- Открытый урок на тему «Работа над штрихами на примере вариации И. Литковой на бел.нар.песню «Савка и Гришка сделали ду -ду»
- Это нужно знать!
- Тексты песен
- Рекомендую
- Последние новости
- Гитаристы мира
- Частые вопросы
- Уроки игры на гитаре в видео формате
- Новинка!
- Курс с видеоразборами известных романсов
- «Русский классический романс»
- Курс с видеоразборами православных песен
- «Песни для души»
- Наглядный пошаговый видеокурс
- «Уроки игры на гитаре. Школа аккомпанемента»
- Освой гитару в 16, 45 и даже в 70!
- После обучения вы.
- «Современный романс и песни из кинофильмов»
- Обучающий курс с видеоразборами песен и мелодий из кинофильмов
- «По волне нашей памяти»
- Видео разборы песен 80-90-х годов
- Текст песни Савка и Гришка — Савка и Гришка сделали ду-ду
Открытый урок на тему «Работа над штрихами на примере вариации И. Литковой на бел.нар.песню «Савка и Гришка сделали ду -ду»
специалист в области арт-терапии
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
Деская школа искусств №2 р.п. Приютово муниципального района Белебеевский район Республики Башкортостан
Конспект открытого урока по предмету « Фортепиано»
преподавателя МАУ ДО ДШИ №2 р.п. Приютово
Никитиной Римы Салимьяновны
«Работа над штрихами на примере вариаций И.Литковой на бел. нар. песню «Савка и Гришка сделали дуду»»
Тема урока : Работа над штрихами на примере вариаций И. Литковой на бел. нар. песню «Савка и Гришка сделали дуду».
Цель урока : Совершенствование знаний и исполнительских навыков на примере изучаемого произведения. Развитие музыкального воображения, мышления, умения выявлять элементы изменчивости музыкальной ткани в сочетании с их повторностью.
— формирование правильного образного мышления;
— развитие способности самостоятельной работы над штрихами;
— умение слушать и контролировать себя во время занятий;
— закрепление знании по теме «штрихи, виды штрихов»;
— освоение навыков технологически удобного выполнения штрихов;
-развитие навыков «переключения» из одного образного состояния в другое;
— воспитание осознанного отношения к качеству исполнения;
Приветствие, посадка за инструментом, настрой на активную творческую работу.
Основная часть урока:
Беседа с учеником о штрихах, закрепляя теоретические знания.
Ты когда-нибудь задумывалась над тем, что делает нашу речь неповторимой, ни на кого не похожей? А с помощью чего мы различаем, что над нами подшучивают, пугают, ругают, восхваляют, ласкают речью и т.д.? При общении мы пользуемся разными оттенками речи, используя разную артикуляцию. Можем говорить плавно, насмешливо, строго, томно, можем колко, язвительно.
Так и в музыке. Игра без артикуляции – бездушна, бесхарактерна. Такая игра не зацепит струнки души у слушателя. Это как слушать длинную монотонную речь.
Итак, что же такое артикуляция? Артикуляцией называют разные способы произнесения мелодии. Этот способ конкретно реализуется в штрихах.
Штрихи бывают разные. И каждому штриху соответствует определенный знак, который и указывает, как именно надо играть ноту: коротко, длинно, тяжело и т.д.
Штрих — способ (приём и метод) исполнения нот, группы нот, образующих звук. Штрихи определяют характер, тембр, атаку и другие характеристики звучания.
Начнем с самых основных штрихов и самых часто используемых – это:
нон легато (non legato)
Без этих штрихов не обходится ни одно, даже самое миниатюрное музыкальное произведение.
Нон легато (итал. Non legato «раздельно , не связано») Как правило, в начале обучения ученики играют именно non legato . При игре этим штрихом клавиши нажимаются и освобождаются таким образом, чтобы не было ни плавного, ни отрывистого звучания. Нон легато применяется часто в пьесах торжественного, бодрого и строгого характера музыки. В нотах нет обозначения.
Итак, легато (итал. legato «связанно») – это связное исполнение музыки. Играя legato , следует внимательно прислушиваться к тому, как один звук сменяется другим, как плавно и равномерно распределяются звуки между собой, без перерыва и толчков. Очень важно при игре legato направлять внимание на выработку навыков связывания звуков без лишних движений, толчков рукой и чрезмерного поднятия пальцев. В нотах штрих legato обозначается лигой.
Стаккато (итал. staccato «отрывисто») – короткое, отрывистое исполнение звуков. Мастерство игры данного штриха заключается в сокращении продолжительности звучания и в увеличении пауз между ними без перемены в темпе. Этот штрих придает произведению тонкость, легкость, грациозность. Этот приём можно сравнить с печатанием на клавиатуре или с птицей, клюющей зерна. На нотном стане staccato обозначается точкой расположенной над нотой или под ней.
Сообщив информацию словесно, педагог демонстрирует различные приёмы в исполнении произведений, при этом закрепляя слуховое восприятие навыков игры (нон легато, легато, стаккато) Лонгшамп — Друшкевичова « Марш», Украинская народная песня, Майкапар « Дождик».
Сегодня на примере вариации И . Литковой на бел. нар. песню «Савка и Гришка сделали дуду» мы покажем работу с использованием различных приёмов игры.
Слово «Вариация» имеет латинское происхождение и означает «изменение».
В музыке вариациями называют такое произведение, которое состоит из темы и её нескольких изменённых вариаций. Каждая вариация пересказывает тему на особый лад. Одна – мягко, другая – шутливо, третья – страстно. А у последней задача – окончательно поставить точку. Иногда меняется только сопровождение мелодии, но чаще – и она сама. В мелодии может измениться её ритм, темп, лад, фактура, отдельные обороты.
Педагог исполняет произведение (характер, образ, лад, темп, штрихи, регистры) Для темы характерна простота, запоминаемость Она излагается в простой, завершённой форме (период)
Тема – это целое предложение, которое необходимо динамически выстроить и найти в ней кульминацию. (1проведение громко, 2тише; крещендо, штрихи; достичь целостности в исполнении) шутливо, задорно.
Важно, чтобы тема не исполнялась однообразно. Мелодия — основа художественного образа пьесы. У нее есть дыхание, пульс, движения, интонация. Большое значение имеет соотношение звучности мелодии и аккомпанемента.
Вар.1 (играет ученик):
Учитель: Какие изменения произошли в первой вариации?
Ученик: штрих – legato , выразительная, напевная, взволнована
Учитель: А осталась ли тема или хотя бы ее элементы?
Учитель: Давай сыграем вдвоем, в ансамбле. Я буду играть вариацию, а ты – тему.
Играем в ансамбле, одновременно тему и первую вариацию. Звучит достаточно необычно, но интересно. Первая вариация очень украшает тему и как бы оплетает кружевом ее мелодию.
Играем в медленном темпе отдельными руками. Работаем над штрихом. Staccato легкое, короткое и острое, разбор по гармонии (главные ступени лада ( T . D ), собираем в аккорд. Пальцы собраны в «домик» (но не поджаты), кончики направлены строго вниз, в клавиши. Плечи и локти свободные, движение кисти как при легком постукивании по твердой поверхности (вспоминаем курочек, клюющих зернышки) яркая, энергичная, праздничная, солнечная. Она – кульминация всего произведения
Работа над штрихами, различными приемами звукоизвлечения — кропотливый, продолжительный, но интересный и творческий процесс в обучении юного пианиста.
Штрихи, как средства музыкальной выразительности влияют на характер музыкального произведения, его образ. Чтобы верно передать художественный образ, надо тщательно выбрать штрихи и правильно их исполнить. Одновременное развитие слуха, чувства ритма, умение читать нотную запись, играть выразительно повышает эффективность овладения каждым навыком в отдельности и обеспечивает целостный, системный подход к обучению. Активное переживание музыкального произведения помогает восприятию музыки и положительно сказывается на творческом процессе; мы воспитываем в ученике любовь к искусству, формируем его художественно-эстетический вкус.
Источник
Это нужно знать!
Тексты песен
Рекомендую
Последние новости
Гитаристы мира
Частые вопросы
Уроки игры на гитаре в видео формате
Новинка!
Курс с видеоразборами известных романсов
«Русский классический романс»
«Русский классический романс» — подробный пошаговый курс для начинающих гитаристов любого возраста. Это понятные и доступные видео разборы известных русских романсов с рекомендациями от опытного преподавателя, которые будут полезны также уже играющим гитаристам.
В курсе Вы найдёте как лёгкие простые разборы, так и романсы с интересными вступлениями.
Выбирайте видео разборы на свой вкус и по своим возможностям.
Идите в своём темпе и верными шагами к виртуозной игре.
В курсе видео разборы романсов: «Калитка», «Я ехала домой», «Я встретил Вас», «Не пробуждай воспоминаний» и многих других.
Курс с видеоразборами православных песен
«Песни для души»
Видеокурс для гитаристов-аккомпаниаторов с разборами православных песен.
В этом курсе Вы познакомитесь с песнями о.Олега Скобля, Иеромонаха Романа (Матюшина), Ирины Скорик и Светланы Копыловой.
Этот курс содержит лишь несколько известных песен из различных альбомов их авторов: Олега Скобли, Светланы Копыловой, иеромонаха Романа и Ирины Скорик.
Целью курса было не создание кавер-версий, а знакомство с православными песнями и помощь в их разучивании на гитаре.
Так как в интернете мало разборов таких песен, то любителям этого жанра будет интересно научиться исполнять песни самостоятельно, аккомпанируя себе на гитаре.
В курсе «Песни для души» есть несколько песен со вступлениями, которые написаны в программе Guitar Pro и переложены в pdf.
Надеюсь, что курс «Песни для души» вам понравится.
Наглядный пошаговый видеокурс
«Уроки игры на гитаре. Школа аккомпанемента»
Освой гитару в 16, 45 и даже в 70!
Научитесь самостоятельно играть любую песню
● Для тех, кто только взял гитару в руки или уже пробовал что-то играть
● Для тех, у кого не получается одновременно играть боем и петь
● Для тех, чье баррэ не звучит, а струны глохнут и дребезжат
● Для тех, кто считает, что учиться играть на гитаре уже поздно
● Для тех, кто всегда хотел научится играть на гитаре, но не находил времени из-за работы, учебы или семьи
«Уроки игры на гитаре» — подробный пошаговый курс для новичков любого возраста.
По курсу занимались преподаватели, инженеры, мед работники, предприниматели и даже пенсионеры. Если вы до сих пор считаете, что учиться играть на гитаре уже поздно — эти уроки докажут вам обратное.
После обучения вы.
● Поете под гитару без заминок и пауз.
● Знаете сложные бои и переборы, которыми можно сыграть самые популярные песни
● Знаете аккорды, разбираетесь в их обозначениях, названиях и схемах
● Берете баррэ, и оно звучит чисто и красиво
● Играете на семейных праздниках, в походах и даже на сцене
«Современный романс и песни из кинофильмов»
Обучающий курс с видеоразборами песен и мелодий из кинофильмов
С этими песнями Вы станете не только душой компании, но и звездой крутой вечеринки!
Я могу вам предложить дружескую помощь в обучении игре на этом замечательном инструменте, а так же на доступном языке с помощью видео уроков покажу как вы сможете спеть и профессионально сыграть на гитаре свои любимые песни и мелодии.
Для кого этот диск?
Данный диск будет полезен гитаристам, которые уже немного умеют аккоманировать себе на гитаре и хотят научиться играть более профессионально.
На диске представлены разборы песен со вступлениями в простой и красивой авторской аранжировке.
Курс будет также полезен также и начинающим гитаристам, которые только начинают обучаться игре на гитаре.
Для комфортного исполнения некоторые песни представлены в разных тональностях.
Темы вступления одновременно представлены в нотах и табулатурах в формате pdf.
«По волне нашей памяти»
Видео разборы песен 80-90-х годов
Видео курс «По волне моей памяти» состоит из разборов песен разной сложности.
Для Вашего удобства в аннотациях к каждой песни стоит уровень сложности.
Для кого подойдёт этот курс?
- Для тех, кто уже имеет небольшой опыт игры на гитаре
- Для тех, кто хочет разучить новые виды аккомпанемента
- Для тех, кто любит песни 80-90-х
- Для тех, кто любит порадовать своих друзей настоящими душевными песнями
Источник
Текст песни Савка и Гришка — Савка и Гришка сделали ду-ду
Куплет 1
Савка и Гришка сделали дуду,
Савка и Гришка сделали дуду.
припев:
Ду-ду, ду-ду, ду-ду, ду-ду, ай ду-ду, дуду.
Ду-ду, ду-ду, ду-ду, ду-ду, ай ду-ду, дуду.
Куплет 2
Громко ребята в дуду заиграли,
Дедушке старому спать помешали.
припев:
Ду-ду, ду-ду, ду-ду, ду-ду, ай ду-ду, дуду.
Ду-ду, ду-ду, ду-ду, ду-ду, ай ду-ду, дуду.
Куплет 3
А старый дед на нах закричал,
Шалунам на двери палкой показал.
припев:
Ду-ду, ду-ду, ду-ду, ду-ду, ай ду-ду, дуду.
Ду-ду, ду-ду, ду-ду, ду-ду, ай ду-ду, дуду.
Куплет 4
Савка и Гришка шмыгнули во двор,
Важно там уселись прямо на забор.
припев:
Ду-ду, ду-ду, ду-ду, ду-ду, ай ду-ду, дуду.
Ду-ду, ду-ду, ду-ду, ду-ду, ай ду-ду, дуду.
Куплет 5
Оба позабыли недавнюю беду,
Раздувая щёки, дуют во дуду.
припев:
Ду-ду, ду-ду, ду-ду, ду-ду, ай ду-ду, дуду.
Ду-ду, ду-ду, ду-ду, ду-ду, ай ду-ду, дуду. Verse 1
Savka and Grisha sdelaly volynka,
Savka and Grisha sdelaly volynka.
prypev:
Doo-doo, do do, do do, do do, do do ah, volynka.
Doo-doo, do do, do do, do do, do do ah, volynka.
Verse 2
Hromko guys in volynka zayhraly,
Dedushke old pomeshaly sleep.
prypev:
Doo-doo, do do, do do, do do, do do ah, volynka.
Doo-doo, do do, do do, do do, do do ah, volynka.
Verse 3
And tries to Stariy grandfather cried,
Shalun on the door palkoy shown.
prypev:
Doo-doo, do do, do do, do do, do do ah, volynka.
Doo-doo, do do, do do, do do, do do ah, volynka.
Verse 4
Savka and Grisha shmыhnuly t yard,
It is important there uselys directly to Deny.
prypev:
Doo-doo, do do, do do, do do, do do ah, volynka.
Doo-doo, do do, do do, do do, do do ah, volynka.
Verse 5
Both pozabыly nedavnyuyu bedu,
Razduvaya schёky, blow t volynka.
prypev:
Doo-doo, do do, do do, do do, do do ah, volynka.
Doo-doo, do do, do do, do do, do do ah, volynka.
Источник