Николаев А. Фортепьянные произведения П.И. Чайковского
Николаев А. Фортепьянные произведения П.И. Чайковского
Фортепьянные произведения Петра Ильича Чайковского—значительная по масштабам, многообразная по содержанию и форме часть творческого наследия великого композитора.
Фортепьяно Чайковский избрал для выражения тончайших оттенков лирических настроений, для музыкальных зарисовок картин природы и бытовых народных сцен, для пьес в жанре «городской» танцевальной музыки. Этому инструменту он посвятил и ряд произведений концертного плана.
Конечно, в симфониях и операх — высших проявлениях его творческого гения — Чайковский с наибольшей яркостью и полнотой раскрыл все стороны своего духовного мира. Но и в фортепьянных произведениях нашли воплощение многие существенные черты его художественного облика, с особенной силой выявленные в таких замечательных сочинениях крупной формы, как первый и второй концерты и соната G-dur. Со свойственной ему страстностью автор шестой симфонии и «Пиковой дамы» выразил в них волнующие его мысли и чувства.
Вот почему в фортепьянном творчестве композитора мы видим, быть может, и не полностью дорисованный, но живой и пленительный портрет Чайковского — вдохновенного поэта русской земли, близкого и понятного миллионам людей.
С детских лет фортепьяно было другом и спутником Чайковского в мире музыкальной фантазии.
Чайковский не был концертирующим пианистом, и его не манила карьера виртуоза. Но он имел отличные пианистические данные и владел незаурядной исполнительской техникой.
«Он играл не только «совершенно достаточно для теоретика» (как говорил Антон Герке — учитель Чайковского по классу фортепьяно в Петербургской консерватории.— А. Н.), но и вообще очень хорошо, бойко, с блеском, мог исполнять пьесы первоклассной трудности»,— писал Ларош о 22-летнем Чайковском.
В своих воспоминаниях о композиторе Ларош указывал, что много лет спустя, когда Петр Ильич был уже профессором Московской консерватории, Николай Рубинштейн предлагал ему заниматься с ним, считая, что Чайковский обладает исключительными способностями к игре на фортепьяно.
Однако посвятить себя этому искусству Чайковский не захотел. Его устремления были направлены на музыкальное творчество, и этому он отдавал (все свои силы. К тому же публичные выступления с молодых лет стоили ему величайшего нервного напряжения, и боязнь эстрады отталкивала его от мысли об исполнительской деятельности. Лишь в конце жизни он пересилил это чувство и стал выступать как дирижер.
Мы вспомнили об этом потому, что в критических суждениях о фортепьянном стиле Чайковского нередко можно встретить высказывания о «непианистичности» его произведений, объясняемой, якобы, тем, что композитор не был исполнителем и не обладал, подобно Шопену или Листу, подлинным чувством пианизма.
Несостоятельность такого мнения не требует пространных доказательств. В истории фортепьянного искусства можно найти немало случаев, когда композитор, не будучи концертирующим исполнителем, создавал выдающиеся произведения, свидетельствовавшие о его тонком понимании «природы» фортепьяно. Вспомним хотя бы о Лядове или Р. Шумане, который из-за болезни руки вынужден был отказаться от концертной деятельности. Ведь оба они были замечательными пианистами, хотя и не выступали публично. Чайковский, подобно Шуману, не только владел в высокой степени искусством игры на фортепьяно, но и как критик, писавший о фортепьянных произведениях и об исполнении многих пианистов, проявил себя знатоком, обладавшим профессиональной зоркостью суждений о стиле и приемах фортепьянного письма и об исполнительском мастерстве.
Именно это знание художественных и технических средств использования инструмента дало возможность Чайковскому создать характерный фортепьянный стиль, в котором нашла свое выражение его творческая индивидуальность.
В формировании этого стиля сыграли свою роль выдающиеся достижения русского и западноевропейского пианизма XIX века, наиболее ярко воплотившиеся в фортепьянных сочинениях Глинки, Рубинштейна, Шопена, Листа и, особенно, Шумана, которого так высоко ценил Чайковский. Но, критически осмысливая опыт этих художников, Чайковский брал из него только то, что отвечало его вкусам и представлениям. И если, например, в сочинениях Шумана он видел убедительное подтверждение оправданности собственных исканий фортепьянного звучания, то от стиля и пианистических приемов Шопена, наоборот, сознательно отдалялся.
Немалое влияние на манеру фортепьянного письма Чайковского оказал Антон Рубинштейн — его учитель по классу сочинения и инструментовки. Это особенно ощутимо в ранних произведениях, в ряде лирических пьес и в фактурном рисунке фортепьянных концертов. В вальсах, баркаролах и других миниатюрах Рубинштейна, продолжающих линию глинкинского пианизма в русской фортепьянной музыке, Чайковский нашел примеры, подсказавшие ему путь дальнейшего развития этого жанра. С другой стороны, блестящий стиль большого размаха, представленный в концертах Рубинштейна, явился стимулом для создания таких крупных по масштабу, грандиозных по динамике симфонического развития произведений, как концерты b-moll и G-dur.
Говоря об этих влияниях, мы хотели лишь подчеркнуть творческие связи Чайковского с теми или иными явлениями в области пианизма. Но самым главным и определяющим характерные черты фортепьянного наследия композитора нам представляется его собственный, присущий ему способ выражения музыкальных мыслей и образов, придающий его произведениям неповторимое своеобразие. Этот индивидуальный «почерк» автора «Времен года», «Думки», «Детского альбома», концерта b-moll, сонаты G-dur и других произведений, вписанных в золотой фонд русской музыки, и дает основание говорить о фортепьянном стиле Чайковского. В то же время весь склад и характер фортепьянного изложения в его произведениях ярко отражает некоторые специфические стороны национальных традиций, сложившихся в русском пианистическом искусстве еще в первой половине XIX века. Претворение этих традиций в произведениях Чайковского сыграло огромную роль в дальнейшем развитии русской фортепьянной музыки. Сильнейшее влияние Чайковского на русских композиторов последующих поколений сказалось на музыкантах самой различной направленности. Это влияние очень заметно в творчестве Аренского и Рахманинова (особенно в ранних его пьесах). Но при внимательном прочтении произведений даже таких, казалось бы, далеких от Чайковского композиторов, как Скрябин, Метнер, Ка-туар и ряд других представителей русской музыкальной школы, можно найти в них много приемов и характерных оборотов музыкальной речи, берущих свое начало от Чайковского. Читать далее
Источник
LiveInternetLiveInternet
—Рубрики
- Вязание. (1521)
- Еда . (1335)
- Детям . (1032)
- Готовим из мяса и субпродуктов. (976)
- Женское здоровье и Красота (850)
- Новый год и Рождество (747)
- Шитьё. (738)
- Пироги .Блины. Пицца.Шаурма.Чебуреки. (729)
- Сладкая выпечка . (653)
- Десерты. (518)
- Торты . (509)
- Заготовки. (478)
- Сад. (419)
- Мультфильмы и фильмы для детей . (403)
- Рыба . Морепродукты. (375)
- Будь здоров. (361)
- Бутерброды. Канапе.Тосты. (276)
- Закуски. (273)
- фотошоп (262)
- Книги. (254)
- Салаты. (250)
- Вино . Домашние настойки. (249)
- Овощи . (240)
- Дом. (224)
- Мультиварка . (192)
- Flash открытки . (177)
- Запеканки. (171)
- Детская еда. (170)
- Безе . Меренги . (137)
- Художники. (132)
- Супы. (129)
- ОФОРМЛЕНИЕ Дневника (126)
- Художественные и документальные фильмы . (112)
- Маффины. Капкейки. (111)
- Танго . (103)
- Привет , я Николя ! (100)
- Ангелина Балерина (100)
- Это вкусно . (100)
- Актёры . (96)
- Соусы. (93)
- Декупаж. (91)
- Микроволновка. (89)
- Пасха. (82)
- Пчёлка Майя. Новые приключения (82)
- Вязаные цветы. (76)
- Очищение. (75)
- Комп . (73)
- Тайные знаки. (71)
- Вышивка лентами. (66)
- Настоящие Песни и Марши. (65)
- Пчелка Майя (64)
- Грибы. (60)
- Французская кухня. (59)
- Masterclass. (56)
- Cello. (55)
- Весёлые блины . Панкейки . (54)
- Эстрада. (51)
- Люблю я макароны. (50)
- Обереги. (45)
- Любимые фильмы. (45)
- Мосфильм . (44)
- Изыски. (44)
- Полезные советы. (43)
- Кофе. (40)
- Открытки. (39)
- Балет. (37)
- Киноконцерн «Мосфильм» (36)
- Фильмы о Холмсе и Ватсоне , и другие сыщики. (36)
- Танец- Жизнь. (35)
- Видео-путешествия . (35)
- Оформление дневника/Фоны (32)
- Театр. (29)
- Мыло. (28)
- Глинтвейн. Грог. (28)
- Достойно есть ! (27)
- Пётр Ильич Чайковский . (27)
- Полюби Себя ! (24)
- Star Media. Фильмы (22)
- Радио. (21)
- Шоколад. (21)
- Свинка Пеппа. (20)
- Электровафельница . (20)
- ОФОРМЛЕНИЕ Дневника — рамочки (20)
- Танго. (19)
- Сказки. (16)
- Советы для дома . (16)
- видео (15)
- Чай. (14)
- Схемы. (13)
- «ПОКА ЦВЕТЕТ ПАПОРОТНИК» сериал (13)
- Фильмы Одесской Киностудии (12)
- Онлайн TV (11)
- Подоконник . (11)
- Позитив . (10)
- Сhristmas Muzik. (10)
- Магия. (9)
- Торт «Кукла Барби» (8)
- Кофейный поцелуй. (8)
- Оперетта . (8)
- Флористика. (7)
- Приготовим дома . (7)
- Bond. (6)
- Для чайников . (6)
- Пуанты для плюшки (4)
- Кукутики . (4)
- Это интересно . (4)
- Юмор . (4)
- Головоломки . (3)
- Заправки для салатов,супов и др. блюд. (2)
—Всегда под рукой
—Цитатник
Забавная флешка-Котенок с мышкой..
Чай из клевера, польза и вред, лечебные рецепты .
Подшить джинсы быстро и просто! Всем привет! Хочу поделиться с вами интересным способом (котор.
Универсальный маринад для любых овощей Универсальный маринад для любых овощей Этот ун.
Ванильная помадка с орехами и цукатами Ванильная помадка с орехами и цукатами Ван.
—Приложения
- Всегда под рукойаналогов нет ^_^ Позволяет вставить в профиль панель с произвольным Html-кодом. Можно разместить там банеры, счетчики и прочее
- Я — фотографПлагин для публикации фотографий в дневнике пользователя. Минимальные системные требования: Internet Explorer 6, Fire Fox 1.5, Opera 9.5, Safari 3.1.1 со включенным JavaScript. Возможно это будет рабо
—Метки
—Музыка
—Новости
—Фотоальбом
—Поиск по дневнику
—Статистика
П.И. Чайковский-18 пьес для фортепиано (ор. 72)
Воскресенье, 16 Ноября 2014 г. 21:31 + в цитатник
П.И. Чайковский-18 пьес для фортепиано (ор. 72)
|