Родион Щедрин — Тетрадь для юношества — ноты для фортепиано
пьесы композитора Р.Щедрина для дмш
Библиотека юного пианиста
средние и старшие классы детских музыкальных школ
Родион Щедрин
Тетрадь для юношества
пьесы для фортепиано
«Советский композитор», 1988г.
номер с6415к
- 1. АРПЕДЖИО
- 2. ЗНАМЕННЫЙ РАСПЕВ
- 3. ИГРАЕМ ОПЕРУ РОССИНИ
- 4. ХОР
- 5. ТЕРЦИИ
- 6. ВЕЛИЧАЛЬНАЯ
- 7. ОБРАЩЕНИЯ АККОРДА
- 8. ДЕРЕВЕНСКАЯ ПЛАКАЛЬЩИЦА
- 9. ФАНФАРЫ
- 10. РАЗГОВОРЫ
- 11. РУССКИЕ ТРЕЗВОНЫ.
- 12. ПЕТРОВСКИЙ КАНТ
- 13. ПОГОНЯ
- 14. ДВЕНАДЦАТЬ НОТ
- 15. ЭТЮД В ЛЯ
Скачать сборник
Родион Щедрин
Тетрадь для юношества
15 пьес для фортепиано
ue17743
Родион Щедрин
Полифоническая тетрадь
25 полифонических прелюдий для фортепиано
«Советский композитор», 1974г.
номер с3102к
The Polyphonic Notebook is a cycle of polyphonic preludes for piano. They are intended for students of conservatoires, music colleges and pupils of senior grades of elementary music schools. They may also be used as an aid in the-study of counterpoint. All this, naturally, does not exclude the performance on the concert stage of the whole cycle or of individual items.
R. Shchedrin
Двухголосная инвенция
Канон в октаву
Остинато
Фугетта
Каноническая имитация
Подголоски
Зеркальный канон
Речитатив и обратное движение
Этюд (инверсия)
Чакона
Контрапункт
Токкатина-коллаж
Трехголосная инвенция
Канон в увеличении
Мотет (двойной канон)
Остинатный бас
Фуга
Бесконечный канон
Тройной контрапункт
Канон на кантус фирмус
Пассакалья
Трехголосный канон
Двойная фуга
Горизонталь и вертикаль
Полифоническая мозаика
Скачать ноты
Краткие сведения
ЩЕДРИН Родион Константинович — русский советский композитор, пианист и общественный деятель — родился 16. XII 1932 года в Москве в семье музыканта. Окончил Московскую консерваторию по классу композиции у Ю. Шапорина, по классу фортепиано у Я. Флиера. Народный артист СССР, лауреат Государственной премии СССР, секретарь Союза композиторов СССР и РСФСР. Среди его произведений оперы «Не только любовь», «Мертвые души»; балеты «Конек-Горбунок», «Кармен-сюита» (инструментальная транскрипция партитуры Ж- Бизе), «Анна Каренина», «Чайка»; концерт «Поэторня» на стихи А. Вознесенского для поэта в сопровождении оркестра, хора и женского голоса, кантаты «Двадцать восемь», «Бюрократиада»; 3 симфонии, концерты для оркестра «Озорные частушки» и «Звоны»; 3 концерта для фортепиано с оркестром; фортепианный квинтет, 2 квартета; инструментальная музыка; фортепианные произведения («Двадцать четыре прелюдии и фуги», соната, этюды, пьесы и др.); песни, хоры; обработки народных песен; музыка для театра и кино.
Источник
Родион Щедрин — Хоровые произведения
Нотные сборники для хора
композитора Родиона Щедрина
Родион Щедрин
Хоровые произведения
без сопровождения
«Советский композитор», 1988г.
номер с8186к
РОДИОН КОНСТАНТИНОВИЧ ЩЕДРИН — выдающийся советский композитор, с творчеством которого хорошо знакомы как в нашей стране, так и за рубежом. Опираясь на лучшие традиции русской классики, богатство русского фольклора, композитор создает свой, глубоко самобытный стиль творчества, стремясь в своих сочинениях передать богатый духовный мир современника.
Родион Щедрин родился 16 декабря 1932 года в Москве, в семье музыканта-педагога. Первое музыкальное образование он получил у своего отца, который обучал его игре на фортепиано. В 1941 году эти занятия были прерваны начавшейся Великой Отечественной войной.
В 1945 году Щедрин поступил в Московское хоровое училище. Здесь будущий композитор пел в хоре мальчиков пол управлением А. В. Свешникова, здесь же начал сочинять музыку. Его первые сочинения — это небольшие хоровые миниатюры и пьесы для фортепиано, которые разучивались и исполнялись учащимися училища.
В 1950—1955 годы Щедрин—студент Московской консерватории по классу композиции Ю. А. Шапорина и по классу фортепиано Я. В. Флиера. В годы учебы в консерватории он участвовал в фольклорных экспедициях в Белоруссию (1951) и Вологодскую область (1953). Собранный композитором богатый материал послужил основой для создания ряда сочинений в различных жанрах. В эти годы Щедриным написаны: фортепианная сюита Праздник в колхозе (1951), фортепианный квинтет (1952), сюита для кларнета и фортепиано (1952), два струнных квартета (1951, 1954), романсы на стихи В. Маяковского, Н. Хикмета и других поэтов, вокально-симфоническая поэма «Двадцать восемь> на стихи М. Светлова (1953), посвященная подвигу героев-панфиловцев в годы Великой Отечественной войны, музыка для театра и кино. Тогда же композитор делает ряд обработок народных песен. В сочинениях Щедрина намечаются черты, характерные для всего его творчества: связь с современностью, с русской сказкой, народно-песенным творчеством. Особенно интересным и оригинальным является использование современной народной песнн-частушки.
В качестве дипломной работы к окончанию консерватории Щедриным были написаны: Первый фортепианный концерт (1964), отмеченный премией на V Всемирном фестивале молодежи в Варшаве (1955), и несколько сцен из балета «Конек-Горбунок» (по сказке П. Ершова), полностью законченного в годы обучения в аспирантуре и поставленного на сцене Большого театра СССР в Москве в 1960 году. В 1957 году симфоническая сюита «Конек-Горбунок» Щедрина была отмечена премией на международном конкурсе VI Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Москве. В эти же годы композитор пишет музыку к пьесе В. Маяковского «Мистерия-буфф» — в Московском театре сатиры (1957), к кинофильмам «Высота» (1956) и «Коммунист» (1957). Значительным сочинением тех лет явилась Первая симфония, впервые исполненная осенью 1958 года.
Среди произведений, написанных в последующие годы, широко известны: опера «Не только любовь» (на сюжет рассказов С. Антонова) с использованием интонаций русской частушки, поставленная на сцене Большого театра СССР в Москве в 1961 году; Вторая симфония— 25 прелюдий для оркестра (1965); Первый концерт для оркестра — «Озорные частушки» (1963); балет «Кармен-сюита» — транскрипция фрагментов оперы Ж. Бизе для струнных и ударных инструментов (поставлен на сцене Большого театра СССР в 1967 году); Камерная сюита для 20 скрипок, арфы, аккордеона и двух контрабасов (1961); Второй фортепианный концерт (1966); «Бассо остинато», Соната (1962) и другие пьесы для фортепиано. Для этих сочинений характерны тематическая выразительность, изобретательность, контрастность, специфическая эффектность, использование вариантности в развитии формы.
В конце 60-х и в 70-е годы композитор создает целый ряд значительных сочинений. Это—«Поэтория» (1968) на стихи А. Вознесенского для поэта, женского голоса, хора и оркестра — произведение, полное национального мелоса, непосредственной выразительности; новая музыкально-сценическая редакция оперы «Не только любовь», поставленная на сцене Камерного музыкального театра в Москве; балет «Анна Каренина» (1971) с музыкой, полной экспрессии, соединения современного музыкального языка с тонким чувством стиля н времени великого русского писателя; оратория «Ленин в сердце народном» (1969) для солистов, хора и оркестра — к 100-летию со дня рождения В. И. Ленина, значительно обогатившая советскую музыкальную лениниану и отличающаяся органичным соединением традиций народной музыки со смелым применением современных музыкальных средств выразительности; Второй концерт для оркестра — «Звоны» (1968), Третий фортепианный концерт (1973), 24 прелюдии и фуги для фортепиано (1970), фортепианный цикл «Полифоническая тетрадь» (1972), впервые исполненный на фестивале «Ленинградская музыкальная весна» в 1973 году. В 1972 году за оперу «Не только любовь» (новая редакция) и ораторию «Ленин в сердце народном» Щедрин был удостоен Государственной премии СССР.
Качественно новым этапом развития таланта Щедрина явилась постановка в 1977 году на сцене Большого театра СССР в Москве оперы «Мертвые души» (по Н. Гоголю), над которой композитор работал десять лет, а также балета «Чайка» (по А. Чехову), поставленного весной 1980 года. Произведения передают эмоционально-психологическую атмосферу, в которой живут герои, их душевное состояние и характеры — современным музыкальным языком, отличаются глубиной постижения композитором сложных литературных первоисточников русской классики.
Данью уважения к старинной русской культуре, к ее знаменному пению следует считать «Фрески Дионисия» (1981), написанные в сравнительно редком для Щедрина жанре камерного ансамбля. Этим произведением композитор продолжил линию, начатую Вторым концертом для оркестра, связанным с традициями русского колокольного звона.
Одним из значительных сочинений, написанных Щедриным в последние годы, является «Музыкальное приношение» (1983) для органа, трех флейт, трех фаготов и трех тромбонов, произведение огромных размеров, своего рода концертное состязание органа с девятью инструментами. Оно посвящено 300-летию со дня рождения И.-С. Баха.
Щедрин часто выступает в концертах как исполнитель своих фортепианных сочинений. Он ведет большую музыкально-общественную деятельность в качестве председателя правления Союза композиторов РСФСР (с 1973 года), депутата Верховного Совета РСФСР 6, 9 и 10-го созывов, члена Советского комитета защиты мира.В 1981 году Щедрину было присвоено звание народного артиста СССР, в 1984 году он стал лауреатом Ленинской премии, композитор награжден орденами «Знак Почета» (1967), Трудового Красного Знамени (1971), медалями. Ярким признанием таланта Щедрина явилось избрание его в 1976 году членом-корреспондентом Баварской академии изящных искусств (ФРГ).
В предлагаемый сборник вошли произведения для хора без сопровождения, написанные композитором в разные годы и получившие широкое признание музыкальной общественности. В годы учебы в Московском хоровом училище Щедриным написаны два небольших хора на стихи А. С. Пушкина (1950): «Пора, мой друг,. Пора!» для смешанных голосов и «Тиха украинская ночь» (нз поэмы «Полтава») для детских голосов, — хор, публикуемый здесь в переложении для смешанного состава; в студенческие годы написан хор-фуга «Ива, ивушка» (Вокализ) для смешанного хора (1954); в последующие годы композитор создает ряд произведений для смешанного хора, среди них — хоровые циклы «Четыре хора на стнхн А. Твардовского» (1968), посвященные памяти погибших в Великой Отечественной войне; «Четыре хора на стихи А. Вознесенского» (1971), лирико-философские картины нз современной жизни; хоры «Русские деревни» на стихи И. Харабарова (1973) и «Стирала женщина белье» на стихи И. Ляпина (1975); в последующие годы композитор написал также для смешанного хора цикл — Строфы «Евгения Онегина», состоящий из шести хоров на стихи А. Пушкина из романа «Евгений Онегин»; поэму «Казнь Пугачева» на слова А. Пушкина из «Истории Пугачева» (1981) и «Концертино» в четырех частях (1982) по заказу Международного фестиваля хоровой музыки в Корке (Ирландия), впервые опубликованное издательством «Советский композитор» в 1984 году.
Композитор находится в расцвете творческих сил. Поэтому с уверенностью можно сказать, Что мы еще не раз станем свидетелями его новых больших творческих побед.
Э. Леонов
- ДВА ХОРА на стихи А. С. Пушкина
- 1. Пора, мой друг, пора!
- 2. Тиха украинская ночь
- ИВА, ИВУШКА! (Вокализ)
- ЧЕТЫРЕ ХОРА на стихи А. Твардовского
- 1. Лак дорог друг
- 2. Прошла война
- 3. Я убит подо Ржевом
- 4. К вам, павшие
- РУССКИЕ ДЕРЕВНИ. Слова И. Харабарова
- СТИРАЛА ЖЕНЩИНА БЕЛЬЕ. Слова И. Ляпина.
- ЧЕТЫРЕ ХОРА на стихи А. Вознесенского
- 1. Тбилисский базары
- 2. Первый лед
- 3. Горный родничок
- 4. Песня вечерняя
- СТРОФЫ «ЕВГЕНИЯ ОНЕГИНА». ШЕСТЬ ХОРОВ на стихи А. С. Пушкина из романа в стихах «Евгений Онегин»
- 1. В тот год осенняя погода
- 2. Вот по Тверской
- 3. Теперь у нас дороги
- 4. Мои богини
- 5. Зачем же так неблагосклонно
- 6. Блажен, кто смолоду
- КАЗНЬ ПУГАЧЕВА. ПОЭМА для хора А CAPPELLA на слова А. С. Пушкина из «Истории Пугачева»
- КОНЦЕРТИНО для смешанного хора А CAPPELLA
- 1. Лестница вниз
- 2. Колыбельная
- 3. Сольфеджио
- 4. Русские звоны
Скачать сборник
Источник
РОДИОН ЩЕДРИН. «ДНЕВНИК» (7 ПЬЕС ДЛЯ ФОРТЕПИАНО)
специалист в области арт-терапии
РОДИОН ЩЕДРИН. «ДНЕВНИК» (7 ПЬЕС ДЛЯ ФОРТЕПИАНО)
Щедрин – один из самых крупных и известных композиторов второй половины ХХ века. Та атмосфера, в которой проходило развитие его личности, способствовала становлению его как композитора, блестящего пианиста – исполнителя собственных сочинений.
Особое место в творчестве Р. К. Щедрина занимают сочинения для фортепиано, поскольку именно эта область является достаточно показательной в отношении его авторского стиля. Нужно отметить, что именно в годы учебы в консерватории появились такие фортепианные пьесы как «Юмореска», «В подражание Альбенису», Двухголосная инвенция и « Basso ostinato ». Ярчайшим выражением полифонического стиля Щедрина являются 24 прелюдии и фуги (1964, т. 1; 1970, т. 2) и «Полифоническая тетрадь» (1972). К тому же периоду относится написание цикла «Тетрадь для юношества».
На протяжении всего творческого пути Щедрин уделяет особое внимание жанру ф-п концерта, поскольку всегда трактует фортепиано как симфонический инструмент (1954; 1966; 1973; 1991; 1999; 2003).
Во многом благодаря творческим связям с выдающимися исполнителями-пианистами современности (Олли Мустонен, Денис Мацуев и другие), а также активному участию в культурной жизни нашей страны появились такие сочинения как «Сонатина Concertante » (2005), « L a Pizzicato » (2005) и др., а также циклы «Дневник» (2002), «Вопросы» (2003), «Романтические дуэты для фортепиано в 4 руки» (2007), «Простые страницы» (7 экспромтов) (2009), концертный этюд «Чайковский» (2010).
Родион Щедрин с 1991 года живет в Германии. В Мюнхене он заключил длительный контракт с издательством « Schott », которому принадлежат все права на сочинения последних лет. К сожалению с сочинениями последнего десятилетия мы можем познакомиться лишь на концертах или на специализированных сайтах в интернете. Так и произошло с циклом «Дневники», который был нами услышан на выступлении Екатерины Мечетиной, которая достаточно часто включает его в свои программы.
В отличие от цикла «Вопросы», где исполнителю предоставляется максимальная свобода выбора темпа, нюансов, логики построения цикла и т. д., цикл «Дневник» содержит довольно подробные авторские указания.
Цикл состоит из 7 пьес. Пьесы не имеют названий и исполняются без перерыва ( attaca ). Почему именно 7? Можно вспомнить о 7 днях недели. С числом 7 связаны такие понятия, как 7 смертных грехов, 7 чудес света, число семь – это число Аполлона, также это количество нот. Число 7 используется в символически-обобщенном значении в пословицах и фразеологизмах (Семь раз отмерь – один отрежь, семь бед – один ответ и др.).
В нумерологии число 7 – это символ души в нематериальных вещах. В религии – это число духовного совершенства.
Можно попробовать связать эти значения с названием цикла. Дневник – это нечто материальное, содержащее записи личного характера, описание наблюдений, событий, имеющее субъективную окраску, ведущееся изо дня в день. Цикл в целом содержит пьесы-состояния, где с калейдоскопичной быстротой один образ сменяется другим. Это может быть растерянность, печаль, тревога, помешательство, радость, суета и т.д.
Само название цикла подразумевает наличие авторских указаний. (Поскольку это выражение мыслей в конкретных символах.) Речь идет, например, о выписанной подробно динамике, которая имеет ключевое значение для создания образа. Так в 7 пьесе композитор использует сопоставление контрастной динамики для создания эффекта эха:
Некая неодушевленность образа, состояние оцепенения создается в №4 таким средством художественной выразительности, как постоянная не изменяющаяся на протяжении всей пьесы динамика.
Автор призывает к агогической свободе, аккуратно выписывая все изменения темпа во фразе. То же можно сказать и о требовании единого темпа:
Также композитор позаботился об аппликатуре в местах, где она служит созданию определенного образа и достижения конкретного звукового эффекта:
Такая аппликатура и обозначение quasi glissando подсказывает и необходимый прием игры данного эпизода.
Следует сказать и об обозначениях педали. Ее наличие подтверждает либо знак педали, либо наличие длинных нот:
Творчество Щедрина всегда актуально, созвучно эпохе. Это довольно ярко отражается в цикле «Дневник». Он чутко отзывается в своей музыке на изменения, на события вокруг. К тому же он, как и многие другие музыканты наших дней, не склонен разделять взгляды об исчерпанности средств и художественных ресурсов фортепиано.
Источник