Сайлент гитара ямаха обзор

YAMAHA Silent Guitar — преимущества практического использования «тихих» гитар

Несмотря на то, что акустическую гитару можно отнести в разряд «камерных» инструментов, она может быть достаточно громкой. Ее звук может раствориться среди инструментов симфонического оркестра, да и в концертном зале вместимостью свыше 1000 человек не обойтись без микрофонов. Она привлекает многих именно своим чарующим, певучим тембром. Однако, в домашних условиях все может выглядеть иначе.

Когда мы слушаем виртуозного музыканта, мы невольно думаем, что он родился талантливым человеком. Мало кто из нас задумывается, сколько усилий он потратил для достижения такого уровня. Зато это прекрасно знают близкие родственники и соседи музыканта. Первые шаги в занятиях на гитаре всегда выглядят беспомощно и даже профессиональные музыканты, порой, оттачивая сложные пассажи, далеко не всегда блещут превосходной игрой. Часто в этот процесс невольно вовлечены люди, проживающие в радиусе нескольких десятков метров. И это их не всегда радует. Что ж, их тоже можно понять. Но музыканты тоже должны заниматься. И вот компания YAMAHA пошла им навстречу, предложив свою серию «тихих» инструментов (модель silent именно так и переводится с английского — тихая), в основе которых лежат достижения электроники.

Конструктивной особенностью инструментов „YAMAHA Silent Guitar“ является полное отсутствие корпуса. Очертания корпуса напоминают лишь пластиковый обод, который можно легко снять, сделав гитару более компактной для транспортировки. В гитару встроен пьезозвукосниматель, применяемый на многих акустических гитарах. Такую гитару можно подключить к усилителю, либо — для любителей играть по ночам — к наушникам.

Увидев такую гитару на прилавках, музыканты могут воспринять ее как милую шутку. Многие гитаристы не воспринимают ее всерьез. Однако, попробуем подойти к ней непредвзято.

Представьте себе помещение с хорошей акустикой. Возможно, это небольшой концертный зал, либо старая церковь в центре Европы, либо звукозаписывающая студия. В общем, идеальные условия для полного раскрытия потенциала акустической гитары. (Увы, далеко не всегда гитаристам приходится работать в таких условиях). В большом концертном зале звук гитары теряется, она выглядит беспомощно, зрителю на задних рядах трудно уловить все нюансы хорошего исполнения. Некоторые помещения имеют свойство «убивать» все обертона, которыми богат гитарный звук. Конечно, выходом из положения может быть звукоусиливающая аппаратура. Звук гитары можно снять микрофонами (в идеале их минимум два). Но при этом всегда есть опасность обратной связи, когда микрофон «заводится» от колонок и начинает фонить, вплоть до неприятного свиста. Устранение этой проблемы тоже легко решается профессиональными звукорежиссерами. Но представьте, если гитаристу придется играть соло с оркестром, причем гитару надо вывести на передний план. Микрофон будет озвучивать не только гитару, но и — частично — оркестр. Плюс ко всему гитарист может захотеть слышать себя через монитор и в этом случае опять стоит проблема обратной связи. В общем, без квалифицированного звукорежиссера не обойтись.

Теперь давайте рассмотрим поп музыку, в которой гитара стала чуть ли не обязательным инструментом. Те, кто хоть раз был на рок концерте, знают, что редко уровень звукового давления на нем опускается ниже 100 децибел. Для сравнения, стартующий в 100 метрах от вас реактивный самолет выдает громкость звука около 110 децибел. И вот в подобных описанных условиях «тихая» гитара может быть наиболее идеальным решением вышеописанных проблем.

Дело в том, что многие гитаристы забывают о том, что как только в дело вмешивается звукоусиливающая аппаратура, акустический звук гитары перестает иметь решающее значение значение. Конечно, исходный звук должен быть наиболее идеальным, но как только он преобразовывается в электронный сигнал, обрабатывается и усиливается, он перестает быть чисто акустическим. И если в обычной гитаре микрофоном снимаются звуковые колебания корпуса, то в YAMAHA Silent Guitar колебания струн напрямую преобразуются в электронный сигнал с минимальными потерями. А как только звук превращается в электронный сигнал, разница между этими двумя инструментами исчезает. При этом, YAMAHA Silent Guitar лишена корпуса, которому передавалась бы энергия колеблющихся струн. По сути это жесткий «сквозной» гриф, не глушащий колебания струн, а, стало быть, гитара обладает хорошим сустейном – извлеченный звук очень плотный и длительный.

Отсутствие корпуса так же имеет свои плюсы при игре в оркестре или ансамбле. Обычная акустическая гитара со звукоснимателем нередко резонирует от звука громких низкочастотных инструментов с хорошей атакой (барабаны, бас гитара), борьба с этим явлением может быть сущим мучением для гитариста. А когда корпуса нет, то и резонировать нечему. В целом, сравнительно недорогая YAMAHA Silent Guitar в состоянии звучать на том же уровне, что и дорогая акустическая модель ручной работы, конечно, если их поставить в одинаковые условия с применением звукоусиливающей аппаратуры. По ощущениям «тихая» гитара очень схожа со своими акустическими собратьями. Пожалуй, единственный недостаток, который мне удалось обнаружить – это невозможность применения гитары для некоторых фламенковых произведений, когда гитарист для создания специального эффекта стучит пальцами по деке. Но в целом с этим вполне можно смириться. Во всем остальном инструмент оказался вполне приемлемым для профессиональной работы. Рок группа Scorpions нередко использует эти гитары для исполнения своих акустических баллад в живых концертах.

Выпускается эта гитара на сегодняшний день в трех вариантах.

Yamaha SLG130NW-инструмент с нейлоновыми струнами и традиционной для классической гитары формой грифа. Корпус выполнен из клена, гриф из красного дерева с накладкой из черного дерева, верхний порожек из палисандра. Имеет встроенный трехполосный эквалайзер для низких, средних и высоких частот. Кроме того, гитара снабжена 4 эффектами — двумя видами ревербератора, хорусом и эхо, позволяющим придать более объемное звучание без дополнительных внешних устройств.

Yamaha SLG110N имеет более узкий гриф, чем SLG130NW, и, в отличие от последней, накладку из палисандра, а не из черного дерева. Как утверждают разработчики компании Yamaha, эта гитара подходит музыкантам, стиль игры которых «более скоростной и агрессивный». Во всем остальном эта гитара снабжена теми же эффектами и эквалайзером.

Ну, и, наконец, для любителей металлических струн – Yamaha SLG110S. Внешне она отличается головкой грифа и расположением колков, сделана из тех же пород дерева, что и SLG110N, и, так же как и две другие модели, снабжена эффектами и эквалайзером. Имеет узкий по сравнению с SLG130NW гриф, характерный по размерам и профилю для гитар с металлическими струнами.

Иногда можно встретить снятые с производства , Yamaha SLG 120 NW (рассчитанные под нейлоновые струны) и Yamaha SLG 100 S (с металлическими струнами). По конструктивным особенностям они мало чем отличаются от вышеописанных гитар, пожалуй за исключением электроники. У последних имеются только два вида ревербератора и двухполосный эквалайзер.

На сегодняшний день в Беларуси эти гитары купить довольно сложно. Тем не менее из белорусских гитаристов этот инструмент был замечен у Ирины Игнатюк (она сейчас больше работает за пределами Беларуси) и у Эндрю Эммерта, представляющего свое творчество в Миснке.

Модельный ряд YAMAHA Silent Guitar представлен в специализированных музыкальных магазинах Москвы и Европы. Ориентировачная стоимость таких гитар начинается от 600 долларов. Встречаются более дешевые б.у. инструменты на гитарных форумах Беларуси.

Статью подготовил Леонид Райнхардт

Источник

Интервью с разработчиком сайлент-гитар

Досье: Хиденари Ким

Хиденари Ким начал работу в Yamaha в 2007 году на должности эксперта по обработке сигналов, где занимался разработкой систем акустической компенсации для использования в залах и театрах. С 2012 года он участвовал в разработке инструментов серии SLG200 , оснащенных системой звукоснимателей SRT Powered. Он работал над всем — от элементов технологий до звучания. Хиденари также принимал участие в разработке ПО, используемого для электроакустических гитар, в том числе серии А, моделей TransAcoustic и FGX5.

У гитар Silent длинная история?

Первая модель гитары Silent появилась на рынке в 2001 году, и с каждой последующей моделью улучшались качество звука, удобство игры и дизайн. Вышедшая в 2015 году серия SLG200 с совершенно новой линейкой моделей позволила огромному количеству гитаристов наслаждаться естественным звучанием акустической гитары через наушники или линейный выход.

Почему у гитары только обечайки вместо корпуса?

Это необходимо для того, чтобы уменьшить громкость гитары. Вибрация струн в акустической гитаре создает резонанс в полом корпусе, из-за чего возникает объемный звук. За счет использования в конструкции SLG только обечаек без деки громкость звука снижается до 10–20% от громкости обычной акустической гитары.

Не влияет ли отсутствие корпуса на звучание и реверберацию?

Да. Без корпуса теряются резонанс и реверберация, которые обычно исходят от гитары в окружающий воздух, так же как и сам объем живого звучания. Мы хотели передать глубокую реверберацию корпуса гитары, сохранив при этом бесшумность, что привело нас к созданию уникальной системы звукоснимателей Yamaha SRT (Studio Response Technology) Powered.

Можете рассказать немного подробнее об этой системе?

Звук, поступающий со встроенного звукоснимателя, смешивается с резонансом гитары, записанной в студии, в результате чего получается система, которая может воспроизводить звук самой гитары, а также его отражения в окружающем пространстве.

В гитаре Silent используется звукосниматель, который преобразовывает вибрации струн в электрический сигнал, поступающий на наушники или на линейный выход.

Сам по себе звукосниматель создает яркий звук, характерный для пьезо-датчика. Добавив смоделированные элементы, мы смогли воссоздать насыщенную объемность звучания акустической гитары.

Исполнители могут использовать элементы управления для точной регулировки уровней смоделированного звука и сигнала со звукоснимателя, что позволяет получить более полный звук при игре в одиночку дома или более яркий звук при игре вместе с другими инструментами в группе.

Эта система используется только на гитарах Silent?

Эта система была первоначально разработана для электроакустических гитар, а затем адаптирована для гитар Silent. Технология SRT воспроизводит уникальные звуки гитары, записанные в наилучших студийных условиях. Мы создали звук гитары Silent на основе объемной базы звуков, которые записали при разработке SRT.

Давайте поговорим о том, как создавалось звучание гитар Silent.

Мы внесли ряд корректировок, чтобы получить приятный, естественный звук при прослушивании через наушники или через линейный выход. Однако поскольку у гитары Silent вместо целого корпуса только обечайки и, следовательно, нет какого-либо естественного резонанса, у нее также не было «правильного» звука. Это дало нам уникальную возможность решить, как должна звучать гитара Silent.

Нашей целью было не воссоздать звучание других гитар, а выразить природу гитары Silent, поэтому мы сосредоточились на звуке, который естественным образом соответствовал бы форме и размеру инструмента, натяжению его струн и так далее. Но одного стандарта мы всё же придерживались — звуковые характеристики винтажного микрофона были важным элементом при выборе звука гитары Silent.

Источник

luthier_hrenov

Лютнер Хренов

Ямаховские бесшумные гитары (сайлент-гитары) я знаю достаточно хорошо.

Правда, до этого я сталкивался только с сайлентами под нейлоновые струны (SLG-100N и SLG-130NW). А тут в руки попала модель SLG-100S, то бишь под стальные струны.

Концептуально это электрогитара, но с грифом и подставкой от акустической гитары и соответствующими струнами. Звук на всех сайлент-гитарах Yamaha снимается пьезиком, расположенным под нижним порожком.

Вот так просто гриф (кедр) соединяется с корпусом (клен).

Эта гитара, как и SLG-100N, покрыта матовым лаком (в отличие от SLG-130NW, на которой лак глянцевый).

Верхняя панель. Здесь основные органы управления: переключатель режимов встроенного ревербератора, регулировка громкости, низких и средних частот, выключатель и гнездо для наушников (под миниджек).

Сзади расположено гнездо под 1/4” джек для подключения к усилителю. Здесь же миниджековое гнездо для подключения дополнительного источника (метронома, CD-плейера и т.п.), сигнал с которого подмешивается к издаваемому гитарой, и потенциометр регулировки громкости этого сигнала.

Батарейный отсек. Батарейка – обычная 9В «Крона».

Снизу корпуса ничего нет, кроме разъема для подключения 9В сетевого адаптера.

Головка грифа. Под черной треугольной крышечкой прячется анкер, отсутствующий на нейлоновых версиях.

Для доступа к анкеру надо вывернуть три шурупа на головке грифа и снять пластиковую крышечку.

Анкер регулируется обычным Г-образным шестигранником (4 мм).

На этом фото также видно, что накладка грифа здесь радиусная. Радиус составляет 400 мм (или, в более привычных единицах, – 15,75” ;). (На всех нейлоновых версиях накладка плоская).

Колки. Гайки откручиваются ключом на 10. Головки колков миниатюрные, поэтому если пользуетесь стандартной крутилкой, типа как на фото, нужно проявлять известную аккуратность, иначе легко поцарапать головку грифа.

Головка грифа, вид сзади.

Между колками выбит серийный номер, по которому можно определить точную дату изготовления вашей гитары.

Так, номер данного экземпляра – QPL016105.

Дата выпуска закодирована в первых пяти разрядах номера в виде: ГГМДД.

Обращаемся к руководству на сайте Yamaha и видим, что в данном случае дата 09/5/01, т.е. 1 мая 2009 года, если я ничего не напутал.

Верхний порожек. Пластиковый. Ширина порожка – 43 мм (на нейлонках – 50 или 52 мм, в зависимости от версии). Порожек приклеен.

Подставка. Виден прикольный, очень тонкий (0,8 мм) датчик LR Baggs (на нейлоновых версиях стоит датчик B-Band, он, пожалуй, еще тоньше).

Нижний порожек, как и верхний – из пластика. Пластик приличного качества.

Ширина порожка – 80 мм, как и у нейлоновых вариантов.

В версии под стальные струны прорезь под порожек сильнее компенсирована.

Сам порожек не компенсирован.

Заготовка для нижнего порожка должна иметь размеры (минимум) 8х80х3 мм.

Мензура гитары – 634 мм, или 24 15/16” (на всех нейлонках – 650 мм).

«Обечайки». Черная шершавая поверхность наводит на мысль, что они пластиковые. На самом же деле они деревянные, гнутоклееные, крашеные черной краской. Со временем краска на кромках вытирается, и просвечивает натуральная древесина.

Верхняя обечайка – быстросъемная (это сделано для того, чтобы гитару можно было компактно уложить в прилагаемый к ней чехол), нижняя – условно съемная (надо вывернуть четыре шурупа).

Некоторые снимают обе чайки, получается палка, которая занимает совсем мало места.

Переднее гнездо крепления верхней обечайки. Обратите внимание, что обечайка стыкуется с корпусом на 14 ладу (на сайлентах под нейлоновые струны – на 12 ладу).

Также здесь видна накладка грифа (палисандр) и лады.

Точки (маркеры) имеются как сбоку, так и на лицевой поверхности накладки (в этом еще одно отличие от нейлонок, на которых маркеры только сбоку).

Лады как лады, обыкновенные. Высота 1,1 мм, ширина 2,0 мм.

Торцы ладов утоплены в накладку и зашпаклеваны.

Пластиковый пикгард, такой же как и на выпускающихся ныне нейлонках. Обладает возможностью регулировки в продольном направлении (диапазон регулировки небольшой, около 15 мм).

Не удержался от детского соблазна открыть заднюю крышку и посмотреть, что там внутри. Ничего особенного. Была слабая надежда, что старый хозяин под крышкой держал свои сбережения, а потом забыл про них.

Моих мозгов хватило только на то, чтобы понять, что прямо под подставкой прячется маленький преамп (на переднем плане), с которого уже сигнал поступает на большую плату, с микросхемами и разными конденсаторами.

Вот еще плата, вид покрупнее.

А это слабое место всех гитар серии SLG – заднее крепление верхней обечайки. На всех виденных мною (а штук пять я видел) б/у гитарах края гнезда были повреждены.

Вот и этот экземпляр не стал исключением, на заднем крае гнезда был небольшой отщеп (на фото справа внизу).

Правда, здесь я уже его подклеил, так что на фото не очень-то видно.

Во избежание повреждений при съеме и установке обечайки надо действовать очень аккуратно, и стараться вставлять в гнезда (и вынимать) оба конца обечайки одновременно.

А если вы с гитарой никуда не ходите, то лучше вообще обечайку не снимать никогда.

Да, фиксирующие винты обечайки (черные, с насечкой) одновременно служат кнопками для ремня.

Источник

Оцените статью