Сборник пьес для фортепиано композитора петра ильича чайковского

Николаев А. Фортепьянные произведения П.И. Чайковского

Николаев А. Фортепьянные произведения П.И. Чайковского

Фортепьянные произведения Петра Ильича Чайковского—значительная по масштабам, многообразная по содержанию и форме часть творческого наследия великого композитора.

Фортепьяно Чайковский избрал для выражения тончайших оттенков лирических настроений, для музыкальных зарисовок картин природы и бытовых народных сцен, для пьес в жанре «городской» танцевальной музыки. Этому инструменту он посвятил и ряд произведений концертного плана.

Конечно, в симфониях и операх — высших проявлениях его творческого гения — Чайковский с наибольшей яркостью и полнотой раскрыл все стороны своего духовного мира. Но и в фортепьянных произведениях нашли воплощение многие существенные черты его художественного облика, с особенной силой выявленные в таких замечательных сочинениях крупной формы, как первый и второй концерты и соната G-dur. Со свойственной ему страстностью автор шестой симфонии и «Пиковой дамы» выразил в них волнующие его мысли и чувства.

Вот почему в фортепьянном творчестве композитора мы видим, быть может, и не полностью дорисованный, но живой и пленительный портрет Чайковского — вдохновенного поэта русской земли, близкого и понятного миллионам людей.

С детских лет фортепьяно было другом и спутником Чайковского в мире музыкальной фантазии.

Чайковский не был концертирующим пианистом, и его не манила карьера виртуоза. Но он имел отличные пианистические данные и владел незаурядной исполнительской техникой.

«Он играл не только «совершенно достаточно для теоретика» (как говорил Антон Герке — учитель Чайковского по классу фортепьяно в Петербургской консерватории.— А. Н.), но и вообще очень хорошо, бойко, с блеском, мог исполнять пьесы первоклассной трудности»,— писал Ларош о 22-летнем Чайковском.

В своих воспоминаниях о композиторе Ларош указывал, что много лет спустя, когда Петр Ильич был уже профессором Московской консерватории, Николай Рубинштейн предлагал ему заниматься с ним, считая, что Чайковский обладает исключительными способностями к игре на фортепьяно.

Однако посвятить себя этому искусству Чайковский не захотел. Его устремления были направлены на музыкальное творчество, и этому он отдавал (все свои силы. К тому же публичные выступления с молодых лет стоили ему величайшего нервного напряжения, и боязнь эстрады отталкивала его от мысли об исполнительской деятельности. Лишь в конце жизни он пересилил это чувство и стал выступать как дирижер.

Мы вспомнили об этом потому, что в критических суждениях о фортепьянном стиле Чайковского нередко можно встретить высказывания о «непианистичности» его произведений, объясняемой, якобы, тем, что композитор не был исполнителем и не обладал, подобно Шопену или Листу, подлинным чувством пианизма.

Несостоятельность такого мнения не требует пространных доказательств. В истории фортепьянного искусства можно найти немало случаев, когда композитор, не будучи концертирующим исполнителем, создавал выдающиеся произведения, свидетельствовавшие о его тонком понимании «природы» фортепьяно. Вспомним хотя бы о Лядове или Р. Шумане, который из-за болезни руки вынужден был отказаться от концертной деятельности. Ведь оба они были замечательными пианистами, хотя и не выступали публично. Чайковский, подобно Шуману, не только владел в высокой степени искусством игры на фортепьяно, но и как критик, писавший о фортепьянных произведениях и об исполнении многих пианистов, проявил себя знатоком, обладавшим профессиональной зоркостью суждений о стиле и приемах фортепьянного письма и об исполнительском мастерстве.

Именно это знание художественных и технических средств использования инструмента дало возможность Чайковскому создать характерный фортепьянный стиль, в котором нашла свое выражение его творческая индивидуальность.

В формировании этого стиля сыграли свою роль выдающиеся достижения русского и западноевропейского пианизма XIX века, наиболее ярко воплотившиеся в фортепьянных сочинениях Глинки, Рубинштейна, Шопена, Листа и, особенно, Шумана, которого так высоко ценил Чайковский. Но, критически осмысливая опыт этих художников, Чайковский брал из него только то, что отвечало его вкусам и представлениям. И если, например, в сочинениях Шумана он видел убедительное подтверждение оправданности собственных исканий фортепьянного звучания, то от стиля и пианистических приемов Шопена, наоборот, сознательно отдалялся.

Немалое влияние на манеру фортепьянного письма Чайковского оказал Антон Рубинштейн — его учитель по классу сочинения и инструментовки. Это особенно ощутимо в ранних произведениях, в ряде лирических пьес и в фактурном рисунке фортепьянных концертов. В вальсах, баркаролах и других миниатюрах Рубинштейна, продолжающих линию глинкинского пианизма в русской фортепьянной музыке, Чайковский нашел примеры, подсказавшие ему путь дальнейшего развития этого жанра. С другой стороны, блестящий стиль большого размаха, представленный в концертах Рубинштейна, явился стимулом для создания таких крупных по масштабу, грандиозных по динамике симфонического развития произведений, как концерты b-moll и G-dur.

Говоря об этих влияниях, мы хотели лишь подчеркнуть творческие связи Чайковского с теми или иными явлениями в области пианизма. Но самым главным и определяющим характерные черты фортепьянного наследия композитора нам представляется его собственный, присущий ему способ выражения музыкальных мыслей и образов, придающий его произведениям неповторимое своеобразие. Этот индивидуальный «почерк» автора «Времен года», «Думки», «Детского альбома», концерта b-moll, сонаты G-dur и других произведений, вписанных в золотой фонд русской музыки, и дает основание говорить о фортепьянном стиле Чайковского. В то же время весь склад и характер фортепьянного изложения в его произведениях ярко отражает некоторые специфические стороны национальных традиций, сложившихся в русском пианистическом искусстве еще в первой половине XIX века. Претворение этих традиций в произведениях Чайковского сыграло огромную роль в дальнейшем развитии русской фортепьянной музыки. Сильнейшее влияние Чайковского на русских композиторов последующих поколений сказалось на музыкантах самой различной направленности. Это влияние очень заметно в творчестве Аренского и Рахманинова (особенно в ранних его пьесах). Но при внимательном прочтении произведений даже таких, казалось бы, далеких от Чайковского композиторов, как Скрябин, Метнер, Ка-туар и ряд других представителей русской музыкальной школы, можно найти в них много приемов и характерных оборотов музыкальной речи, берущих свое начало от Чайковского. Читать далее

Источник

LiveInternetLiveInternet

Рубрики

  • Вязание. (1521)
  • Еда . (1335)
  • Детям . (1032)
  • Готовим из мяса и субпродуктов. (976)
  • Женское здоровье и Красота (850)
  • Новый год и Рождество (747)
  • Шитьё. (738)
  • Пироги .Блины. Пицца.Шаурма.Чебуреки. (729)
  • Сладкая выпечка . (653)
  • Десерты. (518)
  • Торты . (509)
  • Заготовки. (478)
  • Сад. (419)
  • Мультфильмы и фильмы для детей . (403)
  • Рыба . Морепродукты. (375)
  • Будь здоров. (361)
  • Бутерброды. Канапе.Тосты. (276)
  • Закуски. (273)
  • фотошоп (262)
  • Книги. (254)
  • Салаты. (250)
  • Вино . Домашние настойки. (249)
  • Овощи . (240)
  • Дом. (224)
  • Мультиварка . (192)
  • Flash открытки . (177)
  • Запеканки. (171)
  • Детская еда. (170)
  • Безе . Меренги . (137)
  • Художники. (132)
  • Супы. (129)
  • ОФОРМЛЕНИЕ Дневника (126)
  • Художественные и документальные фильмы . (112)
  • Маффины. Капкейки. (111)
  • Танго . (103)
  • Привет , я Николя ! (100)
  • Ангелина Балерина (100)
  • Это вкусно . (100)
  • Актёры . (96)
  • Соусы. (93)
  • Декупаж. (91)
  • Микроволновка. (89)
  • Пасха. (82)
  • Пчёлка Майя. Новые приключения (82)
  • Вязаные цветы. (76)
  • Очищение. (75)
  • Комп . (73)
  • Тайные знаки. (71)
  • Вышивка лентами. (66)
  • Настоящие Песни и Марши. (65)
  • Пчелка Майя (64)
  • Грибы. (60)
  • Французская кухня. (59)
  • Masterclass. (56)
  • Cello. (55)
  • Весёлые блины . Панкейки . (54)
  • Эстрада. (51)
  • Люблю я макароны. (50)
  • Обереги. (45)
  • Любимые фильмы. (45)
  • Мосфильм . (44)
  • Изыски. (44)
  • Полезные советы. (43)
  • Кофе. (40)
  • Открытки. (39)
  • Балет. (37)
  • Киноконцерн «Мосфильм» (36)
  • Фильмы о Холмсе и Ватсоне , и другие сыщики. (36)
  • Танец- Жизнь. (35)
  • Видео-путешествия . (35)
  • Оформление дневника/Фоны (32)
  • Театр. (29)
  • Мыло. (28)
  • Глинтвейн. Грог. (28)
  • Достойно есть ! (27)
  • Пётр Ильич Чайковский . (27)
  • Полюби Себя ! (24)
  • Star Media. Фильмы (22)
  • Радио. (21)
  • Шоколад. (21)
  • Свинка Пеппа. (20)
  • Электровафельница . (20)
  • ОФОРМЛЕНИЕ Дневника — рамочки (20)
  • Танго. (19)
  • Сказки. (16)
  • Советы для дома . (16)
  • видео (15)
  • Чай. (14)
  • Схемы. (13)
  • «ПОКА ЦВЕТЕТ ПАПОРОТНИК» сериал (13)
  • Фильмы Одесской Киностудии (12)
  • Онлайн TV (11)
  • Подоконник . (11)
  • Позитив . (10)
  • Сhristmas Muzik. (10)
  • Магия. (9)
  • Торт «Кукла Барби» (8)
  • Кофейный поцелуй. (8)
  • Оперетта . (8)
  • Флористика. (7)
  • Приготовим дома . (7)
  • Bond. (6)
  • Для чайников . (6)
  • Пуанты для плюшки (4)
  • Кукутики . (4)
  • Это интересно . (4)
  • Юмор . (4)
  • Головоломки . (3)
  • Заправки для салатов,супов и др. блюд. (2)

Всегда под рукой

Цитатник

Забавная флешка-Котенок с мышкой..

Чай из клевера, польза и вред, лечебные рецепты .

Подшить джинсы быстро и просто! Всем привет! Хочу поделиться с вами интересным способом (котор.

Универсальный маринад для любых овощей Универсальный маринад для любых овощей Этот ун.

Ванильная помадка с орехами и цукатами Ванильная помадка с орехами и цукатами Ван.

Приложения

  • Всегда под рукойаналогов нет ^_^ Позволяет вставить в профиль панель с произвольным Html-кодом. Можно разместить там банеры, счетчики и прочее
  • Я — фотографПлагин для публикации фотографий в дневнике пользователя. Минимальные системные требования: Internet Explorer 6, Fire Fox 1.5, Opera 9.5, Safari 3.1.1 со включенным JavaScript. Возможно это будет рабо

Метки

Музыка

Новости

Фотоальбом

Поиск по дневнику

Статистика

П.И. Чайковский-18 пьес для фортепиано (ор. 72)

Воскресенье, 16 Ноября 2014 г. 21:31 + в цитатник

П.И. Чайковский-18 пьес для фортепиано (ор. 72)


1 апреля состоялся релиз нового альбома замечательного русского пианиста Михаила Плетнева. В программе — 18 пьес для фортепиано (ор. 72) П.И. Чайковского.

Все пианисты играют си-бемоль-минорный фортепианный концерт Чайковского, и совсем немногие – соль-мажорную сонату или цикл «Времена года». Можно перечесть по пальцам музыкантов, уделяющим внимание миниатюрам великого русского композитора, и первый среди них – Михаил Плетнев. «Я люблю Чайковского. Мне нравятся все его произведения. Когда ты любишь что-то – неважно что это – музыка или женщина – ты любишь это целиком. Чайковский всегда и во всем Чайковский. Если бы я не верил в это, я не играл бы его музыку вообще».
Опус 72 состоит из 18 миниатюр с названиями (на французском, реже – на итальянском языках). «Естественно, все названия дал пьесам сам композитор, — объясняет Плетнев. – Вообще, названия – это неотъемлемая часть романтической музыки. Вспомните о Шумане – именно он был самым важным примером для Чайковского в том, что касалось фортепианной музыки». Девятая пьеса называется ”Un poco di Schumann” и может быть понята как низкий поклон немецкому композитору.

Михаил Плетнёв — Чайковский: 18 пьес,ор.72 — В манере Шумана

Герман Ларош, один из самых близких друзей Чайковского, вспоминал, что композитор часто играл шумановские произведения для фортепиано, переложения для фортепиано в 4 руки его симфоний и оперы «Геновева».
Есть и другое «посвящение» в этом цикле: No. 15, мазурка ”Un poco di Chopin”. Но здесь Плетнев видит только тесную связь между композиторами. И, наверное, лишь мгновенная прихоть побудила пианиста исполнить именно эту миниатюру на «бис» на сольном концерте в Цюрихском Tonhalle.

Михаил Плетнёв — Чайковский: 18 пьес,ор.72-Нежные упрёки

Опус 72 объединяет множество разнообразных музыкальных моментов-впечатлений, каждый из которых не превышает 5 минут. Плетнев не имеет проблем с построением целого цикла. «Эти пьесы – прежде всего красивая музыка. Вы сталкиваетесь с той же проблемой, играя, например, Прелюдии Шопена: поиск и обнаружение единства в разнообразии»

Михаил Плетнёв — Чайковский: 18 пьес,ор.72 — В манере Шопена

18 пьес для фортепиано – одно из последних творений Чайковского и самое последнее сочинение для фортепиано соло. «Здесь весь Чайковский, — утверждает Плетнев – Не только фольклорные и балетные влияния можно найти в этом цикле, но гораздо больше. Я бы назвал это дневником, музыкальным дневником – наполненным идеями и ассоциациями, воспоминаниями о друзьях и так далее».
Цикл датирован 1893 годом, годом смерти Чайковского. Может быть эта работа – своего рода музыкальное прощание? Плетнев так не думает: «Это не траурная музыка. Самая печальная пьеса – «Элегическая песнь» — написана в мажоре. Каждый большой композитор имеет дело со смертью, с умиранием, но совершенно в другом смысле».
Сам Чайковский, казалось, не был относительно высокого мнения о своем Опусе 72. «Эти пьесы незрелы и незначительны», писал он об этом цикле своему племяннику; «Я сочинял их ради денег». Несколькими днями позже он более благосклонно относился к этому проекту: «Я продолжаю выпекать эти музыкальные блины. Смешная вещь: чем больше я занимаюсь ими, тем больше наслаждаюсь этим». Плетнев защитил бы Чайковского от его собственного скептицизма. «Вся фортепианная музыка предназначена к исполнению не в большом концертном зале, а в салоне. Я не вижу ничего бранного в этом слове. Шуберт и Шопен писали исключительно для салона».
Великий русский пианист Николай Рубинштейн, которому был посвящен Фортепианный концерт b-moll, отклонил этот цикл, назвав его непригодным для исполнения и неудачным. «Рубинштейн был в основном прав, но все же он промахнулся. Чайковский сам признавался в том, что использовал в этом цикле заимствования. Но давайте не будем забывать: вся классическая музыка заставляет нас думать о другой музыке, Даже Моцарт цитировал сонату Клементи в «Волшебной флейте». «Волшебная флейта» все еще исполняется, в то время как о Клементи почти забыли». 18 пьес для фортепиано вызывают ассоциации не только с Шопеном и Шуманом, но и с другими любимыми композиторами Чайковского – Моцартом, Шубертом и Листом.

Михаил Плетнёв — Чайковский: 18 пьес,ор.72 — Вальс-безделушка.

Как же Плетнев справляется с «непригодностью для исполнения»? Действительно, в Опусе 72, среди довольно легких пассажей, скрываются и очень сложные (наиболее неудобные – в седьмой пьесе, ”Polacca de concert”, и в заключительной пьесе ”Invitation au trpak”), требующие от пианиста настоящей виртуозности. Плетнев только улыбается в ответ на этот вопрос.

М. Плетнев — Polacca de concert in E-flat major

«Искусство быстрой игры на фортепиано очень развилось за последние десятилетия. С тем, что раньше казалось неисполняемым, сегодня справится любой новичок. Вот что я скажу вам: Чайковский прост. Гуммель гораздо, несравнимо сложнее». Пианист очень переживает по поводу каждой упущенной технической детали: «В этом я похож на Артуро Бенедетти Микеланджели, который физически чувствовал каждую фальшивую ноту. Или на звезду тенниса Роджера Федерера, который прыгает как сумасшедший после каждой ошибки. Это своего рода бремя. Но фальшивая нота – не в пальцах, а в голове».
Михаил Плетнев, вы перфекционист? «Иногда. Я человек настроения. Сегодня я перфекционист; завтра я анархист. Свобода моей интерпретации безгранична. Я не играю то, что написано в нотах. Я играю то, что стоит за нотами, между ними. Вы должны быть верны духу произведения, а не только тому, как оно записано. Анализ всегда связан с эмоциями. Вы не можете их разделить». Mario Gerteis
«Я бы назвал этот цикл музыкальным дневником». (Из беседы с Михаилом Плетневым

Источник

Оцените статью