Родион Щедрин — Хоровые произведения
Нотные сборники для хора
композитора Родиона Щедрина
Родион Щедрин
Хоровые произведения
без сопровождения
«Советский композитор», 1988г.
номер с8186к
РОДИОН КОНСТАНТИНОВИЧ ЩЕДРИН — выдающийся советский композитор, с творчеством которого хорошо знакомы как в нашей стране, так и за рубежом. Опираясь на лучшие традиции русской классики, богатство русского фольклора, композитор создает свой, глубоко самобытный стиль творчества, стремясь в своих сочинениях передать богатый духовный мир современника.
Родион Щедрин родился 16 декабря 1932 года в Москве, в семье музыканта-педагога. Первое музыкальное образование он получил у своего отца, который обучал его игре на фортепиано. В 1941 году эти занятия были прерваны начавшейся Великой Отечественной войной.
В 1945 году Щедрин поступил в Московское хоровое училище. Здесь будущий композитор пел в хоре мальчиков пол управлением А. В. Свешникова, здесь же начал сочинять музыку. Его первые сочинения — это небольшие хоровые миниатюры и пьесы для фортепиано, которые разучивались и исполнялись учащимися училища.
В 1950—1955 годы Щедрин—студент Московской консерватории по классу композиции Ю. А. Шапорина и по классу фортепиано Я. В. Флиера. В годы учебы в консерватории он участвовал в фольклорных экспедициях в Белоруссию (1951) и Вологодскую область (1953). Собранный композитором богатый материал послужил основой для создания ряда сочинений в различных жанрах. В эти годы Щедриным написаны: фортепианная сюита Праздник в колхозе (1951), фортепианный квинтет (1952), сюита для кларнета и фортепиано (1952), два струнных квартета (1951, 1954), романсы на стихи В. Маяковского, Н. Хикмета и других поэтов, вокально-симфоническая поэма «Двадцать восемь> на стихи М. Светлова (1953), посвященная подвигу героев-панфиловцев в годы Великой Отечественной войны, музыка для театра и кино. Тогда же композитор делает ряд обработок народных песен. В сочинениях Щедрина намечаются черты, характерные для всего его творчества: связь с современностью, с русской сказкой, народно-песенным творчеством. Особенно интересным и оригинальным является использование современной народной песнн-частушки.
В качестве дипломной работы к окончанию консерватории Щедриным были написаны: Первый фортепианный концерт (1964), отмеченный премией на V Всемирном фестивале молодежи в Варшаве (1955), и несколько сцен из балета «Конек-Горбунок» (по сказке П. Ершова), полностью законченного в годы обучения в аспирантуре и поставленного на сцене Большого театра СССР в Москве в 1960 году. В 1957 году симфоническая сюита «Конек-Горбунок» Щедрина была отмечена премией на международном конкурсе VI Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Москве. В эти же годы композитор пишет музыку к пьесе В. Маяковского «Мистерия-буфф» — в Московском театре сатиры (1957), к кинофильмам «Высота» (1956) и «Коммунист» (1957). Значительным сочинением тех лет явилась Первая симфония, впервые исполненная осенью 1958 года.
Среди произведений, написанных в последующие годы, широко известны: опера «Не только любовь» (на сюжет рассказов С. Антонова) с использованием интонаций русской частушки, поставленная на сцене Большого театра СССР в Москве в 1961 году; Вторая симфония— 25 прелюдий для оркестра (1965); Первый концерт для оркестра — «Озорные частушки» (1963); балет «Кармен-сюита» — транскрипция фрагментов оперы Ж. Бизе для струнных и ударных инструментов (поставлен на сцене Большого театра СССР в 1967 году); Камерная сюита для 20 скрипок, арфы, аккордеона и двух контрабасов (1961); Второй фортепианный концерт (1966); «Бассо остинато», Соната (1962) и другие пьесы для фортепиано. Для этих сочинений характерны тематическая выразительность, изобретательность, контрастность, специфическая эффектность, использование вариантности в развитии формы.
В конце 60-х и в 70-е годы композитор создает целый ряд значительных сочинений. Это—«Поэтория» (1968) на стихи А. Вознесенского для поэта, женского голоса, хора и оркестра — произведение, полное национального мелоса, непосредственной выразительности; новая музыкально-сценическая редакция оперы «Не только любовь», поставленная на сцене Камерного музыкального театра в Москве; балет «Анна Каренина» (1971) с музыкой, полной экспрессии, соединения современного музыкального языка с тонким чувством стиля н времени великого русского писателя; оратория «Ленин в сердце народном» (1969) для солистов, хора и оркестра — к 100-летию со дня рождения В. И. Ленина, значительно обогатившая советскую музыкальную лениниану и отличающаяся органичным соединением традиций народной музыки со смелым применением современных музыкальных средств выразительности; Второй концерт для оркестра — «Звоны» (1968), Третий фортепианный концерт (1973), 24 прелюдии и фуги для фортепиано (1970), фортепианный цикл «Полифоническая тетрадь» (1972), впервые исполненный на фестивале «Ленинградская музыкальная весна» в 1973 году. В 1972 году за оперу «Не только любовь» (новая редакция) и ораторию «Ленин в сердце народном» Щедрин был удостоен Государственной премии СССР.
Качественно новым этапом развития таланта Щедрина явилась постановка в 1977 году на сцене Большого театра СССР в Москве оперы «Мертвые души» (по Н. Гоголю), над которой композитор работал десять лет, а также балета «Чайка» (по А. Чехову), поставленного весной 1980 года. Произведения передают эмоционально-психологическую атмосферу, в которой живут герои, их душевное состояние и характеры — современным музыкальным языком, отличаются глубиной постижения композитором сложных литературных первоисточников русской классики.
Данью уважения к старинной русской культуре, к ее знаменному пению следует считать «Фрески Дионисия» (1981), написанные в сравнительно редком для Щедрина жанре камерного ансамбля. Этим произведением композитор продолжил линию, начатую Вторым концертом для оркестра, связанным с традициями русского колокольного звона.
Одним из значительных сочинений, написанных Щедриным в последние годы, является «Музыкальное приношение» (1983) для органа, трех флейт, трех фаготов и трех тромбонов, произведение огромных размеров, своего рода концертное состязание органа с девятью инструментами. Оно посвящено 300-летию со дня рождения И.-С. Баха.
Щедрин часто выступает в концертах как исполнитель своих фортепианных сочинений. Он ведет большую музыкально-общественную деятельность в качестве председателя правления Союза композиторов РСФСР (с 1973 года), депутата Верховного Совета РСФСР 6, 9 и 10-го созывов, члена Советского комитета защиты мира.В 1981 году Щедрину было присвоено звание народного артиста СССР, в 1984 году он стал лауреатом Ленинской премии, композитор награжден орденами «Знак Почета» (1967), Трудового Красного Знамени (1971), медалями. Ярким признанием таланта Щедрина явилось избрание его в 1976 году членом-корреспондентом Баварской академии изящных искусств (ФРГ).
В предлагаемый сборник вошли произведения для хора без сопровождения, написанные композитором в разные годы и получившие широкое признание музыкальной общественности. В годы учебы в Московском хоровом училище Щедриным написаны два небольших хора на стихи А. С. Пушкина (1950): «Пора, мой друг,. Пора!» для смешанных голосов и «Тиха украинская ночь» (нз поэмы «Полтава») для детских голосов, — хор, публикуемый здесь в переложении для смешанного состава; в студенческие годы написан хор-фуга «Ива, ивушка» (Вокализ) для смешанного хора (1954); в последующие годы композитор создает ряд произведений для смешанного хора, среди них — хоровые циклы «Четыре хора на стнхн А. Твардовского» (1968), посвященные памяти погибших в Великой Отечественной войне; «Четыре хора на стихи А. Вознесенского» (1971), лирико-философские картины нз современной жизни; хоры «Русские деревни» на стихи И. Харабарова (1973) и «Стирала женщина белье» на стихи И. Ляпина (1975); в последующие годы композитор написал также для смешанного хора цикл — Строфы «Евгения Онегина», состоящий из шести хоров на стихи А. Пушкина из романа «Евгений Онегин»; поэму «Казнь Пугачева» на слова А. Пушкина из «Истории Пугачева» (1981) и «Концертино» в четырех частях (1982) по заказу Международного фестиваля хоровой музыки в Корке (Ирландия), впервые опубликованное издательством «Советский композитор» в 1984 году.
Композитор находится в расцвете творческих сил. Поэтому с уверенностью можно сказать, Что мы еще не раз станем свидетелями его новых больших творческих побед.
Э. Леонов
- ДВА ХОРА на стихи А. С. Пушкина
- 1. Пора, мой друг, пора!
- 2. Тиха украинская ночь
- ИВА, ИВУШКА! (Вокализ)
- ЧЕТЫРЕ ХОРА на стихи А. Твардовского
- 1. Лак дорог друг
- 2. Прошла война
- 3. Я убит подо Ржевом
- 4. К вам, павшие
- РУССКИЕ ДЕРЕВНИ. Слова И. Харабарова
- СТИРАЛА ЖЕНЩИНА БЕЛЬЕ. Слова И. Ляпина.
- ЧЕТЫРЕ ХОРА на стихи А. Вознесенского
- 1. Тбилисский базары
- 2. Первый лед
- 3. Горный родничок
- 4. Песня вечерняя
- СТРОФЫ «ЕВГЕНИЯ ОНЕГИНА». ШЕСТЬ ХОРОВ на стихи А. С. Пушкина из романа в стихах «Евгений Онегин»
- 1. В тот год осенняя погода
- 2. Вот по Тверской
- 3. Теперь у нас дороги
- 4. Мои богини
- 5. Зачем же так неблагосклонно
- 6. Блажен, кто смолоду
- КАЗНЬ ПУГАЧЕВА. ПОЭМА для хора А CAPPELLA на слова А. С. Пушкина из «Истории Пугачева»
- КОНЦЕРТИНО для смешанного хора А CAPPELLA
- 1. Лестница вниз
- 2. Колыбельная
- 3. Сольфеджио
- 4. Русские звоны
Скачать сборник
Источник
Аннотация Тиха украинская ночь
Подробный разбор хоровой партитуры «Тиха украинская ночь» Р. Щедрина.
Просмотр содержимого документа
«Аннотация Тиха украинская ночь»
«ТИХА УКРАИНСКАЯ НОЧЬ»
А.С. Пушкин Р.К. Щедрин
Переложение для смешанного хора И.Г. Агафонникова
Щедрин Родион Константинович (родился 16.12.1932, Москва) – русский советский композитор, пианист, общественный деятель. Народный артист СССР (1981). Депутат Верховного Совета РСФСР 6, 9 и 10 созывов.
Родился в семье музыканта. Отец – К.М. Щедрин – композитор и преподаватель музыкально-теоретических дисциплин и истории музыки (в т.ч. в Московском хоровом училище), известный в свое время лектор-музыковед. Дед был православным священником в г. Алексин Тульской области, где провел свое детство Р.К. Щедрин.
Музыкальное образование композитор получил в Московском хоровом училище (1945-1950), затем в Московской Государственной консерватории им. П.И. Чайковского, которую окончил по классу композиции у Ю.А. Шапорина и фортепиано у Я.В. Флиера. В 1965-69г.г. — преподаватель Московской консерватории. Секретарь правления Союза композиторов СССР с 1962г. Председатель правления СК РСФСР с 1973г. Лауреат Государственной (1972) и Ленинской премий (1984), дважды кавалер Ордена «За заслуги перед отечеством» (2002, 2007 г.г.)
Щедрин – один из самых крупных и известных композиторов второй половины 20-го и начала 21-го века. В его сочинениях тесно переплелись современные ритмы и фольклор, а сам композитор определяет свой стиль как «поставангардный». Ему подвластны разные жанры: симфоническая, камерная («Фрески Дионисия», «Камерная сюита»), оперная («Не только любовь», «Мертвые души», хоровая опера «Боярыня Морозова»), балетная («Конек-Горбунок», «Кармен-сюита», «Анна Каренина», «Чайка»), фортепианная музыка (три концерта для фортепиано с оркестром, полифоническая тетрадь, 24 прелюдии и фуги), а также музыка к спектаклям и кинофильмам («Высота», «Нормандия-Неман», «Коммунист», «Сюжет для небольшого рассказа» и др.)
Хоровое творчество композитора широко представлено такими произведениями как «Поэтория» на стихи А.А. Вознесенского, оратория «Ленин в сердце народном» (слова народные), поэма «Казнь Пугачева» на стихи А.С. Пушкина, два хора на стихи А.С. Пушкина, 4 хора на стихи А.Т. Твардовского, 4 хора на слова А.А. Вознесенского, 6 хоров (строфы «Евгения Онегина») и мн. др.
Р.К. Щедрин в своем творчестве широко развил русскую тематику: его оперы и балеты написаны на сюжеты крупнейших русских писателей – Н.Гоголя, А. Чехова, Л. Толстого, В. Набокова, Н. Лескова. Он — автор хоровой русской литургии «Запечатленный ангел», концертов для оркестра «Озорные частушки», «Звоны», «Хороводы», «Четыре русские песни» и т.д.
Яркость и оригинальность дарования композитора, интерес к русскому народному творчеству, своеобразие музыкального языка выдвинули Р.К. Щедрина в число ведущих мастеров современной российской музыки.
В одном из своих интервью композитор сказал: «Первые яркие ощущения вдохновения я получил, исполняя в хоре Московского хорового училища произведения различных композиторов и жанров. Поэтому не случайно, что первыми моими сочинениями стали именно хоровые произведения». В 1947г. Щедрин получил первую премию на конкурсе композиторских работ Московского хорового училища (жюри под председательством А.И. Хачатуряна).
Произведение «Тиха украинская ночь» датируется 1950г. и является вторым номером в сочинении «Два хора на стихи А.С. Пушкина» (первый хор – «Пора, мой друг, пора!»). Первым исполнителем произведения был хор Московского хорового училища (ныне Академия хорового искусства им. А.В.Свешникова), т.к. оригинальная партитура создана для женского или детского хора, предположительно для коллектива Хорового училища, где постигал основы музыкального мастерства юный композитор.
Литературной основой хора является фрагмент поэмы Пушкина «Полтава».
Переложение для смешанного хора сделал Игорь Германович Агафонников (1932 – 2005) – русский хоровой дирижер, общественный деятель, профессор Московской консерватории, народный артист РСФСР. И.Г. Агафонников работал в Большом театре и Музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко, с начала 80-х был художественным руководителем и главным дирижером Государственного академического русского хора СССР, затем возглавлял Ансамбль песни и пляски Советской Армии. Преподавал в Московской государственной консерватории и других творческих вузах страны. Автор хоровых произведений, обработок народных песен, переложений для различных составов хора.
Александр Сергеевич Пушкин — великий русский поэт (1799-1837). Его творчество явилось новым этапом в художественном познании жизни. Наследие Пушкина, определив бурный расцвет русской литературы 19-го века, обогатило духовное достояние нации. Громаден, мудр и неповторим художественный мир, созданный Пушкиным, который раскрыл высокий смысл истиной поэзии. Богатое творческое наследие поэта включает в себя многочисленные стихотворения, каждое из которых – истинная жемчужина слова и смысла, поэмы («Руслан и Людмила», «Кавказский пленник», «Медный всадник», «Полтава» и др.), сказки («Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о золотом петушке», «Сказка о царе Салтане…» и др.), роман в стихах «Евгений Онегин», драматические произведения («Борис Годунов», «Скупой рыцарь», «Моцарт и Сальери», «Каменный гость», «Русалка» и др.), романы и повести («Повести покойного Ивана Петровича Белкина», «Дубровский», «Пиковая дама», «Арап Петра Великого» и др.). Произведения Пушкина широко использовали в своем творчестве русские и современные композиторы: М.И. Глинка, П.И. Чайковский, С.И. Танеев, С.В. Рахманинов, Н.А. Римский-Корсаков, Г.В. Свиридов, Р.Г. Бойко, Р.К. Щедрин и мн. др.
Литературной основой хора «Тиха украинская ночь» является фрагмент поэмы Пушкина «Полтава».
Поэма «Полтава» была написана Пушкиным в 1828г. В ее основу положены исторические события времен царствования Петра I. Фрагмент поэмы (песнь вторая) рисует два контрастных образа: лирический — «Тиха украинская ночь » — безмятежный летний пейзаж и драматический — «В замке шепот и смятенье…, заутра казнь». Сопоставление контрастных образов свойственно природе личности Щедрина, и в своих произведениях он часто прибегает к этому приему.
Музыкальный язык хора воплощает контрастность этих образов различными средствами музыкальной выразительности.
Так форма произведения — 3-хчастная репризная, где в крайних частях — пейзажная зарисовка, а в средней, контрастной — кульминация («заутра казнь»). I часть представляет собой период, состоящий из двух предложений, каждое из которых состоит из двух фраз (в первом предложении по 4 такта, во втором – по 5 тактов). Средняя часть, контрастная по содержанию и музыкальному языку, — период, состоит из двух предложений. В первом предложении 2 фразы по 4 такта, во 2 – 4 фразы (1,2,4 – по 4 такта, 3-я фраза – 3 такта, что соответствует литературному тексту). III часть – реприза, в которой звучит 1 предложение I части с дополнением (4 такта).
Фактура изложения смешанная: гомофонно-гармоническая (1-е предложение I части и реприза, где рисуется пейзаж безмятежной летней ночи), гармоническая (1-я фраза 2-го предложения I части, 2-е предложение II части, «суммирующая» всем хором изложение содержания) с элементами имитационной полифонии (2-е предложение I части в партиях A и B), 1-е предложение II части (S и A), образно передающей текст стихотворения – «в замке шепот и смятенье».
Тональный план произведения подвижный, что способствует воплощению художественного образа, контрастных, изменчивых картин и ситуаций.
Основная тональность – B – dur (натуральный и гармонический виды). Первая фраза 2-го предложения начинается в параллельной тональности g – moll, затем происходит отклонение в тональность S c-moll. Во второй фразе 2-го предложения происходит возвращение в основную тональность (B – dur), а затем отклонение в d – moll (гармонический).
Тональный план II части: 1-е предложение — d – moll, 2-е — g – moll — B – dur. Реприза звучит в основной тональности — B – dur.
Гармонический язык произведения красочен и разнообразен. Сложный гармонический язык оригинала еще более усложняется в переложении для смешанного хора в связи с увеличением количества голосов. Так, например, гармоническая S9 (в середине 1-й фразы) в окончании фразы звучит как обращение VII9 -3 из-за гибкого волнообразного движения темы. Во 2-й фразе гармоническая VI ступень энгармонически заменяется на VII гармоническую в параллельной тональности и подготавливает отклонение в g-moll (2-е предложение). Нисходящее поступенное движение басовой партии в начале 2-го предложения обуславливает необычную гармоническую последовательность: t(g-moll)-t2-s6=t6-D46-t…(нотный пример: «Своей дремоты превозмочь не хочет воздух…»). Заканчивается I часть половинной каденцией в тональности d-moll. 1-е предложение II части строится на аккордах доминантовой группы, во 2-м применяются VII-я натуральная, S, II, кульминационный аккорд – DD3/4 +1 в мелодическом положении терции. Гармонический язык репризы повторяет 1-е предложение I части.
Темп – moderato (умеренно), в средней части – piu mosso (подвижнее).
Метроритмическая структура произведения достаточно устойчива. Размер простой – 2/4 сохраняется на протяжении всего произведения. Ритмический рисунок составляют различные длительности от до .
Необходимо отметить ритмическую особенность в переложении для смешанного хора И.Г. Агафонникова: в отличие от оригинальной партитуры Р.К. Щедрина тема начинается из-за такта с четвертной длительности — у автора – восьмая (нотный пример: «Тиха украинская ночь…»). Во второй фразе и репризе ритмических изменений по сравнению с оригиналом не происходит. Ритмическая структура хора основана на чередовании ровных длительностей и пунктирного ритма — . , . , что является, так же, как и , средством музыкальной выразительности для передачи художественного образа. Ритмической особенностью партитуры является несовпадение ритмического рисунка в различных хоровых партиях. Это связано с гомофонно-гармонической фактурой и элементами имитационной и подголосочной полифонии.
Переложение И.Г. Агафонникова сделано для 4-хголосного смешанного хора a cappella с divisi во всех хоровых партиях.
Тема проходит в партии SI. Мелодический рисунок темы строится следующим образом: восходящий октавный скачок с последующим нисходящим движением (1-е предложение). В дальнейшем тема развивается в сочетании скачкообразного и волнообразного рисунка, а также ostinato, что представляет значительные вокальные трудности для исполнения. В основном тема изложена в средней тесситуре, но в начале произведения, в кульминации и в репризе звучит в высокой тесситуре. Интонационные трудности в партии сопрано обусловлены, главным образом, сложным мелодическим рисунком с широкими восходящими и нисходящими скачками на 4ч, 5ч, 6м, 7м, 8ч. в I части, ostinato с поступенным восходящим движением во II части и альтерациями.
Партия SII звучит в терцовом соотношении с темой в первом предложении I части и в репризе, а в кульминации — в секунду и малую сексту.
Диапазон партии SI — d1 – g 2
Партия А изложена в основном в средней тесситуре. В 1-м предложении средней части в партии альтов происходит divisi в терцовом соотношении АI и АII . Особенностью мелодического строя альтов является энгармоническая замена VI гармонической ступени в основной тональности B-dur на VII гармоническую в параллельной g-moll, которую необходимо интонировать с тенденцией к повышению, что необходимо учитывать в работе над мелодическим (горизонтальным) строем.
Диапазон А — cis1 — d 2 .
Партия Т изложена в средней и высокой тесситуре. Эпизодически (2-е предложение 1-й части и 2-е предложение 2-й части) звучит в унисон с партией S, дублируя тему. В связи с этим трудности строя и ансамбля должны преодолеваться так же, как и в партии S, а далее необходимо работать над половинным ансамблем партий S—T. В кульминации произведения в партии T происходит divisi.
Диапазон Т – fis – f 1 .
Партия В развивается в достаточно широком диапазоне (10б) в основном в средней тесситуре. Divisi — в 1-м и последнем предложениях произведения. Интервальное соотношение между ВI и ВII – 5ч и 8ч. В мелодической линии партии имеются значительные вокальные и интонационные трудности: скачки (восходящие на 4ч и 8ч и нисходящие у BII на 5ч), а также альтерации, связанные, в основном, с отклонениями.
Диапазон партии В – B – d 1 .
Общий диапазон хора – B – g 2 .
Кульминация произведения звучит во 2-м предложении 2-й части. Она выражена динамически – FF, фактурно – 6 голосов за счет divisi в партиях S и Т, тесситурно – g 2 , изменением характера звуковедения – marcato, повторением ключевого слова «казнь», произносимого в конце кульминации шепотом (нотный пример).
Характер звуковедения – legato, в кульминации – marcato.
Используются различные виды дыхания: общехоровое по фразам, цепное внутри предложений, по мере вступления голосов (1-е предложения каждой части).
Особенностью литературного текста в этом произведении является большое количество шипящих и свистящих звуков, которые необходимо произносить коротко и в то же время отчетливо: « Тиха украинская ночь…» . Кроме того, дикционную трудность представляют: несовпадение подтекстовки в разных партиях, одновременные окончания («ночь», «блещут», «казнь», «кругом»).
Трудности гармонического (вертикального) строя возникают в связи с изменением расположения аккордов (1-е предложение – тесное, затем широкое), альтерациями и унисонами, которые необходимо точно выстраивать.
Ансамблевую трудность представляет переход с гомофонно-гармонической фактуры (1-е предложение) к унисону в начале 2-го предложения, элементы имитационной полифонии (1-е предложение средней части), эпизодически встречающееся широкое расположение аккордов, а также заключительная фраза хора, исполняемая на РР.
В сочинении применяется объёмная и красочная динамическая палитра – от РР до FF, что также является вокально-хоровой трудностью, т.к. требует от исполнителей совокупности всех профессиональных навыков.
Произведение доступно для исполнения профессиональным, учебным и хорошо подготовленным самодеятельным хоровым коллективам смешанного состава.
Источник