Самый сложный аккорд названия

Нонаккорды. Сложные аккорды с девятками. Девятая ступень в аккорде

Продолжая разбор всевозможных сложных аккордов, мы не можем не вспомнить о нонаккордах, аккордах с девятками, то есть с настроенной девятой ступенью.

Подобные аккорды могут, как состоять из нот звукоряда, так и выходить за пределы обычных гамм.

Аккорды с девятками получили название нонаккордов благодаря добавочным девятым ступеням (нонам), строящимся от основной ноты аккорда.

И даже если просто на пальцах сосчитать до девяти, не составит труда определить девятый тон для каждой основной ноты:

Для C – 9я ступень — D
Для D – 9я ступень — E
Для E – 9я ступень — F
Для F – 9я ступень — G
Для G – 9я ступень — A
Для A – 9я ступень — H
Для H – 9я ступень — C

Даже визуально несложно уловить закономерность, при которой девятка каждый раз приходится на следующую ноту после основной, только уходит в сторону на целую октаву.

Фактически девятый тон мы должны были считать в следующем порядке:

C(1) – D(2) – E(3) – F(4) – G(5) – A(6) – H(7) – C(8) – D(9)

Варианты нонаккордов: 9 и add9

Чаще всего в музыкальной литературе и аккордах популярных исполнителей вам могут встретиться всего 2 варианта нонаккорда:

а) нонаккорд с септимой (состоящий из 5 нот: тоника, терция, квинта, септима, нона), который обозначается просто цифрой 9 добавляемой к минорному или мажорному аккорду.

Пример: D9, Fm9, A9, Am9, Hm9, G9

б) нонаккорд без септимы (состоящий из 4 нот: тоника, терция, квинта, нона), который обозначается как «ADD» и цифра 9, добавляемые к минорному или мажорному трезвучию.

Пример: Dadd9, Fmadd9, Aadd9, Amadd9, Hmadd9, Gadd9

ОТЛИЧИЕ – в первом случае септима (7-ка) является обязательной ступенью, которая в записи просто опускается, чтобы не захламлять запись. Второй вариант септиму исключает (add означает, что между трезвучием и заданным тоном других нот не будет).

В обоих случаях 9-я ступень является настроечной, добавочной, так как выходит за рамки обычного трезвучия или даже септаккорда!

Применение нонаккордов

В музыке вы можете встретить ноаккорды крайне нечасто. И хотя их применение существенно украшает мелодию и звукоряд, о них всегда забывают.

Ноаккорды придают теме неординарности, некой диссонансной мелодичности, способствуют связи аккордовых последовательностей.

На практике встретить все эти вещи можно в романтических балладах, романсах, блюзах, джазе.

Нонаккорды (аккорды с девятыми ступенями) зачастую используются на 2-й и на 5-й ступенях гаммы.

К примеру, очень здорово звучит последовательность типа:

Девятка на пятой V ступени натурального мажора и минора:

F – F – B – Cadd9
F – F – B – С9
Gm – В – Dmadd9 – F
Gm – В – Dm – Dm9
Am – Emadd9 – C – Emadd9
A – Emadd9 – Fm# — D

Девятка на второй II ступени натурального мажора и минора:

С — Dmadd9 – F – G
G – H – Em — Аmadd9
Gm — А9 – В — Dmadd9

Повышение и понижение ноны

Если в аккорде встречается девятка, то есть нона, по умолчанию подразумевается девятая ступень натурального звукоряда.

Если же необходима иная вариация аккорда, к цифре девять может добавляться знак минуса и плюса. Но такие аккорды звучат не слишком хорошо. Вот несколько примеров:

C+9 или C9+ состоит из нот: C(1) – E(3) – G(5) – B(7) – D#(+9)

Cadd+9 или Cadd9+ состоит из нот: C(1) – E(3) – G(5) – D#(+9)

C-9 или C9- состоит из нот: C(1) – E(3) – G(5) – B(7) – Db(-9)

Cadd-9 или Cadd9- состоит из нот: C(1) – E(3) – G(5) – Db(-9)

Напомним, add означает, что седьмой тон из аккорда выбрасываем, а плюсы или минусы изменяют нону на полтона вверх или вниз.

Возможно, все это покажется новичку очень сложной математикой, но на деле все гораздо проще.

Например, нонаккорд часто используется даже дворовыми музыкантами, которые добавляют дополнительные ноты, обыгрывают мелодии, не вникая в ее теоретические основы.

И вы сами, наверняка, не один раз слышали нонаккорды, хотя можете об этом и не подозревать. Но стоит вам немного познакомиться с девятыми тонами, как вы сами станете применять их во всех своих песнях!

Не верите? А вы попробуйте добавить мизинцем в обычный до-мажор нотку ре (вторая струна на третьем ладу) или в ми-минор ноту фа-диез (первая струна второй лад).

Ну, а если вы заметили ошибку в этой статье или у вас возникли вопросы — обязательно напишите нам в комментариях!

Источник

Обучающие статьи про аккорды

Общая информация

Аккорды – первая, и самая важная информация, которую учит каждый начинающий гитарист. Все начинается с простого, однако позднее трезвучия усложняются, дополняются новыми нотами и способами постановки. Все это запомнить довольно тяжело, а из-за того, что информация в интернете слишком разрознена, эта задача становится еще сложнее. Данная страница создана для того, чтобы вам было проще искать нужные вам уроки. Здесь собраны все посвященные аккордам статьи на нашем сайте. Для вашего удобства они разделены на разделы и тщательно структурированы.

Обучающие статьи для новичков

Здесь вам представлен список статей, которые направлены в первую очередь для новичков. Как правильно поставить Am? Какими пальцами вернее всего зажимать струны? На все эти вопросы дан ответ здесь. Данный цикл прекрасно подойдет тем, кто вообще впервые в жизни взял в руки инструмент, и цель которого – научиться хоть чему-то. После прочтения представленных уроков вы сможете легко сыграть почти любую песню, поймете основные принципы смены аккордов и выучите правильные аппликатуры.

Теоретический блок

Представленные ниже статьи дополнят и расширят все ваши знания, полученные из первого раздела. Здесь также основной упор сделан на новичков. Вся информация изложена максимально понятным языком, без употребления сложных терминов и сильного углубления в музыкальную теорию. Кроме того, эти уроки подойдут и для обычных гитаристов, которые уже имеют какие-то навыки и хотят расширить их.

Также здесь имеются статьи о том, как играть аккорды, строить, а также лучше гармонизировать их. Подобный материал подходит опытным музыкантам, которые желают увеличить свой пласт знаний. Тут уже будет происходить углубление в теорию музыки, интервалы, тональности и ноты. Однако даже такая сложная информация подается простым и понятным языком, после чего у вас не будет надобности в дополнительном поиске информации.

Виды аккордов

Все гитарные аккорды можно играть в совершенно разных позициях. Кроме того, помимо стандартных трезвучий, существует еще огромное количество других вариаций, которые стоит помнить и использовать для того, чтобы разнообразить ваши песни. Все статьи, помещенные сюда, направлены на то, чтобы углубиться в структуру аккорда и показать, как они строятся и как их можно изменять. Кроме того, здесь также представлены и альтернативные аппликатуры, при помощи которых вы сможете упростить свою игру.

Цикл уроков подойдет, опять же, как новичкам, так и опытным музыкантам, а информация внутри статей тщательно структурирована и идет от простого к сложному.

Советы по исполнению

Здесь собраны небольшие статьи-советы, которые дают ответ на наиболее часто задаваемые вопросы со стороны начинающих и опытных гитаристов. Это поможет вам быстро разобраться в предмете и для себя усвоить довольно важные, но не совсем очевидные уроки.

С чего стоит начинать

Если вас беспокоит то, с чего нужно начинать обучение игре на гитаре, или же разучивание аккордов, то данная статья – точно для вас. Здесь рассказывается, как правильно начинать осваивать инструмент, а также с чего нужно делать первые шаги в освоении музыкальной теории. В первую очередь она написана для новичков, которые впервые в жизни взяли в руки гитару, и боятся запутаться и потеряться в огромном количестве нюансов и правил. Прочтя эту статью, у него навсегда отпадут вопросы о первых шагах, и он сможет дальше продолжить свое освоение этого инструмента.

Баррэ или каподастр

Баррэ – сложный прием, который, однако просто необходимо освоить любому гитаристу. Каподастр же – гитарный инструмент, который упрощает исполнение многих композиций. Многие начинающие музыканты считают, что покупка каподастра позволит им не осваивать обозначенный выше способ игры. Это не так. В данной статье подробно рассказывается о разнице между этими двумя понятиями, а также для чего нужен капо и баррэ. Если вы до сих пор не знаете, что это такое – то тогда однозначно прочтите данные материалы, которые помогут более подробно разобраться в вопросе.

Тяжело, сложно, лень, болят пальцы. Посоветуйте, что делать?

Процесс обучения игры на гитаре – это не только разучивание любимых песен, но и долгая, кропотливая работа. Не каждый сможет выдержать это, однако данная статья поможет вам преодолеть все эти трудности. Здесь представлены практические советы гитаристам по тому, как справиться с болью в пальцах, потерей мотивации обучаться, а также по тому, как справиться со сложностью освоения как инструмента, так и теории.

Делайте ставку на качество

Главное в освоении инструмента – научиться играть на нем не быстро, а качественно. Эта статья поможет вам понять, насколько важны качественные звукоизвлечение и техника игры, и насколько важно с самого начала правильно их отрабатывать. Кроме того, тут даны практические советы по тому, как улучшить ваши навыки, и как научиться играть чище.

Источник

Аккорды в музыке. Виды и типы аккордов

Понятие аккорда в современной музыке является знаковым и процесс обучения теории музыки и гармонии, а также любая практическая деятельность невозможны без понимания принципов того, что такое аккорд, как он устроен и какую роль играет в современной музыке.
Понятия аккорда является, возможно, одним из самых популярных в музыке, так как даже немузыкантам известно, что есть какие-то аккорды типа «аэм, цеэм» и некоторые даже пробовали брать эти аккорды на гитаре или фортепиано. Несмотря на это, мало кто из начинающих музыкантов правильно понимает теоретические аспекты образования аккордов и может логично и внятно объяснить сущность этого явления мелодического языка.
Есть ли в жизни явления близкие аккорду в музыке и какую пользу нам может принести это понимание?
Разбираемся в этой статье.

Для понимания исторических аспектов появления понятия аккорд важно знать одну деталь. Само определение аккорда начало использоваться в качестве термина относительно недавно: в XVIII веке, когда зародилась наука гармония. До этого для обозначения явления использовали разные термины.

Итак, что же такое аккорд?

Название происходит от позднелатинского слова согласовывать и подразумевает согласование нескольких звуков между собой. При этом изначально этот термин применялся только к консонирующим созвучиям, то есть такому сочетанию звуков, которое звучит приятно на слух. Таким образом, если выделить первичную основу определения, то получится, что аккорд это созвучие, то есть одновременное звучание звуков, которые согласуются между собой.
Все остальные уточнения данного понятия зависят от стиля и эпохи. Единственным важным условием является наличие не менее трех таких звуков для согласования, что позволяет нам отличить аккорд от собственно интервала.
Далее само понятие согласованность можно трактовать очень широко, в результате чего аккорды разделяются на консонансные и дисонансные, что уже вызывает некую нестабильность в определении аккорда, так как диссонантность, по сути, есть несогласованность.
Для более тонкого понимания явления одновременного звучания тонов в музыке используются еще несколько определений.

  1. Созвучие — название любого совместного звучания тонов от двух и до бесконечности
    2) Сочетание — это соединение аккорда и неаккордовых звуков
    3) Вертикаль — одновременное звучание всех голосов в данный момент времени.

В связи с большими различиями в трактовке понятия аккорда выделим несколько групп

Первая — классические терцовые аккорды
Вторая — псевдотерцовые
Третья — квартовые и квинтовые аккорды
Четвертая — произвольные аккорды (трихорды и т.д)

Первый вид аккордов это терцовые аккорды, то есть созвучия, основа которых это расстояние через ступень (малая и большая, а также уменьшенные и увеличенные терции).

Здесь существует всего 5 типов аккордов, большая часть из них именуется по интервалу между крайними звуками
3 звука — трезвучия
4 звука — септаккорды и секстаккорды или аккорды с секстой
5 звуков — нонаккорд и секстнонаккорды
6 звуков — ундецимаккорд
7 звуков — терцдецимаккорд

Внутри каждой группы мы можем выделить различные подгруппы аккордов, которые определяются типом терций. Здесь можно провести аналогию с интервалами. По количеству ступеней мы называем интервал, например, терцией, а по качеству уже делим ее на малую и большую. Также по количеству звуков, которые расположены по терциям мы называем аккорд например трезвучием, а затем смотрим на слагаемые этого трезвучия. Что дает нам:

б3+б3 — увеличенное трезвучие
м3+м3 — уменьшенное
б3+м3 — мажорное
м3+б3 минорное

Других вариантов трезвучий быть не может.

В классической музыке трезвучия обозначаются с помощью цифр 5 и 3, то есть квинта и терция и дополнительных букв, а в современной буквено-цифровой системе с помощью латинских букв и терминов. Сравните:

Мажорное трезвучие — Б53 или большая латинская буква (C на примере до мажора)

Минорное трезвучие М53 или буква с добавлением m (Сm)

Уменьшенное трезвучие Ум53 или Cdim

Увеличенное Ув53 или Caug

Используя терцовую формулу вы можете построить любое трезвучие от любой ноты.

Следующая группа аккордов, которые удобно изучать сразу после трезвучий это псевдотрезвучия или аккорды с задержаниями. Изначально эти аккорды возникли в музыке именно как видоизменения трезвучий и обязательно переходили в свой родитель. Сегодня же они используются независимо от своего прародителя и обозначаются с помощью указания sus и ступени, которая используется вместо терции аккорда. Таких аккорда 4

Например, для аккорда от примы С

так как в этих аккордах нет терции, то в обозначении не указывается буква m

Септаккорды

Сочетание 3х терций дает больше количество разновидностей септаккордов. Основной принцип названия здесь формируется на основе трезвучия, лежащего в основе септаккорда, а также по качеству септимы. Формулы септаккордов

б3+б3+б3 не дает септаккорда, так как большая терция от G# это нота B# и получается увеличенное трезвучие с удвоенной примой

б3+б3+м3 — здесь в основе увеличенное трезвучие и большая септима. Такой аккорд называется большой мажорный септаккорд с повышенной пятой или очень сложно увеличенный большой мажорный. Обозначается как maj7#5

б3+м3+б3 здесь в основе мажорное трезвучие и большая септима. Такой аккорд называется большой мажорный септаккорд. Обозначается как maj7

м3 +б3+б3 в основе минорное трезвучие и большая септима. Называется большой минорный и обозначается как m(maj)7

б3+м3+м3 в основе мажор и малая септима. Называется малый мажорный или доминантсептаккорд. Этот септаккорд является базовым по историческим причинам и обозначается просто цифрой 7

м3+б3+м3 в основе минорное трезвучие и малая септима. Малый минорный. Обозначаем как м7

м3+м3+б3 в основе уменьшенное трезвучие и малая септима. Малый вводный или полууменьшенный. Обозначается как m7b5

м3+м3+м3 — все уменьшенное и септаккорд называется также уменьшенным.

Также возможны варианты септаккордов с уменьшенными терциями. Например:

б3+ум3+б3 — септаккорд с пониженной 5 или 7b5

Но запоминать формулу таких септаккордов проще через альтерации ступеней.

Сложные аккорды

Как вы понимаете, сочетание 4, 5, 6 терций дает еще большее количество вариантов аккордов, но на практике для нонаккордов используются только следующие виды:

доминантнонаккорд или 9

альтерированный с повышенной или пониженной 9 и 5

ундецимаккорд практически всегда мажорный и используется в двух видах, с большой квартой или с малой

Терцдецимаккорд практически всегда используется только в одном виде на основе доминантсептаккорда.

Нетерцовые аккорды

К нетерцовым аккордам относим прежде всего аккорды с секстой и ноной, которые бывают мажорными и минорными. Пример от ноты C:

Квартаккорды не имеют общепринятых обозначений и могут включать в себя 3-4 и гораздно реже большее количество кварт.

Квинтаккорды строятся по аналогичному принципу и не имеют названий:

Еще одна интересная группа аккордов — трихорды. Сочетание трех звуков от 12 нот дает нам 3 в 12 степени, что очень не мало! Часть из этих аккордов будет дублировать известные, а большая часть может дать интересные варианты звучания. Например:

Разновидность нетерцовых аккордов — кластеры. Это аккорды состоящие из малых или больших секунд. По сути, это не аккорды, а музыкальные пятна, так как скученность обертонов не позволяет говорить о какой-либо согласованности звуков в кластере. Он никуда не тяготеет и ничего к себе не притягивает.

Терцовые аккорды и иерархия звуков

Внутри классического аккорда каждый звук или сочетания звуков выполняют свою роль или, если сказать по другому, то они имеют функции. Самая первая функция это функция главного тона или основного. Он дает название аккорду и простом виде представляет собой его маркер. Движение основных тонов аккордов последовательности позволяют получить профиль движения гармонии, основу гармонического движения.

Аккордовые консонансы — терция и квинта аккорда и его консонантная основа, при этом терция сохраняется во всех видах трезвучий, а квинта меняется на увеличенную или уменьшенную в зависимости от аккорда. Таким образом, мажорное и минорное трезвучия получаются консонирующими, а увеличенное и уменьшенное нет.

Аккордовые диссонансы — септимы, ноны, сексты. Это звуки появившиеся как задержания и оставшиеся в составе аккорда, к ним мы также относим любые альтерации.

Побочные тона — звуки нарушающие терцовую структуру аккорда и близкие по своей природе аккордовым диссонансам. Например, секста может быть диссонансом в составе аккорда 13, а может быть побочным тонов в аккорде 6.

Отдельный вид аккордов дают их обращения, о которых мы поговорим в следующей статье.

Источник

Читайте также:  88 клавиш фортепиано синтезаторы
Оцените статью