и других известных исполнителей.
Можно ли играть соло на акустической гитаре?
Конечно же можно. Соло можно играть даже на басу, чего уж говорить про акустический вид инструмента. Существует огромное количество песен не в электричестве, где играются крайне запоминающиеся соло-партии. Например, Agalloch – A Desolation Song, Panopticon – Idavoll, множество песен Blackmore’s Night, Led Zeppelin. Зачастую подобные соло звучат даже лучше, чем на электрогитаре – ведь акустика имеет ни с чем не сравнимую глубину и объем звучания.
Чему можно научиться прямо сейчас. Практика.
Боксы, пентатоники, гаммы
Соло на гитаре для начинающих всегда начинается с боксов и гамм. Ниже представлено несколько подобных схем, которые стоит выучить для того, чтобы иметь примерное представление о том, что играть в той или иной ситуации.
Игра под аккорды
Еще один действенный способ практики уже после того, как вы закончили учить боксы – соло на гитаре, аккорды к которому закольцованы. То есть условно говоря с компьютера вы включаете трек, в котором звучит последовательность аккордов в определенной тональности, под которую вы можете играть. В этом вам помогут так называемые One-Chord Backing Tracks. Просто прогуглите это, и вы увидите кучу роликов на ютьюбе, где аудиодорожка состоит из небольшого аккомпанемента и повторяющейся аккордовой последовательности. Смотрите примеры такого видео ниже.
Трек в тональности Am (hard rock)
Трек в тональности G (поп-рок)
Работа над техникой
Кроме того, стоит поделать различные тренировки на гитаре для поднятия своего навыка игры и техники. Это очень важно для исполнения сольных партий, поскольку именно от этого зависит скорость и ваше личное мастерство игры.
Выучите простое соло. Вообще – учите больше соло
Совет, на самом деле, очень действенный. Постоянно учите новые соло, до которых только сможете дотянуться. Это будет увеличивать ваш запас музыкальных фраз, а также приемов, которые можно использовать в сочинении своей музыки. Кроме того, ваша техника также будет постепенно улучшаться – организм будет подстраиваться под то, чтобы сыграть то, что вы учите в том темпе и таким образом, каким оно должно играться.
Источник
Как научиться играть любую гитарную партию (соло или рифф)?
В современном мире, насквозь пронизанном всемирной паутиной, одной из наиболее актуальных проблем у гитаристов начинающего и среднего уровней является неумение работать с учебным материалом, а не отсутствие такового. Существует огромное количество как специализированных на обучении игре на электрогитаре ресурсов, так и множество локальных видеоразборов различных гитарных произведений или упражнений частными преподавателями или же самими авторами. Любой желающий, если не поленится, загуглит и найдет для себя учебный материал на любой вкус.
Однако возникают следующие вопросы: что делать дальше с этим материалом? Пользоваться ли табулатурами? Если разучивать соло или риффы, то маленькими фразами или большими кусками? В какой момент надо начинать играть под метроном? Какой начальный темп выбрать? В данной статье я постараюсь ответить на эти и другие вопросы, возникающие на этот счет.
Для начала необходимо разобраться, что подразумевается под «разучиванием гитарной партии». Для этого разделим процесс работы с учебным материалом на 5 этапов:
1. Пофразовый разбор гитарной партии (анализ технических аспектов)
2. Базовая посадка фраз в руки (физическое ознакомление с техническими элементами)
3. Отработка фраз под Guitar Pro и метроном (определение актуального темпа)
4. Отработка фрагментов под оригинальный трек
5. Отработка гитарной партии под минусовку
Под фразой понимается короткая последовательность из 4 нот и более в зависимости от их длительностей. Размер каждой фразы должен выбираться для каждого человека индивидуально по принципу логической завершенности и возможности ее базовой посадки. Фрагмент содержит в себе несколько подряд идущих фраз продолжительностью от 5 секунд и более. Соответственно, гитарная партия представляет собой последовательность фрагментов.
Итак, рассмотрим каждый этап более подробно.
1. Пофразовый разбор гитарной партии (анализ технических аспектов)
Для тех, кто учится играть на электрогитаре с помощью преподавателя, пофразовый разбор гитарной партии должен осуществляться во время проведения занятия. Преподаватель обязан наиподробнейшим образом продемонстрировать и разъяснить все особенности всех фраз в разучиваемой гитарной партии, а именно: какие технические элементы используются, в каком контексте, взаимодействие технических элементов друг с другом, расположение фразы в ритме, механизм глушения лишних струн, динамичность и импульсивность звукоизвлечения, оптимальность движения рук, синхронизация и т.д.
Людям, осваивающим электрогитару самостоятельно, придется пройти данный этап в одиночку. Чтобы облегчить эту задачу, рекомендую ознакомиться с общими принципами игры на электрогитаре.
2. Базовая посадка фраз в руки (физическое ознакомление с техническими элементами)
Базовая посадка фразы в руки также должна выполняться в присутствии преподавателя, который производит оценку уровня восприятия материала студентом и качество выполнения фраз. Иными словами, во время базовой посадки преподаватель обязан убедиться в том, что студент понял фразу и без проблем сможет самостоятельно ее сыграть дома, выполняя следующие этапы данного алгоритма.
Для тех, кто находится в свободном плавании, делать выводы относительно результатов базовой посадки опять-таки придется самому. Следует отметить, что в связи высоким уровнем сложности разбираемой гитарной партии начало базовой посадки может происходить и без метронома.
3. Отработка фраз под Guitar Pro и метроном (определение актуального темпа)
Для того чтобы понять, как располагается фраза в ритме, можно попытаться проговорить ритмический риснок под клик метронома, а затем постараться его воспроизвести. Однако, лучше всего воспользоваться игрой под табулатуру Guitar Pro. Преимущество данного метода заключается в возможности точной локализации необходимой фразы (в т.ч. убавлении сторонних инструментов), регулировки темпа воспроизведения, а также зацикливании. Если табулатуры отсутствуют, рекомендую не лениться и набить их самостоятельно. Своим студентам я предлагаю табулатуры собственного авторства. Актуальность табулатур, выложенных в интернете, необходимо тщательно проверять (подавляющее большинство из них абсолютно некорректны). Если же набивать табулатуры возможности нет, то пользуйтесь метрономом.
Обращаю внимание на то, что табулатуры нужны именно для формирования представления о расположении фразы в ритме, а не для «игры с листа», как считают многие. В случае добросовестного выполнения 1-го и 2-го этапов текст фраз, впрочем, как и их звучание, выучатся наизусть, и напоминания в виде табулатур будут ни к чему. Кроме того, необходимо понимать, что отработка фраз под Guitar Pro не отменяет игру под метроном, которая в свою очередь представляет собой обязательный компонент алгоритма посадки материала в руки.
При работе под метроном самое главное — найти актуальный темп (темп, при котором фраза сыграна идеально, т.е. выполняются все принципы звукоизвлечения). Как только данное обязательное условие будет выполнено, можно считать, что 70% работы позади — далее остается только финишная прямая в виде постепенного наращивания темпа. Прирост темпа должен составлять, как правило, 2-5 ударов в минуту и осуществляться только при наличии положительной тенденции (разучиваемая фраза должна быть сыграна идеально не менее 3 раз подряд (1 раз — случайность, 2 раза — совпадение, 3 раза — тенденция). Чем это число больше, тем лучше. К примеру, Steve Vai добивается идеального повторения фразы 11 раз подряд.
4. Отработка фрагментов под оригинальный трек (промежуточная посадка фрагментов)
Когда из отработанных под Guitar Pro и метроном фраз можно будет составить фрагмент, следует приступать к работе с оригинальным треком. Для этого понадобится программа Amazing SlowDowner (Roni Music), которая позволяет изменять темп воспроизведения трека, а также его тональность независимо друг от друга. Кроме того, в ней имеется возможность с точностью до фрейма выбрать начало и конец фрагмента, воспроизведение которого будет осуществляться циклично.
Данные преимущества дают возможность отрабатывать фрагмент под оригинальный трек. Необходимо выставить комфортный темп воспроизведения исходя из условий полного выполнения принципов ритмичности, динамичности, импульсивности, чистоты, оптимальности и синхронизации. При таком режиме работы уровень громкости своей гитары необходимо выставить немного выше, чем громкость трека. В случае идеального совпадения двух партий плотность звука не изменится, в случае хотя бы малейшего рассинхрона — наоборот, звук замутнится. Когда произойдет идеальное слияние двух партий, следует увеличить темп на 2-5%. Именно такой прирост темпа проходит наименее «болезненно» для мозга, что позволяет сохранить выполнение большей части принципов на новом рубеже. Затем выполнение данного этапа повторяется вплоть до достижения 100% темпа.
Бывают ситуации, когда нужно пренебречь некоторыми принципами и отрабатывать материал в более высоком темпе. Дело в том, что если руки гитариста «не знакомы» с определенной скоростью игры, то христоматийно отрабатывая фрагмент с выполнением всех принципов игры на электрогитаре, можно надолго зависнуть на одном темпе. В таких случаях допускается повышение скорости в ущерб чистоте, оптимальности или синхронизации. Поиграв некоторое время на несвойственных для себя скоростях, мышцы «знакомятся» с новым для себя режимом работы. Далее необходимо вернуться в исходный темп и продолжить отработку фрагмента. После таких манипуляций проблемный барьер будет пройден.
Указанный способ эффективен только после 3-го этапа, т.к. играя именно под метроном, отрабатывается большинство параметров звукоизвлечения, необходимых для игры под оригинальный трек в общем миксе.
5. Отработка гитарной партии под минусовку
Отработка гитарной партии под минус является завершающим и неотъемлемым этапом данного алгоритма. Именно игра под минус погружает гитариста в максимально боевую обстановку. Рассмотренные выше 4 этапа фактически являются подготовкой к работе с минусовкой.
Однако не стоит забывать про разные ощущения от игры под плюс и под минус. Зачастую студенты, научившиеся играть материал под плюс, испытывают трудности при игре под минус. Не стоит этому удивляться. Играя под плюс, гитарист пользуется «ориентирами» оригинальной партии, на «помощь» которых он рассчитывает. В минусовке же единственным ориентиром является партия ударных с синхронизированным с ним басом, и гитарист вынужден ориентироваться только на нее.
Заключение
Эффективность данного алгоритма проверена годами. Конечно же, неопытным гитаристам будет нелегко без помощи преподавателя на 1-м и 2-м этапах. Но, как известно, не боги горшки обжигают. Если гитарист честен перед самим собой относительно своего звукоизвлечения и выполнения общих принципов игры на электрогитаре, то у него все получится.
В дополнении следует отметить, что научиться круто играть на электрогитаре без регулярных сессий звукозаписи и анализа своего звука (как слухового, так и визуального), практически невозможно. Дело в том, что при игре на электрогитаре (особенно при разучивании новых риффов или соло) львиная доля мозга занята звукоизвлечением. Прослушивая себя в записи, все внимание можно сконцентрировать на анализе собственной игры и сделать наиболее объективные выводы относительно ее качества.
Источник