Нотный архив Бориса Тараканова
сборник «Поёт Московский камерный хор»
СОДЕРЖАНИЕ
МАЛЕНЬКАЯ КАНТАТА ИЗ ОПЕРЫ «НЕ ТОЛЬКО ЛЮБОВЬ» Музыка Р. Щедрина. Либретто В. Катаняна по мотивам рассказов С. Антонова
СКАЗАНИЕ ПРО БАБУ КАТЕРИНУ И СЫНА ЕЕ ГЕОРГИЯ. Музыка В. Рубина. Слова народные:
1. Красота
2. Мать и сын
3. 1941-й
ПРО ЗАГАДКУ. Музыка Н. Дроницына. Слова народные
Три хора из «Десяти поэм на слова революционных поэтов конца XIX и начала XX столетия»:
ДЕВЯТОЕ ЯНВАРЯ. Музыка Д. Шостаковича. Слова А. Коца
СМОЛКЛИ ЗАЛПЫ ЗАПОЗДАЛЫЕ. Музыка Д. Шостаковича. Слова Е. Тарасова
ОНИ ПОБЕДИЛИ. Музыка Д. Шостаковича. Слова А. Гмырева
ПЕЧАЛЬНОЕ СЕРДЦЕ МОЕ. Музыка С. Слонимского. Слова народные
ЛЮБИ ЖЕНУ, ДА НЕ БЕЙ! Музыка С. Слонимского. Слова народные
ЗАКЛИНАНИЕ ОГНЯ. Из цикла «Песни Иванова дня» («Эстонские календарные песни»). Музыка В. Тормиса. Слова народные
О, КАК ОТРАДНО СОЗЕРЦАТЬ. Музыка К. Дебюсси. Слова Ш. Орлеанского. Перевод К. Алемасовой
Я ТАМБУРИНА СЛЫШАЛ ЗВОН. Музыка К. Дебюсси. Слова Ш. Орлеанского. Перевод К. Алемасовой
ЗИМА. Музыка К. Дебюсси. Слова Ш. Орлеанского. Перевод К. Алемасовой
Три песни для хора без сопровождения НИКОЛЁТТА. Музыка М. Равеля. Слова М. Равеля. Перевод П. Аренского :
ТРИ РАЙСКИЕ ПТИЦЫ. Музыка М. Равеля. Слова М. Равеля. Перевод П. Аренского
РОНДО. Музыка М. Равеля. Слова М. Равеля. Перевод Э. Котляр
МАРИ. Музыка Ф. Пуленка. Слова Г. Аполлинера. Русский текст И. Емельяновой
Источник
Родион Щедрин — Хоровые произведения
Нотные сборники для хора
композитора Родиона Щедрина
Родион Щедрин
Хоровые произведения
без сопровождения
«Советский композитор», 1988г.
номер с8186к
РОДИОН КОНСТАНТИНОВИЧ ЩЕДРИН — выдающийся советский композитор, с творчеством которого хорошо знакомы как в нашей стране, так и за рубежом. Опираясь на лучшие традиции русской классики, богатство русского фольклора, композитор создает свой, глубоко самобытный стиль творчества, стремясь в своих сочинениях передать богатый духовный мир современника.
Родион Щедрин родился 16 декабря 1932 года в Москве, в семье музыканта-педагога. Первое музыкальное образование он получил у своего отца, который обучал его игре на фортепиано. В 1941 году эти занятия были прерваны начавшейся Великой Отечественной войной.
В 1945 году Щедрин поступил в Московское хоровое училище. Здесь будущий композитор пел в хоре мальчиков пол управлением А. В. Свешникова, здесь же начал сочинять музыку. Его первые сочинения — это небольшие хоровые миниатюры и пьесы для фортепиано, которые разучивались и исполнялись учащимися училища.
В 1950—1955 годы Щедрин—студент Московской консерватории по классу композиции Ю. А. Шапорина и по классу фортепиано Я. В. Флиера. В годы учебы в консерватории он участвовал в фольклорных экспедициях в Белоруссию (1951) и Вологодскую область (1953). Собранный композитором богатый материал послужил основой для создания ряда сочинений в различных жанрах. В эти годы Щедриным написаны: фортепианная сюита Праздник в колхозе (1951), фортепианный квинтет (1952), сюита для кларнета и фортепиано (1952), два струнных квартета (1951, 1954), романсы на стихи В. Маяковского, Н. Хикмета и других поэтов, вокально-симфоническая поэма «Двадцать восемь> на стихи М. Светлова (1953), посвященная подвигу героев-панфиловцев в годы Великой Отечественной войны, музыка для театра и кино. Тогда же композитор делает ряд обработок народных песен. В сочинениях Щедрина намечаются черты, характерные для всего его творчества: связь с современностью, с русской сказкой, народно-песенным творчеством. Особенно интересным и оригинальным является использование современной народной песнн-частушки.
В качестве дипломной работы к окончанию консерватории Щедриным были написаны: Первый фортепианный концерт (1964), отмеченный премией на V Всемирном фестивале молодежи в Варшаве (1955), и несколько сцен из балета «Конек-Горбунок» (по сказке П. Ершова), полностью законченного в годы обучения в аспирантуре и поставленного на сцене Большого театра СССР в Москве в 1960 году. В 1957 году симфоническая сюита «Конек-Горбунок» Щедрина была отмечена премией на международном конкурсе VI Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Москве. В эти же годы композитор пишет музыку к пьесе В. Маяковского «Мистерия-буфф» — в Московском театре сатиры (1957), к кинофильмам «Высота» (1956) и «Коммунист» (1957). Значительным сочинением тех лет явилась Первая симфония, впервые исполненная осенью 1958 года.
Среди произведений, написанных в последующие годы, широко известны: опера «Не только любовь» (на сюжет рассказов С. Антонова) с использованием интонаций русской частушки, поставленная на сцене Большого театра СССР в Москве в 1961 году; Вторая симфония— 25 прелюдий для оркестра (1965); Первый концерт для оркестра — «Озорные частушки» (1963); балет «Кармен-сюита» — транскрипция фрагментов оперы Ж. Бизе для струнных и ударных инструментов (поставлен на сцене Большого театра СССР в 1967 году); Камерная сюита для 20 скрипок, арфы, аккордеона и двух контрабасов (1961); Второй фортепианный концерт (1966); «Бассо остинато», Соната (1962) и другие пьесы для фортепиано. Для этих сочинений характерны тематическая выразительность, изобретательность, контрастность, специфическая эффектность, использование вариантности в развитии формы.
В конце 60-х и в 70-е годы композитор создает целый ряд значительных сочинений. Это—«Поэтория» (1968) на стихи А. Вознесенского для поэта, женского голоса, хора и оркестра — произведение, полное национального мелоса, непосредственной выразительности; новая музыкально-сценическая редакция оперы «Не только любовь», поставленная на сцене Камерного музыкального театра в Москве; балет «Анна Каренина» (1971) с музыкой, полной экспрессии, соединения современного музыкального языка с тонким чувством стиля н времени великого русского писателя; оратория «Ленин в сердце народном» (1969) для солистов, хора и оркестра — к 100-летию со дня рождения В. И. Ленина, значительно обогатившая советскую музыкальную лениниану и отличающаяся органичным соединением традиций народной музыки со смелым применением современных музыкальных средств выразительности; Второй концерт для оркестра — «Звоны» (1968), Третий фортепианный концерт (1973), 24 прелюдии и фуги для фортепиано (1970), фортепианный цикл «Полифоническая тетрадь» (1972), впервые исполненный на фестивале «Ленинградская музыкальная весна» в 1973 году. В 1972 году за оперу «Не только любовь» (новая редакция) и ораторию «Ленин в сердце народном» Щедрин был удостоен Государственной премии СССР.
Качественно новым этапом развития таланта Щедрина явилась постановка в 1977 году на сцене Большого театра СССР в Москве оперы «Мертвые души» (по Н. Гоголю), над которой композитор работал десять лет, а также балета «Чайка» (по А. Чехову), поставленного весной 1980 года. Произведения передают эмоционально-психологическую атмосферу, в которой живут герои, их душевное состояние и характеры — современным музыкальным языком, отличаются глубиной постижения композитором сложных литературных первоисточников русской классики.
Данью уважения к старинной русской культуре, к ее знаменному пению следует считать «Фрески Дионисия» (1981), написанные в сравнительно редком для Щедрина жанре камерного ансамбля. Этим произведением композитор продолжил линию, начатую Вторым концертом для оркестра, связанным с традициями русского колокольного звона.
Одним из значительных сочинений, написанных Щедриным в последние годы, является «Музыкальное приношение» (1983) для органа, трех флейт, трех фаготов и трех тромбонов, произведение огромных размеров, своего рода концертное состязание органа с девятью инструментами. Оно посвящено 300-летию со дня рождения И.-С. Баха.
Щедрин часто выступает в концертах как исполнитель своих фортепианных сочинений. Он ведет большую музыкально-общественную деятельность в качестве председателя правления Союза композиторов РСФСР (с 1973 года), депутата Верховного Совета РСФСР 6, 9 и 10-го созывов, члена Советского комитета защиты мира.В 1981 году Щедрину было присвоено звание народного артиста СССР, в 1984 году он стал лауреатом Ленинской премии, композитор награжден орденами «Знак Почета» (1967), Трудового Красного Знамени (1971), медалями. Ярким признанием таланта Щедрина явилось избрание его в 1976 году членом-корреспондентом Баварской академии изящных искусств (ФРГ).
В предлагаемый сборник вошли произведения для хора без сопровождения, написанные композитором в разные годы и получившие широкое признание музыкальной общественности. В годы учебы в Московском хоровом училище Щедриным написаны два небольших хора на стихи А. С. Пушкина (1950): «Пора, мой друг,. Пора!» для смешанных голосов и «Тиха украинская ночь» (нз поэмы «Полтава») для детских голосов, — хор, публикуемый здесь в переложении для смешанного состава; в студенческие годы написан хор-фуга «Ива, ивушка» (Вокализ) для смешанного хора (1954); в последующие годы композитор создает ряд произведений для смешанного хора, среди них — хоровые циклы «Четыре хора на стнхн А. Твардовского» (1968), посвященные памяти погибших в Великой Отечественной войне; «Четыре хора на стихи А. Вознесенского» (1971), лирико-философские картины нз современной жизни; хоры «Русские деревни» на стихи И. Харабарова (1973) и «Стирала женщина белье» на стихи И. Ляпина (1975); в последующие годы композитор написал также для смешанного хора цикл — Строфы «Евгения Онегина», состоящий из шести хоров на стихи А. Пушкина из романа «Евгений Онегин»; поэму «Казнь Пугачева» на слова А. Пушкина из «Истории Пугачева» (1981) и «Концертино» в четырех частях (1982) по заказу Международного фестиваля хоровой музыки в Корке (Ирландия), впервые опубликованное издательством «Советский композитор» в 1984 году.
Композитор находится в расцвете творческих сил. Поэтому с уверенностью можно сказать, Что мы еще не раз станем свидетелями его новых больших творческих побед.
Э. Леонов
- ДВА ХОРА на стихи А. С. Пушкина
- 1. Пора, мой друг, пора!
- 2. Тиха украинская ночь
- ИВА, ИВУШКА! (Вокализ)
- ЧЕТЫРЕ ХОРА на стихи А. Твардовского
- 1. Лак дорог друг
- 2. Прошла война
- 3. Я убит подо Ржевом
- 4. К вам, павшие
- РУССКИЕ ДЕРЕВНИ. Слова И. Харабарова
- СТИРАЛА ЖЕНЩИНА БЕЛЬЕ. Слова И. Ляпина.
- ЧЕТЫРЕ ХОРА на стихи А. Вознесенского
- 1. Тбилисский базары
- 2. Первый лед
- 3. Горный родничок
- 4. Песня вечерняя
- СТРОФЫ «ЕВГЕНИЯ ОНЕГИНА». ШЕСТЬ ХОРОВ на стихи А. С. Пушкина из романа в стихах «Евгений Онегин»
- 1. В тот год осенняя погода
- 2. Вот по Тверской
- 3. Теперь у нас дороги
- 4. Мои богини
- 5. Зачем же так неблагосклонно
- 6. Блажен, кто смолоду
- КАЗНЬ ПУГАЧЕВА. ПОЭМА для хора А CAPPELLA на слова А. С. Пушкина из «Истории Пугачева»
- КОНЦЕРТИНО для смешанного хора А CAPPELLA
- 1. Лестница вниз
- 2. Колыбельная
- 3. Сольфеджио
- 4. Русские звоны
Скачать сборник
Источник
ХОР.by
Белорусский хоровой портал
Щедрин Р. — Сочинения для хора [Москва, 2005]
Родион Щедрин — Сочинения для хора без сопровождения и в сопровождении фортепиано /
Rodion Shchedrin — Choral Works Unaccompanied and with Piano Accompaniment
- Да святится имя Твое… / Hallowed Be Thy Name… [1988]
- Утро / Morning [1950]
- Два хора на стихи А. Пушкина (Пора, мой друг, пора!), (Тиха украинская ночь) / Two choruses to verses by A. Pushkin (It’s Time, My Friens, It’s Time!), (Quiet the Ukrainian Night) [1950]
- Ива, ивушка / Willow, dear willow (1954)
- Четыре хора на стихи А. Твардовского (Как дорог друг), (Прошла война), (Я убит подо Ржевом), (К Вам, павшие) / Four Choruses to verses by A. Tvardovsky (How dear is the friend), (The War is Over), (I’ve Been Killed near Rzhev), (To you, The Fallen) [1968]
- Четыре хора на стихи А. Вознесенского (Тбилисские базары), (Первый лед), (Горный родничок), (Песня вечерняя) / Four Choruses to verses by A. Voznesensky (The Bazaars of Tbilisi), (The First Ice), (The mountain Spring), (Evening Song) [1971]
- Русские деревни / The Russian Villages [1973]
- Стирала женщина белье / A Woman was Loundering [1975]
- Алый парус / Crimson Sail [1997]
- Строфы «Евгения Онегина» / Stanzas of ‘Eugene Onegin’ [1981]
- Диптих на стихи А. Вознесенского / Diptych to verses by A. Voznesensky [2003]
- Серенада / Serenade [2003]
- Маленькая кантата из оперы «Не только любовь» / Little Cantata from the opera ‘Not Love Alone’ [1961]
Источник
ХОР.by
Белорусский хоровой портал
Щедрин — Не только любовь [1965]
Родион ЩЕДРИН. «Не только любовь» — лирическая опера в 3 действиях с эпилогом (1961)
Rodion SHCHEDRIN. «Not love alone» — lyrical opera in 3 acts with epilogue
Либретто — В. Катаняна (по мотивам рассказов С. Антонова) / Libretto by V. Katanyan (after stories by S. Antonov)
Переложение для пения с фортепиано автора / Arranged for singing and piano by the composer
Москва, 1965 / Moscow, 1965
Действующие лица:
Варвара Васильевна, председатель колхоза ………. меццо-сопрано
Володя Гаврилов ………. тенор
Наташа, невеста Гаврилова ………. высокое лирическое сопрано
Федот Петрович, бригадир трактористов ………. бас
Иван Трофимов, тракторист ………. баритон
Мишка и Гришка, трактористы ………. тенора
Девушка с высоким голосом ………. колоратурное сопрано
Катерина, разведенка ……….контральто
Кондурушкин, руководитель духового самодеятельного оркестра ………. высокий бас
Анютка ………. сопрано
Парень ………. тенор
Девушки ………. сопрано (2), альты (4)
Содержание:
Действие первое
№1. Вместо вступления (Мишка, Гришка, Федот, Иван Трофимов, женский хор) ….. 5
№2. Игра продолжается (Мишка, Гришка, Федот, Иван Трофимов) ….. 12
№3. Песня Федота (Федот) ….. 19
№4. Дождь (Фуга и квартет трактористов) ….. 24
№5. Сцена и выход Володи Гаврилова ( Федот, Иван Трофимов, Володя Гаврилов, Наташа, женский хор) ….. 37
№6. Драка и появление Варвары Васильевны (Варавара Васильевна, Мишка, Гришка, Иван Трофимов, Наташа, Федот) ….. 51
№7. Ариозо Варвары Васильевны (Варвара Васильевна) ….. 59
№8. Сцена Варвары Васильевны с Володей Гавриловым (Варвара Васильевна, Володя Гаврилов, Наташа) ….. 64
№9. Финал первого действия (Варвара Васильевна, женский хор) ….. 76
Действие второе
Маленькая кантата (№№10-11)
№10. Девичьи частушки (Девушка с высоким голосом, 4 девушки (Альты), 2 девушки (сопрано), женский хор) ….. 82
№11. Приход парней. Кода (Мишка, Гришка, Иван Трофимов, Федот, Разведенка Катерина, Девушка с высоким голосом, 3 девушки (альты), мужской хор, женский хор) ….. 93
№12. Колхозная самодеятельность (Кондурушкин, Иван Трофимов) ….. 112
№13. Приход Володи Гаврилова и сцена (Володя Гаврилов, Мишка, Гришка, Иван Трофимов, Девушка с высоким голосом, Наташа) ….. 115
№14. Песня Володи Гаврилова с женским хором (Володя Гаврилов, женский хор) ….. 122
№15. Приход Варвары Васильевны и кадриль (Девушка с высоким голосом, Мишка, Гришка, Иван Трофимов, Варвара Васильевна, Федот, Кондурушкин, Володя Гаврилов, Наташа, смешанный хор) ….. 126
№16. Сольный женский танец трактористки и продолжение кадрили (Разведенка Катерина, Володя Гаврилов, Варвара Васильевна) ….. 132
№17. Песня Варвары Васильевны (Варвара Васильевна, Володя Гаврилов, Федот, 2 девушки (сопрано)) ….. 142
№18. Пляска Варвары Васильевны (Варвара Васильевна, 4 девушки (альты), Девушка с высоким голосом, женский хор) …..148
№19. Все расходятся (Федот, Девушка с высоким голосом, Разведенка Катерина, женский хор) ….. 154
№20. Финал второго действия (Варвара Васильевна, Володя Гаврилов, Федот) ….. 158
Действие третье
№21. Песня Наташи и сцена (Наташа, Варвара Васильевна)….. 175
№22. Трио (Анютка, Парень, Варвара Васильевна, Девушка с высоким голосом, Иван Трофимов, Гришка, Мишка) ….. 182
№23. Монолог Варвары Васильевны (Варвара Васильевна, 1-ый смешанный хор, 2-й смешанный хор) ….. 194
№24. Финал третьего действия (Володя Гаврилов, Варвара Васильевна, Наташа) ….. 208
№25. Эпилог (Мишка, Гришка, Федот, Варвара Васильевна, Девушка с высоким голосом, женский хор) ….. 220
Источник