Евгений Савицкий. Маршал по прозвищу «Дракон»
Судьба этого человека по настоящему фантастична. В 1922 году в возрасте 12 лет Женя Савицкий остался без отца. Беспризорное детство заставило воровать. В компании такой же малолетней шпаны он участвовал в грабежах, был лидером одной из шаек подростков в родном Новороссийске. В итоге в одной из облав Женя угодил в детский дом. И воспользовался предоставленным шансом изменить свою жизнь в полной мере. У мальчика не только был талант прирожденного лидера, но и способности. Он выучился сначала на дизелиста, затем на престижную тогда профессию шофера. Работал на заводе «Пролетарий». В начале 30-х годов по комсомольской путевке был направлен на курсы авиаторов. С той поры небо стало его жизнью.
В 1932 году окончил 7-ю Сталинградскую военную школу лётчиков, оставлен в ней инструктором. С первых полетов у него выработался свой особый стиль пилотирования, отличавшийся безупречной точностью выполнения элементов пилотажа. Талантливый летчик быстро продвигался по карьерной лестнице. В 1934 году он командир звена, в 1936 — командир авиационного отряда, в 1938 году помощник командира авиационного полка, а в 1940 стал командиром 3-го истребительного авиационного полка Дальневосточного фронта.
Великая Отечественная война застала майора Савицкого на Дальнем Востоке. Молодой командир рвался на фронт и в январе 1942 года оказался в составе действующих войск под Москвой, где состоялись его первые боевые вылеты. В том же году стал командующим ВВС 25-й армии, затем командиром 205 истребительной авиационной дивизии. В декабре 1942 года назначен командиром 3-го истребительного авиационного корпуса, которым руководил до конца войны. Его позывной «Дракон», выбранный еще в начале войны, использовался им до конца летной карьеры.
В 1943 году 33 летнему Евгению Савицкому было присвоено воинское звание генерал-майор. Несмотря на то, что боевые вылеты генералитета категорически не одобрялись командованием, продолжал боевую работу. Всего за время войны осуществил совершил 216 боевых вылетов, провёл 81 воздушный бой, сбил лично 22 и в группе 2 самолёта противника.
Были в судьбе генерала-фронтовика и поражения в воздушных схватках. В боях за родной Новороссийск в октябре 1943 года он, единственный раз в своей карьере, был сбит. Покинув с парашютом горящую машину приземлился в Новороссийской бухте. Выжить в ледяной воде шансов практически не было. Но повезло, он был выловлен советскими моряками, наблюдавшими воздушный бой.
Помните фильм «В бой идут одни старики»? Когда майор Титаренко вылетает в разведку на трофейном самолете? Такие эпизоды были и в жизни нашего героя. В 1944 году, в боях за освобождение Севастополя, разведчиками был захвачен аэродром противника, на котором были обнаружены 3 новеньких Мессершмидта -109. После нескольких потерь боевых летчиков своей части, вылетевших на разведку и не вернувшихся с задания, генерал решил лично осуществить вылет на трофейной технике в тыл врага. В итоге были получены бесценные данные об оборонительных линиях противника. Таких вылетов было несколько. Ме-109 под управлением советского летчика так и не вызвал никаких подозрений у немцев. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 11 мая 1944 года боевой генерал был удостоен звания Героя Советского Союза.
Свой последний фашистский самолет генерал-лейтенант Савицкий сбил в небе над Германией 23 апреля 1945 года, за две недели до конца войны. В июне 1945 года стал дважды Героем Советского Союза.
Не потерялся молодой генерал-лейтенант и после войны. Стал одним из пионеров реактивной авиации. В 1948 году был ведущим пятерки реактивных истребителей, впервые участвующих в военном параде. В том же 1948 году, 38 летнего Евгения Савицкого назначают командующим всей авиации сил противовоздушной обороны СССР. 6 мая 1961 года ему было присвоено звание маршала авиации.
Семейные традиции прославленного маршала продолжила его дочь Светлана Савицкая . Летчик-космонавт, вторая женщина, побывавшая в космосе, первая женщина вышедшая в открытый космос, единственная женщина дважды герой Советского Союза. Более чем достойная наследница.
Евгений Яковлевич Савицкий скончался 6 апреля 1990 года. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище. В его честь названа одна из улиц столицы.
Источник
Позывной — «Дракон». Как воевал и жил маршал, мечтавший никогда не расставаться с небом
Оба раза звание Героя СССР было присвоено Савицкому в годы Великой Отечественной. Он участвовал вместе со своим авиакорпусом во многих операциях, но, возможно, наиболее ожесточенными и кровопролитными были бои весной 1943 года над Малой землей — небольшим плацдармом, захваченным советскими десантниками под Новороссийском. Немецкие войска делали все возможное, чтобы сбросить советские части в море. Красная армия удерживала позиции, но долго не могла развить наступление: немецкая авиация мощными налетами неоднократно прижимала соединения к земле. Ставка ВГК приняла решение срочно усилить наши ВВС на этом направлении, началось срочное перебазирование стратегических резервов на Кубань.
«Таким и должен быть командир»
В середине апреля 1943 года по указанию маршала Александра Новикова группировку усилили. Среди подкреплений был и 3-й истребительный авиационный корпус, который возглавлял генерал-майор Савицкий. Массированными действиями советская авиация, с одной стороны, сумела сковать наступление противника на наш плацдарм, заставив его авиацию снизить свою активность. С другой — обстановка в районе Мысхако и Новороссийска складывалась так, что времени на организацию управления, взаимодействия и управления не было вовсе. На все соответствующие вопросы Савицкого командующий ВВС Северо-Кавказского фронта генерал Константин Вершинин ответил, что его корпусу сразу же, на следующий день после прибытия, надлежит вступить в бой.
Летчики-дальневосточники, составлявшие большинство личного состава подразделения Савицкого, имели неплохую индивидуальную подготовку, но совершенно не имели боевого опыта. Командир как мог постарался подготовить подчиненных, в частности провел показательный воздушный бой на Bf 109G против нашего Як-1, чтобы летчики почувствовали сильные и слабые стороны вражеской машины, но этого было явно мало. Гитлеровские асы были опасными противниками, ошибок не прощали.
Основной ударной силой врага на Малой земле в воздухе были пикирующие бомбардировщики, «Мессершмитты» прикрывали их сверху и сзади. Генерал Савицкий с земли наблюдал, как в одном из первых боев немецкие истребители связали группу «Яков», но неожиданно одна из пар буквально выскользнула и на догоне атаковала «Юнкерсы». Наш ведущий задымил, вероятно подбитый стрелком, но второй сумел послать точную очередь во флагманский бомбардировщик, и тот, неловко, словно нехотя, перевернулся через плоскость, резко пошел к земле…
Тяжелым днем стало 29 апреля, когда враг заявил о 63 сбитых наших самолетах. В тот день 3-й корпус действительно лишился 17 «Яков», погибло немало прекрасных бойцов. Однако первые неудачи не обескуражили Савицкого, о чем потом рассказал наш прославленный ас Александр Покрышкин, тогда майор и командир эскадрильи другого авиационного подразделения.
«Однажды возле командного пункта я увидел незнакомого летчика, высокого, стройного, в шлемофоне и кожаной куртке. По его внешнему виду и осанке я предположил, что это какой-то большой начальник, и постарался, не попадаясь ему на глаза, пройти в землянку. Но когда я вышел оттуда, он сам меня окликнул: «Покрышкин?» — «Так точно!» — отозвался я, отдавая честь. И только тут заметил на его галифе генеральские лампасы. По каким-то едва уловимым приметам я заключил, что генерал только что возвратился с боевого задания и полет этот прошел не совсем удачно. «Савицкий», — назвал он свою фамилию. Так вот он каков, командир прилетевшего к нам соединения истребителей! Только прибыл на фронт и уже сам побывал в бою».
Как вспоминал Покрышкин, «генерал как-то сразу расположил к себе всех наших летчиков. Я невольно подумал: вот таким и должен быть командир — простым, общительным, умным. Он умеет ценить и людей, и все, что они предлагают во имя победы над врагом».
«Лично летает на боевые задания»
Сражение на Кубани было далеко не первым в биографии Евгения Яковлевича. В действующую армию он попал в мае 1942 года (до этого служил на Дальнем Востоке) — подполковник Савицкий был назначен командиром истребительной авиационной дивизии 2-й воздушной армии Воронежского фронта. Он принимал участие в Сталинградской битве.
3-й авиационный корпус был сформирован в конце 1942 года и передавался на разные операционные направления, усиливая авиацию того или иного фронта, где шли ожесточенные битвы с люфтваффе. Он внес серьезный вклад в разгром наземных и воздушных сил противника в Крыму — с 8 апреля по 12 мая 1944 года немецко-румынская группировка там перестала существовать, потери врага превысили 100 тыс. солдат и офицеров, он лишился всей военной техники.
Источник
Трамплин майора Савицкого
Военно-воздушные силы СССР подошли к началу Великой Отечественной войны далеко не в лучшей форме. Это было обусловлено многими факторами, прежде всего – ростом численности с одновременным перевооружением на новую технику, страдающую множеством «детских болезней». Сложилась парадоксальная ситуация: полки, дислоцированные в западной части страны, которым предстояло вскоре отражать первый удар агрессора, лихорадило от пертурбаций, в то время как в «медвежьем углу» Дальнего Востока для лётчиков сложились наиболее благоприятные условия для ведения учебно-боевой подготовки. Где базировались лучшие истребители ВВС РККА последнего предвоенного года?
Часы, мотоциклы и автомобили
Прославленный советский лётчик, маршал авиации Евгений Яковлевич Савицкий в одной из книг своих мемуаров, вышедшей в 1988 году под названием «Я — «Дракон». Атакую!» так описывал успехи в учебно-боевой подготовке истребительного авиационного полка, которым он командовал в 1940 году:
«Не сразу, но пришло — пилоты заговорили: моя эскадрилья, мой полк, наша марка, честь… Я, как командир полка, конечно, радовался таким словам. Они, я знал, основывались не на страхе наказания, а на сознательности коллектива, его высоком морально-боевом духе. И не случайно, должно быть, после инспекции наркома обороны наш истребительный полк получил отличную оценку по всем разделам учебно-боевой и политической подготовки. Занял, завоевал в Красной Армии первое место и был отмечен переходящим Красным знаменем Военного совета нашей 2-й Отдельной Краснознамённой армии! За достигнутые успехи мне передали тогда 150 000 рублей — для награждения личного состава полка. Сумма немалая. Посовещавшись, решили с комиссаром каждому лётчику купить наручные золотые часы марки ЗИФ, а техникам самолётов — такие же, но серебряные. Командиры эскадрилий были отмечены наркомом обороны армии по-особому: каждому вручили мотоцикл с коляской. А мне — легковой автомобиль отечественного производства М-1».
Учитывая беллетристические подробности, которые буквально рассыпаны по страницам мемуаров маршала, автор с некоторым недоверием относился к столь смелым заявлениям прославленного лётчика и командира.
Однако в ходе работы в Центральном архиве Министерства обороны РФ в фонде управления ВВС хранится дело с представлениями частей ВВС всех округов к награждению переходящим призом Красной армии, в котором наряду с другими частями ВВС Дальневосточного фронта (ДВФ) действительно фигурирует 3-й ИАП, которым в тот момент командовал майор Е.Я. Савицкий (подписано 17 октября 1940 года):
«Представляю 3-й истребительный полк 31-й авиационной дивизии к награждению переходящим призом имени Красной Армии за боевую и политическую подготовку 1940 года. Командир 3-го ИАП майор Савицкий, начштаба 3-го ИАП майор Маслов, зам. командира по политчасти батальонный комиссар Фёдоров, пом. командира по эксплуатации военинженер 3-го ранга Кошев.
В полку всего 67 лётчиков, все летают самостоятельно на боевом самолёте и на боевое применение. Все подготовлены для боевых действий. Летают вслепую — 67, в облаках — 61, ночью — 45, на высотах 7000 метров и выше — 67. Выполнивших 1-ю и 2-ю задачу — 66, 3-е зачётное упражнение (ночное) — 31. Индивидуальная техника пилотирования всего лётного состава отработана «хорошо» и «отлично». Весь лётный состав полка обучен групповым полётам в составе девяток в общеполковом строю и в боевом порядке. Контрольные и зачётные упражнения сданы на «хорошо» и «отлично».
Полк в течение года налетал 9350 часов, выполнено 19 376 посадок, ночной налёт 793 часа, налёт под колпаком 654 часа, налёт в облаках 194 часа, высотный налёт 775 часов. В среднем налёт на лётчика 139 часов.
За отчётный период экипажи овладели как одиночным, так и групповым воздушным боем. Всего проведено 2447 воздушных боёв, из них индивидуальных — 2046, групповых — 401. В среднем на лётчика — 36 боёв. Всего проведено за этот период 2628 воздушных стрельб, из них: 2048 выполнено, что составляет 75%, в среднем на лётчика — 36 стрельб. Всего проведено маршрутных полётов 1077, из них днём — 934, ночью — 143. В 1940 году полк имел одну катастрофу и три аварии самолётов.
Полк подготовлен выполнять боевые задачи в сложных метеоусловиях в составе звеньев и девяток на всех высотах и в составе полка».
3-й истребительный авиаполк действительно получил переходящий приз имени Красной армии. Согласно приказу Народного комиссариата обороны №017, командир полка должен был получить знаменитую «Эмку» — легковой автомобиль М-1, начальник штаба и командиры эскадрилий — мотоциклы, а для награждения личного состава действительно было выделено 150 000 рублей.
Отличники с периферии
Необходимо отметить, что показатели, достигнутые полком и указанные в представлении, были действительно выдающимися, и соперничать с ними могли только другие части ВВС ДВФ. К примеру, личный состав лидера ВВС РККА за 1938 год 29-го Краснознамённого ИАП налетал 8550 часов, 40-го ИАП — 9050 часов, а безусловным лидером в количестве налётанных часов был 47-й ИАП с рекордными 9500 часами.
Спорить с истребителями ВВС ДВФ могли только их коллеги и соседи из ВВС Забайкальского военного округа (ЗабВО). Так, к примеру, пилоты 51-го ИАП преодолели планку в 8000 часов, достойно проводили подготовку 22-й, 56-й и 70-й ИАП, имевшие 6500-8000 часов налёта. Однако в ВВС ЗабВО были очень большие проблемы с аварийностью: к примеру, если на 88 000 общих часов налёта 11 истребительных полков ВВС ДВФ (в среднем 8000 на полк) приходилось 12 катастроф, то у ЗабВО 48000 часов налёта на восемь полков (в среднем 6000 на полк) при 26 катастрофах.
Показатели ВВС других округов были гораздо скромнее, что можно увидеть в приведённой ниже таблице. Лучшие показатели истребительных полков, базировавшихся в европейской части СССР, составляли 5000-6000 часов, и это были кадровые полки, сформированные в 1938 году. В лучшую сторону выделялись 31-й и 42-й ИАП ПрибОВО, 16-й, 27-й и 34-й ИАП ВВС МВО, 23-й и 28-й ИАП КОВО, 35-й, 36-й и 50-й ИАП ЗакВО, а также 116-й ИАП ВВС Среднеазиатского военного округа (САВО).
Число истребительных полков
Налёт на полк, часов
Налёт на катастрофу, часов
Если же сравнивать конкретные показатели 3-го ИАП с данными самого лучшего в европейской части СССР 31-м ИАП, то наглядно видно, что показатели последнего существенно меньше: налёт 6794 часа, из них на боевых самолётах 6092 часа и 701 час на учебных, 1540 стрельб, из которых выполнено всего 932 (60%).
Так как и по налёту часов, и по выполнению учебно-боевых упражнений, и по показателям аварийности истребительные части ВВС ДВФ наголову превосходили кадровые части остальных ВВС РККА, а части формирования 1940 года только приступили к учебно-боевой подготовке и представляли собой лишь заготовки боевых частей, то вполне естественно, что все призы собрали именно дальневосточники. Произошло это по вполне определённым причинам.
Во-первых, это специфика дальневосточного региона. Формировать здесь новые части было сложно в силу удалённости, и по этой причине в 30-е годы сюда отправляли уже сформированные отряды и эскадрильи из европейской части СССР.
Во-вторых, по этой же причине новые части на территории ДВФ не формировались, и уже существующие могли спокойно проводить учебно-боевую подготовку в 1939–1940 гг.
В-третьих, из-за угрозы столкновения с Японией ВВС ДВФ имели приоритет в получении материальной части, пополнялись лучшим личным составом, а также имели достаточное количество топлива для учёбы. Что касается самолётов-истребителей, то, к примеру, абсолютное большинство выпущенных заводами в 1938–1939 гг. более 600 новейших И-16 тип 10 и более 120 пушечных И-16 тип 17 были отправлены именно в части ВВС ДВФ и ЗабВО, а в 1940 году ВВС ДВФ получили по 250 И-16 тип 24 и И-153.
Второе место получил ещё один полк ВВС ДВФ — 6-й ИАП 29-й ИАД (командир полка майор Б.Р. Аристов, зам. командира по политчасти батальонный комиссар М.В. Редькин):
«6-й истребительный полк к началу учебного 1940 года был укомплектован молодым лётным составом, прибывшим из авиашкол. Лётная подготовка проходила на самолётах И-16, эксплуатируемых с 1936 года. За период лётной работы с декабря месяца 1939 года по 19 октября 1940 года, несмотря на старую изношенную материальную часть, полк работал безаварийно при общем налёте 7000 часов, посадок 19 500.
В полку всего имеется 72 лётчика, из них летают самостоятельно на боевом самолёте 65 лётчиков. Подготовлено для боевых действий 55 лётчиков. Закончили программу слепой подготовки 63 лётчика, из них 45 лётчиков отработали слепой полёт в облаках.
Летают на высоты 6000 метров — 65 лётчиков, 7000 метров — 58 лётчиков, 8000 метров — 57 лётчиков, 9000 метров — 46 лётчиков, ночью — 24 лётчика. Индивидуальная техника пилотирования лётного состава и групповая слётанность отработана хорошо. Весь лётный состав полка обучен групповым полётам в составе девяток в общеполковой колонне.
По воздушно-стрелковой подготовке полк закончил отработку воздушных стрельб согласно задаче №2 программы боевой подготовки 1940 года. Проведено воздушных стрельб по конусу 1331, выполнено 934 (70%); по щитам 495 стрельб, выполнено 449 (90%). Воздушных боёв проведено индивидуальных — 1185, групповых — 555, с максимальным количеством участвовавших в бою самолётов — 30.
По навигационной подготовке полк закончил изучение наставления по навигационной подготовке 1940 года, за исключением молодых лётчиков, прибывших в 1940 году. Проведено маршрутных полётов 745, из них ночью 21 полёт. Случаев потерь ориентировки за 1940 учебный год в полку не было.
Благодаря хорошей постановке технической учёбы со всем личным составом полка, правильной организации лётной работы и высокой требовательности в воздухе и на старте, 6-й истребительный полк 1940 учебный год закончил без аварий и других каких-либо чрезвычайных происшествий с общим выполнением программы БП-40: первую задачу — 58 лётчиков, вторую задачу — 51 лётчик. Налёт: общий 7000 часов, высотный 573 часа, слепой 314 часов и ночной 203 часа.
В итоге выполнения программы БП-40 полк подготовлен для выполнения боевых задач при средних метеорологических условиях до 7000 метров и отдельными звеньями до 9000 метров, ночью в составе звеньев 24 экипажа. Боеготовность полка (летняя) 20 минут».
Командный состав 6-го ИАП был поощрён аналогично командирам 3-го ИАП, только премиальных денег выделили вдвое меньше — 75 000 рублей.
Что касается других частей и подразделений, то 1-я эскадрилья 53-го ИАП была представлена командиром полка к награждению премией имени Чкалова:
«Представляю 1-ю истребительную эскадрилью 53-го истребительного полка 34-й авиационной дивизии к награждению премией имени Чкалова за отличное выполнение плана боевой подготовки истребительной авиации ВВС Красной Армии 1940 года. Командир эскадрильи капитан Д.И. Манасеев, зам. командира по политчасти старший политрук П.К. Потапенков, старший адъютант младший лейтенант Д.Е. Ефремов.
Эскадрилья в своём составе имеет 14 лётчиков, из которых выполнили: 1-ю задачу — 13 человек, вторую задачу — 11 человек, контрольное упражнение 3-й задачи — 8 человек, ночью летает на боевое применение — 13 человек, на высоту 8000–9000 м летает 13 человек.
Проведено стрельб по конусам 570 (выполнено 90%), стрельб по конусам на высоте 112 (выполнено 100%), стрельб по конусам ночью 43 (выполнено 95%), стрельб по щитам 439 (выполнено 72%), индивидуальных боёв 440 (выполнено 100%), групповых боёв 38 (выполнено 100%), маршрутных полётов 177 (выполнено 100%).
Общий налёт эскадрильи днём, в облаках и под колпаком равен 1476 часам. Эскадрилья имеет за весь учебный год одну мелкую поломку. Других лётных происшествий эскадрилья не имеет. Эскадрилья в числе 13 лётчиков подготовлена для дневных боевых действий на малых, средних и больших высотах 8000–9000 метров в составе полка, сложных метеоусловиях и в таком же составе для боевых действий ночью».
Приведённые цифры по стрельбам эскадрильи выглядят просто запредельными: если поделить на количество стрельб на всех 14 лётчиков, получится более 80 стрельб на человека, из них 51–52 по конусу и 31 по наземным щитам. Вероятно, это абсолютный рекорд для ВВС РККА и существенно выше, чем в среднем в частях ВВС ДВФ и ЗабВО: здесь показатели составляли соответственно 40 (26 по конусу и 14 по наземным целям) и 24 (13 по конусу и 11 по наземным целям) стрельб на лётчика в год. Сравнивать со всеми ВВС РККА вообще бессмысленно: к примеру, больше всех в европейской части страны стрелявшие лётчики ВВС ПрибОВО имели всего 12 стрельб на пилота в год, из них восемь стрельб по конусу и четыре по наземным целям!
С учётом этих сведений довольно скептически воспринимаются слова командира 31-й САД полковника С.И. Руденко о плохом состоянии 3-го ИАП, якобы сказанные им при первой встрече с Е.Я. Савицким:
«…Так что работы вам предстоит много. Принимайте полк — потом прилечу, и на месте обсудим, как выводить его из отстающих в отличные…»
Судя по всем документам, 3-й ИАП был как минимум крепким середнячком, одним из немногих полков, формирование и сколачивание которого успели провести ещё в 1938 году. Ещё нелепее выглядит дальнейший рассказ о том, что Савицкий в тот момент якобы имел звание старшего лейтенанта, а назначенный заместитель командира полка по политической части С.К. Фёдоров — только лейтенанта:
«— У вас будет новый комиссар полка. Он уже назначен и вчера отбыл на место службы.
— А кто? — вырвалось у меня.
«Ничего себе! — отметил я про себя. — Сильные кадры собираются в полку: командир — старший лейтенант, комиссар — лейтенант…»
В действительности заместитель командира полка по политчасти Сергей Константинович Фёдоров в тот момент имел звание батальонного комиссара, эквивалентное майору, а к концу войны поднялся по служебной лестнице до заместителя командующего 10-й, а затем и 11-й воздушных армий по политчасти в звании полковника.
Взлёты и падения
Сам Савицкий в 1938 году уже был капитаном и заместителем командира 29-го Краснознамённого ИАП. В феврале 1940 года ему было присвоено звание майора, и до сентября Евгений Яковлевич уже командовал тем же полком. Командиром 3-го ИАП он стал лишь 20 сентября 1940 года, когда основная часть учебно-боевой подготовки была уже проведена: как отмечено выше, представление на получение премии Красной армии было подписано 17 октября, когда Савицкий командовал полком не более месяца. Ещё интереснее факт, что учебная подготовка 29-го Краснознамённого ИАП, лидера ВВС ДВФ в 1938–1939 гг., в 1940 году была провалена.
Кроме того, прежний командир 3-го ИАП майор Н.И. Мирошниченко ещё в январе 1940 года убыл к новому месту службы, и кто непосредственно руководил учебно-боевой подготовкой 3-го ИАП три первых квартала года, документально не известно. Тем не менее штаб полка, командиры эскадрилий и личный состав со всеми учебно-боевыми задачами справились и были вполне достойны наград. И вот здесь приключился конфуз: ни машины командиру полка, ни мотоциклов начальнику штаба и комэскам не досталось. Из докладной записки, поданной в НКО майором Е.Я. Савицким:
«Приказом НКО №017 от 17 января 1941 года ряд частей Красной Армии награждены переходящим призом за успехи в учебно-боевой подготовке. В этом приказе награждён 3-й ИАП, который, согласно приказу, должен был получить 150 тысяч рублей для премирования личного состава, командир полка и зам. командира полка — легковые машины М-1, командиры эскадрилий и начальник штаба полка — мотоциклы П-3.
Я, будучи командиром 3-го ИАП, получил 150 тысяч рублей и премировал личный состав, а командиров эскадрилий и начальника штаба считал отмеченными Народным комиссаром обороны и никаких премий им не выдавал. С 1 мая 1941 года я вступил в командование вверенной мне 29-й авиационной дивизией, где встретился с аналогичным фактом, когда 6-й ИАП награждён тем же приказом НКО и получил 75 тысяч рублей.
Командир 6-го ИАП наградил личный состав ценными подарками, а руководящий состав полка и сам командир полка остались ничем не отмечены в надежде на то, что, согласно приказу НКО №017 будут награждены Наркомом автомашинами и мотоциклами.
Сделал запрос ГАБТУ КА [Главное автобронетанковое управление Красной армии, по линии которого, вероятно, должны были выделяться призовые авто и мотоциклы — прим. автора], и мне ответили, что приказ НКО №017 от 17 января 1941 года отменён приказом НКО №114 от 4 марта сего года, и что награждения командиров эскадрилий и полков не будет. Считаю, что приказ НКО №114 от 4 марта сего года не отменяет приказа НКО №017, так как награждение полков производилось за 1940 год.
Прошу дать разъяснение, как быть с командирами эскадрилий и командирами полков, которые… по приказу НКО №017 должны быть награждены большими премиями, а в итоге оказались ничем не отмечены, так как деньги для премирования… раздали лётно-техническому составу. Прошу дать разъясняющий ответ по данному вопросу».
Учитывая, что в приёмной НКО докладная была зарегистрирована 3 июня 1941 года, командный состав дальневосточных полков, скорее всего так и остался без ценных подарков из-за начавшейся вскоре войны. Собственно, лично майору Савицкому жаловаться особых поводов не было. Во-первых, как уже упоминалось, 3-м ИАП он стал командовать лишь за месяц до присвоения приза. Во-вторых, вновь назначенный командир 29-го ИАП капитан Дмитрий Павлович Шамышейский в апреле 1941 года из-за высокой аварийности был отстранён от командования полком с понижением в должности. В-третьих, согласно тому же приказу НКО, которым испортили карьеру капитану Шамышейскому, был снят с должности командир 29-й ИАД полковник Владимир Дмитриевич Дмитриев, и именно на его место был назначен майор Савицкий.
Таким образом, карьера Савицкого блестяще пошла вверх: командующий ВВС 25-й армии, командир 205-й ИАД, командир 3-го ИАК. За войну генерал-лейтенант Савицкий совершил более 200 боевых вылетов, заявил 22 победы и удостоился звания дважды Героя Советского Союза, а после войны стал маршалом авиации. А ведь всё могло повернуться по-другому, останься Евгений Яковлевич на посту командира 29-го Краснознамённого ИАП! К примеру, тот же полковник В.Д. Дмитриев, карьеру которого сломали в апреле 1941 года, в конце войны служил на скромной должности помощника командующего 10-й ВА по воздушно-стрелковой службе в том же звании полковника, что и четыре с лишним года тому назад. Командир 197-го ИАП майор Д.П. Шамышейский погиб на Карельском фронте 12 сентября 1942 года, разбившись на «Харрикейне».
То, что майор Савицкий так удачно для себя покинул 29-й ИАП, своеобразно отмечено в полку: ни в «Истории полка», ни в его историческом формуляре нет упоминаний о будущем маршале авиации, хотя он командовал частью полтора года и был всего лишь вторым командиром этой прославленной части…
Судьбы других упомянутых командиров сложились по-разному. Командир 1-й эскадрильи 53-го ИАП Дмитрий Иванович Манасеев практически всю войну командовал 5-м ИАП ВВС ДВФ в звании подполковника, в 1944 году проходил стажировку на фронте, в августе 1945 года участвовал в боевых действиях против Японии. Командир 6-го ИАП подполковник Борис Романович Аристов погиб 29 июля 1941 года, в одном из первых боев после прибытия полка на фронт.
Истребительные полки ВВС ДВФ в 1940 году, как уже говорилось, удалось частично перевооружить новыми И-16 тип 24 и И-153, существенно повысив боевые возможности. В первой половине 1941 года, несмотря на всё же начавшееся развёртывание в составе ВВС ДВФ семи новых истребительных полков, боевая подготовка дальневосточников оставалась на высоте. Они продолжали уверенно лидировать среди всех ВВС РККА: так, 3-й ИАП на 1 мая имел налёт уже 3500 часов при 7500 посадках, 47-й ИАП — 3500 часов при 7900 посадках, 6-й ИАП — 3000 часов при 10 700 посадках, 53-й ИАП — 2600 часов при 7300 посадках, 60-й ИАП — 2500 часов при 7400 посадках, 40-й ИАП — 2200 часов при 6900 посадках, 29-й ИАП — 2000 часов при 5000 посадках. Остальные полки имели налёт от 1500 до 1900 часов.
Отправленные из состава ВВС ДВФ на фронт в первые недели войны 29-й ИАП, 6-й ИАП и 40-й ИАП достойно сражались с врагом, заслужив гвардейские звания. Со временем 29-й ИАП стал 1-м Гв.ИАП, 40-й ИАП — 41-м Гв.ИАП; 6-й ИАП разделили на две половины, и обе части стали гвардейскими — 18-м Гв.ИАП и 149-м Гв.ИАП. В дальнейшем, на протяжении всей войны ВВС ДВФ служили постоянным источником пополнения ВВС Красной Армии, отправляя на фронт целые соединения хорошо подготовленных воздушных бойцов.
Исследователь истории советских ВВС в годы Великой Отвечественной
Источник