- Тембры мужских голосов: классификация и виды
- Какие бывают тембры мужских голосов
- Мужской бас
- Мужской баритон
- Мужской тенор
- Мужской альт (контр-тенор)
- Как определить тембр голоса
- Что влияет на тембр голоса
- Десять октав — у кого самый широкий вокальный диапазон
- Вокальный диапазон
- Тим Стормс – человек с самым широким вокальным диапазоном в мире
- Как увеличить вокальный диапазон
- Какой рекорд самого высокого и низкого голоса человека?
- Вокальные эффекты: свистковый регистр. Кто из вокалистов круче всех берёт сверхвысокие ноты?
Тембры мужских голосов: классификация и виды
Есть много вокальных диапазонов и типов голоса у мужчин в музыке, которые ранжируются по диапазону высоты тона, уникальных тональных характеристиках, а также по отличиях тесситур и другим факторам. Следует отметить важный момент: термины «вокальный диапазон» и «типы мужских голосов» – не одно и то же. Диапазон голоса относится к нотам, которые он может достигать или воспроизводить, а тип классифицируется с использованием определенных критериев, таких как тесситуры, точки перехода регистров, тембр, вокальный вес и т.д. Узнайте, какие бывают голоса у мужчин в описании ниже.
Какие бывают тембры мужских голосов
Мужской бас
Как называется самый низкий мужской голос? В многоголосой музыкальной фактуре это бас. В полифонии, которая процветала в эпоху Возрождения, он составлял одну из нескольких относительно независимых или контрапунктических мелодий.
В гомофонических, в основном хордовых, музыкальных стилях конца 18 и 19 веков бас имел решающее структурное значение как самая низкая из частей и, следовательно, основа гармонии.
Типичный диапазон – от второго E ниже среднего C до F♯ выше; вариации тембра Basso profundo – низкий и богатый, а basso cantante более легкий и лиричный.
Мужской баритон
У большинства мужчин вокальный диапазон подобен баритону, так как это самый распространенный тип, средний мужской голос между тенором и басом, с некоторыми характеристиками обоих.
Тембр баритона переходит в средний голос где-то около ноты A или B чуть ниже середины C (A3 или B3), и становится главным в ноте D или E чуть выше середины C (D4 или E4).
Кроме того, тесситура баритона находится между тесситурами тенора и баса, а голос будет наиболее сильным в средних тонах.
На практике классификация мужских певческих голосов определяется не только диапазоном, но также качеством или цветом голоса. В оперных партиях более жесткие требования для тенора, и тогда он посредством профессиональных занятий может развить свой диапазон баритона.
Мужской тенор
Теноровый голос называется самым высоким из основных мужских вокальных типов. Как правило, исполнители имеют диапазон, аналогичный сопрано, но только на октаву ниже, примерно между средней C (C3) до ноты на октаву выше (C5). Тесситура будет находиться между контртенором и баритоном. Но голос имеет аналогичные характеристики, то есть может с легкостью петь самые высокие ноты и озвучивать их с силой и яркостью! Часто делится на драматические, лирические или героические.
Тенорам стоит избегать некоторых распространенных проблем пения, таких как сжатие челюстей при переходах голосовых регистров, так как это повлияет на переходимые ноты и тембр голоса!
Их иногда обвиняют в создании слегка гнусавого звука, особенно на громкости, но теноры способны использовать так называемый «головной голос» для создания мягкого и теплого тона в верхнем диапазоне.
Мужской альт (контр-тенор)
Как описать голос, обычно поющий линию альта в вокальном консорте? Контр-тенор – самый высокий по звучанию мужской голос.
Термин существовал в хорах в разных формах на протяжении многих веков, но как сольный инструмент пришел в моду только во второй половине 20 века.
Часто мужские и женские альты поют вместе одну композицию, чтобы сбалансировать текстуру. Мужской диапазон аналогичен женскому, хотя женские голоса имеют более широкий естественный диапазон на обоих концах.
Натуральный голос контр-тенора лучше всего работает в октаве от середины C и выше! Он использует так называемый «фальцет» – вокальную технику, при которой мужчины задействуют верхнее расширение своего естественного певческого голоса, заметно превышающее их речевой диапазон.
Фактически, контр-теноры чаще всего являются естественными баритонами (иногда тенорами).
Как определить тембр голоса
Еще никогда не было так просто определить свой тип голоса. Если уже знаете, как называется низкий или очень высокий мужской голос, а под рукой есть пианино, синтезатор или просто компьютер, можете узнать свой вокальный диапазон. Нужно играть по нотам и смотреть, сможете ли вы их пропеть. Также есть книги и сайты, которые помогут определить, где находится ваш голос с точки зрения традиционных вокальных диапазонов. Фактически, есть онлайн-инструменты и ресурсы для определения типа.
Но прежде желательно познакомиться с системой нумерации. Говоря о нотах как о «второй A над средней C», можно сбиться с толку, поэтому широко используемый метод – сопровождать названия нот их заданным номером октавы на клавиатуре. Средняя C называется C4, потому что это 4-я C (начиная с баса) на клавиатуре.
Запомните, какие особенности имеют разные виды мужских голосов.
- Бас находится между E2 и E4. В нижних и верхних регистрах некоторые басы могут петь от C2 до G4.
- Баритон является вторым по величине диапазоном пения, расширяясь от A2 до A4 (может доходить до F2 или до C5).
- Тенор комфортно петь от C3 до C5. Лучше владеет фальцетом (головным голосом), что позволяет им вводить ноты в женский регистр.
- Контр-тенор поет от середины C и выше.
Что влияет на тембр голоса
Эти пять ингредиентов определяют тембр:
- возраст – многим певцам присваивается тип в молодости, но голоса меняются и развиваются с возрастом;
- опыт пения – у начинающих исполнителей обычно более короткий диапазон, потому что высокие или низкие ноты становятся сильнее с практикой;
- регистр – серия смежных нот, которые звучат одинаково, воспроизводятся аналогичным образом и имеют одинаковое качество звука (переходы между регистрами помогут определить типы голосов более точно);
- тесситура (диапазон, в котором певец чувствует себя наиболее комфортно) – решающим фактором является понимание того, где ваш голос наиболее удобен, а где – наименее;
- тон голоса (определенное тональное качество) – описывающие слова включают «резкий, темный, яркий, металлический, звонкий, пронзительный» (например, тон тенора часто намного ярче, чем баса);
- сила голоса – сопрано и теноры имеют более сильный головной голос, чем меццо и басы, а у них сильнее и мясистее средний голос.
Тембр голоса у мужчин – это серия ингредиентов, смешанных вместе для создания десерта с уникальным вкусом. Для пения ингредиенты объединяются, чтобы возник голос с неповторимым звучанием.
Источник
Десять октав — у кого самый широкий вокальный диапазон
Вокальный диапазон – количество нот, которые способен спеть исполнитель, от самого низкого до самого высокого звука. Ширина вокального интервала зависит от способностей голосовых связок, т.е. на сколько они могут растягиваться, смыкаясь наверху и внизу. Самый широкий вокальный диапазон в 10 октав — у Тима Стормса (Tim Storms), известного американского певца и композитора. Его певческие способности позволяют брать настолько низкие ноты, что услышать их можно только с помощью специальной аппаратуры.
Вокальный диапазон
Вокальный диапазон – одна из важных характеристик голоса. Определенным голосовым размахом человек обладает с момента рождения, и развить его до нескольких тонов, при правильном обучении, вполне возможно. Частотный диапазон мужских и женских голосов отличается, так как голосовые связки у мужчин толще, они не так тянутся, как женские. Поэтому мужской голос звучит грубее.
Определить границы вокальных возможностей поможет фониатор. Специалист оценит эластичность голосовых связок и проконсультирует по вопросам их развития в сторону верхнего или нижнего регистра.
Тим Стормс – человек с самым широким вокальным диапазоном в мире
Рекордсменом, голос которого занесен в книгу рекордов Гиннеса, является певец Тим Стормс. Его вокальный диапазон составляет 10 октав. Он обладатель самого низкого голоса в мире, и может брать такие ноты, которые находятся за пределами границ человеческого звукового восприятия. Стормс способен воспроизводить ноту «соль» на частоте 0,189 Гц. Эта нота на 8 октав ниже, чем самая низкая нота «соль», исполненная на фортепиано. Уникальные вокальные возможности сделали Тим Стормса настоящей мировой звездой, как на музыкальной сцене, так и в киноиндустрии.
Средний вокальный диапазон, характерный для современного певца, – 2 октавы. Этого диапазона достаточно, чтобы полноценно работать на сцене. У некоторых звезд мировой величины вокальный диапазон включает более чем две октавы:
- Уитни Хьюстон (Whitney Houston) — пять октав;
- Фредди Меркурии (Freddie Mercury) – три октавы;
- Леди Гага (Lady Gaga) – три октавы;
- Бейонсе (Beyonce)— четыре октавы;
- Пелагея — 3,5 октавы;
- Ани Лорак — четыре октавы;
- Григорий Лепс — три октавы.
Как увеличить вокальный диапазон
Ежедневные тренировки и распевки позволяют профессиональным музыкантам увеличивать свои вокальные диапазоны. Постоянная работа с крайними нотами (для каждого вокалиста они индивидуальны) способствует укреплению среднего регистра голоса, делает звучание лучше и плотнее. Частая смена тональности во время репетиций также способствует увеличению голосового диапазона.
Для сохранения уникальности и лечения голоса, эффективной поддержки эластичности голосовых связок и предотвращения осиплости или хрипоты можно также использовать комплексный препарат Гомеовокс.
Источник
Какой рекорд самого высокого и низкого голоса человека?
Голосовой аппарат человека – уникальный инструмент, позволяющий не только воспроизводить различные звуки, но выражать эмоции и петь, изменяя силу, высоту и тембр своего голоса. Возможности человеческого голоса если не безграничны, то весьма и весьма широки, и в этой области имеются свои рекорды.
Обладатель самого низкого голоса на планете – Тим Стормс, американский вокалист и композитор. Он родился в 1972 году и начал свою карьеру с исполнения христианской музыки. В 2002 году он был внесен в книгу рекордов Гиннесса как человек, сумевший воспроизвести самую низкую ноту. Но с годами голос Тима становился всё ниже. В 2008 году Тим повторил свой рекорд, ненамного улучшив его. А 30 марта 2012 года певец поставил новый абсолютный рекорд, воспроизведя ноту соль G(-7), лежащую на восемь октав ниже, чем самая низкая нота фортепиано.
Частота голоса Тима была зафиксирована аппаратурой Bruel & Kjaer, в состав которой входил специальный низкочастотный микрофон и прецизионный спектроанализатор с компьютерным оборудованием. Техника показала, что частота звука составила 0,189 Гц. Разумеется, звук такой частоты не слышан человеческим ухом и лежит в области инфразвука. Для того, чтобы извлечь этот звук. Тиму потребовалось более 5 секунд – именно за это время его голосовые связки совершили одно колебание.
Что касается самой высокой ноты, когда-либо воспроизведенной человеком, то здесь рекорд принадлежит бразильской певице Джорджии Браун (настоящее имя Россана Монти). Джорджия родилась в 1980 году в Неаполе, но впоследствии поселилась в Бразилии, так как с подросткового возраста сопровождала в качестве бэк-вокалистки бразильского певца Хорхе Бен Йорка.
В дальнейшем Джорджия Браун занялась сольной карьерой, выпустив несколько альбомов. А 18 августа 2004 года Джорджия, будучи обладателем уникального голоса, поставила сразу два рекорда, занесенных в книгу рекордов Гиннесса.
Первый рекорд – это самый большой вокальный диапазон, составляющий восемь октав. Для сравнения скажем, что обычный человек обладает диапазоном в одну октаву, а большинство вокалистов – в две октавы. Восемь октав перекрывает большинство основных певческих диапазонов всех голосов, и мужских, и женских.
Второй рекорд – самая высокая нота, спетая на планете. Уникальный голосовой аппарат Джорджии позволил ей исполнить ноту, соответствующую ноте соль седьмой октавы (G10). Седьмая октава лежит уже вне музыкального диапазона, так как находится выше уровня восприятия человеком. Частота данной ноты составляет 25.088 кГц, что переводит её в разряд ультразвука. Это означает, что связки Джорджии колебались с частотой более 25 тысяч раз в секунду. Данный рекорд был также зафиксирован при помощи специальной аппаратуры и частотного анализатора.
Источник
Вокальные эффекты: свистковый регистр. Кто из вокалистов круче всех берёт сверхвысокие ноты?
Свистковый регистр (в англоязычных источниках пишут «whistle») — это самый высокий участок человеческого голоса, лежащий выше фальцета. Звук, издаваемый с помощью этого регистра напоминает пронзительный свист. Вокалист должен быть отлично подготовлен, чтобы использовать этот вокальный эффект, так как только в случае отменного владения голосовым аппаратом свистковые ноты звучат эстетично. В противном случае можно основательно подпортить выступление. Поэтому использование свисткового регистра — один из показателей сильной профессиональной подготовки вокалиста. Грамотный «свист» всегда впечатляет и выглядит как сверхъестественная суперспособность.
Пара интересных моментов: когда вокалист поёт в этом регистре, он не может формировать согласные звуки. Поэтому на свистковом регистре поют только вокализы — фрагменты мелодии на протяжные гласные звуки, чаще всего на «а». Кроме того, в этом регистре отсутствуют обертона, которые окрашивают звук исполнителя в индивидуальный тембр: мы слышим непосредственно звуковую волну, а голоса всех исполнителей звучат очень похоже.
Свистковый регистр со временем набирает популярность. Он всё шире используется в поп-музыке, преимущественно англоязычной. Но и на русскоязычном пространстве стали попадаться исполнители, которые используют этот эффект. Иногда его называют «флейтовый звук».
Из самых исторически давних примеров этого эффекта я нашла известную песню «Loving You» исполнительницы Минни Рипертон, вышедшую в 1974 году. Однако эта песня популярна и сейчас, и звучит вполне современно. Свистковый регистр идёт после 50й секунды. Он очень гармонирует со звуками птичьих трелей в аранжировке песни.
Первопроходцем широкого использования свисткового регистра стала Мэрайя Кэри, которая владеет им просто виртуозно. Обратите внимание, как Мэрайя не только поёт этим регистром как таковым, но и технично перескакивает с голоса на свист и обратно.
Вслед за Мэрайей Кэри много молодых исполнительниц стали внедрять в своё пение этот эффект. Например, мегапопулярная Ариана Гранде тоже сделала «whistle» своей фирменной фишкой:
В эту компанию потянулась Келли Кларксон:
Британская звезда Джесси Джей:
. И блистательная Кристина Агилера!
А что у мужчин? Они тоже используют свистковый регистр, хотя он встречается несколько реже, чем в женском вокале. Певец Адам Лопез прославился как раз тем, что с помощью свисткового регистра взял самую высокую ноту мужского голоса (до диез пятой октавы), и попал в книгу Рекордов Гиннеса. Пение в видео с 2:15.
Димаш Кудайберген также использует свистковый регистр:
И конечно же Витас в «Опере N2». В своём знаменитом вокализе он очень технично и незаметно сочетает переход с фальцета на свистковый регистр и обратно.
Развивать у себя свистковый регистр можно только после основательной базовой подготовки, когда связки и мышцы гортани становятся эластичными и послушными. И обязательно под присмотром педагога! Неграмотное взятие экстремально высоких нот может серьёзно повредить голос.
Ну как вам этот эффект?
Каких ещё исполнителей вы знаете, кто его использует?
Источник