Самый известный концерт рахманинова для фортепиано с оркестром

Самый известный концерт рахманинова для фортепиано с оркестром

С. Рахманинов Концерт для фортепиано с оркестром №2

Второй концерт Сергея Рахманинова стал знаковым для композитора, прочно войдя в историю мировой музыки и заняв там особое место. До сих пор он остается едва ли не самым популярным произведением Рахманинова , благодаря своей необыкновенной красоте, эмоциональности, художественному замыслу и воплощению. Исследователи по праву называют этот концерт гениальной поэмой о Родине.

Историю создания Концерта для фортепиано с оркестром Рахманинова, а также интересные факты и музыкальное содержание произведения читайте на нашей странице.

История создания

Второй концерт для фортепиано с оркестром до минор был написан в 1900 году. Стоит отметить, что его появлению предшествовал крайне тяжелый период в жизни композитора – неудачная премьера Первой симфонии в 1897 году. Это сильно отразилось на душевном состоянии Рахманинова , из-за чего он даже отказался полностью от композиции на несколько лет, пребывая в сильнейшем творческом кризисе.

Такое состояние продолжалось у музыканта три года. Он постоянно жаловался на усталость, бессонницу, острую боль в спине, руках. Друзья и близкие пытались всячески помочь ему, даже организовали встречу со Львом Толстым. Но это не помогло, а наоборот, еще более усугубило ситуацию. После возвращения домой, Рахманинова стали мучить галлюцинации. Близким пришлось обратиться за помощью к специалисту. Благодаря помощи известного врача невропатолога и гипнотизера Н.В. Даля, Рахманинову удалось восстановиться.

За счет материальной поддержки Александра Зилоти, Рахманинов смог оставить педагогическую деятельность в Мариинском училище, которая его несколько тяготила и посвятить себя вновь композиции.

Тяжелая депрессия позади, а это значит, что за все три года у талантливого композитора накопились творческие силы и идеи. Именно в этот период времени появляются сочинения Рахманинова, которые символизируют собой более высокую ступень его художественного мастерства.

Во Втором концерте композитор предстает перед публикой уже как зрелый художник, со своим особым мастерством, стилем, полностью и весьма ярко владеющий всеми доступными выразительными средствами, как настоящий мастер крупной формы. Творческий путь, намеченный еще в Первой симфонии, теперь окончательно определяется – это преобладание лирико-эпического симфонизма, который неизменно опирается на национальную мелодику и метроритм. Все яркие события детства, посещение служб в московском Андрониковом монастыре, изучение хоровых произведений А. Кастальского – все это оказало огромное влияние на формирование его индивидуального стиля.

24 апреля Сергей Васильевич решил представить небольшой публике первую часть концерта. Это произошло на собрании музыкантов у Гольденвейзера в 1901 году. Вот только слушатели не сразу оценили эту прекрасную и самобытную музыку.

Однако первое публичное исполнение всего концерта принесло произведению всеобщее признание и любовь слушателей. Впервые Второй концерт для фортепиано с оркестром до минор был представлен публике 27 октября 1901 года в исполнении самого композитора. Оркестром дирижировал А.И. Зилоти. Главная тема первой части произвела неизгладимое впечатление на слушателей и поразила буквально всех, кто присутствовал в зале.

Публика Санкт-Петербурга смогла познакомиться с концертом Рахманинова 29 марта 1902 года в исполнении А. Зилоти. Концертом дирижировал А. Никиш.

Интересные факты

  • Свой концерт Рахманинов посвятил врачу-гипнотизеру Николаю Далю, у которого проходил лечение, преодолевая душевный кризис.
  • В 1904 году Сергей Васильевич получил Глинкинскую премию за свой Второй концерт, утвержденную известным меценатом М. Беляевым.
  • Обретя популярность, рахманиновский концерт вошел в репертуар большинства именитых пианистов, среди которых Святослав Рихтер, Денис Мацуев, Ван Клиберн, Артур Рубинштейн и многие другие.
  • У Второго концерта очень обширная фильмография. Музыку этого прекрасного произведения можно услышать во многих фильмах: «Рай» (2016), «Женщина и Мужчина» (2010), «Частная жизнь» (1982), «Поэма о крыльях» (1979), «Весна на Заречной улице» (1956), «Ветка сирени» (2007), «Бинго-Бонго» (1982), «Короткая встреча» (1974), «Бункер», мультфильм «Свинья-копилка» (1963) и др.
  • Как вспоминают современники, известный композитор С. Танеев, когда впервые прослушал вторую часть рахманиновского концерта, признался, что это гениально и даже прослезился от эмоций.

  • По своему характеру, произведение Рахманинова близко к симфонизированной лирической поэме.
  • Причиной творческого кризиса (затишья) у Рахманинова считается не только провал его Первой симфонии, но и переживания личного характера. Дело в том, что он узнал о замужестве возлюбленной, которая предпочла другого молодого человека.
  • Во время первого исполнения Второго концерта в зале присутствовал Н. Даль. Рахманинов обратился к нему с речью и признался, что это именно его концерт. После этого, еще на многих выступлениях Сергея Васильевича присутствовал личный врач композитора Н.В. Даль, который всегда сидел на первых рядах. Таким образом, он помогал музыканту справляться с сильным волнением перед аудиторией.

Содержание

Первая часть основана на величавой теме, которая символизирует собой образ Родины. Она невероятно прекрасная и вместе с тем могучая. Концерт открывается очень ярко – тяжелыми аккордами, которые можно сравнить разве что с ударами набата. Они нагнетают напряжение до предела. Сама мелодия развивается неторопливо, медленной поступью, но необычайно напевно. В то же время чувствуется некая напряженность в музыке, которую рассеивает наступление побочной партии. Как обычно, она контрастна главной. Это уже образ любви, счастья с оттенком томления.

Вторая часть Adagio sostenuto – это лирический центр концерта. Вся часть написана в едином эмоциональном фоне и вырастает из одного тематического зерна. Сама музыка невероятно мечтательная, спокойная, символизирует собой красоту природы и гармонию. Именно в этой части впервые появляется типичный рахманиновский тип мелодии – очень легкой, трепетной, которая как бы «парит». Этот мягкий образ еще больше оттеняется сопровождением – мягким и колышущемся, которое расцвечивает основную мелодию необыкновенными красками.

Подобная игра светотени придает музыке ощущение умиротворенности, шелеста листвы теплым летним вечером. Средний раздел, наполненный страстной патетической декламацией, вносит некое смятение и напоминает о горестных переживаниях. Но он появляется лишь как воспоминание и снова сменяется мягкой, светлой лирической темой.

Финал Второго концерта возвращает снова к образу первой части и величественно утверждает победу светлого начала, торжество самых светлых чувств. Эта часть окрашена радостными звонами, которые звучат в основной теме. Скерцозное движение резко сменяется хоровыми вставками, затем появляются маршевые отголоски и, конечно же, удары колокола, как в первой части. Напряжение постепенно нарастает все больше и больше, приводя к светлой мелодии (побочной партии). Заканчивается финальная часть звучанием гимнической темы на фоне мощных аккордов. Это своеобразный восторженный гимн, который прославляет красоту и величие человека.

Безусловно, образное содержание финала было подготовлено более ранними сочинениями композитора. Так, важными «этюдами» к главной партии этой части явились финал Первой сюиты для двух фортепиано «Светлый праздник» и хоровой концерт.

Стоит учесть, что во время создания концерта в искусстве преобладает тема роста человеческой личности. Известное чеховское высказывание «Человек – это звучит гордо» теперь становится практически лейттемой во многих музыкальных произведениях. Представлена она и в сочинении Рахманинова, правда с некой лирической непосредственностью. К тому же на первый план здесь все же выходит именно образ Родины, но в восприятии личности, рождающий острые тревоги и побеждающие их надежды. Именно поэтому в этом концерте нет «сольных» лирико-драматических образов.

Впервые прозвучав в исполнении самого композитора, Второй концерт сразу же приобрел небывалую популярность и признание публики. Он тут же начинает триумфальное шествие по различным городам нашей страны и за ее пределами, каждый раз восхищая публику, вызывая неизменный восторг. До сих пор концерт Рахманинова остается одним из самых ярких его произведений и заслуженно входит в сокровищницу мировой музыки.

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

С. Рахманинов Концерт для фортепиано с оркестром № 2

Источник

LiveInternetLiveInternet

Рубрики

  • Живопись (126)
  • Кулинария (120)
  • Красота, косметика, здоровье (60)
  • Разное (37)
  • Дизайн интерьера (29)
  • Мир стекла (22)
  • Эзотерика (17)
  • Мода (16)
  • Литература (15)
  • Мои стихи (5)
  • Мои рассказы (5)
  • Декупаж (14)
  • Новогоднее (14)
  • Музыка (14)
  • Симорон (11)
  • Исполнение желаний (8)
  • Путешествия (8)
  • Кино (8)
  • ВЕСНА-ВЕСНА (7)
  • Фото (6)
  • Винный погребок (5)
  • Христианство (4)
  • Поэзия (3)
  • Знаменитости (3)
  • Застолье (3)
  • ЗИМА-РОЖДЕСТВО (3)
  • Япония (1)
  • Мои витражи (1)
  • ОСЕННЕЕ (1)

Музыка

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Постоянные читатели

Сообщества

Статистика

Знаменитые фортепианные концерты — Рахманиновa

Знаменитые фортепианные концерты — Рахманиновa

Каминская Тамара

Второй концерт для фортепиано с оркестром (до минор) был написан Сергеем Рахманиновым в 1900 году и впервые полностью исполнен в Москве 27 октября 1901 года автором с оркестром под управлением Александра Ильича Зилоти (двоюродный брат Сергея Рахманинова).

Провал в 1897 году Первой симфонии Рахманинова сильно отразился на его морально-психологическом состоянии. В течение нескольких лет он находился в глубоком творческом кризисе.
Лишь к началу 1900-х Рахманинов смог вернуться к активной композиторской деятельности, не в последнюю очередь благодаря лечению у известного врача-гипнотизёра Николая Даля, которому и посвящён концерт. Свои встречи с этим человеком Рахманинов вспоминал до конца жизни и был очень благодарен ему.

Второй концерт стал началом нового периода в творчестве Рахманинова.
Этот концерт написан ещё очень молодым, но уже зрелым композитором, которого музыковеды называют самым русским из плеяды выдающихся и великих композиторов конца XIX — начала XX века.

Я лично тоже склоняюсь к такому мнению. Люблю этот концерт, он записан у меня на жёстком диске компьютера и я не устаю его слушать, радуясь при этом тому, что мне не нужно ловить его по радио, как приходилось это делать героине фильма «Весна на Заречной улице».

Кстати, это не единственный фильм, где звучит эта замечательная, грандиозная музыка — был такой американский фильм, снятый в 1954 году, под названием «Рапсодия». Фильм интересен тем, что там много музыки, особенно, русской, — Второй концерт для фортепьяно с оркестром Рахманинова и Первый концерт для скрипки с оркестром Чайковского, а также тем, что в нём снимались известные актёры: Элизабет Тэйлор, Витторио Гассман и Михаил Чехов (племянник Антона Павловича Чехова).

Концерт написан в традиционной форме сонатно-симфонического цикла. В нём три части (вторая и третья исполняются без перерыва):

1.Moderato
2.Adagio sostenuto
3.Allegro scherzando

Рахманинов Сергей Васильевич — русский композитор, пианист, дирижёр, родился в 1873 году в усадьбе Семёново Старорусского уезда Новгородской губернии.
Умер в 1943 году в Беверли-Хиллз, штат Калифорния (США) от рака лёгких.

По мужской линии его родословная восходит к молдавскому господарю Стефану Великому.
Он рано начал заниматься музыкой, рано же обнаружил способности к композиции.

В 1918 году Сергей Васильевич вместе с семьёй уехал из России. За границей он написал мало произведений, верояно, сказывалась типично русская черта — ностальгия. Много выступал с концертами как пианист и дирижёр, записывал пластинки.

Во время Великой Отечественной войны дал несколько концертов, сбор от которых он полностью направил в фонд Красной Армии.

Портрет Сергея Рахманинова, представленный здесь, принадлежит кисти Константина Сомова, мирискуссника (участника объединения Мир Искусств), замечательного художника, в том числе и театрального.

Телевизионная передача «Партитуры не горят » — «Сергей Рахманинов Концерт N2 для фортепиано с оркестром»
Ведущий — Артём Варгафтик

Рахманинов — Второй фортепианный концерт
Партия фортепьяно — Евгений Крушевский

Очень хорошее исполнение, а видеоряд просто великолепный.

Крушевский Евгений Дмитриевич — российский пианист, заслуженный артист России. Окончил Московскую консерваторию.

В 1982 году был удостоен первой премии на Международном конкурсе исполнителей в Женеве.

Известен преимущественно выступлениями в составе камерного ансамбля — прежде всего, фортепианного Премьер-трио вместе со скрипачом Виктором Абрамяном и виолончелистом Сергеем Судзиловским (с 1997 года).

Участвовал также в создании трио «Klaviohorn» вместе со скрипачом Александром Тумановым и валторнистом Глебом Карпушкиным.

Рахманинов — Второй фортепианный концерт
Партия фортепиано — Ольги Керн
Оркестр «Виртуозы Москвы»
Дирижир — Владимир Спиваков

Думаю, что Владимир Спиваков в рекомендациях не нуждается, а вот ещё молодая, но уже известная и титулованная пианистка Ольга Керн, возможно, знакома не всем.

Ольга Владимировна Керн — российская пианистка, родилась в 1975 году в семье музыкантов.
Фамилия при рождении — Пушечникова, позднее пианистка взяла девичью фамилию своей матери, дальней родственницы Анны Петровны Керн.

Окончила Центральную музыкальную школу в Москве и Московскую консерваторию.

В 1993 году завоевала первый приз на первом Международном конкурсе пианистов имени С.В.Рахманинова.
Является лауреатом 11 международных конкурсов

В 2001 году Ольга Керн завоевала золотую медаль на международном конкурсе пианистов имени Ван Клиберна, разделив её со Станиславом Юденичем из Узбекистана.

Рахманинов — Второй фортепианный концерт (запись 1974-го года)
Партия фортепиано — Алексис Вейссенберг
Берлинский филармонический оркестр
Дирижёр — Герберт фон Караян

Герберт фон Караян — один из величайших дирижёров XX столетия, наверняка знаком всем любителям классической музыки да и не только им, хотя в его жизни были такие любопытные повороты, которые не всем известны, но о нём как-нибудь в другой раз и по более подходящему поводу, а вот о пианисте Вейссенберге есть смысл сказать пару слов, так как, возможно, другой случай не представится.

Алексис Сигизмунд Вайссенберг — французский пианист еврейского происхождения, родился в 1929 году в Софии (Болгария). Умер в 2012 году в Лугано (Швейцария).
Музыкой начал заниматься дома в трёхлетнем возрасте, а уже в десять лет дал первый сольный концерт.

Во время Второй мировой войны вместе с матерью при попытке по поддельным документам покинуть Болгарию был задержан и интернирован. Богатым в таком случае помогали деньги, а Алексису помогла музыка.

Вайссенберг пишет об этом так:

«Удача — отвратительный просчёт, иногда творящий крошечные чудеса. Нашей нежданной порцией удачи оказался музыкальный инструмент — милейший старый аккордеон. Немецкий офицер обожал Шуберта. Он позволял мне играть ближе к вечеру и время от времени являлся и слушал. Помню, как он садился в углу, в полном одиночестве, с каменным лицом безо всякого выражения — и вдруг вставал и выходил так же внезапно, как появлялся.
И этот же самый офицер в один сумасбродный день поспешно забрал нас, доставил на вокзал, запихнул в поезд наши пожитки, буквально через окно закинул аккордеон и исчез, по-немецки сказав моей матери: «Будьте счастливы».
Полчаса спустя поезд пересек границу. Паспорта у нас никто не спросил.»

Через Стамбул и Бейрут Вайссенберг с матерью попал в Хайфу, где перед войной обосновалась одна из её сестёр, игравшая на рояле в припортовом баре.

В 1946 году переехал в Нью-Йорк, в 1956 году — во Францию, где получил гражданство.
С 1966 года много и плодотворно сотрудничал с Гербертом фон Караяном и Берлинским филармоническим оркестром.

Художественный фильм «Рапсодия» (1954)

Сюжет фильма незатейливый — обычная американская мелодрама тех лет со счастливым концом. Но здесь можно увидеть Михаила Чехова, хоть и в роли второго плана.
В одной из главных ролей снимался мой любимый итальянский актёр Витторио Гассман, снявшийся в роли Анатоля Курагина в американской версии «Войны и мира» по роману Льва Николаевича Толстого.
И, конечно же, великолепная Элизабет Тэйлор. Уж и не скажу, какая она актриса, но хороша необыкновенно.

Концерт для фортепиано с оркестром N 3 (ре минор) был написан Сергеем Рахманиновым в 1909 году и является одним из наиболее известных и часто исполняемых произведений автора.

Этот концерт славится своим техническим и музыкальным требованием к исполнителю и имеет репутацию одного из самых трудных концертов в стандартном фортепианном репертуаре.

Концерт был написан в летнем доме Рахманинова в Ивановке. Композитор завершил концерт 23 сентября 1909 года.

В 1909 году Рахманинов совершил большое концертное турне по Америке и Канаде, выступая как пианист и дирижёр. Из-за нехватки времени Рахманинов не мог репетировать концерт в России. Вместо этого он практиковался на клавиатуре, которую он взял с собой на корабль, которым плыл в США.

Концерт состоит из трех частей:

1.Allegro ma non tanto (ре-минор)
2.Intermezzo: Adagio (фа-диез минор — ре-бемоль мажор)
3.Finale: Alla breve (ре-минор — ре-мажор)

Концерт был впервые исполнен 28 ноября 1909 года Рахманиновым с Нью-Йоркским симфоническим оркестром под управлением Вальтера Дамроша в ходе турне Рахманинова по Соединенным Штатам Америки.
Премьера концерта в России состоялась в апреле 1910 года.

Рахманинов — Третий фортепианный концерт
Партия фортепиано — Марта Аргерих
Симфонический оркестр берлинского радио
Дирижёр — Риккардо Чаилли

Риккардо Чаилли, родился в 1953 в Милане (Италия) — известный итальянский дирижёр.

Марта Аргерих (Аргерич) родилась 5 июня 1941года в Буэнос-Айресе — аргентинская пианистка.

Начала играть в три года, публично дебютировала исполнением концерта Моцарта в 8 лет.
В 1955 семья переехала в Европу, где Марта училась у Фридриха Гульды, Артуро Бенедетти Микеланджели, Штефана Ашкенази.

В 1957 году Марта Аргерих стала победительницей Международного конкурса исполнителей в Женеве и Международного конкурса пианистов имени Бузони.

В 1965 — победительницей Международного конкурса пианистов имени Шопена в Варшаве.

В 2005 — лауреат премии Грэмми за лучшее исполнение камерной музыки (Прокофьев, Равель, вместе с Михаилом Плетнёвым).
В 2006 — за лучшее инструментальное исполнение с оркестром призведений Бетховена с Клаудио Аббадо и Малеровским камерным оркестром.
Удостоена Императорской Премии Японии (2005).
О ней снят документальный фильм Жоржа Гашо «Марта Аргерич. Ночной разговор» (2002).

Выдающаяся исполнительница европейской фортепианной музыки от Баха до Бартока и Шнитке, но прежде всего — авторов-романтиков (Шопен, Шуман).
Чаще всего выступала с Нельсоном Фрейре, Стивеном Ковачевичем, Гидоном Кремером, Александром Рабиновичем, Мишей Майским.

Ко всему этому Марта Аргерих мать шестерых детей и просто красивая женщина. Как ей удается все это сочетать остаётся загадкой, но факт остаётся фактом. Марта Аргерих, безусловно, относится к тем музыкантам, которых величают пианистической элитой. Критики вообще не скупятся на слова: «затворница», «волшебница», «богиня», «величайший виртуоз нашего времени» и даже… «Грета Гарбо фортепиано», как называют эту замечательную женщину журналисты.

Рахманинов — Третий фортепианный концерт
Партия фортепиано — Владимир Горовиц
Дирижёр — Зубин Мета

Avery Fisher Hall, New York, 1978

Ещё одно замечательное исполнение этого концерта. Привожу его и потому что играет Владимир Горовиц, что само по себе заслуживает внимания, и потому что Марта Аргерих некоторое время занималась у Горовица по классу фортепиано. Любопытно сравнить стить учителя и ученицы.

Зубин Мета (Zubin Mehta) родился в 1936 году в Бомбее — индийский дирижёр.

Мета родился в аристократической индийской семье парси, его отец Мели Мета был видным музыкантом — скрипачом и дирижёром.
Мета-младший готовил себя к карьере врача, но затем передумал и поступил в Венскую консерваторию, где учился у Ганса Сваровски.
В 1958 году, по окончании курса, Мета был приглашён ассистентом дирижёра в Ливерпульский филармонический оркестр,
1960-1967 — возглавлял Монреальский симфонический оркестр.
1962-1978 — был музыкальным руководителем Лос-Анджелесского филармонического оркестра.
1978-1991 — был музыкальным руководителем Нью-Йоркского филармонического оркестра.
1969 — Мета был приглашён в качестве музыкального консультанта в Израильский филармонический оркестр.
1977 — назначен его музыкальным руководителем Израильского филармонического оркестра.
Успех Меты в этом коллективе был настолько велик, что в 1981 году он был объявлен его пожизненным руководителем.
1998-2006 — Мета возглавлял Баварскую государственную оперу.

Мета играет значительную роль в израильской культуре: в 1991 году за вклад в израильскую музыкальную культуру Мете была присуждена Государственная премия Израиля.

Зубин Мета — общепризнанный мастер крупных и глубоких симфонических полотен, таких, как симфонии Брукнера, Малера, Рихарда Штрауса.
Вместе с тем он постоянно участвует в разного рода символических акциях, в концертах, чьё значение больше общественное, чем собственно музыкальное.
1990 — Мета дирижировал первым совместным концертом трёх теноров: Пласидо Доминго, Хосе Каррераса и Лучано Паваротти, который состоялся в Риме и был приурочен к финалу Чемпионата мира по футболу.
В 1994 году Мета дирижировал Реквиемом Моцарта в исполнении хора и оркестра Сараево на развалинах Национальной библиотеки Сараево, разрушенной в ходе Югославских войн.
В 1999 году Мета дирижировал Второй симфонией Малера на концерте, проведённом вблизи бывшего нацистского концлагеря Бухенвальд, причём симфония исполнялась двумя оркестрами, которыми в это время руководил Мета: Израильским филармоническим и Баварским государственным. Оркестры располагались друг напротив друга.
1990, 1995, 1998 и 2007 — дирижировал традиционным Новогодним концертом в Вене.

Источник

Читайте также:  Диваны с системой аккордеон с ортопедическим матрасом с ящиком для белья
Оцените статью