Самоучитель по пианино аккорд

Аккорды. Мелодия и гармония

Сыграть несложную мелодию по нотам или подобрать на слух одной рукой вы уже научились на предыдущем уроке , теперь хотелось бы научиться играть двумя руками и к тому же подбирать к мелодии аккомпанемент. Об этом пойдет речь в новом уроке.

Для того, чтобы легче начать играть двумя руками, можно правой рукой научиться играть несложную мелодию (например, русскую народную песню «Я на горку шла»), а левой – повторяющуюся тоническую квинту. Квинта достаточно ясно характеризует тональность и для простоты может заменять аккорд. Кроме того, квинта дает устойчивую основу для руки еще неопытного музыканта.

Для начала игры двумя руками есть еще несколько простых детских упражнений, приведенных в «Музыкальных картинках» Л. Хереско. Например, поставив два больших пальца двух рук на фа и соль, юный музыкант последовательно ударяет по соседним клавишам вторыми, третьими, четвертыми и пятыми, постоянно возвращаясь к первым пальцам. Это упражнение напоминает поезд, колеса которого медленно раскачиваются, и предполагает постепенное ускорение темпа. Упражнение полезно и для выработки пальцевого удара, и для правильного положения рук на клавиатуре.

Заинтересовавшимся можно посмотреть пьески «Кот-лакомка», «Квартет» и другие из этого сборника.

Классическая гармония основана на аккордах – это созвучия их трех и более звуков, которые расположены или могут быть расположены по терциям. Сочетание двух терций – большой и малой – образует мажорное трезвучие, сочетание малой и большой – минорное. Существуют также трезвучия из двух малых терций (уменьшенное) и двух больших (увеличенное), но они встречаются намного реже.

В тональности трезвучия бывают главными и побочными. Определить просто: главные трезвучия в мажоре — мажорные, а в миноре (натуральном) – минорные. И наоборот, побочные трезвучия имеют противоположную ладовую окраску: в мажоре – минорные (одно даже будет уменьшенным), а в миноре – мажорные.

Итак, главные трезвучия тональности строятся на I, IV и V ступенях. В до мажоре это – до-мажорное (тоническое), соль-мажорное (доминантовое) и фа-мажорное (субдоминантовое) трезвучия.

Научитесь их играть левой рукой. Повторите несколько раз, чтобы запомнить и названия аккордов, и их звучание.

Вернемся к подбору аккомпанемента к песенкам. Найдите левой рукой квинты на I, IV и V ступенях. В до мажоре это будет «до-соль», «фа-до» и «соль-ре». Попробуйте правой рукой сыграть песенку «маленькой елочке». Всю первую фразу в левой руке можно повторять тоническую квинту («до-соль») В начале второй фразы (из лесу елочку. ) нужно взять субдоминантовую квинту – «фа-до», перед концом (взяли мы. ) – доминантовую «соль-ре», потом снова тоническую. Если получилось хорошо, замените квинты трезвучиями.

Сочетание минора и мажора встречается в песенке «Чунга-чанга». Начать нужно с до-минорного трезвучия, по ходу мелодического движения использовать доминанту, а в припеве (здесь будет преобладать доминанта) перейти на мажорные трезвучия.

Запомните: в классической музыке доминанта в миноре всегда мажорная!

Для удобства аккомпанемента можно применять не только трезвучия, но и их обращения.

Обращение – это перенос нижнего звука на октаву вверх или верхнего – на октаву вниз. Процесс обращений может напомнить о детских конструкторах.

Первое обращение трезвучия называется секстаккордом, второе – квартсекстаккордом. На тяжеловесность этих названий сетуют даже музыканты-профессионалы . но все же, быстро привыкают. Поиграйте трезвучия и их обращения, подряд:

Итак, к тоническому трезвучию можно присоединить доминантовый секстаккорд и субдоминантовый квартсекстаккорд. Удобство в том, что общие для этих аккордов звуки останутся на месте, пальцы могут заранее нащупать клавишу, и глазами можно уже не искать нужные аккорды в другом регистре.

Эти последовательности можно выучить левой рукой в низком регистре, и применять для подбора аккомпанемента.

Для того, чтобы свободнее ориентироваться на клавиатуре, попробуйте уже подобранную песню поиграть в разных тональностях. Выберите для этого совсем несложную мелодию, пусть это будет, к примеру, «Едет, едет паровоз». Перенос музыкального произведения или его фрагмента в другую тональность называется транспонированием. Можно делать это по родственным тональностям, постепенно прибавляя количество бемолей или диезов (до – соль- ре –ля и т.д.). Самые смелые могут попытаться сыграть песенку и во всех тональностях, двигаясь по хроматизму (до – до# — ре – ре# и т.д.). Немного тренировки – и диезы и бемоли будут вашими лучшими друзьями!

Кроме трезвучий, в гармонии встречаются септаккорды (это сочетание четырех звуков, расположенных по терциям) и даже нонаккорды (сочетание пяти звуков, расположенных по терциям). Нонаккорд применяется, как правило, от V ступени (доминантовый), используется только в основном виде – обращения нонаккорда не применяются.

Еще больше звуков в аккорде иногда применяли композиторы XX века, например, Скрябин. Вместе с тем, чаще всего звуки многозвучных аккордов сливаются, напоминая об уже известных структурах, а многозвучные «гроздья», например, из секунд, будут называться уже не аккордами, а кластерами – красочным сочетанием множества звуков, которые сливаются в трудно различимое на слух сочетание.

Что касается септаккордов, они очень популярны в классической музыке и еще больше – в джазовой, поэтому им стоит уделить внимание.

Самый популярный септаккорд строится на V ступени и называется доминантсептаккорд. Он разрешается в тонику по строгим правилам, разрешение образует тоническую терцию (неполное трезвучие). Доминантсептаккорд имеет три обращения: квинтсекстаккорд, терцквартаккорд и секундаккорд.

Квинтсекстаккорд разрешается в тоническое трезвучие, терцквартаккорд – в развернутое тоническое трезвучие, секундаккорд переходит при разрешении в тонический секстаккорд.

Без учителя эту тему освоить непросто, но можно попробовать выполнить задания из «Рабочих тетрадей по сольфеджио» Калининой, можно посмотреть учебник Г. Фридкина «Практическое руководство по музыкальной грамоте». Есть и другие учебники и пособия по теории музыки.

Еще один популярный в классике септаккорд строится на VII, преимущественно в гармоническом миноре, и состоит из трех малых терций. С самых ранних времен зарождения оперы и первых образцов инструментальной музыки этот аккорд получил инфернальную окраску – он символизировал силы, связанных с роком, страхом, ужасом, смертью. Явление статуи Командора, тема судьбы, образы призраков, состояние ужаса – все это область выразительности, связанная с уменьшенным септаккордом. Во всех обращениях уменьшенный септаккорд звучит одинаково.

Еще один септаккорд, применяемый в классике, имеет субдоминантовую функцию и строится от II ступени. Если к субдоминантовому трезвучию добавить сверху секунду, получится первое обращение этого септаккорда. Такой аккорд часто применяется как красочное дополнение субдоминантовой функции.

Итак, если вы уже свободно играете песенку «Маленькой елочке» с трезвучиями, попробуйте субдоминантовое трезвучие дополнить красочной секундой сверху (этот аккорд будет выглядеть как «фа-ля-до-ре» и называться «квинтсексаккорд второй ступени»), а вместо доминантового трезвучия нажать доминансепаккорд («соль-си-ре-фа», 4 звука по терциям).

Таким образом, ваш гармонический арсенал станет богаче и разнообразнее. Такие аккорды можно применять и при подборе других песен.

В XX веке септаккорды стали строить от всех ступеней, и широко применять их своеобразные краски.

Септаккорды подразделяются по трезвучию, входящему в их состав, и терции, дополняющей его сверху. Например: малый мажорный: мажорное трезвучие в основе + малая терция сверху. Это доминансепаккорд. Или: малый минорный: минорное трезвучие + малая терция. Это структура септаккорда II ступени, построенного в мажоре.

А вот большие мажорные септаккорды и септаккорды, имеющие в своем составе увеличенное трезвучие (увеличенный и большой минорный) могут придать звучанию джазовый оттенок – для классической музыки XVIII-XIX веков они мало характерны.

Подражая джазовым виртуозам-импровизаторам, все трезвучия можно заменить септаккордами.

Вслушайтесь в необычный саунд редко применяемых септаккордов, попробуйте импровизировать. Возможно, вы захотите применить не аккорды, как одновременное сочетание звуков, а арпеджио – их последовательное, поочередное звучание. Вслушиваясь в переливы звуков, в их красочные сочетания, комбинируя аккорды — можно представить себя начинающим композитором.

На следующем уроке мы продолжим наше знакомство с аккордами.

Приглашаем в нашу школу на уроки фортепиано

Обучение для взрослых и детей от 12 лет. Подготовка к экзаменам в вузы. Преподаватель — лучший джазовый пианист Москвы Александр Лавров.

Подробнее об уроках фортепиано

Мероприятия

20 апреля — Отчётный концерт учеников класса гитары Игоря Ламзина

20 апреля 2021 года традиционный отчётный концерт учеников класса гитары Игоря Ламзина!

13 апреля концерт/мастер-класс Юрия Нугманова

13го апреля приглашаем вас на концерт/мастер-класс Юрия Нугманова. Нас снова посетит легенда! Ведь Юрий — первый российский гитарист, которому стоя рукоплескал знаменитый Карнеги холл.

18 марта творческий вечер «Культ хорошей личности»

18 марта творческий вечер «Культ хорошей личности». Квартет под управлением Александра Лаврова исполняет произведения Александра Лаврова

18 февраля концерт учеников Анны Акоповой

18го февраля в клубе «Вермель» состоится концерт учеников Анны Акоповой, преподавателя вокала нашей Рок-Академии.

Источник

Как играть красивые аккорды на пианино – 10 упражнений + 7 песен на 3х аккордах

Любая музыка – это сочетание гармонии и мелодии. Мелодия – это одноголосная последовательность звуков. Гармония — последовательность аккордов.

Наша задача — научиться играть не просто аккорды, а красивые последовательности – гармонии. Чем больше вы будете играть разные гармонические последовательности, тем быстрее разовьется ваш гармонический слух, который так необходим, чтобы подбирать музыку.

На некоторых сайтах вы найдете готовые решения – аккорды, построенные от каждой ноты. Но на мой взгляд, лучше научиться строить аккорды самостоятельно и навсегда забыть о шпаргалках.

Хочешь узнать насколько хорошо развит твой музыкальный слух?

Пройди увлекательный тест за 3 минуты и узнай себя с новой стороны!

Предлагаю простые прогрессии, которые можно играть по кругу меняя фактуру. Получатся «вариации на тему»…

Это видео понравится тем, кто хорошо помнит нулевые. Итак: Мумий Тролль «Невеста».

Вы также можете скачать Midi партию клавишь и скачать минус, чтобы играть на клавишах, чувствуя себя в коллективе Ильи Лагутенко.

Если вам нравится такой формат, пишите в комментариях, какую песню еще записать?

Еще одна цепочка аккордов, которая очень похожа не «Невесту» Лагутенко, но с другим оттенком. Опять же — меняйте стиль аккомпанемента и эти 4 аккорда вам никогда не наскучат.

Ну а тем, кто легких путей не ищет и готов пойти по долгому пути, предлагаю сначала разобраться с теоретической частью, а потом приступить к практике.

Что такое аккорд

Если вы знаете что такое аккорд и как он строится, можете смело переходить к упражнениям. Ну а для тех, кто не очень понимает как строить аккорд, я подготовил краткое руководство. С помощью него мы выясним что такое аккорд, а после научимся строить красивые аккорды на пианино. Итак приступим.

Аккордом называют три и более звуков, которые расположены по терциям (или могут быть расположены по терциям).

Построить аккорд на пианино довольно просто – нажмите три любые клавиши, которые располагаются через одну друг от друга и вы гарантированно получите аккорд. Но чтобы научиться играть красивые аккорды, нужно слегка изучить теорию.

Аккорды могут быть мажорными и минорными, увеличенными и уменьшенными. Послушайте как звучит каждый из них:

Мажорное звучание аккорда:

Минорное звучание аккорда:

Звучание увеличенного аккорда:

Звучание уменьшенного аккорда:

Каждый аккорд имеет свою структуру. Чтобы научиться строить аккорды самостоятельно, нужно понимать, что такое интервалы, как они называются и как их строить. Если вы еще не обладаете этими знаниями, рекомендую ознакомиться со статьей «Интервалы».

Мажорное трезвучие

Мажорный аккорд, состоящий из трех звуков которые расположены по терциям, называется мажорным трезвучием. Чтобы получить такой аккорд, нужно:

  • выбрать какую-либо ноту
  • от нее построить большую терцию
  • от получившейся ноты построить малую терцию

Давайте возьмем ноту До и от нее построим мажорный аккорд:

Между нотами До и Ми образовался интервал – большая терция, а между нотами Ми и Соль – малая терция.

Итак, запомним формулу мажорного трезвучия: большая терция + малая терция (Б3+М3). Руководствуясь этой формулой, вы сможете построить мажорный аккорд от любой ноты.

Минорное трезвучие

Минорное трезвучие — это аккорд, состоящий из трех звуков, расположенных по терциям. Их сочетание дает минорный окрас. Построить такой аккорд довольно просто, нужно просто запомнить формулу: малая терция + большая терция (М3+Б3). Давайте построим минорное трезвучие от ноты Ми:

Вы могли заметить, что минорное и мажорное трезвучия состоят из одних и тех же интервалов, а окрас аккорда (в музыке это называется «фонизм») зависит от того, какая терция стоит на первом месте.

Пока понятно 87

Уже запутался 16

Увеличенное трезвучие

Увеличенным трезвучием называется аккорд, состоящий из двух больших терций. Построим его от ноты Соль:

Уменьшенное трезвучие

Уменьшенным трезвучием называется аккорд, состоящий из двух малых терций. Построим его от ноты Ре:

Септаккорды – аккорды из 4х звуков

Чтобы научиться играть красивые аккорды, трех звуков недостаточно. Давайте познакомимся с септаккордом, его видами и разберемся, как их строить.

Септаккорд – аккорд, состоящий из четырех звуков, которые расположены или могут быть расположены по терциям. Интервал между двумя крайними звуками септаккорда образует септиму, поэтому аккорд и получил такое название.

Музыканты используют 7 септаккордов, хотя теоретически их может быть больше. Мы с вами рассмотрим только те, которые действительно стоит использовать чтобы украсить музыку – их четыре.

  • Малый мажорный
  • Малый минорный
  • Большой мажорный
  • Уменьшенный

Теперь поговорим о каждом по подробно.

Малый мажорный

Такое название аккорд получил потому, что его фонизм Звучание, окраска Содержимое подсказки мажорный, а крайние звуки образуют малую септиму. Звучит он вот так:

Этот аккорд получить очень просто – нужно построить мажорное трезвучие и от звука, который лежит в вершине аккорда, построить малую терцию. Построим малый мажорный от ноты До:

Малый минорный

Этот аккорд имеет минорный фонизм, а крайние звуки образуют малую септиму. Чтобы получить этот аккорд, нужно взять минорное трезвучие и от его вершины построить малую терцию:

Малый минорный звучит очень приятно, мягко – убедитесь сами:

Большой мажорный

Крайние звуки этого аккорда образуют большую септиму, а в основание его лежит мажорное трезвучие. Чтобы получить такой аккорд, нужно взять мажорное трезвучие и от звука, находящегося в вершине, построить большую терцию:

Фонизм такого аккорда мажорный, светлый, прозрачный:

Уменьшенный септаккорд

Уменьшенный септаккорд получить проще всего – строим уменьшенное трезвучие и к вершине добавляем малую терцию:

Звучит такой аккорд напряженно, тревожно:

Итак, мы познакомились с четырьмя септаккордами:

Существуют и другие септаккорды, но мы их не рассматриваем потому, что их звучание более терпкое, и чтобы применять их на практике, нужен опыт.

Умение строить септаккорды – отличный навык, но это только половина дела. Сами по себе они не имеют особой ценности. Умение употреблять такие аккорды в контексте произведения – гораздо более важно и ценно, ведь они звучат фирмово и придают особый вкус вашей импровизации.

Если вы до этого использовали только трезвучия, пришла пора превратить их в септаккорды. Давайте рассмотрим, какие ступени входят в состав септаккорда. Возьмем за основу ноту Ре:

Получились следующие ступени: 1, 3, 5, 7. Разница между трезвучием и септаккордом состоит в одной ноте – той, что располагается на 7 ступени. Именно она придает неповторимое звучание аккорду.

Сравните как звучит трезвучие и септаккорд:

Давайте построим минорное трезвучие от ноты Ми и попробуем добавить 7 ступень – ноту Ре:

Тоже самое проделаем с аккордом До мажор – добавим 7 ступень:

Обращение аккордов

Теперь, нам просто необходимо научиться обращать аккорды. Это важнейший навык, который необходим для комфортной и мелодичной игры.

Обращением аккорда называется перемещение нижнего звука на октаву вверх или верхнего звука на октаву вниз . Посмотрите, как будет меняться аккорд До мажор:

Обращение может быть выполнено и в обратном направлении:

Каждое обращение трезвучия имеет свое название, но я не буду углубляться в теорию и с вашего позволения, аккорды из 3 звуков буду называть трезвучиями. А кому интересно узнать об этом больше, читайте здесь .

Теперь, когда принцип ясен, нам нужно научиться бегло обращать септаккорды.

Вы уже обратили внимание, что септаккорд состоит из терций, а каждое его обращение включает в себя еще один интервал – секунду. От того где располагается секунда – в основании, в центре или в вершине – зависит фонизм аккорда.

Упражнения

Строить септаккорды от белых клавиш. В идеале, это нужно научиться делать с закрытыми глазами – наша цель дать руке привыкнуть к этим позициям.

Выбираем септаккорд и выполняем его обращение. Пусть сначала это будет получаться медленно, не переживайте – скорость дело наживное. Выполняйте обращение вверх и вниз:

Пробуйте играть разными способами:

Выберите одно обращение септаккорда, зафиксируйте руку в таком положении и попробуйте перемещать ее по клавиатуре, играя этот аккорд от разных нот:

То же самое проделайте с остальными обращениями септаккорда. Задача все та же – добиться механической памяти в руке, чтобы пальцы быстро вставали на свои места и это получалось автоматически, без вашего участия.

Когда ваши пальцы привыкнут ко всем модификациям септаккорда, можно пробовать внедрять септы в игру. На примере популярных песен попробуем проделать этот трюк.

Популярные связки аккордов

Когда вы начнете использовать септаккорды в своей игре, вы обнаружите, что не каждый аккорд сочетается с предыдущим одинаково хорошо. Иногда, это будет зависеть от того, какие обращения вы сочетаете друг с другом, а иногда от того, как правильно вами выбран аккорд. Поэтому внедрять септаккорды лучше по одному, слушая что получается.

Возьмем популярную цепочку аккордов, или как выражаются музыканты — гармоническую последовательность, и украсим ее септаккордом.

Наша тональность Ре минор. Связка простая: Тоника => Субдоминанта => Доминанта => Тоника. Можно играть эти аккорды тоническими трезвучиями, но это не очень удобно и требует постоянного зрительного контроля:

Мы учились обращать аккорды, так давайте применять это умение:

А теперь тонику (аккорд Ре минор) превратим в септаккорд и каждый раз, когда мы будем его встречать, будем играть Ре минорный септаккорд или его обращение:

Аккорды под номером 1 и 4 — это аккорды, выполняющие одну и ту же тоническую функцию. Но первый аккорд – септаккорд, а четвертый – его обращение. Это сделано не спроста – такое обращение четвертого аккорда звучит наиболее приятно, логично. Если проследить мелодическую линию по верхнему голосу, то мы увидим, что от ноты До к ноте Ля мелодия движется поступенно, без скачков.

Отлично! давайте попробуем сразу субдоминанту (аккорд Соль минор) и доминанту (аккорд Ля мажор) превратить в септаккорды и посмотрим, что из этого получится. Не забываем использовать обращения, играем так, чтобы все было под пальцами, удобно:

Можно сыграть те же самые аккорды, но начать в другом расположении:

Или поменять нисходящий ход на восходящий:

Песни на 3х аккордах

Хочешь узнать больше о своих музыкальных способностях?

Пройди увлекательный тест за 3 минуты и узнай себя с новой стороны!

Как говорится – все гениальное просто! Существует множество песен, которые строятся на трех аккордах, но при этом их знают все от мала до вели́ка. Вот некоторые из них:

  • Пятница «Солдат» (Fm – Bm – C)
  • А. Пугачева «Миллион алых роз» (Am –Dm – E)
  • Маленькой елочке холодно зимой (C – F – G)
  • Спи моя радость усни (F – C – B)
  • Том Джонс «Sex bomb» (Am – Dm – E)
  • М.Тхагалегов «Едем в соседнее село» (припев: Cm – Fm – G)
  • Два гуся

Если буквенные обозначения нот (латинские буквы в скобках) вам не знакомы, рекомендую прочитать главу этой статьи.Так же обратите внимание, что в скобках указаны только аккорды, но их последовательность может меняться в любом порядке. Слушайте, подбирайте, экспериментируйте, превращайте трезвучия в септы, используйте обращения. Если играть в разных тональностях трудно, играйте все в Ля миноре: Am – Dm – E.

Следующая гармоническая последовательность состоит из 4 аккордов:

До мажор – Ля минор – Фа мажор – Соль мажор.

Проделаем те же шаги что и прежде:

1) играем трезвучиями:

2) используем обращения. Играем так, чтобы рука как можно меньше перемещалась по клавиатуре:

3) один за одним превращаем трезвучия в септаккорды . В конечном счете получим вот такую картину:

Такая же гармоническая последовательность возможна в миноре. Возьмем тональность Ля минор:

Ля минор – Фа мажор – Ре минор – Ми мажор.

Вот несколько песен, в которых встречается эта цепочка аккордов:

  • Танцы минус «Город» (Dm – B – Gm – A)
  • Whitney Houston «I Will Always Love You» (припев: A – F#m – D – E)
  • Бобик в гостях у Барбоса «Человек собаке друг» (F – Dm – B – C)
  • А. Зацепин «Рынок» (C – Am – F – G)
  • А. Дворжак «Этюд № 15» (A – F#m – D – E)

Красивые аккорды

Хочу предложить вам несколько вариаций аккордов, которые красиво сочетаются между собой и их легко повторить.

Первая связка аккордов в тональности До мажор:

Здесь тональность Ля минор:

Тональность этой цепочки Ре минор:

В следующей гармонической последовательности первый и второй аккорд одинаковы. Он выписан специально дважды, чтобы структура музыкального квадрата была более ясной. Тональность Соль минор:

Заключение

Итак, резюмируем: даже три аккорда могут звучать волшебно, если:

1) использовать обращения

2) логично связывать аккорды друг с другом

3) использовать септы вместо трезвучий

4) не загромождать музыку сложными аккордами — добавлять их постепенно, слушая что получается. Не редко бывает, что трезвучие звучит в лучше септа.

Доверяйте своим ушам и не бойтесь экспериментов.

Статья — супер! 87

Зря потратил время 16

Надеюсь, эта статья поможет вам научиться играть красивые аккорды на пианино. Пробуйте внедрять полученные знания в свою игру, обязательно делитесь своими успехами! Пишите в комментариях что получилось или не получилось! Не забывайте вступать в группу вконтакте и подписывайтесь на мой youtube канал. До скорых встреч!

Источник

Оцените статью