Сделать комбик для бас гитары

Простой гитарный комбик в корпусе старого «PEAVEY». Схема, печатка, сэмплы (восстановлено)

Содержание / Contents

Ещё до меня внутри собирал усилилитель какой-то самодельщик. Но результат был настолько отвратительным, что его принесли мне. Огромное спасибо этому неизвестному паяльщику за хороший трансформатор, который очень пригодился для питания моего пятидесятиваттного варианта УМЗЧ!

↑ Схема предварительного усилителя комбика

Канал «Guitar»: переключение режимов «Clean/Drive» (чистый/перегруз), регулятор усиления «Gain» и регулятор громкости «Drive Volume» в режиме «Drive».

Канал «Bass»: регулятор громкости/усиления «Volume». Общие для обоих каналов регуляторы тембра «Bass», «Middle», «Treble».
Общий регулятор громкости на выходе преампа «Master».

По схеме скажу только о самом главном. RC-цепочки C4R4, C5R7, C6R8, C7R10 корректируют АЧХ так, как нам нужно: подчеркивая и формируя самые вкусные частоты гитарного диапазона. Без них звук был бы слишком «плоским», неярким и невыразительным.

Диоды служат для ограничения амплитуды на пиках, опять таки формируя «тот самый звук».

Сопротивление потенциометра P7 вместо 100К можно поставить 470К — 1М, тогда драйва в режиме «Drive» будет намного больше и можно будет играть более тяжелые вещи.

↑ О деталях преда

Конденсаторы C1, C3, C8, C10, C11, C19, C18 — керамические многослойные. C12, C13, C16, C17 — электролитические, Jamicon. Все остальные — плёночные отечественные типа К73-17.
Резисторы мощностью 0.125-0,25 Вт.
ОУ KA4558 или аналоги других фирм, например BA4558, NJM4558.

↑ Оконечный усилитель комбика, он же УМЗЧ

Схема — класика жанра, добавлено лишь токовое зеркало на транзисторах VT4, VT5.

Резисторы R12, R13 мощностью 2-5 Ватт.

Транзистор VT7 устанавливаем на теплоотвод одного из выходных транзисторов.

Выходные транзисторы устанавливаются на теплоотводы с площадью не менее 400 см кв каждый.

Конденсаторы C6, C7 МБМ, запаиваются в непосредственной близости к корпусам выходных транзисторов, соединяя второй вывод с шасси.

↑ Налаживание УМЗЧ

Включим в положительную и отрицательную ветви питания по лампе, напряжение которой не меньше питающего, можно взять лампы 230V на 60W. Защитная способность лампы накаливания основана на том свойстве, что между её сопротивлением в холодном и горячем состоянии существует большая разница.

Если усилитель работает хорошо, ток покоя составляет около 30-40 мА. При таком токе лампа накаливания за счёт малого «холодного сопротивления» эквивалентна проводнику (короткому замыканию), как если бы её и не было в цепи. Другими словами, когда лампа не горит — всё в порядке.

Если лампа горит, это свидетельствует о большом токе потребления и о наличии какой-то неисправности в схеме. Однако катастрофы не произойдёт, т.к. возросшее сопротивление разогретой нити накала лампы ограничило ток, что понизило вероятность повреждения деталей усилителя (как правило, выходных транзисторов).

Ток покоя 30-40 мА выставляется подстроечным резистором R7. Если его регулировки не хватает, нужно уменьшить сопротивление резистора R8.

Опыт показывает, что большой ток покоя возникает из-за неправильной установки резисторов, дефектов на плате, плохой пайки, высокочастотного самовозбуждения и, гораздо реже, вследствие плохих деталей.

↑ Схема блока питания

На обмотке для питания усилителя должно быть напряжение 2×26 V при токе не менее 2 A.

Резисторы R1, R2 нужны что бы ограничить входное напряжение стабилизаторов 7815/7915.

Все общие провода должны быть сведены в одной точке, это залог чистого звука и устойчивой бесперебойной работы устройства в целом.

Конденсаторы у меня все Jamicon. C1, C2 должны быть на напряжение не менее 50 Вольт, а C3, C4 — не менее 25 Вольт.

↑ Файлы и сэмплы

▼ Файловый сервис недоступен. Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Ах да, чуть не забыл. Вот пара семплов. Канал «Guitar», режим «Drive», «Gain» на максимум. Звук писался на микрофон + магнитофон. Отсюда и шипение.

Вот и всё. Будут вопросы — пишите в комменты.
Удачи!

Камрад, рассмотри датагорские рекомендации

🌻 Купон до 1000₽ для новичка на Aliexpress

Никогда не затаривался у китайцев? Пришло время начать!
Камрад, регистрируйся на Али по нашей ссылке. Ты получишь скидочный купон на первый заказ. Не тяни, условия акции меняются.

🌼 Полезные и проверенные железяки, можно брать

Куплено и опробовано читателями или в лаборатории редакции.

Источник

ГИТАРНЫЙ КОМБИК С ЭФФЕКТАМИ

Вот результат почти 2-х недельной работы по сборке самодельного гитарного комбика с эффектами. Усилитель основан на микросхеме TDA2052, имеет мощность около 20 Вт. Для звуковоспроизведения использовался чешский динамик ARO 7908, вероятно, это лучшее, что можно получить в ценовой категории до 1000 рублей.

Схема УНЧ на TDA2052 для гитарного комбика

Схема блока создания гитарных эффектов

Но наиболее интересной частью комбика является блок предусилителя, взятый из проекта SansAmp, с эхо эффектом и также имитирующего звук ламповых усилителей от Fender, Marshall и Mesa с большими возможностями настройки, например 3 эмуляции позиционирования записывающего микрофона, заметно влияющие на звук — Off Axis, Classic, Center. Это позволяет получить довольно большую модификацию звука.

Вот принципиальные схемы предусилителя и эхо-эффекта, все что нужно сделать, это правильно их спаять.

Что касается микросхем ОУ, серия TL072 используются даже в оборудовании HI-END, возможно, не самых дорогих экземплярах, но они там есть, так что не стоит беспокоиться о шуме. В любом случае можно их заменить на аналогичные, например:

  • TL06x — 3,5 В / мкс — низкое потребление тока от блока питания
  • TL07x — 13 В / мкс — малошумящий операционный усилитель
  • TL08x — 13 В / мкс — ОУ общего использования

Для последних двух серий микросхем производители дают THD на уровне 0,003%.

Решетка динамика — тут использовалась садовая сетка для газонов, она прочная и эстетичная.

И напоследок скажу, что звучит всё довольно прилично, как для такой маленькой конструкции. А на своём веку удалось поиграть на десятке фирменных примочек, так что есть с чем сравнивать. Файлы проекта тут

Форум по обсуждению материала ГИТАРНЫЙ КОМБИК С ЭФФЕКТАМИ

Самодельная полка-кассетница для хранения мелких деталей и других электрических компонентов.

Волновое управление, двухфазное и способ регулирования тока в обмотках шаговых двигателей.

Увеличение мощности интегральных усилителей транзисторами. Рассматривается на примере схем LM3886 и TDA7294.

Источник

Бас гитарный звук. Как нарулить конфету на любой площадке! (часть 2)

Динамики для бас гитарных кабинетов бывают разных размеров, и каждый размер дает звуку свою особую окраску. Классические размеры, часто встречающиеся у многих производителей – это 10, 12, 15 и иногда 18 дюймов. Компания Phil Jones Bass разработала революционное новшество – 5ти дюймовые динамики, количество которых в одном кабинете может доходить до 24 штук. Маленькие динамики дают более быстрый отклик, поэтому кабинеты этой фирмы имеют чистое звучание с богатыми верхами, при том что большое количество динамиков все равно дает очень плотный и жирный низ.

10-ти дюймовый динамик, это устоявшаяся классика, кабинеты с такими динамиками могут встречаться в разных вариантах, как в конфигурации 1*10 так и в вариантах 2*10, 4*10 и классическом 8*10. Из за быстрого отклика динамика и звонкого верха, 10ки очень любимы басистами в стилях требующих скоростной игры, таких как фанк (слеповые техники) . При этом в правильной конфигурации 10ки могут давать потрясающий низ. Многие басисты считают 12шки идеальной серединой между 10кой и 15шкой. 12шка имеет все плюсы 10ти дюймового динамика, при этом дает дополнительный низ присущий 15ти дюймовому собрату – которому присуща теплота звучания, бархатная середина и густой низ.

15ти дюймовые динамики используются в стилях требующих «тяжелого баса» — блюз, реггей, кантри и все типы рока. Не смотря на то, что они все же неплохо звучат даже с быстрыми партиями, их звук менее звонкий и разборчивый. Кабинеты с участием 18ти дюймового динамика уже большая редкость, но все же иногда встречающаяся на крупных концертах. У таких динамиков сильно снижена отдача высоких частот, по этому они используются в основном в кабинетах с динамиками меньшего размера. Самый крупный в семействе – 21 дюймовый динамик используется в основном в сабуферах, для передачи супер низких частот, обычно такие кабинеты используют группы с очень низкой настройкой.

В дополнение к динамику, очень много серий современных бас кабинетов используют пищалки или компрессионные динамики, служащие для передачи высоких частот. Когда в 80х годах фанк музыка стала очень популярной, многие производители оборудования начали добавлять пищалки в свои басовые кабинеты, что бы донести звонкий слеповый звук фанка до слушателей на концертах. Сегодня нужно постараться , чтобы найти басовый кабинет, у которого нет этого маленького динамика.

Твиттеры – это пьезо-элементы, которые используются в маленьких кабинетах, поскольку чтобы соревноваться по громкости со своими большими братьями, они требуют слишком много мощности. Компрессионный динамик, это по сути обычный динамик, который укреплен на раструбе. Они более эффективны по использованию мощности, по этому отлично звучат в пачке с большими динамиками на большой громкости.

Эти маленькие компрессионные драйверы дают отличный высокий звук, но при долгом использовании могут начать давать легкий посторонний шум, а в последствии перегруз. Тем не менее, на большинстве кабинетов есть возможность отключать пищалку, что бы не использовать ее постоянно, тем самым продлевая срок ее работы.

Кабинет сам по себе играют важную роль в создании качественного звука; размер самого кабинета, его геометрия и материалы – все это влияет на конечный звук! Древесина должна быть очень плотной и жесткой, чтобы весь получаемый звук отражался, а не глушился. Компания Mesa Engineering использует 11-слойную прессованную

фанеру из балтийской березы (известная порода строевого леса) и жесткую внутреннюю склейку и прошивку шва, что бы весь звук шел строго по направлению звучания динамика. Расположение отверстий на кабинете влияет на то, как звук выходит из кабинета, и на то, как отражается акустика помещения на конечном звучании.

Кабинет с отверстиями спереди подает звук прямо и, находясь на полу, будет задействовать пол как дополнительный экран для направления звука. Если отверстия находятся сзади, то на звучание кабинета будет влиять расстояние до стен, что можно использовать на выходом для звука, который формируется в нутрии кабинета и очень сильно увеличивают эффективность динамика. Кабинет без отверстий будет давать более плотный бас, но с меньшей глубиной. На больших кабинетах это имеет смысл, потому что они и без того дают мощный и жирный низкий тон.

Работа с помещением

Звукорежиссер.Если у вас есть всего один усилитель, как сделать так, чтобы он подходил в разных концертных условиях? Есть несколько простых приемов, которые помогут справиться с любой ситуацией.

Самая большая ошибка – портить отношения со звукорежиссером. Постарайтесь с самого начала саундчека установить с ним хорошие отношения, пообщайтесь с ним, купите ему пиво (но не больше одного). После такого знакомства звукорежиссер будет лучше работать с вашей группой. Большинство звукорежиссеров подключат вас через директ бокс. Возможно, вы захотите, что бы в пульт шел уже обработанный эквалайзером усилителя звук, но не всегда звук со сцены хорошо подходит для настройки порталов. Если у вас есть педали эффектов, в этом случае идеально послать в пульт сигнал с выхода pre-eq вашего усилителя, если есть такая возможность.

Что бы получить более крутой звук, нужно поработать с помещением, в котором вы собираетесь играть. Если ваш бас звучит через порталы, ваш комбо или стек на сцене будет вашим монитором. На больших площадках ваш бас будет так же в напольных мониторах и общем миксе. В этом случае игра на среднем уровне громкости даст самые хорошие результаты. В случае если вам нужно прокачивать зал вашим стеком, вам придется играть громче, но это может стать и вашей проблемой.

Громкие низкие частоты создают маскирующий эффект. Низы займут столько места в общем звучании, что вы не услышите верха и середины, а увеличение уровня этих частот перегрузит и сделает звук еще более нечитабельным. Лучший выход тут – убрать низов и прибавить громкости. Это спасет вас во многих ситуациях. Помните, что в концертных условиях, ваш басовый звук может не нравиться вам, но при этом отлично звучать в миксе со всей группой. Наоборот, хорошо звучащий бас может убить весь микс группы.

Поэтому не гонитесь за звуком, который нравиться вам, а настраивайте читабельный звук, который будет звучать с группой и просто слышен людям в зале. Основная причина звуковой каши – это эгоизм каждого конкретного участника группы.

Акустика на сцене

Если вы расположите ваш кабинет на полу, это заставит резонировать все помещение – усиливать и искажать частоты исходящие из вашего стека. Это не самая хорошая ситуация для концертной площадки. Поэтому полые сцены становятся кошмарным сном басиста – вся сцена в этом случае превращается в продолжения вашего кабинета создавая глухие низы.

Лучшее решение – поднять кабинет с пола. В идеале поставить кабинет на какую-то непроводящую звук основу – например большой резиновый пэд. При помощи этой хитрости вы избавитесь от сильного «гуляния» низких частот. Если у вашего кабинета отверстия внизу, идеальным решением будет перевернуть его на бок или вверх ногами, это так же поможет справиться с низкими частотами.

Если у вас маломощный стек, возможно использовать акустику помещения для получения более громкого звука. В этом случае полая сцена сыграет вам не в минус, а в плюс и добавит вам недостающих низов. Если вы поместите усилитель ближе к стене или в угол, то близлежащие стены будут отражать больше звука в зал, тем самым становясь как бы частью вашего стека. Если в кабинете есть отверстия, то расположите его хотя бы в 15-20 сантиметрах от стен, что бы звук распределялся правильным образом.

Что бы получить крутой живой звук, необходимо понимать, что можно извлечь из каждого конкретного набора аппаратуры, знать, как образуется звук и как он распределяется по помещению и самое важное – не лениться приезжать на саундчек, что бы познакомиться с аппаратом и звукорежиссером по ближе.

Очень часто крутой концертный звук требует , чтобы вы пренебрегли своим звучанием ради общей картинки, иногда нужно переступать через себя и делать не то, что вы считает правильным, а экспериментировать и развивать в себе талант цельного восприятия музыки. Результаты не заставят себя долго ждать, вы и ваша группа будете звучать лучше!

Источник

Читайте также:  Варианты полонеза огинского для фортепиано
Оцените статью