Самоучитель по баяну г парнес с е оськина баян без нот

Баян — Самоучитель без нот

Учитесь по нотам, и у Вас будет огромное море нотного материала. И не надо ничего подбирать по слуху, если слуха нет)

Эта книга для того, кто хочет иногда взять баян и быстро, без нот, по слуху подобрать знакомую песню, романс. Заниматься по ней может человек любой профессии и возраста. Тот, кто уже как-то играет, наверняка познакомится здесь с новыми аккордами, сможет устранить ошибки в их применении. Занятия по самоучителю помогут и ученикам музыкальных школ, учащимся, студентам училищ и вузов безошибочней играть по нотам.


Баян
Самоучитель без нот

Парнес Д.Г., Оськина С.Е.
1998г.
только для информации

ОТ АВТОРОВ
Играет по слуху — так говорят о том, кто самостоятельно, без нотной грамоты выучивается играть на музыкальном инструменте, на баяне. Иногда самоучки играют очень хорошо и в полном соответствии с гармонией, музыкальной наукой, изучающей правила построения и соединения аккордов. Одному из авторов довелось как-то слушать такого самоучку, работавшего при ресторане. Играл бесподобно — с ходу подбирал любую заказанную песню в любой тональности. Замечательно играют деревенские баянисты (как Лёня Горшков из Тамицы). Но часто их игра оставляет желать лучшего — и аккордов маловато, и берут их, порой, не там, где нужно, что чувствуют и слушатели, и сами играющие.
У маршала Жукова не было ни времени, ни охоты учиться на баяне по нотам. Прислали на фронт слухача, и за пару уроков из рук в руки Георгий Константинович научился, чему хотел.

Эта книга для того, кто хочет иногда взять баян и быстро, без нот, по слуху подобрать знакомую песню, романс. Заниматься по ней может человек любой профессии и возраста. Тот, кто уже как-то играет, наверняка познакомится здесь с новыми аккордами, сможет устранить ошибки в их применении. Занятия по самоучителю помогут и ученикам музыкальных школ, учащимся, студентам училищ и вузов безошибочней играть по нотам. Но учтите, если Вы не можете правильно спеть и подобрать мелодию, не слышите, когда кто-то фальшивит, значит, похоже, у Вас нет музыкального слуха, и тогда не стоит тратиться на нашу книгу.

Предлагаемый метод обучения игре по слуху простой: напеваете, играете известные Вам произведения по словам с обозначениями аккордов под ними, и у Вас образуются слухо-моторные реакции, при которых любая мелодия заставляет пальцы нажимать в нужных местах нужные клавиши, звуки мелодии, брать нужные аккорды. Это похоже, как мы читаем, не замечая букв, как машинистка печатает, не глядя на клавиши. При регулярных занятиях меньше становится ошибок в подборе мелодии и аккордов, увеличивается скорость подбора, вплоть до импровизационной — не отстающей от пения. Многие произведения Вы, скорее всего, знаете, можете, хоть мысленно, подпеть, значит, подберёте мелодию и аккорды. Именно по известности людям и отбирались произведения в самоучитель. Это не «хиты девяностых», впрочем, когда освоитесь, легко подберутся и «Два кусочека колбаски», и «Чё те надо».
Всего в самоучителе около 80 аккордов. Не пужайтесь — уже первых десяти, и только на левой клавиатуре достаточно для грамотного аккомпанемента к большинству мелодий. И во всех тональностях. Ими запросто можно овладеть за пару месяцев. Всеми же аккордами, да с правой клавиатурой, едва ли владеют и профессионалы. Словом, Вы освоите столько аккордов, будете так разнообразить и украшать игру, насколько у Вас хватит усердия и, понятно, музыкальных способностей. При желании освоите игру мелодии с аккордами на правой клавиатуре, научитесь играть в джазовом стиле, для чего применён оригинальный метод замены простых аккордов сложными.
Наша методика обучения по слуху одобрена в Московской консерватории им. П. И. Чайковского, институте им. Гнесиных, много лет применяется на уроках гармонии и сольфеджио в музыкальном училище и институте им. М. М. Ипполитова-Иванова.

Быстро разошлись наши книги: «Внутренний музыкальный слух» (1977 г.), «Курс аккомпанемента на гитаре» (1983 г.), «Аккомпанемент на уроках гармонии» (1989 г.), «На гитаре — по слуху» (1992, 1996, 1997 гг.), «Импровизационный аккомпанемент на фортепиано, баяне, гитаре» (1993 г.). Издан практический учебник «Гармония. Сольфеджио» (1997 г.).
Авторы признательны С. А. Денежкину за замечания по аппликатуре.
Надеемся, самоучитель Вам понравится.

АЛФАВИТНЫЙ СПИСОК И НОМЕРА ПРОИЗВЕДЕНИЙ

А годы летят
А на дворе хорошая погода
А напоследок я скажу
А я по лугу
Авиамарш
Ах, зачем эта ночь так была хороша
Ах, мой милый Августин
Ах, Самара городок
Ах ты, душечка
Ах ты, степь широкая
Барыня
Баю, баюшки баю
Без женщин жить нельзя на свете
Белым снегом
Бородино
Бублики
Бульба
Бывали дни веселые,
В городском саду
В землянке
В Кейптаунском порту
В лесу прифронтовом
В лесу родилась елочка
В мире есть красавица одна
В нашу гавань заходили корабли
В темном лесе
В час роковой
Валенки
«Варяг»
Ваше благородие
Вдоль по Питерской
Вдоль по улице метелица метет
Вдыхая розы аромат
Вершина
Веселый марш монтажников
Вечер на рейде
Вечерний звон
Взвейтесь, соколы, орлами
Взяв би я бандуру
Виновата ли я
Вниз по Волге реке
Во поле береза стояла
Во саду ли, в огороде
Волга реченька Вологда
Вот кто то с горочки спустился Вот мчится тройка почтовая Вот мчится тройка удалая, Вот на пути село большое Всю то я вселенную проехал Выйду на улицу
Высоко поднимем все кубок веселья Выхожу один я на дорогу Гандзя
Где ж ты, мой сад
Где же вы теперь, друзья однополчане?
Гимн Москвы (Моя Москва)
Гимн России (мелодия)
Гимн Советского Союза.
Глухой, неведомой тайгою
Глядя на луч пурпурного заката
Голубой вагон
Гоп со смыком
Гори, гори, моя звезда
Гулял по Уралу Чапаев герой
Давным давно
Дан приказ: ему на запад
Две гитары
Девочка Надя
День победы
Дивлюсь я на небо
Дороги
Дорогие москвичи
Дорогой длинною
Дремлют плакучие ивы
Дрозды
Дубинушка
Дуэт Прилепы и Миловзора
Ермак
Ехал на ярмарку ухарь купец
Живет моя отрада
Жил был у бабушки серенький козлик
Журавли
За дальнею околицей
Заветный камень
Запретная мелодия
Зачем тебя я, милый мой, узнала
Зимний вечер
Златые горы
Золотые огоньки
И кто его знает
Из окон корочкой
Из за острова на стрежень
Интернационал
Как много девушек хороших
Как родная меня мать провожала
Каким ты был
Калинка
Калитка
Карамболина
Карапет мой бедный
Катюша
Каховка
Кирпичики
Клен ты мой опавший
Когда я на почте служил ямщиком
Колокольчик
Колокольчики мои
Колыбельная Светланы
Конармейская
Коробейники
Красотки кабаре
Крутится, вертится шар голубой
Куда бежишь, тропинка милая
Куплеты водовоза
Куплеты тореадора
Лейся, песня, на просторе
Летят утки
Лирическая песенка
Лодочка
Лучше нету того цвету
Любимый город
Любитель рыболов
Любушка
Мальчик резвый, кудрявый, влюбленный
Марсельеза
Маруся отравилась
Марш веселых ребят,
Марш энтузиастов
Меж высоких хлебов
Меж крутых бережков
Мельник, мальчик и осел
Милая
Миленький ты мой Мне бесконечно жаль Мое солнышко Мой костер в тумане светит
Мой любимый старый дед Москва майская, Моя любимая Мурка
На заре ты ее не буди На муромской дорожке На побывку едет
На призыв мой тайный и страстный На солнечной поляночке На сопках Манчжурии На тот большак
Над полями да над чистыми
Надежда
Нам нужна одна победа
Не брани меня, родная
Не говорите мне о нем
Не искушай меня без нужды
Не пробуждай воспоминаний
Не слышно шуму городского
Не тревожь ты себя, не тревожь
Не уезжай ты, мой голубчик
Не уходи, побудь со мною
Нет, не любил он
Неудачное свидание
Нч яка мкячна
Ноченька
Ночь светла
О, если б мог выразить в звуке
Огонек
Одинокая гармонь
Однозвучно гремит колокольчик
Ой, да ты, калинушка
Ой двчино, шумить гай
Ой, мороз мороз,
Ой не свгги, мсяченьку
Ой, при лужку
Ой, цветет калина
Окрасился месяц багрянцем
Орленок
Осенние листья
Осень
Отгадай, моя родная Отговорила роща золотая Отдавали молоду Ох, у меня есть дружок тайный Очаровательные глазки Очи черные
Перевоз Дуня держала
Песенка Герцога
Песенка крокодила Гены
Песенка о капитане
Песенка про кузнечика
Песенка Чебурашки
Песня варяжского гостя
Песня верных друзей
Песня о веселом ветре
Песня о Волге,
Песня о друге
Песня о Москве
Песня о Тбилиси
Песня о тревожной молодости
Песня старого извозчика
Плещут холодные волны
По диким степям Забайкалья
По долинам и по взгорьям
По Дону гуляет казак молодой
По морям, по волнам
По улицам ходила большая крокодила
Побудь со мной
Подмосковные вечера
Позабыт, позаброшен
Позарастали стежки дорожки
Пойду ль я, выйду ль я,
Полюшко
Помню, я еще молодушка была Пора в путь дорогу Посею лебеду на берегу Постой, паровоз Провожанье Провожают гармониста Прощайте, скалистые горы Прощание славянки Пряха
Пусть всегда будет солнце
Пшеница золотая
Разлилась Волга широко
Разлука, ты, разлука
Раскинулось море широко,
Родина
Родина слышит
Розпрягайте, хлопщ, кош
Романс Антониды
Романс Надира
Романс Радамеса
Ромашки спрятались
Россия
Русское поле
С одесского кичмана
Сама садик я садила
Сайта Лючия
Светит месяц
Севастопольский вальс
Семёновна
Сердце радости полно
Серенада Арлекина
Серенада Кузьмы
Синий платочек
Сиреневый туман
Сирень черемуха
Скажите, девушки, подружке вашей
Славное море священный Байкал
Смейся, паяц
Смело, товарищи, в ногу
Смуглянка
Солдатушки, браво ребятушки
Солдаты идут
Солнце скрылось за горою
Соловей
Соловей, соловей, пташечка
Сон приходит на порог
Сон Степана Разина
Спи, моя радость, усни
Спортивный марш
Спят курганы темные
Спят усталые игрушки
Среди долины ровныя
Стаканчики граненые
Степь да степь кругом
Страстью и негою сердце трепещет
Сулико
Сурок
Счастье мое
Там, вдали за рекой
Татьяна
Тачанка
Темная ночь
Темно вишневая шаль
Течет Волга
То не ветер ветку клонит
Только раз
Тонкая рябина
Травы, травы
Три танкиста
Тучи над городом встали
Ты забыл край милый свой
У любви, как у пташки, крылья
У попа была собака
У Черного моря
Уж ты, сад,
Улица, улица
Улыбка
Уральская рябинушка
Утес
Утомленное солнце
Утро туманное
Утушка луговая
Хас Булат
Хуторок
Цыпленок жареный
Чайка
Частушки
Черемуха
Чернобровый, черноокий
Черный ворон
Чижик пыжик
Чорни брови, кари oni —
Что так сердце растревожено
Что это сердце
Шаланды, полные кефали
Широка страна моя родная
Школьный вальс
Шотландская застольная
Шумел камыш
Это было давно
Я был батальонный разведчик
Я вас любил
Я встретил вас
Я на горку шла,
Я на камушке сижу
Я помню вальса звук прелестный
Я усики не брею
Я шагаю по Москве
Яблочко
Ямщик, не гони лошадей

Источник

Самоучитель по баяну г парнес с е оськина баян без нот

Эта статья рассказывает как учиться играть на баяне по слуху.
Для обучения есть методика, изложенная в книге Д. Г. Парнес С. Е. Оськина Баян самоучитель без нот.

В электронном виде книгу можно скачать в интернете PDF 20 Mb

https://vk.com/topic-47215445_28941345?offset=20

Последующие издания этой книги называются Баян по слуху . Эта книга для того, кто хочет иногда взять баян и быстро, без нот, по слуху подобрать знакомую песню, романс.

Баян — для песни лучше не найти

Баян (аккордеон, гармонь) самый громкий среди носимых компактных инструментов
В отличие от струнной гитары — с камерной (кухонной, подъездной) громкостью музыкальных звуков. Баян по громкости подходит для улицы, двора, деревенской околицы. Среди струнных самый громкий инструмент — с самыми длинными струнами. Рояль . Однако струнная конструкция не обеспечивает компактности при высокой громкости.

На баяне одна клавиша — один звук . Звукоизвлечение, как у фортепиано. Позволяет играть богатые, сложные музыкальные произведения. На гитаре играть гораздо труднее.

На баяне две стороны — правая сторона соло, левая сторона аккомпанемент. Один баян заменяет целый ансамбль из трех гитар. Бас — гитара (басы), ритм — гитара (аккорды), соло — гитара (соло).

Голоса (звуки) баяна извлекаются язычковыми планками. Мех баяна дует в них воздух. В каждой голосовой планке два одинаковых язычка — на сжим и на разжим меха .

Клавиатура баяна

Правая клавиатура баяна

Вся музыка состоит из семерок звуков , которые повторяются. Семь белых клавиш. Это целые звуки. Пять черных клавиш. Это полутона. Каждая семерка звуков это двенадцать клавиш. Четыре косых поперечных ряда по три клавиши. На клавиатуре баяна более низкие (басовые) семерки звуков выше . Более высокие (писклявые) семерки звуков ниже .

Семерки звуков нумеруются 1 2 3 4 5 6 7 что соответсятвует звукам октавы До Ре Ми Фа Соль Ля Си . Высоту звуков по цифрам легче усвоить не знающим нотную грамоту. Звук 1 ниже звука 3, а звук 6 выше звука 4.

Несмотря на кажущуюся сложность. Баянная клавиатура компактней аккордеонной . При игре рука не прыгает вверх — вниз. На баяне легче играть быстрые мелодии

Пятирядная клавиатура баяна не добавляет новых звуков. Четвертый и пятый ряды дублируют Первый и Второй ряды. Для игры на полтона и тон выше с таким же порядком нажатия клавиш.

В России распространена раскладка клавиатуры B-Grif . Клавиша 1 (До) находится в первом, ближнем от меха вертикальном ряду. Баянисты говорят, что белый узор клавиш тонов как бы растет от мехов вверх — деревом. В Европе распространена раскладка C-Grif. Раскладка зеркальная вертикально. Клавиша 1 (До) находится в третьем, дальнем от меха вертикальном ряду. Баянисты говорят, что белый узор клавиш тонов как бы растет от мехов вниз — елочкой.

Левая клавиатура баяна

Обычно первый вопрос Где на баяне гитара. Ответ — Слева. Второй вопрос — Где Три аккорда E7 Am Dm. Второй вертикальный ряд — Басы. Горизонтальные косые ряды от меха наружу вверх — аккорды этого баса. Вначале мажор, потом минор, потом септ. Белые клавиши целые ноты тона . Черные клавиши полутона. Белые клавиши посредине Си Ми Ля Ре Соль До Фа. Три (в септаккордах четыре) звука аккорда звучат при нажатии одной клавиши этого аккорда.
Семь цифр — семь звуков басов . Порядок расположения басов сверху вниз 7, 3, 6, 2, 5, 1, 4 . Тональность мелодии меняется переходом на ряд баса вверх или вниз .
Двадцать одна буква — по три готовых аккорда в ряду каждого баса . Мажорные б . Минорные м . Септаккорды с

Левая клавиатура баяна полностью совпадает с левой клавиатурой аккордеона . На некоторых баянах и аккордеонах шесть вертикальных рядов . С внешнего края добавлен шестой ряд у Уменьшенные септаккорды

Методика обучения игре по слуху на баяне

Если совсем кратко
Методика обучения игре по слуху заключается в следующем
Играть на слух произведения для определенных аккордов
В самоучителе более 500 произведений

Аккорды цифрами с буквами даны специально
Кто знает ноты. Без труда поймет. Что 1 2 3 4 5 6 7 это до ре ми фа соль ля си
Аккорд 6м это Ля минор . Аккорд 1б это До мажор . Аккорд 3с это Ми септ

Боюсь содержанием напугать начинающих слухачей
Но уверен, что это ребята смелые, поэтому привожу полностью

Оськина С. Е. Парнес Д. Г. Баян без нот Самоучитель

Содержание 200 страниц

От авторов
Правая клавиатура. Первая позиция. Мелодия. Цифры-звуки
Левая клавиатура. Основные аккорды
Обозначения
Ритм
Настроиться на мелодию
Настроиться на голос
Играть душевно
Заниматься так
Главные аккорды минора 6м, 3с, 2м
Главные аккорды мажора 1б, 5с, 4б
Кадансовые аккорды 36м, 51б
Мажор в миноре и наоборот
Прерванный оборот
Аккорд 6с
Аккорд 1с
Аккорд 7с
Аккорд 5б
Аккорд 2с, 25б
Аккорд 5м
Аккорд 4м
Аккорд 3м, 73б
Аккорд 3б, 73б
Странные песни
Шаланды, полные кефали
Мелодия с аккордами на правой клавиатуре
Обращения основных аккордов
Обращения аккордов 6м, 3с, 2м
Обращения аккордов 1б, 5с, 4б
Обращения аккордов 6с, 1с
Обращения аккордов 5б, 2с
Обращения аккордов 5м, 4м
Обращения аккордов 7с, 3м, 3б
Неосновные аккорды
Аккорды 7н, 2г, 6г, 6н, 3х, 1в, 4с, 5ц, 6б, 6х, #1у, 6ц, 6д, 1ц, 1х, 1д
Аккорды 7х,#4y, #2у, 5д, 2ц, #4у, 2б, 3н, 2н, 2х, 3г, 6у, #5у, 7у, 5у, b7б, 1у
Аккорды 5к, 5х, 4ю, 1р, 4г, 4а, b7ю, 6ю, b3ю, 5т, 3к, 6к, 1к, 7б, b6c, b7с
Аккорды 5ю, b6ю, 7ю, 2ю, b2ю, 3ю, 2у, #1н, b7г, b2б, 7м
Резкие аккорды 2п, 4ж, 1ж, 1ш, 5з, 3е, 6ч
Аранжировка
Вторая позиция
Третья позиция
Ориентироваться в тональностях
Ваш стиль
Алфавитный список и номера произведений

Насчет редких аккордов 3ю и других. Они даны в конце книги.
В начале обучения авторы дают 15 главных аккордов , которых многим хватит

Цитата стр. 5
Всего в самоучителе около 80 аккордов . Не пужайтесь — уже первых десяти , и только на левой клавиатуре достаточно для грамотного аккомпанемента к большинству мелодий. И во всех тональностях. Ими запросто можно овладеть за пару месяцев. Всеми же аккордами, да справой рукой, едва ли владеют и профессионалы . Словом, Вы освоите столько аккордов, будете так разнообразить и украшать игру, насколько у Вас хватит усердия и, понятно, музыкальных способностей.

Цитата стр. 11
Аккорды играются по обозначениям под словами (ниже мелких цифр). Здесь не используются традиционные обозначения аккордов (VI->VI. g, F7. Cj7/5+. ), а предлагаются новые. Но дело в том, что вместе с новыми обозначениями вводится новое ремесло (вернее, старинное искусство) — игра по слуху (вернее, импровизационная гармонизация). Исследования показали , что существующие обозначения аккордов не пригодны для обучения по слуху — пригодны только наши слуховые. Обозначения забудете, а играть по слуху будете!

Идея обучения игре на баяне по слуху

Сыграйте на баяне на левой стороне аккомпанемент аккордами и басами. Песня Виновата ли я. Можете просто подпеть мелодию. Можете сыграть мелодию на правой стороне. Песня простая. Всего три аккорда 6м, 3с, 2м . Кто до баяна играл на гитаре , без труда узнает Am, E7, Dm . Но на гитаре в аккорде надо учится ставить пальцы. А на баяне для взятия аккорда нужно нажать всего одну клавишу. Дополнительно нажимаем вторую клавишу бас этого аккорда . Очень просто. Смотрите выше левую клавиатуру .

Объяснение идеи обучения игре по слуху
Для каждого вида аккордов изучаем аккомпанемент знакомых мелодий.
Например
Главные аккорды минора 6м, 3с, 2м (Для знающих ноты Ля Минор, Ми Септ, Ре Минор)

Для этого аккомпанируем (можно подпевать или наигрывать) популярным мелодиям где есть эти аккорды. Мелодий для каждого вида аккордов много 20 — 30 ( Для изучения всех видов аккордов мелодий более 500 )

Для аккордов 6м, 3с, 2м

1. Баю, баюшки-баю
2. А я по лугу
3. Карапет мой бедный
4. Цыпленок жареный
5. По улицам ходила большая крокодила
6. Маруся отравилась
7. Ехал на ярмарку ухарь-купец
8. Коробейники
9. Дубинушка
10. Волга-реченька
11. Взяв би я бандуру
12. Выйду на улицу
13. Нич яка мисячна
14. Ромашки спрятались
15. На дворе хорошая погода
16. Когдая на почте служил ямщиком
17. Ой не свити, мисяченьку
18. Песня о друге
19. Я усики не брею
20. Виновата ли я

Цитата стр. 5
Предлагаемый метод обучения игре по слуху простой: напеваете, играете известные Вам произведения по словам с обозначениями аккордов под ними, и у Вас образуются слухо-моторные реакции , при которых любая мелодия заставляет пальцы нажимать в нужных местах нужные клавиши, звуки мелодии, брать нужные аккорды

Смысл обучения не зазубрить все песни из самоучителя. Хотя песен более 500 на самые разные темы . Играя песни, вы усвоите принципы, способы построения мелодии. Чтобы суметь легко самостоятельно подобрать мелодию и аккомпанемент любой песни. Многие из Вас уже к середине книги будут подбирать мелодию и аккомпанемент Ваших любимых песен, которых нет в самоучителе.

Советы начинающим

На левой клавиатуре во втором от меха ряду есть меченный бас 1 (С или До) От него ошупью найдутся другие басы. Вниз 4. Верх 5 2 6 3 7

Аккорды баса косой ряд налево вверх б, м, с.

Пальцы Правой руки — вертикальные ряды клавиш от меха
Первый ряд — указательный палец
Второй ряд — средний палец
Третий ряд — безымянный палец
На подхвате — мизинец

Пальцы Левой руки — вертикальные ряды клавиш от меха
Второй ряд (басы) — средний палец
Третий, Четвертый, Пятый ряды (аккорды б, м, с) — указательный палец

Цитата стр. 9
Учтите, когда научитесь играть по слуху — тогда ни наши цифры, ни ноты будут не нужны! И вообще, если мелодия произведения Вам известна, не обращайте ни малейшего внимания на маленькие цифры под словами.

Источник

Оцените статью