Феномен тембра и диапазона голоса Лучано Паваротти
Выдающегося итальянского певца называют «тенором двадцатого века». Поклонники помнят, какой голос был у Лучано Паваротти. Артист дважды попал в книгу рекордов Гиннеса. Первый раз за наибольшее количество выходов на поклоны публике (165 раз) в 1988 году в Берлинской опере, а второй – в 1990 году в качестве исполнителя самой продаваемой в мире музыкальной записи – арии «Nessun Dorma».
Начало карьеры
С таким голосом, как у Лучано Паваротти, люди рождаются раз в сто лет. Появился на свет талантливый певец в октябре 1935 года в северной части Италии. Отец работал поваром, мать — рабочей на заводе. Певческие способности передались мальчику от отца, они вместе пели в церковном хоре. Формированию изысканного вкуса Лучано тоже был обязан родителю, имевшему большую фонотеку оперной музыки.
У отца был неплохой баритон, но он панически боялся большой сцены, поэтому выступал лишь перед узким кругом знакомых. Подрастающий Лучано тоже пел перед близкими людьми под аккомпанемент гитары.
В детстве Лучано мечтал стать футболистом, но мама настояла, чтобы он получил специальность учителя. Закончив обучение, юноша работал в школе. В девятнадцатилетнем возрасте начал серьезно обучаться музыке. Его преподаватель, Арриго Пола, обнаружил абсолютный слух у юного Паваротти. Первый успех ожидал начинающего певца на Международном конкурсе в 1961 году.
Театры, на сцене которых выступал молодой певец:
- Реджио Эмилия.
- Венская опера.
- «Ковент-Гарден».
- Оперный театр в Майами.
- «Ла Скала».
В двадцать с небольшим лет у певца обнаружилась опухоль на связках. Из-за этого он потерпел крах на концерте в городе Ферраре, что означало конец карьеры. Но опухоль чудным образом исчезла самостоятельно, без операции, а голос Паваротти стал еще красивее. Он признавался, что ему удалось достичь желаемых результатов после того, как опухоль пропала.
Солнечный тембр
Необыкновенный жизнерадостный тембр голоса Лучиано Паваротти называли «солнечным». Он внушал оптимизм, вселял бодрость и уверенность в сердца слушателей. Певец обладал редкой харизматичностью, умел «зажечь» зал. Стиль пения был страстным, переходы с одного регистра на другой — легки и виртуозны.
Голос Лучано Паваротти был редкой чистоты, певец много трудился, стремясь к совершенству. Один факт из его жизни доказывает, как важно было для него творчество.
Во время выступления в «Ла Скала» неожиданно раздался грохот. Певец поинтересовался у суфлера: «что происходит?» Узнав, что началось землетрясение, Лучано нисколько не смутился, а продолжал петь партию дальше, без тени испуга. Такая уверенность успокоила публику, никто даже не встал со своего места с целью покинуть зал.
Необыкновенный диапазон
Две с половиной октавы – таким был диапазон голоса Лучано Паваротти. Нижняя нота, которую он брал, была «до-диез» малой октавы, а верхняя – «фа» второй октавы. Верхнее «до» он брал настолько легко, что его назвали «королем верхнего до». Обычно тенорам трудновато дается эта нота.
Певец пробовал свои силы и в поп, и в рок-стиле. Он выступал на открытии Чемпионата мира по футболу. Зрители помнят трио («Три тенора»), в котором с ним пели Пласидо Доминго и Хосе Каррерас.
Редкой красоты лирический тенор – так можно назвать голос итальянского певца Лучано Паваротти. На последнем концерте, где он объявил окончание своей карьеры, был полный аншлаг. На 72-м году жизни великий певец скончался. Не только талант, но и усердный труд помог артисту добиться успехов.
Укрепить голосовые связки, избавиться от охриплости или потери голоса начинающим певцам и профессиональным вокалистам поможет препарат Гомеовокс. Таблетки для рассасывания на растительной основе обеспечат эффективную работу речевого аппарата. С Гомеовоксом Ваш голос всегда будет под надежной защитой!
Источник
Король ноты до второй октавы: три главных арии Лучано Паваротти
Без Лучано Паваротти невозможно представить себе оперу XX века. Певец, чей вклад в мировую культуру трудно переоценить, родился в этот день в городе Модена. О гении – в материале m24.ru.
В сентябре 2007 года газета New York Times написала в некрологе: «Паваротти, как и его великие предшественники Энрико Карузо и Дженни Линд, распространил свое влияние далеко за пределы оперной сферы. Он стал титаном поп-культуры».
С этим мнением трудно поспорить. «Король ноты до второй октавы», как его звали почитатели и благосклонная критика, легко вошел в шоу-бизнес, был принят с распростертыми объятьями. Но это произошло на закате карьеры. Кому-то казалось, что в последние свои годы он походил на стареющего политика, который слишком долго задержался на политической арене.
«Паваротти и друзья», проект, имевший в своей основе благотворительную инициативу (собирал средства на лечение Каррераса), расширил и без того огромную аудиторию боготворивших певца фанатов. Оперный мир негодовал (к попыткам кроссовера до сих пор относятся в профессиональном академическом мире скабрезно), поп-индустрия, наоборот, ликовала.
Неоднозначно приняли и трио теноров – Каррераса, Доминго и Паваротти, в какой-то момент объединившихся, забыв о соперничестве. Лишь небольшая часть профессионального сообщества поддержала троицу в стремлении бросить совместные силы на пропаганду жанра оперы, в целом же критики были неумолимы, обозначая свою позицию так: Паваротти и его коллеги в рамках этого проекта занимаются чем угодно, но не искусством. Так или иначе имя Паваротти и неповторимый тембр его голоса знали все – от таксистов и курьеров до представителей древних династий. Для многих современных итальянцев его имя – синоним оперного пения. Других великих соотечественников, внесших вклад в развитие итальянской оперной сцены XX века и наших дней, они, увы, уже не помнят.
Гений Паваротти абсолютен и обнаруживает себя не только в масштабных оперных полотнах (а их за всю его карьеру было предостаточно), но и как жемчужина в раковине, концентрируется в микроформе – в небольшой арии. M24.ru больше всего нравятся эти три.
Nessun dorma
Арию Калафа из последнего акта оперы Джакомо Пуччини «Турандот» Паваротти спел на открытии чемпионата мира по футболу 1990 года. В музыкальных чартах запись произвела эффект разорвавшейся бомбы – она поднялась до второй строчки UK Singles Chart, нарушив все законы логики, существовавшие до этого момента в шоу-бизнесе. В 1994-м Nessun dorma уже звучала в утроенном теноровом составе – совместно с Хосе Каррерасом и Пласидо Доминго. Зубин Мета дирижировал оркестром перед аудиторией в 56 тысяч зрителей. Стадионные концерты неизменно напоминали об истерии, характерной больше для популярных исполнителей. Оперное сообщество расценивало подобные акции двояко. В замешательстве были и те, кто в 1977 году присутствовал на премьере «Турандот», осуществленной под руководством дирижера Риккардо Шайи в Сан-Франциско: в постановке принимали участие сам Паваротти, а также Монсеррат Кабалье в заглавной партии. Пятью годами ранее его партнершей по сцене была Джоан Сазерленд.
Видео: [URLEXTERNAL=http://www.youtube.com/]YouTube[/URLEXTERNAL]/ Пользователь: noé èon
Caruso
Песня, созданная в 1986 году Лучо Далла, уроженцем университетского города Болонья, получила наибольшую популярность именно в исполнении Паваротти, достигла второго места в итальянских чартах. Помимо Паваротти, к ней в разное время обращались Хулио Иглесиас, Андреа Бочелли. В тексте Caruso легко различимы неаполитанские диалекты: например, Surriento обозначает Сорренто – место, где провел свои последние дни Карузо (умер в отеле Vesuvio в Неаполе в возрасте 48 лет от гнойного плеврита). Далла романтизирует это время в биографии певца, что отразилось в стилистике песни, напоминающей оперную арию.
В 1992 году Паваротти исполнил у себя на родине в Модене Caruso вместе с автором, Лучо Далла.
Видео: [URLEXTERNAL=http://www.youtube.com/]YouTube[/URLEXTERNAL]/ Пользователь: Jarrod C
E lucevan le stelle
Ария Каварадосси из третьего акта оперы «Тоска» Джакомо Пуччини – поистине коронная в теноровом репертуаре. И именно этой партией закончилась полная покоренных вершин сценическая карьера Паваротти. В последний раз он спел ее в нью-йоркской «Метрополитен-опера». А впервые эта ария прозвучала в 1900 году в исполнении Эмилио де Марки.
Источник
Еще раз об уникальности вокальных данных Фредди Меркьюри
В 2004 году журналом Rolling Stone к юбилейной дате появления рок-н-ролла, которую редакция данного журнала сопрягла с датой записи Элвисом Пресли песни That’s All Right, состоявшейся 5 июля 1954, была опубликована статья «Бессмертные: 50 величайших исполнителей всех времён» (англ. The Immortals:The Fifty Greatest Artists of All Time). В числе голосовавших видные музыканты, ведущие авторитеты в области музыкальной критики: Нил Даймонд, Элтон Джон, The Edge, Арт Гарфанкел, Дон Хенли, Крисси Хайнд, Moby, Кит Ричардс, Карлос Сантана, Брюс Спрингстин, Квентин Тарантино, Пит Таунсенд и др.
Через год изначальный список лучших вокалистов был расширен до 100 (статья «Бессмертные: 100 величайших исполнителей всех времён», англ. The Immortals: The 100 Greatest Artists of All Time). В аннотации к данному списку сотрудниками Rolling Stone было указано, что вокал – это своего рода слышимый поцелуй души, пробивающийся в материальный мир. Неважно какой тембр у голоса, главное – это его искренность. Благодаря вокалу и харизме певца или певицы мы влюбляемся в них, словно подростки. Именно таких любимчиков и выбрал журнал Rolling Stone.
В список этот была включена группа «Queen», которой была отведена 52 позиция. Конечно, список довольной условный, так как, наверное, не существует такого человека, который бы согласился с ним полностью. Даже в самой редакции Rolling Stone. Но вот тот факт, что фронтмен группы «Queen» Фредди Меркьюри считается одним из самых выдающихся вокалистов современности, как мне кажется, неоспорим. Его голос один из самых узнаваемых в истории музыки, а легендарные хиты группы известны всем.
Тем не менее, совсем недавно мне пришлось стать невольным свидетелем дискуссии о его вокальных данных. Участник спора утверждал, что единственным объективным доказательством диапазона исполнителя может служить только запись исполнения им гаммы из заявленного диапазона, причём неоднократного. А раз гамм в записи нет, то не стоит утверждать о каких-либо особенностях голоса Меркьюри.
Конечно, гаммы Фредди исполнял, о чем, в частности говорила Монсеррат Кабалье, но, к сожалению, скорее всего записей таких нет.
Вопрос о том, что только исполнение гамм является истиной в последней инстанции, конечно очень спорный. Но если истина не столь очевидна, то ее поиск является целью науки. Поэтому вполне логичным стало желание ученых попытаться выявить и осмыслить особенности вокальных данных Фредди.
В 2016 году несколько исследователей провели акустический анализ его голоса и стиля пения, основанный на перцептивном и количественном анализе общедоступных звукозаписей. Исследование проводили Кристиан Т. Хербст (исследовательская лаборатория Voice, факультет биофизики, Университет Палацкого, Оломоуц, Чехия), Стеллан Хертегард (отделение отоларингологии, хирургия, головы и шеи, Каролинская университетская больница, Стокгольм, Швеция), Даниэль Цанггер-Борх (голосовой центр, Стокгольм, Швеция) и Пер-Оке Линдестад (отделение отоларингологии, хирургия, головы и шеи, Каролинская университетская больница, Стокгольм, Швеция).
Результаты исследования были опубликованы в статье «Фредди Меркьюри — акустический анализ основных частот речи, вибрато и субгармоник» в научном журнале Logopedics Phoniatrics Vocology, Том 42, 2017 год — Выпуск 1.
Учеными были проанализированы 6 архивных интервью, в результате чего было установлено, что средняя частота разговорной речи составляет 117,3 Гц, что обычно характерно для голоса баритона. То есть в ходе эксперимента было выявлено, что от природы Меркьюри был баритоном, несмотря на то, что прославился он как тенор. Из воспоминаний Монсеррат Кабалье: «…Меркьюри говорил, что в юности серьезно изучал музыку, занимался и композицией, и роялем, и вокалом. Я спрашиваю: и какой же у вас был вокал? Я-то ведь слышала только, как он рок поет. Он говорит — баритон. И начинает мне петь гаммы. Я думаю — и действительно у него баритон. Тогда спрашиваю: почему же вы не поете таким красивым баритоном? А он говорит: потому что мои поклонники тогда не придут на мои концерты».
Певческий голос всегда характеризуется более широким диапазоном по сравнению с разговорной речью. Если диапазон разговорного голоса человека не более одной октавы (от 4 до 6 тонов), то диапазон певческого может быть две октавы, а иногда и более.
Высота певческого голоса является основой его классификации.
Так, в соответствии с данными музыкальной энциклопедии, диапазон баритона от А («ля» большой октавы) до а1 («ля» первой октавы). Различают драматический и лирический. У драматического баритона наиболее звучны низкие тоны, он более мужественный и сильный. Лирический баритон обладает более мягким тембром, верхние ноты у него звучнее низких.
Тенор — высокий мужской голос, его диапазон составляет от c («до» малой октавы) до с-2 («до» второй октавы). Подразделяется на два основных подвида: драматический и лирический. Драматический отличается горячим, ярким тембром, сильным звуком, особенно на верхних нотах, низкие звуки достаточно густые. Лирический тенор обладает мягким задушевным тембром, легкой подвижностью, на верхах красиво использует фальцет. Иногда выделяют третий подвид — лирико-драматический тенор, который может исполнять партии лирического и драматического репертуара.
Примером бархатного баритона Фредди является взятая им Си-бемоль большой октавы (B♭2) в «The Golden Boy» (одна из самых низкий нот, когда-либо спетых Фредди). Если верить словам Брайана Мэя, то Фредди с легкостью пел партию из «Всенощного бдения» Сергея Рахманинова, в которой использована самая низкая нота из всего мирового хорового пения.
А вот самой высокой нотой, спетой им, пожалуй, является Фа третьей октавы (F6) в живом исполнении песни «Under Pressure». Голос Меркьюри достигает этого высокого Фа также в концертной версии «It’s Late» в Maida Vale 1977 года.
По результатам исследования было установлено, что вокальный диапазон певца составлял почти 4 октавы (если точнее — больше 3, но чуть меньше 4 октав). Для информации, обычные оперные баритоны поют в пределах 2 октав.
Уникальность вокальных данных Меркьюри отмечал и великий Лучано Паваротти: «У меня был соблазн спеть «Another One Bites The Dust», и я даже стал репетировать эту вещь, и вдруг обнаружил, что во втором куплете меня меня постоянно тянет на фальцет! Я переслушал оригинал и убедился, что Фредди Меркьюри пел этот фрагмент отнюдь не фальцетом – высоко, но не фальцетом. Это очень трудно, почти невозможно, я знаю лишь двух-трех теноров, которые могли бы повторить подобное».
Но вернемся к результатам исследования. Анализ голосовых дорожек, выделенных из полнополосных студийных записей, показал, что диапазон певческого голоса составлял 37 полутонов в диапазоне высоты тона от F2 (около 92,2 Гц) до G5 (около 784 Гц). Анализ 240 устойчивых нот из 21 записи a-cappella выявил удивительно высокую среднюю частоту модуляции основной частоты (вибрато) — 7,04 Гц, продемонстрировав диапазон голосового дрожания. То есть вибрато Меркьюри было на уровне 7,04 Гц, тогда как у большинства певцов оно находится в диапазоне от 5,4 Гц до 6,0 Гц. Сравнивая это с легендарным оперным певцом Лучано Паваротти, исследователи сказали, что Фредди использовал для вибрато то, о чём Паваротти даже не догадывался.
Так, количественный анализ с использованием недавно введенного параметра для оценки регулярности вокального вибрато подтвердил его нерегулярную перцептивную природу, предполагая, что регулярность вибрато (и) является отличительной чертой поющего голоса. Имитация образцов субгармонической фонации профессиональным рок-певцом, документально подтвержденная высокоскоростным эндоскопическим видео со скоростью 4132 кадра в секунду, выявила 3: 1 частотно-синхронизированную вибрационную картину голосовых складок и желудочковых складок. Это позволило ученым сделать вывод о том, что певец использовал субгармонику, стиль, «более экстремально выраженный в пении тувинского горла, когда вибрируют не только голосовые складки, но и пара тканевых структур, называемых желудочковыми складками, которые обычно не используются для разговорного или классического пения». Кроме того, вокалиста Queen отличало необычно быстрое и неровное (переменное) вибрато (периодическое изменение тембра, силы или высоты звука).
Занятно, что сам Фредди Меркьюри свой голос уникальным не считал и уж точно не бахвалился им и никогда не заморачивался насчёт диапазона, он пел и жил в своё удовольствие на радость окружающих. «Что я делаю, чтобы сохранить свой голос? О, я много курю! На самом деле, я просто не думаю об этом. Мой голос сам по себе такой, я не особо беспокоюсь о нем. Иногда я переусердствую, и он пропадает. Голос такая вещь: либо он есть, либо его нет», — говорил он в интервью в Рио.
Как мне кажется, насколько неповторим был Фредди, стало понятно, когда на концерте памяти Меркьюри, состоявшемся на стадионе Уэмбли 20 апреля 1992 года, ни один из приглашенных вокалистов не смог спеть песни «Queen» с энергетикой и вокальной неповторимостью Фредди, даже не смотря на вполне удачные номера.
До сих пор, по прошествии десятков лет его голосом восхищаются поклонники. Ну а теперь и наука признала официально особенности и уникальность вокальных данных Фредди.
Источник