Сара садыкова жидегэн чишмэ ноты

«ВЫРАВНИВАНИЕ ЗВУКА. МЕЛИЗМАТИКА В НАРОДНОЙ И ЭСТРАДНОЙ ПЕСНЕ»

Министерство культуры Республики Татарстан

Управление культуры п.г.т. Аксубаево

МБУ ДО «Аксубаевская ДШИ»

КОНСПЕКТ УРОКА ПО КЛАССУ ВОКАЛА

«ВЫРАВНИВАНИЕ ЗВУКА. МЕЛИЗМАТИКА В НАРОДНОЙ И ЭСТРАДНОЙ ПЕСНЕ»

преподаватель по классу вокала

Салихова Зайнаб Фатиховна

Преподавательпо классу вокала: Салихова Зайнаб Фатиховна

Учащаяся: Сулейманова Алия18 лет (5 год обучения)

Место проведения: МБУ ДО «Аксубаевская ДШИ», каб. № 29

Дата проведения: 19 марта 2019 года

Время проведения урока: 15:40-16:20

Продолжительность урока : 40 мин(по учебному плану)

Форма проведения урока : индивидуальная

Тип урока : комбинированный

Оборудование: фортепиано, ноутбук, видео фрагмент, зеркало

— «Сибелэ чэчэк» татарская народная песня

— «Жидегэн чишмэ» муз. С.Садыковой, сл.Г.Баширова

Тема урока: «Выравнивание звука. Мелизматика в народной и эстрадной песне»

выравнивание звука на протяжении всего диапазона голоса;

— совершенствование у учащейся навыка мелизмирования;

развитие навыков звуковедения (совершенствование техники в различных нюансах, темпах);

обобщить и систематизировать ранее полученные знания по теме «Дыхание – основа пения»;

углубленное изучение понятия «кантилена» в вокальной музыке.

развитие навыка мелизмирования;

активности артикуляционного аппарата при различных нюансах;

развитие беглости голоса на легато и стаккато;

— развитие эмоционально-образной сферы психологических процессов (воображения, мышления, памяти) при пении упражнений и в процессе работы над вокальными произведениями;

— развитие навыков певческого дыхания.

создать условия для воспитания сознательного подхода к обучению;

— повышения уровня самооценки, стремления к самосовершенствованию и творческой самореализации;

— стимулирования творческого поиска в создании интерпретации произведений.

наглядный (слуховой и зрительный);

— словесный (комментарии, объяснения,образные сравнения, словесная оценка исполнения);

— фонетический (вокальные упражнения);

— методы показа и подражания;

работа над произведениями.

Список использованных источников

Мелизм – это мелодическое украшение в музыке, будь то вокальная или инструментальная музыка. Мелизмы – это общий термин различных украшений мелодии, при которых мелодическая и ритмическая линия остаются неизменными. Рассмотрим основные виды мелизмов.

Трель . Это повторяющееся быстрое поочерёдное исполнение двух звуков. На нотном стане обозначается волнистой линией над основной нотой трели.

Форшлаг . Это короткий звук предшествующий основному. На нотном стане записывается маленькой нотой перед основным звуком. Бывает короткий, состоящий из одного звука, бывает длинный, состоящий из нескольких звуков.

Группетто . Это опевание основного звука сверху или снизу, состоящее из четырёх звуков, исполняющееся за счёт длительности основного звука.

Мордент . Состоит из трёх звуков: основного, вспомогательного, основного. Существует два вида мордента: 1 – вспомогательный звук исполняется на секунду выше основного; 2 – вспомогательный звук исполняется ниже на секунду основного.

Поговорим о там, как овладеть техникой исполнения мелизмов. В основном, мелизмы разучиваются так же как и основная мелодия. Специальной техники овладения вокальными мелизмами не существует, ведь это всего лишь дополнительные ноты, которые должен исполнить вокалист. Так что достаточно уметь читать мелизмы в нотах и знать, что зашифровано под каждым обозначением. Мелизмы используютсячтобы разнообразить звучание, выразить необходимые эмоции, придать музыке неповторимый колорит.

Преподаватель приветствует и настраивает ученика на процесс обучения.

Беседа по пройденному материалу проводится в формате вопросов со стороны преподавателя и ответов со стороны ученика.

Перечень задаваемых вопросов преподавателям:

Какие признаки дают представление о татарской народной музыке, (предположительный ответ: акапельное исполнение с особенными украшениями.)

Каких татарских исполнителей ты знаешь? (предположительный ответ: Ильхам Шакиров, Хайдар Бегичев, Альфия Авзалова, Римма Ибрагимова, Винера Ганеева и другие)

Какие произведения тебе приходилось слышать? (предположительный ответ: татарские народные песни «Туган тел», « Тэфтилэу»; песни композитора Сары Садыковой «Сусау», «Казан кичлэре», «Энкэй» и другие)

Подготовка голосового аппарата к пению:

упражнения (см. в Приложении 1);

— пробуждение резонаторов (при исполнении наблюдать за потоком звука направляемый точно в зону верхних полостей лицевой части начало звука должнобыть мягким без ударов);

— работа над сочетаниями согласных с гласными звуками (контролировать процесс произношения согласных так, чтобы «основной удар» приходился точно на определённую часть артикуляционного аппарата);

— работа над ровностью звучания голоса на всём диапазоне

Работа над татарской народной песней «Сибелэ чэчэк».

— беседа с учащейся о содержании произведениятехника татарских украшений, её назначение;

— показ музыкального фрагмента в записи;

— пение в медленном темпе;

— пение отдельных фрагментов;

— концертное исполнение произведения.

Работа над вокальным произведением Сары Садыковой «Жидегэн чишмэ»

— беседа с учащейся о содержании;

— работа над фразировкой и мелизматикой;

— пропевание в медленном темпе;

— увеличить темп (пение а capella);

— пропевание фрагментов под фонограмму;

— работа над интонационной дикцией в сложных для учащейся

— концертное исполнение всего вокального произведения.

Подводим итоги урока:

— эмоциональное ощущение учащейся от собственного исполнения

(что получилось, что не вышло);

— выбор фрагментов для самостоятельной работы дома;

— вырабатывать упражнение на сочетание

согласных с гласными звуками;

— отрабатывать отмеченные фрагменты в произведениях.

Список использованных источников

Лысенко, Н.П. Упражнения для усовершенствования голоса. Школа пения для сопрано: Учебное пособие / Н.П. Лысенко, В.В. Пак, Л.В. Рогожина и др. — СПб.: Планета Музыки, 2016. — 72 c.

Дмитриев, Л.Б. Основы вокальной методики. — М.: Музыка, 2007 — 338 с.

А.В.Нежданова, Упражнения для колоратурного сопрано.

Источник

Портал педагога

Автор: Латочкина Айгуль Ринатовна
Должность: концертмейстер
Учебное заведение: МАУ ДО «Детская музыкальная школа № 1»
Населённый пункт: г. Набережные Челны
Наименование материала: сценарий
Тема: Литературно-музыкальный вечер, посвященный Саре Садыковой
Дата публикации: 14.01.2017
Раздел: дополнительное образование

Литературно-музыкальный вечер, посвященный Саре Садыковой.

Для учащихся средних классов.
Сара Садыкова – знаменитая певица, актриса, первая в истории татар женщина-композитор. Её творческая деятельность совпала с формированием и расцветом профессионального искусства Татарстана. Её имя вписано золотыми буквами в историю становления татарского музыкального театра, а без её песен невозможно представить музыкальную жизнь нашей республики. ♫Бибисара Гарифовна Садыкова родилась в Казани 1 ноября 1906 года. Семья Садыковых принадлежала к прогрессивному поколению татар. ♫ В доме были книги – русская и татарская классика, газеты и журналы на родном языке, музыкальные инструменты: саратовская гармонь, тальянка, кубыз. o
Жидегэн чишмэ
♫Когда подошло время учиться, маленькая Сара попала в женскую школу под руководством меценатки Фатыйхи Аитовой. ♫Эта школа была первой татарской женской гимназией. ♫В школе были замечены творческие способности будущей певицы. Здесь ей впервые выпала возможность попробовать себя на сцене в качестве солистки хора: одного из первых детских хоров среди татар, которым руководил педагог и журналист Фахрелислам Агеев. ♫По окончании школы Садыкова поступила в педагогический техникум, где преподавал Султан Габяши – многогранно талантливый музыкант, композитор, этнограф, просветитель, педагог. Он сыграл огромную роль в ее творческой судьбе. Именно благодаря Габяши Сара Садыкова исполнила свою первую в жизни театральную роль. o
Кэккук С.Габяши
♫Это случилось в 1921г., когда коллектив педагогического техникума ставит музыкальный спектакль «Бүз егет» («Прекрасный юноша»), музыку к которому написал Султан Габяши. Он же настоял, чтобы главную роль исполнила Садыкова. ♫Премьера спектакля состоялась 19 декабря 1921 года в здании Нового клуба (нынешний театр им. К.Тинчурина). Среди зрителей были прославленные артисты, журналисты, писатели. И все отметили, что звездой вечера, несомненно, стала Садыкова, выступившая под псевдонимом Сара Донская. По окончании действия ее многократно вызывали на поклон. Габяши был окрылен этим успехом, голос Сары заставлял его замирать в трепетном восхищении. ♫ Он писал: «. знаешь ли ты, какой это был голос в смысле чистоты и проникновенности! Ах, этот голос. Какой лиричный, какой задушевный голос! Он проникает в самое сердце, затрагивает самые тонкие нервные струны, подчиняя себе всю твою душу, все твои чувства. И в то же время, как нежен этот голос, как приятно его слушать. Он сумеет растопить даже камень!» Яркий дебют певицы способствовал тому, что правительство республики командировало её на обучение в Москву. В 1922 году Садыкова поступила в техникум при Московской консерватории, в вокальный класс профессора Марии Цыбущенко. o
Соловей Алябьев
Годы учебы были насыщены творческими событиями. ♫Особенно ярким из них стало участие Садыковой в работе над первой татарской оперой «Сания» в 1925 году. Над созданием оперы трудились Султан Габяши, Газиз Альмухамедов, Василий Виноградов.
♫Партию Сании, Габяши писал специально для Садыковой, и хотя она не смогла принять участие в премьере спектакля, образ Сании всё равно стал неразрывно связан с Сарой Садыковой. Она неоднократно выступала в этой роли перед казанскими зрителями позже, а также исполняла отдельные арии в многочисленных концертах. o
Ария Майсары
♫Отдельное место в жизни Сары Садыковой с 1924 по 1933 гг занимает её работа в Московском молодежном театре, которым руководил актер и режиссер Газиз Айдарский, ставший её мужем. ♫ В театре Айдарского Садыкова была незаменимой. Благодаря гастролям этого театра она получила известность среди татар Москвы и Подмосковья, Урала и Сибири, жителей Донбасса, Кузбасса, Перми, Архангельска, Ленинграда и др. ♫ С января 1934 года Сара Садыкова снова становится студенткой. Она учится в татарской оперной студии при Московской консерватории. ♫О тех днях вспоминает концертмейстер Е.Верниковская: «….С.Садыкова очень выгодно отличалась от многих и многих. Как говорится: дар божий! Голос, слух, беспредельная музыкальность, сценическое обаяние и, главное, потрясающая работоспособность и оптимизм…» Студия завершила свою работу в декабре 1938 года, выпускники ее, в числе которых были известные татарские музыканты и литераторы, вернулись в Казань и стали готовиться к открытию национального оперного театра. o Ария из оперы Качкын ♫17 июня 1939 г. премьерой оперы Назиба Жиганова «Качкын» («Беглец») состоялось официальное торжественное открытие Татарского государственного театра оперы и балета. Девять лет Садыкова была солисткой театра. За это время она исполнила такие роли, как: Райхана (в опере Жиганова «Качкын»), Сарвар (в комедии Файзи «Башмагым»), Сажида (в опере Жиганова «Ильдар»), ♫Асия (в оперетте Гаджибекова «Аршин мал алан»). Работа в оперном театре, казалось, должна была стать логичной кульминацией её артистической карьеры, но получилось наоборот. Ее постепенно отодвигают на эпизодические роли. o
Котэм сине
В годы войны Садыкова в составе концертных бригад выступала в госпиталях и гарнизонах. После окончания войны все ждали перемен только к лучшему. Однако для многих деятелей культуры послевоенный период оказался не менее трагическим. В 1948 году гонениям были подвергнуты ♫Мансур Муззафаров, ♫Салих Сайдашев. Многие талантливые музыканты попали под сокращение, в том числе и Сара Садыкова. ♫Потеряв возможность самовыражения на оперной сцене, Сара Садыкова ищет для себя новый путь – и её неугасимая жажда творчества выливается в сочинительский дар. Первую свою песню Садыкова написала еще в 1942 году. Это было знаменитое танго «Көтәм сине» («Жду тебя») на стихи Ахмета Ерикеева, мгновенно приобретшее популярность. Но по-настоящему сочинительством Садыкова занялась осенью 1951 года, когда она взялась за написание музыки к спектаклю «Ак калфак» по пьесе Мирхайдара Файзи. После этого спектакля С.Садыкова с энтузиазмом стала принимать предложения по музыкальному оформлению драматических произведений. Ею была написана музыка к 16 драмам: ♫ «Кара йөзләр» Мажита Гафури, ♫ «Зәйтүнгөл» Нажиба Асанбаева, ♫ «Бөркетләр кыяга оялый» Ильдара Юзеева, «Күк капусы ачылса» Хәй Вахита, ♫ «Яшел сумка» Гульшат Зайнашевой, ♫и другим. o
Песня из музыкальной комедии «Женихи»

Кроме того, в соавторстве с Рашидом Губайдуллиным были созданы музыкальные комедии «Песнь любви» и «Женихи». Помимо музыки к спектаклям она успешно сочиняла многочисленные песни. Ее мелодии стали необыкновенно востребованы: они звучали во всех радио и телефидению, их исполняли знаменитые певцы и начинающие артисты. Сара Садыкова смело отвечала вкусам и запросам массового слушателя. Её песни шли в ногу с модой, впитывали новейшие ритмы современности. Она обогатила татарское песенное творчество за счет использования ритмов иностранных танцев, популярных в СССР: танго, вальс, пасадобль, самба, твист. Эти ритмы становились «родными» для татарского слушателя благодаря умелому синтезу с интонациями национальной мелодики. Автор более 500 песен, Сара Садыкова, предопределила на многие годы вперед дальнейшее развитие татарской эстрадно-бытовой лирики. o
Боркет турында жыр
♫Сара Садыкова в душе оставалась всегда молодой. До последних лет жизни она была полна идей, много времени уделяла творческим поездкам и встречам со слушателями. ♫ «Музыка обязательно должна звучать современно, ее нужно обогащать новыми стилями, новыми ритмами и интонациями. Мы должны учиться у народа. Наш долг — обогатить народное песенное творчество, усилив его профессиональными музыкальными средствами, вернуть народу в более совершенном виде». (С.Садыкова) ♫Своей исполнительской и композиторской деятельностью Сара Садыкова внесла большой вклад в развитие татарской музыкальной культуры, оставив глубокий след в сердцах современников и потомков. o
Казан кичлэре

Источник

Оцените статью