- 8 самых набивших оскомину пьес репертуара классической гитары
- 1. Романс Гомеса
- 2. Фернандо Сор, этюд Си минор
- 3. Мауро Джулиани, этюд №5, соч. 48
- 4. Франциско Таррега, «Аделита»
- 5. Франциско Таррега, «Арабское каприччио»
- 6. Франциско Таррега, «Воспоминание об Альгамбре»
- 7. Эйтор Вила-Лобос, этюд №1
- 8. Исаак Альбенис, «Астурия»
- Самые популярные произведение для гитары
- Красивые классические произведения для гитары
- Green sleeves – старинная английская баллада
- «Ручеек» М. Джулиани
- «Вариации на тему Моцарта» Ф. Сора
- Великое многообразие
8 самых набивших оскомину пьес репертуара классической гитары
Эти произведения на слуху у почти каждого любителя классической гитары, а миновать их при обучении почти невозможно. Если речь идёт об исполнении на публику, то нужно исполнять их либо на самом высоком уровне, либо не трогать их, чтобы публика не вывихнула себе челюсть от зевоты. Ещё один вариант — исполнять их с «отсебятиной», в оригинальной аранжировке или интерпретации. Но это не менее рискованно 🙂
1. Романс Гомеса
Vicente Gómez, «Romance de Amor», он же «Romance Anónimo», он же «Spanish Romance», истоки и авторство которого находятся под вопросом. Минорная (первая) часть этого произведения достаточно лёгкая технически и может быть исполнена на первом году обучения. Существует большое количество аранжировок этого романса у самых разных исполнителей, в том числе с импровизациями и дополнениями.
2. Фернандо Сор, этюд Си минор
Этюд Op. 35 No. 22, он же этюд «Светлая луна». Это хрестоматийное произведение, которое может звучать как на уроке в музыкальной школе, так и со сцены. Он исполнялся Джулианом Бримом и Андресом Сеговией.
3. Мауро Джулиани, этюд №5, соч. 48
Он же «Ручеёк», он же «Harpstudy». Ещё одно хрестоматийное школьное учебное произведение, которое уж точно никак нельзя миновать при обучении. Его можно сыграть не торопясь, по-школьному, а можно разгонять до чудовищных скоростей, превращая музыку в спринтерский забег на 20 секунд. И тем, и другим с увлечением занимаются многочисленные гитаристы.
4. Франциско Таррега, «Аделита»
Очень мелодичная мазурка, также являющаяся в равной мере как школьным, так и концертным репертуаром. Служит для выработки (или демонстрации) качественного звукоизвлечения и фразировки.
5. Франциско Таррега, «Арабское каприччио»
«Capricho Arabe», общеизвестное концертное произведение, вроде бы и не слишком сложное. Но, стоит задуматься, нужно ли его исполнять после Марчина Дыллы.
6. Франциско Таррега, «Воспоминание об Альгамбре»
«Recuerdos de la Alhambra», концертный (впрочем, и учебный) этюд-тремоло, с яркой запоминающейся мелодией. Для тех, кто только знакомится с классической гитарой, он может прозвучать весьма удивительно — полная имитация дуэта, как будто играет ансамбль, а не один человек. Однако, техника тремоло потребует немалой усидчивости и внимательности. Популярный стиль исполнения среди непрофессионалов — «играем быстро, но кривовато».
7. Эйтор Вила-Лобос, этюд №1
Это уже не слишком школьный репертуар, хотя кто запретит это играть и в школе? Здесь тоже можно развивать крейсерские скорости, а также обламываться на множестве подводных камней с ровностью и стабильностью звукоизвлечения. Кого-то удивить исполнением этого этюда будет реально сложно (но, конечно, в мире нет ничего невозможного).
8. Исаак Альбенис, «Астурия»
Она же «Легенда», она же прелюдия из Suite española No. 1. Изначально фортепианная пьеса, прочно вошедшая в концертный репертуар классической гитары. Для сколько-нибудь адекватного исполнения она потребует хорошего технического уровня и вдумчивой интерпретации. Любима даже электрогитаристами, иногда исполняясь обрывочно, навязнув в зубах, как рифф-заклинание из «Смок он Зевота» («Smoke on the Water»).
Источник
Самые популярные произведение для гитары
100 «золотых» гитарных пьес.
Как выбрать в огромном море гитарной музыки сто самых лучших пьес? По какому критерию выбирать их? Ведь вкусы и пристрастия у всех людей разные. Известно, что сколько людей — столько и мнений. Одни любят мелодичную музыку, с ясной и понятной фразой, другим нравятся всевозможные гармонические переливы и окрашенные, усложнённые аккорды. Третьи хотят услышать необычные музыкальные выверты; им подавай только всё оригинальное, непривычное. На всех угодить невозможно. Поэтому я, (зная, что всё равно будет критика и обвинения в мой адрес — почему я не вставил вот эту пьесу или ту) буду выбирать пьесы, которые нравятся мне (я доверяю собственному вкусу) и которые хотят играть на гитаре большинство гитаристов мира.
Самое главное: какие пьесы хотят слушать люди, для которых мы играем. Мой не малый опыт подсказывает мне, что большинство наших слушателей любят красивую, мелодичную музыку, которая легко запоминается, которая трогает наши души и сердца. В конце концов, мы играем музыку для того, чтобы люди получали удовольствие, отдыхали душой, а не уходили после концерта разбитыми, нервновозбуждёнными или ничего не понявшими — что наблюдается на концертах некоторых гитаристов, которые очень увлекаются современными опусами. Я не против современной музыки, но только в микро-дозах. Иначе получается уродство и издевательство над душами людей.
Здесь, перед вами пьесы, проверенные Временем и вошедшие в золотой фонд гитарной музыки. Поэтому все эти пьесы звучали и будут звучать в концерных залах всего мира. Причём, для меня равноценны, и маленькая миниатюра и огромная соната, или сюита. Для примера, рассмотрим «Романс» — Гомеса. Вносить ли эту не сложную пьесу в этот престижный список? Я считаю, что раз её играют или когда то играли все гитаристы мира, то она достойна быть в этом списке. Более того, я ставлю её на первое место за самое частое исполнение в мире. Кто со мной не согласен, пусть попытается переубедить меня. Я готов к компромиссам, потому что гитарной музыки — действительно море, и всё лучшее невозможно вместить в одну сотню. Если вы напомните мне, ещё какие-нибудь прекрасные пьесы, про которые я забыл, то я с удовольствием включу их в этот список, взамен выбранных мною.
Ещё одна проблема: включать ли в этот список пьесы, написанные для других муз. инструментов, т.е. переложения. Если не включать, то в списке не будет ни Альбениса, ни И.С.Баха, ни многих других авторов. Поразмышляв на эту тему, я решил такие пьесы в этот золотой список включить.
Для чего всё это нужно? Отвечаю: для того, чтобы начинающие гитаристы знали главные ориентиры (на что нужно равняться) и не теряли своё драгоценное время на второстепенные пьесы. Итак, перед вами список избранной классической музыки для гитары:
100 лучших пьес всех времён и народов ( красным цветом в списке выделены 10 пьес, которые «потрясли мир!»)
Источник
Красивые классические произведения для гитары
Классическая гитара, как утверждают, может петь и сама, без помощи музыканта. А уж в умелых руках она превращается в нечто особенное. Своей красотой гитарная музыка завоевала сердца множества любителей. А классические произведения для гитары разучивают неофиты самостоятельно и в музыкальных школах, отдавая предпочтение тем или иным нотам. Какие же сочинения составляют основу их репертуара?
Green sleeves – старинная английская баллада
Данная тема считается старинной английской народной балладой. Вообще-то музыка была придумана для исполнения на лютне, одном из самых популярных инструментов того времени, но сегодня она довольно часто исполняется на гитаре, так как лютня, увы, как инструмент вышла из музыкального обихода.
Играть мелодию этой пьесы, как и многие народные песни, достаточно просто, поэтому она часто входит в число наиболее популярных произведений для гитары для новичков.
История мелодии и текста песни насчитывает более четырех веков. С английского ее название переводится как «Зеленые рукава», и с ней связано много интересных преданий. Некоторые музыкальные исследователи считают, что песню сочинил сам король Генрих VIII , посвятив ее своей невесте Анне. Другие – что она была написана позже – во времена Елизаветы I , так как в ней сказывается влияние итальянского стиля, распространившегося уже после смерти Генриха. В любом случае со времени ее первой публикации в 1580 году в Лондоне и до наших дней – она остается одним из самых «древних» и красивых произведений для гитары.
«Ручеек» М. Джулиани
Красивые произведения для гитары можно найти у итальянского композитора Мауро Джулиани, который родился в конце XVIII века и был, кроме того, педагогом и талантливым гитаристом. Интересно, что сам Бетховен весьма высоко оценивал мастерство Джулиани и говорил, что его гитара напоминает, по сути – небольшой оркестр. Мауро был титулованным камерным виртуозом при итальянском дворе и гастролировал по многим странам (в том числе и в России). Создал даже собственную гитарную школу.
Перу композитора принадлежат до 150 гитарных вещей. Одно из самых известных и исполняемых – «Ручеек». Этот наикрасивейший этюд №5 великого мастера классической гитары увлекает своими стремительными арпеджио и широко звучащими открытыми аккордами. Не случайно это произведение так любят исполнять как ученики, так и мастера.
«Вариации на тему Моцарта» Ф. Сора
Это красивое произведение для классической гитары создано известным композитором Фернандо Сора, родившегося в Барселоне в 1778. Сор считается одним из крупнейших гитарных композиторов и исполнителей XIX века. Он с ранних годов обучался игре на этом инструменте, совершенствуя свою технику. А впоследствии создал свою школу игры, очень популярную в Европе.
Фернандо Сор занимался концертной деятельностью и изъездил всю Европу, где его принимали со всевозможными почестями. Его творчество сыграло в истории гитарной музыки и ее популяризации огромную роль.
Он написал более 60 оригинальных произведений для гитары. Любил также и перекладывать уже известные произведения для своего инструмента. К таким опусам относятся и «Вариации на тему Моцарта», где известные всем мелодии другого великого творца музыки прозвучали по-новому.
Великое многообразие
Говоря о красивых произведениях для классической гитары, стоит упомянуть и о Франсиско Таррега, и о творчестве Андреса Сеговии, пьесы которых с успехом исполняются многими музыкантами и их учениками и поныне. А последний из вышеупомянутых авторов много сделал для популяризации инструмента, вынося гитару из салонов и гостиных в огромные концертные залы на радость поклонникам этого жанра.
Источник