Самый сложный гитарный аккорд

Нонаккорды. Сложные аккорды с девятками. Девятая ступень в аккорде

Продолжая разбор всевозможных сложных аккордов, мы не можем не вспомнить о нонаккордах, аккордах с девятками, то есть с настроенной девятой ступенью.

Подобные аккорды могут, как состоять из нот звукоряда, так и выходить за пределы обычных гамм.

Аккорды с девятками получили название нонаккордов благодаря добавочным девятым ступеням (нонам), строящимся от основной ноты аккорда.

И даже если просто на пальцах сосчитать до девяти, не составит труда определить девятый тон для каждой основной ноты:

Для C – 9я ступень — D
Для D – 9я ступень — E
Для E – 9я ступень — F
Для F – 9я ступень — G
Для G – 9я ступень — A
Для A – 9я ступень — H
Для H – 9я ступень — C

Даже визуально несложно уловить закономерность, при которой девятка каждый раз приходится на следующую ноту после основной, только уходит в сторону на целую октаву.

Фактически девятый тон мы должны были считать в следующем порядке:

C(1) – D(2) – E(3) – F(4) – G(5) – A(6) – H(7) – C(8) – D(9)

Варианты нонаккордов: 9 и add9

Чаще всего в музыкальной литературе и аккордах популярных исполнителей вам могут встретиться всего 2 варианта нонаккорда:

а) нонаккорд с септимой (состоящий из 5 нот: тоника, терция, квинта, септима, нона), который обозначается просто цифрой 9 добавляемой к минорному или мажорному аккорду.

Пример: D9, Fm9, A9, Am9, Hm9, G9

б) нонаккорд без септимы (состоящий из 4 нот: тоника, терция, квинта, нона), который обозначается как «ADD» и цифра 9, добавляемые к минорному или мажорному трезвучию.

Пример: Dadd9, Fmadd9, Aadd9, Amadd9, Hmadd9, Gadd9

ОТЛИЧИЕ – в первом случае септима (7-ка) является обязательной ступенью, которая в записи просто опускается, чтобы не захламлять запись. Второй вариант септиму исключает (add означает, что между трезвучием и заданным тоном других нот не будет).

В обоих случаях 9-я ступень является настроечной, добавочной, так как выходит за рамки обычного трезвучия или даже септаккорда!

Применение нонаккордов

В музыке вы можете встретить ноаккорды крайне нечасто. И хотя их применение существенно украшает мелодию и звукоряд, о них всегда забывают.

Ноаккорды придают теме неординарности, некой диссонансной мелодичности, способствуют связи аккордовых последовательностей.

На практике встретить все эти вещи можно в романтических балладах, романсах, блюзах, джазе.

Нонаккорды (аккорды с девятыми ступенями) зачастую используются на 2-й и на 5-й ступенях гаммы.

К примеру, очень здорово звучит последовательность типа:

Девятка на пятой V ступени натурального мажора и минора:

F – F – B – Cadd9
F – F – B – С9
Gm – В – Dmadd9 – F
Gm – В – Dm – Dm9
Am – Emadd9 – C – Emadd9
A – Emadd9 – Fm# — D

Девятка на второй II ступени натурального мажора и минора:

С — Dmadd9 – F – G
G – H – Em — Аmadd9
Gm — А9 – В — Dmadd9

Повышение и понижение ноны

Если в аккорде встречается девятка, то есть нона, по умолчанию подразумевается девятая ступень натурального звукоряда.

Если же необходима иная вариация аккорда, к цифре девять может добавляться знак минуса и плюса. Но такие аккорды звучат не слишком хорошо. Вот несколько примеров:

C+9 или C9+ состоит из нот: C(1) – E(3) – G(5) – B(7) – D#(+9)

Cadd+9 или Cadd9+ состоит из нот: C(1) – E(3) – G(5) – D#(+9)

C-9 или C9- состоит из нот: C(1) – E(3) – G(5) – B(7) – Db(-9)

Cadd-9 или Cadd9- состоит из нот: C(1) – E(3) – G(5) – Db(-9)

Напомним, add означает, что седьмой тон из аккорда выбрасываем, а плюсы или минусы изменяют нону на полтона вверх или вниз.

Возможно, все это покажется новичку очень сложной математикой, но на деле все гораздо проще.

Например, нонаккорд часто используется даже дворовыми музыкантами, которые добавляют дополнительные ноты, обыгрывают мелодии, не вникая в ее теоретические основы.

И вы сами, наверняка, не один раз слышали нонаккорды, хотя можете об этом и не подозревать. Но стоит вам немного познакомиться с девятыми тонами, как вы сами станете применять их во всех своих песнях!

Не верите? А вы попробуйте добавить мизинцем в обычный до-мажор нотку ре (вторая струна на третьем ладу) или в ми-минор ноту фа-диез (первая струна второй лад).

Ну, а если вы заметили ошибку в этой статье или у вас возникли вопросы — обязательно напишите нам в комментариях!

Источник

Как быстро выучить аккорды на гитаре

Гитарных аккордов для 6 струнной гитары, конечно же, много. Помните образное исчисление – сколько звёзд на небе…? Вот примерно так и про аппликатуры на грифе. Хотя есть и более точные цифры. В одном из источников – распространённых аккордов 2341, в другом – 4625. Сказать много, ничего не сказать. И как разобраться со всем этим многообразием?

На этом занятии мы раскроем несколько методов, как выучить на гитаре аккорды довольно быстро, с интересом, без неосмысленной зубрёжки. Как освоить распространённые, базовые аппликатуры по определённым группам – открытые аккорды для начинающих, баррэ, сложные аккорды с надстройками.

Сразу, конечно, тысячу аккордовых сеток одним махом – не получится. Но базу основных аккордов (100-300 сеток, а то и больше), часто используемых в песенном аккомпанементе, наверняка вы сможете сформировать за короткий период времени. Причём самостоятельно дома, регулярно занимаясь на гитаре.

В зависимости от степени подготовки, уровня исполнительских навыков, вы можете сразу приступить к изучению конкретного метода (см. блоки статьи). Без последовательного ознакомления.

С чего начать – первые аккорды

Как учить аккорды новичку? Разберём поэтапно «траекторию» первых шагов в аппликатурной вселенной. Учим самостоятельно простые аккорды для песен с нуля, легко.

Ниже рассматривается краткий план действий. На каждом этапе метода освоения можно и нужно использовать и дополнительный материал (упражнения, аккордовые последовательности, песни). В том числе вы можете воспользоваться ссылками на занятия онлайн (с этого сайта), которые размещены в отдельных пунктах плана.

1. Сфокусируйте все свои усилия на первых трёх аккордах – Am, Dm, E. Это первое испытание для ваших пальцев. Пройдите сначала его. Пока другими аппликатурами не озадачивайтесь.

Разучивайте, играйте последовательности и песни на Am, Dm, E простым боем, с перебором. Каждый день занимайтесь.

Упражнения для тренировки пальцев на простых аппликатурах тут. Если вы не знаете, как читать аккордовые сетки, ознакомьтесь с этой статьёй.

2. В процессе штудирования трёх «блатных» (как их ещё называют) аккордов, изучите основы буквенно-цифровой системы обозначений аккордов. Теория пока пальцы отдыхают – без гитары.

Обозначение нот латинскими буквами:

Как записывается название мажорных аккордов: большой латинской буквой основной звук, от которого построен аккорд. Например, E – ми мажор, C – до мажор, D – ре мажор и т.д.

Как обозначаются минорные аккорды: к латинской большой букве основного звука добавляется маленькая буква «m» (минор). Например, Am – ля минор, Dm – ре минор, Em – ми минор и др.

На первое время, для простых аккордов, этих знаний по системе обозначений пока будет достаточно.

Выполняя разбор новой аппликатуры, обязательно читайте и её название. Какой аккорд – минорный или мажорный, от какого звука (ноты) построен.

3. Три аккорда освоили – добавляйте четвёртый: A или A7.

В песенных последовательностях встречается в двух вариантах:

  • A – ля мажор
  • A7 – ля мажор септаккорд

И снова практикуйтесь: разучите песню, а лучше несколько, уже на четыре аккорда. Обычно A или A7 добавляется после Am перед Dm. Например: Am/A7/Dm/E

Расширяйте свои познания в буквенно-цифровой системе. Вы уже, наверное, обратили внимание на цифру «7» в названии A7. Так вот, семёркой обозначаются септаккорды. Подробней о названиях аккордов этого типа читайте здесь.

4. Ещё два аккорда (C и G) – итого шесть.

Итак, учим аккорды на гитаре для начинающих дальше. К изученным четырём аккордам Am, A/A7, Dm, E – ещё новые С (до мажор) и G (соль мажор).

Владея этими шестью аккордами, пусть и простыми, на первых ладах, новичок может сыграть весьма солидное количество песен.

Перед переходом к следующему пункту хорошо попрактикуйтесь. Вы должные уверенно, без запинок играть разнообразные последовательности на Am, A (A7), Dm, E, G, С. Причём разными ритмами, переборами.

5. Следующий шаг – новая тональность: + 3 аккорда

Тональность обычно определяется аккордом, с которого начинается песня. Или же аккордом, на который постоянно возвращается аккордовая последовательность.

С определением тональности подробно вы можете ознакомиться в любом учебнике по музыкальной теории или в Википедии.

На предыдущих этапах мы разбирали группу аккордов в тональности Ля минор, т.е. последовательности с Am.

И теперь нужно выучить тональность Ми минор. Она, как и Ля минор, очень популярна. В ми миноре написано огромное количество песен.

Примечательно, что особо долго корпеть над сетками вам не придётся. Несмотря на то, что тональность новая, вам придётся освоить всего лишь три новых аккорда — Em, D, B7. А остальные вы уже знаете.

Итак, какие аккорды обычно используются в Ми миноре: Em, E, Am, D, G, С, B7.

Всё. Можно играть теперь песни и в новой тональности.

Вот и все пять этапов подготовки – метод, как быстро выучить простые аккорды.

Ещё об изучении простых аппликатур для начинающих гитаристов здесь (сетки, фото, последовательности, песни).

Давайте подведём итоги. После пяти простых этапов метода:

  • Вы знаете десять основных простых аккордов на первых ладах.
  • Умеете играть песни в двух тональностях – Ля миноре и Ми миноре.

Для новичка это неплохой старт.

Баррэ – пару аппликатур для начала

Продолжая разговор о количестве аккордов, можно ещё и уточнить… А сколько именно аппликатур с баррэ? Подсчитывать, конечно, не будем. Но отметим, что немало.

И вот вопрос, какие нужно выучить аккорды с баррэ в первую очередь? Конечно же те, которые подойдут для песни любой. В смысле, распространённые, часто используемые.

И для начала гитаристу-новичку лучше сконцентрироваться на изучении двух популярных аппликатур мажорного и минорного аккорда на баре. Занятия с максимальным КПД. Внимание не рассеивается на большое количество сеток. И ещё – можно уже играть песни в ля миноре с баррэ F, в разных тональностях с баррэ, а ещё перекладывать песни с простыми аккордами на баррэ (например, в ля миноре, но с баре). Минимум – но для тех, кто начинает осваивать приём, возможностей в плане исполнительской практики довольно немало.

Итак, как быстро выучить эти аппликатуры и находить на грифе от любого звука:

Мажорный аккорд, на примере С (до мажора):

  • Первый в форме открытого A – аппликатура с основным звуком (до) на 5-ой струне.
  • Второй в форме E – с основным звуком (до) на 6-ой струне.

И два минорных аккорда, на примере Cm:

  • 1 в форме открытого Am – основной звук (до) на 5-ой струне.
  • 2 в форме Em – основной звук на 6-ой.

Используя эти аппликатуры, можно сыграть мажорные, минорные аккорды на баррэ от любого звука. Разберёмся, как задействовать эти сетки.

Например, как взять Am на баррэ в форме Em.

Принцип такой: вы просто «двигаете» по грифу необходимую аппликатуру, строите от заданного основного звука на басовой струне.

Пока не освоились с аккордами в позициях, сразу отталкиваемся от изученной сетки. Это баррэ Cm на 8-ом ладу. В аппликатуре основной звук расположен на 6-ой струне. В текущем аккорде это До. Это ориентир для построения аккорда.

У нас задача сыграть в такой же форме Am. Найдём на 6-ой струне его основной звук – ля. Чтобы построить от него аппликатуру. Звук ля через два лада ниже от до – на 5-ом ладу. Запоминайте зрительно его расположение.

Зная, где находится основной звук на 6-ой струне (в данном случае ля), уже не трудно от него взять баррэ в форме Em. И получается уже Am на баррэ, в той же аппликатуре, что и Cm (который изначально изображён в сетке).

Используя этот метод, попробуйте самостоятельно найти аппликатуру от любой ноты. Сразу находите основной звук на 6-ой струне и потом от него строите аккорд.

По аналогии и форма с основным звуком на 5-ой струне. В качестве примера, найдём на грифе баррэ Em (ми минор).

Cm с основным звуком до на 3-ем ладу, 5-ой струне. А нам нужен звук ми. Его расположение – 7-ой лад, 5-ая струна. Находим на грифе и строим от звука ми баррэ Em (в такой же аппликатуре, как и Cm).

Если вы недостаточно хорошо знаете расположение звуков на грифе, во время практических занятий первое время можно использовать шпаргалку (схема 6 струн – на каждом ладу какой звук).

Как видите, используя всего лишь по два аппликатурных шаблона минора и мажора, можно сыграть аккорды на баррэ от любого звука в разных последовательностях, тональностях. Достаточно хорошо запомнить 4 сетки и освоить принцип построения аккорда по основному звуку на басовой струне. Никаких долгих заучиваний.

Набравшись опыта, играйте на баррэ простые последовательности, песни, используя только эти четыре аппликатуры.

Например: Am (на 5 ладу в форме Em) – Dm (5 лад, в форме Am) – E (7-ой лад, в форме A)

Система CAGED: 5 аппликатур на баррэ для каждого аккорда

Как быстро запомнить все основные аккорды на баррэ? Пожалуй, самый лёгкий способ – использовать систему CAGED.

CAGED – это 5 базовых мажорных аккордов в открытой позиции. И их аппликатура используется для любого мажорного аккорда в позициях (на определённых ладах).

То есть любой мажорный аккорд можно взять на грифе в этих 5 аппликатурах.

Например, D (ре мажор) – по системе CAGED:

  • в аппликатуре (форме) С – баррэ на 2-ом ладу;
  • в форме A – на 5-ом ладу;
  • в форме G – на 7-ом ладу;
  • в форме E – на 10-ом ладу
  • и в своей форме D, но закрытый на баррэ – на 12-ом ладу.

Аккорды в позициях можно найти и построить по расположению основного звука в аппликатуре. Например, в С основной звук (до) на 5-ой струне. И если нам нужен D, на этой же пятой струне находим ноту ре и строим от неё D в аппликатуре С (первая сетка на схеме).

Вам нужно запомнить всего лишь 5 сеток и научиться находить эти аппликатуры в позициях от заданного звука.

Всего 12 звуков – 12 мажорных аккордов от каждого звука – в 5-ти аппликатурах CAGED

Таким же образом, по CAGED можно использовать пять аппликатур минорного аккорда, а также мажорные и минорные септаккорды. Плюс к этому – на основе отдельных форм на баррэ (например, в аппликатуре A, G) применяются упрощённые аккорды.

Легко запоминаем сложные аккорды – по универсальной схеме

Если вы не очень часто используете сложные аккорды с надстройками в аккомпанементе, то двух аппликатур с основным звуком на 6-ой и 5-ой струне будет вполне достаточно.

Для более углублённого изучения вариант – освоить пять основных аппликатур в позициях каждого аккорда с надстройками.

А есть ещё и другой метод – как легко выучить сложные аккорды для гитары по универсальной схеме.

Но сразу оговоримся, что для его применения нужна определённая подготовка, навыки:

  • знание всех интервалов: от примы до октавы, а также составные интервалы (нона, ундецима, терцдецима);
  • строение аккордов (простых и сложных);
  • обозначение сложных аккордов по буквенно-цифровой системе.

Итак, суть метода.

В основе – аппликатура обычного мажорного аккорда. Например, баррэ в форме E. Его звуки в сетке обозначены жирными точками (цифры в кружках ступени мажорного аккорда – 1 (тоника), 3 (большая терция), и 5 (квинта) ). Это своего рода каркас для построения сложных аккордов.

А точки поменьше – расположение остальных ступеней-надстроек относительно основной аппликатуры. Возле каждой точки обозначение – какая именно это надстройка. Для некоторых звуков в скобках указан второй вариант обозначения. Например, «9» – если нонаккорд (9-ая ступень добавляется к септаккорду) или «sus2» – если задержанный аккорд (эта нота в аппликатуре вместо 3-ей ступени, терции).

Универсальная схема даёт наглядное представление о расположении надстроек в позиции применительно к конкретной аппликатуре. При помощи неё легко построить аппликатуру с добавлением какой-либо надстройки, или нескольких надстроек. Другими словами, вы просто «перестраиваете», изменяете основной аккорд. И можно не заучивать отдельно сетки каждого сложного аккорда в позиции.

Разберём несколько примеров применения – будем выбирать аппликатуру для конкретных аккордов по универсальной схеме.

A7 (ля мажор септаккорд):

Выше рассмотренную схему размещаем относительно основного звука ля на 5-ом ладу.

  • выбираем тонику (1) на 6-ой струне;
  • септиму (7) – на 4-ой струне;
  • мажорную терцию (3) на 3-ей струне и квинту (5) на 2-ой струне – из основного аккорда схемы.

И получаем A7 вот в такой аппликатуре:

Ещё пример. Возьмём посложнее аккорд – A13.
(слева – выбранные звуки аккорда по схеме, а справа – уже аппликатура необходимого аккорда)

  • Тоника (1) без изменений – на 6-ой струне.
  • Септима (7) – на 5-ой.
  • Терция (3) – на 3-ей.
  • Терцдецима – на 2-ой.
  • Квинту (5) не используем, чтобы упростить аппликатуру.

Am7 (ля минор септаккорд):

Мажорную аппликатуру перестраиваем в минорную:

  • Большую терцию (3) заменяем на малую b3.
  • Тоника (1), септима (7) и квинта (5) также на 5-ом ладу.

Если выучить универсальную схему на память, можно сидя с гитарой буквально за 5 минут самостоятельно отыскать аппликатуру нужного заковыристого аккорда. Без таблиц, справочников и прочих шпаргалок. Ещё преимущество – по схеме можно проверить, правильно ли взяли аппликатуру аккорда с надстройками. На тот случай если сомневаетесь, или подзабыли постановку пальцев.

Универсальную схему можно составить на основе любого стандартного аккорда. Рисуете сетку. Добавляете в неё звуки основной аппликатуры (допустим баррэ D на 5-ом ладу, в форме A). Обозначаете близлежащие вокруг аппликатуры звуки – т.е. добавляемые ступени и альтерированные основные ступени. А потом по готовой схеме уже можно экспериментировать с аппликатурами, строить сложные аккорды.

На этом завершаем. Плодотворных, эффективный занятий! Не забывайте подкреплять изученные методы музыкальной теорией и исполнительской практикой.

Источник

Читайте также:  Милость мира василий старорусский ноты
Оцените статью