Щедрин концерты для фортепиано с оркестром

Родион Константинович Щедрин. Концерт для оркестра № 2 «Звоны»

В 1968 г. – по прошествии пяти лет после создания «Озорных частушек» – Родион Константинович Щедрин вновь обратился к жанру концерта для оркестра. Подобно «Озорным частушкам», произведение имеет программное заглавие, конкретизирующее его образное содержание – «Звоны». С Первым концертом для оркестра его роднит еще одна черта: произведение представляет в концентрированном виде один интонационный образ, с которым связан целый пласт русской культуры. В данном случае композитора привлек образ колокольного звона.

На протяжении веков колокольный звон был и остается поныне неотъемлемой частью церковного ритуала. В эпоху, когда был написан Концерт для оркестра № 2 «Звоны», было не принято акцентировать внимание на этой стороне национальной истории и культуры, однако даже самый рьяные атеисты не могли отрицать, что колокольный звон веками сопровождал жизнь русского человека: он звучал во время праздников, возвещал о вражеских нашествиях и других бедах, и в последний путь человека провожали тоже под звон колоколов. На этой почве сформировалось целое искусство – по сути дела, колокола являются музыкальным инструментов, на котором играет музыкант-звонарь. Создавая Второй концерт для оркестра, композитор задался целью воссоздать атмосферу Древней Руси – так, как мог воспринимать ее человек, чья жизнь протекала в такой атмосфере. Как утверждал композитор в аннотации к произведению, источником вдохновения для него послужил не только колокольный звон как таковой, но и другая область русского духовного искусства – иконопись, в частности, творения Андрея Рублева. Обращением к образам древнерусской культуре обусловлено применение отдельных элементов безлинейного письма, восходящего к знаменному распеву – разумеется, интерпретированы эти элементы весьма свободно. В определенном смысле это творение Щедрина является продолжением традиций Модеста Петровича Мусоргского, вызывая в памяти сцену коронации из оперы «Борис Годунов», но если в опере колокольный звон играет определенную роль в сюжете, то в данном случае этот музыкальный образ выступает как нечто самодостаточное.

Вы видите не полный текст статьи. Оформите подписку, чтобы увидеть материал целиком.
Вы можете прочитать текст не оформляя подписку. Оплатите доступ к материалу на одни сутки.

Подобные посты

Борис Эмильевич Блох

Вы видите не полный текст статьи. Оформите подписку, чтобы увидеть материал целиком. Вы можете прочитать текст не оформляя подписку. Оплатите доступ к материалу на одни сутки. Я уже подписчик. Войти

Дариус Мийо

Вы видите не полный текст статьи. Оформите подписку, чтобы увидеть материал целиком. Вы можете прочитать текст не оформляя подписку. Оплатите доступ к материалу на одни сутки. Я уже подписчик. Войти

Хенрик Миколай Гурецкий

Вы видите не полный текст статьи. Оформите подписку, чтобы увидеть материал целиком. Вы можете прочитать текст не оформляя подписку. Оплатите доступ к материалу на одни сутки. Я уже подписчик. Войти

Источник

Концерт для фортепиано с оркестром № 1 (Щедрин)

Первый концерт для фортепиано с оркестром был написан выдающимся русским советским композитором Родионом Щедриным в 1954 году. В этом произведении композитор впервые в классической музыке вводит частушку — сибирскую «Балалаечка гудит» и известную «Семёновну». Концерт получил неоднозначную оценку представителей музыкальных кругов: большая часть нашла новаторство этого произведения дерзким и необоснованным, а кто-то (композитор предполагает, что Арам Хачатурян) рекомендовал включить сочинение в программу очередного пленума Союза композиторов. Вскоре после исполнения Щедриным фортепианной партии его без подачи заявления приняли в композиторскую организацию.

Концерт написан в четырёх частях общей длительностью около 21 минуты

Произведения Родиона Щедрина
Оперы Боярыня Морозова (2006) • Лолита (1992) • Мёртвые души (1977) • Не только любовь (1961) • Очарованный странник (2002)
Балеты Анна Каренина (1972) • Дама с собачкой (1985) • Кармен-сюита 1 (1967) • Конёк-Горбунок (1960) • Чайка (1980)
Симфонии № 1 (1958) • № 2 «25 прелюдий для оркестра» (1965) • № 3 (2000)
Концерты
для оркестра № 1 «Озорные частушки» (1963) • № 2 «Звоны» (1968) • № 3 «Старинная музыка российских провинциальных цирков» (1989) • № 4 «Хороводы» (1989) • № 5 «Четыре русские песни» (1997)
фортепианные № 1 (1954) • № 2 (1966) • № 3 «Вариации и тема» (1973) • № 4 «Диезные тональности» (1991) • № 5 (1999) • № 6 «Concerto lontano» (2003)
другие Концерт для трубы с оркестром (1993) • Концерт для виолончели с оркестром «Sotto Voce» (1993)
Камерная музыка Фрески Дионисия (1981) • Музыкальное приношение (1983) •
Примечание 1 аранжировка музыки Жоржа Бизе

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое «Концерт для фортепиано с оркестром № 1 (Щедрин)» в других словарях:

Концерт для фортепиано с оркестром № 1 — (Бетховен) Концерт для фортепиано с оркестром № 1 (Лист) Концерт для фортепиано с оркестром № 1 (Прокофьев) Концерт для фортепиано с оркестром № 1 (Рахманинов) Концерт для фортепиано с оркестром № 1 (Чайковский) Концерт для фортепиано с оркестром … Википедия

Щедрин, Родион Константинович — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Щедрин. Родион Щедрин … Википедия

Щедрин Родион Константинович — (р. 1932), композитор, народный артист СССР (1981). Ученик Ю. А. Шапорина. Один из ведущих мастеров современной отечественной музыки. Оперы «Не только любовь» (1961), «Мёртвые души» (1977); балеты «Конёк Горбунок» (1960), «Кармен сюита» (1967, по … Энциклопедический словарь

ЩЕДРИН — 1. ЩЕДРИН Борис Ефимович (род. 1939), режиссёр, заслуженный артист РСФСР (1986). С 1968 в Московском театре им. Моссовета. Поставил спектакли: Василий Тёркин А. Т. Твардовского (1972), Фабричная девчонка А. М. Володина (1984), Ревизор Н. В.… … Русская история

Щедрин, Родион — Русский композитор Русский композитор, народный артист СССР. Обладатель множества званий и наград, в том числе кавалер ордена За заслуги перед Отечеством III и II степени, лауреат Ленинской и Государственных премий, член корреспондент Баварской… … Энциклопедия ньюсмейкеров

Родион Щедрин — Биография Родиона Щедрина Народный артист СССР, лауреат Ленинской и Государственной премий СССР, Государственной премии России, композитор Родион Константинович Щедрин родился 16 декабря 1932 года в Москве в семье музыканта теоретика. Музыкой… … Энциклопедия ньюсмейкеров

Лауреаты Сталинской премии в области литературы и искусства — (полный список) Содержание 1 Список лауреатов 1.1 1941 1.2 1942 1.3 1943 … Википедия

Труба (музыкальный инструмент) — Труба Классификация Аэрофон Медный духовой музыкальный инструмент с вентилями … Википедия

Шнитке, Альфред Гарриевич — Альфред Шнитке Alfred Schnittke … Википедия

А. Шнитке — Альфред Гарриевич Шнитке Alfred Schnittke Альфред Шнитке, 6 мая 1989 Полное имя Альфред Гарриевич Шнитке Дата рождения 24 ноября 1934( … Википедия

Источник

Р. Щедрин Концерт № 2 для фортепиано с оркестром как образец стиля композитора.

Конц№2 для ф-но. Не программный, но каждая часть имеет название. 1 – диалоги; 2- импровизация; 3- контрасты. 1ч по краям монологи ф-но соло, стиль до баховской графич муз, строгие ходы голосов, свободный ритм, углубление в себя, в кот меняются оттенки. 2ч скерцо, построено на непрерывном движении, стиль русс частушки. К ф-но прибавляется труба соло. Импровизация в нотах прописана (1 такт – пассаж p.s. повторить несколько раз с любым интервалом во времени; 2 повтор пассаж с остановкой на любом звуке; 3 играть любые ноты в любом регистре, но в ритме заданном; 4 то же самое, только , б2 играть). 3ч разные стили чередуются. Начинается 3-мя аккорд-ми орк, как вой старинных часов. Эпизод настройка рояля (джазов импровизация). Заканчивается маршем – движение в жизнь

41. Музыкальный театр Щедрина. Балеты. Обновление традиций, переосмысление традиционного содержания. Источники сюжетов. Многоплановость муз. драматургии, новизна муз-выр. средств (на примере балетов «Кармен-сюита», «Анна Каренина», «Чайка»).

Музыкальный театр Щедрина занимает ведущее место. Щедрин вносит в жанр серьезные философские замыслы, используя произведения Толстого, Чехова.

1955 г. – «Конек – Горбунок». Щ. писал балет будучи студентом консерватории. Б. наполнен народными ритмами плясовых, имел успех.

1967 г. – «Кармен – сюита» ( по просьбе М. Плисецкой). Щ. переделал оперу Бизе в балетную сюиту, сделал транскрипцию.Это одноактный балет, где сюжет сжат, поэтому драматизм усилен. Музыку Щ. расположил в своем порядке, из всех героев сохранил только трех: Кармен, Хозе, Тореро, но также ввел новых: Коррехидор – распорядитель корриды, фигура Рока – женщина в черном. Характеристика Кармен – лейтмотив Кармен, хабанера, Сцена Гадания.Хозе – ария с цветком, песенка Хозе, антракт третьего действия.Тореро – марш, куплеты Тореодора.

Оркестр состоит из двух оркестровых групп: струнные (мелодика) и ударные (ритм) – 30 инструментов. Оркестровка связана с драматургией, т. е. – контрастные тембры: Кармен( маракасы, виброфон, бубен), мир вокруг Кармен(щелкающие, стучащие), колокола – Рок. После второй постановки балет запретили.

1973 г. – «Анна Каренина» (по просьбе Плисецкой, которая сама его поставила). Щ.ввел несколько тем Чайковского по принципу коллажа: 2 темы из Симф. №3, 1 тему из фортепианных вариаций, 1 тему из квартета №2.

Драматургия балета строится на противопоставлении двух разных типов музыки: 1. Мир внешнего действия; 2. Музыка внутренних состояний. В балете много лейтмотивов: у Анны, у Каренина, но у Вронского лейтмотива нет.

1980 г. – «Чайка» по пьесе Чехова – одна из сложных пьес Ч., пьеса о безответной любви, о чел. одиночестве, об искусстве. Балет состоит из 24 прелюдий, 3 интерлюдии, постлюдии – эпилога. Лейтмотив балета – тема Чайки – символ искусства.

1985 г. – «Дама с собачкой» по пьесе Чехова. Одноактный балет в 5 дуэтах(герои балета).

40. Музыкальный театр Щедрина. Опера. Источники сюжетов. Обновление традиционных жанров. Многоплановость муз. драматургии, новизна муз-выр. средств (на примере опер «не только любовь», «Мёртвые души»).

Родион Константинович Щедрин (1932-…)-соединил в своем творчестве огр. количество тем, стилей, жанров. Яркий представитель полистилистики (фольклорный стиль, музыка рус. средневековья, церковь, колокольные звучания, быт музыки 19века,джаз) Муз.театр — ведущее место в творчестве. Серьезные философские замыслы, ставит актуальные проблемы 20 века. В качестве авторов — великие писатели Гоголь, Толстой, Чехов.

50-е годы — новая фольклорная волна. Щ. поехал на север и открыл 2 жанра: плач и частушка. Стали основой, частью его языка. 1961- оп. «не только любовь»-камерная, на сюжет рассказа С. Антонова «Дожди». В опере частушка дана так, как бытует в народе — на деревенской улице и в клубах, в будни и праздник. Част. тонко реагирует на все происходящие события, неразлучна с героями оперы. С ее помощью выражают свои чувства, отношения друг к другу. Действие происходит в послевоенные годы. В деревни почти нет мужчин. Гл.героиню Варвару делают председателем колхоза. Влюбляется в молодого парня, у кот. есть девушка. Но она отказывается от любви. Сам. яркие номера — песня и частуш. Варвары — героиня решается раз и навсегда поставить крест. оперу сняли через 2 постановки.

1977-оп. «Мертвые души»-стала событием 20 века. встает вровень с оп. Шостак. Построена необычно, но точно по Гоголю. Сам Щ. назвал «оперными сценами по поэме Н. Гоголя». Противопоставляет друг другу 2 России: 1- народная, поэтическая (муз. Великая, страдающ, отраж. Трагическую Россию, дана через фольклор)2-помещичья (муз.суетная, пошлая, история покупки мертвых душ, в традиц. оп. стиле.). в оп. 3 действия, потсроена по номерному принципу (19 номеров с названиями). Вед. Роль- народная песенность Образ народа воплощен в вокальных номерах — сольных и хоровых. Б. место-нар. песня «Не белы снеги» в стиле протяжн., ямщиц. песен (сл. Народные, муз. автора) 2 девушки, поющие в народной манере, в оркестре — протяжные плачи.

Сатирич. сцены. Использует различные приемы оперы buffa (комедия масок). Использует комический речитатив, персонажи показаны через их речь, передается разн. манерами пения – бельканто, скороговорка, говорок. У многих свои интонации, инструменты.

Манилов – мечтатель, ласковый, сладостный. Закругленные интонации, украшения, форшлаги, морденты, тембр флейты- неопределенность.

Собакевич — грубый, хамоватый, интеллект. туповат, неуклюж, тяжеловест. – широкие скачки и топтание на одном месте.

Плюшкин –олицетворение скупости, поручает его партию женскому голосу, дано заикание, срывы на фальцет.

39. Музыкальный театр Щедрина (на примере балетов «Кармен-сюита», «Анна Каренина», «Чайка»).

Музыкальный театр Щедрина занимает ведущее место. Щедрин вносит в жанр серьезные философские замыслы, используя произведения Толстого, Чехова.

1955 г. – «Конек – Горбунок». Щ. писал балет будучи студентом консерватории. Б. наполнен народными ритмами плясовых, имел успех.

1967 г. – «Кармен – сюита» ( по просьбе М. Плисецкой). Щ. переделал оперу Бизе в балетную сюиту, сделал транскрипцию.Это одноактный балет, где сюжет сжат, поэтому драматизм усилен. Музыку Щ. расположил в своем порядке, из всех героев сохранил только трех: Кармен, Хозе, Тореро, но также ввел новых: Коррехидор – распорядитель корриды, фигура Рока – женщина в черном. Характеристика Кармен – лейтмотив Кармен, хабанера, Сцена Гадания.Хозе – ария с цветком, песенка Хозе, антракт третьего действия.Тореро – марш, куплеты Тореодора.

Оркестр состоит из двух оркестровых групп: струнные (мелодика) и ударные (ритм) – 30 инструментов. Оркестровка связана с драматургией, т. е. – контрастные тембры: Кармен( маракасы, виброфон, бубен), мир вокруг Кармен(щелкающие, стучащие), колокола – Рок. После второй постановки балет запретили.

1973 г. – «Анна Каренина» (по просьбе Плисецкой, которая сама его поставила). Щ.ввел несколько тем Чайковского по принципу коллажа: 2 темы из Симф. №3, 1 тему из фортепианных вариаций, 1 тему из квартета №2.

Драматургия балета строится на противопоставлении двух разных типов музыки: 1. Мир внешнего действия; 2. Музыка внутренних состояний. В балете много лейтмотивов: у Анны, у Каренина, но у Вронского лейтмотива нет.

1980 г. – «Чайка» по пьесе Чехова – одна из сложных пьес Ч., пьеса о безответной любви, о чел. одиночестве, об искусстве. Балет состоит из 24 прелюдий, 3 интерлюдии, постлюдии – эпилога. Лейтмотив балета – тема Чайки – символ искусства.1985 г. – «Дама с собачкой» по пьесе Чехова. Одноактный балет в 5 дуэтах(герои балета).(на примере опер «не только любовь», «Мёртвые души»).

Родион Константинович Щедрин (1932-…)-соединил в своем творчестве огр. количество тем, стилей, жанров. Яркий представитель полистилистики (фольклорный стиль, музыка рус. средневековья, церковь, колокольные звучания, быт музыки 19века,джаз) Муз.театр — ведущее место в творчестве. Серьезные философские замыслы, ставит актуальные проблемы 20 века. В качестве авторов — великие писатели Гоголь, Толстой, Чехов.50-е годы — новая фольклорная волна. Щ. поехал на север и открыл 2 жанра: плач и частушка. Стали основой, частью его языка. 1961- оп. «не только любовь»-камерная, на сюжет рассказа С. Антонова «Дожди». В опере частушка дана так, как бытует в народе — на деревенской улице и в клубах, в будни и праздник. Част. тонко реагирует на все происходящие события, неразлучна с героями оперы. С ее помощью выражают свои чувства, отношения друг к другу. Действие происходит в послевоенные годы. В деревни почти нет мужчин. Гл.героиню Варвару делают председателем колхоза. Влюбляется в молодого парня, у кот. есть девушка. Но она отказывается от любви. Сам. яркие номера — песня и частуш. Варвары — героиня решается раз и навсегда поставить крест. оперу сняли через 2 постановки.1977-оп. «Мертвые души»-стала событием 20 века. встает вровень с оп. Шостак. Построена необычно, но точно по Гоголю. Сам Щ. назвал «оперными сценами по поэме Н. Гоголя». Противопоставляет друг другу 2 России: 1- народная, поэтическая (муз. Великая, страдающ, отраж. Трагическую Россию, дана через фольклор)2-помещичья (муз.суетная, пошлая, история покупки мертвых душ, в традиц. оп. стиле.). в оп. 3 действия, потсроена по номерному принципу (19 номеров с названиями). Вед. Роль- народная песенность Образ народа воплощен в вокальных номерах — сольных и хоровых. Б. место-нар. песня «Не белы снеги» в стиле протяжн., ямщиц. песен (сл. Народные, муз. автора) 2 девушки, поющие в народной манере, в оркестре — протяжные плачи.Сатирич. сцены. Использует различные приемы оперы buffa (комедия масок). Использует комический речитатив, персонажи показаны через их речь, передается разн. манерами пения – бельканто, скороговорка, говорок. У многих свои интонации, инструменты.Манилов – мечтатель, ласковый, сладостный. Закругленные интонации, украшения, форшлаги, морденты, тембр флейты- неопределенность.

Собакевич — грубый, хамоватый, интеллект. туповат, неуклюж, тяжеловест. – широкие скачки и топтание на одном месте.Плюшкин –олицетворение скупости, поручает его партию женскому голосу, дано заикание, срывы на фальцет.

Тв-во А. Шнитке. Проблематика , жанры, преобладающий тип муз. драматургии. Полифония содержания и стилистич. поисков. Кончерто-гроссо №1 как выражение драматургии стилей. Идея произведения и её муз-образное воплощение.

Альфред Гальевич Шнитке (1934-1998)- композ. и чел-к с незапятнонной репутацией. Всю жизнь прожил вдали от официального признания (не исполняли, не печатали, из 70 произвед. признано 2). Впервые отмечен официально в 1953 –госпремия за музыку к мультфильму по рисункам Пушкина. Воплотил муз. полистилистику(отголоски барокко, романт, музыка пошлого быта современности). на это все-свой взгляд. В его музыке встреч.высокое и низкое, добро и зло(трад. Шостоковича). Особенности комп. личностиШ: интерес к философ.концепциям,глоб.проблемам,нравст.тематике;эмоц. сильное раскрытие содерж-я; экспрессивная подача материала; предпочтение драм.(конфликт.)форм выражения; преоблад. крупных форм.

Произвед:9 симф,5 кончерти гроссо,4 скрип.концерта,1 альтовый,2 фортеп,неск.скрип.сонат. хор.произв:оратор. «нагасаки»(его диплом. работа в Моск. консе),кант. «История доктора Иоганна Фауста»,реквием на канонич. лат. текст, концерт для хора на стихи средн. армянск. поэта Нарекаци; балеты «Лабиринты»,«Желтый звук»; опер. «Джезуальдо», «Жизнь с идиотом», камер. жанры : муз. к театр. спектакл.,>60 муз.к кинофильм. «Маленькие трагедии»(Пушкин), «Мертвые души» «Восхождение(Быков)», «Агония».(писал. В теч.20 лет)

70-е годы складывается стиль Ш. Муз. наполнена цитатами, полуцит, вариац. на чужие темы, ассоциац, столкнов. высок. муз. с низкой. Образец шоковой полистил.(сильные контрасты)- симф №1. Много цитат, муз. в стиле Вивальди, Бетхов,халтурн. сыгран. похорон. марш, имитация запиленной пластинки, цит. из прощальной симф. Гайдна.

1977- знач произвед. в манере полистил.-кончерто-гроссо №1(старин. жанр баховск. времен. 17-18 век. Концерт оркестровый, нет солистов. Писали почти все композит. Шнитке возродил этот жанр, после него стали использовать.) для 2 скрипок, клавесина, подготовленного рояля и струнного оркестра. В концертр-3 контраст. стилист.сферы, между кот.ведется диалог и борьба: 1-муз.барокко(стиль Баха и Вивальди),гармония прошлого;2-соремен.авторск. стилистика(оч. напряженная, мучительная.)господ.-т нетемпериров.звучание;3- бональная муз. быта;

Открыв. к-т темой-эпиграфом(играет подгот.рояль(как сильно расстроен. Преспущены струны) Это символ времени, в кот. что-то разладилось, сломалось). в конц. 6 частей, идущих без перерыва:1-прелюдия(авторск.стиль,эхообразн.повтор отд интонаций),2-токката(стиль барокко,взгляд в прошлое, все гармонично),3-речитатив,4-каденция,5-рондо(столкновение стилей, рефрен-отголоски романт.муз;1 эпизод «кривое зеркало», искажается идеальный порыв,2 эп-обольстительное танго, далее борьба т. Рондо и танго. В конце тема времени у всего орк-ра агрессивная, страшная;6 -постлюдия.

В это время возрожд. жанр старин. мемориала: канон памяти Стравинского, прелюдия памяти Шостаковича, реквием памяти своих родителей.Входит в тв-во тема смерти.за 1984-6 концертов. Особ. место — альтовый. Много инсультов. Во время перестройки — в Германию.

1.Советская муз. культура 1917-1932.

2.Советская муз. культура 1932-1941г.г.

3.Советская муз. культура 1941-1953.

4. Советская муз. культура 1953-1968 г.г

10. С.Прокофьев (1891-1953). Темы, образы, жанры творчества. Черты стиля.

11.Музыкальный театр Прокофьева. Оперы.

12. С. Прокофьев. Опера «Война и мир

13. Музыкальный театр С. Прокофьева.Балеты.

14. С.Прокофьев. Балет «Ромео и Джульетта».

15. Фортепианное творчество С. Прокофьева.

16. С.Прокофьев.Концерт №1

17. С.Прокофьев. Концерт №3

18. С. Прокофьев. Симфония №1

19. С. Прокофьев. Симфония №7 (1952)

20. Кантатно-ораториальное творчество С. Прокофьева. 21. Хачатурян Арам Ильич (1903-1978). Темы, образы, жанры тв-ва.

22. Хачатурян Арам Ильич . Концерте для скрипки с орк.

23.Хачатурян Арам Ильич. Балетное тв-во

24. Г.Свиридов (1915-1998). Темы, образы, жанры тв-ва.

25.Поэзия в музыке Г. Свиридова.

26. Г. Свиридов. Вокальные циклы на стихи А.С. Пушкина и Бернса.

27.Г.Свиридов. «Поэма памяти С. Есенина».

28. Г. Свиридов. «Патетическая оратория»

29. Д.Шостакович. Темы, образы, жанры тв-ва. Черты стиля.

30. Симфонизм Шостаковича и его роль в муз. культуре XX века. Проблематика. Характерные черты драматургии и строение цикла.

31. Д. Шостакович. Симфония №5

32. Д. Шостакович. Симфония №7,

33. Д. Шостакович. Симфония №9, Es-dur.

34. Д. Шостакович. Симфония №11,

35. Поздние симфонии Д. Шостаковича. симфониях № 13, № 14. Симфония № 15

36. Д. Шостакович. Опера « Леди Макбет Мценского уезда» ( Катерина Измайлова)..

37. Творчество Р. Щедрина как выражение новаторских тенденций в музыке 2-й половины ХХ века. Темы и образы.

38.Р. Щедрина Концерт № 2 для фортепиано с оркестром как образец стиля композитора.

Источник

Оцените статью