- Нонаккорды. Сложные аккорды с девятками. Девятая ступень в аккорде
- Варианты нонаккордов: 9 и add9
- Применение нонаккордов
- Повышение и понижение ноны
- Изучаем красивые аккорды для гитары
- На первых ладах не только Am, Dm и E…
- Для Em: Em7, E sus4, Em #11, Em maj7, Em6, Em9
- Для Am: Am7, Am maj7, Am6, Asus2, Asus4, Am9
- Для Dm: Dsus4, Dsus2, Dm maj7, Dm7, Dm6, Dm#5, D dim
- А как же мажорные аккорды A, D и E в открытой позиции?
- Для G: G maj7, G7, G5, Gsus4, G7 sus4, G add9
- Для C: C add#11, Csus4, C add9, Cmaj7, C7, C6, Caug, Csus2
- Аккордовые последовательности
- Пример №1: украсим ля минор
- Пример №2: рок-н-ролл на простых аккордах + обыгровки
- Аккорды с открытыми струнами: секреты переливчатого звучания
- По системе CAGED
- Форма С
- Форма E
- Форма A7
- Форма Em
- На основе квинтаккордов
- Сложные аккорды, или «гимнастика для пальцев» во имя красоты
- 9-ая ступень: благородный тон для минора и мажора
- Продолжение идеи 1 + 5 + 9, или добавляем ещё надстройки
Нонаккорды. Сложные аккорды с девятками. Девятая ступень в аккорде
Продолжая разбор всевозможных сложных аккордов, мы не можем не вспомнить о нонаккордах, аккордах с девятками, то есть с настроенной девятой ступенью.
Подобные аккорды могут, как состоять из нот звукоряда, так и выходить за пределы обычных гамм.
Аккорды с девятками получили название нонаккордов благодаря добавочным девятым ступеням (нонам), строящимся от основной ноты аккорда.
И даже если просто на пальцах сосчитать до девяти, не составит труда определить девятый тон для каждой основной ноты:
Для C – 9я ступень — D
Для D – 9я ступень — E
Для E – 9я ступень — F
Для F – 9я ступень — G
Для G – 9я ступень — A
Для A – 9я ступень — H
Для H – 9я ступень — C
Даже визуально несложно уловить закономерность, при которой девятка каждый раз приходится на следующую ноту после основной, только уходит в сторону на целую октаву.
Фактически девятый тон мы должны были считать в следующем порядке:
C(1) – D(2) – E(3) – F(4) – G(5) – A(6) – H(7) – C(8) – D(9)
Варианты нонаккордов: 9 и add9
Чаще всего в музыкальной литературе и аккордах популярных исполнителей вам могут встретиться всего 2 варианта нонаккорда:
а) нонаккорд с септимой (состоящий из 5 нот: тоника, терция, квинта, септима, нона), который обозначается просто цифрой 9 добавляемой к минорному или мажорному аккорду.
Пример: D9, Fm9, A9, Am9, Hm9, G9
б) нонаккорд без септимы (состоящий из 4 нот: тоника, терция, квинта, нона), который обозначается как «ADD» и цифра 9, добавляемые к минорному или мажорному трезвучию.
Пример: Dadd9, Fmadd9, Aadd9, Amadd9, Hmadd9, Gadd9
ОТЛИЧИЕ – в первом случае септима (7-ка) является обязательной ступенью, которая в записи просто опускается, чтобы не захламлять запись. Второй вариант септиму исключает (add означает, что между трезвучием и заданным тоном других нот не будет).
В обоих случаях 9-я ступень является настроечной, добавочной, так как выходит за рамки обычного трезвучия или даже септаккорда!
Применение нонаккордов
В музыке вы можете встретить ноаккорды крайне нечасто. И хотя их применение существенно украшает мелодию и звукоряд, о них всегда забывают.
Ноаккорды придают теме неординарности, некой диссонансной мелодичности, способствуют связи аккордовых последовательностей.
На практике встретить все эти вещи можно в романтических балладах, романсах, блюзах, джазе.
Нонаккорды (аккорды с девятыми ступенями) зачастую используются на 2-й и на 5-й ступенях гаммы.
К примеру, очень здорово звучит последовательность типа:
Девятка на пятой V ступени натурального мажора и минора:
F – F – B – Cadd9
F – F – B – С9
Gm – В – Dmadd9 – F
Gm – В – Dm – Dm9
Am – Emadd9 – C – Emadd9
A – Emadd9 – Fm# — D
Девятка на второй II ступени натурального мажора и минора:
С — Dmadd9 – F – G
G – H – Em — Аmadd9
Gm — А9 – В — Dmadd9
Повышение и понижение ноны
Если в аккорде встречается девятка, то есть нона, по умолчанию подразумевается девятая ступень натурального звукоряда.
Если же необходима иная вариация аккорда, к цифре девять может добавляться знак минуса и плюса. Но такие аккорды звучат не слишком хорошо. Вот несколько примеров:
C+9 или C9+ состоит из нот: C(1) – E(3) – G(5) – B(7) – D#(+9)
Cadd+9 или Cadd9+ состоит из нот: C(1) – E(3) – G(5) – D#(+9)
C-9 или C9- состоит из нот: C(1) – E(3) – G(5) – B(7) – Db(-9)
Cadd-9 или Cadd9- состоит из нот: C(1) – E(3) – G(5) – Db(-9)
Напомним, add означает, что седьмой тон из аккорда выбрасываем, а плюсы или минусы изменяют нону на полтона вверх или вниз.
Возможно, все это покажется новичку очень сложной математикой, но на деле все гораздо проще.
Например, нонаккорд часто используется даже дворовыми музыкантами, которые добавляют дополнительные ноты, обыгрывают мелодии, не вникая в ее теоретические основы.
И вы сами, наверняка, не один раз слышали нонаккорды, хотя можете об этом и не подозревать. Но стоит вам немного познакомиться с девятыми тонами, как вы сами станете применять их во всех своих песнях!
Не верите? А вы попробуйте добавить мизинцем в обычный до-мажор нотку ре (вторая струна на третьем ладу) или в ми-минор ноту фа-диез (первая струна второй лад).
Ну, а если вы заметили ошибку в этой статье или у вас возникли вопросы — обязательно напишите нам в комментариях!
Источник
Изучаем красивые аккорды для гитары
Красивые аккорды на гитаре помогают избавиться от шаблонного, «заезженного» звучания. И на замену стандартным аппликатурам, и как дополнение к ним. Оригинальный аккомпанемент, идеи для своей музыки, аранжировки на две гитары, для группы – всё во власти аккордовой красоты.
Далее в статье – простые красивые аккорды в открытой позиции, аккорды с открытыми струнами, сложные аппликатуры с надстройками.
На первых ладах не только Am, Dm и E…
На первых ладах можно сыграть не только Am, Dm, E и прочие аппликатуры, которые начинают изучать новички. Открытая позиция – только с виду пространство грифа для простеньких аккордов. А на самом деле она таит в себе множество аккордовых форм, которые отлично, оригинально звучат. И, кстати, используются в разных музыкальных стилях.
Вся фишка в надстройках – дополнительных ступенях к основным, или стандартным, формам. Если в буквенно-цифровом обозначении – это цифры-ступени, которые указываются в названии аккорда. Например, Am7, Em9, Dm6 и др.
Для Em: Em7, E sus4, Em #11, Em maj7, Em6, Em9
Давайте начнём с Em (ми минора) – какая представляется нам звуковая палитра для этого минорного аккорда в открытой позиции.
Просто берём Em – 5 и 4 струна прижимается на 2 ладу. А теперь смотрим по схеме – какую ступень (или оттенок) можно добавить к этой форме.
На схемах 2 ступень и она же может обозначаться как 9 ступень в зависимости от типа аккорда.
И вот оно новое аккордовое измерение на первых ладах 😉 Добро пожаловать! Вся эта гармоническая красота теперь в вашем распоряжении.
В рамках этой статьи мы не будем рассматривать принцип построения аккордов с надстройками. А только рассмотрим расположение ступеней на грифе для конкретных аккордов, аппликатуры и примеры их использования.
«Прощупаем», послушаем оттенки – Em со всеми возможными надстройками.
Чтобы ощущался контраст – сначала возьмите обычный ми минор, дайте ему немного позвучать, а затем сыграйте ми минор с надстройкой. И так для каждой аппликатуры. Последовательно разберите все сетки.
Это упражнение выполняйте и с другими группами аккордов с надстройками (для Am, Dm, С, G и др.).
Сначала аппликатуры с надстройками на 3-ей струне:
Em add#11 – диссонирующий, страшный аккорд, но иногда именно такой и нужен. Классно звучит в песне «Кто ты такой?» Янки Дягилевой.
потом на 2-ой, 1-ой:
и на басовых струнах:
Как видите, аппликатуры простые – и для начинающих будут в самый раз.
А теперь несколько примеров – как использовать сочетание аккордов с надстройками, мелодические связки. Пока только в пределах одного аккорда – Em.
Аудиозаписи примеров можно слушать онлайн, и потом скачать (ссылка в плеере).
Em – Em + 3 лад на 1-ой струне – Em – Em/G:
Похожий аккордовый ход можно услышать в песне «Однажды мир прогнётся под нас» группы «Машина времени».
Em – Em + 3 лад на 1-ой струне – Em – Em7 – Em – Esus4 – Em:
Мелодическая линия (последовательность надстроек) и ритм навеяны вступительным риффом песни Susie Q группы Creedence Clearwater Revival.
Em – Em maj7 – Em7 – Em maj7 – Em:
Плавный переход по септаккордам – сначала большая септима (Em maj7), потом малая (Em7) и в обратной последовательности.
Для Am: Am7, Am maj7, Am6, Asus2, Asus4, Am9
Итак, теперь ля минорная палитра на гитаре. Схема: основной аккорд Am и все возможные надстройки для него:
Получаем аппликатуры интересных аккордов – теперь уже не просто ля минор 😉
Также сыграйте последовательно (боем или перебором), чередуя аккорды с надстройками с обычным Am. Как бы сравнивания – чтобы прочувствовать оттенок каждой добавочной ступени.
Аппликатуры с надстройками на 1-ой и 2-ой струне:
На 3-ей и 4-ой струне:
И также вы можете поэкспериментировать с надстройками на басовых струнах – аппликатуры несложно построить по схеме расположения ступеней Am: Am/C, Am/B, Am/G, Am/F#.
В качестве примера простые связки рассмотренных форм, которые оригинально, красиво звучат в аккомпанементе:
Am9 – Am7 – Am:
От холодной 9-ой ступени к тёплому привычному Am.
Am – Asus2 – Am – Asus4:
Задержанные аккорды «двойка» (sus2) и «четвёрка» (sus4) чередуются с Am и отлично дополняют его. Получается красивое переливчатое звучание. Излюбленный приём многих гитаристов.
Связки с задержанными аккордами можно услышать в теме «Два корабля» группы «Агата Кристи».
Am – Am7 – Am6:
Ещё один вариант внести разнообразие – обыгровка на Am. Можно использовать в ми миноре. В последовательности аккордов Em – Am: простые аппликатуры с надстройками – Em/ Em7/ Em/ – /Am/ Am7/ Am6
Для Dm: Dsus4, Dsus2, Dm maj7, Dm7, Dm6, Dm#5, D dim
Вот мы добрались и до Ре минора. Узнаем, какие есть интересные аккорды для обыгровки Dm. Схема расположения ступеней относительно основной аппликатуры:
Сыграем, послушаем аккорды с надстройками.
Дополнительные, изменённые (sus) ступени аккорда на 1-ой, 2-ой и 3-ей струне:
И на басовых струнах:
И несколько связок в качестве примера:
Dm – Dm7 – Dm6:
Движение по добавочным ступеням на второй струне – 7, 6 и снова к Dm. Отличный вариант украсить минор. Ход можно повторять в аккомпанементе.
Dm – Dm/F – Dm – D dim – Dm:
В последовательности уменьшённый аккорд D dim, и к минору относится лишь косвенно. Но в этой связке даёт оригинальную блюзовую окраску.
Dm – Dsus2 – Dm – Dsus4:
Обыгровка задержанными аккордами sus отлично звучит и на Dm.
А как же мажорные аккорды A, D и E в открытой позиции?
Разобрать аппликатуры и придумать связки для мажорных аккордов можно также по схемам расположения ступеней. Но в основе у вас, конечно, будет мажорный аккорд. Обратите внимание, мажорная терция обозначена цифрой «3» в сетках.
Возможные надстройки для мажорных аккордов в открытой позиции:
- E: E7, E6, Esus4, E add9, E add#11, E
- A: Asus2, Asus4, A maj7, A7, A6
- D: D7, D maj7, D6, Dsus4, Dsus2
А если взять E7 (ми мажор септаккорд) и добавить минорную терцию (b3) на первой струне – получится E7 #9. Этот аккорд довольно часто используется не только в джазе, но и в роке, блюзе.
Для G: G maj7, G7, G5, Gsus4, G7 sus4, G add9
Основная аппликатура и ступени:
Соль мажор с надстройками (по ступеням из схемы):
Интересные связки на G:
G5 – Gsus4 – G – G add9 – G:
На верхних струнах выделяется мелодическая линия. На основе этой последовательности попробуйте придумать свою обыгровку. Не обязательно, чтобы были все аккорды из примера.
G7 – G:
Простое чередование септаккорда (G7) и мажорного аккорда (G) тоже звучит в аккомпанементе довольно эффектно.
G – G7 – G – G7sus4 – G5:
Последовательность в блюзовом стиле. Обратите внимание, как сочно звучит G7sus4. Попробуйте использовать его в связке с другими надстройками в G.
Для C: C add#11, Csus4, C add9, Cmaj7, C7, C6, Caug, Csus2
Основная аппликатура и надстройки для До мажора:
Какие аккорды есть в открытой позиции на основе аппликатуры C:
Примеры последовательностей с надстройками:
C7 – C6 – Caug – C:
Приджазованный ход. Сгодится для какого-нибудь блюза, рок-н-ролла.
С – С (+ 5-ая ступень на 1 струне) – C – С add9:
Играйте C и меняйте надстройки на первых струнах – простой способ найти красивое звучание.
C – Csus2/B – C – Csus4 – C:
Аккорды sus отлично звучат в связке и с мажорными. И этот пример тому доказательство.
Аккордовые последовательности
После изучения надстроек аккордов в открытой позиции, рассмотрим их применение в последовательности аккордов. То есть как при помощи этих аккордов можно сделать красивый аккомпанемент. В примерах сначала указывается последовательность без надстроек и затем с надстройками (обыгровками).
Пример №1: украсим ля минор
Очень распространённая гармоническая схема: Am/Dm/ G/ C/ Am/ Dm/ E/ Am. Есть огромное количество песен в разных стилях, где она используется.
И вот её вариант с обыгровками по ступеням:
Am/Asus2/Am/ Am/C /Am – Dm/ Dm7/ Dm6/ – G7/G/ G7 (2)/ – C/C add9/C/ Csus2/B /
Am/Asus2/Am – Dm/Dm sus2/Dm/ Dm/F / Dm – E sus4/E – Am
Пример №2: рок-н-ролл на простых аккордах + обыгровки
Рок-н-ролл тоже может эффектно прозвучать и на первых ладах. Достаточно лишь добавить нужные надстройки в стандартные аппликатуры.
Основа квадрата – последовательность на 12т. : G/ G/ G/ G/ C/ C/ G/ G /D/ C/ G/ D
Добавляем обыгровки для каждого аккорда:
- G/ G6/ G7/ G6/ G – 2 раза
- C/ C6/ C7/ C6/ C
- G/ G6/ G7/ G6/ G
- D7/ D6/ D7
- C7/ C6/ C7
- G/ G6/ G7/ G6/
- D7/ D6/ D7
Аккорды с открытыми струнами: секреты переливчатого звучания
Самые красивые аккорды можно найти в аппликатурах с открытыми струнами. Это особая категория аккордов: часть струн прижимается в какой-либо позиции, а некоторые звучат открытыми. И создаётся переливчатое звучание в разных оттенках – благозвучное и диссонирующее, спокойное и тревожное, напряжённое.
Строить аккорды с открытыми струнами можно на основе стандартных аппликатурных форм – мажорных и минорных аккордов, квинтаккордов. Рассмотрим различные способы построения таких аккордов.
По системе CAGED
Для тех, кто не знает: система CAGED – это 5 аккордовых форм в открытой позиции (С – до мажор, A – ля мажор, G – соль мажор, E – ми мажор, D – ре мажор), которые можно использовать и в закрытой позиции на баррэ.
И некоторые аппликатуры из CAGED отлично звучат в позициях без баре – аккорд просто берётся как в открытой позиции, на 4-ом, 5-ом, на каком угодно ладу, и добавляются открытые струны (не прижатые приёмом баррэ). Получаются редкие и красивые аккорды.
Форма С
Аккордовая форма C (до мажор). По CAGED эта же аппликатура, например, во 2-позиции (или от 2-го лада) на баррэ – это D (обычный ре мажор). Но если баррэ убрать во 2 позиции, а аппликатуру «лесенки» оставить, то у D появятся надстройки 9 и 11 и он зазвучит по-другому, более интересно.
И так перемещая аппликатуру C по грифу, получаем серию интересных аккордов с открытыми струнами.
Разберите и сыграйте ноты и табы последовательности аккордов с открытыми струнами, построенных на основе аппликатуры С:
В упражнении перебор можно использовать и другой. Экспериментируйте, импровизируйте.
Обратите внимание, в 11-ой (Gm6) и 12-ой (Em maj7/B) позиции форма приобретает минорное звучание из-за того, что добавляются открытые струны.
В некоторые аккорды в форме С с открытыми струнами можно ещё и добавить надстройки. Например, расположение дополнительных ступеней в аппликатуре A7 (от 10 лада форма С):
И получаем ещё оттенки – ещё аккорды с открытыми струнами – дополнительно к основной аппликатуре.
Сыграйте эту связку и придумайте на основе её свою:
A7 – A13 – A7 – A9 – A7:
Попробуйте добавить ступени по схеме (5, 6, 7, 9) к другим аккордам в форме С. Очень красивые обыгровки можно сделать на D add 9/11, G6, Gm6 (от 11 лада), С (от 13 лада, на октаву выше).
Форма E
Двигаем форму E по грифу, но 6-ую струну прижимаем в позициях так, как если бы играли на баррэ эти аккорды. Открытые струны в этих аппликатурах – только 1-ая и 2-ая.
И добавляем надстройки. Схема расположения ступеней для В add11:
Например, можно сыграть вот такую мелодическую линию в этом аккорде:
B add11–B –B add9 – B – B add11 – B7 add11 – B6 add11 – B add11:
Сыграйте это упражнение на аккорды A add9, C maj7, D6 add9, E. Импровизируйте, используя надстройки на других аккордах в аппликатуре E с открытыми струнами.
Форма A7
Форма A7 с открытыми струнами тоже даёт серию интересных аккордов. Но сохраняем в басу (на 5-ой струне) основной тон (тонику), чтобы не разрушать структуру аккорда.
Форма Em
Аппликатуры в форме Em (ми минора), но без 6-ой струны, с открытой 1-ой и 2-ой струной.
Сыграйте эти аккорды – перемещайте аппликатуру в позициях:
Добавляйте надстройки, обыгровки. Запоминайте, записывайте (сетками, в табах или просто на аудио) самые интересные.
Например, для F#m (фа-диез минора):
F#m add11/ F#m add 9/11
Связка для последовательности Cm – B – F#:
На основе квинтаккордов
Всё просто. Нужно взять квинтаккорд и добавить открытые струны.
Пауэр-аккорды в виде квинты с добавлением тоники на октаву выше + 1-ая и 2-ая открытые струны, 6-ая не звучит:
Квинта на 6-ой и 5-ой струне + 4-ая и 3-я открытые:
На основе этих аккордов можно придумать вторую партию гитары. Отлично звучит. Например, обыгровка на последовательность – Gm/ Bb/ F/ Gm:
1 гитара – ритм на баррэ, 2 гитара – квинты с открытыми струнами + дополнительные ступени:
Сложные аккорды, или «гимнастика для пальцев» во имя красоты
В рамках этой статьи мы, конечно, не будем рассматривать все сложные аккорды или даже их типы. А разберём лишь несколько «рецептов»: как преобразить обычные, простые аккорды, заменить их на сложные, но более красивые по звучанию.
9-ая ступень: благородный тон для минора и мажора
Точнее речь идёт не просто о добавлении 9-ой ступени в аккорд, а о расположении звуков в аккорде от баса – 1 ступень + 5 ступень + 9 ступень (как основа в нижнем регистре). Именно такое строение даёт красивейший холодный оттенок.
Вот таким образом можно заменить стандартные аппликатуры на аккорды с девяткой.
Мажорный:
с тоникой на 6-ой струне:
Минорный:
с тоникой на 6-ой струне:
Продолжение идеи 1 + 5 + 9, или добавляем ещё надстройки
Кроме 9-ой ступени в такой расширенной аппликатуре открываются возможности и для других надстроек. Хотя аккорды уже получаются по звучанию более напряжённые, диссонирующие. Но это определённо интересные оттенки: они способны придать аранжировке особый колорит, настроение.
Amaj7 sus2: к 1+5+9 вверху (на второй струне) добавляется ещё большая септима.
Amaj7: строение аккорда немного другое, на басовых струнах получается пауэр-аккорд, звучит мощно, но септима прибавляет диссонанс.
Ещё похожий аккорд с тоникой на 5-ой струне – Esus2 add#11.
Постройте эти аппликатуры от другого звука – от соль, фа, си, до и др.
Примеры последовательностей с использованием выше рассмотренных расширенных аппликатур:
Связка для перехода от G к A:
Диссонирующий оттенок к ре мажору:
Обыгровка для A:
На этом завершаем статью. Развивайте изученные идеи, они помогут вам придумать свои красивые аккорды, их сочетания. Вносите разнообразие в аккомпанемент, экспериментируйте с надстройками. Творческих успехов и побольше аккордового креатива!
Источник