Самые распространенные последовательности аккордов

Последовательности аккордов на гитаре. Практические примеры.

Аккордовая последовательность – что это?

Аккордовой последовательностью называют музыкальную гармонию, составленную из трезвучий – аккордов, сыгранных на каком-либо инструменте. Они должны находиться в одной тональности и не дисгармонировать друг с другом – то есть звучать естественно и красиво. Умение ее создавать является основным навыком любого музыканта, поскольку именно с нее и начинается весь процесс аранжировки и сочинения песни. В этой статье мы подробно рассмотрим аккордовые последовательности, расскажем об их построении и применении на практике.

Применение последовательностей аккордов

Во-первых, это, разумеется, сочинение собственных песен. Знание того, как построить аккордовую последовательность, поможет вам сходу сочинить простую мелодию, без вынужденной необходимости подбирать ее на слух. Вы начнете понимать, что вы делаете, и при необходимости подстраиваться под других.

Кроме того, знания, полученные из этой статьи, помогут вам в импровизации аккордами, что значительно упростит вам процесс джемов с группой, а также, опять же, в сочинении своих композиций. Стоит также сказать и о том, что информация в этой статье относится не только к аккордовым прогрессиям – но и вообще универсальна для всей музыки. То есть, усвоив материал отсюда, вы поймете, как вообще работает гармония и композиция.

Примеры последовательностей аккордов

Хрестоматийный пример аккордовой прогрессии – это знаменитые «три блатных аккорда», являющиеся на самом деле классической блюзовой последовательностью – Am, Dm, E. Они идеально входят в свои тональности и звучат гармонично и ровно.

Еще один пример, также взятый из песни – это Bm, G, D, A. Она находится в тональности Bm, и также все аккорды прекрасно подходят друг к другу, создавая характерное блюзовое звучание. Однако, это только отдельные примеры, которые не иллюстрируют общей картины.

Как построить аккордовую последовательность

Основная информация

Для начала, давайте вспомним, из чего состоят аккорды. Трезвучия – это ноты, входящие в гамму, которые особым образом выстроены между собой. В случае с минорными аккордами это тоника – малая терция – большая терция , а в случае с мажорными – тоника – большая терция – малая . При этом тоника, как мы уже сказали, берется непосредственно из гаммы.

Пример гаммы Ля -минор

В этом и заключается вся фишка построения последовательностей аккордов – вам надо понять, какие ноты на грифе гитары входят в гамму и по их тоникам выстраивать трезвучия. Но как понять, какие ноты входят в тональность? В этом вам поможет такая вещь как кварто-квинтовый круг тональности.

Кварто-квинтовый круг

Всего существует 24 тональности, 12 минорных, и 12 мажорных – то есть на каждую из нот. Разумеется, классическая музыка считает их немного по-другому – разделяя понятия бемоль и диез, однако для удобства понимания мы этого не будем делать. Все они строятся по своему особому принципу.

Мажорная тональностьтоника – тон – тон – полутон – тон – тон – тон – полутон с возвращением в тонику.

Минорная тональностьтоника – тон – полутон – тон – тон – полутон – тон – тон с возвращением в тонику.

При этом зачастую эти ноты пересекаются между собой, то есть в разные тональности могут входить одинаковые ноты. Это очевидно и понятно. Однако все тональности имеют свои зеркальные пары – так называемые сингармонические, или параллельные. В них абсолютно одинаковые ноты, и именно для запоминания таких пар мы и представим кварто-квинтовый круг.

Выглядит он следующим образом:

Самое главное , что здесь надо запомнить, это то, что параллельные тональности расположены друг от друга на расстоянии трех полутонов. Например, если мы возьмем тональность Ля-минор, то от ее тоники – Ля – надо отсчитать три полутона вверх – Ля-диез – Си – До – и последняя нота будет той самой параллельной мажорной тональностью. Таким образом вы сможете, отстроив по схеме, указанной выше, гамму, понять, какие в нее входят ноты, и исходя из них построить аккордовую последовательность.

Конечно, на первый взгляд это может показаться сложным, однако все намного проще, чем вы думаете – самое главное не просто читать данную статью, но и одновременно подбирать ноты на гитаре.

Последовательности аккордов в тональности

Ниже мы представим входящие в параллельные тональности ноты, от которых можно строить минорные и мажорные аккорды. Кроме того, вы можете использовать эту таблицу для лучшего понимания принципа построения аккордовых прогрессий.

Мажорная тональность Минорная тональность Входящие ноты
До-мажор Ля-минор C – D – E – F – G – A – B
До-диез-мажор Ля-диез-минор C# – D# – F – F# – G# – A# – C
Ре-мажор Си-минор D – E – F# – G – A – B – C#
Ре-диез-мажор До-минор D# – F – G – G# – A# – C – D
Ми-мажор До-диез-минор E – F# – G# – A – B – C# – D#
Фа-мажор Ре-минор F – G – A – A# – C – D – E
Фа-диез-мажор Ре-диез-минор F# – G# – A# – B – C# – D# – F
Соль-мажор Ми-минор G – A – B – C – D – E – F#
Соль-диез-мажор Фа-минор G# – A# – C – C# – D# – F – G
Ля-мажор Фа-диез-минор A – B – C# – D – E – F# – G#
Ля-диез-мажор Соль-минор A# – C – D – D# – F – G — A
Си-мажор Соль-диез-минор B – C# – D# – E – F# – G# – A#

Просто используйте информацию из данной таблицы и подставляйте под входящие в тональность ноты в любом порядке, чтобы создать красивые последовательности аккордов. Помните, что для большей части из них вам понадобится научиться ставить баррэ на гитаре, поэтому стоит учесть этот навык в своем плане обучения.

Частные случаи и моменты

Кроме этого, существуют частные случаи и моменты, когда аккордовые последовательности могут выходить за рамки обычной гаммы.

  1. Дополнительные поднятые ступени. К ним относится, например, гармонический минор, где в гамме появляется дополнительная, восьмая нота, на расстоянии полутона от последней. То есть, например, в гамме до-мажор, между нотами A и B появится нота A#. Это придаст мелодии восточное звучание, и попробуйте поэкспериментировать с ними. То же самое относится и к пентатонике, особенности которой стоит учитывать в вопросе гармонии, особенно если вы играете блюз.
  2. Аккорды с надстройками. Не бойтесь изменять стандартные формы трезвучий для достижения более интересного звука. Используйте и добавляйте новые ноты к уже существующим вариантам аккордов, надстраивайте тонику и поднимайте ступени – просто опираясь на круг и представленную таблицу.
  3. Progressive-музыканты, которые играют структурно сложную и интересную музыку, например, Tool или Pink Floyd, также изменяют и нарушают правила гармонии. Например, добавляют тот же A# в тональность до-мажор, или добавляют другие ноты, чтобы это звучало интересно. Вы можете делать так же – однако в данном вопросе стоит углубиться в изучение теории, чтобы понимать, какие аспекты можно нарушать, а какие – нельзя.

Общие советы

1. Обязательно разучите представленную таблицу и запомните кварто-квинтовый круг тональности, чтобы быстрее и лучше ориентироваться внутри музыки.
2. Научитесь тому, как быстро переставлять аккорды на гитаре, особенно если хотите играть интересные мелодии перебором.
3. Тренируйте свой слух, особенно слышимость нот, чтобы понимать, в какой тональности играют другие музыканты, и при необходимости подыгрывать им.

Источник

Самые распространенные последовательности аккордов

Быть исполнителем или создателем музыки достаточно сложно. Важно не только знать нотную грамоту, но и понимать механизм действия скрытых процессов. Последовательности аккордов часто используются в эстрадной музыке. Они являются универсальным инструментом для создания мелодий, так как могут использоваться в разных стилях.

Теория

Если звучание стремится к определенному тональному центру или центральному аккорду, то такой фрагмент называют последовательностью. Иногда она представляет собой кратную синтаксической структуре гармоническую ячейку, в этом случае последовательность становятся основой для написания классической пьесы. Использование последовательностей четко связано с формой и ритмом.
В зависимости от частоты повторения отрезка и его длины, можно разделить последовательности на 2, 4 или 8-тактовые. Аккордовые последовательности даже помогают определить принадлежность мелодии к одному из музыкальных стилей. Человек, только начинающий изучать музыку, может отличить таким образом классику от эстрадных композиций. Если вы хотите писать собственные песни, то важно уметь строить последовательности аккордов, которые будут повторяться и легко запоминаться.

Отличия от гармонии в классической музыке

Для написания эстрадной музыки характерно простота и повторяемость аккордной последовательности. Она базируется на повторении музыкального отрезка, в отличие от классической музыки, где гармония движется непрерывно. Этот же принцип используется при написании коротких музыкальных фрагментов, используемых для рекламы.

Истоками последовательности аккордов, применяемых для эстрадных композиций, являются народные песни. Там была очень важна простота исполнения, поскольку на инструментах играли люди, не изучавшие нотную грамоту, а лишь овладевшие некоторыми приемами.

Настоящим элементом стиля стала последовательность в джазовой музыке. Изначально она была близка к классической гармонии, но вскоре регтайм стал стремиться к более простым повторениям – это характерно для поздних композиций.

Типы движения гармонии

Гармония может двигаться по одному из трех типов:

  • кварто-квинтовому;
  • хроматическому;
  • диатоническому.

Именно на этих трех типах строятся другие подвиды последовательности аккордов. Основой для построения является гамма, именно поэтому аккорды нумеруются в соответствии со ступенью, на которой находится их тоника.

Последовательность можно сыграть в любой тональности. При сохранении диатонической структуры в написании аккордов используют только римские цифры. При необходимости использования септаккорда указывают смену класса – 7 или х.

Функциональные последовательности

В их основе лежат магические круги функций:

  • для мажора T-D-S-T;
  • для минора T-MD-S-T (или большой T-MD-S-D-T).

В приведенных выше кругах использованы обозначения: T – тоника, D – доминанта, S – субдоминанта. Эти круги соответствуют любой функциональной последовательности. Например, I-IV-V-I, I-VI-IV-V-I или II-V-I-II. Создать такие последовательности можно для любой гаммы.

Нефункциональные последовательности

Модальные и тонально-секвенционные последовательности являются нефункциональными. В них нет четкого разрешения в тонику доминанты и субдоминанты. Также отсутствуют тональные тяготения. В этих последовательностях может быть задействовано от двух вариантов тональности. Примером тому является Am7 – Hm7, которая является самой распространенной последовательностью. Например, ее можно интерпретировать в дорийский минор, тогда формула будет I-IIm7. Эта же последовательность аккордов в тональности мажор может быть представлена как II-III по G.

Нефункциональную последовательность можно построить на основе натуральных ладов. Примером тому может стать последовательность в миксолидийском G мажоре или эолийском C. Формула может быть такая: G-Dm-Em-F. При этом нефункциональные последовательности чаще всего имеют в составе всего 2 аккорда. Мелодии строятся на их чередовании, и таких композиций немало. Но чаще всего используются все же последовательности с большим количеством аккордов, которые чередуются между собой.

Где используются аккордные последовательности

Аккорды являются основой множества стилей: джаз, хэви-металл, блюз и подобные им. Заимствование аккордной последовательности стало основой для множества классических пьес. Вся современная эстрада построена на использовании последовательностей.

С эстрадой связан интересный факт. Если плагиатом является заимствование 7 нот подряд, то последовательности под эту норму не попадают. Ведь иначе многим композиторам пришлось бы делиться гонорарами с давно умершим Бахом, которому принадлежат многие красивые последовательности аккордов, а точнее с его потомками. Использование последовательностей не облагается авторским правом. Именно поэтому многие считают, что эстрадные песни похожи между собой и имеют одну мелодию.

Наиболее часто используемые последовательности в джазе

Джазовые последовательности аккордов осваивать интереснее всего, так как они являются самыми необычными, сложными и красивыми. Одной их самых распространенных прогрессий является нисходящая ii V I.

  • | Cmaj7 | % |Cm7 | F7 | Bbmaj7 | % | Bbm7 | Eb7 | Abmaj7.

Как видите, это мажорная последовательность, в которой фрагмент начинается с тональности С, а заканчивается в мажорной Ab. На всем протяжении отрезка тональность не меняется. Эту прогрессию рекомендуется изучить тем гитаристам, которые только начали знакомиться с джазовыми последовательностями. У этой последовательности есть родственный минорный вариант:

Она поможет даже опытным музыкантам расширить свой багаж знаний. Минорные последовательности аккордов освоить будет сложнее, чем мажорные из-за присутствия 7alt.

Еще один популярный джазовый и блюзовый гитарный ход – это движение от I к IV. В миноре с ней знакомы многие исполнители, а вот построить последовательность в мажорной тональности будет достаточно интересно. Примеры, которые вы можете сразу попробовать:

  • Cmaj7-Gm7-C7-F-maj7 или Cmaj7-Gm9-C13-Fmaj9-F6/9.

Попробуйте их в разных тональностях. Это станет отличным упражнением для слуха и пальцев.

Приемы работы с аккордами

Создать последовательность аккордов можно разными способами. Одним из самых распространенных случаев является использование собственного слуха. Этот прием заключается в том, что композитор напевает мелодию, которая пришла на ум или легла на текст, а потом уже подбирает к ней последовательности аккордов.

Гармоническая последовательность аккордов характерна для классической музыки. В других же стилях используется ограниченное количество последовательностей, где гармония существенного значения не имеет. Существует масса приемов, которые помогут вам создать свою последовательность. Аккорды можно заменить на противоположные по тональности или сделать к ним надстройки. Часто аккорды просто меняют местами. Чтобы найти для себя более приемлемый прием, попробуйте изменить тональность и сделать другие манипуляции со схемой T-S-D-T. Это еще одно полезное упражнение для будущих композиторов и просто музыкантов.

Пример создания последовательности

Итак, вы уже знаете около 20 аккордов, которые можно сыграть на гитаре и жаждете создать авторскую песню? Для таких случаев подойдет именно метод подбора, с помощью которого можно создать простую и запоминающуюся композицию.

Создание последовательности аккордов на гитаре начинается с поиска гаммы для песни. Для этого вам необходимо иметь уже готовый текст или хотя бы мотив. Напойте его несколько раз, чтобы правильно выбрать гамму, которая ляжет в основе новой последовательности. Определите ноту, которая предопределила мелодию.

  1. Определитесь с тональностью гаммы. Для этого возьмите ноту, которую вы нашли, снова напойте песню. Рекомендуем сначала всегда брать мажор, а если он не подошел, то пробовать минор.
  2. Исходя из ноты и гаммы, применяя правила семейственности аккордов, вы легко найдете правильное сочетание.
  3. Если вы недостаточно профессионально играете на гитаре, то используйте трюк «три аккорда». Разберем его на основе мажорной гаммы и основной ноты «до». В этом случае последовательность будет выглядеть следующим образом: до-мажор – фа-мажор – соль-септаккорд.

Для того чтобы научиться создавать более сложные мелодии, необходимо постоянно практиковаться. Разучивайте последовательности, которые используются в мелодиях, относящихся к разным стилям. Пробуйте писать свои первые последовательности, которые могут лечь в основу песен. Обязательно во время работы с последовательностями делайте большое количество повторений. Если у вас не получилось написать свою мелодию с первого раза, то обязательно получится со 101-го, поэтому не бросайте попыток. Для этого вам придется запастись терпением.

Источник

Оцените статью