Самоучитель по семиструнной гитаре с нуля

Самоучитель игры на семиструнной гитаре

Самоучитель игры на семиструнной гитаре автора В. Юрьева позволит вам освоить гитару за короткий срок. Вы пройдете все стадии освоения гитары, начиная от теории возникновения звука до практических занятий на гитаре. Пройдя все стадии, вы получите основы, закрепив на практике которые вы сможете стать хорошим музыкантам.

Широкое распространение семиструнная гитара не получила, по этой причине очень мало справочной информации и уроков. Даже банально настроить семиструнную гитару не у всех получалось в связи с нехваткой информации. В данном самоучителе наиболее широко освещены все проблемы с которыми может столкнуться обладатель семиструнной гитары.

Содержание глав в самоучителе:

  1. Звуки и их свойства.
  2. Устройство гитары и извлечения звука.
  3. Ритм, метр, размер, такт.
  4. Интервалы. Аккорды
  5. Лад. Тональность. Гамма.
  6. Основные приемы игры на гитаре.
  7. Сложные приемы игры на гитаре.

Источник

В. Красный — Двухгодичный курс обучения игре на семиструнной гитаре

Самоучители, пособия, ноты для семиструнной гитары


В. Красный
Двухгодичный курс обучения игре на семиструнной гитаре
Часть I
«Советский композитор», 1973г.
номер с2276к
(pdf 53 Мб)

ОТ АВТОРА

«Двухгодичный курс обучения игре на семиструнной гитаре» является пособием для самостоятельного обучения. Он может быть использован и педагогами в занятиях с учащимися кружков гитаристов, курсов общего музыкального образования, музыкальных школ и училищ.
Пособие состоит из двух частей —в соответствии с двухгодичной программой. Каждая часть изучается в течение девяти месяцев, и три месяца отводятся на разучивание произведений, помещенных в нотном приложении. Месяц обучения содержит четыре или пять уроков.
Музыкальный материал включает упражнения, этюды, народную музыку, произведения русских, советских и зарубежных композиторов.

Особое внимание уделено постепенному возрастанию трудности учебного материала.
В «Курсе» приводятся необходимые сведения по теории музыки, раскрыты характерные техники игры на семиструнной гитаре. Отведено место и извлечению звука медиатором, исполнению аккордов по буквенно-цифровой записи и др. В самоучителе также входит небольшой исторический очерк о гитаре, сведения об основоположниках игры на струнном инструменте, описание устройства гитары.
Освоив двухгодичный курс, учащийся приобретет навыки гитариста-профессионала и может в дальнейшем совершенствовать свое мастерство

ВСТУПЛЕНИЕ

Семиструнная гитара приобретает в нашей стране все большую популярность. С каждым годом увеличивается количество желающих овладеть этим инструментом.
Выбор инструмента. Тем, кто решил учиться игре на семиструнной гитаре, нужно очень серьезно подойти к выбору инструмента (воспользуйтесь консультацией продавцов музыкального магазина или гитаристов-профессионалов).
Существенное значение имеет размер гитары, определяемый главным образом величиной корпуса. Следует приобрести гитару большого размера — с длиной корпуса (кузова) 48—49 см (подростки могут пользоваться гитарой средней величины —с длиной корпуса 45—46 см). Маленькая гитара в процессе занятий постепенно становится «тесной» для пальцев и неудобной. Наиболее удобными для игры в период обучения являются гитары фабрики им. А. В. Луначарского.

Необходимо обратить внимание на ширину грифа. У большой гитары фабричного изготовления она равна на I ладу 50 мм и, постепенно увеличиваясь, доходит на XII ладу до 60 мм. В исполнительской практике распространены гитары с более широким грифом: на I ладу 50—53 мм, на XII ладу до 64—67 мм.
Важно установить (с помощью гитарного ключа) струны на необходимой высоте: расстояние струн от грифа над металлическим порожком I лада должно составлять от 0,5 до 1 мм, над ХII-м — от 2,5 до 3,5 мм. Высота измеряется под самой тонкой струной (первой). Если струны расположены очень близко к грифу, то при игре они ударяются о металлические порожки лада, и это вызывает неприятное дребезжание. Если же струны слишком удалены от грифа, их трудно прижимать.
Подготовка инструмента к занятиям. Проверьте, одинаково ли расстояние между струнами. Если нет, то с помощью небольших пропилов на нижнем порожке подставки устраните этот недостаток. Крайние струны (самая тонкая и самая толстая) должны отстоять на 1—2 мм от краев грифа.
Следующим этапом подготовки к занятиям является настройка инструмента. Необходимые указания содержатся в разделе «Настройка гитары». Если на первых порах не удастся точно настроить инструмент, можно прибегнуть к помощи квалифицированного гитариста или любого музыканта, умеющего настраивать гитару. Новый инструмент в течение 2—3 дней может понижать строй. Для установки точного строя гитары следует настраивать ее повторно.
Режим занятий. Перед тем, как приступить к занятиям, коротко остригите ногти и вымойте руки; приготовьте нотную тетрадь (для записи нотных знаков) и обычную тетрадь (для конспектирования теоретических основ урока).
Для успешного обучения игре на гитаре необходимо соблюдать следующие условия:
1. Занятия должны быть ежедневными: пропуск хотя бы одного дня ведет к потере приобретенных навыков.
2. Надо постоянно контролировать правильность посадки, положения гитары, рук и пальцев. В целях самоконтроля полезно проводить некоторые занятия перед зеркалом.
3. Каждое занятие должно включать один урок. Если учебный материал труден, урок можно разделить на 2—3 части.
4. При игре на инструменте нужно делать перерывы для отдыха рук: в первые два-три месяца — через 15—20 минут; в дальнейшем время игры постепенно увеличивается до 40—45 минут.
5. Во время игры необходимо проверять на слух правильность звучания, не увлекаясь выполнением только технических приемов.
6. Надо установить определенный час занятий: это приводит к наибольшим успехам. Лучшее время для занятий — утреннее, а для повторения пройденного — дневное и вечернее.
Очень полезно слушать и видеть игру гитаристов-профессионалов. Кроме того, следует повышать общее музыкальное образование, посещая концерты, изучая литературу о композиторах и музыкальных произведениях.

Первый месяц обучения
Урок 1. О гитаре.
Урок 2. Звуки.
Урок 3. Струны гитары. Такт
Урок 4. Посадка исполнителя и положение гитары при игре
Способы извлечения звуков пальцами правой руки.

Второй месяц обучении
Урок 1. Постановка правой руки
Урок 2. Темп. Постановка левой руки
Урок 3. Паузы. Настройка гитары
Урок 4. Исполнение мелодии.
Контрольные вопросы (первый и второй месяцы обучения).

Третий месяц обучения
Урок 1. Музыкальный звукоряд. Гамма до мажор
Урок 2. Знаки альтерации и хроматический звукоряд. Позиции.
Урок 3. Интервалы. Двухголосие.
Урок 4. Мажорный лад. Гамма соль мажор. Понятие о тональности

Пятый месяц обучения
Урок 1. Арпеджио
Урок 2. Легато
Урок 3. Глиссандо.
Урок 4. Стаккато
Урок 5. Вибрация. Синкопа

Четвертый месяц обучения
Урок 1. Извлечение скользящим ударом двух звуков одновременно
Извлечение щипковым ударом двух звуков одновременно
Урок 2. Минорный лад. Гамма ля минор Гамма ми минор
Урок 3. Общее понятие об аккорде
Урок 4. Игра аккордов

Контрольные вопросы (третий, четвертый и пятый месяцы обучения)

Шестой месяц обучения
Урок 1. Гамма фа мажор Гамма ре минор. Кольцевой прием
Урок 2. Аккомпанемент.
Урок 3. Гамма ре мажор Гамма си минор
Урок 4. Баррэ Гамма си-бемоль мажор Гамма соль минор

Седьмой месяц обучения
Урок 1. Деление длительности такта на нечетное число долей
Урок 2. Простые размеры
Сложные размеры.
Урок 3. Смешанные размеры. Переменные размеры
Урок 4 Дуэт. Трио

Восьмой месяц обучения
Урок 1. Гамма ми-бемоль мажор
Гамма до минор.
Урок 2. Консонирующие и диссонирующие интервалы и аккорды
Урок 3. Гамма ля мажор. Гамма фа-диез минор
Контрольные вопросы (шестой, седьмой и восьмой месяцы обучения)

Девятый месяц обучения
Урок 1. Тремоло
Урок 2. Флажолет
Урок 3. Мелизмы: форшлаг, трель. Урок 4. Штрихи: пульгар, расгеар, ннднс.
Контрольные вопросы (девятый месяц обучении).

Десятый, одиннадцатый, двенадцатый месяцы обучения
Ответы на контрольные вопросы

  • Нотное приложение
  • 1. Н. Александров. Этюд
  • 2. М. Высотский. Мазурка.
  • 3. Ф. Таррега. Мазурка Аделнта
  • 4. И. Бах. Менуэт
  • 5. Ф. Шуберт. Ave Maria
  • 6. Марсельеза. Французский революционный гимн
  • 7. На Кубе. Испанская народней песня. Обработка А. Вюльтера
  • 8. Л. Рид, Б. Мейзон. Лайла
  • 9. Б. Фомин. Дорогой длинною
  • 10. Клен ты мой опавший. Русская народная песня
  • 11. В. Михайлюк. Черемшина
  • 12. Я. Френкель. Русское поле
  • 13. В. Купревич. Звездный сон
  • 14. В. Красный. Вальс.

Скачать самоучитель

Источник

Как играть на семиструнной гитаре?

включайся в дискуссию

Поделись с друзьями

Семиструнная гитара когда-то имела большое распространение у нас в стране, а её популярность превосходила увлечённость шестиструнным классическим инструментом. В наши дни всё поменялось с точностью наоборот: семиструнку даже в музыкальных магазинах не всегда можно увидеть. Однако всегда имеются желающие научиться играть на гитаре с 7 струнами, которую называют то «русской», то «цыганской». Им в помощь — статья ниже, рассказывающая о настройке этого инструмента и основах игры на нём.

Настройка

В действительности русская и цыганская семиструнки имеют одну и ту же конструкцию, отличаясь лишь своими настройками. Русский строй — соль мажорный (G-строй), а цыганский — соль минорный (Gm-строй). Это следует рассмотреть подробней.

Аккорд струн русского строя выглядит следующим образом, если начинать от самой толстой – 7-й – струны: D-G-B-D-G-B-D.

То же самое на нотном стане и табулатуре:

Действительное звучание любой струны гитары — на октаву ниже от указанного на нотном стане. Например, седьмая струна на нотоносце обозначена нотой «ре» малой октавы, но звучит на самом деле нотой «ре» большой октавы. Немного, конечно, запутано, однако решение о такой записи было принято с целью облегчить чтение нот с листа музыкантом.

В случае, если бы запись гитарных мелодий в скрипичном ключе вести в реальном звучании, большинство партий находились бы в очень низком регистре нотоносца со множеством дополнительных линеек.

Но особенно задумываться над тем, как звучат струны, не следует. Вся нотная литература для гитары транспонирована от оригинала на октаву выше, поэтому условно можно считать, что этот инструмент звучит именно так, как написано в нотах. А в тех случаях, когда нужно будет играть мелодию с партитуры другого музыкального инструмента, звучание которого совпадает с нотацией указанной высоты, придётся самостоятельно корректировать звуки на октаву выше.

Открытые струны цыганской гитары настраиваются немного иначе: D-G-Bb-D-G-Bb-D. То есть здесь понижены на полутон вторая и пятая струны: в русском строе они были «си», в цыганском стали «си-бемоль». Тональность аккорда соль сменилась с мажора на минор.

На нотном стане и табулатуре цыганский строй семиструнки выглядит так:

Занятия по обучению или игре на семиструнной гитаре должны всегда начинаться с обязательной проверки и корректировки соответствия настройки струн инструмента на стандартные звуки. Настройку можно проводить разными способами:

  • на слух, что сделать невозможно начинающим обучение;
  • по камертону, настроенному на звук «ля» первой октавы;
  • по другому настроенному музыкальному инструменту (фортепиано, гармошка, аккордеон, мандолина и так далее);
  • по электронному тюнеру;
  • с помощью компьютерной программы.

Для тех, кто решил освоить игру на семиструнке самостоятельно, самыми верными способами её настройки являются два последних: электронный тюнер из магазина по продаже музыкальных инструментов или программа-настройщик, позаимствованная в интернете бесплатно.

Принципы действия этих цифровых устройств практически одинаковые, а их интерфейс понятен будет каждому. Они улавливают звук струны, определяют его высоту и подсказывают посредством индикатора, подтянуть либо ослабить струну до нужной частоты колебания. А символы обозначения звуков у них те же, что указаны выше: D-G-B-D-G-B-D (или несколько иначе).

Настройки на слух или по другим инструментам можно производить уже после приобретения некоторого опыта игры на инструменте. При этом не нужно забывать, что гитара звучит на октаву ниже. Поэтому при настройке, например, первой струны по фортепиано следует нажимать на клавишу «ре» первой октавы, добиваясь подкруткой соответствующего колка на гитаре, чтобы первая струна звучала в унисон (одинаково) со звуком этой клавиши.

Основы игры

Обучение игре на 7-струнной гитаре имеет свою специфику, отличной от других видов гитар. Где-то оно сложней, что объясняется большим количеством струн, нежели у классической либо акустической шестиструнной гитары, а где-то, наоборот, легче, если учесть её открытый строй. Приём баррэ на семиструнке также выполнить тяжелей (струн слишком много), если сравнивать с классическим инструментом. Немало неудобств создаёт и более широкий гриф русской гитары.

Важно помнить: на русской гитаре играть следует только с использованием металлических струн. Нейлоновые звучат плохо, тихо (особенно первые две), сустейн не тот, который нужен семиструнке, и романтизм пропадает.

Для начинающих с нуля гитаристов можно порекомендовать следующий порядок изучения основ игры на инструменте.

  • Освоить правильную посадку с инструментом и оптимальное расположение рук. Это можно сделать с помощью обучающей литературы — соответствующих школ и самоучителей. В них же узнать о том, что означает аппликатура и как обозначаются пальцы обеих рук и струны.
  • На открытых струнах научиться действовать пальцами правой руки. То есть овладеть приёмами щипкового (безопорного) и скользящего (с опорой на соседнюю струну) ударов, несколькими простыми видами переборов, отдельной игрой большим пальцем, переменной игрой на одной струне соседними пальцами. Одновременно с этим изучать нотную грамоту, иначе учение дастся с трудом. Вот ноты и табы несколько таких упражнений:

  • Изучить несколько хроматических упражнений с применением пальцев левой руки.
  • Начать осваивать нетрудные гаммы в пределах двух октав в одной позиции. Учитывая открытый строй гитары, это можно делать в одной позиции. Первым таким упражнением будет гамма ре мажор:

  • Играть несложные переборы (арпеджио) со сменой простых аккордов, в которых присутствуют открытые струны. Например, восходящий перебор, нисходящий и смешанный с участием баса и трёх самых тонких струн.
  • Изучить несколько аккордов на примере щипкового вальсового боя. Например, аккорды C, Dm и Am. Вальсовый бой играется так: бас играет большой палец, а два аккорда друг за другом играют одновременными щипками соответствующих струн указательный, средний и безымянный пальцы правой руки.

На этом можно считать «курс гитариста с нуля» законченным. Далее всю пройденную базовую технику нужно будет совершенствовать и развивать в сочетании со сложными техническими приёмами игры на гитаре.

Рекомендации

Вот что можно порекомендовать новичкам гитары:

  • изучая игру на инструменте, сразу же освойте музыкальную грамоту;
  • не игнорируйте рекомендуемую профессионалами посадку с гитарой: она отработана многими поколениями исполнителей до идеала, удобна и практична, избавит от утомляемости;
  • для детей лучше использовать кварт- или квинт-модели семиструнок, которые имеют меньшие размеры инструмента;
  • уроки с преподавателем нужно проводить не менее 1-2 раз в неделю, а самостоятельно заниматься — ежедневно.

преподаватель игры на музыкальных инструментах

Источник

Оцените статью