Тенор — это высокий певческий мужской голос. Тенор: описание, разновидности и классификация
Голос – удивительный дар человека. У каждого он свой, уникальный и неповторимый. Однако в профессиональном искусстве существует четкая классификация, объединяющая определенные типы голосов в группы по разным критериям: силе звучания, вокально-техническим качествам, тембру и др. Среди мужских первое место занимает тенор. Это голос великих оперных певцов, с которым мы подробно познакомимся в данной статье.
Описание
Тенором называют высокий певческий голос мужчин. Он является самым популярным в мире. В переводе с латинского данное слово означает «напряжение голоса» или «равномерное движение». По своему диапазону тенор в сольных партиях способен достигать ноты «до» второй октавы. А в хоровых выступлениях его пределом является нота «ля» первой октавы.
В оперном пении ценятся солисты с тенором, которые способны чисто брать «си-бемоль» первой и «до» второй октавы. К слову, это качество считается самым красивым, верхним регистром тенорового голоса. Его нередко именуют «верхним до» или королевской нотой. В Италии за умение брать ее певцам платят большие гонорары.
Классификация
Существует классификация данного голоса, которая подразумевает деление тенора по его тембру и диапазону. В этом отношении принято различать:
лирический;
драматический;
баритональный тенор;
контр-тенор;
альтино-тенор.
Давайте разберемся с каждым типом названного мужского голоса отдельно.
Разновидности
Лирический тенор – это голос, обладающий мягким, «серебристым» тембром с хорошей подвижностью и певучестью звука. Под него сегодня в оперном репертуаре создано огромное количество партий. Это Фауст (одноименная опера Гуно), Ленский («Евгений Онегин» Чайковского), Альфред («Травиата» Верди), Пьер Безухов («Война и мир» Прокофьева) и многие другие. В операх, написанных Россини и Моцартом, партии требуют от тенора высокой подвижности и довольно широкий диапазон. Поэтому солисты, подходящие на эту роль должны обладать особым, россиниевским (или моцартовским) тенором.
Гораздо реже в операх встречается драматический тенор. Он характеризуется густым, насыщенным звучанием. Его нередко путают с лирическим баритоном. Однако он обладает большей силой и более ярким тембром. В операх для этого типа голоса созданы партии для образов с противоречивыми характерами и трагической судьбой. Например, Хосе из «Кармен» Бизе, Отелло (опера Верди) или Герман из «Пиковой дамы» Чайковского. В оперном искусстве существует понятие героического вагнеровского тенора. Дело в том, что оперы Рихарда Вагнера отличаются масштабностью и требуют от исполнителя с драматическим тенором большой выносливости, заставляя его непрерывно мощно и героически петь на протяжении нескольких часов.
Существует также промежуточный тип, именуемый лирико-драматическим тенором. По силе звука и выражению драматизма он уступает драматическому, но превосходит лирический тенор. Это универсальный инструмент для воплощения обоих жанров оперного репертуара.
Баритональный тенор – голос, который одновременно обладает чертами баритона и тенора. По силе звучания он совпадает со своими предшественниками, однако имеет короткий верхний регистр диапазона. Подходящей оперной партией для такого типа голоса является Миме из вагнеровского цикла «Кольцо Нибелунга».
Альтино-тенор является разновидностью лирического тенора с хорошо развитым верхним регистром и диапазоном, достигающим ноты «ми» второй октавы. Все эти качества накладывают определенные ограничения на репертуар. Примером партии для альтино-тенора может служить Звездочет из оперы Римского-Корсакова «Золотой петушок».
Все большее распространение в оперном пении приобретает контр-тенор. Это самый высокий мужской певческий голос. Его диапазон распространяется от ноты «до» малой и до «си» второй октавы. Продемонстрировать его способно исполнение партии «Полет кондора», написанной в 1913 году перуанским композитором Д. Роблесом.
Кто может петь тенором?
Тенор – голос, который чаще всего можно слышать в операх и мюзиклах. Специалисты утверждают, что он является наиболее сложной техникой мужского пения и научиться владеть ею можно только в ходе многолетней практики. Разумеется, следует помнить, что далеко не каждый мужчина может петь тенором. Ведь все зависит от того, каким голосом наградила его природа.
Сможет ли петь как тенор баритон – голос с более низкой тональностью? Конечно, ему достичь верхних регистров просто невозможно. Зато мужчинам-обладателям мягкого, высокого голоса с помощью профессионального педагога и усердия можно развить тенор. Не стоит при этом забывать о музыкальной теории и нотах, без знания которых освоение сложной певческой техники будет пустым делом.
Известные певцы
Популярным американским тенором является Ричард Крофт. Он обладает лирическим, а точнее, моцартовским тенором. Немного уступает ему по голосовому диапазону итальянец Алессандро Сафина.
Но самыми известными обладателями высоких голосов считаются испанцы Пласидо Доминго, Хосе Каррерас и итальянец Лучано Паваротти, которые составляли легендарное оперное трио «Три тенора». В таком составе певцы гастролировали по миру с концертами с 1990 по 2003 год.
Обладатели тенора встречаются и в эстрадном искусстве. Среди таких известные всем Честер Беннингтон из группы Linkin Park, Адам Левин из Maroon 5, Майкл Джексон, Адам Ламберт, Билли Оушен, Райан Теддер из One Republic и многие другие. Разумеется, их вокальный диапазон значительно уступает оперным певцам из трио «Три тенора». Разве что «золотой голос России» – Николай Басков – может сравниться с ними, так как певец пришел на эстраду из оперы, а потому имеет не просто шикарные вокальные данные, но и несколько лет совершенствования их для оперных партий за плечами.
Интересные факты
И напоследок несколько интересных фактов:
Помимо определения мужского певческого голоса, тенор – это еще и духовой музыкальный инструмент, принадлежащий группе саксгорнов. Его созданием впервые занялся Адольф Сакс в середине XIX века. Сегодня саксофон-тенор является, пожалуй, самым популярным инструментом в джазовой музыке.
Известны певцы-мужчины, которые поют в диапазоне женского голоса. В эпоху барокко такие оперные партии исполняли кастраты – юноши, которым для сохранения высокого голоса делали кастрацию. Сегодня с этой ролью успешно справляются контр-теноры.
Источник
Тенор — Tenor
Тип голоса
женский
Сопрано
Меццо-сопрано
Контральто
Мужчина
Контртенор
Тенор
Баритон
Бас
Тенор является разновидностью классического мужского пения голоса , чей вокальным диапазон лежит между Контратенорами и баритоном типами голоса . Это один из самых высоких типов мужского голоса. Вокальный диапазон тенора простирается до C 5 . С низким экстремальным для теноров это примерно в ♭ 2 (два в ♭ ниже чем средний C). На самом высоком уровне некоторые теноры могут петь до второй фа выше средней до (фа 5 ). Типа тенор , как правило , разделен на LEGGERO тенор, лирический тенор, Spinto тенор, драматического тенора, heldentenor, и тенор Буффо или spieltenor .
СОДЕРЖАНИЕ
История
Название «тенор» происходит от латинского слова tenere , что означает «удерживать». Как отмечают Фаллоуз, Джандер, Форбс, Стейн, Харрис и Уолдман в статье «Тенор» на Grove Music Online :
В полифонии между 1250 и 1500 годами [тенор был] структурно фундаментальным (или «удерживающим») голосом, вокальным или инструментальным; к 15 веку он стал обозначать мужской голос, который пел такие партии.
Все остальные голоса обычно рассчитывались относительно тенора, который часто звучал в более длинных нотах и нес заимствованную мелодию Cantus firmus . До появления исполнителей контратеноров в конце 16 века тенор обычно был самым высоким голосом, принимая на себя роль основы. Также в 18 веке «тенор» стал обозначать мужской голос, исполняющий такие партии. Таким образом, для более раннего репертуара строка с пометкой «тенор» указывала на роль партии, а не на требуемый тип голоса; действительно, даже в восемнадцатом веке тетради с пометкой «тенор» могли содержать части для ряда типов голоса.
Вокальный диапазон
Вокальный диапазон тенора является одним из самых высоких мужских типов голосовых . В опере самая низкая нота стандартного тенорового репертуара — это, вероятно, A ♭ 2 в редко исполняемой Россини « Донна дель Лаго» в роли Родриго ди Дху, написанной для Андреа Ноццари . В более часто исполняемом репертуаре и Мим, и Ирод требуют A 2 . Несколько теноровых ролей в стандартном репертуаре требуют тенора C (C 5 , на октаву выше среднего C). Некоторые из них , если не все, из немногих верхней Cs в стандартном оперном репертуаре либо необязательные , например, в « Че Gelida Манина » в Пуччини Богема -ила интерполированное (добавлено) по традиции, например, в « Ди Quella Пир » от « Трубадур Верди» ); Однако, самый высокий потребовал отметить в стандартной тенор оперного репертуара D 5 , найденный в « Mes МАСС, Ecoutez l’Histoire » от Adolphe Adam «s Le Postillon де Lonjumeau и„ корейки де сын Amie “из Галеви в Ла Juive ). В LEGGERO репертуаре, самая высокая нота F 5 (Артуро в «Credeasi, misera» от Беллини «s Пуритан ), поэтому, очень немногие тенора этой роли в их репертуаре без транспозиции (учитывая подъем концертного поля , так как его состав ), или прибегая к фальцету .
В хоровой музыке
В четырехчастном смешанном припеве SATB тенор является вторым низшим вокальным диапазоном, выше баса и ниже альта и сопрано . Мужской хор обычно обозначает ансамбль TTBB, в котором первый тенор является самым высоким голосом. В то время как определенная хоровая музыка требует, чтобы первые теноры поднялись по всему теноровому диапазону, в большинстве хоровой музыки теноры находятся в диапазоне примерно от B 2 до A 4 . Требования к теноровому голосу в хоровой музыке также связаны со стилем музыки, наиболее часто исполняемой данным хором. Для оркестровых хоров требуются теноры с полностью резонирующими голосами, но камерная хоровая музыка или хоровая музыка а капелла (исполняемая без инструментального сопровождения) иногда может опираться на легкие баритоны, исполняющие фальцет .
Тем не менее, один из почти повсеместных аспектов хорового пения — это нехватка теноровых голосов. Большинство мужчин, как правило, имеют голоса баритона, и по этой причине большинство мужчин предпочитают петь в басовой части хора. (Однако настоящие басы встречаются еще реже, чем теноры.) Некоторые мужчины поют тенор, даже если им не хватает полного диапазона, а иногда низкие альты поют партию тенора. В мужских припевах, состоящих из четырех мужских вокальных партий TTBB (тенор 1, тенор 2, бас 1, бас 2), теноры часто поют как грудным тоном, так и фальцетом, расширяя вокальный диапазон хора.
Подтипы и роли в опере
В категории теноровых типов голоса есть семь общепризнанных подкатегорий: леггеро- тенор, лирический тенор, спинто- тенор, драматический тенор, хелдентенор, тенор Моцарта и тенор-буфф или шпильтенор. Существует значительное совпадение между различными категориями ролей и типографией голоса; некоторые теноровые певцы начинали с лирических голосов, но со временем превратились в спинто или даже в драматические теноры.
Leggero
Леггеро- тенор, также известный как тенор ди грация , по сути является мужским эквивалентом лирической колоратуры . Этот голос легкий, подвижный и способен исполнять сложные пассажи фиоритуры . Типичный тенор leggero обладает диапазоном примерно от C 3 до E 5 , при этом некоторые могут петь до F 5 или выше полным голосом . В некоторых случаях грудной регистр леггеро тенора может простираться ниже C 3 . Голоса этого типа часто используются в операх Россини , Доницетти , Беллини и в музыке периода барокко .
Партии тенора Леггеро в операх:
Артуро, я пуритани ( Беллини )
Граф Альмавива, Севильский цирюльник (Россини)
Граф Ори, граф Ори (Россини)
Эрнесто, Дон Паскуале ( Доницетти )
Эльвино, Сомнамбула (Беллини)
Генри Мороз, Die Schweigsame Frau ( Штраус )
Линдоро, L’italiana в Алжире (Россини)
Дон Рамиро, La Cenerentola (Россини)
Тонио, La fille du régiment (Доницетти)
Лирика
Лирический тенор — это теплый изящный голос с ярким полным тембром, сильный, но не тяжелый, его можно услышать в оркестре. Лирические теноры имеют диапазон примерно от C на октаву ниже среднего C (C 3 ) до D на октаву выше среднего C (D 5 ). Точно так же их нижний диапазон может простираться на несколько нот ниже C 3 . В лирической теноровой группе много вокальных оттенков, репертуар следует подбирать по весу, цвету и возможностям голоса.
Жильбер Дюпре (1806–1896) был исторически значимым лирическим тенором. Он был первым тенором, который спел оперную высокую до от груди ( ut de poitrine ) вместо фальцетона . Он также известен тем, что сыграл Эдгардо в « Лючии ди Ламмермур» .
Лирические теноровые роли в операх:
Альфредо, Травиата ( Верди )
Шевалье, Диалоги кармелитов ( Пуленк )
Давид, Мейстерзингер фон Нюрнберг ( Вагнер )
Дука ди Мантуя, Риголетто (Верди)
Эдгардо, Лючия ди Ламмермур ( Доницетти )
Фауст, Фауст ( Гуно )
Гофман, Сказки Гофмана ( Оффенбах )
Ленский, Евгений Онегин ( Чайковский )
Мартин, Нежная земля ( Копленд )
Oronte, I Lombardi alla prima crociata (Верди)
Париж, Прекрасная Элен (Оффенбах)
Пинкертон, Мадам Баттерфляй ( Пуччини )
Ринуччо, Джанни Скикки (Пуччини)
Родольфо, Богема (Пуччини)
Ромео, Ромео и Джульетта (Гуно)
Фаддей, Богемская девушка ( Балф )
Вертер, Вертер ( Массне )
Вильгельм Мейстер, Миньон ( Томас )
Спинто
Тенор спинто имеет яркость и высоту лирического тенора, но с более тяжелым вокальным весом, позволяющим «подтолкнуть» голос к драматическим кульминациям с меньшим напряжением, чем у более легких аналогов. Спинто-теноры имеют более темный тембр, чем лирические теноры, при этом у них не такой темный вокальный цвет, как у многих (не всех) драматических теноров. Немецким эквивалентом Spinto fach является Jugendlicher Heldentenor, он включает в себя многие драматические роли тенора, а также некоторые роли Вагнера, такие как Лоэнгрин и Штольцинг. Разница часто заключается в глубине и металле голоса, когда некоторые лирические теноры стареют или начинают петь как Spinto, придавая им более легкий тон, а Jugendlicher Heldentenor имеет тенденцию быть либо молодым heldentenor, либо истинным лирическим спинто. Спинто-теноры имеют диапазон примерно от C на октаву ниже среднего C (C 3 ) до C на октаву выше среднего C (C 5 ).
Спинто-теноровые роли в операх:
Андреа Шенье, Андреа Шенье ( Джордано )
Калаф, Турандот ( Пуччини )
Де-Грие, Манон Леско (Пуччини)
Дон Карло, Дон Карлос ( Верди )
Дон Хосе, Кармен ( Бизе )
Эрик, Der fliegende Holländer ( Вагнер )
Эрнани, Эрнани (Верди)
Герман, Пиковая дама ( Чайковский )
Макдуф, Макбет (опера) (Верди)
Манрико, Трубадур (Верди)
Марио Каварадосси, Тоска (Пуччини)
Макс, Der Freischütz ( Вебер )
Поллионе Норма ( Беллини )
Радамес Аида (Верди)
Стиффелио Стиффелио (Верди)
Густаво, Бал-маскарад (Верди)
Туридду, Cavalleria rusticana ( Масканьи )
Драматический
Также «tenore di forza» или «robusto», драматический тенор обладает эмоциональным, звонким и очень мощным, громким, героическим звуком тенора. Приблизительный диапазон драматического тенора — от B на октаву ниже среднего C (B 2 ) до B на октаву выше среднего C (B 4 ), а некоторые способны петь до C на одну октаву выше среднего C (C 5 ). Однако многие успешные драматические теноры исторически избегали вожделенного высокого C в исполнении. Их нижний диапазон имеет тенденцию расширяться до тесситуры баритона или, на несколько нот ниже C 3 , даже до A 2 . Некоторые драматические теноры имеют насыщенный и темный тон голоса (например, зрелый Энрико Карузо ), в то время как другие (например, Франческо Таманьо ) обладают ярким стальным тембром.
Драматические теноровые роли в операх:
Канио, Пальяччи ( Леонкавалло )
Дик Джонсон, La fanciulla del West (Пуччини)
Дон Альваро, Форза дель судьбы ( Верди )
Флорестан, Фиделио ( Бетховен )
Эне, Les Troyens ( Берлиоз )
Отелло, Отелло (Верди)
Питер Граймс, Питер Граймс ( Бриттен )
Самсон, Самсон и Далила ( Сен-Санс )
Heldentenor
Heldentenor (английский: героический тенор ) обладает богатым, темным, мощным и драматичным голосом. Как следует из названия, heldentenor вокальной ПКД особенности в немецком романтическом оперном репертуаре. Heldentenor — немецкий эквивалент tenore drammatico, но с более баритональным качеством: типичный вагнеровский главный герой. Краеугольным камнем репертуара heldentenor является, возможно, Зигфрид Вагнера , чрезвычайно сложная роль, требующая широкого вокального диапазона и большой силы, а также огромной выносливости и актерских способностей. Часто heldentenor — это баритон, перешедший в этот фах, или теноры, ошибочно принятые за баритоны. Следовательно, голос heldentenor может иметь или не иметь возможности до высоких B или C. Однако репертуар редко требует таких высоких нот.
Роли Heldentenor в операх:
Флорестан, Фиделио ( Бетховен )
Тангейзер, Тангейзер ( Вагнер )
Лоэнгрин, Лоэнгрин (Вагнер)
Зигмунд, Die Walküre (Вагнер)
Зигфрид, Зигфрид (Вагнер)
Зигфрид, Götterdämmerung (Вагнер)
Вальтер фон Штольцинг, Die Meistersinger von Nürnberg (Вагнер)
Тристан, Тристан и Изольда (Вагнер)
Парсифаль, Парсифаль (Вагнер)
Эгист, Электра ( Р. Штраус )
Вакх, Ариадна на Наксосе (Р. Штраус)
Император, Die Frau ohne Schatten (Р. Штраус)
Менелай, Die ägyptische Helena (Р. Штраус)
Аполлон, Дафна (Р. Штраус)
Барабан-мажор, Воццек ( Берг )
Пол, Die tote Stadt ( Корнгольд )
Незнакомец, Das Wunder der Heliane (Корнгольд)
Мао Цзэ-Дун, Никсон в Китае (Адамс)
Моцарт
Моцарт тенор еще один особый тип тенора. В пении Моцарта наиболее важным элементом является инструментальный подход к звуку вокала, который подразумевает: безупречное и тонкое излучение звука, идеальную интонацию, легато, дикцию и фразировку, способность соответствовать динамическим требованиям партитуры, красоту тембра, надежная линия пения благодаря безупречной поддержке и абсолютному контролю дыхания, музыкальному интеллекту, телесной дисциплине, элегантности, благородству, ловкости и, что наиболее важно, способности к драматической выразительности в узких границах, налагаемых строгим моцартовским стилем.
Немецкая традиция тенора Моцарта восходит к концу 1920-х годов, когда теноры Моцарта начали использовать технику Карузо (тенор, который редко пел Моцарта) для достижения и улучшения необходимой динамики и драматической выразительности.
Теноровые роли Моцарта в операх:
Дух христианства, Die Schuldigkeit des ersten Gebots
Эбал, Аполлон и Гиацинт
Бастьен, Бастьен и Бастьен
Фракассо, La finta semplice
Митридат, Митридат, ре ди Понто
Ачесте, Асканио в Альбе
Сципионе, Il sogno di Scipione
Лусио Силла, Лучио Силла
Бельфиоре, La finta giardiniera
Don Anchise / Il Podestà, La finta giardiniera
Алессандро, Il re pastore
Идоменей, Идаманте, Идоменей
Бельмонте, Die Entführung aus dem Serail
Педрилло, Die Entführung aus dem Serail
Дон Базилио, Свадьба Фигаро
Дон Курцио, Свадьба Фигаро
Дон Оттавио, Дон Жуан
Феррандо, все фанаты Così
Тито, La clemenza di Tito
Тамино, Волшебная флейта
Моностатос, Волшебная флейта
Тенор-буфф или шпильтенор
Тенор-буфф или шпильтенор — тенор с хорошими актерскими способностями и способностью создавать отдельные голоса для своих персонажей. Этот голос специализируется на небольших комических ролях. Диапазон тенора-буффо — от C на октаву ниже среднего C (C 3 ) до C на октаву выше среднего C (C 5 ). Тесситура этих партий варьируется от более низких, чем у других теноровых ролей, до очень высоких и широких. Эти партии часто исполняются молодыми тенорами, которые еще не полностью раскрыли свой вокальный потенциал, или старшими тенорами, которые вышли из пения. Очень редко певец специализируется на этих ролях на протяжении всей карьеры. Во французской комической опере второстепенные роли, требующие тонкого голоса, но хорошей игры, иногда описываются как «испытание» после певца Антуана Триала (1737–1795), примеры которого можно найти в операх Равеля и в «Сказках Гофмана» .
Тенор-буйвол или шпильтенор в операх:
Граф Данило Данилович, Веселая вдова ( Легар )
Дон Базилио, Свадьба Фигаро ( Моцарт )
Mime, Der Ring des Nibelungen ( Вагнер )
Дон Анхиз / Il Podestà, La finta giardiniera (Моцарт)
Моностатос, Волшебная флейта (Моцарт)
Педрилло, Die Entführung aus dem Serail (Моцарт)
Стройная, Виндзорские веселые жены (опера) ( Николай )
Кальман Жупан, цыганский барон ( Иоганн Штраус II )
Капитан, Воццек ( Берг )
Волшебник, Консул ( Менотти )
Беппе, Пальяччи ( Леонкавалло )
Франц, Сказки Гофмана (Оффенбах)
Сполетта, Тоска ( Пуччини )
Горо, Мадам Баттерфляй (Пуччини)
Понг, Турандот (Пуччини)
Гастоне, Травиата ( Верди )
Родериго, Отелло (Верди)
Доктор Кайус, Фальстаф (Верди)
Герардо, Джанни Скикки (Пуччини)
Король Каспар, Амаль и ночные посетители (Менотти)
Трике, Евгений Онегин ( Чайковский )
Юродивый Борис Годунов ( Мусоргский )
Паскуале, Орландо Паладино ( Гайдн )
Платон Кузьмич Ковалев, Нос ( Шостакович )
Гилберт и Салливан и оперетта
Во всех операх Гилберта и Салливана « Савой» есть по крайней мере один ведущий лирический тенор. Известные роли в оперетте :
Кандид, Кандид ( Бернштейн )
Альфред, Летучая мышь ( Иоганн Штраус II )
Эйзенштейн, Летучая мышь (Иоганн Штраус II)
Камилла, граф де Росильон, Веселая вдова ( Легар )
Принц Карл, Принц-студент ( Ромберг )
Капитан Дик, Непослушная Мариетта ( Герберт )
Фредерик, » Пираты Пензанса » ( Гилберт и Салливан )
Другое использование
Гармония парикмахерской состоит из четырех частей : баса, баритона, соло и тенора (от низшего к высшему), причем «тенор» относится к высшей партии. Тенор обычно поет фальцетом, что примерно соответствует контртенору в классической музыке, и гармонирует с ведущей, исполняющей мелодию. Диапазон тенора в парикмахерской — от среднего до до среднего на октаву выше среднего до, хотя он написан на октаву ниже. «Ведущий» в музыке для парикмахерских эквивалентен нормальному теноровому диапазону.
В музыке мятлика мелодическая линия называется ведущей. Тенор поется с интервалом на треть выше ведущей. Баритон — пятая часть гаммы, в которой ведущая роль выступает в качестве тоника, и ее можно петь ниже или даже выше партии (и тенора), и в этом случае он называется «высокий баритон».